Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Наш край в годы войны

Разговор идет о том, как в военные годы наш, Ханты-Мансийский автономный округ, помогал стране одержать победу над фашистской Германией. В населенных пунктах открывали детские дома, школы-интернаты, размещали эвакуированных с центра России в домах, делились с ними последним куском хлеба, последней картошкой. Много интересного материала о том, как сибирская тайга, сибирские реки и озера помогали населению выжить в голодные годы. Ветераны рассказывали и том, как бережно нужно относиться к родной земле, на которой жили наши предки, живем сегодня мы. Многих деревень и поселков, которые в годы войны были родными уголками, сегодня уже нет. Воспоминания о людях исчезнувших поселков – это уже история, история не только для нашего округа, но и история России, о которой нужно знать, о которой нужно писать книги.

10 декабря 2005 года наш Ханты-Мансийский автономный округ - Югра отметил свой семидесяти пятилетний юбилей. В каждом уголке России знают наш округ, ведь в его недрах впервые в 50-х годах около поселка Березово нашли первый природный газ, в 1964 году около поселка Шаим забил первый фонтан Шаимской нефти. Славится наш край лесами, голубыми озерами и реками. Строятся на земле Югорской новые города и поселки, открываются школы и больницы. Для многих людей, разной национальности, Югорский край стал родным домом, в котором растут дети и внуки. Любой дом славится делами своих предков, историей своего края.

40 годы ХХ века связаны с Великой Отечественной войной. Беда и горе вошли в каждую семью нашей большой Родины, и только самоотверженный труд, стойкость и героизм людей смогли выстоять и победить врага.

Встречаясь накануне 60-летия Победы с людьми, чье детство, связанное с военными годами, прошло на сибирской земле, мы узнали много интересных фактов и сведений о развитии промышленности и сельского хозяйства в годы войны в поселках Кондинского района (Ханты-Мансийском автономном округе).

Сибиряки всегда славились своими домами, которые строили на века.

«Дом наш был большой, в котором были русская печка и железная. В доме были палати, плетеная люлька, в которой качали каждого из нас. Когда в доме было холодно, забирались спать на палати. По дому приходилось выполнять всю работу, заготавливали дрова, топили печи, возили по огороду навоз, таскали воду. В домах белили белой глиной, были накрашенные пола, которые приходилось чистить, скоблить каждую неделю, для этого брали веник – голик, и с песком дравили все половицы. По дому приходилось выполнять всю работу, заготавливали дрова, топили печи, возили по огороду навоз, таскали воду». (Петрушкин Анатолий Павлович)

«Дом у нас был хороший, большой – большие сени, прихожая в которой стоял стол, вдоль стен лавки. Дальше был вход в горницу, в которой отдыхали, дальше была спальная. В комнатах были кровати на которых лежали перины и подушки. В доме было три печи – русская печь в прихожей, маленькая печь, в горнице третья печь, поэтому приходилось много заготавливать дров. Хозяйственный двор, на котором стоял амбар, в котором были сусеки с мукой, большие бочки с водой, в которых плавали живые караси. Была на дворе заводня - избушка без окон, в которой хранились невода, фитили, сети. Здесь же папа вместе с сыновьями готовили рыболовные снасти, ремонтировали хозяйственную утварь. Был скотный двор, где жили корова, овцы, на конном дворе были лошади. Двери нашего дома никогда не закрывались, то к одному идут друзья, то к другому подружки. В доме всегда были соседи и друзья. Жила в нашей семье слепая бабушка. В наш дом ее привел отец. Бабушка приехала в наше село к родственникам, а они ее не приняли. Так и жила с нами эта женщина много лет, мы ее любили, как свою бабушку». (Тандалова Людмила Михайловна)

Семья Любовь Алексеевны жили в чисто мансийской избе. Дом был не перегороженный. Были общие палати, на которых лежали оленьи шкуры, была печь – чувал, позднее сделали русскую печь. Угли в печи берегли, загребали их в загнетку, ну, а если уж вдруг потухнут, то бежали к соседям за огоньком. Был свой огород, сажали картошку, репу, турнепс, из которого делали паренки. Во дворе был амбар, держали корову, собак, которые ходили с отцом на охоту, рыбалку на р. Евра, помогали перевозить дрова. (Новикова Любовь Алексеевна)

