Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Некоторые аспекты символического значения руки в различных видах искусства

Рука, названная Аристотелем «инструмент инструментов», с одной стороны, - образ довольно бытовой, привычный. Однако, несмотря на это, рука – образ, безусловно, символический. Её символизм проявляется и в религии, и в искусстве, и в ритуальной практике. Однако довольно редко люди задумываются над значением этого образа в культуре разных народов и цивилизаций. Недостаточная исследованность темы обуславливает её актуальность в наши дни.

Символическая роль руки в фольклорных традициях

Велико значение руки в фольклорных традициях разных народов. Ярким примером этого является, например, гадание по руке, получившее название «хиромантия». Это искусство корнями уходит в Древнюю Индию. Первое упоминание о нём встречается в ведийских текстах ранней индийской культуры (1550 г. до н. э. ) Около 3000 г. до н. э. хиромантия появилась в Китае, где она сохранилась и практикуется в наши дни, согласно строгим традициям прошлого. В древнем Риме хиромантия являлась частью официальной государственной религии, её применяли при решении важных политических вопросов. Ещё в сознании древних людей было заложено божественное происхождение таинственных знаков на руках. «Линии на человеческой руке начертаны не без причины; они происходят из божественного влияния и собственной человеческой индивидуальности», - сказал Аристотель. Однако всерьёз хиромантией занялись только в Средние века: учёные Иоганн вон Хаген и Парацельс впервые систематизировали её данные. Именно в Средние века хиромантия завоевала популярность во всех столицах Европы, её единогласно приняли все учёные и университеты. Немецкий врач Ротман создал единую систему чтения руки, которую преподавали в университетах. В XIX веке большую лепту в изучение хиромантии внесли такие учёные как Д'Арпантиньи и де-Баролл, который в 1879 году изобрёл технику оттисков ладоней. В XX веке развитие технологий привело к тому, что человечество стало отказываться от старого во имя нового, поэтому к хиромантии стали относиться как к забаве. Однако сейчас большинство учёных признаёт хиромантию. Польский учёный и врач Шарлотта Вульф является основательницей современной научной хиромантии. Она 20 лет изучала линии рук, сопоставляла их с характерами людей и их эмоциональным состоянием. В наши дни существует целая наука дерматоглифика, которая исследует связь знаков на руках с генетическими факторами. Полученные данные подтверждаются клиническими испытаниями. Таким образом, руке посвящено целое искусство – искусство предсказания судьбы. Это искусство, как и любое другое, в какой-то мере является посредником между Богом и человеком. Как уже было упомянуто, люди с древних времён верили в божественную природу линий на ладонях. Расшифровывая эти линии, человек приобщался к Богу, приближался к нему. Таким образом мы видим, что в искусстве хиромантии рука, являющаяся центральным объектом, непосредственно связана с образом божественного разума, иногда это искусство даже ставилось в один ряд с религией.

Другой пример появления образа руки в народном творчестве – детский фольклор. Кто из нас в детстве не рассказывал своим друзьям леденящие кровь истории о Чёрной руке? Рука в сознании детей является символом непобедимой, страшной силой, способной схватить в свой кулак и задушить. Это символическое значение руки нашло отражение в детской повести Эдуарда Успенского «Красная рука, Чёрная простыня, Зелёные пальцы». В этой повести рука изображается в гиперболизированном виде (огромные размеры, кроваво-красный цвет), что и создаёт устрашающий эффект. Но изначальный символический смысл остался – символ непобедимой, нечеловеческой силы.

