Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Немцы в Росиии

В нашем селе немецкое население составляет две десятых населения. Мой отец по национальности – немец, поэтому мы решили узнать, как появились немцы в нашем селе?

Работу по теме мы начали в 2008 году с подбора литературы по теме. Прочитав книги Герман А. А. , Плеве И. Р. «История немцев в России», Кружинова В. М. , Данилова В. А. «Очерки истории Тюменской области», В. И. Кодухова «Сибирское краеведение» наметили объект исследования: немцы – жители села Новолокти и выдвинули первую гипотезу: если в нашем селе есть немцы, откуда и как они переселились.

С августа 2008 года по январь 2009 года провели исследование.

Из подшивок старых газет, работая с архивными материалами в городской библиотеке, с личными архивами семьи Лауфер, общаясь с родственниками, из интервью выяснили, что немцы были репрессированы в село Новолокти из Поволжья в 1941 году. Тем самым, наша гипотеза подтвердилась.

В марте 2009 года с этим исследованием выступили на окружной конференции «Шаг в будущее, а в апреле на районной историко-краеведческой конференции «Мы живем в Сибири», где заняли 2 место.

В этом же году нашу работу отправили в город Москва на Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории России – XXI век». Работа вошла в 1000 лучших.

Останавливаться на этом мы не стали и решили продолжить исследование, объектом которого стала культура немцев.

В мае 2009 года выдвинули вторую гипотезу: если немцы живут в нашем селе, то сумели ли они сохранить самобытность, культуру и отстоять право на жизнь.

Чтобы изучить этот вопрос, мы посетили Центр немецкой культуры в городе Ишим, беседовали с немцами, проживающими в нашем селе.

В результате пришли к выводу: право на жизнь немцы отстояли, но немцы в России почти потеряли, в большинстве своем, родной язык, национальные традиции и обычаи. Степень их ассимиляции в окружающую русскоязыческую среду достигла очень высокого уровня. Всё это, наряду с продолжающейся эмиграцией в Германию, позволяет сделать неутешительный вывод о том, что не в столь отдаленной перспективе немцы как своеобразная этническая группа может исчезнуть вообще. Хотя создаются в стране организации, цель которых сохранить немецкую культуру для подрастающего поколения.

Один из таких центров есть у нас в городе Ишим.

С данной исследовательской работой мы выступили на VI районной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», где заняли 3 место. Работа была рекомендована методическим объединением школы на областную конференцию.

Немецкие поселения появились в России различными путями. Отношения России и Германии начинают отсчёт ещё со времён княгини Ольги. Начиная с 10 века, немецкие купцы и воины оседали на Руси, зачастую принимали местную веру и обзаводились хозяйством, из-за чего обрусевали. В следующем столетии в России стали строиться немецкие церкви. В 12-13 веке немцы появлялись в Москве. В 1643 году там проживало уже 400 семей. Приток немцев в Москву усилился при Петре 1, когда в 1702 году вышел Манифест, пригласивший в Россию специалистов. Так немцы появились на службе российского государства. К началу 18 века возникло целое немецкое поселение - Немецкая слобода.

Привилегии немцы получили в период правления Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны.

В 18 веке по приглашению Екатерины 2 немцы обосновались в Поволжье, о чем рассказывают документы: Манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселятся в которых губерниях они пожелают. ».

Внук Екатерины II, император Александр I, продолжил Манифестом от 20 февраля 1804 года колониальную политику своей бабушки.

Александр 2 в 1871 г. своим указом отменил все привилегии немецких колонистов, имевшиеся у них со времен Екатерины 2.

1 января 1874 года - введена в России вместо рекрутского набора всеобщая воинская повинность. Бывшие колонисты в соответствии с этим манифестом подлежали призыву на военную службу.

Разразившаяся Первая Мировая война обострила направленную против российских немцев политику. В 1915 году вышел закон «О ликвидации», который спровоцировал травлю немецких колонистов. И только Февральская революция остановила роспуск немецких колоний. Изменилось положение немцев при большевиках. В 20-е годы Поволжские немцы получили национальную автономию.

Из интервью с Лауфер Ф. А. мы узнали, что на берегу Волги находилось село Штефан - вторая Родина моих предков.

Те политические процессы, которые проходили в СССР, затронули и немцев Поволжья.

Воспоминает Георг Гутшмидт:

«Отец мой, был зажиточный крестьянин. В 1929 г. его раскулачили (отобрали всё, что он заработал своим трудом (дом, скот, инструменты)). Позже дом ему вернули, но в колхозе работать запретили. Он вынужден был жить и работать в городе Саратове, чтобы прокормить свою семью: жену и 5-х детей.

В 1932 г. он был сослан, там он и умер».

Неурожайный 1920 г. вызвал голод, унёсший сотни тысяч человеческих душ в Поволжье, голод 1933 г. принёс не меньшие результаты. К постоянному ухудшению экономического положения немцев Поволжья и других районов страны всё больше прибавлялось в широком масштабе ущемления прав и прямое преследование немецкого населения.

