Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Национальный костюм народов Таймыра и современная мода – существует ли связь?

Во все времена, едва человечество научилось выделывать простейшие ткани и шить самые незамысловатые одеяния, костюм был предметом пристального внимания людей. Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение или возраст. С течением времени число сообщений, которые можно было донести до окружающих цветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием некоторых деталей и украшений, увеличивалось в геометрической прогрессии. Костюм мог рассказать, достигла ли женщина, например, брачного возраста, просватана ли она, а может быть уже замужем, и есть ли у нее дети. Но прочесть, расшифровать без усилий все эти знаки мог лишь тот, кто принадлежал тому же сообществу людей, ибо усваивались они в процессе каждодневного общения. Каждый народ в каждую историческую эпоху вырабатывал свою систему символов, которые с течением веков эволюционировали под влиянием культурных контактов, совершенствования технологии, расширения торговых связей. По сравнению с другими видами искусства костюм обладает еще одним важнейшим качеством — возможностью широко и почти мгновенно реагировать на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере. Для того чтобы обрели плоть замыслы скульптора, архитектора, художника, писателя, должен пройти иногда длительный срок. Костюм же изменяется моментально, и в этих изменениях раскрывается глубинная сущность народной жизни.

Если исторический костюм — это правдивое зеркало прошлого, то неотъемлемым дополнением к нему служит современная одежда многих ныне живущих народов, раскрывающая нам в своем многообразии основные особенности их психологии. Это «изменяющаяся одежда», которая более или менее — в особенности с конца средневековья — подчиняется моде. Порой мода отставала от своего времени, иногда шла в ногу с ним, но постоянно оказывалась связанной со всем, что окружало человека: зданиями, мебелью, предметами быта, ювелирными украшениями. А вот народные и национальные костюмы претерпели лишь незначительные изменения и, в противоположность историческому костюму, представляют собой достаточно «стабильную» одежду, различающуюся в зависимости от государственных и географических границ и многих других факторов.

Мы, граждане России, изучаем русский национальный костюм, его исторические корни и узнаем о его влиянии на современную одежду еще в школе. Но Россия - страна многонациональная. Особенно заметно в последнее время взаимное влияние и проникновение экономических и культурных отношений разных народов, живущих на территории России. А в какой степени влияет национальная одежда коренных народов Таймыра на современную моду и влияет ли вообще? Найти ответ на этот вопрос и явилось целью данной работы. Для этого необходимо было детально изучить национальные костюмы долган, ненцев, нганасан, энцев, эвенков, прочитать много книг по этому вопросу, посетить краеведческий музей, побеседовать с коренными жителями Таймыра. Также нужно было пересмотреть современные журналы мод, посетить рынки и магазины, провести социологический опрос среди населения и наблюдения на улицах города, собрать коллекцию фотографий, на которых представлена современная одежда.

Данный материал можно рассматривать не только как научный (для изучающих этнокультуру), но и как практический – для использования в театре, кино, а также для создания новых моделей одежды.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА НАРОДОВ ТАЙМЫРА

Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим.

А. Адлер

На Крайнем Севере Красноярского края, в низовьях могучего Енисея расположен Таймырский автономный округ. Вся территория округа лежит за Полярным кругом. На западе он граничит с Ямало-Ненецким округом, на востоке — с Якутией, на юге — с Игарским районом и Эвенкийским автономным округом. На Таймыре находится самая северная точка России — мыс Челюскин. Это самый большой по территории округ. Его площадь составляет около 900 тысяч квадратных километров. Это почти соответствует площади Норвегии, Швеции, Португалии вместе взятых. Разнообразна, причудлива и величава природа Таймыра, но еще более разнообразна и богата культура народов, ее населяющих: долган, ненцев, энцев, нганасан, эвенков, так называемых малочисленных народностей Севера.

Чтобы стать по-настоящему полезным для своей родной земли, надо хорошо знать все о своем народе и других народах, живущих на этой земле: обычаи, традиции, быт, фольклор, литературу, искусство, занятия, то есть образ жизни, культуру этих народностей.

Наш округ называют еще Долгано-Ненецким, так как большинство коренного населения составляют долганы и ненцы. Долганы главным образом живут в Хатангском районе и в бывшем Авамском районе, в бассейнах рек Хатанги и Хеты. Ненцы расселены в низовьях Енисея и по берегам его притоков (Усть-Енисейский район). Нганасаны — на реках Авам, Дудыпта и Хета, в поселках Усть-Авам и Волочанка Дудинского горсовета и в поселках Новая и Новорыбное Ха-тангского района. Энцы живут в основном в поселке Потапово и в низовьях Енисея. Эвенки и эвены — на Хантайском озере. Каждая народность имеет свой язык и культуру.

В наши дни западный стиль одежды в той или иной форме распространился по всему миру. Однако существует такой вид одежды, который не претерпел существенных изменений на протяжении нескольких столетий. Это национальный костюм. Каждый народ имеет собственные многовековые традиции в одежде, отражающие его мировоззрение. Современные этнографы большое внимание уделяют изучению национальной одежды народов Севера. Их труды нашли свое отражение в следующих литературных источниках:

1) Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Полярная энциклопедия школьника. Книга для детей среднего и старшего школьного возраста. / Под ред. В. Д. Голубчикова. – М. , «Северные просторы», 1999;

2) Митлянская Е. К. Сельскому учителю о народных художественных промыслах Сибири и Дальнего Востока. – Красноярское книжное изд-во, 1983;

3) М. И. Попова. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра. Часть II. Хрестоматия/ Пособие для учителей и учащихся. – Красноярское книжное издательство, 1995;

4) Хомич Л. В. Ненцы. – СПб. : «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2003;

5) Попов А. А. Долганы. Собрание трудов по этнографии. Т. II/Сост. А. А. Барболина. - «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2003.

В данных изданиях можно найти исчерпывающую информацию о национальных костюмах народов Таймыра, их особенностях и истоках развития.