Электричества у нас не было, выручали лучины. Сушили поленья сосны, березы на палатях, а затем строгали лучины. А еще делали жировики – в баночку наливали барсучьего, медвежьего жира, делали из тряпочки фитилек, заворачивали его по кругу, опуская в жир и поджигали. Цветкова Люция Тимофеевна

Освещения в поселках не было, поэтому во всех домах были керосинки, если керосин вовремя не завозили, то делали из ниток фитильки, которые опускали в свиное, лосиное сало и зажигали. При этом освещении выполняли домашнее задание, различную работу по дому. Анкина Мария Ивановна

Света не было, жили с лучиной. Дрова заготавливали в лесу женщины и детьми. Сами валили лес. Свалят дерево женщины, это было для одной семьи дрова, на другой день валят новое дерево, для другой семьи. Дотащат поваленное дерево до двора, там уж забота детей, чурочки пилят пилой, расколют на поленья и дрова в дом, в сарай. Печка спасала в холодные зимы, отогревались на русских печках после трудного дня. Летом ходили по лесу, собирали сухие сучья. Чемакина Анна Дмитриевна

Многие семьи имела личное подсобное хозяйство

«Когда началась война, у каждой избы стали огороды расширять за счет разработки земли с улиц. Необходимо было выращивать больше овощей и, хотя вся эта работа легла на плечи женщин и детей, но работы на огородах прибавилось». (Выучейская Анна Ивановна)

«В хозяйстве держали коровушку, овцу, кур. Девочки самостоятельно ухаживали за скотиной да еще успевали помогать маме на ферме. Каждый день Раида варила чугунок с мелкой картошкой для коровушки. Успевала прогуляться на лыжах с овечкой к берегу реки, где маленьким топориком рубила веточки осины и тальника. Овечка успеет погрызть веточки и коровушке на санках девочка привезет еду. Ножиком мелко настругает кору веток, сена – то не хватало, покормит коровушку и подоит. Успевала Раида помочь и на ферме, доила колхозных коров, были в стаде свои любимицы. Был огород, на котором росла картошка, которая выручала не только семью и хозяйство, но и соседские семьи, в которых голодали». (Петрачук Раида Тихоновна)

Картошка и другие овощи хотя и были свои, но до нового урожая не хватало, поэтому часто было нечего кушать. Шла война, продуктов не хватало, всегда очень, очень хотелось кушать. «Вокруг дома, где жила семья Анны, был огород, на котором росли картофель, морковь, огурцы. На хлебные карточки давали по 200-300 гр хлеба. » (Чемакина Анна Дмитриевна). «Очередь за хлебом занимали с вечера. Всю ночь приходилось стоять около крыльца магазина, бывало, что и не разрешала милиция стоят, отправляли нас по домам. Нам давали на 5 членов семьи 600 гр. хлеба. Во время войны в наш поселок приходила гуманитарная помощь из Америки. Тогда мы впервые попробовали шоколад, сахар». (Выучейская Анна Ивановна). «В день по карточкам мы получали 200 гр. хлеба. Старшим доставалось хлеба мало, старались отдать все малышам». (Цветкова Люция Тимофеевна)

«Во время войны хлеба выдавали по 500 гр. за перебранные овощи – гнилую картошку, которые хранились в холодном, сыром овощехранилище. Вечерами окучивали колхозные поля, выращивали на огородах коноплю, из семян делали масло». (Зольникова Полины Петровны)

Главный промысел - рыболовство.

Славятся наши реки и озера рыбой. И в годы войны рыба была основным продуктом питания. В каждой семье секретами рыболовства овладевали не только мужчины, но и женщины. Дети были первыми помощниками у родителей во время добычи рыбы. Секреты рыболовства передавались из поколения в поколения.