Воспоминает Гутшмидт Георг:

«Наступил голодный 1933 год. Двое детей: Фридрих и Мария, умерли. Люди ловили и ели сусликов. В том году их было много. Я и мой старший брат Хайнрих, тоже пошли в поле, которое находилось в 3-х километрах от деревни, чтобы наловить сусликов. На поле нас застал дождь. Мокрыми и обессиленными мы залезли в стог соломы и в нем остались ночевать. Утром: грязные, застывшие и без сусликов, мы пошли домой. Дорогу развезло. Мы были очень слабые, и у нас не было сил идти дальше. Проезжал один мужчина на телеге и подобрал нас. Он выгрузил нас за деревней, в доме без крыши. Везти нас в деревню он побоялся, т. к. мы были дети врага народа. Хорошо, что он сказал нашей матери, где мы находимся. Мать отправила за нами сродных сестру и брата. Когда они принесли нас домой, нас было не узнать, мы были как комки грязи. Я был очень слаб, и мать думала, что я не доживу до утра. Но на следующее утро я встал, а мой брат ещё долго болел».

22 июня 1941 года страшную весть услышали и немцы Поволжья - началась Великая Отечественная война. Вместе с русским народом переживали общее горе. Указ от 28 августа 1941 года перевернул жизнь целого народа и каждого отдельно. Опасаясь предательства со стороны русских немцев, советское правительство начинает депортацию людей немецкой национальности.

«На сбор нам дали лишь 24 часа. Разрешили взять только самое необходимое,- рассказывала Шрейдар Екатерина Генриховна,- Подошли грузовые машины, и мы стали загружаться. Довезли до станции, а позже посадили в вагоны. Иногда, когда были остановки, нам разрешалось выходить, но только под конвоем».

«Везли нас в «телятниках», на полу была лишь солома. Продуктов нам не выдавали, хотя ходили слухи о том, что нам положено было питание»,- с болью вспоминала Миллер Эрна Андреевна.

Из воспоминаний Гутшмидт Георга: «25 сентября мы прибыли в город Ишим. Выпал снег по колено, а мы были в летней одежде. Из Ишима на подводках нас развезли по разным деревням». Так немцы попали и в село Новолокти.

Вспоминает Лауфер Фридия Андреевна: «Когда приехали в село Новолокти нас поселили на пимокатне (8 семей сразу)».

«Местные жители встретили нас насторожено, воспринимали как фашистов,- отмечает Екатерина Генриховна,- Но некоторые люди делились последним куском хлеба, а другие гнали палками прочь, и натравляли собак».

Желание жить, сознание того, что на руках малые дети, надежды на возвращение - все это помогло выжить.

В 1942 году - новое испытание. Все мужчины в возрасте от 17 до 50 лет были охвачены трудовой армией, а позднее последовала и мобилизация женщин от 16 до 45 лет в трудовую армию. И только в 1946 году трудармия ликвидируется, но депортированные немцы остаются на спецпоселении до 1955 года. Немцы получали справки, которые ограничивали выезд с места поселения. Республика немцев Поволжья так и не появилась на карте. Таким образом, мы выяснили, как появились немцы в селе Новолокти.

Работая над темой, мы особое внимание обратили на культуру немцев Поволжья, исследовали традиции, народные и религиозные праздники: освещение церкви, праздник забоя скота, свадьбу и похоронный ритуал, так как все немецкие семьи были депортированы оттуда. Общаясь с немцами, проживающими в селе, познакомились с интерьером немецкого жилища, особенностями одежды, национальной кухни.

Нам хотелось выяснить, что сохранили немецкие семьи села Новолокти из национальных традиций. К сожалению, многие молодые семьи, как мы выяснили из бесед, интервью почти не знают немецкий язык, не поддерживают своих национальных традиций. Однако немцы-старожилы, приехавшие в Новолокти еще в годы войны, не забывают свои традиции и сейчас. Они сохранили особенности национальной кухни: готовят эбелькуге (яблочные пироги), шницоп, тумпри и многие другие блюда .

Не забывают и немецкий язык. Я отчетливо вспоминаю свою прабабушку, которая любила включать магнитофон с немецкими песнями и подпевать за диктором.

Также некоторые старожилы сохранили национальную одежду: воротнички, фартуки, платья, брюки и многие другие вещи.

В семье Лауфер свято хранят привезенную с Поволжья утварь.

Из бесед со старожилами и родственниками, бабушками мы узнали, что совместное проживание в большой семье имело для каждого переселенца большое материальное и моральное значение. Чётко прослеживалось разделение труда между мужчиной и женщиной. Хозяин дома занимался земледелием и разведением скота, а женщина управлялась по дому, следила за детьми, кухней, садом, погребом. Одной из особенностей немецкой семьи является большое количество детей - от 4 до 12. По рассказам местных жителей в некоторых семьях могло и быть более 13 детей. Немцы-переселенцы отмечали знаменательные события традиционными обрядами, отмечались также домашние, народные и церковные праздники. Особо почитаемыми считались: рождение и крещение ребёнка, Рождество Христово, Новый год, Крещение, канун Великого поста, Пасха и Троица.