Символика слова «рука» в идиоматических выражениях

Огромное количество фразеологизмов содержит в себе слова «рука», «руки», «длань». Яркий пример – фразеологизм «тяжёлая длань Бога». Здесь рука олицетворяет божественную силу, является символом Судьбы. Это выражение имеет некоторый фатальный оттенок, выражает смирение перед Божьей волей. Символическое значение Божьей силы выражает также английская пословица: "Господь шагает на свинцовых ногах, а действует железной рукой". Но, как известно, божественная сила может быть не только карающей, но и созидательной. Таким смыслом, например, обладает прилагательное «рукотворный». Вообще с рукой связано огромное количество устойчивых выражений: «рука помощи», «поднять руку» на кого-либо, «просить руки» невесты, «рука руку моет», «умыть руки», «положа руку на сердце», «как рукой сняло», работать «не покладая рук», «рука об руку» и многие другие. Интересна история происхождения некоторых выражений. Сегодня ни у кого не вызывает удивления выражение «просить руки». Однако мало кто знает о его происхождении. Многие ученые считают, что оно пришло из Западной Европы, где несколько столетий назад существовал обычай, делая женщине предложение, дарить ей перчатку. Отсюда и пошло выражение «просить руки», которое затем стало достаточно широко употребляться во всем мире. Выражение «умыть руки» означает отказ от ответственности, нежелание принимать вину на себя. По древнему обычаю, обвинители для доказательства своей невиновности умывали руки. Своё распространение в современном значении выражение получило благодаря сюжету, описанному в Евангелии от Матфея. Римский прокуратор Понтий Пилат во время суда над Христом совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству: «Пилат, видя, что ничто не помогает, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27:24). «Положа руку на сердце» значит чистосердечно, правдиво, с полной искренностью. «В обороте «как рукой сняло», пожалуй, ярче всего отразился обычай целительных «отводов». До сих пор в его переносном значении звучит вера в эффективность этого средства. Как рукой сняло — предельно конкретный фразеологизм, ибо он всегда означает быстрое излечение от болезни или тяжелых душевных травм. Знахари широко пользовались этим приемом. Особенно часто отводили рукой зубную или головную боль. При этом знахарь проводи по больному месту рукой, делая своеобразный массаж, облегчающий боль. Создавалось впечатление, что боль буквально «снимается рукой». Этот способ врачевания распространен у многих народов. Недаром подобные выражения сохранились не только в славянских языках и весьма активно употребляются». Фразеологизм «не покладая рук» значит работать усердно, старательно. Противополжный ему фразеологизм – «сидеть сложа руки». Из этих двух идиом видно, что рука является символом действия, движения. Интересно происхождение эпитета «долгорукий». В индо-иранской традиции он имел» выраженное религиозное значение. Он в обязательном порядке прилагался к правителям и даже богам. Долгорукий — значит, способный простереть руку для защиты, покровительства и исцеления: это эпитет Вишну и некоторых других богов, героев эпоса; Заратуштра назывался долгоруким. Отсюда происходит и именование древнего русского княжеского рода. Символическое значение руки как символа активности, силы и власти нашло отражение в конкретном толковании слова в некоторых языках. Например, древнееврейское слово iad означает одновременно "руку", "силу", " мощь".