Н Е Н Ц Ы

Численность - 34 665 человек.

Язык - самодийская группа уральско-юкагирской семьи языков.

Расселение - Красноярский край, Архангельская и Мурманская области, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт. округа.

НЕНЦЫ занимают обширную территорию Севера европейской части России и Западной Сибири от реки Мезень на западе до низовьев Енисея на востоке. Самоназвание ненэць - «человек», ненэй ненэцъ - «настоящий человек» было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет», относящейся к началу XII в. Традиционное занятие ненцев - оленеводство. Ведут кочевой образ жизни.

Наиболее интересной в художественном отношении была у ненцев, несомненно, меховая одежда. Это и понятно. Потребность в удобной и очень теплой одежде вызывалась окружающей природой, суровым климатом Заполярья. В фольклоре ненцев часто говорится о том, что благополучно живущий человек — это тот, у кого есть хорошая одежда, совсем счастливый человек, у которого есть про запас вторая одежда, а не имеющий в жизни удачи тот, у кого через истертую одежонку ветер холодит тело.

Ненцы одежду и утварь богато украшали меховой мозаикой (из камусов белого и темного цвета), плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву, создавая целые скульптурные произведения.

В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном (глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь). Характер этой одежды нашел отражение в меткой ненецкой загадке: «В одну дыру входишь – из трех выходишь». Еще в начале XX века малица была единственной повседневной одеждой: ее надевали прямо на голое тело; белье, рубашки, пиджаки появились в широком употреблении только в 1930-е годы.

Штаны, сшот-пимы, сшиты из камуса мехом наружу, а чулки – мехом внутрь. Для предохранения мездры (тонкая замша) поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади - зуб медведя (оберег, дающий силу медведя). В холодную погоду поверх малицы надевают совик – одежду с капюшоном, по покрою схожую с малицей, но сшитую мехом наружу. Это тоже глухая (без разреза) одежда. Ее носят без пояса. Совик является одеждой для улицы, в чум его обычно не вносят, а оставляют на нарте. В случае непредвиденных остановок в пути, совик заменяет спальный мешок: в нем ложатся прямо в снег.

Женская одежда в отличие от мужской распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Позднее стали шить из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха. К сумочке для швейных принадлежностей, скроенной из шкурок со лбов оленей и богато украшенной орнаментом, прикрепляют игольник и маленький мешочек для наперстка. Тканые из цветных шерстяных нитей пояса дополняли круглые пряжки диаметром до 20 см.

Женские шапки имеют местные различия. Наиболее распространены капоры из оленьей шкурки, снятой с его головы, на цепочках из бисера подвешивают медные ажурные бляхи и трубочки-пронизки. Места рогов и глазниц подчеркиваются обрамлением – красными суконными полосками. Чаще всего к белому меху подбирали белый и голубой бисер, т. е. не контрастный. Мастерицы тонко чувствовали гармонию цвета. Женская обувь отличается от мужской кроем, кисы – меховые чулки. Для маленьких детей из мягких оленьих шкурок шили одежду наподобие комбинезона.

В ненецком орнаменте используется контраст светлого и темного меха. Противопоставления белого и черного цветов имеет очень древнюю основу и определено противостоянием жизни и смерти, света и тьмы, тепла и холода. Монохромный строй меховой мозаики обогащают вставки сукна синего, зеленого, красного и желтого цветов. Вероятно, эти цвета ассоциируются с долгожданным летом, бурной, но короткой порой цветения природы. Если взглянуть на ненецкие орнаменты «красивые рога», «бегущая собака», «соболь», «оленья тропа», то можно заметить, что по своей конфигурации они напоминают стилизованные изображения вышеназванных предметов и животных.

Н Г А Н А С А Н Ы

Численность -1278 человек.

Язык - самодийская группа уральско-юкагирской семьи языков.

Расселение - Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

НГАНАСАНЫ – самый северный народ нашей страны, живущий в таймырской тундре, выше 72-й параллели. Термин «нганасаны» введен в 1930-е гг. и образован от нганаса — «человек», «мужчина», самоназвание — ня — «товарищ».

Контакты с русскими начались в XVII в. , когда казаки, стоявшие в остроге Мангазея, стали собирать дань с «тавгийской самояди». Ясак платили ровдугой.

Главные традиционные занятия — охота, оленеводство, рыболовство.

Традиционную одежду нганасаны шили из оленьих шкур. Мужской костюм состоял из глухой двойной малицы (лу) из белой оленьей шкуры, отороченной белым мехом специально для этого разводимых собак. В зимнее время, как мужчины, так и женщины носили распашную оленью парку — сокуй (хиэ), мехом вверх, опушенную по рукавам, полам, у подола песцовым или собачьим мехом. Сокуй у мужчин имеет выкройной пришитый капюшон, а у женщин только опушку у ворота. Капюшон мужского сокуя часто заканчивался пришивным торчмя стоящим хохолком из оленьего хвоста, что делало нганасанина похожим на большую полярную птицу. Вертикальное членение малицы ниже пояса переходит в горизонтальное. Торс нганасанина или нганасанки как бы охватывают широкие постепенно расширяющиеся плоские обручи-кольца, каждое из которых завершается орнаментальной полосой, а два нижних — пышной объемной меховой опушкой. Горизонтальные полосы геометрического орнамента сшиты из кожи двух цветов: светлой и черной (или темно-коричневой). Подобный орнамент представляет собой ряды крошечных квадратных зубцов, Г-образных и F-образных фигур. Орнаментальные полосы с обеих сторон окаймляются белой рельефной линией из скрученного жгутиком подшейного оленьего волоса, обведенного красными и черными линиями (краской). Таким образом, цвета декоративной отделки нганасан – белый, черный, красный. Такую окраску имеет оперение краснозобой гагары, от которой, по преданию, произошел род нганасан.

