Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Некоторые вопросы истории Бийской Николаевской женской гимназии 1880-1920 гг.

Объектом предпринятого нами исследования является история Бийской Николаевской женской гимназии, существовавшей с 1880 по 1920 год. В качестве предмета исследования нами выбраны следующие вопросы этой темы:

1. Восстановление этапов истории Бийской женской гимназии

2. Структура, содержание и особенности преподавания гимназических курсов и предметов.

3. Повседневная жизнь бийских гимназисток: форма одежды, успеваемость и отношение к учебе, увлечения и идеалы.

Целью работы является выяснение особенностей женского гимназического образования в России начала XX века на примере Бийской Николаевской женской гимназии, попытка реконструкции некоего портрета, образа бийской гимназистки начала прошлого века.

Для достижения заявленной цели в процессе анализа всего круга выявленных документальных источников, нам пришлось поэтапно решать следующие исследовательские задачи:

1. Восстановить все этапы истории Бийской Николаевской женской гимназии и выяснить их важнейшие особенности

2. Изучить вопросы, связанные с процессом обучения девушек в гимназии: условия приёма и требования к гимназисткам, перечень и содержание гимназических предметов, преподавательский состав.

3. Проанализировав интересы, мысли, увлечения, идеалы, образ жизни гимназисток, попытаться сформировать обобщённый образ нашей сверстницы-ученицы начала XX века.

Основой источниковой базы исследования являются различные документы фондов Бийского краеведческого музея имени В. В. Бианки, и, в частности, уникальные воспоминания выпускниц БНЖГ К. П. Марчук и А. В. Игумновой.

Суммируя все сведения по истории Бийской Николаевской женской гимназии, мы можем утверждать, что она прошла в своем развитии следующие этапы:

1. 1880-1905 гг. – четырехклассная прогимназия.

2. 1905-февраль 1917гг. – восьмиклассная Николаевская женская гимназия.

3. 1917-декабрь 1919 гг. – восьмиклассная Бийская женская гимназия.

4. декабрь 1919-лето 1920 гг. – Бийская женская гимназии переформирована во Вторую советскую школу 2-й ступени.

Вопросы, связанные с особенностями преподавания и содержания различных гимназических курсов, с профессиональными и личными качествами преподавательского состава, мы анализировали, опираясь на мнения и оценки самих гимназисток, зафиксированные в воспоминаниях Марчук и Игумновой. Из их записей мы выяснили, что наиболее серьёзно и глубоко велось преподавание тех предметов, которые, исходя из концепции женского гимназического образования дореволюционной России, признавались необходимыми для гимназисток. К таким предметам относились русский язык, мировая и русская литература, иностранные языки и естествоведение. Говоря об отношении гимназисток к учителям, необходимо подчеркнуть, что у каждой из них были свои предпочтения, но, вместе с тем, всеми девушками в преподавателях ценились в первую очередь человеческие и профессиональные качества педагогов. Мы считаем, что наши сверстницы начала прошлого века ценили в своих учителях те качества, которые считаются наиболее важными и у нас, учащихся школ, гимназий и лицеев начала XXI века: глубокое знание своего предмета и любовь к нему, харизматичность учителя, его уважение к ученикам и дух сотрудничества на уроках и многое другое.

Для того, чтобы воссоздать образ бийской гимназистки начала XX века, мы попытались охарактеризовать наших сверстниц вековой давности через их интересы, занятия, разговоры, разногласия, через их идеалы и отношение к жизни. С большой долей уверенности можно утверждать, что провести параллели с сегодняшней жизнью лицеистки и гимназистки Бийска начала XX века сложно, но вполне возможно. Несмотря на все глобальные изменения, произошедшие за столетие, мы можем узнать в лицах преподавателей XIX века сегодняшних наших учителей; интересы и темы разговоров у нас и гимназисток тоже подчас совпадаютЧто же изменилось? Каждое новое поколение несет в жизнь что-то свое, новое. И это «новое» не противопоставление, а продолжение. Мы – продолжение, продолжение учениц БНЖГ. Они вписали себя в историю гимназии, Бийска, России, и только от нас зависит, сможем ли мы продолжить эту летопись

Весной 2006 года, во время прохождения краеведческой практики в фондах Бийского краеведческого музея имени В. В. Бианки, нам была поручена систематизация коллекции фотографий конца XIX – начала XX вв. Среди множества выцветших изображений предков-бийчан нас особенно заинтересовали портреты и групповые снимки наших сверстниц – гимназисток Бийской Николаевской женской гимназии. Спустя столетие, нас, современных лицеисток, эти лики минувшей эпохи поражали своей одухотворённостью, серьёзностью и ещё чем-то неуловимым, загадочным и труднообъяснимым. Так возникло желание начать исследовательскую работу, посвящённую изучению повседневной жизни, обучения, идеалов и мыслей наших сверстниц прошлого столетия, воссозданию некоего обобщённого портрета гимназистки провинциального Бийска.