Рука как символ Богини-Матери

Во многих религиях мира существуют многорукие божества. Множество рук у богов передаёт их различные аспекты и функции. В японском буддизме тысячерукая богиня Каннон становится образом всеобъемлющей помощи и сострадания. Аналогичное божество существует и в китайском буддийском пантеоне – богиня милосердия Гуаньинь. «Гуаньинь часто изображают в виде стройной женщины в ниспадающем белом платье, держащей сосуд с нектаром просветления и ветку ивы, отгоняющую болезни. Другое воплощение богини имеет тысячу глаз и рук, что символизирует её способность видеть все опасности и помогать всем нуждающимся, призывающим её по имени». Ещё одним многоруким божеством является Ганеша – индийский бог мудрости и устранитель препятствий, покровитель удачи. Количество его рук варьировалось от двух до шестнадцати. Таким образом, в буддизме и индуизме многорукость является символом материнской защиты, мудрости и милосердия. Однако множество рук может иметь и другое значение. Подтверждение этому – богиня Кали, культ которой лежит в основе тантризма. Боги создали её для того, чтобы она победила буйвола Махиша, захватившего небесный трон и воцарившего над миром. Эта богиня «похожа на демоницу с оскаленными клыками, свешивающимся изо рта кровавым языком, с ожерельем из черепов на шее. Как ветер, мчится она верхом на льве, и несдобровать тому, кто встретиться на её пути». Учитывая это, многорукость является также символом мощной разрушительной силы, увеличенной во много раз. В православном христианстве многорукость тоже нашла отражение. Существует икона Богородицы, написанная в память исцеления отсеченной руки св. Иоанна Дамаскина в VIII веке. «Иоанн Дамаскин, защищавший почитание икон, был оклеветан и приговорен к отсечению руки, которая была вывешена на всеобщее обозрение. В тот же вечер Иоанн попросил у властей забрать руку: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и я не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет отдана мне». Его мольбы были уважены. Получив руку, Иоанн затворился в келье и, молясь перед иконой Богоматери, приложил отсеченную руку к культе. После молитвы он заснул и во сне увидел Богоматерь, которая молвила: «Вот рука твоя здорова, и не скорби больше, исполни то, что ты обещал Мне в своей молитве». Иоанн проснулся исцеленным. В благодарность за это чудо и в память этого благодатного события изготовил из серебра изображение кисти руки и приложил ее к иконе». В этой иконе третья рука символизирует веру, покорность Божьей воле.

Интересно, что во многих религиях рука является символом именно женского божества, Богини-Матери. Ещё в ранненеолитических святилищах Малой Азии появляются стилизованные изображения руки. Подобные знаки ладоней вавилоняне называли "рукой Иштар", евреи - «рукой Мирьям»- сестры Моисея и Ааронаа, мусульмане по сей день зовут их "рукой Фатимы". В шумеросеметской мифологии рука - атрибут Великой Матери как подательницы благ и защитницы. «Рука Атут была эмблемой плодородия в Египте, она помогла выходу из тела бога (создателя мужчин и женщин) первородного, дающего жизнь семени». Неслучайно при обращении к Великой богине люди поднимали руки вверх, как бы обращая к ней ее же символы.

Исследуя символику руки как символа женского божества, мы пришли к интересному выводу: рука является «межрелигиозным» символом, т. е. её символическое значение примерно одинаково в образах богинь разных религий.

Рука как символ Бога-Отца

Наряду с образом Богини-Матери, рука может также являться символом Бога-Отца. В христианской символике рука, выходящая из облаков, символизирует могущество Бога-Отца и Божью волю. Происхождение этого символа основывается на частых упоминаниях в Святом Писании о деснице Господней, о символе Его всемогущей силы и воли. Иногда на картинах эта ладонь сжимает какой-либо предмет или протягивается к нему, но чаще всего ее изображают раскрытой, причем из пальцев три выпрямлены и из них струятся лучи света, ибо Божья рука, выходящая из облаков, – это символ Святой Троицы. Эта символика проявляется в ряде библейских сцен, как например, в сцене жертвоприношения Исаака (рука, задержавшая жертвенный нож), или рука, дающая Моисею скрижали Закона, а также в геральдике и эмблематике, где рука, выходящая из облаков, также знаменует божественный промысел. Она встречается на многих гербах, например, на гербе города Пскова. Вообще в геральдике рука – довольно часто употребляемый символ, обозначающий мощь, согласие, невинность, защиту, благословение. Алая рука в геральдике — знак ранга, положения, чина. Рука с мечом – символ верности воинскому долгу. Рука с выпрямленными и растопыренными пальцами означает несогласие, рука, сжатая в кулак, - силу и единство.

Нередко рука обладала солнечной символикой. В древнеегипетском искусстве солнце изображалось с длинными лучами, заканчивающимися человеческими ладонями или их очертаниями. Это стало выражение того, что рука Бога несёт благо, добро и свет. Аналогичную функцию выполняла длинная рука бога Гуемака в тольтекской мифологии.