Из Шаима в Ирбит зимой уходил обоз из 40-50 лошадей с санями, нагруженный рыбой, обратно мужики возвращались с необходимым товаром для семьи и хозяйства. В Кондинске, в Самарово были рыбоконсервные комбинаты, школьников отправляли заготавливать рыбу на Малиновый мыс (озеро «Турсунтский Туман») – заготавливали щуку, окуня. В больших кадках, чанах солили рыбу, а затем переправляли в ледники. Для хранения рыбы в Арпавле (на противоположном берегу озера), в Турсунте, в Чантырье сооружали специальные ледники для хранения рыбы. Зимой на озере школьники выпиливали квадратные куски льда, перевозили и укладывали их, перемешивая с солью, вдоль стен вырытой в земле глубокой ямы. В период навигации знаменитый пароход «Гашунин» по воде тащил баржу, в котором тоже был ледник – изотерма, и перевозил пойманную за зиму рыбу в район

За счет речки и выжило население деревень. Рыбы брали столько, сколько можно за раз съесть в семье Рыбу и жарили, и варили, многие блюда готовили с рыбы. «На удочку можно было ведро рыбы нарыбачить очень быстро. В зимний период обозы с рыбой, пушниной отправлялись в Ирбит, а обратно везли муку, сахар, другой промышленный товар. Люба с детства ходила на реку ловить рыбу саком. Русские не овладевали местными навыками рыболовства, так рыбу ловили при помощи ведра. Зачерпывали воду в ведра, в них попадали рыбешки, так и ловили. Колодком (целиком) солили язя, подъязка, соли было достаточно». (Новикова Любовь Алексеевна)

«Зимой после школы ходили к озеру за рыбой, которую черпали в лунках саком. Попадались ерши, мелкая рыбешка – нырка, затем на санках по тропке возвращались домой с уловом. Дома эту рыбу пропускали через мясорубку, добавишь картошки и суп готов. В военные годы со старшим братом (было ему 8 лет) за 5 км шагали по болоту, по натоптанным тропкам, к озеру, на котором ставили сети, чтобы поймать рыбу. С вечера поставят сетки с плотов на озере, ночь переспят в лесу у костра, на утро проверят сеть, вытащат рыбу, если попадется и в обратный путь. Анна тащит 1-2-х карасей, гордится, сама несет в дом провиант». (Чемакина Анна Дмитриевна)

«Зимой делали снежные ямы, куда укладывали карасей, которые хранились долгое время, в марте переносили рыбу в погреб, сверху накидывали снегу, льда и там хранили рыбу. Делали бандарки – бочки, куда также складывали заготовленную рыбу. Приготавливали урак - ерша, чебака на ночь, на сколоченных деревянных решетках, укладывали в русской печи. Рыба рассыпалась, крошилась, в нее добавляли немного соли, перемешивали и эту массу складывали в мешки. Заготавливали так рыбу целыми мешками, а зимой употребляли в пищу. 1-2 года стоит эта рыба в мешках и не портится».

(Петрушкин Анатолий Павлович)

Отец, Ижиняков Тимофей Илларионович, был очень хорошим охотником и рыбаком. Привезет в поселок полную лодку рыбы, что привезет, все раздаст селянам. Вдоволь было картошки и рыбы. (Цветкова Люция Тимофеевна)

«Одно время отец Павел Михайлович возглавлял рыболовецкую артель, плели сети, невода ставили. В семье было 6 парней, но секреты своей рыбацкой науки передал Анатолию, который старался овладеть секретами рыболовства, охоты. Охотники постоянно брали урак (урак - ерша, чебака на ночь, на сколоченных деревянных решетках, укладывали в русской печи. Рыба рассыпалась, крошилась, в нее добавляли немного соли, перемешивали и эту массу складывали в мешки) с собой в лес и в длинные, долгие дни в лесу, за десятки километров от дома, готовили себе еду. Также варенную картошку катали в колобки, замораживали их и тоже брали в лес. Петрушкин Анатолий Павлович Из мочала (кора липы, драли лыко) плели тетевки, которые шли на сети. 2-3 сети за зиму плел Анатолий. Летом рыболовецкие лодки – осиновки, кедровки, были единственным средством передвижения. В селе мы сдавали рыбу, на которые давали купоны, и мы покупали продукты, которые так были необходимы в те годы». (Петрушкин Анатолий Павлович)

