Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Необходимость экологического образования для жителей города покачи

Борисова К. «Не храним, что имеем, Не щадим, не жалеем!»

Мы живем в огромном мире, которому сейчас грозит экологическая катастрофа.

В чем заключается эта катастрофа? И что мы об этом знаем? И Что такое экология?

В последнее время слово «экология» стало необычайно популярным. Как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис». Экология как наука появилась ещё в конце 19-го века, но только в конце прошлого (20-го) обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

И так — экология, экологическое мышление, экологическое воспитание, экологическое мировоззрение, природопользование— что стоит за этими словами? И почему у нас в школе нет предмета экологии? Ведь стереотипное мышление подсказывает: если в школе нет, значит это не важно, не нужно. А может наоборот— архиважное, но совершенно секретное? Может кому-то выгодно держать народ в неведении.

Остается удивляться порой тем фактам экологических катастроф, как глобального, так и локального уровня, которые происходят как из-за человеческой беспечности, так и равнодушия, порожденного безнаказанностью чиновников.

Примером этому служит история уничтожения сатыгинского кедрача.

О сатыгинском кедраче некогда наслышан был весь север. Могучие раскидистые деревья, которым перевалило за 300 лет, давали хороший урожай шишек. Говорят, их даже сбивать не надо было, кедры сами сбрасывали с себя плоды и щедро делились с человеком своими дарами. А сколько здесь было ягод, сколько водилась разного лесного зверя, которым сатыгинский кедрач давал и кров, и пропитание.

Местные жители славились отличным здоровьем, много здесь было долгожителей, и все это благодаря батюшке-кедру. Из душистой хвои готовили целебные отвары, живица затягивала любые раны, а из спелых орехов получилось вкусное масло и мука, из которых хозяйки стряпали лепешки, варили кедровую кашу. К сожалению, обо всем этом приходится говорить в прошедшем времени.

Нет сейчас знаменитого сатыгинского кедрача, из-за людской халатности он три года назад сгорел. Приехавшие сюда охотники из Урая уток пострелять (их в ту весну много было), подожгли сухостой, чтобы утки в траву не садились. Ветер дул сильный, западный. Огонь перекинулся на кедрач.

Деревья стонали, как дети малые, лохмотья от кедров по всей деревне летели. Вертолетчики прилетели, когда уже поздно было. И сообщить-то о пожаре местные жители не могли, отключили у них рацию из-за экономии.

«Надо же, на копейках экономят, а миллионы терять не жалко» - говорили потом местные жители.

Стабильно, из года в год, полыхают пожары по всему миру. Горят леса, саванны. И только космонавты видят эту ужасающую картину целиком.

А вот пример ужасающей экологической катастрофы в Алтайском крае, не афишируемой, скрываемой от глаз общественности.

На районы алтайских сёл Плоского и Новоалейского на протяжении 40 лет падают ступени ракет-носителей при их запуске с Байконура. Падение ракет-носителей становится причиной лесных и степных пожаров, угрожает жизни людей и животных. Но главная опасность, которую несет поток искусственных метеоров - остатки гептила, основного компонента топлива ракет типа «Протон».

Гептил относится к токсикантам первого класса опасности. Вдыхание его паров вызывает сильный кашель и удушье, попадание на кожу - ожоги, в организм - судороги. Гептил вызывает мутации и онкологические заболевания, накапливается в почве, поражает домашний скот. Люди боятся купаться в реках: после этого кожа может покрыться волдырями, как от ожога. Рыбы стало меньше, как и птиц. Жители Плоского говорят, что даже крысы сбежали из села. Среди рождаемых детей нет здоровых. Местные жители, зная как опасны эти обломки (лёгкий и прочный титан), всё равно используют их в хозяйстве.

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и Министерство обороны - должны оперативно вывозить упавший космический металл, но не делают этого, как и многого другого. Раньше ещё напоминали о мерах предосторожности: не выходить на улицу самим и не выпускать детей, не оставлять открытыми колодцы, не развешивать бельё. «Будьте бдительны. Следите за самочувствием», а за каждый запуск платили по 9 рублей. Потом платить перестали и теперь ограничиваются кратким сообщением о запуске. Люди и так знают — последствия будут в любом случае. Было время - народ подался в другие края. И умерли все через год-два. Остальные убеждены, что им уезжать нельзя.