Бабушка, мать и тётки заботились о "духовной сфере" ребёнка. Они пряли пряжу и между делом рассказывали детям сказки, поговорки, пословицы, басни и предания, которые переходили потом из уст в уста. Они также внушали детям суть десяти библейских заповедей. Бабушки учили своих внуков и внучат петь народные песни и прививали им любовь к народной музыке.

Большую роль в жизни немцев играли одежда, дом и утварь.

Интерьер немецкого жилища значительно отличался в зависимости от степени достатка семьи. В бедняцком доме набор предметной среды был очень ограничен. В зажиточных семьях быт был насыщен дорогими вещами.

Назначение помещения также оказывало значительное влияние на его интерьер.

До сих пор сени используются для хранения продуктов, орудий труда, утвари. Интерьер кухни дополнялся шкафчиками и полками с посудой, умывальником. Интерьер детской комнаты отличался от убранства спальни родителей. Помещения обставлялись с максимальным комфортом.

Центральное место в интерьере кухни занимала печь.

Стены и потолки внутренних помещений штукатурились и белились.

Поверхность стен расписывалась орнаментом. Занавески обязательно крахмалились.

Мебель украшалась резьбой или росписью. Из мебели могли быть диваны, столы, кровати, детские колыбели, шкафы, табуреты, комоды и др. вещи, но, как сказано ранее, интерьер в бедном доме был более ограничен, чем в богатом, зато практически в каждой семье был сундук для хранения одежды.

Необходимо отметить главное значение мебели в жизни немецкой семьи. Например, кровать, гардероб и сундук являлись обязательным составляющим приданого невесты.

Интерьер жилых помещений был наполнен предметами женского рукоделия. Стены могли украшаться коврами, а постельное бельё вышивкой и кружевом. Особое внимание уделялось убранству детских кроваток и колыбелей. Колыбели передавались из поколения в поколение. И в наше время существует такая традиция передачи старинных вещей от старшего поколения к младшему. Например, в нашем доме сохранилась детская кроватка, которая была передана нам по наследству. Она была сделана моим прадедом задолго до моего рождения. В ней выросло большое количество моих родственников, в том числе и я.

К утвари относятся предметы, используемые в домашнем хозяйстве, но не являющиеся орудиями труда. Утварь немцев весьма разнообразна. Прежде всего, это емкости для перевозки и хранения воды.

Для приготовления теста использовались специальные корыта, которые накрывались сверху деревянными решетками. Тесто замешивали деревянными лопатками, раскатывали скалками разнообразных форм и размеров.

Из воспоминаний родственников, я узнала, что для приготовления пищи применялись котлы и чугуны. В котлах варили супы, кипятили воду, вытапливали жир. В чугунках в основном варили картофель, тыкву, каши и так далее. Была и керамическая посуда: кувшины, крынки, корчаги, горшки, которую они приобретали у местного населения. Эти предметы использовались для хранения жидких и сыпучих продуктов.

Зато производство плетеной утвари было распространено очень широко. Короба разных размеров применялись для хранения зерна, табака, кореньев и трав. Корзины использовались для сбора и переноски овощей, ягод и грибов.

Из изученной литературы мы выяснили, что из всех компонентов материальной культуры немцев одежда имеет наименьшую степень сохранности.

Повседневную одежду чаще всего шили в домашних условиях, используя покупные ткани.

Ткани предпочитали темных тонов: черный, коричневый, болотный, в крупную клетку или полоску. Повседневную одежду часто шили вручную.

В домашней обстановке немецкие женщины очень редко носили платья, а в основном - блузы и юбки. Юбки имели длину до щиколотки, выкраивались из прямых полотнищ, собиравшихся по линии талии. К юбке пришивался широкий пояс. Верхняя юбка шилась более длинная, чем нижняя. Ее подол мог украшаться кружевом или оборкой. Блузки шились "в талию", могли быть отрезными по линии талии, с баской. Воротник чаще всего шился стойкой. Такая одежда сохранилась у бабушек и сейчас.

Дома женщины носили фартуки. Обычно фартуки шили черного цвета, но для воскресных дней - белые. Нарядный фартук мог быть с грудкой, на лямках. По краю фартука пришивали оборку.

Основной верхней плечевой одеждой мужчин являлся черный или темный однобортный пиджак. Брюки шили из той же ткани, что и пиджак, умеренно широкими. Мужская одежда могла украшаться кружевом и вышивкой. Кружевом украшали все: белье, блузки, платья, юбки, чепчики, фартуки. Детям вязали большие кружевные воротники. Маленьких мальчиков (до 3 лет) одевали так же, как и девочек - в платья и чепчики, а более старшим шили рубашечки и штаны на лямках, которые скрещивались на спине, а спереди пристегивались на пуговицах. Мужчины носили фуражки и картузы.