«Основной едой для всех сельчан была рыба. Крупную рыбу сдавали в фонд обороны, мелкую брали себе. Урак – подсоленная, подсушенная рыба, которая была в каждой семье». (Кабальнова Лидия Антоновна)

«Дедушка был прекрасным рыбаком, ловил много рыбы, которая всегда была в семье Черкашиных и сдавал ее, взамен получая крупу, пшено и другие продукты». (Зольникова Полины Петровны)

«Когда подходила пора ловли рыбы, особенно карася, то выходили всем поселком Половинка для заготовки этой рыбы: чистили, мыли, варили, солили. Из чешуи карася получалось прекрасное желе. В летний период рыбу возили в солевой ледник. Всю заготовленную рыбу сдавали для фронта». (Петрачук Раида Тихоновна)

Секреты охотников.

«Отец, Иван Афанасьевич был охотником – стахановцем. Уходил отец в тайгу надолго: с осени до Нового года, и после Нового года до весны. У отца были очень хорошие охотничьи собаки, которые приходили ему на помощь в нужное время. Охотников в то время за выполненную работу, очень хорошо отоваривали как продуктами питания, так и мануфактурой». (Анкина Мария Ивановна)

«2 года я учился у своей тети, которая была охотником, премудростям и секретам охотничьего хозяйства. Чтобы ходить по тайге, нужно знать очень много, например:

- нужно знать где встает солнце и куда садится; С солнечный день ориентируешься по солнышку.

- в пасмурную погоду можно ориентироваться по деревьям, с северной стороны на стволах мох растет гуще, его много особенно около земли, так как здесь всегда влажно.

- обращать внимание надо и на сучки деревьев, они больше наклонены на южной стороне.

В 14 лет я уже один уходил на неделю в тайгу, а с 16 уже ушел на месяц. Первое время, конечно, было страшновато, но постепенно привык. Нужно было заготавливать для семьи мясо, рыбу, но всегда убивали столько, сколько нужно нашей семье. Тетерку убьешь и на день хватало. Сваришь суп, сам поешь и собак накормишь. У меня были сибирские лайки (2-3 собаки) Собаки и помощники, и друзья. Мясо лося перевозил в шумех, на 2,5 м в высоту, зимой приезжали за мясом на лошадях. ». (Филатов Виктор Петрович)

Сдавали также и овечью шерсть, мясо для фронта. Привозили на склады и уток. Подростки их обрабатывали. Все заготовленные продукты сдавали в «Уралпушнина», а затем по Конде на катерах это все увозили в Самарово.

Урожай полей и огородов.

На женские плечи в военные годы легла самая тяжелая работа. Когда приходил пароход «Храбрый» женщины на своих плечах из трюмов таскали мешки, грузили на подводы с лошадями и везли на склады. Пахали на лошадях без отдыха, а план все добавляли и добавляли, нужно было больше сдать хлеба для фронта

«Весь выращенный урожай привозили в наш поселок, он ведь был районным центром, и сдавали на склады. В полях и огородах сеяли рожь и пшеницу, картошку, горох, капусту, морковь, свеклу. Все близлежащие колхозы снабжали овощными семенами. Это был урожай для фронта». (Выучейская Анна Ивановна)

«Когда картошки выращивали много, то ее отваривали, сушили и получалась картошка как современные чипсы. Жарили и печенки, а еще для фронта мы делали крахмал. Мама намоет картошки несколько ведер перед работой, а я с маленькой сестренкой оставалась дома в течение дня на терке, которую сделал наш дедушка терла картошку для крахмала. Бывало, все казанки до крови пораню, а делать все равно надо, еще и маме приходилось иногда вечерами тереть эту картошку и готовить крахмал». (Цветкова Люция Тимофеевна)

«Очень редко давали немного ржи и ячменя, гороха на трудодни. На своих огородах садили картошку, капусту, репу, редьку, морковь, свеклу, лук, сеяли мак, семена которого шли на пироги, было две коровы, овцы, свиньи, куры». (Петрушкин Анатолий Павлович)

«Вокруг дома был огород, на котором росли картофель, морковь, огурцы. К Пасхе красили яйца луковой шелухой, пекли блины» (Чемакина Анна Дмитриевна)

Выжить помогала тайга.