Такое преступление не только против природы, но и против своего народа.

Порой неразумные поступки человека наносят невосполнимый ущерб не только природе, но и здоровью людей, ставят под угрозу существование человека, как вида.

Сложилось стереотипное мнение, что период после второй мировой войны - период непрерывного экономического и социального прогресса. Действительно, многие оценки рассматриваемого периода развития общества впечатляют. Производство зерна непрерывно нарастало в результате так называемой зеленой революции. За этот же период быстро росла выработка электроэнергии. Эти послевоенные годы были годами впечатляющих достижений: человек овладел ядерной энергией, вышел в космос, стал использовать спутниковую информацию, продвинулся в области создания новых материалов, добился огромных успехов в генной инженерии, избавил мир от многих болезней, усовершенствовал вычислительную технику и информационные технологии. Результатом всех этих достижений стал взрывной рост населения.

Сегодня на Земле живет более 6 млрд. человек. Ежегодный прирост населения составляет 100 млн. человек. В настоящее время на каждого человека добывают и выращивают около 20 т сырья, при этом выбрасывается 98% используемого природного вещества и потребляется из него не более 2%. Ясно, что это не лучшая стратегия развития человечества.

Прокормится ли человечество в ближайшие 20-30 лет?

Уже сегодня четверти из 6 миллиардов хронически недостает еды. Чтобы прокормить разрастающееся человечество, полей и пастбищ к середине XXI века уже не хватит. Выход один - резко увеличить отдачу имеющихся площадей. Справиться с этой задачей взялась генная инженерия.

Начали китайцы в 1992 году. С тех пор в лабораториях мира подверглись генетической модификации и уже подготовлены к промышленному выращиванию десятки разных сельскохозяйственных культур. Сами того не зная, мы давно являемся потребителями изделий из генетически модифицированных растений.

Мы носим рубашки, белье и джинсы из трансгенного хлопка. И едим продукты, многие из которых, вполне вероятно, произведены с использованием ГМ - томатов. Основу большинства модных нынче биодобавок составляет генетически модифицированная соя. Она же входит в состав таких популярных продуктов, как конфеты, шоколад, кондитерские изделия, соевые вермишель, сыр и мясо и, разумеется, соевый соус. ГМ -кукуруза не только используется для приготовления попкорна и масла, но и идет на корм скоту и птице. А это значит, что мясо (говядина, свинина, курятина, индюшатина) и готовые мясные изделия и полуфабрикаты могут содержать достижения биоинженеринга. Картофельные чипсы, пюре или фри могут быть сделаны из трансгенного картофеля.

Кроме пищевой промышленности ГМ - организмы давно и успешно используют в фармацевтике. Речь идет о гормонах и белковых препаратах, производимых бактериями или дрожжами, в клетки которых вставлены человеческие гены. На трансгенных технологиях основаны целые отрасли современной фармацевтической промышленности, развитые в Европе и Америке.

В аптеках многих стран вы уже вряд ли найдете такие препараты, как инсулин или интерферон, изготовленные традиционным, не трансгенным способом.

Спасет ли мир генная инженерия или, по - другому, еда из пробирки? И не превратятся ли люди, поедая ее, в мутантов?

Нет на сегодняшний день однозначного ответа на этот вопрос. Ясно одно: ни один ГМ - продукт не должен попадать на прилавки без проверки и без пометки, что это генетически модифицированный продукт.

Люди имеют право быть вовремя предупрежденными! Миллион транзисторов не заменит куска хлеба голодному, миллиард телевизоров не спасет от жажды, триллион автомашин не даст глотка воздуха задыхающемуся. Умереть под горой технических побрякушек - удел лишь жадных глупцов. Результат бурного технического развития в итоге оказался скорее трагичным.

Существует еще один аспект, по поводу которого экологи бьют тревогу сегодня.