В женский гардероб входил ровдужный комбинезон (фоние) с нашитыми на груди металлическими бляхами-лунницами (бодямо) и распашная парка (лифа-рие). Вместо капюшона надевали шапку-капор (сьму) из белой шкуры оленя с опушкой из черного собачьего меха. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов (мули), по которым определяли, к какой социальной или возрастной группе относится ее обладатель. Украшение одежды — трудоемкий процесс, поэтому аппликации спарывали со старых вещей и использовали несколько раз. Обувь (файму) шили из белых камусов, подошвы — из меха, снятого с оленьих лбов или подстриженных лесенкой (чтобы не скользили при ходьбе) камусов. Обувь не имела выема в подъеме и выглядела как цилиндрический чехол. Надевали ее поверх меховых чулок (тон-года). У женской обуви более короткие голенища. Мужчины вместо штанов носили ровдужные или меховые натазники (нингка), поверх них — пояс с кольцами на боку, к которым привязывали голенища обуви, а также подвешивали огниво (тууй), нож в ножнах, футляр для курительной трубки, кисет. Весной для защиты глаз от слепящего света носили на кожаных ремешках снеговые очки (сеймекунсы-да) — костяную или металлическую пластину с прорезью. Волосы женщины и мужчины заплетали в две косы, смазывая оленьим жиром. В косы вплетали металлические подвески (няптухяй).

Как мы видим, нганасаны совершенно не пользовались цветным бисером для украшения своей одежды. Раскраска как целых кусков одежды, так и отдельных орнаментальных дополнений, аппликаций, мастерское комбинирование гладких или низковорсовых участков с объемными, почти скульптурная лепка объема человека в одежде — таковы средства их декоративного решения. Таким образом, вышивка бисером, за которой в представлении европейцев закрепилась роль основного средства декоративного оформления северной одежды, была свойственна далеко не всем народам.

Э В Е Н К И

Численность - 30163 человека.

Язык - тунгусо-маньчжурская группа алтайской семьи языков.

Расселение - Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Красноярский, Хабаровский, Приморский края, Иркутская, Читинская, Амурская, Томская, Тюменская и Сахалинская области, Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа.

ЭВЕНКИ в конце XIX — начале XX в. были известны как тунгусы и делились на несколько обособленных групп: северную, южную, восточную. Кочевые эвенки вели такое же хозяйство, как и их восточные собратья эвены. Главными отраслями хозяйства были охота на копытных, пушного зверя, сезонное рыболовство и транспортное таежное оленеводство, обусловливающие полукочевой и кочевой образ жизни.

Традиционная национальная одежда эвенков отличается удивительной стройностью, даже изысканностью. Это еще в XIX веке отмечал путешественник и исследователь Крайнего Севера А. Ф. Миддендорф. Под верхней, уличной меховой одеждой мужчины носили чрезвычайно нарядный костюм. Старинный эвенкийский костюм в настоящее время совершенно вышел из обихода, его можно видеть только в музеях. Он очень сложного кроя и, кроме того, следует особо подчеркнуть его прекрасное цветовое решение. Основной тон костюма — это цвет замши, либо сероватой, либо золотистой. В наиболее ответственных, конструктивно важных местах — на плечах, на краях пол, на обшлагах рукавов — нашивались полоски ткани в тон основному материалу, розовые, голубоватые, золотистые. Костюм не был бы так наряден и эффектен, если бы он не был очень аккуратно, мастерски сшит. Отдельные детали сшивали с изнанки мелким частым швом через край. В старину сшивание как меха, так и ровдуги производилось жильными нитками. Их делали из сухожилий. Такие нитки органично соединялись со сшиваемым материалом. Мягкая эластичная жилка не резала мех и ровдугу и вместе с тем не рвалась и не перетиралась со временем, как это происходит с обычными нитками, в особенности на морозе. Сшитую с изнанки одежду украшали с внешней стороны декоративными швами, которые маскировали места соединения отдельных частей и вместе с тем служили для прикрепления аппликационных нашивок из ткани и кожи. Эвенкам было знакомо немало интересных декоративных швов, окантованных цветным бисером, кожей или сукном.

Эвенкийский костюм напоминает эвенский: приталенный кафтан, отороченный по подолу и плечам длинноворсовым мехом. Сзади на ноге оленя волос довольно длинный и свободно отстает от ноги. Именно этот волос или эту полоску меха, собственно, и использовали мастерицы для отделки самых различных меховых изделий: одежды, сумок, рукавичек и пр. По вороту, рукавам и подолу кафтан расшивался цветным бисером. Между передними полами, сходящимися встык, виден нарядный ровдужный нагрудник, предохраняющий грудь и живот от холода, штаны-натазники, высокие и узкие облегающие унты (баккари), также украшенные бисером. В 18 веке под влиянием общения с европейцами (русскими) традиционный прилегающий кафтан заменяется зипуном, более расклешенным книзу. Старинный головной убор изготовляли из шкуры с головы оленя. Глазные и роговые отверстия зашивали и орнаментировали бисером. Носили также и капорообразные шапки. Эвенкийский капор обычно шили из двух кусков оленьей шкуры: прямой полосы, огибающей лицо, и полукруглой вставки, закрывающей затылок. По краю капор оторачивали мехом выдры, белки или песца, перед выпушкой делали полоску-вставку из цветного бисера. Бисерными вставками украшали и обувь. Костюмы эвенков с обилием бисерных украшений, подвесок, меховых жгутов, отделанные ровдужной (замшевой) бахромой, придавали их хороводу весьма нарядный вид. Но далеко не всякий бисер (который обменивали на пушнину у приезжих купцов) подходил к суровым северным условиям. Стеклянный бисер лопался на морозе, а сохранялся китайский фарфоровый и индийский из морских раковин.