Объектом предпринятого нами исследования является история Бийской Николаевской женской гимназии, существовавшей с 1880 по 1920 год. В качестве предмета исследования нами выбраны следующие вопросы этой темы:

4. Восстановление этапов истории Бийской женской гимназии

5. Структура, содержание и особенности преподавания гимназических курсов и предметов.

6. Повседневная жизнь бийских гимназисток: форма одежды, успеваемость и отношение к учебе, увлечения и идеалы.

Целью работы является выяснение особенностей женского гимназического образования в России начала XX века на примере Бийской Николаевской женской гимназии, попытка реконструкции некоего портрета, образа бийской гимназистки начала прошлого века.

Для достижения заявленной цели в процессе анализа всего круга выявленных документальных источников, нам пришлось поэтапно решать следующие исследовательские задачи:

4. Восстановить все этапы истории Бийской Николаевской женской гимназии и выяснить их важнейшие особенности

5. Изучить вопросы, связанные с процессом обучения девушек в гимназии: условия приёма и требования к гимназисткам, перечень и содержание гимназических предметов, преподавательский состав.

6. Проанализировав интересы, мысли, увлечения, идеалы, образ жизни гимназисток, попытаться сформировать обобщённый образ нашей сверстницы-ученицы начала XX века.

Основой источниковой базы исследования являются различные документы фондов Бийского краеведческого музея имени В. В. Бианки, и, в частности, уникальные воспоминания выпускниц БНЖГ К. П. Марчук и А. В. Игумновой. Капитолина Памфиловна Марчук (урожденная Коноплина) выпускница Бийской Николаевской женской гимназии, окончившая все 8 классов нами исследуемого учебного заведения с золотой медалью. В своих воспоминаниях бывшая гимназистка освещает множество вопросов, связанных с историей гимназии и особенностями обучения в ней, рассказывает о своих преподавателях и подругах, касается разных сторон учёбы и жизни учениц. Опираясь на записи ее дневника, и воспоминания другой выпускницы – Игумновой (в девичестве Каневской) Анны Владимировны, мы смогли, в частности, составить портреты некоторых преподавателей, познакомиться с жизнью, которую вели наши ровесницы почти сто лет назад. Кроме того, нами использованы публикации в различных номерах бийской газеты «Алтай» за 1911-1914 гг. , «Бийская Правда» за 1918 год, фотографии учащихся гимназии и её преподавателей и другие материалы фондов Бийского музея.

Основные этапы истории Бийской Николаевской женской гимназии в 1880-1920 гг.

В 1880г. в Бийске была открыта женская прогимназия, которая обязана своим созданием купцу А. Ф. Морозову, пожертвовавшему на ее создание 20 тыс. руб. Годовой бюджет прогимназии складывался из процентов с этой суммы, составлявшей 100 руб. , и частных пожертвований. А. Ф. Морозов ежегодно жертвовал 200 руб. , его жена Елена Григорьевна – 100 руб. ; по 200 руб. поступало от купцов А. В. Соколова, Н. П. Фирсова, В. Н. Поликарпова и по 100 руб. от купцов И. П. Котельникова и В. Н. Бирюкова. Кроме того, в прогимназии взималась плата за обучение, которая составляла 5 руб. в год с каждой ученицы. На обучение каждой ученицы женской прогимназии в год тратилось по 66 руб.

Изначально в прогимназии было сформировано 4 класса, но с течением времени в народном образовании происходили не только количественные, но и качественные изменения. Так, в 1898г. в женской прогимназии открылся 5-ый класс. (1) А в 1905г. на месте одноэтажного деревянного здания прогимназии было построено двухэтажное каменное здание женской гимназии, в честь царствующего императора Николая II получившей название Николаевской.

Здание было построено на средства купчихи-благотворительницы Елены Григорьевны Морозовой. Е. Г. Морозова внесла огромный вклад в дело народного просвещения, кроме Николаевской женской гимназии, ею были построены: Владимирская и Николаевская начальные школы, Пушкинское городское мужское училище (ВПУ), приют для детей-сирот, богадельня для престарелых и здание ремесленного училища. Во многих источниках говорится о том, что немалый вклад в строительство Николаевской женской гимназии внес бийский купец Н. И. Ассанов. Однако, как нам удалось выяснить из материалов дневника бывшей гимназистки К. П. Марчук, участие в строительстве здания приписал своему отцу его младший сын – артист Иван Николаевич Ассанов, «Единственное, что сделал Ассанов для женской гимназии – он пожертвовал деньги на оборудование физического кабинета» - писала гимназистка.