По их мнению, рост экономического развития компенсировался в сторону отрицательных величин ухудшением среды обитания человека и стремительной деградацией его самого.

Еще сравнительно недавно медицина четко проводила грань между двумя состояниями человека - здоровьем и болезнью. Сейчас в медицинской науке появился новый термин - «третье состояние», который относится к людям, пребывающим на грани между болезнью и здоровьем. В третьем состоянии, по данным социологов, пребывают до 60% жителей планеты.

«Наше здоровье, - справедливо отмечает российский ученый В. П. Рачков, - стало намного более хрупким, у человека нет больше той же сопротивляемости к боли, к усталости, к лишениям, что было в предыдущие периоды развития человечества. Человек не имеет такой же, что и раньше, терпимости по отношению к отсутствию пищи, изменениям температуры и т. д. У него понизилась сопротивляемость к внутренним и внешним агрессиям, он более чувствителен к инфекциям, страдает значительным снижением способностей чувствовать, осязать, обонять, видеть, слышать. Его одолевает бессонница, тоска, клаустрофобия. Короче говоря, у нас больше шансов выжить, мы живем дольше, но жизнь сегодня стала беднее, и мы не имеем той жизненной силы, что наши предки. Мы вынуждены бесконечно компенсировать новые недостатки искусственными средствами, и так до бесконечности».

По некоторым оценкам, в настоящее время около 50 % молодых матерей не в состоянии выкормить своих детей грудным молоком. Из этого факта напрашивается страшный вывод о возможности полной потери природного качества женщины выкармливать ребенка грудью и, может быть, даже о гибельных для человека последствиях.

Итак, homo sapiens, проживший на планете без существенных физических изменений 40-50 тысяч лет, стал стремительно видоизменяться и терять свои природно-функциональные былые качества. Во взаимодействии человека с природой связь становится двухсторонней: человек и среда формируют друг друга. Изменение состояния окружающей среды сказалось и на человеке непосредственно.

Загрязнение окружающей среды и Мирового океана достигло критической точки.

Вот вам ещё один пример: рыба считается диетическим продуктом, поэтому её в обязательном порядке готовят в столовых и больницах. Оказывается, она очень ценный продукт питания для всех категорий и возрастов. Как недавно выяснили офтальмологи, еда из рыбы укрепляет зрение.

Английские учёные обнаружили, что богатая рыбой диета борется с инфарктом и ожирением. Психиатры и диетологи говорят, что рыба защищает от депрессии. Американцы сделали сенсационное открытие : употребление в пищу рыбы в период беременности помогает родить умного ребёнка, так как кислота омега-3 определяет его умственные способности.

А результаты исследований других учёных пугают: рыба - продукт опасный, в ней и токсины, и яды, и паразиты. Учёные говорят, что из воды рыбы впитывают токсичные химикаты, которые накапливаются у человека в жировых тканях, находятся там десятилетиями и могут вызвать повреждение почек, умственную отсталость, рак. Рыба, которую едят женщины во время беременности, наносит серьёзный вред мозгу и нервной системе ребёнка.

Рыба «нафарширована» не только химикатами, но и паразитами. Главной причиной опасности рыбы специалисты считают плохое санитарное состояние водоёмов и экологии в целом.

Но что, тогда, правда?

Экологи, эпидемиологи и ветеринары утверждают, что рыба - источник белка, микроэлементов, витаминов, насыщенных жирных кислот. Но относиться к ней нужно осторожно и правильно выбирать.

Хочется привести пример, который демонстрирует, куда может нас завести наше непонимание законов, по которым развивается природа, как легко нарушить то хрупкое равновесие в среде сосуществования человека и животного мира. Ситуация, близкая к экологической катастрофе, сложилась в признанном рае экотуризма, на острове Кенгуру у берегов Австралии. Причиной его стали медведи - коала, объявленные исчезающим видом. Расплодившись на острове до невиданного количества, они объедают листья на деревьях, вызывая их массовую гибель. Коалы никогда не относились к коренным обитателям острова Кенгуру. Когда в двадцатых годах прошлого века они оказались на грани уничтожения, правительство страны завезло на остров восемнадцать взрослых животных. Государственным чиновникам казалось, что не испытывая губительного влияния цивилизации, медведи будут жить здесь как в раю. Так и произошло. Не имея на острове естественных врагов, коалы спокойно плодились и сутками в дреме висели на эвкалиптах, поедая столь любимые ими листья этих деревьев.

