Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Неформальное движение в обществе

Неформалы

Неформал, неформалы (также распространены сокращения «нефоры» или «ниферы») — обобщённое название представителей различных молодёжных субкультур.

В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления.

Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала.

В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности. Во времена СССР было не много субкультур, тогда они только зарождались в России.

СССР. Еще недавно мы все имели «адрес не дом и не улица, наш адрес – Советский Союз». А что было в это время с обычной молодежью? Советское время требовало от каждого человека стандартизации, следования существующим устоям и обожания общества – подобные особенности, конечно, значительно утрированные, описаны в романе Дж. Оруэлла «1984». Систематизация влияла на каждого человека: с детства всем вдалбливалось в голову, что Вы должны стать октябренком / пионером / комсомольцем / коммунистом и, если нужно, умереть за страну. И долгое время люди бездумно следовали системе, фактически не соображая, что делают, но с течением времени появились новые, более продвинутые молодые ребята, которые, под западными «вражескими» веяниями, начинали понимать сложившуюся ситуацию и пытались протестовать против нее. Таким протестом опять же стали субкультуры.

Только представьте себе реакцию «советских граждан», которые еще помнили серьезные меры пресечения за тягу к Западу, при виде молодежи, одетой в разноцветные блестящие «шмотки», невообразимо зауженные брюки, обутые в ботинки на высоченной платформе и с полностью прилизанными волосами. Сказать, что у них был шок – это ничего не сказать, полностью огорошенная страна не нашла ничего лучше, чем назвать их стилягами (слово это стало сродни матерному) и нещадно высмеивать в музыке, выступлениях артистов и т. д. Более серьезными наказаниями была ссылка на принудительные работы – это давалось за контрабанду и фарцовку. Высмеивался и способ получения денег на все это – обычно их брали у родителей, т. к. работать «стиляги» не хотели, в их стиль жизни входило сплошное веселье. Опомнившись, власти решили «давить гадов» и натравили на них «сознательную» молодежь, с азартом начавшую выслеживать стиляг, портить их одежду и прическу.

Очередным новомодным веянием стали хиппи – опять же западное веяние. Веселые «попугаи» - стиляги - сменились совершенно другими по внешнему виду и по мыслям молодыми людьми, с длинными прическами, цветами и в джинсах-клеш, которые увлекались рок-музыкой и предлагали всем забыть про вражду и любить друг друга. У них был свой сленг - исковерканный английский; они часто путешествовали автостопом, жили коммунами и носили особые украшения – повязку на лоб, прикольные сумки для личных вещей и знак пацифики.

Дошел до бывшего нашего государства и панк. По мнению рядовых «сознательных», панки были алкоголиками и наркоманами, а музыка их представляла, если говорить современным языком, полный «отстой». Конечно, все было по-другому – первые панки не выделялись особой одеждой или приверженностью к музыке – его главным отличием были постоянные «приколы». Они представляли собой «унисекс»-общение, могли «отрываться» обнаженными, но в дальнейшем ситуация немного поменялась. Власти заподозрили неладное, когда панки стали одеваться в кожу, носить цепи и ирокезы, или хайеры, после чего они стали вне закона.

Бичом советской молодежи были и металлисты – выглядели они тогда в принципе практически так же, как и сейчас: косухи, молнии и т. д. Но было им намного сложнее – купить одежду в магазине не представлялось возможным, поэтому почти каждый металлист обладал хорошим воображением и умел работать с ножницами и иголкой.

Появились и первые культуристы – деткам с мышцами было нечем заняться, чтобы выплеснуть агрессию, поэтому они как-то раз случайно отметелили «волосоидов» - оказалось, что это очень здорово. Поэтому стычки стали происходить регулярно, а качки получили прозвище люберов. Они обычно носили широкие брюки в клетку и нападали на «врагов» группами.

Еще одним негативом среди советских субкультур были гопники – мелкое хулиганье, которое тоже имело свои отличительные признаки. Они часто одевали тельняшку, обувь с острыми носами и оставляли челку – подобных персонажей можно часто лицезреть в советских мультфильмах. Гопники били практически всех.

И еще одним, наверное, последним из настолько ярких субкультур того времени были митьки – смешные «ребята», предпочитавшие из одежды ватник, из обуви валенки и часто употребляющие в речи фразы из культовых фильмов. Кстати, данное движение было придумано – именно придумано - В. Шинкаревым, описавшим в своем произведении манеры своего друга. Прикол перерос в действительно новую субкультуру, в которой участвовало множество человек

Punk - так раньше называли на уличном жаргоне проституток. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира "Мера за меру". В Америке в начале XX века его относят уже к заключённым - "шестеркам". Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении "грязь", "гнилье", "отбросы". Панк-рок 60-х годов принято называть "гаражным роком". Он появился в США в 1964 году, где под влиянием Beatles и Rolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, местных музыкальных традиций, но в основном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами доморощенной музыки скиффл. Значение этого события трудно переоценить - впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась "своя" музыка. Респектабельные и совершенно безобидные пай-мальчики типа Бобби Ви или Пола Анки, которыми фирмы грамзаписи подменили бунтовщиков-рок-н-рольщиков на рубеже 60-х годов, испугавшись, как бы рок-революция не зашла слишком далеко, были немедленно забыты. Они уступили свои позиции кумиров молодежи лихому напору свежей энергии, разбудивших в юных сердцах дух свободы помыслов и действий. Спустя пару лет это мощное всеамериканское движение вошло в историю рок-музыки под вышеупомянутым названием "гаражного рока". Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы репетировали в основном в гаражах - больше им просто некуда было деваться. "Гаражные" панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района).

Среди сотен непрофессиональных ансамблей тех лет едва ли наберется два десятка записавших на студии хотя бы одну грампластинку. Но в музыке они нашли самовыражение, почувствовали возможность раскрепоститься от заложенной обществом и родителями закомплексованности хотя бы ненадолго стать самими собой и поэтому вкладывали в произведения все накопившееся чувства, всю душу. Сегодня судить о "гаражном роке" можно только по немногим уцелевшим записям тех лет. Все же эра совершенно игнорируемых шоу-бизнесом панк-групп 60-х годов была непродолжительной. Это объясняется быстрым ростом числа музыкальных групп и расширением границ рок-музыки, переходом к прогрессивному року, а также развернувшимися как раз в тот период поисками новых стилей и направлений, которые были предопределены стремительным прогрессом в области музыкальной и звукозаписывающей техники.

К концу 1967 года все панк-группы в США либо распались, либо оказались вовлеченными в прочие музыкальные течения. В дальнейшем, до середины 70-х годов течения, идейно близкого гаражному року, не существовало. Однако стремление играть простую, агрессивную рок-музыку с элементами эпатажа не покидало отдельных представителей молодежной субкультуры, тех, кому самодеятельная бескомпромиссность гаражного рока пришлась по душе. А зерна этого стиля оказались щедро разбросаны по всей Америке. Всходы, правда, появились лишь местами: в Нью-Йорке, Чикаго, Детройте, где во второй половине 60-х годов возникли группы MC5, Velvet Underground и Iggy and the Stooges. Эти ансамбли со временем стали общепризнанными предтечами панк-рока 70-х годов. MC5 (Motor City Five - "Пятерка из города моторов", то есть Детройта, центра автомобильной промышленности США) обладала громким, жестким саундом. Яростный антиобщественный настрой музыкантов выражался в текстах песен и поступках исполнителей. Их деятельность в общих чертах очень походит на классический вариант более поздней панк-группы, за исключением маленькой детали: MC5 в духе 60-х годов были уверены, что рок-н-ролл способен изменить в мире все, что угодно. Velvet Underground возводили уродство в ранг красоты и были еще более удивительным ансамблем для своего времени.

