Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Наш храм вчера и сегодня

На самом западе Воронежской области находится село Нижнедевицк, которое является районным центром. Это село – мая малая родина. Практически с самого рождения я являюсь прихожанкой нашего Вознесенского храма. Здесь меня крестили, здесь я делала свои первые шаги. С шестилетнего возраста посещаю воскресную школу при нашем храме. Здесь у меня много друзей , и я с нетерпением жду занятий.

Часто, гуляя с семьей по селу, я слышала от папы, что на месте нынешнего Дома культуры раньше возвышался большой и красивый храм. Мне очень захотелось узнать историю этого храма. Когда его построили? Каким он был? Почему и кто его разрушил?

Оказалось, что история Вознесенского храма неразрывно связана с историей нашего села. Село Нижняя Девица было образовано во второй половине XVIII века. К сожалению точной даты нет. Заселялось оно выходцами в основном из Курской и других близлежащих губерний. Большинство населения были однодворцы- служилые люди, которые владели небольшим земельным участком. Позднее однодворцы были переведены в разряд государственных крестьян. В это время село Нижняя Девица относилось к Заублинскому стану Старооскольской «округи».

В 1779 году было открыто Воронежское наместничество. Село Нижняя Девица получило статус города, и был образован Нижнедевицкий уезд.

В 1781 году городу был дан герб.

В 30- годы ХХ века город потерял свой статус и снова стал называться селом, сохранив свое название Нижнедевицк.

Вместо ветхой деревянной Архангельской церкви в 1796 году началось строительство нового каменного храма. Освящена новая церковь была в 1808 году. Имела она три престола: главный (центральный) престол посвящен Вознесению Господню, правый- Тихвинской иконе Божией Матери и левый- Архистратигу Михаилу.

Деревянное здание старой церкви было продано в 1807 году на снос за 450 рублей.

Уже в 1853-1857 годах вместо прежних ветхих- тесной трапезной и колокольни – были сделаны более просторная трапезная и новая колокольня. В 1862 году в этой трапезной построен правый придельный алтарь во имя Святого Алексия Человека Божия , на средства помещика Самбурского. А в следующем году – левый придел во имя Святого Митрофана Воронежского- на средства прихожан.

В 1863 году был сооружен новый иконостас в Митрофановском приделе. На это было затрачено 2071 рубль.

В 1900-1901 гг производится капитальный ремонт храма: стены покрыты масляной краской и расписаны священными изображениями, переписаны иконы в иконостасах, поновлена позолота, вызлащены ризы на некоторых иконах, украшены живописью фронтоны храма. На этот ремонт было израсходовано около 10000 рублей.

Длина храма примерно 42 метра, высота с крестом- 28 метров. Трехэтажная колокольня в высоту достигает 32 метров.

Алтари отделяются деревянными двух-ярусными иконостасом, окрашенным белилами , с вызолоченными карнизами и резьбой.

Своды в трапезной поддерживаются арками на 6 столбах в два ряда.

Храм внутри и снаружи по фронтонам украшен живописными изображениями.

У левого трапезного предела находится особенно чтимая Тихвинская икона Богоматери, перенесенная из старой Архангельской церкви. От прежней церкви здесь сохранились два напрестольных Евангелия. Одно малого размера, напечатанное при императрице Елизавете в 1748 году, « в черном полубархатном переплете, с гладкими серебряными углами и изображением креста на середине верхней доски». Второе Евангелие (обыкновенного размера) напечатано при императоре Павле Петровиче в 1800 году. «Обе доски обложены серебром с изображениями Воскресения Христова и Евангелистов».

Церковь очень теплая. В главной ее части две калориферные печи ( с 1898 года), в трапезной- две кафельные печи.

В 1869 году вокруг церкви построена ограда, состоящая из кирпичных столбов и железной решетки, с тремя железными воротами и шестью калитками. В юго-западной стороне территории храма построена сторожка, состоящая из трех комнат и сеней.

Здесь работают две церковно-приходские школы (с. Гусевка и с. Лог)

В 1918 году в Нижнедевицке была установлена советская власть, которая всеми силами боролась с православной верой. Службы в храме проходили все реже и реже. И в конечном итоге в 1937 году были совсем запрещены. Оттуда была вынесена вся церковная утварь, разбиты основные двери, через которые стали загонять технику. Службы стали проходить в небольшом помещении, сторожке, расположенной на территории храма. Сама церковь постепенно ветшала. Во время Великой Отечественной войны Нижнедевицкий район был оккупирован, и немцы использовали кирпич со стен храма для обустройства дорог.