Вышивкой украшали в основном праздничную одежду. Вышивали обычно воротники, манжеты или узор на груди. Основные сюжеты вышивки - цветы, птицы, изречения, монограммы. Цвета использовались яркие, сочные, контрастные или в другом варианте - вышивали белыми нитками на белой ткани. Праздничная одежда украшалась также множеством оборочек.

Замужние женщины носили на голове платок обязательно, это было их отличительной чертой с тех пор, как им повязывали платок на свадьбе. Девушки платков не носили, и вообще одевались ярче, с украшениями - бусами, брошками.

Постоянное участие в воскресной службе было неотъемлемой частью ритма семейной жизни российских немцев.

Больше всего меня заинтересовал свадебный обряд. По словам моей прабабушки, Миллер Амалии Карловны, большое значение придавали свадебному венку, т. к. свадебный венок является символом чистоты. Цветы для венка делали из воска или парафина, крепили на проволочный каркас. Венки эти были очень большие: высокие как корона, и по бокам цветы спускались на плечи. К венку крепилась белая фата. Цветочная розетка у жениха также была крупной, а ленты были такими длинными, что волочились по земле. После свадьбы весь комплект украшений оставался обязательно у хозяйки и хранился в течение всей жизни.

«Сватать ходили чаще всего в полночь, - рассказывает прабабушка, - Сваха или сват стучали в дверь невесты и будили весь дом. Отец невесты приглашал пришедших к столу. Те осторожно заводили с ним разговор и намёками объясняли причину столь позднего визита. Хозяин обращал внимание на принесённое гостями вино. Тут к столу приглашалась хозяйка дома и невеста. Жених подавал родителям своей любимой руку.

Невеста давала жениху в подарок платочек и обещала жениху сшить к свадьбе рубашку.

Это решение участники торжества должны были на следующий день, или лучше всего в субботу, обнародовать.

Жених носил в период между помолвкой и свадьбой петушиное перо на кепке».

После удачного сватовства начинались приготовления к свадьбе. Обычно свадьбы обычно праздновались весной.

Сама свадьба начиналась в середине недели. В последний перед свадьбой воскресный день молодые обходили своих неженатых друзей и родственников и приглашали их.

Остальных гостей приглашали особые зазывалы, обычно – крёстные молодых, если им это позволял их возраст. Самое первое приглашение получала сама невеста и её родители. Приглашение произносилось в стихотворной форме.

Дружки и подружки молодых обязаны были собрать для свадьбы стулья, столы и посуду. Эти приготовления заканчивались небольшим застольем – как бы разминкой перед свадьбой.

После выкупа невесту благословляли в новую жизнь. Затем гости шли к дому жениха в следующем порядке: первыми – зазывалы с украшенной тростью, музыканты, невеста с дружками, жених с крёстными, гости, родители, процессию замыкали стрельцы, которые палили дорогой из ружей.

В доме жениха всем оказывался радушный приём. Потом все шли к церкви под музыку и звон колоколов. Венчание происходило по определённому ритуалу.

На обратном пути первым шёл жених. Это был знак его будущей ведущей роли в семье. В доме все садились за столы. По обычаю, трапеза происходила в отсутствие жениха, и невеста, поэтому отказывалась от еды. После первого блюда жених уводил невесту от дружек в другую комнату, где молодым был накрыт отдельный стол.

Между тем, готовилась комната для танцев. Молодые шли туда в сопровождении зазывал и принимали от гостей подарки. Бал открывали молодые отдельным танцем. После этого ритуала гуляли и танцевали все до полуночи. В полночь «оттанцовывался» полькой свадебный венок.

Сам день свадьбы принадлежал молодёжи. Старики старались уйти на задний план. Они сидели в других комнатках, пели народные песни, рассказывали анекдоты, спорили о политике. Бытовал ещё один обычай: перед ужином пожилые шли погулять или прокатиться на санях.

Следующий же день принадлежал им: танцы, песни и шумное застолье, как на праздничном карнавале.

Существовал у немцев и особый ритуал – похороны .

Но поколения меняются, меняется время, в котором мы живем, и уже мало кто знает и помнит, из молодых немцев, свою культуру и обычаи.

Таким образом, немцы в России почти потеряли, в большинстве своем, родной язык, национальные традиции и обычаи, степень их ассимиляции в окружающую русскоязыческую среду достигла очень высокого уровня. Всё это, наряду с продолжающейся эмиграцией в Германию, позволяет сделать неутешительный вывод о том, что не в столь отдаленной перспективе немцы как своеобразная этническая группа может исчезнуть вообще. Хотя создаются в стране организации, цель которых сохранить немецкую культуру для подрастающего поколения.