«Николаевская женская гимназия» как часто мы употребляем эту фразу в своей работе. А почему гимназия была названа именно Николаевской? Мы задали себе этот вопрос уже сначала работы. Ответ мы нашли в воспоминаниях Марчук. Она писала, что название Николаевская гимназия получила «по желанию её устроителей в знак их верноподданнических чувств к царю Николаю II». К тому же все женские гимназии Российской империи, открытые во время правления последнего из Романовых Николая II, назывались Николаевскими. Официально гимназия находилась на попечении императора, как главы государства, и присвоение ей имени Царствующей Особы демонстрировало крайнюю степень патриотизма жителей города. В этой связи хочется привести ещё один пример искреннего почитания царя в провинциальном Бийске, относящийся к 1913 году. В этом году вся Россия пышно отмечала 300-летие дома Романовых и наш город с его верноподданными гражданами не стал исключением. «Гимназия в честь этого события устроила костюмированный бал на тему из исторического прошлого России. Каждая девушка должна была пошить себе костюм, аллегорически рисующий одну из женских персон, оставивших свой след в истории страны. К этому балу вся гимназия готовилась больше месяца, ведь надо было не только сделать свой костюм красочным и правдивым, но и сочинить стихотворный монолог от имени своей героини. Первое место в этом костюмированном параде специальная команда жюри во главе с купцом Фирсовым, издателем Орнатским и начальницей гимназии присудила гимназистке выпускного курса, представившей образ княгини Ольги и самолично написанный стихотворный монолог о заслугах этой княгини в древней истории Руси. Лавров были удостоены еще два персонажа: княгиня Евпраксия Ярославна и девица-кавалерист Александра Дурова».

После Февральской революции 1917 года, которая привела к свержению в России самодержавия, имя императора было убрано из названия учебного заведения, которое отныне именовалось просто Бийской женской гимназией. Под этим названием она просуществовала до декабря 1919 года, когда после окончательного установления в городе Советской власти была переформирована во Вторую советскую школу 2й ступени, а летом 1920г. – в Народное училище. На базе этого училища в конце 1928 года был создан Бийский учительский техникум.

Некоторые особенности обучения в Бийской Николаевской женской гимназии

Начнем с того, что прежде чем поступить в гимназию, нужно было иметь начальное образование. Обычно девочки получали начальное образование в начальных школах, эти школы имели большое значение для подготовки к гимназии, т. к. , например, в 1-м классе гимназии шло повторение материала, изученного в 3-ем классе начальной школы. Среди учениц1-го класса были гимназистки, не окончившие начальную школу, у них было домашнее образование (на протяжении многих лет женское образование существовало и развивалось в рамках свободного семейного уклада). Некоторые «экономили» год обучения в начальной школе, сразу поступали во 2-й класс. Это отрицательно сказывалось на их успеваемости, т. к. учащиеся начальной школы в 1-м классе учились чистописанию, а по окончании учебного заведения прежде всего учитывали наличие правильного и красивого почерка. Вторым шагом к поступлению является экзамен в первый класс гимназии. При удачной сдаче экзамена, девочку зачисляли в ряды учащихся Бийской Николаевской женской гимназии.

Каждая гимназистка должна была окончить семь классов обязательно (были случаи, когда девочки по каким-либо причинам уходили из гимназии, так и не доучившись), по окончанию 7-го класса выдавался аттестат зрелости, отличникам присуждались золотые медали, а имеющим одну четверку в аттестате – серебряные. Существовал 8-й класс, который ученицы проходили по желанию. Восьмой класс делился на педагогический и общеобразовательный. В педагогическом классе девушки посещали занятия в младших классах гимназии и давали уроки русского языка и арифметики в начальных школах города, таким образом готовя себя для будущей педагогической работы. Общеобразовательные же классы продолжали программу по изучению литературы, физики, математики, языков. По завершению восьмого класса выдавались свидетельства, дополнявшие ранее полученный аттестат об окончании семилетнего гимназического курса. Из воспоминаний К. П. Марчук и А. В. Игумновой мы получили представление о том, как складывались взаимоотношения между ученицами, между ученицами и преподавателями. Уже в гимназии первоклассниц встречали гимназистки-восьмиклассницы. К новеньким они относились ласково, окружали своим вниманием и опекали весь последующий год. Играли в различные развлекательные игры, читали книги и просто разговаривали на различные темы. У каждой гимназистки появлялся опекун и покровительница, которая заботилась о ней, как о младшей сестре. Первоклассницы, в свою очередь, платили им своей глубокой преданностью и привязанностью.

Во всех учебных заведениях, и Николаевская женская гимназия не была исключением, работали учителя, которых ученики любили и не любили, боялись или уважали, хотели поделиться самым сокровенным или избегали даже встретиться взглядом. Как нам удалось выяснить из дневников, ученицы Бийской гимназии постоянно делились своими мнениями и впечатлениями об учителях и о преподаваемых ими предметах.

