Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Народное ремесло (ткачество) в моей семье

« Научи меня, мати на кроснах ткати!» - обращалась девушка в старой песне к матери. А добрый совет жениху давали такой: «Выбирай не ту, что росла, а что умеет ткать на кроснах!. »

«Домотканый холст широко использовался в крестьянском хозяйстве. Из него делали одежду, полотенца, скатерти и т. п. Ткать в начале ХХ века умела любая женщина. Девочек обучали этому ремеслу с 12-14 лет. Богатство цвета, разнообразие орнамента, искусное владение техникой ткачества- закладного, браного, выборного, переборного, ремизного, ажурного- просто потрясают». Искусству узорного ткачества обучали с детства, навыки передавались из поколения в поколение. Все вещи, как правило, женщины ткали на деревянных самодельных станках.

В некоторых старых деревенских домах и сейчас еще можно увидеть нарядные узорные полотенца, которыми хозяйки украшают стены, «красный угол», зеркала, портреты, нарядными скатертями покрывают стол в праздники.

Эта стпатья попытка исследования в роде Хохловых- Лапшиных, народного ремесла - ткачества.

Источниковой базой послужили издания Тюменского областного краеведческого музея им. И. Я. Словцова «Творчество народов Тюменской области», « Хозяйство русских в коллекциях Тюменского областного краеведческого музея». В работе были использованы «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля в четырех томах, научно-популярные издания Липс Ю. «Происхождение вещей. Из истории культуры человечества», «Прекрасное своими руками» под редакцией С. С. Газаряна, книга Юрьева Н. «Праздники с рушниками».

История ткачества

Ткачество, слово это родственно связано с глаголом «ткать». В свою очередь, глагол «ткать» произошел от «протыкать», «вытыкать» ( ткач протыкает нитку через полотно других ниток), «утыкать» (отсюда «уток»), «тыкать». При опущении буквы «ы» образовался сокращенный глагол «ткать». Перетыкая, переплетая под прямым углом нити основы и утка, ткач получает ткань.

«Уже древнейшие находки показывают, что в домашнем обиходе доисторических земледельцев искусство прядения и тканья было делом общераспространенным. В самых нижних культурных пластах Анау были обнаружены глиняные пряслица, которые хронологически можно отнести, по крайней мере, к 3500 году до н. э. Такие же пряслицы были найдены в развалинах Эриду, в так называемой культуре Сескло доисторической Греции, а также при раскопках критского неолита. Особенно много пряслиц и ткацких грузил было найдено в местах бывших свайных поселений в Европе, где, несмотря на прошедшие тысячелетия, сохранились даже части ткацких станков, ткацкие рамы, прялки, а также куски тканых циновок и льняных тканей.»

«Как показывают факты, ткацкий станок, ведущий свое происхождение от техники плетения, также был изобретением женщины. Свою форму ткацкий станок заимствовал у рамы для плетения с ее параллельно расположенными нитями основы, через которые пропускается рабочая нить, или уток.

Разновидностей примитивного ткацкого станка такое множество, что они могут дать материал для специального исследования.

Однако из древних ручных ткацких станков выходили настолько замечательные ткани, что многие из них значительно превосходят изделия современной промышленности. Поразительная прочность и красота этих материй объясняется тем, что их изготовляли не спеша. Они замечательны своими древнейшими ткаными орнаментами и удивительно нежными натуральными красками »

Описание работы на ручном ткацком станке

Из воспоминаний моей двоюродной бабушки Казаковой Нина Федосеевны. « В семье у нас был деревянный ручной ткацкий станок. Он до сих пор хранится в доме на чердаке у младшего сына Романа. Станок состоит из четырёх вертикальных брусьев, на которых крепятся поперечные бруски. С двух сторон крепятся валики- навои. На передний навой наматываются нити основы, на задний валик- пришву, наматывается сотканная ткань- кросно.

Для того чтобы ткань получалась плотной, нитки утка время от времени нужно притыкать. Это делают при помощи набилки с бёрдом.

Бёрдо тоже деревянное, представляет из себя гребень с множеством зубьев. Бывает бёрдо широкое и узкое, зависит от ширины ткани.

При помощи челнока нить утка продевается между нитями основы слева направо, и наоборот. Челнок выдалбливают из дерева, внутрь закладывают цевки с пряжей. Цевки- деревянные округлые палочки, на которые наматывается пряжа. Было специальное приспособление - скально для намотки пряжи на цевки.

Нитки для тканья получали разным способом. Растили лен, из него пряли куделю, и выделывали нитки. Также мама использовала катушечные нити № 20 или 10, пожарный рукав, распускала его и получались нитки. Для узора брали цветные нитки мулине»

Баба Фана открывает крышку старого, окованного жестью сундука, до самого верха наполненного полотенцами, салфетками, половиками, дорожками самоткаными.