На старинной одежде и бытовых предметах северян нашит бисер непрозрачный, различный по размерам, многоцветный. Каждый народ придерживается своей излюбленной тональности. Эвенки предпочитают желтый, зеленый, красный цвета и, разумеется, черный и белый; эти два цвета входят в любую вышивку бисером у любого народа, так как без белого и черного остальные цвета теряют свою выразительность. Эвенки очень скупо использовали бисер для украшения старинной ровдужной одежды. Каждую бисеринку прикрепляли ниткой в отдельности, как крохотный драгоценный камешек. В то же время бисером они расшивали самые разные вещи, в частности мужской нагрудник. Если весь комплект старинной одежды вышел из употребления, то нагрудники сохранялись еще долгое время.

В прошлом у эвенков мужские и женские нагрудники различались по покрою. Мужчины носили передники, оканчивающиеся острым углом. В отличие от эвенов кафтаны и нагрудники украшали хвостиками из белых оленьих лап или длинным волосом. Обычно в центре помещали крестообразную чрезвычайно характерную для эвенкийского орнамента фигуру, которая расшифровывается как условное изображение плывущей птицы гагары. Эвенкийские мастерицы окаймляющие бисеринки располагали по две в ряд с промежутком между ними в одну бисеринку. Они очень любили этот ритм: 2-1-2-1 и т. д. , его повторяли, варьируя цвета. Каждой народности присуща своя цветовая гамма, имеющая определенную символику.

Палитра долганского и эвенкийского орнамента строится на сочетании шести основных цветов. Это черный, белый, синий, красный, желтый и зеленый. Причем, превалирующие цвета - красный и синий. Красный - олицетворение народного представления о солнце, синий - о бесконечности бытия. Орнамент сохранил роль оберега. Легко угадываемый символ почитаемого объекта придавал предмету воображаемую сакральную силу и как бы наделял вещь соответствующими свойствами и чертами характера, присущими явлениям реального мира. Не зная законов цветоведения, правил цветосочетаний, эвенкийские мастерицы прекрасно умели сочетать между собой ткани и бисер разных цветов, стихийно следуя правилам взаимодополняющих цветов, сочетая теплые и холодные тона. В вышивке нитками и бисером соединение таких цветов чрезвычайно выразительно. Каждый цвет при этом «звучит» с особой силой. В изделиях эвенкийских мастериц постоянно встречается сопоставление красного и голубого, желтого и синего и т. д. Такие сочетания цветов воспринимаются гораздо эмоциональнее, чем сочетание одних только теплых — красного, желтого — или одних только холодных — синего, голубого, фиолетового. Следует также учесть, что сама оленья шкура, на которой чаще всего выполнялась вышивка бисером, бывала то теплого, коричневого, то холодного голубовато-серого тона. Мастерицы учитывали это, подчеркивая теплый тон холодными по цвету отделками, а холодный — теплыми. Если основной материал одежды был красным, то красный цвет в отделке не использовали, а чаще всего заменяли его розовым.

Д О Л Г А Н Ы

Численность - 6945 человек.

Язык - тюркская группа алтайской семьи языков.

Расселение - Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Республика Саха (Якутия), Красноярский край

Основное население из коренных народностей Таймыра составляют долганы. Это самая молодая народность, проживающая на Таймыре. В XVII веке этой народности еще не существовало. Их можно было встретить только на Лене, у устьев Вилюя и Муны, а также у побережья Охотского моря. Именно в этих местах были встречены отдельные тунгусские рода с названием Долган.

Еще до революции долганы шили для себя одежду из покупных тканей. «Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя. Женщины — платья, поверх которых надевали закрытые фартуки». Однако, заимствуя русскую одежду, долганы видоизменяли и украшали ее соответственно своим вкусам. Так, например, они имели пристрастие к карманам, которые стали украшать аппликацией из узких полос цветной материи и медными пуговицами. С появлением французских булавок стали их в виде украшения накалывать полосками на столбики ворота, на карманы и т. д. Непременной принадлежностью женской одежды, кроме платья, стал глухой фартук, которому присвоили название старинного ровдужного или мехового передника — тюкюлюк.

Нижнего белья долганы не носили. Летом и зимой они носили кафтаны, сшитые из сукна. Зимой под них надевали песцовые или заячьи шубы. Вместо кафтанов зимой надевали распашные дохи из оленьих шкур (парки). В лютые морозы — сокуй (глухая одежда с капюшоном мехом наружу). Женщины носили длинные песцовые или заячьи шубы, поверх которых надевали суконные кафтаны. Все это любовно украшали бисером, цветным сукном. Распашная одежда всегда застегивалась или завязывалась встык, полы никогда не запахивались.

Другая особенность одежды долган — капоры и обувь, которые, за очень немногим исключением, носились как мужчинами, так и женщинами. Мужские и женские шапки имели форму капора. У первого вида капоров покрой состоит из двух частей: длинного прямоугольного лоскутка, идущего вдоль головы, и полукруглого, составляющего затылочную часть капора. У второго вида капоров покрой состоит из трех лоскутков: первый прямоугольный, длинный, идет вдоль головы от лба до шеи, второй и третий — треугольные, пришиваются к краям прямоугольного лоскутка, образуя боковые части капора. Капоры имеют обычно два ремешка, затягивающих на вздержку передний и нижний края их для защиты от продувания ветром. Зимняя обувь шилась из оленьих камусов и была двух видов – до колен и выше. Верх обуви кроился из лисьих камусов (шкурка, снятая с ноги оленя) или из сукна. Сукно расшивалось бисером или отделывалось цветными полосками ткани. Летнюю обувь шили из ровдуги.

Это другой народ, другая культура. Язык родственен якутскому. В декоративно-прикладном искусстве много общего с эвенками. Так же, как и другие северные народности, долганы для пошива и украшения одежды, обуви, изготовления предметов быта использовали природные материалы: оленьи шкуры, мех пушных зверьков, выделанную ровдугу, замшу, цветные нитки, олений волос, бисер. Обработка шкур и выделка ровдуги и замши, пошив одежды и обуви и ее украшение считалось женским занятием. Ровдугу часто окрашивали в желтый цвет. Красителем для этих целей служила кора ольхи, смешанная с золой.