В пору расцвета культуры хиппи и лозунгов типа "непротивления злу насилием" они поднимали в своих произведениях темы, на которые было наложено табу: половые извращения, растущее потребление наркотиков, социальное отчуждение, жестокость общества, полная безысходность и разочарование в будущем среди молодежи. Эти проблемы усиленно обходились всеми, хиппи просто предлагали уйти от них в мир собственных иллюзий. А в музыке и текстах песен Velvet Underground явственно слышалось разрушающее действие современной цивилизации, звучал, что называется, набат. Stooges олицетворяли собой третью составную часть панк-рока - визуальную. Лидер ансамбля Игги Поп бесился и бесчинствовал на сцене: он мог спокойно снять штаны во время концерта или расцарапать себе грудь до крови, или плюнуть в публику, набрав в рот побольше слюны. Первое выступление Iggy Pop & the Stooges в 1967 году в городе Эрр Арбор (штат Мичиган) описывается американскими критиками таким образом: "Игги извивался всем телом, испуская нечленораздельные вопли, размазывал по голому торсу кровавые куски мяса, делал вид, будто режет себе кожу куском стекла, потом с разбега прыгал в зрительный зал. Все действо совершалось под примитивный и очень громкий рок". К счастью или к сожалению, но в те годы заряд ненависти, выплеснутый в эйфоричную среду полунаркоманов, прошел мимо цели. Большинство слушателей тогда не приняли ни музыки, ни идей MC5, Velvet Underground и Stooges. Мнение было общепризнанным: хуже не бывает. Однако среди американской элиты нашлись-таки немногие, кто по достоинству оценил работы этих групп. Среди них были вполне известные в США личности: например, авангардист, художник поп-арта, кинорежиссер Энди Уорхолл, который на первых порах взял "под свое крылышко" Velvet Underground. Может быть, богемные "мальчики" просто пресытились роскошной и беззаботной жизнью и решили вкусить чего-нибудь эдакого? Вполне вероятно. Но может быть и другое: интеллектуальная богема оказалась в состоянии первой почувствовать обострение застарелого кризиса в развитых странах мира, особенно в США: кризиса морали, человеческих и общественных взаимоотношений, кризиса власти.

Волна наркомании, захлестнувшая Америку как результат субкультуры хиппи, осознание полного провала вторжения во Вьетнам, попытки разрядки, которые так и не привели к уменьшению противостояния двух сверхдержав, поскольку Россия по - прежнему не желала расстаться с идеей о "мировой революции", жестокий экономический кризис, разразившийся в начале 70-х годов, и, наконец, Уотергейт - вот вехи разочарования молодежи в собственном обществе и в тех, кто им управляет.

Факел, зажженный "гаражниками" и пронесенный сквозь 60-е в 70-е Игги Попом, подхватывают в 1973-1974 годах вполне образованные молодые люди из Нью-Йорка. Они собираются по вечерам в двух клубах - "CBGB" и "Max's Kansas City". Кумиром этой молодежи становятся новые группы: Talking Heads, New York Dolls, Ramones, которые представляются теперь первыми панк-музыкантами второй, настоящей волны панк-рока. Пока деятельность американских панков не выходит за границы клубных вечеринок. Они остаются в рамках приличия, практикуясь в основном в музыке и авангардистской литературе - символизме, футуризме. В общем, интеллигенция развлекается. Ничего страшного.

Так все и думали, пока гроза панк-рока не грянула над Великобританией два года спустя - в 1976 году. Англичане точно скопировали американцев - и ошеломили респектабельную Англию. То, что прошло в США не очень заметно, подняло за океаном бурю. А всему зачинщиком стал не очень известный содержатель лондонского магазина супермодной одежды и побрякушек Малькольм Макларен. В самом конце карьеры New York Dolls он подвизался у них в качестве менеджера, тонко уловил основные тенденции нью-йоркского прото-панка и решил использовать этот опыт на родине. Результат получился ошеломляющим. Назывался он - Sex Pistols. Несмотря на то, что многое в британском панке действительно воспринимается с трудом, кажется диким, необузданным, подчас каким-то животным порывом, он видится закономерным явлением как в жизни современного общества, так и в рок-музыкальной субкультуре.

Панк стал реакцией "поколения без будущего" не только на легкие условия жизни и невозможность полной реализации духовных сил, но одновременно с этим и потребительско-мещанской сущности на интенсификацию общественно-политических и информационно-технологических процессов. Очень быстро он превратился в протест - форму, подходящую для любых столкновений на любой почве: идеологической, социальной, музыкальной.

Поначалу напуганные власть имущие объявили панков хулиганами. Но когда хулиганят сотни тысяч, это называется по-другому - бунт. Причем бунт этот возник из трансформированного конфликта "отцов и детей". Поразительно: детей не устраивали те отцы, которые когда-то, 20 лет назад, повздорили с собственными родителями. Вспомните появление рок-н-ролла. А теперь уже новоявленные панк-бунтари из группы Generation X пели: "Пытаюсь выкинуть из головы всякое воспоминание о вашем поколении. Использую любую возможность для этого. Цель оправдывает средства. Ваше поколение ничего для меня не значит. " Однако теперь все было куда сложнее. Старые мечты рухнули - новым никто не верил. Пришло время отчаяния, полного неприятия окружающего мира и нигилизма. При изобилии материальных благ ни у общества, ни у конфликтующей с ним молодежи не оказалось достаточно прочных моральных качеств для того, чтобы воспользоваться ими во благо себе и всему человечеству. Это тоже послужило причиной возникновения панк-бунта.

В начале 1976 года добропорядочным англичанам показалось, что британская молодежь сошла с ума. Улицы наводнили толпы отвратительного вида подростков. В кожаных куртках и нарочито разорванных джинсах на коленках, со шпильками в ушах и кольцами в носу, бритоголовые или ощетинившиеся разноцветными шевелюрами, с размалеванными краской лицами и унитазными цепочками, перекинутыми через плечо на манер шарфа, они оккупировали подворотни, местные пабы и кафе. Они хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению к полицейским и задирали прохожих. Таким способом они спешили выразить свой протест миру, в котором родились и выросли. Философия панков была философией "потерянного поколения", простой до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. Мир потерял смысл. Жизнь потеряла смысл. Будущего не стало. Об этом, например, пели Sex Pistols: "Боже, храни королеву! Ведь это фашистский режим. Он сделал из тебя болвана - потенциальную водородную бомбу. Боже, храни королеву! Ведь она не живое существо. И нет будущего в мечтах англичан. Нет будущего, нет - для тебя. Мы - цветы в мусорном ящике. Мы - яд человечества. Мы - будущее. Ваше будущее. "