Она бережно откладывает в сторону вышитое полотенце своей тетки Анфисы Михайловны шитое красивыми цветами.

Для мастериц - ткачих на их изделиях не просто квадратики или узорчатые полоски. Для каждого узора существовали свои условные названия, дающие в какой-то степени представление о характерных особенностях этого орнамента. По названиям можно представить и сам орнамент: «лапки», «звездочки», «шашки», «ёлочки», «лесенки», «горох», «гребешки», «цветы», «глаза».

Сделаны узоры в разных цветах, но основные – черный, красный, синий.

Каждое полотенце - сейчас семейная реликвия, выткан он к празднику, на память детям и внукам. В доме бабушки Фаины Федосеевны полотенца обрамляют фотографии, с которых смотрят всегда молодые бабушка и дедушка, отец и мать. Эти полотенца называются показательные. На узорном полотенце подносили хлеб-соль почетным гостям, для рук было специальное полотенце-ручник.

Бабушка Лапшина Феофания Федосеевна вспоминает: «Маленькая была, так уже ткала с матерью за одним станком, с краю помогала, кросно заправляла. Когда усадила меня мать нитки в узоры закладывать, я все боялась, как бы не напутать. А брат Володя очень хорошо разбирался в станке. Мама с ним даже советовалась, как стёкла (узоры) подобрать. Годы уходят, а полотенца остаются. Вот и правнукам память о прабабушке. Все в этих полотенцах: радости и печали, труд мамин»

Описание изделий

Полотенца

Полотенца всегда украшали бахромой в виде кистей, мережкой. Орнамент в основном был геометрический, выполненный разными цветами.

Полотенце льняное украшено условным узором «ёлочка» в зелено- бежевых тонах, крестовым узором в розово-оранжевой гамме. Использована мережка, кисточки. Длина изделия 177 см, ширина 35 см.

В полотенце использованы нитки сиреневые, светло- зеленые, темно- зеленые, черные, красные, розовые, коричневые. Кайма в виде квадратиков, затем в виде «паучков» затканы зелеными нитками в 7 полос, повторяющихся цветов. А сам узор выткан красными нитками в виде крестов. Яркий рисунок в красно-зеленых тонах, с добавлением сиреневого, светло-зеленого, черного, коричневого, розового. Украшено полотенце богатым узором из кистей. Длина полотенца 148 см, кисти-12 см, ширина 38 см.

В полотенце основные цвета рисунка фиолетовые, сиреневые с добавлением зеленого, желтого. Кайма в виде двух полос квадратиками зеленого, сиреневого цвета, треугольники фиолетового цвета. Условный рисунок в виде крестов, на фоне квадратиков. Украшен кистями из ниток белого цвета. Длина 158 см, ширина 37,5 см.

Полотенце На белом фоне условный рисунок «треугольники» в бордовой гамме. Украшен мережкой с кисточкой. Длина 152 см, ширина 38 см.

В льняном полотенце использованы красный и белый цвет. Выполнен рисунок белыми нитками на белом фоне в виде треугольников, ромбов. Красными нитками выполнен рисунок в виде полосок, квадратиков, расположенных в шахматном порядке.

Салфетки

Салфетка выполнена в бело- бордовой гамме. Бордовые широкие и узкие полосы расположены на белом фоне в виде квадратов. Украшена салфетка мережкой и короткой бахромой. Длина салфетки 56 см, ширина 53,5 см.

Салфетка Посередине раппорта полоса голубого цвета, по краям красные квадраты, затем коричнево- зеленая полоса, сиреневые квадраты, Использованы золотые, бирюзовые цвета. Украшена салфетка тоже мережкой и кисточками в одну нитку. Длина 62 см, ширина 53,5 см.

Половики, дорожки

Половики, дорожки ткали полосатые, клинчатые, выкладные (засыпы), клетчатые.

Полосатые половики или пестрядь - простейший узор, доступный любому, это ткань в полоску или клетку. Полосатые половики состоят из полос разных цветов. При узоре горизонтальными полосками чередуют нитки утка разных цветов в определенном порядке. Например: 10 желтых, 4 белых, 2 черных, 2 белых, 2 красных, 2 белых, 2 красных, 2 белых, 2 черных, 4 белых и 10 желтых.

В клинчатых половиках узор в виде ромбов разных цветов на черном фоне.

Половики выкладные или засыпы в виде клеток, в клетках разного цвета выполнены узоры в шахматном порядке. Выполнялись в многоремизной технике, ткань имела лицевую и изнаночную стороны.