Нередко за правой и левой руками закрепляется различное значение. В библейской традиции считалось, что для благословения Богу служит правая рука, а для наказания — левая. В христианской иконографии Христос определен как «правая рука Бога». Правая рука имеет обычно положительное значение, например, в магии, причем имеется в виду "белая магия", а "уклон на левую руку" свидетельствует о принадлежности к магии дьявольской. Левая рука также символизирует временную власть, монаршию суровость. В целом повсеместно правая рука выступает как доминирующая.

Символика жестов и некоторых ритуалов

Особое положение в ряде составляющих собирательного образа руки занимают жесты. Жесты предстают как одно из основных средств выражения мыслей и чувств. Символика рук находит свое воплощение в трех мудрах, ритуальных жестах рук в индуизме и буддизме, символизирующих духовные состояния:

1. намаскара-мудра — выражение почтения или просьбы: сложенные руки, поднятые на уровне груди, пальцы примыкают друг к другу;

2. анжали-мудра — приношения и почитания: сложенные руки, пальцы вытянуты или слегка согнуты на уровне груди, или лба, или над головой;

3. уттарабодхи-мудра — совершенства: сложенные руки, направленные кверху, все пальцы, кроме указательных, перекрещены, последние же сложены вместе и вытянуты вверх.

Эти символические значения мудр лежат в основе азиатских ритуальных танцев, которые по сути являлись диалогами с богами.

В различных культурах соглашения и клятвы сопровождались жестами и символизировались ими. Так, например, выражение «положа руку на сердце» произошло от старинной формы клятвы. Часто жесты были символичным выражением уважения и почитания. На Среднем Востоке воздеваемая вверх правая рука с поднятым указательным пальцем выражала крайнюю степень почтения, так приветствовались божества; в христианстве с этим жестом изображались волхвы, прибывшие поклониться младенцу Иисусу. Закрытые или спрятанные в рукава руки указывают на античный обычай прикрывать в присутствии господ собственные руки из почтения и уважения.

Поднятая правая рука является символом Бога-Отца, символизирует могущество и командование, простертая правая рука с вытянутыми вперед пальцами — знак божественного присутствия, символ всевидящего Бога-покровителя, его защиты и безграничной доброты. По причине того, что власть монарха, – это проявление Божьей воли руке короля приписывалась сила прикосновением излечивать больных. В буддизме рука Будды - это также символ защиты; ладонь, направленная верх, означает безмерную щедрость Будды. В буддийской иконографии правая рука Будды касается земли, символизируя его власть над ней. В эмблеме джайнизма изображение раскрытой ладони выражает идею ненасилия.

Отдельной символикой наделены изображение пары рук. Сложенные руки ещё в Древнем Египте означали согласие. Подать руку, пожать руку, стиснуть ладонь — все эти действия символизируют единомыслие, дружбу, любовь, заключение мира, мужское братство, солидарность. Рукопожатие часто изображалось на, римских монетах, на надгробиях. Две руки могут также символизировать передачу знаний. Так, например, учитель при посвящении кладёт свою руку на руку ученика. Этот обычай воспроизводит соглашение, заключенное между Мухаммедом и его соратниками по дороге из Медины в Мекку.

Наиболее полно отразилась религиозная символика руки в христианской иконографии. Особое внимание следует уделить молитвенному жесту Богоматери Оранты. Её изображают с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы-Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Молитвенный жест Богоматери повторяет жест египетской ка — человеческой души, являющейся перед богом после смерти. Этот символ представлял человеческую жизненную энергию в виде обеих поднятых рук, соединенных коромыслом. В иконографии жест несёт определённую духовную информацию. Рука, прижатая к груди, символизирует сердечное сопереживание, рука, поднятая вверх, - призыв к покаянию, протянутая вперёд с открытой ладонью – повиновение и покорность. Две руки, поднятые вверх, означают моление о мире, протянутые вперёд – моление о помощи, а прижатые к щекам – печаль и скорбь.