Определяющим стало наплевательское отношение к окружающим и самим себе, установка всегда совершать только то, что хочется в сию минуту. Мораль оказалась повернутой на 180 градусов: все, что считалось аморальным у нормальных людей, на улице становилось внешним проявлением "нравственности". Это отчетливо выразила группа Slits в песне "Враг номер 1": "Если тебе нравится белый цвет, я буду черной. Если ты любишь черный, я буду желтой. Если ты ценишь все разумное, я буду безрассудной. Если ты дорожишь рассудком, я буду сумасшедшей. Если ты любишь мир и цветы, я принесу ножи и цепи. " Этакий дух противоречия встает за этими строками. Высмеять все привычное и устоявшееся, разрушить создаваемое веками, раз оно на пользу не всем, а лишь тем, кто в бриллиантах, - так и пробила себе дорогу идеология панков - идеология противления злу насилием. над собой и окружающими. Но здесь важно отметить, и об этом еще будет сказано позже, что нового внес панк-бунт в молодежный рок-протест по сравнению с предыдущими годами и даже "первой рок-революцией". Удар наносился не только и не столько по знакомым "мишеням" - религии и так называемой буржуазной морали, что обычно выливалось в пропаганду секса и свободной любви, но и по основным общественным устоям вообще - истеблишменту, милитаризму, королевской семье и т. д. Это, например, звучит у Clash. Вот слова из песни "Белое восстание": "Вся власть у тех, кто в состоянии купить ее. Мы ходим по улицам, как цыплята. И все делают то, что им говорят. Я хочу, чтобы восстали люди с белым цветом кожи. Белое восстание - мое восстание. "

Итак, предыстория панк-рока закончилась. 6-го ноября 1975 года началась вторая рок-революция. В этот день в Лондоне в Колледже искусств Святого Мартина состоялось первое публичное выступление ансамбля с вызывающим названием Sex Pistols. Группа исполнила всего пять композиций собственного сочинения, после чего напуганный сотрудник колледжа вырубил электричество. Концерт длился 10 минут. Несмотря на неудачи, о Sex Pistols заговорили. В основном благодаря скандалам, которые сопутствовали появлению музыкантов в любых местах. Их ругали и костили, как никого еще не ругали в рок-музыке. "Мелоди Мейкер", ведущий английский еженедельник, обрушился на них с разгромной рецензией. Ответственный работник корпорации грамзаписи "WEA" Дейв Ди в интервью дал им такую оценку: "С музыкальной точки зрения это просто немузыкально. В том, что они исполняют, нет дисциплины - поэтому у меня не может проснуться любовь к ним. Я не думаю, что у этого направления есть хоть какое-нибудь будущее". А великий труженик рок-музыки Фил Коллинз небрежно отмахнулся: "Да у них просто нет таланта".

Конечно! И даже больше: у них не только не было таланта - они играть-то на музыкальных инструментах умели кое-как. В этом и заключалась идея панк-рока! Они играли свои песни не ради музыки, или развлечения, или денег, а ради таких же, как они сами, уличных мальчишек и девчонок. Они одевались так же, думали так же, действовали (хулиганили) так же. Плоть от плоти - улица (между прочим, так начинали многие рок-борцы): Beatles выходили на сцену с унитазными сиденьями на шее, Who разламывали каждый вечер дорогостоящую аппаратуру, Rolling Stones выгоняли из ресторанов и отелей за внешний вид - они были героями своего поколения. Они одевались так же, как все, были рядом и доступны. Это покорило молодежь. Равенство и братство - наивно и немного романтично, но, возможно, так оно и было. А кто же еще мог стать во главе молодежи, у которой остался лишь один лозунг: "Бороться против всего"?

Нон-конформизм рок-н-ролла давно уже был забыт. Рок-ансамбли увязли в тоннах электроинструментов и другой аппаратуры, их опусы в домашних условиях невозможно было воспроизвести, как когда-то песни Beatles или Rolling Stones. Рок-музыканты 70-х из Yes, Genesis, Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd превратились в бизнесменов и жили в особняках, разъезжали в лимузинах под охраной телохранителей. У них уже не осталось точек соприкосновения с молодежью, 12-минутные гитарные соло или диско-танцы под фонограмму не имели никакого отношения к уличным подросткам или молодым безработным. Поэтому-то панк и предложил создать свой собственный альтернативный мир рок-музыки, который не требует десятков тысяч долларов на покупку дорогостоящей аппаратуры, не нуждается в контрактах с солидными звукозаписывающими компаниями, не заинтересован в продаже пластинок миллионными тиражами. Все, что требуется этой самодеятельности, - пара дешевых гитар да ударная установка: каждый, обладающий минимальными музыкальными способностями (хотя и это необязательно), может организовать ансамбль под крышей собственного дома.

Вехой в становлении британского панк-рока стал фестиваль, прошедший 20/21 сентября 1976 года в лондонском клубе "100". К этому времени лидер Sex Pistols Джонни Лайдон уже взял себе псевдоним Джонни Роттен (англ. Rotten - прогнивший) и превратился во "врага общественности номер 1", став одновременно лидером "потерянного поколения". Первая же песня Sex Pistols, получившая известность, стала эталоном для всех подражателей: "Анархия в Соединенном Королевстве". В диком темпе Роттен словно плевался словами: "Я антихрист, я анархист! Не знаю, чего я хочу, но знаю, как этого добиться. Я хочу уничтожать прохожих, потому что желаю быть самой анархией!" Ненависть к общественному устройству так и рвалась у него наружу. Он говорил: "Я хотел бы взорвать весь этот мир. Грязный, отвратительный мир. " Выступая по национальному телевидению, музыканты Sex Pistols сквернословили во время интервью, говорили гнусности. Добропорядочная, чопорная Англия была шокирована.

На фестивале атмосфера была запанибратская. Выступали все основные группы, успевшие народиться за последние полгода под влиянием Sex Pistols: Clash, Subway Sect, Siouxsie & the Banshees, Damned, Vibrators, Buzzcocks. Из Франции специально приехали Stinky Toys. У этих ансамблей музыка и тексты во многом были похожи. Песни, как правило, не продолжались более двух минут, исполнялись в очень быстром рок-н-ролльном темпе с однообразной басовой партией, подчеркивающей ритм. Многие старались звучать нарочито резко, немелодично, певцы хрипели, давились, орали, визжали в микрофон. Зачастую песни производили впечатление сырого, недоделанного материала. И все же это не помешало известному и очень популярному в те годы рок-гитаристу Крису Спеллингу сказать: "Они выглядели и звучали хорошо. Большинство групп скучны, а панк - нет. Они пришли в самое время. Я не понимаю, почему некоторые их критикуют. Очевидно, они плохо слышат".