Немецкие поселения появились в России различными путями. Отношения России и Германии начинают отсчёт ещё со времён княгини Ольги. Внук Ольги – князь Владимир - продолжает дружеские отношения с Германией. Начиная с 10 века, немецкие купцы и воины оседали на Руси, зачастую принимали местную веру и обзаводились хозяйством, из-за чего обрусевали. В следующем столетии в России стали строиться немецкие церкви. В 12-13 в. немцы появлялись в Москве. Со временем их становилось всё больше и больше; многие оставались в Москве на короткий срок, но есть и такие, кто вместе с семьями жил здесь на протяжении нескольких столетий. В 1643 году там проживало уже 400 семей. Очень много немцев прибывало в Россию при Петре 1, благодаря изданию в 1702 году манифеста Петра 1, пригласившего в Россию, прежде всего военных специалистов, а также торговцев и ремесленников. Эти реформы обещали прибывшим хорошую жизнь. Реформы Петра 1 резко увеличили количество прибывших в Россию иностранцев, прежде всего из германских государств. Особые надежды Русский царь возлагал на немцев в деле внутреннего переустройства державы. В 16-17 в. Немцы достаточно часто поступали на русскую службу. К началу 18 в. возникло целое немецкое поселение - Немецкая слобода.

Так же количество немцев увеличилось с правлением Анны Иоанновны. 4 июля 1738 г. она издает указ о приглашении в Россию немцев на жительство.

В царствование Елизаветы Петровны был подготовлен проект манифеста, в котором определялись привилегии для приглашаемых иностранцев.

В 18 веке по приглашению Екатерины 2 произошло поселение немецких крестьян на свободные земли Поволжья и Украины.

Вызвано это было, с одной стороны, нуждами государства, необходимо было заселять, осваивать и закреплять за царской короной окраинные земли России в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе и в Южной России. Процесс же внутреннего расселения в то время в России сдерживался господством сковавшего массу населения крепостного права. С другой стороны, густо населенная и раздробленная Европа не могла предоставлять возможности для приложения сил и сколачивания состояния всем желающим. Многие покидали её в поисках счастья, отправлялись в Новый Свет. Для других же, Новым Светом стала Россия, где как раз были и незаселенные пространства, и скрытые пространства, и богатства, и нуждающийся в просвещении народ. Уже через несколько месяцев после вступления на престол, осенью 1762 года, Екатерина 2 указала Сенату:

«Так как в России много непоселенных мест, а многие иностранные просят позволения поселиться, принимать их в Россию без дальнего доклада. »

Начало колонизации немцами Поволжья было положено 4 декабря 1762 г. , когда был обнародован на 5 языках манифест императрицы Екатерины 2 «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселятся в которых губерниях они пожелают и о свободном возвращении в своё отечество русских людей, бежавших за границу», которым призывались из Европы все желающие поселяться в «наивыгоднейших к поселению и обитанию рода человеческого полезнейших местах империи, до сего праздно остающихся».

Несколько позднее, 22 июля 1763 года, был обнародован ещё один манифест Екатерины 2, явившийся по сути дела более подробной редакцией манифеста от 4 декабря 1762 года. Царский манифест от 22 июля предлагал иностранцам поселяться во всех губерниях Российской Империи. В Реестре свободных и удобных к заселению земель, который дополнял этот указ, конкретно указывались земли в Тобольской, Астраханской, Оренбургской и Белгородской губерниях. В конце концов, остановились на Саратове - «знатном городе Астраханской губернии», известном центре соляного и рыбного промыслов и волжской торговли. В 1762 и 1763 гг. русским дипломатам дано задание распространить манифест как можно шире по миру. 1764 году - поток был ещё не велик. 1765 году – приток увеличился. 1766г. - поток превзошел ожидания.

В приложении к манифесту от 19 марта 1764 года был издан Колониальный устав. В нем указывалось количество колоний, которые необходимо было создать, и оговаривались размеры индивидуальных наделов. Поселенцы получали землю не в личное пользование, как им ранее было обещано, а в наследственную аренду. Позже заключались еще и особые договоренности.

Внук Екатерины II, император Александр I, продолжил своим манифестом от 20 февраля 1804 года колониальную политику своей бабушки. Он усилил акцент на качественные факторы. При вербовке колонистов должно было больше внимания уделяться их профессиональной квалификации.

Колонистам также была обещана свобода передвижения и свободный выбор места жительства. Это обещание впоследствии не исполнялось. Большинство колонистов не обратило внимание на содержащееся в манифесте условие: каждый иностранец, отметившийся в одном из приграничных городов или в попечительской канцелярии, должен поклясться в верности новому государству.

4 июля 1871 г. указ Александра 2 отменил все привилегии колонистов, имевшиеся у них со времен Екатерины 2.

1 января 1874 г. - введена в России вместо рекрутского набора всеобщая воинская повинность. Бывшие колонисты в соответствии с этим манифестом подлежали призыву на военную службу.

После первых, с трудом достигнутых успехов в колониальном хозяйстве Поволжских районов в течение 19 века произошли дальнейшие изменения.

Их базой стала обработка колонистами огромных площадей земли. До начала первой мировой войны эта площадь возросла. В колониях отмечался постоянный рост населения.

Все колонии отличались аграрными системами. Эти системы задерживали хозяйственное развитие.

В земледелии во второй половине 19 века наблюдался прогресс. Начал распространяться метод семиполья. Появились новые машины и оборудование.

Колонисты всё энергичнее вовлекались в межрегиональную торговлю. Большое значение для развития колоний имело также строительство новых железных дорог.