Женская долганская парка по крою очень похожа на русский крестьянский тулуп: та же отрезная талия, фигурная спинка, фалды сзади. «Основное декоративное украшение парки составляет широкая (20-25 см) кайма, которая огибает всю основную конструкцию, проходя вдоль стыка обоих пол и по подолу. Издали на этой кайме отчетливо читается яркая зубчатая лента, красная с синим. На будничных шубах-парках она выполнена в технике аппликации — полосами цветного сукна, сатина или даже ситца по суконной основе. На вертикальных каймах вместо сплошной двухцветной зубчатой ленты размещены один над другим уголки — «крышечки», красные и синие вперемешку. Праздничная парка украшалась разноцветным бисером». В течение длительного времени вышивает девушка-долганка праздничную парку. Бисером долганки украшали и обувь. Самыми распространенными орнаментами у долган являются варианты орнамента «ноготь» (это название определяет технологию его вышивания: женщина как бы обводила бисером свой ноготь, располагая его вершиной вверх или вниз). «Бордюрный», «лапки вильчатые», «рогообразный» - самые излюбленные долганские орнаменты. Долганский орнамент обычно имеет названия тех предметов, с которыми он ассоциируется, или имеет признак материала, употребляемого для нанесения узоров. Например, узоры тынырак (ноготь), кургах (ухо), ихарак (глаз) наносят на мужской головной убор, чтобы охотник был сильнее зверя, имел острый слух и зоркий взгляд. На боковых же частях женской шапки долганы нашивают крупный узор, похожий на чум, символизирующий женщину.

Кроме вышивки бисером существует и другая, еще более удивительная и еще более трудоемкая техника выполнения орнамента. В густой мех бортов и подола парки вшиваются крошечные лоскутки красного и синего сукна. Этот орнамент получил название «северное сияние». Чтобы выполнить его, необходимо для каждого кусочка проделать шильцем крохотную дырочку в мездре, вдеть туда лоскутик с лицевой стороны и тщательно закрепить его с тыльной. «В результате получается эффект как бы природной инкрустации: орнамент выглядит так, как будто штрихи красного и синего цвета сами собой образовались в оленьей шкуре».

Праздничная долганская парка украшалась не только цветным сукном и бисером, но еще и навесными серебряными украшениями. Что же из себя представляли серебряные украшения? «Это цепь из одинаковых очень интересной, своеобразной формы звеньев, плоских, ажурных, имеющих отдельное сходство с женской фигурой. Скрепляются они при помощи тоненьких колечек, продетых в круглые отверстия пластинок — звеньев. Пластинки чуть тронуты гравировкой, имеющей характер легкого растительного орнамента. Несколько таких цепочек подвешено к горизонтально вытянутой серебряной пластине, также чуть тронутой гравировкой». Эти украшения прикреплялись к парке ниже талии сзади. Большой популярностью у долганок пользовался серебряный пояс. Пластинки пояса имели прямоугольную форму, иногда квадратную. На них была нанесена гравировка с растительным рисунком. Автором этих серебряных украшений были якутские мастера, кузнецы и граверы по металлу. Это подтверждает родство долган с якутами.

Э Н Ц Ы

Численность - 209 человек.

Язык - самодийская группа уральско-юкагирской семьи языков.

Расселение - Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ.

Самоназвание - эннэчэ - «человек». Впервые народ упоминается в новгородской рукописи конца XV в. под названием молгонзеи (от монкасия - «земля рода Монкаси» или Муггади). Отсюда возникло название русского острога Мангазея, основанного в 1601 г. На Енисее ловили рыбу сетями, неводами, устраивали заграждения из тальника, на озерах применяли ставные ловушки-вентеря, переметы. Занимались оленеводством, в основном вьючным. В хозяйстве продолжает сохранять свое значение охота на диких оленей.

ЭНЕЦКАЯ зимняя мужская парка, подобно нганасанской, глухого покроя, двойная. Верхнюю (пазо пагга) с капюшоном, длиной до колен шили из летних оленьих шкур или пыжиков белого цвета, мехом наружу. Нижняя (деду), сшитая мехом внутрь, значительно длиннее верхней. По подолу двойной парки шла опушка из белого собачьего меха. Рукавицы наглухо пришивали к рукавам парки. При поездках в тундру зимой вместо верхней парки надевали сокуй. К лобной части капюшона сокуя пришивали рог (пока) из оленьей шкуры или хвоста оленя, набитый оленьей шерстью и жилами. Зимние штаны (таруо) шили мехом внутрь, по крою они не отличались от ненецких. Носили нижние ровдужные рубахи, подобные ненецким.

По крою женская парка от мужской отличалась тем, что была распашной и без капюшона. Верхнюю и нижнюю парки сшивали по вороту, опушку делали из собачьего меха. Под парку надевали пыжиковый комбинезон без рукавов с вырезами на груди и спине. Спереди его украшали медными серповидными пластинками, а на бедрах - медными трубками, кольцами, цепочками и т. д. К комбинезону пришивали игольник, мешочек для огнива и др. Женская зимняя шапка из белых пыжиков (тэн) по форме напоминала капор и была двухслойной. Со второй половины XIX в. у лесных и с XX в. у тундровых энцев распространилась одежда ненецкого типа. Сейчас традиционная энецкая одежда сохранилась лишь у немногочисленной группы энцев, живущих среди нганасан на Таймыре. Внутрь зимней обуви (бакари) надевали чулки (мотуза). Летнюю мужскую обувь из ровдуги (този) носили без чулок.

У энцев были развиты такие виды декоративно-прикладного искусства, как аппликация из меха и сукна, резьба по кости.