Из выступавших на фестивале ансамблей наибольший успех сопутствовал Sex Pistols. Из других групп лучше всего смотрелись Clash и Damned. Subway Sect не имели ничего своего за душой. Утверждая: "Мы говорим, что хотим", музыканты во всем повторяли Sex Pistols. У них не было собственной аппаратуры и места для репетиций, поэтому они неотступно следовали за Clash и, как только те отставляли в сторону свои гитары, "сабвэйсектовцы" немедленно "пользовались моментом" и начинали репетировать. Правда, отсутствие аппаратуры - общая беда "подпольных групп": их участники были, как правило, очень бедны. В связи с этим на фестивале произошла одна символичная история, о которой необходимо упомянуть. Для выступления группы Siouxsie & the Banshees потребовалась ударная установка и гитары. Договорились с добряками Clash, что те дадут им свои. Но когда "клэшевцы" увидели, как Сиукси напяливает себе на руку повязку со свастикой, они тут же отказали ее группе в аппаратуре. "Мне кажется, она не совсем понимает, что делает, - сказал менеджер Clash Бернард Родз. - Мы не хотим иметь ничего общего с ЭТИМ". Среди песен, звучавших два вечера в клубе "100", были всякие. Но общий настрой можно представить себе по названиям: "Скука", "Лондон в огне", "Я сражался с законом. " Панки пели о самих себе: о нищете и очередях за пособием по безработице, о детской преступности и неумолимом подорожании жизни, о жестокости на улицах и о наркомании, хаосе и анархии, о существовании вместо жизни, о нежелании подчиняться чужой воле и жажде быть свободными. Их песни были наполнены смутным недовольством, обделенностью и полной безнадежностью. Сокрушающий нигилизм сквозил во всем, словно панков тошнило от собственной жизни.

В первый год о панк-роке много писали и говорили как о музыке безработных, высказывались мысли об атаке на систему. Но даже в среде самих панков особых иллюзий на сей счет не было. Джо Стаммер из Clash говорил так: "Рок-н-ролл - совершенно бесполезен. Никто из нас ничего не изменит. Пройдет несколько лет, и все будут, как и прежде, копаться в дерьме, а в свободное от этого занятия время пойдут и купят четвертый или пятый, а может быть, к тому времени и шестой альбом группы Clash. Рок ничего не в силах изменить. Но после того, как я это сказал - а я это сказал только для того, чтобы вы поняли, что у меня нет особых иллюзий, - я все же хочу попробовать что-то изменить. Главное, за что я борюсь - за персональную свободу. За право выбора".

В 1977 году в Великобритании счет панк-группам шел уже на тысячи. Быстро создавалась новая так называемая "независимая" система рок-индустрии. Появлялись маленькие частные фирмы грамзаписи - индиз ("independent labels"), начали выходить самиздатовские журналы - фанзины - с информацией о панк-роке. Но это все, даже мысли о возможной конкуренции, не волновали "большой" мир. Он испугался самой панк-революции и боялся только ее политического итога. Важно было привести его к нулю. В задачу входило погасить в панке его социальный, вернее, антисоциальный заряд и выпустить пар вхолостую. Прибегнули к испытанному средству - поп-индустрии. Из панка сделали доходный бизнес. Поначалу знаменитые фирмы грамзаписи отвергали его: в ноябре 1976 года фирма "ЕМI" подписала контракт с Sex Pistols на 40 000 фунтов стерлингов, но в январе следующего года указала им на дверь. В марте "А&М" предложила 150 000 фунтов стерлингов, но уже на следующей неделе расторгла соглашение. А в мае их подобрала компания "Верджин", теперь уже окончательно.

Эта молодежь оказалась сделанной из того же теста, что и все общество потребления: как скоро на горизонте забрезжили крупные деньги, барыши, панк погиб. Те, кто год назад с ненавистью грозили кулаком вслед разъезжающим в лимузинах рок-звездам, теперь уже сами мечтали о подземных гаражах. Атрибутика стиля панк вошла в моду и производилась на конвейере. Индиз получили отдельную колонку в хит-парадах ведущих музыкальных изданий Великобритании. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк - такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна. Молодежь - это наше спасение, нечто вроде сторожевой собаки.

Панку подкосили ноги тем, что его разрешили и вывели из подполья. Никто больше не запрещал турне Sex Pistols, не отменял их концертов, не арестовывал тиражи готовых пластинок. Панк пустили на телевидение и эстрадные подмостки любых залов, помахивая перед носом пачками денежных купюр. Отсюда началась New Wave - "новая волна". Панк-рок начал деформироваться, изменяться, расчленяться по самым разным музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десятки новых стилей со своими концепциями, новым художественным мышлением, видением мира, иными целями. Панк раздробился, как в свое время прогрессивный рок.

ПАНК-РОК (PUNK ROCK)

В музыкальной среде существует достаточно обильное количество гипотез, объясняющих появление слова "панн". Все они имеют разную степень правдоподобности. Классической версией является крещение панка благодаря возникшему в конце 75-го года в Нью-Йорке фэнзина PUNK,освещавшего жизнь местной альтернативной рок-туcoки. Вширокий обиход термин ввели британские журналисты,которым хотелось уколоть или грязно охаять поднимающуюся ораву неведомых рок-н-ролльных чудищ - Sex Pistols, Clash,Vibrators, Buzzcocks и т. д. Но те с неожиданной благосклонностью приняли это клеймо. ОЙ! (Оi!) Термин изобретенный в 1981 году прославленным британским журналистом Гари Бушелем из журнала Sounds. Он всячески продвигал и пропагандировал молодые панк-группы(впрочем, старых тогда еще не было), в том числе и наиболее радикальные. После того как Гари ознакомился со вторым альбомом Cockney Rejects, на дорожках которого находилась композиция 'Oi! Oi! Oi!', им был придуман термин для обозначения целой плеяды британских групп, играющих скоростной, бескомпромиссный панк с припевами, навеянными скандированиями футбольных фэнов. Прототипами жанра общепризнанно считаются Sham 69 и Skrewdriver. Начиная с середины 80-х, «Ой!» стал не столько обозначением музыкального стиля, сколько термином, обобщающим огромную массу скинхэдских (как правых, так и левых) коллективов с панк-роковыми корнями, но зачастую с совершенно разной музыкой - от ска до хэви-метала. :

ГРАНДЖ (GRUNGE) Тянучий, гнусавый, грязный и до омерзения депрессивный альтернативный рок, берущий начало в панк-роке, однако совершенно противоположный ему по идеологии. Основоположниками гранджа, безусловно, являются Husker Du, которые, замедляясь и опсиходеливаясь с каждым годом, из хардкорового коллектива превратились в тяжелое, злое и мрачное воплощение панк-роковой депрессии. Таким образом, первым гранджевым диском можно назвать их двойной альбом 'Zen Arcade' (1984). Звучание Husker Du было подхвачено на Атлантическом побережье США, где и возникла пресловутая гранджевая сцена - Green River, Melvins, Helmet и, наконец, Nirvana. В этих граидж-командах не осталось ни капли реального бунта, и поэтому к ним, в отличие от классиков типа Husker Du или Meat Puppets, "истинные" панк-рокеры не испытывают ничего, кроме объяснимой брезгливости.

ПОП-ПАНК (POP-PUNK) Мягкая, увеселительная форма панк-рока. Легко слушается и поднимает настроение на пляже, на вечеринках, в бане, в ЛТП, в КПЗ или, на худой конец, в КВД. Поп-панк зачастую бывает очень быстрым и совершенно не попсовым, но тем не менее рассчитан именно на публику, любящую слушать добротный рок-н-ролл или просто развлекаться. Дабы усвоить сущность жанра без лишней нервотрепки, достаточно послушать три ключевых образца: Ramones 'Leave Home', Buzzcocks Another Music In A Different Kitchen', Green Day 'Dookie'.