В военные годы тайга помогала выжить жителям поселков нашего края. Ранней весной, когда появлялась первая трава, жили на подножном корме, все, что можно было кушать, собирали в лесу. Чая заварки не было, поэтому ароматные чаи приготавливали сами из иван-чая, чаги, листьев смородины, малины,

«Летом жить было легче. Поддерживала в трудное голодно время летом и тайга. Дед сходит в лес (после 20 август) километра за четыре, проверит, поспела ли брусника, и тогда ведет нас – 10-15 ребят в бор собирать ягоду. Наблюдали, как старшие обращаются с лесными дарами, осторожно, снизу веточки, брали ягоды, и брали только те, которые поспели, а мелкие и недозревшие оставляли в лесу. Отец нигде не бросит мусор, не навредит тайге и мы старались все делать так, как делали наши родители. Собирали в лесу грибы. Сушили грибы, солили грузди. Червивые грибы тоже собирали, ими кормили домашний скот. В лесу было чисто, собирали все до последнего сучка. А по лесу ходили осторожно, чтобы не поломать мох, берегли каждую веточку, каждый кустик». (Новикова Любовь Алексеевна)

«В лесу собирали ягоды, бочками солили сухие грузди – соляники, дикоросы сдавали для фронта». (Петрачук Раида Тихоновна)

«Когда поспевали ягоды, мы всем поселком выходили на сбор ягод. В лесу у нас очень хорошо ориентировался дедушка, по какой тропинке он нас заведет в лес, по той и выведет. Зайдем в лес, он скажет нам, чтобы мы его ждали, убежит куда-то в сторону, возвращается через некоторое время, поведет нас на ягодную поляну, пока мы ягоды на ней обираем, он другое найдет ягодное место. Вот так и заготавливали ягоды. Из бересты делали для сбора ягод небольшие туески, а за спиной несли пайбу, в которую высыпали собранные ягоды. Пайбы были разные и большие (для взрослых) и маленькие (для детей)» (Цветкова Люция Тимофеевна)

«Тоннами мы заготавливали ягоды - бруснику, клюкву. Клюкву собирали даже весной, как только сойдет снег, мы с мамой шли на болото и собирали ее, это была самая сладкая ягода. Бочками, бочками мы сдавали ягоды. Сейчас было бы не выдержать такую нагрузку, такой адский труд, попробуй каждый день за 3 км ходить по болотам, по борам по ягоды, ноги весной ноют от мороза, а собирать ягоды нужно, чтобы заработать кусок хлеба. Провалишься, наберешь в обувь воды, мама на кочке разведет костер, отогреешь немного ноги и опять в путь». (Филатов Виктор Петрович)

«За счет леса жило все население нашего края. Много в лесу собирали ягоды – бруснику, серые грузди запасали, солили и сдавали с колхоз. Клюкву, голубику, чернику, княженику, землянику и морошку собирали только для себя» (Петрушкин Анатолий Павлович)

«Каждый день был занят у всех каким-нибудь трудом. Когда стали постарше, стали собирать лекарственные травы – крапиву, брусничный лист, сосновые почки и сдавали все травнику, так как аптеки у нас не было. Собирали и ягоды – бруснику, клюкву для сдачи в колхоз. А домой приносили полные кузовки лесной земляники, черники. Много заготавливали грибов». (Тандалова Людмила Михайловна)

« Много в лесу собирали ягоды, бруснику и клюкву, сдавали их, тем самым, зарабатывая деньги на учебники, на ситец». (Кабальнова Лидия Антоновна)

«Став по старше, летом всегда помогали взрослым, ходили в лес по ягоды и грибы. Ягода сдавали, зарабатывая себе деньги, чтобы купить школьные принадлежности». (Шамова Нина Михайловна)