Учителем математики в Бийской Николаевской женской гимназии был Конон Иванович Соколовский. Соколовский был учителем серьезным, дисциплина на его уроке была строжайшая, «вертушек» он не терпел, но вместе с тем он организовывал урок так, что все гимназистки чувствовали себя комфортно и были увлечены учёбой. Он позволял девочкам самим находить решения различных геометрических и арифметических задач, иногда только подталкивая к правильной мысли и следя за тем, чтобы они не свернули с правильного пути.

Чаще всего гимназистки упоминают Ольгу Гуговну Май, которая была учителем математики в 4-х классах гимназии с 1911 года. Преподавательской деятельностью Май занималась 50 лет, была награждена орденом Ленина с присвоением ей звания «Заслуженной учительницы РСФСР». Ольга Гуговна была отличным математиком и добросовестным воспитателем. Человек она была разносторонний, многие люди, сосредоточившись на своей специальности, на своей работе полностью, забывают о других занятиях и увлечениях. А вот Ольга Гуговна, «будучи математиком, никогда не замыкалась только в своей профессии и специальности. Ее часто видели в гимназической и городской библиотеке за книгами, она любила декламировать, увлекалась шахматами, учила в 1918г. язык эсперанто. Это была изящная, хорошенькая молодая и жизнерадостная женщина, любила, как девочка повеселиться, потанцевать на гимназических вечерах» - так писала об учителе математики К. П. Марчук, которая вела переписку с Ольгой Гуговной, когда последняя «в 30-ых годах уехала во Фрунзе».

Вообще, «программа по математике была по каким-то причинам для женской гимназии занижена по своей сложности. Алгебру и геометрию изучали по учебникам Киселева, но полностью учебники осилить не могли. Например, теорема Пифагора в учебнике была, а мы почему-то ее обошли стороной». Но, несмотря на это, задачи гимназистки решали хорошо и даже любили писать рассуждения к их решению.

В женской гимназии физика преподавалась плохо, «задач по физике мы никогда не решали и не умели решать. Зато имели хорошо оборудованный физический кабинет, где делались примитивные опыты» - писала в своем дневнике К. П. Марчук. Уроки физики преподавала Раиса Федоровна Щербакова. Предмет она свой знала очень хорошо, но заинтересовать гимназисток своими уроками у нее не получалось. На уроках физики было скучно, а предмет учили только из чувства долга, без малейшего интереса.

В первых четырех классах географию преподавала Жукова Татьяна Васильевна. Кроме информации учебника Жукова давала девочкам дополнительную литературу, которую гимназистки с удовольствием прочитывали к следующему уроку, а потом перед всем классом выступали, делясь полученными знаниями и впечатлениями. Несмотря на интересные, захватывающие уроки, гимназистки вначале «находились от нее на «дистанции огромного размера». Эта красивая учительница нам казалась холодной льдинкой. Теплоты отношения между нами не было» - писала про своего учителя К. П. Марчук. Но отношение к преподавателю вскоре изменилось. В 1915г. , когда здание женской гимназии занял военный госпиталь для прибывших с фронта раненых солдат, занятия проводили в разных помещениях, неприспособленных к проведению урока, в том числе и в подвалах. В подвалах было холодно и сыро, из-за этого девочки часто болели. В это тяжелое для гимназисток время Жукова показала себя чутким и заботливым человеком, вначале каждого урока она проводила 5–6-и минутную зарядку, которая помогала ученицам согреться. После этого, урока географии стали ждать как что-то особенно желанное и приятное.

Назаревский Нил Васильевич – учитель физики и космографии, преподававший в седьмых классах гимназии космографию (астрономию), а в четвертых классах естествоведение (естествознание). Назаревский был молодым, очень красивым и застенчивым человеком. С первых же дней он нашел общий язык с воспитанницами гимназии. На его уроках было весело и интересно. «Чувство товарищества и дружелюбия между Назаревским и учащимися еще более укрепилось после экскурсии – изучения звездного неба, когда на темном зимнем небе горели яркие, крупные звезды» - писала К. П. Марчук. Как свидетельствуют воспоминания А. В. Игумновой, гимназистки проходили ряд практических занятий по естествознанию, на которые отводилось время ранней осени. Занятия проводились в виде экскурсий по окрестностям Бийска пешком, либо на гимназической «линейке». Эта «линейка» являла собой разновидность пароконной повозки на резиновых шинах-дутиках, приспособленная для перевозки десяти-двенадцати человек. Экскурсионные прогулки девушки совершали с учителем и классной дамой. «Особенно мы любили поездки на близлежащие озёра: Ковалевское, Мочищенское, Кругленькое, чрезвычайно богатые растительным и животным миром. На этих озёрах мы изучали водную растительность, множество видов диких перелетных птиц и различных животных, ихтиофауну. Наш кучер иногда даже охотился и рыбачил, так что эти познавательные походы сопровождались и обедами на лоне первозданной природы. Обеды приготовлялись обыкновенно из пойманной рыбы, добытой кучером всякой дичи: рябчиков, уток, зайцев. Каждая из нас собирала несколько гербариев, мы рисовали этюды, делали описательные эскизы растений, рыб и животных».