Символика пальцев рук может быть рассмотрена в контексте числовой символики. Пять традиционно связывается с человеком (это образ человеческого тела, с его четырьмя конечностями и головой), его здоровьем, благополучием. В средневековой классификации мизинец символизировал веру и добрую волю, безымянный палец — раскаяние, средний — милосердие, указательный — ясный разум, большой — божественность. Число пальцев руки (пять) в исламе соответствует пяти столпам веры: исповедание веры, молитва, паломничество, пост, творение милостыни. В символике раннесредневековой балканской секты богомилов рука символизирует могильные камни, на которых представлены «5 элементов» мирового порядка. В Древней Мексике цифра пять была связана с загробным миром и поэтому рука с разведенными пальцами была знаком смерти. Рука у мусульман — это также воплощение закона Пророка. Этот закон содержит пять основных предписаний, соответствующих пяти пальцам руки. Пальцы образуют 14 фаланг, или 28 на обеих руках, по которым распределяются 28 букв алфавита. Таким же образом, каким пальцы подчиняются единству руки, являющейся для них основой,— догмы имеют источником единого Бога.

В исламских странах ладонь является символом защиты от сглаза и порчи. Это отражено в следующей традиции: внутри или снаружи домов помещают скульптурное или рисованное, выкрашенное в черный или красный цвета, изображение руки с удлиненными пальцами. Пять пальцев правой руки указывают в сторону имеющих репутацию дурного глаза. Открытая ладонь повсюду служит знаком защиты и добрых намерений.

С образом руки связаны некоторые ритуалы. Рука ещё с неолитических времён являлась символом Великой Богини, выражением воли, власти и действий. И именно потому, что рука стала символом божества, возник ритуал целования руки священника, а о том, что это божество было женским, напоминает неувядаемый обычай целовать руку даме. Ошибочно полагать, что священнику целовали руку только из-за уважения и почитания. Рука в сознании верующих символизировала часть Бога, его силы. Следовательно, целуя руку священника, люди как бы целовали самого Бога, получали часть божьей благодати. В разных религиях существует ритуал омовения рук, заключающийся не в мытье, а только в обливании рук водой. В этом ритуале прослеживаются отголоски древнейшей идеи единения мужского начала природы (в данном случае символизируемого водой) и женского. Никогда в религиозном сознании людей языческой и христианской эпох воздействие божества на действительность не представлялось рукотворным, а символ десницы Божией заключает в себе иной смысл. Это – власть сверхъестественных сил над действительностью. Своеобразный ритуал связан с отсечением ладони, а то и всей руки — это старинное наказание за кражу, после по этой примете узнавали преступника. Ныне такое наказание продолжает существовать в некоторых арабских странах.

Рука в изобразительном искусстве и литературе

В изобразительном искусстве рука появилась ещё в эпоху палеолита. Первобытные люди оставляли на стенах пещер отпечатки рук. Возможно, это была своеобразная «подпись» автора изображения. Отпечатки ладоней были символом человеческой активности и власти, знаком космического порядка. В пещере Базуа отпечатки рук, именуемые «макаронами» образуют сложную рифленую фактуру из более или менее параллельных линий, в пещере Гарга столь же плотная фактура образована перекрещивающимися прямыми и дуговыми линиями. В Альтамире хаотические переплетения двойных и тройных линий образуют большие панно на потолке и стенах пещеры. Предназначение «макарон» до сих пор точно не установлено. В некоторых пещерах имеются отпечатки рук с пальцами различной конфигурации зачастую искаженной формы. Возможно, с помощью таких отпечатков стремились увековечить некий акт жертвоприношения. Рука в древних графике и резьбе на Ближнем Востоке - это символ защиты, помощи, благословения, или же символ карающей сила божества. В прикладном искусстве Европы, Передней Азии и Кавказа нередко встречаются элементы в виде трехпалой руки. И это - тоже рука архаичных божеств. На Руси сохранились средневековые амулеты в форме трёхпалых лапок птиц, нередко соединенных с диском. Диск – древнейший символ неба, в котором царит Великая богиня в образе птицы. Таким образом, через прикладное искусство прослеживается связь между Небом и Землёй.