К 2000 году на острове было уже более 27 000 коал. Но под давлением экономических причин и общественного мнения государственные власти не принимают радикальных мер. Чтобы увидеть медведя, висящего на ветке эвкалипта, на остров Кенгуру каждый год приезжают примерно 140 тысяч туристов. «Если коал станет меньше, это сократит доходы и подорвет репутацию острова как оазиса дикой природы», считают чиновники. А что станет с самими коалами, когда не останется их любимых эвкалиптов?

Все знают о красоте подводного мира, основу которой составляют разнообразные виды кораллов. Но кораллы тоже гибнут от соседства с человеком. Например, кораллы Карибского моря не в состоянии вынести соседства с людьми, которые заражают их вполне человеческими болезнями. Коралл Асгорога palmate был одним из самых распространенных в этой акватории. Теперь его колонии вымерли почти полностью, и он отнесен к исчезающим видам.

Причина - бактерии Serratia marcescens, которые попадают в море с канализационными стоками и, как белая пыль, покрывают колонии кораллов. В Карибское море опасные бактерии приносит от берегов Флориды, Мексики, Центральной Америки.

Проявившиеся изменения окружающей среды, повлекшие и локальные, и региональные экологические катастрофы, привели в первую очередь развитые страны, к осознанию наличия и важности глобальных экологических проблем, а, следовательно, и поиску путей их решения.

Практически любой показатель состояния окружающей среды свидетельствует о разрушении земных экосистем: лесные массивы сокращаются, расширяются пустыни, пахотные земли теряют свой плодородный слой, в атмосфере накапливаются газы, вызывающие парниковый эффект, сокращается число видов животных и растений, прогрессирует общее загрязнение биосферы.

Уже сегодня, оценивая результаты «прогресса» человеческого общества, мы не можем уйти от серьезного противоречия: в одно и то же время экономические показатели весьма оптимистичны, а основные биологические индикаторы свидетельствуют об ухудшении состояния человечества и среды его обитания.

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Вторым этапом нашей работы было ознакомление с ситуацией постановки экологического воспитания в городе. С этой целью мы посетили все детские сады нашего города и познакомились с педагогами-экологами: Валентиной Евгеньевной – в первом саду, Верой Прокофьевой – в третьем саду и Жанной Зарыхаловной – в четвертом саду,

Узнали, что дошкольники занимаются по программе автора Рыжовой – включающей в себя наблюдения и опыты по основным компонентам природы; по воде, воздуху, почве и т. д.

В каждом детском саду есть специальный экологический класс, живой уголок, где обитают: кролики, попугаи, морские свинки, черепашки, рыбки и даже петух жил до недавнего времени в первом детсаду. Дети ухаживают и наблюдают за экзотическими растениями, особенно в четвертом саду, где есть южно-американская араукария. Кроме того, дети выращивают бархатцы, подсолнухи, овёс, на корм птицам в зимний период. Много интересных и полезных экскурсий проводятся с ребятами. На территории детских садов есть огороды, клумбы и даже пруды за которыми ухаживают дети. То есть на первой ступени до школы экологическое воспитание организовано и совершенствуется. Все педагоги-экологи выражали желание, чтобы их труд по воспитанию экологически грамотного человека не пропадал даром, а имел продолжение в школе и после школы, то есть экологическое воспитание продолжалось всю жизнь, так как только экологически грамотная и просвещенная личность не будет разрушать природу.