Вывод: таким образом, схожие условия существования коренных народов Таймыра определяют и сходство в их одежде: теплая оленья парка или малица, накидка с капюшоном – сокуй, шапка-капор, обувь из камуса оленя, штаны или чулки мехом внутрь. Потребность в удобной и очень теплой одежде вызывалась окружающей природой, суровым климатом Заполярья. Однако в декоративной отделке меховой одежды имеются существенные различия. Так эвенкийский и долганский костюмы украшены вышивкой бисером, нганасанский, ненецкий и энецкий – меховой мозаикой. К тому же и среди похожих на первый взгляд долганских и эвенкийских костюмов тоже есть различия: соединительные швы эвенкийского зипуна, низ подола украшались длинноворсовым мехом, а также хвостиками из белых оленьих лап или ровдужной (замшевой) бахромой, долганский кафтан – коротковорсовым мехом и широкой, вышитой бисером каймой; эвенкийский нагрудник трапециевидной формы заостренный книзу, долганский – прямоугольной формы. Обычно в центре эвенкийского нагрудника помещали крестообразную, чрезвычайно характерную для эвенкийского орнамента фигуру, которая расшифровывается как условное изображение плывущей птицы гагары. Элементами же долганского орнамента являются красно-синие «крышечки», «розетки», «ноготь» и др. Палитра долганского и эвенкийского орнамента схожая и строится на сочетании шести основных цветов. Это черный, белый, синий, красный, желтый и зеленый. Причем, превалирующие цвета - красный и синий. Красный - олицетворение народного представления о солнце, синий - о бесконечности бытия. Орнамент сохранил роль оберега.

Большое влияние на эвенкийский и долганский костюм оказали русские переселенцы. Так мужские рубахи и женские платья из покупных материй заменили старинные ровдужные. Появился кафтан, обрезной по талии и расклешенный книзу, который украшался медными пуговицами (как и форма русских гренадеров). Непременной принадлежностью женской одежды, кроме платья, стал глухой фартук, которому присвоили название старинного ровдужного или мехового передника — тюкюлюк.

Для пошива нганасанской малицы в основном брали шкурку белого оленя, а для ненецкой – обычного, серого, иногда сочетали темную шкурку с белой. Цвета нганасанского орнамента – черный, белый, красный - такую окраску имеет оперение краснозобой гагары, от которой, по преданию, произошел род нганасан. В ненецком орнаменте используется контраст светлого и темного меха. Противопоставления белого и черного цветов имеет очень древнюю основу и определено противостоянием жизни и смерти, света и тьмы, тепла и холода. Монохромный строй меховой мозаики обогащают вставки сукна синего, зеленого, красного и желтого цветов, которые ассоциируются с долгожданным летом, бурной, но короткой порой цветения природы. Если взглянуть на ненецкие орнаменты «красивые рога», «бегущая собака», «грудь песца», то можно заметить, что по своей конфигурации они напоминают стилизованные изображения вышеназванных предметов и животных. Нганасанские орнаменты рассказывают о социальном статусе человека, например, чимилераку – «мужчины, достигшие зрелости», чикайко – «женский», чилераку – «мужской», малачу – «чумы» (женский) и др. Для ненцев Малоземельской тундры (к западу от реки Печоры) характерны шапки, плотно облегающие голову, с длинными ушами, которые откидываются назад и скрепляются друг с другом металлическими цепочками или ленточками. Сзади к шапкам иногда прикрепляют так называемые сава нэ (буквально: «ноги шапки») - две длинные орнаментированные полосы, которые спускаются ниже талии. В Большеземельской тундре (к востоку от реки Печоры) и за Уралом (на всем Ямальском Севере) распространены женские головные уборы в виде капора, вокруг лицевой части которого пришивают опушку из песцовых хвостов. Сзади к капору на цепочках прикрепляют ажурные медные бляшки.

Итак, при изучении национальных костюмов народов Таймыра обнаруживается их взаимное влияние на облик одежды своих соседей: эвенов на эвенков, якутов на долган, нганасан и ненцев на энцев, а также русских переселенцев на эвенков, ненцев и долган.

СОВРЕМЕННАЯ МОДА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ НАРОДОВ ТАЙМЫРА

Мода – что за существо? Кто знает ее лик? И может ли кто его знать? Она ведь завтра глядит иной, чем вчера. Сама она себя не знает

Если народный костюм в течение длительного времени остается практически неизменным, то обычная одежда постоянно изменяется под влиянием моды. Порой мода отстает от своего времени, иногда идет в ногу с ним, но постоянно оказывается связанной со всем, что окружает человека: зданиями, мебелью, предметами быта, ювелирными украшениями. В последнее время мода претерпела существенные изменения. Когда-то модная одежда создавалась исключительно для богатых и влиятельных людей. Молодежь была лишена независимости и вынуждена была носить то, что предписывали родители. В 1960-е гг. , с ростом заработков молодых людей, ситуация изменилась. Именно молодежь и подростки превратились в главных покупателей одежды и стали диктовать моду всем остальным. А так как почти каждый молодой человек желает быть непохожим на других, чем-то отличаться от всех, то современные модельеры ищут ту самую «изюминку», которая и будет делать одежду особенной.

Широко известно влияние русского национального костюма на современную одежду россиян. Например, сарафан занимает прочную позицию в гардеробе почти каждой женщины, лишь незначительно видоизменяясь, становясь либо летним платьицем на тонких бретельках, либо деловым с карманами и клапанами, либо джинсовым с застежкой на молнии или на кнопках, очень модным летом 2004 г. В последнее время наблюдается влияние разных народов на нашу одежду: африканцев, индусов, японцев, американских индейцев, шотландцев и др. Автором было замечено наличие некоторых элементов национальной одежды народов Севера в зимней одежде норильчан. Например, среди населения популярна такая теплая обувь, как баккари или унтайки, вышитые бисером или украшенные меховой мозаикой. Это диктуется, прежде всего, суровыми погодными условиями нашего Таймырского региона. А вот дубленки носят не только жители Севера, но и южных областей России.