Половики клетчатые. По цветовому решению ткань клетчатая, имеются клетки 3-х типов: черные, красные, красные с черной основой. Просновки (линии между клетками) желтого, синего, красного цветов. Ширина такого полотна обычно от 70 до 85 см. Ткань была соткана из красных, синих и черных нитей. Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны.

Дорожки, сшивали из полос и получались покрывала, накидки на диваны, кресла, покрывали такими сшитыми дорожками полы в горницах.

Ковры

«В ХУ11 веке в нашем крае появилось ковроткачество, которым владели переселенцы из Курской и Саратовской губерний. В Х1Х веке этот промысел стал особенно популярен на территории Тюменского, Ишимского и Шадринского уездов Тобольской губернии. Особенно прославились своими мастерицами села Каменское, Кулаково, и Решетниково Тюменского уезда. Для тюменских ковров характерен черный фон и яркие разноцветные растительные узоры. В центре ковра помещались окруженные листьями и бутонами маки или розы. По углам - по одному крупному цветку или бутону. Кайма, как правило, была узкой. В виде линии или орнаментальной полосы. »

Много ковровых орнаментов выткала за свою жизнь Екатерина Михайловна Хохлова. Но своим любимым узором для ковриков считала яркие цветы на черном фоне.

Во время подготовки работы я познакомилась с коллекцией тканых изделий своих прабабушек, изучила историю ручного ткачества, узнала принципы работы на ручном ткацком станке. Медленно из-под рук ткачихи как бы выплывает затейливый узор будущего полотна. При ходе челнока длина ткани увеличивается на одну уточную нить. Всего на одну ниточку! Сколько терпения нужно для этого! Какими качествами должна обладать ткачиха? Во-первых, хорошим здоровьем, зрением, нужно быть внимательной, добросовестной, обладать природной женской ловкостью, сноровкой. А самое главное - старание, желание трудиться. Всеми этими качествами обладала моя прабабушка Хохлова Екатерина Михайловна. Может и мне передались многие качества моей прабабушки? Она всегда будет для меня примером. Если я буду относиться к работе как моя прабабушка, непременно добьюсь успеха. А значит труд станет радостью.

Предполагается продолжить начатую работу. Более подробно изучить изделия искусной вышивальщицы двоюродной прабабушки Кондаковой Анфисы Михайловны, вышивки моей бабушки Лапшиной Феофании Федосеевны, ажурные вязаные скатерти двоюродной бабушки Оглоблиной Марии Кузьминичны.

Народное творчество умельцев - это самобытное, художественно ценное явление. Думаю, что не только храмы, музеи, уникальной красоты ландшафтные заповедники должны охраняться государством. Охраняться должны и талантливые люди нашей земли, хранящие традиции, владеющие редкими по сегодняшним временам ценностям народного искусства.

Краткий словарь терминов

Бёрдо-принадлежность ткацкого станка, род гребня. Зубья бывают деревянные, тростниковые или из плющевой проволоки.

Браное ткачество- вид ткачества, позволяющий выполнять любой сложности геометрические узоры. Фактура браных изделий рельефна; цветные нити, чаще красные, ложатся настилом по полотну то с лицевой то с изнаночной стороны, при этом узор с изнанки - негативное изображение узора с лицевой стороны.

Выборное ткачество - по технике близко к браному, но в выборном ткачестве, узорный уток не проходит по всей ширине ткани, а заполняет лишь отдельные участки, создавая цветовые пятна.

Выкладные (засыпы)- изделия, выполненные в технике ремизного ткачества.

Кросно - 1. крестьянский холст, простое полотно, новина, целой трубкой, в куске; 2. ткацкий стан.

Кудель - вычесанный пучёк льна или пеньки, приготовленный для пряжи

Набилки - составная часть ткацкого стана. Служит для уплотнения нитей ткани.

Навой- 1. навить, 2. большая катушка, вал для навивки нитей основы.

Пестрядь (пестроткань)- техника узорного ткачества, имеет вид разных по сложности и цветовой насыщенности клетчатых орнаментов или полосок.

Пришва (пршивица, пришевце) - передний вал или колода на ткацком стане, для укрепления за головку (полоску холста) основы и намота новины, холста.

Раппорт - ритмически повторяющийся элемент, из которого складывается орнамент.

Скально - приспособление для перемотки пряжи на цевки и катушки.

Ткать, токать, работать на ткацком стане, пропускать уток по основе, плести из нитей сетчатую, более или менее частую вязь, полотнище.

Уток - поперечные нити ткани, переплетающиеся с продольными ( основой)

Цевки - плоские вытянутые дощечки прямоугольной формы для наматывания пряжи

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)