Производство  ->  Агропром  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Назад к кумысу

Кумыс-спасение населения

Недавно я узнал про выдающегося сына якутского народа, который родился и жил в моем родном Намском улусе. Это - Максим Кирович Аммосов. О Максиме Кировиче впервые я услышал, когда был в историко - этнографическом музее вместе с классом в с. Намцы. Потом о нем еще рассказали бабушка, дедушка, мама. Я хочу сказать, что это человек с большой буквы, он очень много сделал для своего народа.

Максим Кирович Аммосов родился в бедной семье. Его отца звали- Кир Васильевич Аммосов, а мать - Анастасия Леонтьевна Винокурова. Их в семье было шестеро, Максим был пятым ребенком. Так как семья была бедной, его отдали в приемную семью. В возрасте 9-10 лет он поступил в школу. Школа находилась в Намцах. Маленький Максим, чтобы учиться, зимой пешком ходил из Хатырыка в Намцы. Вот такая у него была тяга к учебе. Дальше он продолжил учебу в Якутске и в самой Москве. За все это время он встречается с очень хорошими и умными людьми, которые помогают ему и в дальнейшем. Он жил и работал в разных местах. Максим Кирович, выходец из простой бедняцкой семьи, стал для многих людей эталоном Чести, Правды, Мужества. До сих пор люди пишут о нем стихи, песни.

Максим Кирович Аммосов много писал о своем народе, о родине, о том, что якутский народ должен быть грамотным , что мы не должны терять свои национальные традиции и обычаи.

Кумыс - национальный напиток народов Саха

Наши обычаи и традиции появились с давних времен. Они закрепляют нам такие качества, без которых не проживешь в наших суровых краях: трудолюбие, верность, любовь и уважение к природе. С давних времен наш народ жил тем, что дает наша природа. Они ходили на охоту, разводили домашний скот.

В своей работе я хочу рассказать об удивительном напитке, о напитке наших предков - о Кумысе. Кумыс в наш далекий край пришел из южных степей, его принесли с собой наши далекие предки. Так он стал нашим традиционным напитком. Чороон с кумысом стал символом прихода в якутский край долгожданного лета. К приходу лета посвящался национальный праздник- Ысыах. Кумысом во время праздника <<угощали>> огонь, окропляли травы и деревья, благодарили вышестоящих сил. После этого обряда начинался праздник, спортивные состязания и осуохай. Наши предки гордились напитком и называли его << Айыы аhа>>, <<олбот мэнэ уута>>.

Прокисшее молоко кобылицы давало силы, здоровье, поэтому с XVII-XVIII века кумыс стал основным, любимым напитком якутов.

По своему химическому составу кумыс схож с материнским молоком. Поэтому он очень полезен. В нем очень много полезных витаминов, минеральных веществ, которые помогают организму человека бороться с болезнями. Поэтому его нужно внести в обычный рацион питания человека.

<<Назад к кумысу!>> О ценностях кумыса отмечал в своих работах Максим Кирович Аммосов. Он писал, что народная медицина кочевых народностей распознала благоприятное воздействие кумыса на организм человека и превратила его в любимый напиток этих народностей. Далее он отмечает, что употребление кумыса оказало оздоровляющее влияние на организм этих народностей, в том числе и якутов. Кумыс так же оказался противоядием и лечебным средством против тех ужасных антигигиенических условий жизни якутов в прошлом, порождающих появление различных болезней. В своей статье он использует слова знаменитого ученого И. Мечникова: <<Было замечено, что народы, употребляющие в пищу значительное количество скисшего молока, отличаются значительной долговечностью>>.

Максим Кирович отмечает в своей работе, что якуты жили на мясной и молочно - кислой пище и напитках (молоко, тар, суорат, кумыс, ымдаан и т. д. ). до того времени пока не занялись земледелием. И в период, когда не принимали традиционную пищу, он предполагает, что началось физическое разрушение и вымирание якутов.

Выход из такого положения (оздоровление населения, улучшение быта) он видит в улучшении режима пищи. И большое значение в этом деле придает переходу к молочно-кислой пище и массовому распространению кумыса. Он пишет, что кумыс прекрасно противодействует всем болезням, потому что имеет основное свойство - повышать процессы усвоения веществ, процессы питания, повышать общий обмен веществ.

Условием для успешного внедрения употребления кумыса Максим Кирович считает народные праздники ысыах, где есть возможность обильно употребить кумыс, поощрение кумысопроизводства ( премии за массовое производство, освобождение дойных кобылиц от сельскохозяйственного налога и. т. д. )

Медицинским работникам поставить важнейшей задачей распространение производства и употребления кумыса через энергичную агитацию.

Далее он предполагает, что инстинкт самосохранения при соответствующем толчке со стороны, подскажет самому населению необходимость большого употребления молочно - кислой пищи и в первую очередь кумыса.

Существенную роль придает школам. Он отмечает, что с раннего возраста надо внушить детям пользу употребления кумыса.

Максим Кирович призывает своих земляков: << Мы призываем всех борцов за новый быт - стать также борцами за кумысопитие. Необходимо по всей Якутии громко и во всеуслышание бросить призыв - за внедрение среди населения кумысопития.>>

В заключение своей работы хочу сказать, что кумыс - традиционный национальный напиток, он является достоянием нашего народа. Нужно продолжить, увековечить традиции наших предков.

В нашем улусе есть крестьянские хозяйства, которые занимаются разведением лошадей. При таких хозяйствах нужно сделать базу для приготовления кумыса. И нужно его употреблять не только по праздникам, а распространить как постоянный напиток для укрепления здоровья, для профилактики от разных заболеваний.

Летом при этих крестьянских хозяйствах создавать детские лагеря, чтобы подрастающее поколение не только училось делать кумыс, но и ценило каким трудом создается этот напиток.

Опираясь на труды Максима Кировича Аммосова, я думаю, что надо возобновить традицию кумысопития и самое главное, нам, молодому поколению, дать понять, что без наших традиций, обычаев мы умрем как народ Саха.

Мы подрастающее поколение должны помнить традиции и обычаи своего народа, великих наших людей. Я горжусь тем, что дышу тем воздухом, которым дышал Максим Кирович Аммосов. Горжусь тем, что хожу по земле, по которой ходил славный сын якутского народа.

В конце хочу закончить словами стихотворения моего дедушки А. Г.

Кобякова:

<<Сахам сирин урдунэн

Омуоьаппыт ааттанар

Албан аата ырыа буолан

Алааьыттан кетен тахсар.

Уйэлэр тухары

Эн сырдык сулустуу

Албан ааккынан

Сандаар!

Эдэр ыччат кэскилин

Эркээйитин аспытын.

Саха омук сарсыннытын

Саргыларын салайбытын.

Барыбыт туьугар

Охсуьан а5албыт

Дьоллоох олоххор

Махтал!

Улууканнах убайбыт

Умнубаппыт Эйиигин.

Улэ буоллун, уорэх буоллун

Тэннэ хаамса сылдьыhа5ын.

Ча5ылхай Махсыыммыт-

Барыбыт Махсыыммыт,

Эйиэхэ буоллун

Айхал!>>

Использованная литература

С помощью русских и рабочих крестьян. /Статьи, воспоминания, письма. /

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)