ПОСТ-ПАНК (POST-PUNK) Как правило пост-панк имеет очень слабое сходство с панк-роком. Несмотря на приставку "пост" он появился почти одновременно с настоящим панком, У его истоков стояли американские нововолновые коллективы (Talking Heads, Television, Blondie, Devo), британские панк-группы, которые со временем решили творить в более легковесном жанре (Clash, Buzzcocks, Damned), и британские команды, которые поднялись на волне панк-революции, но сами к таковой не принадлежали - Stranglers, Police и т. п. Старики Iggy Pop и Lou Reed вложили наибольшее количество кирпичей в фундамент этого весьма разнородного жанра. Наиболее характерными представителями пост-панка можно назвать The Fall, Siouxsie And The Banshees, The Cure, Joy Division, Jesus And Mary Chain, Sigue Sigue Sputnik, ранний U2, Biliy Idol, Birthday Party и армада других (как-никак в начале 80-х пост-паик в Англии вытеснил почти все остальное).

СКА (SKA) Народная карибская музыка, которая впоследствии при слиянии с ритм-энд-блюзом породила регги. Ска отличается более простой и более танцевальной ритмикой, нежелли регги, и белым гораздо проще адаптировать это к своим музыкальным нуждам (большим и малым). Этим воспользовались многие панки, которые принялись шпиговать свою музыку элементами SKA, как это делают NOFX, а зачастую базируют практически всю свою ритмику на SKA - как Operation tvy или Mighty Mighty Bosstones. Изначально в панк-рок SKA пришло благодаря стараниям Clash.

САЙКОБИЛЛИ (PSYCHOB1LLY) Жанр, родившийся на стыке панк-рока и рокабилли в начале восьмидесятых с появлением группы Meteors, сыгравшей в этом ключевую роль. В США нечто подобоное также сотворили Cramps, но их стиль носил более театральный характер. Новому жанру от рокабилли досталось звучание, мелодика, структура, от панка - дух, энергетика, лирика. Стиль отличают агрессивный и сырой саунд, суб-кульгурные тексты и преданность делу рок-н-ролла.

ХАРДКОР (HARDCORE) Ужесточенный американский панк-рок, порожденный в первую очередь стараниями группы Black Flag. Основные приметы: короткие песни, нарочитая двух аккордность, беспредельные скорости, полное игнорирование мажорных звукозаписывающих фирм. Первый хардкоровый альбом - 'Group Sex' Circle Jerks (1980). В середине 80-х хардкоровые команды стали часто перелезать в металлический лагерь, и наоборот - многие металлисты стали углубляться в хардкоровые джунгли. Отсюда пошло всенародное, но все равно ошибочное мнение, что хардкор - это металлизированный панк. Надо бы заметить, что металлизированный панк носит название кроссовер (по альбому 'Crossover' банды D. R. I. 1987 года). Еще позже ярлык "хардкор" стали клеить на металло-рэповые команды класса Biohazard, Pro-Pain, Dog Eat Dog и т. п. , но к настоящему хардкору их оголтелые вопли и махание татуированными мышцами не имеет ни малейшего отношения.

Датой зарождения отдельной готической субкультуры, следует считать конец 70-х годов, когда движение панка, как стиля музыки, стало затихать, что неизбежно вызвало появление новых направлений. Одним из таких направлений явился пост-панк, отличающийся от классического более угнетающей музыкой и мрачным имиджем, который, как водится, тут же начали копировать фанаты. А вышедший в 1979 сингл Bauhaus «Bela Lugosi’s Dead» про актера, самой знаменитой ролью которого стал граф Дракула, считается точкой отсчета той готической субкультуры, которую мы знаем сейчас.

И хотя те готы, которых мы сегодня можем наблюдать на улицах, сильно отличаются от готов конца 70-х – начала 80-х годов, основные детали имиджа были взяты именно из того времени. Но некоторые элементы внешнего вида, правда, сильно трансформированные, позаимствовались у панков. Так, по прежнему остались ирокезы, но теперь они красились в радикально черный цвет (нередко при помощи гуталина) и не ставились торчком, а зачесывались назад и собирались в хвост, использовались ошейники и шипованные браслеты. А девиз готов «Goth’s Undead» очень похож на панковский «Punks Not Dead». Но такие нововведения, как белые лица, сильно обведенные черным глаза и черный лак на ногтях у представителей обоих полов, черная одежда, самодельный пирсинг, а также явное проявление женственности в образе гота мужского пола (рваные колготки и кофты-сетки), говорит о том, что несмотря на некоторую схожесть с панками, готы являются отдельной и независимой субкультурой.

Теперь коснемся истории готов восьмидесятых годов и событий, происходивших в это время с готической культурой. В начале 80-х годов движение готов быстро развивалось, творчество музыкальных групп этого направления широко освещалось в популярных специализированных журналах, но к концу 80-х повышенный интерес средств массовой информации постепенно затих, в связи с чем ожидалось и замирание готической культуры. Но, несмотря ни на что, субкультура не вымерла, а пошла по другому пути – замкнулась в себе. Эта обособленность от окружающих не только помогла объединиться еще больше, но и вызвала формирование основ готической культуры и мировоззрения.

Появляется вторая волна готических музыкальных групп, возникают новые стили - darkwave, ethereal, dark folk, в связи с чем появляются разные типы готов, различающихся по музыкальным пристрастиям. Также активно развивается готическая художественная литература, самым ярким представителем которой становится Anne Rice - автор многих нашумевших вампирских новелл. Вообще, связь готов с вампирами прослеживается еще с песен Bauhaus. А фильм The Hunger (Голод), рассказывающий о двух вампирах, которые пили кровь, делая надрез на шее маленьким ножиком в форме анка — египетского символа вечной жизни, точно видел любой уважающий себя гот. Кстати, благодаря этому фильму анк стал неизменным символом готов, который используется до сих пор.

К середине 90-х годов готы, помимо специализированных музыкальных направлений, имели собственные лейблы, журналы и магазины, то есть уже являлись изолированной субкультурой, не зависящей от общества и средств массовой информации. А во второй половине 90-х годов благодаря быстрому развитию интернет-течения готическое движение перешло на новый уровень. Произошло окончательное формирование dark culture, которая включала в себя goth, vampyre, fetish. В 1994 году был создан основной готический сайт Dark Side of the Net, а количество интернет-ресурсов, освещающих все аспекты данной субкультуры, уже перевалило за восемь тысяч.

В реальной жизни также происходят глобальные изменения. Большую популярность приобретают масштабные готические фестивали в Германии, Англии и США, на которые съезжаются готы из разных стран. Подобные мероприятия способствуют не только общению между собой, но и привлечению новых сторонников готического движения из других молодежных сообществ.

Современная готическая субкультура формировалась и менялась с течением времени, но, несмотря на возмущение и резкую критику общества, по прежнему остается динамичной, постоянно развивающейся системой, одним из самых популярных на сегодняшний день направлений среди молодежи.

Ежегодно около 25000 следователей субкультуры съезжаются в Лейпциг на самый большой готический фестиваль Wave Gotik Treffen — WGT. Другим значительным фестивалем является M'era Luna. На территории России, Украины и Беларуси крупнейшим готическим фестивалем является Дети ночи.

Внешний вид: Волосы обычно выкрашены в черный или темно-синий цвет. Их не заплетают, поскольку они должны быть распущены и развеваться. У девушек–готесс длинные черные платья с глубоким декольте или юбки с корсетом. У юношей - готов черные брюки с длинным плащом. Волосы также распущены. Обувь у обоих полов похожа. Длинные сапоги на шнуровке на большой платформе. А на шее они носят символ анкх.