Во время Великой Отечественной войны верующим вышло послабление. Им разрешили открывать храмы, а там, где они были разрушены, молитвенные дома. А при правлении Н. С. Хрущева голосов верующих никто не хотел слушать. Все это можно проследить на примере того, как в Нижнедевицке закрывали молитвенные дома. Сам храм примерно в это время был окончательно разрушен.

Перед пасхальными праздниками 1956 года нижнедевицкий молитвенный дом обследовала комиссия райисполкома. Размещался он в бывшей церковной сторожке старинной постройки и стоял рядом с нынешним районным Домом культуры. Был составлен акт, что потолок может рухнуть. В 1958 году последовало запрещение колокольного звона. В декабре 1959 года снова приходит комиссия. Они без представителя местной церкви обследовали молитвенный дом и составили акт о его непригодности к дальнейшей эксплуатации. В начале 1960 года молитвенный дом опечатывают, а священнику запрещают исполнять свои обязанности.

Община верующих не согласна с актом обследования. Стены крепкие и простоят еще много лет. Потолок облегчен и подперт столбами. Поэтому просят создать смешанную комиссию. В случае, если местоположение его действительно неудобно, то просят отвести земельный участок, хоть на окраине села. Дать разрешение на приобретение подходящего сруба и строительных материалов. В конце своего письма к председателю райисполкома П. Г. Исаенко взывают к жалости: «Мы безобидные, благонадежные люди, верующие, и нас еще много, и зачем обижать нас, если сама конституция нашего государства провозглашает так же и свободу вероисповедания». На это письмо председатель райисполкома наложил такую резолюцию: «Всякую гадость в районе разводить запретить». Такова была политика, иначе не посмел бы он оставить такую запись.

4 июля 1960 года воронежский облисполком принял решение о расторжении договора с церковной общиной Нижнедевицка. С официальной деятельностью православных было покончено, но как бельмо на глазу торчал опечатанный молитвенный дом. И когда в нашем райисполкоме получили извещение об этом, то на документе новый председатель райисполкома В. С. Сяглов поставил резолюцию: «разломать».

Не забыли в район прислать и выписку из постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года. В ней разъясняется, как распределять церковное имущество. Предметы из золота, платины, серебра, парчи, драгоценные камни, ковры, мебель, люстры, колокола- государству, а ладан, воск, свечи, вино, дрова, хоругви, покровы, облачения, иконы- прихожанам, если, конечно, община сохраняется.

В годы принятия постановления еще было что ломать и закрывать. В 1960 году в нижнедевицком приходе золота-брилиантов уже не было, как и самого храма. Оставался только домик с подпертым столбами потолком. С ним уже не церемонились.

Не церемонились и с людьми, например, такими, как Марфа Васильевна Меженина из лога. Она 20 ноября 1960 года написала в Москву на имя Н. С. Хрущева письмо. Оно- свидетель той эпохи, напоминание тем, кто обеляет историю хрущевских времен. , как относились к старикам, истинным, а не по моде, верующим. Привожу его полностью.