Сравнительный анализ элементов современной одежды и национальных костюмов

Для того, чтобы проследить степень влияния того или иного северного национального костюма на современную моду, автор применил следующие методы: наблюдение, сравнение и сопоставление, а также социологический опрос. Результатом наблюдений явилась большая коллекция фотоснимков (порядка 120), были опрошены 140 человек из разных социальных слоёв (учащихся, учителей, жителей города, как имеющих отношение к моде, так и не имеющих. ). Социальная среда исследования очень обширна. Фотографирование и опрос производились как в учебных и культурных учреждениях, так и в магазинах, на рынках, на улицах города и даже в автобусах.

Рассмотрим долганский и родственный ему эвенкийский народные костюмы, а также ненецкий и нганасанский и сопоставим их с современной одеждой. Так, например, долганы и эвенки носили так называемые шапки-капоры. Известно, что капоры были в моде совсем недавно. Снова популярны меховые воротники и отороченные мехом рукава и подол дубленки. В зимнем сезоне 2004/2005 гг. особенно модной была бахрома из длинноворсового меха или замши как на старинном эвенкийском костюме. Сегодня актуальна меховая оторочка соединительных швов на рукавах, полочках и спинках дубленок, т. е. также как и на _нганасанской малице. Меховая оторочка применяется и в качестве декоративной отделки краев деталей полочек, низа рукавов или пояса. Двойная меховая отделка по низу (как у нганасан) тоже вошла в моду совсем недавно. Естественно, что элементы национальных костюмов преобразованы на современный лад, они как бы явились отправной точкой в череде разнообразных модных моделей. Так, например, идея длинных ушек в ненецком капоре нашла свое отражение в многочисленных вариантах модных шапок. Меховая мозаика тоже используется в самых экзотичных моделях зимней одежды: меховые воротники «под рысь», «под гепарда». Хотя в этом видится скорее влияние афро-азиатских мотивов. Идея сочетания тёмного и светлого меха заимствована у ненцев. Новинкой сезона стало появление на дублёнках тисненого узора, аппликации из кожи и применение страз вместо бисера. До сих пор в моде декоративные швы из кожаных тесемок (подобные эвенкийским), которые маскируют места соединения отдельных частей, а также шарфики с норковыми хвостиками.

Если судить о степени влияния того или иного национального костюма, то следует отметить, что наибольшее количество элементов заимствовано у ненцев (42 %), на втором месте – эвенкийский костюм (38 %), на третьем – нганасанский (17%) и затем долганский (3 %). Создается впечатление, что идея применения меховой оторочки или мозаики из меха разного цвета ближе современности, чем идея применения бисерной вышивки.

Национальные элементы отразились также и на современных аксессуарах и украшениях: появились меховые сумочки, декоративные металлические пояса с подвесками, «фенечки» из бисера. Все это свидетельствует о влиянии национальных традиций народов Таймыра на модные тенденции.

Но есть и обратная связь. Оказывается новые материалы – ткани, нитки, фурнитура – диктуют новые технологии изготовления национального костюма. Неизменными остаются лишь выделка ровдуги и обработка оленьего меха и, конечно же, национальные традиции украшения одежды бисерной вышивкой или меховой мозаикой. Подтверждение этому – новая коллекция Молодежного Театра мод, подготовленная учащимися Северного отделения колледжа искусств г. Норильска.

Национальные идеи могут обогатить современную моду, внести ту самую «изюминку», которой порой не хватает для создания цельного гармоничного образа. Автор предлагает собственные разработки современных костюмов на основе национального ненецкого и нганасанского костюмов. Например, в модели используется сочетание нганасанского орнамента «санкообразный детский» с ненецкими вставками из сукна белого, зеленого, красного цвета. Супермодным считается сочетание красного, черного и серого цветов (у нганасан – черный, красный, белый). Идея шапочки с длинными ушками, на концах которых имеются кисточки, заимствована у ненцев. Дублирование орнамента и цвета на накидке, сапожках и шапочке создает образ цельного гармоничного ансамбля. В модели 2 использованы мотивы эвенкийского костюма: бисерная вышивка, обилие синего, белого и красного цветов, меховая оторочка, отделка уголками. В модели 3 трудно найти что-то общее с северным национальным костюмом, т. к. это вечернее платье. Однако оно содержит элементы эвенкийской одежды: в качестве декоративного украшения сзади платья и на босоножках используется символ птицы гагары, выполненный из страз вместо бисера.

Результаты социологического опроса

Одним из методов исследования является изучение мнения населения, т. е. социологический опрос. Было опрошено порядка 140 человек.

В данной главе приводятся лишь наиболее часто встречавшиеся варианты ответов жителей Норильского промрайона на один вопрос: «Как вы считаете, влияет ли национальная одежда народов Таймыра на современную моду или нет?».

Варианты ответов:

1. Светлана Федоровна, учитель: «Думаю, что да. Много элементов национальных костюмов встречается в современной одежде, например, шапки с «хвостиками» сзади или на ушках».

2. Андрей, 16 лет, ученик 11 класса: «Наверное, немного влияет, но пока есть существенная разница. Так и должно быть. Ведь мода не стоит на месте. И вряд ли кто-нибудь из современных людей будет носить долганскую одежду, вышитую бисером. А вот меховая мозаика может быть».

3. Евгений, 16 лет, ученик 11 класса: «Мне кажется, что современная мода развивается самостоятельно, а наличие некоторых элементов, похожих на национальные – это лишь совпадение. Т. е. на моду не влияют национальные костюмы народов Таймыра».

4. Даша, 14 лет, ученица 9 класса: «Влияние национальных идей народов Севера на современную моду очень заметно. В прошлом году в нашей школе №20 мы изучали декоративно-прикладное искусство народов Таймыра (факультатив «Искусство края») и познакомились с национальными костюмами долган, ненцев, эвенков, нганасан. Теперь я могу сравнивать их с современной одеждой. Действительно, некоторые национальные элементы применяются и в нынешней моде, например, длинные хвостики и меховая опушка на шапках, оторочка мехом краев дубленок и соединительных швов, бахрома из замши и т. д. ».