Наиболее полно раскрывается символика руки в живописи. Мы рассмотрим символическое значение руки на примере фрески Микеланджело Буаноротти «Сотворение Адама», картины Микеланджело да Караваджо и картины Рембрандта ван Рейна «Пир Веласкеса».

Фреска «Сотворение Адама»— одна из самых сильных композиций росписи Сикстинской капеллы. На фреске изображён Бог-Отец, летящий в бесконечном пространстве и окружённый бескрылыми ангелами, с реющей красной туникой. Его правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Центр композиции сосредоточен на жесте двух рук. Рука Бога дает импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Близость рук символизирует единство, однако их руки не соприкасаются. Этим Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а огромная творческая, созидательная энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела.

В картине Караваджо "Положение во гроб" руки имеют не только символическое, но и композиционное значение. Позы действующих лиц, жесты их рук подчинены ритму раскрытого веера. Словно "падающие" линии ритма создают ощущение падения, краха. Вместе со скорбными выражениями лиц веерообразный ритм создаёт острое трагическое чувство безысходного горя от смерти Спасителя. В этой картине видна символика жестов – воздетые к небу руки символизируют моление о мире, страдание, душевные муки.

На картине Рембрандта «Пир Вальтасара» изображёна сцена шумного и богатого пира. Но лица у всех присутствующих встревоженные из-за появления таинственной огненной руки. Сюжет картины связан с легендой. Вавилон, гордый владыка мира, клонился к упадку. Однажды последний царь вавилонского царства, Вальтасар, собрал приближенных на пир. Рекой лилось вино, и разгульные бражники славили чужих богов. Вдруг на стене появилась огненная рука и начертала таинственные слова: «Менэ-тэкел-фарэс». Призвали мудреца Даниила; он разъяснил: «Менэ» значит: «бог подвел итог»; «тэкел» - «ты призван легковесным»; «фарэс» - «твое царство будет завоевано персами».

В ту же ночь Валтасар погиб в схватке с осаждавшими город персами, а Вавилон перестал существовать. Таким образом, в этой картине является прямым проявление божественной силы, предостерегающей и предсказавшей будущее. Рука здесь играет роль Божьего посланника, небесной кары. На картине рука, пишущая таинственные знаки, является единственным объектом, от которого идёт свет. Таким образом, огненная рука – это ещё и символ просветления, Божьего знания.

Невозможно недооценивать роль образа руки в литературе, особенно в русской литературе. Рука, будучи столь символичным образом, могла исполнять функции художественной детали. Этим приёмом пользовались многие русские писатели и поэты, в том числе А. С. Пушкин в стихотворении «Няне», И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети». А. А. Фадеев в лирическом отступлении о руках Матери в своём романе «Молодая гвардия» показал нежный, любящий, сильный и святой собирательный образ Матери через одно только описание рук. « Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. Я целую чистые, святые руки твои!»

Итак, подведём итоги нашего исследования. Мы выяснили, что символика руки очень многогранна. Она является достаточно значимым объектом в культуре и религиозных верованиях разных стран. Мы выяснили, что рука может наделяться совершенно противоположными символическими смыслами: она одновременно является символом созидающей и разрушающей силы, Бога-Отца и Богини-Матери. Рука может являться символом судьбы и правосудия, защиты и милосердия. Мы также выяснили, что символические значения руки в разных религиях проявляются схожим образом. Из этого можно сделать вывод: многогранная символика руки является своеобразным переходным элементом между религиями и культами разных стран и эпох. Перспективы исследования данной темы, на наш взгляд, очень велики. На следующий год мы планируем продолжить работу над исследованием, углубить и расширить тему, проследить развитие символики руки в современных видах искусства, выявить наличие связи между современной и древней символикой.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)