В Николаевской женской гимназии большое внимание уделялось религии и «Закон божий» изучали с семи лет, с 1-го по 7-й классы. Преподавал «Закон божий» священник Семен Павлович Митропольский (он же проводил богослужения в Еленинской гимназической церкви). По мнению гимназисток, это был мягкотелый, бесхарактерный, нерешительный человек. «На уроках Митропольского царил полный хаос. В то время, как он тихим, монотонным голосом знакомил учащихся с содержанием следующего урока, в классе стояла кутерьма, никто законопоучителя не слушал, все занимались своими делами: одни читали интересную книгу, другие готовили задание по другому предмету, а некоторые перебегали с парты на парту, перебрасывались записочками».

Уроки Митропольского гимназистки считали в большей степени неважными и бесполезными, поэтому относились к изучению «Закона Божьего»халатно. Учениц больше интересовала политика, но обществознания как предмета преподавания не было. Близким предметом к обществознанию и истории была только история войн и царей, «Поэтому, окончившие 6-7 классов гимназии в политике «плавали», не умея отличить «правых» от «левых», не умея делать оценки событий». По мнению гимназисток, да и на наш взгляд, это был один из существенных недостатков в системе преподавания в женской гимназии. Впрочем, такое отношение к предметам обществоведческого цикла было закономерно не только для всего гимназического образования в дореволюционной России.

Еще одним недостатком было практически полное игнорирование физического воспитания учениц. Физкультура не преподавалась, спорта в самом широком смысле не существовало, ежедневная гимнастика не проводилась. Но в теплое время года на летней гимнастической площадке, в тенистом дворе гимназии, все же проводилось некоторое количество уроков гимнастики. «Кроме обыкновенных игр в лёгкую лапту и воланы, нам иногда дозволяли катание на велосипедах, и это было зрелище замечательное и весёлое. Велосипеды представляли собой дамские модели фирмы «Дукс», отличающиеся от мужских тем, что они имели низкую раму. На них возможно было катание даже в длинных форменных юбках. Но обычно на этих занятиях мы были одеты в спортивный наряд, который состоял из легких блузонов и таковых же юбок длиной до голени. Катание на велосипеде, который был машиной капризной и неустойчивой, заставлял нас предохраняться от падения нами же придуманными ухищрениями. Мы надевали на локти и колени особые предохранительные подушечки, пошитые из кожи и набитые старым тряпьем или ватином. Надетые на руки и ноги, эти спасительные подушки сообщали девушкам вид странный и смешной, но падение в них избавляло от безобразных ссадин и синяков, а это было важнее, чем отсутствие вальяжности во время опасной езды».

В женской гимназии из иностранных языков изучались французский, немецкий и один год, в 8-м классе, латинский языки. Причем французский язык был необязательным, его изучали по желанию, за отдельную плату (по пять рублей в год). Сахарова Зинаида Павловна – преподавательница французского языка. Это был строгий и требовательный учитель, особенно много времени уделявшая изучению грамматики. «Эти перфектумы и плюс квалиперфектумы не давали возможности заняться вплотную разговорным языком, они плотной стеной заслоняли живую человеческую речь» - писала бывшая гимназистка. Однако для развития разговорного французского у гимназисток на уроках Сахаровой существовало правило: «никаких разговоров по-русски, за исключением только тех случаев, когда необходимо было переводить с французского текста на русский. И сама учительница обращалась к учащимся только по-французски». Гимназисткам приходилось заучивать слова и продумывать свои ответы. Все это способствовало отличному знанию французского языка ученицами Бийской Николаевской женской гимназии.

Прокудин Петр Васильевич работал в гимназии совсем недолго (с осени 1918г. по ноябрь 1919г. ). Это был преподаватель физики, но поскольку вакантного места по его специальности на тот момент в гимназии не было, он изъявил желание преподавать латинский язык. Предмет гимназисткам очень понравился, по поводу латинского языка они даже шутили - «как пишется, так и говорится». Но вот сам преподаватель у гимназисток симпатий не вызывл – «был он немножко похож на парикмахера или продавца галантерейного магазина». К тому же в годы Гражданской войны его часто видели в компании белых офицеров, что сильно возмущало учениц. «С гимназистками он обращался, как кавалер, не по учительски», т. е. он не относился к своей работе с серьезностью, достойной учителя.

Рябинина Евдокия Ивановна – учительница немецкого языка, который гимназистки учили с семи лет. Отсутствие дисциплины наблюдалось и на её уроках. «Она поминутно краснела, тушевалась, смотрела на класс какими-то испуганными, виноватыми глазами и вместо того, чтобы исправлять неправильности, потребовать от учениц четко произносить отдельные слова, она смущенно смеялась» - писала о своем учителе немецкого языка Марчук. Насмешки девочек над учителем и халатность преподавателя к урокам ни к чему хорошему не привели – «мы так и не научились правильному произношению, хотя в немецком языке и нет особенных трудностей произношения, не научились и говорить по-немецки, едва-едва только читали со словарем».