«Если бы не тайга, было бы жить гораздо тяжелее. Очень выручали заготовленные ягоды и грибы. Ягоды собирали, сдавали, а на вырученные деньги покупали кое-какие продукты, а в дальнейшем, заработанные на ягодах деньги, шли во время учебы в педагогическом училище». (Зольникова Полины Петровны)

«Ближе к осени на лодках ездили по ягоды. Бруснику собирали по плану. Во время сбора ягод оставались даже с ночевкой в тайге, спали в пологах. Что взрослые делали, то и ребятишки старались помочь. Кто ленился, тот жил бедно. Лес кормил каждую семью. Собирали грибы, солили грузди». (Кауртаева Зинаида Яковлевна)

В лесу собирали грибы (грузди), ягоды (бруснику, клюкву) собирали много, сдавали, чтобы купить кое-что из одежды. Помнит Анна свою первую тару для ягод, которую ей дала мама – это пол-литровая кружечка, которую, набрав, девочка потеряла в лесу. Лес всегда одаривал людей в округе своими дарами. (Чемакина Анна Дмитриевна)

Все для фронта, все для победы.

«Всем поселком мы собирали деньги для покупки военного самолета на фронт, мы школьники зарабатывали деньги, собирая дикоросы. А когда собрали и отправили эти деньги в Москву и получили от Сталина благодарственную телеграмму, то радость и гордость была у каждого жителя нашего края. Эта правительственная телеграмма до сих пор хранится в школьном музее п. Кондинский. У нас в доме часто собирались женщины и по вечерам, когда было время, вязали для солдат варежки, шарфы из овечьей шерсти (овец в поселке было много), шили шапки, фуфайки, кисеты. Наш дедушка выращивал табак, затем листья просушивал, мельчил, и отправляли в этих кисетах махорку для наших солдат на фронт». Цветкова Люция Тимофеевна

«В селе мальчишки решили вырастить коня и сдать его в армию на фронт. Ухаживали за конем всем поселком, но по каким-то причинам нашего коня в армию не взяли. Собирали на фронт часто посылки, поэтому вязали варежки, носки, выращивали табак, даже спички вместе с табаком отправляли». Анкина Мария Ивановна

«Все делали для фронта, веря, что своим трудом мы приближаем день победы. Вязали носки, специальные рукавицы на фронт (с двумя пальцами), чтобы удобно было стрелять из винтовки. Массово выращивали табак, шили для него кисеты, вышивая надписи «Будь героем!», писали письма солдатам, в которых писали, чтобы быстрее разбивали врага и возвращались домой». Кабальнова Лидия Антоновна

Эхо войны.

«В военные годы на баржах по реке, зимой на обозах прибывали эвакуированные. В Лиственничный из Самарово был направлен пароход с эвакуированными детьми из Ленинграда. Но, останавливаясь в поселках, этих детей забирали к себе местные жители, в нашем поселке тоже многие брали детей. Многие дети были ослабленные, больные, но все равно были взяты в семьи. Не было ни одной избы, где бы ни жили эвакуированные, не было ни одной семьи, которая бы не приютила беженцев. Все жили очень дружно, делились друг с другом последней картошкой, последним кусочком хлеба. Эвакуированные несли в наши поселки культуру, ведь они посещали до войны театры, библиотеки». Выучейская Анна Ивановна

«Вскоре в поселок Лиственничный (5 км от нас) привезли эвакуированных детей и взрослых из Ленинграда, от которых мы узнавали страшные истории о бомбежке города, о переправе через Ладогу. В основном ленинградцы были больными, худыми. Как станут рассказывать нам о своих испытаниях, так слезы бегут. Но это были воспитанные, культурные люди, которые рассказывали о музеях и театрах, о постановках и спектаклях в Ленинграде. Через некоторое время мы очень подружились, вечерами пели песни о войне, ленинградцы вселяли в нас надежду на победу. Директором детского дома из Ленинграда была Ткачук, 3-4 воспитателя, врач. Из эвакуированных детей брали на усыновление детей, но с разрешения Ленинграда. В Лиственничном для эвакуированных были баня, дом, правление колхоза их кормили, заботились». Кабальнова Лидия Антоновна

«Были в поселке эвакуированные – калмыки, белорусы. Были и ленинградцы, с их приездом мы впервые увидели шелковое белье, помидоры, после этого и в нашем крае стали выращивать помидоры. Жили дружно». Кауртаева Зинаида Яковлевна

Долгожданная победа!