При встрече с руководителем экологического движения в нашем городе «Третья планета от Солнца» Вязовым Евгением Викторовичем, мы узнали, что количество участников этого движения сокращается, а направление деятельности поменялось с исследований состояния окружающей среды нашего города на пропаганду экологических знаний, через участие в окружных экологических акциях. То есть об экологии больше говорят, чем занимаются реальными делами по улучшению экологической обстановки и сохранении окружающей среды в городе и вокруг него. Не выпускается журнал «Махаон», на телевидении исчезла программа «Таёжными тропами», которая знакомила жителей нашего города с особенностями окружающей нас природы. Кто виноват в этом, трудно сказать, но «провал» в экологическом воспитании школьников играет здесь существенную роль. Получается, что дети знания, полученные до школы забывают, а новых в школе не приобретают. Поэтому экологически воспитанных людей мало. Это в основном ребята, увлеченные естественными науками: физикой, химией, биологией, географией, астрономией, на изучение которых в школе отводится всё меньше и меньше времени. А астрономию не изучают вообще в наших школах. Хотя важность этой науки подчеркивается ООН объявлением нынешнего 2009 года – годом астрономии.

Побывав в редакции газеты «Покачёвский вестник» мы узнали, что специального корреспондента, занимающегося проблемами экологии нашего города нет, а статьи печатаются по следам экологических мероприятий и праздников в детских садах, в городской библиотеке и экологического движения «Третья планета от Солнца». «Покачёвский вестник» освещает и окружные экологические акции по мере их проведения, то есть по рекомендации округа, но это, в основном в весенне-летний период, когда большинство покачёвцев, и детей в том числе, разъезжается по стране в отпуск. Телекомпания «Ракурс» освещает в основном работу нефтяников и их экологические мероприятия. Детских экологических программ нет. И от участия в окружном экологическом конкурсе «Спаси и сохрани», объявленном в этом году, отказались из-за отсутствия денег.

При городской библиотеке существует клуб «Родничок», который работает только с учениками начальной школы, и средствами художественной литературы (викторины, пословицы, загадки и т. д. ) освещают вопросы экологии.

То есть можно сделать вывод, что экологическое воспитание и образование жителей города – не полное. Малыши получают начальные экологические знания и нормы поведения в природе. У школьников получается своеобразный «провал» в получении экологических знаний, а после школы очень малый процент горожан участвует в экологических движениях и вообще задумывается об экологической безопасности собственной жизни. То есть призыв получать экологические знания «до школы, в школе, вне школы» научно – методического журнала «Экологическое образование», который издается с 1995года Департаментом природопользования и охраны окружающей среды в нашем городе не выполняется. Из журналов «Информационный бюллетень о состоянии окружающей среды ХМАО – Югры в 2006 – 2007 годах» и «Обзор состояния окружающей среды ХМАО – Югры в 2005году» в разделе «Экологическое образование и эколого-просветительская деятельность» мы узнали, что региональная экологическая политика в округе проводится с 1996 года. Существует окружная программа «Оздоровление экологической обстановки в ХМАО - Югре в 2005- 2010 годах». И на протяжении данного периода экологическое образование «осуществлялось на принципах обязательности и приоритетности экологических знаний в системе образования, системности и непрерывности образования в области экологии и направленности образования на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию». В округе существует система всеобщего непрерывного экологического образования, а у нас в городе из неё есть только дошкольное образование и в информационно – образовательном пространстве городская библиотека и экологическое движение «Третья планета от Солнца». В нашей школьной библиотеке нет ни журналов «Махаон», ни «Экологического образования», ни ««Информационного бюллетеня», ни «Обзора состояния окружающей среды ХМАО – Югры». Нет школьного предмета – нет и периодической литературы.

На третьем этапе нашего исследования мы познакомились с творческими и исследовательскими работами 2005 – 2006 учебного года учащихся нашей школы Сахабутдинова Максима, ученика 9 «Б» класса, о влиянии радиации и работой Сулаковой Анны, ученицы 10 «В» класса о влиянии свинцового загрязнения на организм человека. И узнали, что человек со всех сторон окружён радиацией, поэтому необходим постоянный контроль за ней и если радиация опасна для человека, то об опасности желательно знать как можно больше, хотя бы то, что не очень чистое (запылённое ) помещение— это ещё и источник радиоактивного заражения. Человек, вдыхая воздух, вместе с пылью поглощает находящиеся на её частичках радиоактивные изотопы. Чем больше пыли, тем больше радиации в организме.