Литература в гимназии преподавалась очень подробно и глубоко. Гимназистки изучали классические произведения различных авторов, таких как Аксаков, Гоголь, Достоевский, Жуковский, Крылов, Лермонтов, Пушкин, Толстой и др. Также преподавалась и современная литература того времени, а авторами изучаемых произведений были Короленко, Манин-Сибиряк, Чехов и другие. С пятого класса литературу в Николаевской гимназии преподавала Клавдия Дмитриевна Окорокова (в замужестве Круликовская). С первых уроков Клавдия Дмитриевна очень понравилась ученицам. Ей удалось пробудить интерес к литературе буквально у всех. «Я не знаю, что в ней преобладало: любовь ли ее к русской литературе, к поэзии, - умение ее без видимых усилий заставить класс вместе с ней уноситься в мир прекрасного, или ее личное обаяние. Верней всего – и то и другое. От нее исходило какое-то сияние непостижимо чистого, не поражавшее блеском, но очень притягательное. И тон голоса соответствовал этому: он был мягким, задушевным, успокаивающим». За эти несколько лет Клавдия Дмитриевна стала для гимназисток не просто хорошим преподавателем, но и другом. С ней они делились самым сокровенным, и она, в свою очередь, никогда не отказывала в помощи. Девочки тогда не знали, что «жизненный путь этой обстоятельной личности скоро прервется» (она умерла от туберкулеза в 20-ых годах). Марчук посветила Клавдии Дмитриевне Круликовской стихотворение, которое назвала «Любимой учительнице». Заключительные строки этого стихотворения приведены в дневнике бывшей гимназистки:

И урок последний – час последней встречи

Сберегу я крепко в памяти моей,

И ваш милый образ буду помнить вечно,

Будет он мне в жизни маяка светлей.

На смену всеми любимой Клавдии Дмитриевне преподавателем литературы стала Шемиот-Полочанская Людмила Николаевна. Сначала девочки не хотели «признавать» нового учителя, но потом смирились и потихоньку привыкли и к ней. Людмила Николаевна очень хорошо знала свой предмет и с огромным увлечением, с неким блеском в глазах рассказывала про того или иного героя какого-нибудь рассказа. Когда она первый раз зашла в класс, ей очень важно было «завоевать их внимание, их интерес, с первого раза, с первого слова», и у нее это получилось.

Русский язык изучался в гимназии с 1-ого по 4-ый классы. Изученный материал остался в памяти учениц на всю жизнь. Например, К. П. Марчук уже в пенсионном возрасте участвовала в конкурсных передачах «В мире слов», организованных московским радио, причем среди участников соревнования преобладали конкурсанты с высшим образованием. Русский язык в гимназии преподавала Кириллова Надежда Александровна, которая позже была назначена на место начальницы гимназии.

Бийской Николаевской женской гимназией руководили так называемые Начальницы гимназии. В их обязанности входило следить за порядком, за успеваемостью учениц. Начальницы имели право вносить некоторые изменения в повседневную жизнь гимназисток и гимназии в целом. Пока нам удалось собрать сведения только о четырёх начальницах гимназии.

«Кириллова Н. А. , как никто другой, более соответствовала должности Начальницы. Было в то время ей лет 45, она приходила в гимназию, как на бал, в платье со шлейфом, может быть поэтому ее осанка казалась величественной. Это впечатление усиливало еще более ее благородное, хотя и не отличающееся особой красотой лицо, на котором приковывали внимание строгие, холодные, светлые глаза» - писала Марчук о Кирилловой. Вообще Надежда Александровна была очень строгим, но справедливым учителем. Воспитывала она на конкретных примерах, которые отпечатывались в памяти девочек на всю жизнь. «У нее было правило: что заслужил, то и получаешь, никакого снисхождения, никаких скидок на добродетель и успехи».

В марте 1914г. Начальница гимназии Кириллова скоропостижно скончалась, а на ее место была назначена Новикова Дарья Антоновна. Это была элегантная, красивая дама с обаятельной улыбкой, которая изменила некоторые порядки в отношении гимназической формы и этикета, о чём мы упомянем ниже. Этикетным преобразованием было «введение танцев на большой перемене», это больше всего нравилось гимназисткам. «В 1914г. откуда-то был эвакуирован в Бийск балетмейстер Фокин», который стал преподавать за отдельную плату в женской гимназии балетные танцы.