5. Светлана Николаевна, учитель ИЗО: «Несомненно, влияют. Более того, я знаю, что художники-модельеры смело вводят в современный костюм традиции народов Севера, например, модельер-этнограф Валерия Монастырная придумала нарядную парку «Мангазея», но уже на современной основе. Предлагаю привести ее в качестве наглядного материала в вашей работе».

6. Игорь, работник рудника: «Может, и влияют. Я не знаю, как выглядят национальные костюмы народов Таймыра, т. к. недавно приехал».

7. Татьяна, 35 лет, продавец шапок: «Частично влияют, особенно в настоящее время. Посмотрите на эти шапки. Сейчас актуальны в качестве украшения бисер в тон меха, меховая мозаика контрастных цветов, хвостики, длинные ушки, кисточки, бахрома»

8. Наталья и Александр, молодожены, студенты: «Не знаем, скорее всего, нет. Мода такая разная и каждый год меняется».

9. Ольга Николаевна, доцент кафедры гуманитарных наук Норильского индустриального института: «Конечно, влияют, во всяком случае, на мой гардероб точно».

10. Елена Алексеевна, преподаватель декоративно-прикладного отделения колледжа искусств г. Норильска: «Конечно, влияет. Выпускники нашего Северного отделения для своих дипломных работ (моделей одежды) берут национальные идеи народов Таймыра. Они активно используют такие материалы как ровдуга, мех, олений волос, рог оленя и т. п. ».

РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ и СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

Диаграмма влияния национальных костюмов народов Таймыра на современную одежду. Результаты наблюдений.

Диаграмма результатов социологического опроса населения

Результаты опроса показали, что из 140 опрошенных на вопрос «Влияет ли национальная одежда народов Таймыра на современную моду или нет?» ответили утвердительно 63 человека (45 %), отрицательно – 32 человека (23 %), «не знаю» - 45 человек (32 %). Как видно, большинство считает, что связь моды с национальными костюмами Севера имеется. К сожалению, велик процент тех, кто не знаком с народными костюмами Таймыра, поэтому не смогли ответить ни утвердительно, ни отрицательно. Поэтому необходимо изучать это (либо в школе, либо в музеях, либо по телевидению).

Фотографии наглядно демонстрируют влияние национальных идей на современную моду. Конечно, это не слепое копирование и даже не подражание, а творческое переосмысливание народного искусства в рамках современности.

Детально изучая национальные костюмы долган, ненцев, нганасан, энцев, эвенков, перечитывая литературные источники по данному вопросу, посещая краеведческие музеи, наблюдая за жителями города, можно сделать вывод, что элементы национального костюма народов Севера широко используются в современной одежде. То, что это не случайное совпадение подтверждается словами именно тех людей, которые связанны с модой или этнографией. Человек, не знающий как выглядит тот или иной народный костюм, не сможет сказать, влияет ли он на современную моду.

Результаты наблюдений показали, что наиболее часто встречаются в современной одежде такие элементы как меховые воротники и капюшоны, отороченные мехом рукава и подол дубленки, бахрома из длинноворсового меха или замши, меховая оторочка соединительных швов деталей дубленок или декоративная отделка мехом краев деталей полочек, низа рукавов или пояса, двойная меховая отделка по низу, меховая мозаика из тёмного и светлого меха, тесненные узоры на дубленой коже, аппликации из кожи и применение страз вместо бисера, а так же до сих пор в моде декоративные швы из кожаных тесемок, которые маскируют места соединения отдельных частей, а также шапки и шарфики с норковыми хвостиками. Национальные элементы отразились также и на современных аксессуарах и украшениях: появились меховые сумочки, декоративные металлические пояса с подвесками, «фенечки» из бисера.

Анализ наблюдений показал, что наибольшее количество элементов заимствовано у ненцев (42 %) на 2-ом месте – нганасанский костюм (31 %), затем эвенкийский (24 %) и долганский (3 %). Таким образом, можно сделать вывод, что идея применения меховой мозаики ближе современности, чем идея применения бисерной вышивки. К сожалению, слабо используются цветовые сочетания эвенкийского и долганского орнаментов, хотя наметилась тенденция использования бисера на шапках в тон меха или стеклянных страз на дубленках, сумочках, сапожках.

В процессе исследования было обнаружено взаимное влияние современной одежды на национальный костюм (использование новых материалов и фурнитуры в долганском и эвенкийском костюме: сукна, тканей, медных пуговиц).

Постоянная связанность художника с окружающим миром и его прошлым является плодотворным источником вдохновения, а порой - трамплином на пути создания все более оригинальных произведений. Это подтверждено творческими работами учащихся Норильского колледжа искусств. «Этническая культура, ее интеграция в современную жизнь открывает возможности обогащения современного искусства элементами национальной символики образов и цвета, обновлению его содержания на основе изучения культуры, быта, декоративно-прикладного искусства - всего того, что, вливаясь ручейками, делает реку «Искусства» полноводной».

Человек отличается от животного, прежде всего, тем, что ему дан не только непосредственный инстинкт, но и сознательная память культуры. Если эта глубинная память, связывающая времена, отсутствует, человек становится дикарём, как бы современно он ни выглядел. И сколько такого дикарства мы видим в конвульсиях толпы подростков, заведённых «суперзвездой» рока, обнажившей не только тело, но любые инстинкты! Давайте уходить от дикарства к культуре – культуре говорить, культуре одеваться, культуре понимать друг друга. Искусство моды только обогатится за счет связи с прошлым разных народов. Связь времён даёт человеку направление движения, опору и возможность совершать новые открытия, создавать новые вещи, зная о тех, что были до него, и не повторяясь.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)