Эмо (англ. Emo, сокращение от «эмоциональный», распространена также транскрипция «Имо») — термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик — отличительные особенности этого стиля. Тексты песен носят личный характер — о переживаниях автора, а в некоторых случаях о политике.

В настоящее время этот стиль музыки подразделяется на: эмо, эмокор, сан-диего хардкор (хардкор эмо), эмо вайоленс, скримо, френч скримо. Субкультура поклонников эмо носит название эмо-киды.

Еmo(emotional hardcore) — пoдвид hardcore punk, названный так в середине 80-х, чтoбы дать нoвoе название стилю групп «DIY»(Do It Yourself), стремящихся oбoйти стандарты звучания эры «Minor Threat». Oни пoлучили название emotion, не благoдаря каким-тo группам, а благoдаря тoму, как испoлнялись музыка и тексты. После того как «Minor Threat» распался в конце 1983 г. , полная жизни вашингтонская хардкор-панковая сцена, вспыхнувшая в 1981 г. , кажется, стала терять запал и свежие идеи в рамках образовавшегося вашингтонского хардкорового звучания. Тоскливый, посмертный диск Minor Threat «Salad Days» вышел в 1984 г. и забил последний гвоздь в гроб вашингтонского хардкора. Группы по всей стране стали искать новые направления: «DRI» и «Bad Brains» начали играть легкий метал, «7Seconds» ушёл в U2 джангл-альтернатив, и т. д. Стиль Вашингтона стал изменяться в основном по направлению к мелодическому року с панковской чувственностью.

Весной 1984 из членов «The Untouchables», «Faith» и «Deadline» сформировалась новая группа «Rites Of Spring». Эта группа сохранила панковскую скорость и бешенство, но подмешивает совершенно новую вокальную технику. Певец Guy Picciotto почти всё время удерживает неистовый панковый стиль пения, время от времени углубляясь в очень личную лирику, окрашенную эмоциями и духовными исканиями. В кульминационных моментах его голос превращается в горловой, сиплый, девчачий стон. Эта группа стала первoй, кoтoрую oбoзначили терминoм еmotion.

1984 год обозначилcя выходом альбома «Zen Arcade» группы «Husker Du» из Миннеаполиса, ставший свидетельством их нового сочного звука, сочетавшего мягкую, негативную вокальную подачу и средние гитары с замедленными роковыми темпами и более легким, хаотичным написанием песен.

Лето 1985 стало известным как «Революционное лето», именно тогда в бассейне панковой музыки Вашингтона поднялась новая волна групп с разнообразным роковым звучанием, ориентированных на рок-темп, музыкальность и мелодичный вокал: «Gray Matter», «Soulside», «Ignition», «Marginal Man», «Fire Party», «Rain», «Shudder to Think» и др. Некоторые группы сохранили быстрое хардкоровое звучание, основанное на панке с новыми вокальными методами, заметным исключением можно считать «Dag Nasty».

Вокалист «Minor Threat», Ян Маккей (англ. Ian MacKaye) — один из основоположников Эмо-движения, поет для группы «Embrace», чья лирика была эмоциональная и самоаналитична, но всё ещё ясна и недвусмысленна. В музыкальном плане, группа (сформированная в основном из бывших членов «Faith») пишет несколько шумную музыку в среднем темпе, с большим числом гитарных поп-приемов. Вокал Маккея сохраняет своё фирменное солидное произнесение, с единичными проблесками эмоциональной передачи. Также Ян Маккей основатель sXe движения, которое стало популярно среди эмокорщиков и хардкорщиков.

Звучание этих групп со временем стало известно как «классическое вашингтонское звучание». Часть этого звучания была иронично названа «Эмо», как сокращение от «эмоциональный». Один из источников утверждает, что этот термин впервые появился в флипсайдовском интервью с Айеном Маккеем. Вскоре после этого вашингтонские группы получили ярлык «Имокор».

Чуть позже (в 1986 г. ) некоторые группы стали фокусироваться на элементе «Эмо» как таковом. Видимо, первыми после «Rites of Spring» это сделали «The Hated» в Аннаполисе (рядом с Вашингтоном). Вскоре после этого в том же городе появляются «Moss Icon», которые разбирают Эмо-элемент до самого ядра и добавляют немалую долю изощренной, арпеджированной гитарной мелодии с сильным акцентом на громких и мягких переходах. Вокал также покоряет новую землю, взлетая до настоящего крика на пределе легких в кульминациях песен.

К началу 90-х этот стиль приобрёл достаточную известность в независимой музыкальной среде и вылился в отдельную субкультуру, появлялись новые подвиды этого стиля.

«Хардкор Сан-Диего» (впервые проявился в Сан-Диего, в 1992 г. ) — смесь классического хардкора и «Эмо»;

«Скримо» (от англ. Scream — крик) — утяжелённый вариант «Имо», с большей долей криков и жёсткости в музыке;

«Френч Скримо» (англ. French Screamo — «французское скримо») — смягчённый, много более мелодичный вариант «скримо». Все эти стили, за исключением «Хардкора Сан-Диего», существуют и активно развиваются до сих пор.

В 1994 году благодаря выходу дебютного диска группы «Sunny Day Real Estate» - «Diary», «Имо» стал известен широкому кругу слушателей. В то же время он претерпел значительные изменения в плане музыки — стал более слушабельным, сказались влияния других стилей, таких как гранж и инди-рок. Появлялось множество групп, схожих с «Sunny Day Real Estate» по стилю. Таким образом, благодаря этим группам «Эмо» попал в ротацию на радио- и телепрограммы.

На данный момент «Эмо» прочно укрепилось в молодёжной культуре, появляется всё больше коммерчески успешных проектов, таких как «The Used», «Funeral For A Friend», и пр. , но по звучанию они уже далеки от изначальных «Эмо» - коллективов.

«Имо»-стиль распространился не только на музыку, но и на одежду, Имо-киды (т. е. Имо-дети, поклонники имо-субкультуры) носят одежду в розово-черных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Как и в случаях со многими субкультурами, порой это превращается в дань моде и никак не связано с мировоззрением человека и/или его музыкальными предпочтениями. Стиль «Имо» в наши дни полностью отличается от истоков. В основном имо-киды и имо-бои ничего общего не имеют с sXe, diy движениями и имеют смутное представление об истоках имо.

Металлисты

Металлисты («металхэды или металеры») — это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле металл, появившаяся в 1970-е годы.

Субкультура широко распространена в северной Европе, достаточно широко — в северной Америке, есть значительное количество ее представителей в южной Америке, южной Европе и Японии. На Ближнем Востоке, за исключением Израиля и Турции, металлисты (как и многие другие «неформалы») малочисленны и подвергаются преследованию.

Слово «металлист» — русское, производное от слова «металл» с добавлением заимствованного латинского суффикса «-ист». Изначально оно означало работников слесарной промышленности, «жестянщиков». Металлист в значении «поклонник тяжёлого металла» вошло в обиход в конце 1980-х.

В английском языке аналогом русского «металлист» является metalhead — «металлоголовый», «помешанный на металле». Металлистов также называют жаргонными словами headbanger — «головотряс» и mosher — «толкающийся», в соответствии с поведением фанатов на концертах.