На смену Дарьи Антоновны, Начальницей гимназии стала Шенрок Анна Ригардовна. «Это была спокойная, выдержанная, серьезная женщина, не такая общительная, как Дарья Антоновна, но и не такая строгая, как Надежда Александровна Кириллова». Про Анну Ригардовну сказано очень мало, и из того, что дано можно еще добавить, что это была очень умная, начитанная и рассудительная женщина.

Кроме учителей и Начальниц гимназии, о девочках заботились классные наставницы. Классная дама в гимназии не была связана с преподавательской деятельностью, она занималась только воспитательной работой. Каждая классная дама «имела свой класс». Роль классной дамы заключалась «в проведении бесед, в чтении нравоучений, советах, заботах о здоровье учениц».

Таким образом, проанализировав все эти факты, мы может утверждать, что большинство преподавателей и наставников гимназисток были опытными и преданными своему делу педагогами, которые внесли огромный вклад в обучение и воспитание девочек, в формирование учениц, как личностей. Все без исключения по-своему заботились и переживали за судьбы своих учениц. За эти семь-восемь лет гимназия превращалась для девушек во второй родной дом, память о котором они хранили всю оставшуюся жизнь.

Бийские гимназистки начала XX века

Так что же представляли собой наши сверстницы-гимназистки уездного Бийска начала XX века? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы постараемся охарактеризовать гимназисток через их интересы, занятия, разговоры, разногласия, через их идеалы и отношение к жизни.

Начнем с внешнего вида гимназисток, у которых для посещения гимназии было предусмотрено уставом три обязательных формы одежды. Во-первых, «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, в ней ходили на Рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное парадное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь». У гимназисток были особого покроя шляпы, которые шили на заказ или покупали в магазинах готового платья.

В 1914 году, когда начальницей гимназии стала Новикова Д. А. , на смену коричневым платьям со сборками у пояса (которое, по мнению гимназисток, очень полнило их) было решено шить юбки клеш, вместо глухого закрытого воротника стали носить открытые. Вместо белых лент по праздникам в косы стали вплетать голубые ленты. Также Новикова изменила форму шляп. До изменений «носили коричневые шляпы из твердого фетра с большими полями, но с круглой неуклюжей тульей, на которой красовался бант из коричневой ленты, скрепленный значком «Б. Н. Ж. Г. » После же изменений стали носить шляпы «из черного мягкого фетра, с несколько удлиненной, овальной тульей и большими удлиненными полями, оставив бант из черной ленты и, конечно, значок». Форма зимней одежды осталась та же, а в качестве головного убора использовалась шляпка особого покроя, напоминавшая шапку-кубанку, очень модную в то время.

«Для учительниц тоже существовала форма: синее шерстяное платье с белым кружевным воротником. Несмотря на строгость формы, преподавательницы гимназии выглядели нарядно, изящно и невольно привлекали внимание. Ведь внешний облик учителя имеет большое значение. В том, как учитель одет, как общается с учащимися, как он держится на уроках, во время перемен и на улице заключается большой педагогический смысл. Юные существа порой еще неосознанно тянутся ко всему хорошему, стараются перенять это хорошее вначале, а потом, как будто вне всякой зависимости перенять и усвоить и некоторые черты характера любимых учителей» - так характеризовала значения внешнего вида педагога Марчук.

Гимназистки очень часто ходили в театр, причем репертуар не играл особой роли. Девушки считали театр своим любимым, самым утончённым досугом и по воспоминаниям Марчук и Игумновой «жили» эти несколько часов радостями и переживаниями героев. Герой плачет, значит, плачут и гимназистки, герой смеются – гимназисткам тоже весело. У гимназисток, как и у сверстниц нашего времени, были свои кумиры или просто любимые актеры. Например, Михаил Ильич Туганов, который привлекал девочек своей красотой. Очень нравилась ученицам женской гимназии игра актера Ильнарова, который участвовал во многих спектаклях: «Недоросль» Фонвизина (где Ильнаров играл Мильона), «Горе от ума» Грибоедова (там Ильнаров играл Молчалина). Кроме Ильнарова гимназистки любили игру его постоянной партнерши Преображенской Валентины Сергеевны (Лиза в «Горе от ума», Оля в пьесе «Светит, но не греет», Софья в «Недоросле»). Также очень понравилась ученицам Николаевской женской гимназии игра Гарденина, который великолепно сыграл Орленка – сына Наполеона в пьесе «Орленок» Эдмона Ростана. Параллельно с увлечением театром шло увлечение кинематографом. Среди гимназисток была очень популярна Вера Холодная, названная «Королевой экрана». «Она своей игрой, мимикой своего выразительного лица заставляла вызвать в зрителях сочувствие к рабскому положению, к унижению женщин в буржуазном обществе» «ни в одном из виденных мною фильмов Вера Холодная не смеялась, а улыбка у нее всегда была грустная. Может быть потому, что всех ее героинь ожидал плохой конец» - писала про любимую актрису К. П. Марчук.