«Председателю Совета Министров СССР т. Хрущеву Никите Сергеевичу от граждан сел Нижнедевицк, Кучугуры, Першино, Вязноватовка, Лог, Гусевка, Разброд, Бор, Антаевка, Глазово, Петровка и Россошки (это один приход) Воронежской области. Заявление. Дорогой Никита Сергеевич, мы, граждане вышеуказанных сел Воронежской области просим Вас помочь нам в нижеследующем. 9 месяцев тому назад у нас закрыли церковь по случаю, якобы, непригодности ее к служению из-за ветхого состояния, но это далеко не так, а просто у нас бывший священник оказался предателем веры. Мы же, большая группа верующих, в настоящее время так переживаем об этом, что Вам, дорогой наш защитник Никита Сергеевич, трудно представить об этом. Мы родились с верой в Бога и хотим умереть также с верой. Мы уже все в преклонном возрасте, и жить нам осталось каких-то несколько лет, но мы не можем успокоиться на том, что мы в настоящее время живем как скоты без всякой религии. Дорогой Никита Сергеевич, просим Вас от всей нашей общины помогите нам. У нас в настоящее время рядом с церковью достраивают Дом культуры и , конечно, это будет несовместимо, так мы просим нашу районную власть дать нам небольшой кусочек земли, чтобы мы перенесли из центра села на окраину, но нам в этом отказывают или , вернее сказать, и не отказывают, и не дают. Дорогой наш Никита Сергеевич, ведь молодежь будет развлекаться в Доме культуры, а нам, старикам, куда пойти, как не в церковь или в молитвенный дом. Мы знаем, что при правительстве СССР в Москве живет митрополит Коломенский и идет служба в церквах. Почему же люди в других местах могут молиться, а мы лишены этого дорогого нам удовольствия. Дорогой наш отец и защитник Никита Сергеевич, убедительно просим Вас оказать нам помощь в открытии нам молитвенного дома в селе Нижнедевицк воронежской области, а для этого мы посылаем к Вам своих представителей, двух женщин. С которыми мы надеемся получить от Вас положительный результат. Желаем Вам, дорогой Никита Сергеевич, хорошего здоровья, долгих лет жизни. Больших успехов в начатых Вами делах по укреплению мира во всем мире».

Письмо было опущено в почтовый ящик на Киевском вокзале Москвы. Его вернули в райисполком. Председатель райисполкома В. С. Сяглов наложил резолюцию, что при проведении землеустройства Ваша просьба будет рассмотрена. 15 февраля 1961 года автору письма разъяснили устно. Как говорится, слова к делу не подшивают.

На многие годы верующие Нижнедевицка оказались без храма и даже без молитвенного дома. Но к великому счастью, не за долго до моего появления на свет, в 1989 году, верующие нижнедевицка обратились в очередной раз в райисполком с просьбой о выделении земельного участка под строительство молельного дома. Для этого был создан приходской совет из 20 человек («двадцатка»). Он был направлен в г. Воронеж в облисполком, где был зарегистрирован.

В Воронежской Епархии было получено благословение на строительство молельного дома. И , уже на заявление о выделение земли, наконец был выделен участок на западной окраине села, рядом с кладбищем. В 1990 году на пожертвования верующих были куплены два дома, которые перевезли на новый участок. К осени 1990 года молельный дом был построен. Первая служба состоялась в день Рождества Христова в 1991 году.

В 1998 году произошло мое первое знакомство, хотя и неосознанное, с Вознесенской церковью. Мне было 8 месяцев от роду. Крестил меня батюшка отец Георгий (Иванов). С того момента церковь стала для меня вторым домом. Мы всей семьей ходим туда очень часто, исповедуемся, причащаемся Таинств Христовых.

Верующих в Нижнедевицке оказалось настолько много, что молельный дом уже не смог вмещать всех прихожан. И в 1999 назрела необходимость как-то расширить его. Мой папа принимал непосредственное участие в реконструкции. Старая часть молельного дома превратилась в трапезу, а к ней пристроена главная часть и алтарь. Вместо небольшой деревянной звонницы была построена новая каменная колокольня.

После реконструкции молельный дом принял облик настоящего храма! Уже в обновленной церкви первая служба состоялась так же в день Рождества Христова 2000 года!

С 2004 года я посещаю Воскресную школу при храме Вознесения Господня, которую ведет матушка Татьана (Подплетнева). Здесь мы знакомимся с верой православной, с законом Божьим, устраиваем праздики и спектакли, посвященные различным православным праздникам. Во всем окормляет нас батюшка отец Сергий (Подплетнев). Особенно мы всегда ждем праздника Пасхи! А как же! Во всю пасхальную неделю нам разрешают звонить в колокола сколько захочешь! Радостно и весело на душе! А недавно у нас обновились и колокола! Состоялось торжественное событие по их освящению в праздник Троицы.

И теперь колокольный звон разносится по всей округе, будя в сердцах людей лучшие стороны их души, призывают к Богу и очищению! Спаси Господи, тех, кто пожертвовал средства на их приобретение для всех нас !

И дай, Господи, чтобы вера наша православная жила и крепла , а храмы возвеличивались над нашей страной, говоря о нашем могуществе, силе и процветании!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)