Со второй половины 19 века индустрия и ремесленничество играли всё большее значение в хозяйственном развитии колоний.

Эти успехи обусловлены многими причинами. Наряду с привилегиями и свободами, которые были дарованы колонистам, немаловажными оказались и привезенные с родины знания и умения, которые передавались от поколения к поколению.

Несмотря на позитивные хозяйственные успехи, с середины 19 века в колониях начали развиваться признаки кризиса.

С середины 19 века в российском обществе растёт критика колониальной политики.

Начиная с 70-х годов рациональный аспект дискуссий начал вытесняться ультранационалистическими тенденциями, приведшими, особенно в западных приграничных районах, к агрессивной политике русификации немецкого населения. Это явление приняло ещё более негативный оборот в связи с образованием в 1871 году Германской империи и её внешней политикой.

Камнем преткновения в "немецком вопросе" стала земля.

В 1885–1886 гг. германское правительство издало указ о высылке из страны российских подданных. Для российского правительства это послужило поводом к принятию "Закона об иностранцах". Этот закон повлёк за собой массовую эмиграцию немцев Волыни.

Разразившаяся первая мировая война обострила направленную против российских немцев политику.

Российские немцы-солдаты были отозваны с немецкого фронта и направлены на турецкий фронт. Вступивший в 1915 году в силу "закон о ликвидации" спровоцировал ещё более ожесточённую травлю немецких колонистов, что привело к немецким погромам. Усилившийся во время войны панславизм и русский шовинизм поставил дальнейшее существование немецких колоний в России под вопрос. Исполнение закона от 2 января 1917 года о роспуске немецких колоний и депортации немецкого населения было остановлено Февральской революцией.

После Февральской буржуазной революции 1917 года с падением царского режима и изменением исторических условий у российских немцев появились новые надежды. Но после захвата власти большевиками в 1917 году все сложилось по-иному.

Намерения большевиков о построении нового социалистического общества стали ясны с выходом декретов о мире и о земле, декларации прав граждан России и декретом о свободе совести и вероисповедания. Первые годы прошли под знаком внутренней борьбы за власть, негативные последствия которой не замедлили сказаться и на российских немцах. С конца Гражданской войны до конца 20-х годов период возникновения и развития политической формы национальной автономии у поволжских немцев. Те процессы, которые происходили в стране, коснулись и немцев Поволжья.

22 июня 1941 года страшную весть услышали и немцы Поволжья - началась Великая Отечественная война.

С нападением немецких войск на Советский Союз российские немцы оказались между фронтами двух тоталитарных систем. Им предстояло выдержать тяжелейшее испытание в истории своего существования в качестве национального меньшинства, которое стоило им больших жертв.

Война гитлеровской Германии против Советского Союза стала для Сталина поводом для окончательного решения судьбы немецкого меньшинства.

Эвакуация немцев из районов наступления фашистов и их депортация в отдаленные места страны были первой реакцией Советского Союза на неожиданное нападение гитлеровской Германии.

Принимая во внимание собственную довоенную политику усиленных репрессий против национальных меньшинств в Крыму, Советское правительство опасалось, что они, особенно российские немцы, будут сотрудничать с немецкими оккупационными властями. Эти опасения подтверждались соответственными примерами сотрудничества немцев в других захваченных Германией странах. В этом смысле реакцию Советской власти, ответившей депортацией российских немцев и других национальных меньшинств, можно понять, но нельзя оправдать ни в историческом, ни в политическом, ни в человеческом плане.

В Поволжье основой для проведенной с 3 по 20 сентября депортации людей немецкой национальности стал "Указ Президиума Верховного Совета СССР о переселении немцев, проживающих в районах Поволжья" от 28 августа 1941 года. Отрывки из Постановления Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. о массовой депортации немцев:

«По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, заселенных немцами Поволжья.

Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы с тем, чтобы переселяемые были наделены землей и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах.

Для расселения выделены изобилующие пахотной землей районы Новосибирской и Омской областей, Алтайского края, Казахской ССР и другие соседние местности».

Указ от 28 августа 1941 года имел последствием лишение российских немцев всех юридических прав и распыление их по территории Советского Союза. Функционеры из российских немцев были арестованы и частично ликвидированы.

Все немецкое население было зарегистрировано, имущество было ликвидировано. АССР Немцев Поволжья прекратила свое существование.

Была разработана подробная инструкция по проведению депортации, согласно которой выселяемым разрешалось брать с собой только личные вещи, мелкий хозяйственный инвентарь и продукты израсчета на 20 дней пути. К местам поселения депортируемых отправляли в эшелонах пожелезной дороге либо водным транспортом. В пути следования их сопровождали сотрудники НКВД, красноармейцы. В каждом вагоне, оборудованном для перевозки людей, планировалось разместить 40 человек. Впути следования немцы должны были получать бесплатно два раза в сутки горячую пищу и 500 граммов хлеба на человека. Казалось бы, всё учитывалось: и количество вагонов, и питание, и медицинское обслуживание в пути следования. Но, несмотря на достаточно подробные инструкции, в реальной жизни выполнить их было трудно, а зачастую и невозможно, так как в глубь страны в условиях военного времени шла эвакуация миллионов людей, сотен заводов и предприятий.