И вот наступила долгожданная победа! Победа! О ней мы узнали опять же по радио. Все выбегали на улицу, смеялись, радовались, плакали и танцевали. Стали возвращаться домой родные. Выучейская Анна Ивановна.

«По радио узнали, что наступила победа. На лошадях парнишки ездили и сообщали односельчанам о митинге. Митинг проводили около здания сельского совета, все быстро собрались и слушали сообщения Москвы. Сначала говорила председатель Совета, а затем выступал мой отец, секретарь парторганизации. В своем выступлении он благодарил односельчан за огромный труд, вклад в дело победы. Но говорил о том, что нужно будет потратить еще немало сил, прежде чем поднять нашу страну из бедности. Обращался к семье Носовых, которые неделю назад получили похоронку. У остальных появились надежды о том, что, возможно, вернутся в их семьи родные. Настроение у односельчан после дня победы стало лучше». Кабальнова Лидия Антоновна

«Помню тот день, когда в поселок пришла новость об окончании войны, о победе. Жители всего поселка собрались около правления колхоза. Около здания поставили ящик в виде трибуны и начался митинг. Как взволнованно выступала ветеринар колхоза Лаврова Мария, которая говорила сквозь слезы о прошедшей войне, о победе солдат. Ее мужа тоже убило на войне, но своим выступлением она поднимала дух и уверенность сельчан, что они все смогут преодолеть, победить голод, холод, разруху». Шамова Нина Михайловна

Родной уголок.

С раннего детства воспитывали любовь и уважение к матушке – земле, нельзя было плевать на землю, бросить мусор, ведь веками земля кормила людей.

«До сих пор мне, каждую ночь, снится мой родной поселок. Он как бы зовет меня к себе. И заветная моя мечта, съездить в Нахрачи, ныне Кондинск, побывать в мире своего детства и юности». (Выучейская Анна Ивановна)

«Нельзя сказать, что мы бедствовали. Сибирь, есть Сибирь. И кормила нас, и одевала, только не ленись. Я благодарна этим годам, это они привили мне трудолюбие, взаимовыручку. Не нужно было нас заставлять что-то делать, мы видели сами. Мы научились заступаться за слабых, во время приходить на помощь. Мы знали, надо, значит надо» (Цветкова Люция Тимофеевна)

«Наша семья начинали летом рано заготавливать для скота сено. Взрослые косили сено, а малыши граблями собирали вальки, которые затем собирали в копна. У нас было вдоль реки, на берегу свое место – маленький борчик, где стояла небольшая избушка и хозяйственной утварью. Мы в лесу вокруг косили сено, собирали ягоды, грибы» (Тандалова Людмила Михайловна)

Жили в поселках дружно, если убьют лося, то мясо делят на всю деревню, пока не съедят мясо, никто в лес за другим лосем не идет. Рыбу наловят – вся деревня собирается около улова и разбирают рыбу. А сейчас Анна Дмитриевна высказывается, что «Ворону скоро не увидишь», не берегут природу, не задумываются о завтрашнем дне. Чемакина Анна Дмитриевна

«Поправившись после ранений, отец стал заниматься хозяйством, промышлять в тайге. Много отец на озерах поставил избушек для рыбаков и ягодников, которые могли передохнуть и согреться в этих домиках. В тайге многие века существуют такие законы, если что осталось из еды, оставь в охотничьей избушке для другого человека, который придет завтра, послезавтра. Не должно быть такого, чтобы в избушках, которые стоят в тайге, на берегу озера кончились припасы, но пришли новые люди на землю Югорскую и появились свои законы, свои обычаи. Дошло даже до того, что сжигали избушки охотников и рыбаков, не задумываясь, что завтра, ему негде будет укрыться или согреть воды для чая, переночевать». (Новикова Любовь Алексеевна)

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)