Между ученицами гимназии часто возникали споры или дискуссии на различные темы, например такие, как «Можно ли научиться писать стихи, или это – врожденный дар?», «Что сильней: личность или среда?». Каждая девочка приводила различные доводы из литературы, истории и собственной жизни, чтобы доказать правоту своих мыслей. Часто гимназистки, гуляя в городском саду, обсуждали литературные произведения, делились друг с другом впечатлениями о прочитанном. Однажды речь зашла о любви. «Кроме книжных сведений о любви Татьяны Лариной к Евгению Онегину, Лизы Калитиной к Лаврецкому и других русских женщин, воспетых поэтами», гимназистки никакими сведениями не обладали. Одни гимназистки говорили, что «истинной любви нет, что есть только мечта о ней, есть только счастливые минуты, когда кажется, что мечта осуществилась, но потом наступает разочарование». Другие считали, что любовь это простое волнение души, иные же утверждали совсем обратное, полагая, что «любовь – это солнце, согревающее жизнь, что не все могут любить такой любовью и не все ее могут понимать, потому что такая любовь - это избранный дар». Но, не смотря на эти разногласия, все гимназистки рано или поздно влюблялись, и подчас такая первая любовь оборачивалась драмой в духе Анны Карениной. Один из таких случаев попытки самоубийства из-за несчастной любви, произошедший в 1913 году, описан в газете «Алтай», где была опубликована заметка «Драма гимназистки» Мы считаем, что причиной такого поступка гимназистки, являлось какое-то разочарование в отношении к любимому ей человеку. Для большинства девушек излюбленной темой их стихотворных произведений была именно несчастная, неразделённая любовь. В качестве примера можно привести одно из них, опубликованное в сборнике «Тайна», изданном в 1918г. Союзом Учащихся Бийска.

Почти все гимназистки после окончания гимназии связали свою дальнейшую жизнь с педагогической, либо медицинской деятельностью. Наверное, самой выдающейся из них была Нина Александровна Никольская, которая была выпускницей первого 8-го класса Бийской женской гимназии 1908 года. Она окончила гимназию с отличием, с медалью. А в 1909 г. поступила на физико-математическое отделение Томского университета, после окончания которого, работала в Томском Политехническом институте и «её талант сиял тихо, но освещал путь многим». (20) Нина Александровна Никольская была чутким и скромным человеком. Ее преподавание в Политехническом институте помогло пробиться в жизни многим ее ученикам.

Таким образом, суммируя все сведения по истории Бийской Николаевской женской гимназии, мы можем утверждать , что она прошла в своем развитии следующие этапы:

1. 1880-1905 гг. – четырехклассная прогимназия.

2. 1905-февраль 1917гг. – восьмиклассная Николаевская женская гимназия.

3. 1917-декабрь 1919 гг. – восьмиклассная Бийская женская гимназия.

4. декабрь 1919-лето 1920 гг. – Бийская женская гимназии переформирована во Вторую советскую школу 2-й ступени.

Вопросы, связанные с особенностями преподавания и содержания различных гимназических курсов, с профессиональными и личными качествами преподавательского состава, мы анализировали, опираясь на мнения и оценки самих гимназисток, зафиксированные в воспоминаниях Марчук и Игумновой. Из их записей мы выяснили, что наиболее серьёзно и глубоко велось преподавание тех предметов, которые, исходя из концепции женского гимназического образования дореволюционной России, признавались необходимыми для гимназисток. К таким предметам относились русский язык, мировая и русская литература, иностранные языки и естествоведение. Говоря об отношении гимназисток к учителям, необходимо подчеркнуть, что у каждой из них были свои предпочтения, но, вместе с тем, всеми девушками в преподавателях ценились в первую очередь человеческие и профессиональные качества педагогов. Мы считаем, что наши сверстницы начала прошлого века ценили в своих учителях те качества, которые считаются наиболее важными и у нас, учащихся школ, гимназий и лицеев начала XXI века: глубокое знание своего предмета и любовь к нему, харизматичность учителя, его уважение к ученикам и дух сотрудничества на уроках и многое другое.

Работая над данной темой, мы попытались воссоздать некий собирательный образ нашей сверстницы-гимназистки. С большой долей уверенности можно утверждать, что провести параллели с сегодняшней жизнью лицеистки и гимназистки Бийска начала XX века сложно, но вполне возможно. Несмотря на все глобальные изменения, произошедшие за столетие, мы можем узнать в лицах преподавателей XIX века сегодняшних наших учителей; интересы и темы разговоров у нас и гимназисток тоже подчас совпадаютЧто же изменилось? Каждое новое поколение несет в жизнь что-то свое, новое. И это «новое» не противопоставление, а продолжение. Мы – продолжение, продолжение учениц БНЖГ. Они вписали себя в историю гимназии, Бийска, России, и только от нас зависит, сможем ли мы продолжить эту летопись

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)