В каждом языке возникают свои производные от слова Metal для обозначения его поклонников. В испанском — Metalero, в итальянском — Metallaro, в финском — Hevari (от слова «Heavy»), в польском — Metalowcy.

В отличие от других субкультур, например панков, субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые черты, которые считаются характерными для представителей субкультуры.

Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны. Несмотря на обилие религиозной и оккультной мистики в текстах метал-групп, они как правило не носят миссионерского характера и воспринимаются поклонниками как аллегория. Среди поклонников блэк-метал встречаются язычники и сатанисты, но для поклонников других разновидностей это нехарактерно.

В прессе появлялись исследования, утверждающие, что интеллектуальный уровень металлистов может быть довольно высок, а увлечение металлом может быть признаком интеллигентности. Среди металлистов популярна фантастическая и мистическая литература (Г. Лавкрафт, Дж. Толкиен, Ф. Херберт, У. Берроуз и др. ), мифология (особенно скандинавская).

Известна давняя связь культуры металлистов с культурой байкеров. Мотоциклы и скорость вообще воспеваются метал-группами как символ силы и независимости, поэтому мотоциклетное хобби распространено среди металлистов. В свою очередь, среди байкеров хэви-метал является наиболее популярной музыкой. Группа Judas Priest одна из первых (первой скорее является Blue Oyster Cult с выездом на сцену на мотоцикле) стала использовать мотоцикл как один из своих символов.

Металлисты не ассоциируются с употреблением наркотиков, но считаются склонными к употреблению алкоголя (пиво).

Типичную моду среди многих металлистов можно описать так:

  • Длинные волосы у мужчин
  • Кожаная куртка «косуха», кожаный жилет.
  • Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой группы.
  • Напульсники — кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами (порки), шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах.
  • Нашивки — нашивки на одежде и прочих окружающих предметах с изображениями любимых метал-групп.
  • Тяжелая обувь — «камелоты», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады», обычные высокие ботинки. Короткие сапоги с цепями — «казаки». Туфли (как правило, остроносые, «готические» штиблеты).
  • Джинсы (обычно синие или чёрные), кожаные штаны.
  • Цепи, крепящиеся на пояс.

80-е годы мода в мире металла во многом определялась популярностью глэм-металла, то есть в ней было много «цветных» вещей вроде белых, «тигровых» и тп. кожаных курток, белых кроссовок, но в конце 80-х - начале 90-х сформировался распространенный поныне более «суровый» и в конечном итоге практичный, пригодный для ношения «в быту» гардероб по принципу «черная джинса плюс косуха». Однако одежда не является основным атрибутом представителей данной субкультуры. Среди поклонников тяжелой музыки немало тех, кто равнодушно, иронично, а то и отрицательно относится к «дресс-коду», принятому в тусовке, но при этом не меньше интересуется непосредственно музыкальной составляющей.

Ввёл же подобную форму одежды английский металлист - певец Роб Хэлфорд, который в конце 1978 года на концертах своей группы Judas Priest стал одеваться в кожаную одежду с металлическими украшениями. В последнее время всё чаще в одежду металлистов стал проникать разнообразный армейский камуфляж. Особенно любимы такие вещи, как камуфляжные армейские штаны и шорты, которые носятся вместе с чёрной футболкой, имеющей логотип одной из метал-групп. Но не стоит путать металлистов с риветами, поскольку камуфляж является основным элементом одежды многих индустриальщиков. Также современные металлисты носят беспальцовки (кожаные перчатки с обрезанными пальцами), часто в перчатки вставляют заклёпки либо шипы.

Характерный жест металлистов, известный в России как «коза» — вскинутый вверх кулак с разжатым мизинцем и указательным пальцем и направленной стороной ладони вперёд. В обиход рокеров и металлистов «козу» ввёл певец Ронни Дио (Rainbow, Black Sabbath). Ронни научила этому жесту его бабушка, суеверная итальянка. По воспоминаниям Ронни, она складывала этот знак, если встречала цыган и прочих подозрительных людей, а внуку обьясняла, что это защищает от «malocchio», «дурного глаза».

В классическом, средневековом варианте «козы» для защиты от зла средний, безымянный и большой палец сжимались вместе. Дио показывал «козу» именно таким образом. Современные металлисты в основном делают жест «неправильно»: большой палец не прижимается к другим, а остаётся выставлен в сторону. Такой жест означает «I Love You» в американском языке жестов.

Металлисты в СССР и России

В 80-е годы XX века в Москве, Ленинграде и других крупных городах СССР появились первые поклонники зарубежных групп, играющих "металл" и носившие соответствующую атрибутику. Они испытывали на себе прессинг со стороны милиции, а также со стороны представителей неформального движения люберов и другой маргинальной хулиганствующей молодежи, пытавшихся при помощи кулаков исправить музыкальные пристрастия металлистов. Советская официальная пропаганда негативно реагировала на появление новой субкультуры, пришедшей с Запада. Концерты проходили нелегально, музыка иностранных исполнителей "металла" не звучала ни по радио, ни с экранов телевидения, не распространялись записи и на легальных носителях. Поклонники привозили грампластики из-за рубежа и тиражировали их на магнитофонных кассетах.

В те же годы в Москве появились первые советские музыкальные коллективы, игравшие "металл" : "Коррозия металла", "Легион", "Э. С. Т. ", "Черный кофе","Черный обелиск","Ария"), "Мастер", "Шах".

Пик волны массовой моды на "металл" пришелся на вторую половину 80-х годов XX века. На Московский рок-фестиваль мира в Лужниках в августе 1989 года впервые в Россию приехали западные группы, в частности, Motley Crue,Cinderella и Ozzy Osbourne. Он собрал за 2 дня более 100 000 зрителей, весь доход от фестиваля (около $1 000 000) был перечислен в Фонд борьбы с наркоманией. В 1991 году на Тушинском аэродроме в Москве впервые выступила группа Metallica. Концерт стал событием года.

В начале XXI века в России существуют как "металлисты" различных возрастов — от зрелого до молодежи и детей, так и группы играющие в этом стиле.

По результатам опроса, проведённого в 2007 году, из 1000 подростков 5 процентов ответили, что слушают "металл" и другую рок-музыку тяжелых направлений для снятия стресса.

Также нынешние металлисты поделились на две группы: Светлые металлисты (Power metal, Heavy metal, Thrash metal, Speed Metal и т. п. ) и Тёмные металлисты (Black metal, Death metal, Gothic metal, Dark Metal и т. п. )

Русский рок

Русский рок — собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала в СССР, затем в России и странах СНГ различными музыкантами и группами. На группы русского рока оказали большое влияние западная рок-музыка, а также русская авторская песня, исполняемая обычно под акустическую гитару.

Первые советские рок-группы появились ещё в середине 1960-х на волне битломании, однако до середины 1970-х представлял собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей, оформлением которой были многочисленные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Одной из первых рок-групп, которая стала петь на русском языке, стала группа «Оловянные Солдатики» (их можно услышать, например, в мультфильме «Ну погоди» — в виде группы Дворняги, исполняющих «У попа была собака»). Кроме того, группа записала первый в СССР полноценный магнитоальбом «Размышления» (1972 г. ) (по другой версии — которой придерживались составители энциклопедии «100 магнитоальбомов Советского Рока» — отсчёт советской магнитофонной рок-культуры начат с альбомов Юрия Морозова (1973 г. )). Однако в определённых кругах одним из первых рок-музыкантов в СССР считают Александра Градского, в 1964 году основавшего группу «Славяне».