Люди часто не подозревают об опасности, пользуясь часами со светящимся циферблатом, компасами, плохо настроенными цветными телевизорами и другими приборами, созданными с применением радиоактивных веществ. Полезно знать и о повсеместно выделяющемся из земной коры газе радоне, самом большом естественном источнике облучения. Оказывается, что концентрация его возрастает в десятки раз, если в помещении закрыты окна и двери, причём, чем, ниже этаж, тем его больше. Спасение — частое проветривание комнат. Концентрация радона повышается так же при пользовании газом на кухне, поступает он в жилые помещения и с водой, особенно, если вода берётся из глубоких скважин. Но самое неприятное то, что наибольшее облучение радоном дают капли воды, вдыхаемые вместе с воздухом, например, в ванной комнате при пользовании душем радиоактивность воздуха может возрасти в разы. Кроме того, обнаружено немало жилых домов с повышенным содержанием радиоактивных веществ, т. к. современные стройматериалы их содержат, прибавим ещё всякие опасные химические вещества (клей, лаки, краски), применяемые при отделке помещений. Зная это, человек своевременно предпримет действия по защите от облучения, или по выведению радионуклидов из организма. Часто летать на воздушном транспорте или жить высоко в горах, значит тоже подвергаться большому излучению естественной радиации.

Свинец так же является естественным радиоактивным изотопом. Его частички оседают на листьях растений, а когда мы осенью сгребаем опавшие листья и затем сжигаем их, мы снова возвращаем все радиоактивные изотопы в воздух, которым дышим. По степени воздействия на живые организмы свинец отнесён к классу высокоопасных веществ наряду с мышьяком, кадмием, ртутью и др. Опасность свинца для человека определяется его значительной токсичностью и способностью накапливаться в организме, куда он попадает с продуктами питания, с питьевой водой, с воздухом при курении, при случайном попадании в пищевод загрязнённой свинцом почвы. Загрязнённая свинцом почва является источником его поступления в продовольственное сырьё и непосредственно в организм человека, особенно детей при облизывании пальцев рук и игрушек, побывавших на загрязнённой почве. Наиболее высокие уровни содержания свинца отмечаются в консервах в жестяной таре, что объясняется тем, что припой, используемый при сварке швов, содержит до 60% свинца, а используемые покрытия не выдерживают «агрессивной» среды продукта. Высокое содержание свинца наблюдается в корнеплодах и других растительных продуктах, выращенных на землях вблизи промышленных районов, вдоль дорог. Вот почему нельзя собирать ягоды и грибы в наших лесах вдоль дорог.

По результатам официальной статистики среди профессиональных интоксикаций свинцовая занимает первое место. В 14 отраслях промышленности России постепенно увеличивается количество рабочих, имеющих профессиональный контакт со свинцом. Это такие как электротехническая (производство аккумуляторов), приборостроение, полиграфия, цветная металлургия и др. Среди рабочих, пострадавших от воздействия свинца, около 40% составляют женщины, для которых он представляет особую опасность, так как этот элемент обладает способностью проникать через плаценту и накапливаться в грудном молоке. У детей же свинец накапливается в волосах, зубах, изменяет психомоторные реакции, память, координацию движений. Результаты расчётов рисков свидетельствуют о том, что почти у 44% детей в городах России могут возникать проблемы в поведении и обучении, обусловленные воздействием свинца. А ведь существует ещё и химическое загрязнение окружающей среды, и тепловое, и шумовое. И нам кажется, что о них тоже не мешало бы знать и проверить состояние окружающей среды нашего города по этим показателям. Может тогда найдутся объяснения многим проблемам в поведении и успеваемости покачёвских школьников, а знания элементарных правил и приёмов защиты от неблагоприятной среды и нейтрализации её воздействия на свой организм помогут их разрешить. Многие люди предпочитают « меньше знать и крепче спать», но мы хотим знать, чтобы действовать. Зная о вреде радиации и невозможности от неё спрятаться, и узнав простейшие способы защиты от неё, и правила выведения радионуклидов из организма, мы, конечно же, будем им следовать. И возможно найдём новые, более действенные меры защиты от неё. Мы точно знаем, что выбирая место учёбы или жительства, всегда будем интересоваться степенью безопасности окружающей среды, а ещё лучше, если сами сможем определять это по природным индикаторам. Зачем? Затем, чтобы жить долго и счастливо, к чему всех и призываем!