Как участники депортации восприняли ее, ясно видно из их свидетельств.

Вспоминает Гутшмидт Георг:

«Я и моя мама, брат Хайнрих и сестра Амалия должны были за 24 часа покинуть село Штефан. Наше село находилось в 5 км от Волги. По Волге нас переправили в город Камышин. Там нас распределили по скотским вагонам и отправили в Сибирь».

Так эти люди, которые были обвинены в шпионаже и диверсиях, отправились в путь, который длился около месяца, и только в сентябре они прибыли в Ишим. Сибирь их встретила холодом и грязью.

По воспоминаниям Гутшмидт Георга: «25 сентября мы прибыли в город Ишим. Выпал снег по колено, а мы были в летней одежде. Из Ишима на подводках нас развезли по разным деревням. Мы попали в село Новотравное».

Местные власти были не готовы принять такое количество людей. Всех прибывших размещали на подселение, хотя руководством страны предусматривалось наделение немцев землей, но ничего подобного не происходило.

Вспоминает Лауфер Фридия Андреевна: «Когда приехали в село Н-Локти, нас поселили на пимокатне ( 8 семей сразу)».

Местные жители принимали их настороженно. Решающую роль в выборе такой реакции сыграла их национальность. Они воспринимали их как фашистов, и мало кто знал, что немцы проживали на территории страны с конца 18 века. Но было немало случаев, когда местные оказывали им помощь.

Шло время, люди обживались. Немецкий народ отличается необычайным трудолюбием, аккуратностью, наверное, именно это помогло им выжить.

«Всё что сумели запасти в дорогу, съели за время долгого пути. На сжатых полях я собирал колоски. Перекапывал огороды, чтобы найти оставшуюся в земле картошку. Одежду, которую мы привезли с собой, мы выменяли на картошку у местного населения. Этого было очень мало, и я часто ходил просить милостыню. Некоторые люди делились последним куском хлеба, а другие гнали палками прочь, и натравляли собак». (Из воспоминаний Гутшмидт Георга).

Желание жить, сознание того, что на руках малые дети, надежды на возвращение - все это помогло выжить. Многие немцы не спешили обустраиваться на новых местах, они считали, что после войны смогут вернуться на прежнее место жительства».

«Я была самая младшая, когда приехали сюда. Жили мы плохо. Не умели говорить по-русски». (По воспоминаниям Шрейдар Екатерины Генриховны).

В 1942 году руководство страны уготовило им новое испытание, было принято решение о мобилизации немцев в рабочие колонны для использования их на предприятиях и стройках НКВД СССР.

После прибытия в районы поселения депортированные попали под контроль "Главного управления спецпоселенцами" НКВД. Как правило, эти поселения прибывшим нужно было сначала построить, но частично их распределяли и среди местного населения. Трудная дорога, постоянное надоедание, нищенские условия существования и тяжелая работа, а также психологический террор привели к смерти тысяч депортированных. Точная цифра неизвестна. Выживших ожидали новые испытания.

В январе 1942 года семьи российских немцев были окончательно разорваны. Согласно приказу Государственного Комитета Обороны СССР от 10 января 1942 года все мужчины в возрасте от 17 до 50 лет были охвачены так называемой трудовой армией. В октябре возрастные рамки были расширены от 15 до 55 лет. Затем последовала и мобилизация женщин от 16 до 45 лет в трудовую армию, если у них не было детей младше 3 лет.

По воспоминаниям Шрейдар Екатерины Генриховны: «В трудовую армию сначала забирали мужчин, а позже стали забирать и женщин».

Основой для создания трудовых армий был приказ Сталина от 8 сентября 1941 года. Согласно ему все красноармейцы немецкой национальности должны были быть охвачены в специальные рабочие батальоны или колонны для использования в тылу.

В соответствии с ним все мобилизованные должны были быть подчинены нормам жизни и труда советских исправительно-трудовых лагерей в печально знаменитом ГУЛАГе. Они жили по суровым законам специального режима, организованные по военному образцу и абсолютно бесправные и работали на восстановлении эвакуированной промышленности, в шахтах, на строительстве дорог и железных дорог, а также в сельском и лесном хозяйстве. Трудармейцев, в основном, селили в бараках или землянках за колючей проволокой, которые охранялись со сторожевых вышек.

Свидетели сообщают в своих воспоминаниях о депортации из родных поселений, об ужасных условиях труда трудармейцев, о немыслимых страданиях и нищете, в которой оказались семьи российских немцев. Для всех их это время до сих пор осталось кошмарным воспоминанием.

Несмотря на нечеловеческие условия жизни и работы, они достигали выдающихся трудовых успехов.

С 1946г. трудармия ликвидируется, но депортированные немцы остаются на спецпоселении до 1955г, а вот спецпоселения существовали все 15 лет.