15-летним Андреем Макаревичем в 1968 году из одноклассников была создана рок-группа под названием «The Kids». Своё первое выступление ансамбль дал, когда в школу приехал ВИА «Атланты» и дал молодым музыкантам недолго попрактиковаться на их аппаратуре. В 1969 группа стала называться «Time Machines» («Машины Времени»), причем песни исполнялись на английском языке. В 1973 название было изменено на единственное число — "Машина Времени".

Расцвет русского рока пришёлся на 80-е годы, а с началом перестройки и гласности у музыкантов появилась возможность выступать на концертах, не опасаясь уголовного преследования, например, за тунеядство, как это было раньше. Этот период русского рока можно сравнить с поздними 60-ми в западной рок-музыке. В СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные и частично по сей день действующие рок-группы, появились журналисты, писавшие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский), прошли первые рок-фестивали (Весенние Ритмы, Тбилиси-80). Прототипом русской рок-музыки 80-х были англо-американская рок-музыка, включая одно из новейших на то время её направлений — «новую волну».

Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару, как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 1980-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, также, как и группа, становился широко известен. Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 1980-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям.

Центрами рок-музыки в СССР были:

•Ленинград (Санкт Петербург). В 1981 в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Автоматические удовлетворители» (Андрей «Свин» Панов), «Зоопарк» (Майк Науменко), «Мифы», «Бригадный Подряд» (Николай Михайлов). Культовый статус среди поклонников получили группы «Кино» (Виктор Цой), «Алиса» (московско-ленинградская группа, Константин Кинчев) и «ДДТ» (образовалась в 1980 году в Уфе, Юрий Шевчук). Среди прочих значительных коллективов были «Телевизор» (Михаил Борзыкин), «Ноль» (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачев. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 60-х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства — литературе, театру и кинематографу.

•Москва, в которой была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры имени Горбунова. Известнейшие московские группы: «Машина времени» (Андрей Макаревич), «Воскресение» (Алексей Романов), «Звуки Му» (Пётр Мамонов), «Бригада С» (Гарик Сукачев), «Крематорий» (Армен Григорян), «Браво» (Евгений Хавтан). В Московской рок-лаборатории также стали появляться первые электронные рок-группы, такие как «Центр» (Василий Шумов), «Ночной Проспект», «Биоконструктор» и другие.

Для столичной рок-музыки (особенно её первой волны) была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что «Горбушка» являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. Большинство московских рок-групп существовали сами по себе и формировали свой собственный, ни на что не похожий стиль, как правило, отличавшийся подчеркнутой несерьёзностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 90-е годы и способствовали популярности таких групп, как «Тайм Аут», «Несчастный случай», «Дюна», «Ногу Свело» и др.

Помимо групп, исполняющих «классический» рок, в 1980-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих «металл»: «Ария», «Мастер», «Чёрный кофе» (Дмитрий Варшавский), «Чёрный Обелиск» (Анатолий Крупнов) и «Коррозия Металла» (Сергей Троицкий).

•Урал и Свердловск (Екатеринбург). В 1980-х был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: «Урфин Джюс» (Александр Пантыкин), «Наутилус Помпилиус» (Вячеслав Бутусов), «Чайф» (Владимир Шахрин), «Настя», «Агата Кристи», «Апрельский марш». Свердловская рок-тусовка была относительно узкой и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 70-х годов (в том числе психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок. Единственной свердловской рок-группой, в 80-е добившейся всесоюзной популярности, был «Наутилус Помпилиус», тексты которого были ориентированы на массового слушателя.

•Сибирь: «Гражданская оборона» (Егор Летов), «Калинов мост» (Дмитрий Ревякин), Янка Дягилева. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 80-е годы было представлено практически исключительно направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок, наряду с воронежской группой «Сектор Газа», имел куда менее подражательный характер, чем творчество питерских и московских музыкантов и представляет собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 90-е годы и оказавшее большое влияние на молодёжную субкультуру этого десятилетия.

•Харьков, в котором с конца 80-х проводятся рок-фестивали русского рока. Наиболее известная рок-группа из Харькова — «Разные Люди», её лидером является Александр Чернецкий, а в раннем периоде творчества вторым солистом был Чиж. Некоторые харьковские рок-группы исполняли свои песни на украинском или английском (как рок-группа «Дождь») языках. Наиболее известным музыкальным критиком в харьковской рок-среде являлся С. Коротков. Развитию рок-среды города также способствовало «Радио-50», возможно, первая частная радиостанция в СССР.

«Красная волна»

В 1986 в США вышел двойной альбом Red Wave («Красная волна») с записями ленинградских групп «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино», способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей — американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже была замужем за гитаристом группы «Кино» Юрием Каспаряном). После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в западных странах, сотрудничать с западными музыкантами. «Кино» совершили в 1988—1989 турне по Франции, Италии и Дании, «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом Zvuki mu (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом Radio Silence совместно с Дейвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).

Конец 1980-х — начало 1990-х

Конец 80-х был выходом советского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с Аквариумом и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а так же короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов. С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта.

Как протестная субкультура русский рок перестал существовать со второй половины 80-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа «звездных» коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошёл на спад, многие из них прекратили деятельность в России в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались «Автограф», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Gorky Park», «Зоопарк», «Секрет».

Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков «Легенд русского рока», активную деятельность к 2000-у году вели лишь около половины.

По звучанию русский рок к середине 90-х (примерно с 93 года) приблизился к западной музыке, фактически влившись в её различные направления. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 1990-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс» и «не попса».

В 90-х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные самиздатом. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.

Средства массовой коммуникации стали играть большую роль в развитии рок-музыки. Хотя большинство телеканалов и радиостанций почти игнорирует современные рок-группы, в 90-е и 2000-е появляются ряд СМИ, специализирующихся на этой музыке. Это «Наше радио», телеканалы «A-One» и «О2ТВ», «Радио Максимум», журнал «Fuzz» и другие.

Вслед за Юрием Айзеншписом («Кино»), появилось немало влиятельных рок-продюсеров: Александр Пономарёв («Сплин», «БИ-2»), Дмитрий Гройсман («Чайф», «Мара»), Леонид Бурлаков («Мумий Тролль», «Земфира», «Братья Грим»), Александр Кушнир, Александр Елин и другие.

В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных на западе, с постепенным разделением единого движения на них. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж («Король и Шут», «Lumen», «Наив», «Тараканы!», «7раса», «Пилот», «Небо здесь»). Сцена металла расширилась с появлением исполнителей пауэр-метала («Эпидемия», «Catharsis»), блэк- и паган-метала («Nocturnal Mortum», «Gods Tower», «Темнозорь», «Аркона») и других видов металлической музыки. Появилась широкая альтернативная сцена, исполнители инди-рока, нъю-метала, рэпкора, эмо, металкора, такие как «Amatory», «Jane Air», «Психея», «Apshell», «Слот». Телеканал «A-One» активно продвигает эту сцену, учредив приз «RAMP».

Стал развиваться фолк-рок («Наследие Вагантов», «Тролль Гнёт Ель», «Мельница»)

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)