С окончанием второй мировой войны ситуация российских немцев не изменилась. Надежды на нормализацию и возвращение к "старой" жизни не оправдались. Ещё 10 лет после окончания войны до 1955 года российские немцы жили под комендатурой.

С окончанием войны в 1945 году спецпоселения и рабочие лагеря, в которых находилось четверть миллиона депортированных, были еще более "усилены".

В 1955 году комендатура была отменена. Верховный Совет СССР 13 декабря 1955 года издал декрет "О снятии ограничений в правовом положении немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении".

После поездки канцлера ФРГ Аденауэра в Москву и восстановления дипломатических отношений между Москвой и Бонном жизнь российских немцев стала немного легче.

Высланные из прежних мест проживания в европейской части страны российские немцы жили после депортации и принудительных работ в трудовых лагерях, разбросанных на огромных территориях Азии, от Урала до Берингова моря.

С отменой комендатуры многие российские немцы переезжают в другие места, многие остаются в местах поселения.

Условия их жизни и работы, а таким образом, и социальная структура в послевоенное время существенно отличаются от жизни до депортации. Раньше они, в основном, были крестьянами, сейчас они работают во многих других отраслях экономики (например, в угледобывающей промышленности, на строительстве железных и шоссейных дорог, в лесном хозяйстве, на строительстве заводов и поднятии целины).

Официально ситуация российских немцев замалчивалась.

До депортации и сразу после нее сельское хозяйство было важнейшим занятием российских немцев.

Российские немцы были вынуждены работать в других отраслях производства.

Прежние крестьяне стали рабочими, часто без специальной профессиональной подготовки, подученные на производстве и плохо оплачиваемые.

После отмены комендатуры и появившейся возможностью выбора места жительства российские немцы легко находили работу, особенно на целине и на больших промышленных стройках.

Национальный обряд.

Существовал у немцев и особый ритуал – похороны.

В погребальной одежде преобладают черные, темные тона. Если человек умирал неожиданно, то его могли похоронить в обычном костюме, но чаще всего погребальную одежду припасали заранее, особенно старики. Однако если умирает молодая девушка или неженатый юноша, их одевают в свадебный костюм.

Старики доживали до 60–70 лет. Если кто-либо чувствовал, что жизненные силы покидают его, то около его кровати ставился столик, накрытый белой скатертью, на него клали Библию или псалтырь, зажигали две свечи.

При умирающем справляли вечернюю мессу. В последнюю минуту рядом должны были, по возможности, находиться все родственники и сказать своё последнее "прости". Все молились и плакали.

Умершего клали на возвышение, зажигали восковые свечи, у изголовья ставили святую воду. Родственники молились на коленях за упокой души усопшего.

Похороны проводили на третий день после кончины. Во время похорон служили панихиду.

Панихиду служили также на седьмой и тридцатый день.

После похорон проводилось траурное застолье. В нём участвовали родственники и могильщики.

На могилу ставились деревянные или железные кресты.

Особый праздник – освящение церкви.

Этот праздник можно бы было назвать также праздником урожая. Он проходил осенью. Определённой даты для него не было. Приготовления начинались уже за две недели до торжества. Варили, жарили, парили, делали генеральную уборку во дворе и в доме. Одновременно покупали зимнюю одежду, обувь и утварь.

К этому времени пастухи сгоняли в деревню скот с выпасов и получали расчёт деньгами или натурой.

В назначенное воскресенье начинался праздник воскресной борозды. Два дня гуляли – танцевали, пили вино.

А праздник забоя скота был своеобразным апогеем деревенской жизни. С его началом заканчивалось полуголодное существование. В ноябре кололи свиней, бычков, овец. Школы в это время распускали детей на каникулы.

Сельчане топили сало, готовили буженину, коптили окорока. Копчение и засолка были основными способами консервирования продуктов.

Национальные блюда.

Эбелькуге (яблочные пироги)

Готовится дрожжевое тесто на пироги. После вымешивания, тесто выкладывается на стол, чтобы некоторое время полежало. Свежие яблоки должны быть нарезаны и опущены в сахарный сироп. Когда тесто будет готово, нужно раскатать его прямоугольником на листе. Яблоки положить на тесто, и залить все сладкой помадкой. После выпечки подать на стол. Приятного аппетита!

Ревелькух со штрейзелем.

Ривелькух - пирог с вареньем из ревеня. Штрейзель - особая посыпка, которая является и украшением, и наполнителем, и смыслом этого пирога. Тесто - традиционное дрожжевое, может, чуть побольше сахара, можно и цедры добавить лимона или апельсина - как фантазия подскажет.

Готовят штрейзель так: на 1 стакан муки 1 стакан сахара + 150-200 грамм сливочного масла. Сначала порубить ножом в муке, потом размять руками до образования крупных крошек. Затем тесто выложить на противень с бортиками по краям. Середину смазать любым вареньем, лучше с кислинкой, и сверху засыпать штрейзелем. Выпечь при температуре 200 градусов. Чай с таким пирогом лучше пить несладкий. Приятного аппетита!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)