Теперь мы точно знаем, что перед людьми « встала очень нелёгкая задача — осуществить кардинальные изменения в сознании каждого человека, сформулировать и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы. Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов поведения людей, механизмов экономики и социального развития. Принятие обществом идей устойчивого развития возможно только через систему образования и просвещения. Именно эта сфера деятельности способна изменить массовое сознание людей, ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей, этическое, гуманное отношение к жизни, поиск компромисса там, где экономические интересы производства вступают в конфликт с экологическими интересами общества». («Экологическое образование» №2 2007г. , стр. 31)

Хочется закончить работу словами Г. А. Ягодина, которые помогают выразить главную мысль нашей работы: «На долю поколения, которое сегодня учится в школе, выпадает принципиально новая задача: изменить характер и цели человеческого поведения так, чтобы не погубить мир. Возможно ли это? Этому надо учиться!» А этому учит экология.

«По Ватьегану плывет

Лодку, сети и весло

Пропитала нефть.

Щуку вспорешь -

Нож в нефти.

За водой для чайника

Некуда идти.

Ноги у оленей

Пропитались нефтью.

Нефтью.

Нефтью.

От соседей прибежали

С бедственною вестью

Даже у вороны

Брюхо пожирнело.

Облако на небе

Тоже почернело».

Ю. Велла «Замазученный триптих»

«В давние времена в нашем крае столько водилось всякой птицы, что шум да свист стоял от ее крыльев. Все озера и болота были заняты утками, гусями, да лебедями, а в лесах - тучи боровой птицы. И зверя всякого было полным-полно. Люди тоже жили привольно. Да только люди, когда живут в достатке, не замечают, что все, что дано им природой, беречь надо.

* Ай-ай, что делаете? Зачем птицу зря губите? - говорил старый Тасман парням, которые для потехи стреляли серых уток.

* Зачем бьете, если не надо? »

Эта выдержка из старой хантыйской сказки («Гнев тайги») характеризует современное отношение к природе большинства из нас.

Почему мы привели в пример эту сказку? Потому, что она остается современной и сегодня. В отношениях людей к природе мало что изменилось.

По мнению учащихся экологическая обстановка в Покачах стабильна, но в то же время они не привели ни одного ценного сведения об экологической обстановке в Югре и городе Покачи.

Следовательно, можно предположить, что люди просто не знают, или не осведомлены, или не хотят знать о многих интересных особенностях своего края, местности, о своем жилище и т. д.

А знать нужно, необходимо, хотя бы для того, чтобы сохранить свое здоровье, здоровье своих детей, продлить свою жизнь, да и просто, чтобы выжить в этом мире. Далеко за примером идти не надо.

Скажите, что мы знаем о покачевской воде? Какую воду мы каждый день пьем? Люди неосведомленные скажут, что хорошую и качественную, отвечающую всем ГОСТам и стандартам, так как слышали, что она подвергается многоступенчатой очистке. Да, это так. Но ведь все чаще мы видим жирную пленку на поверхности воды в кастрюле и чувствуем не совсем приятный запах от нее. Причина не известна. Даже если вода на вид чистая, то это не значит, что она безопасна. Что, если водопроводные трубы в наших жилищах изготовлены из радиоактивного чернобыльского металла, разбавленного в пропорции 1:20, как сообщила программа «Момент истины» в 2002 году. И каким бы обработкам не подвергалась вода, радиация сохраняется, и влияет на здоровье жильцов, то есть нас с вами.

Еще один не очень приятный пример: так, в крови одной жительницы нашего города при обследовании на темнопольном микроскопе с увеличением в несколько тысяч раз были обнаружены несколько видов грибков, свободные радикалы, плесень и облученные клетки. Оказалось, что это является причиной многих заболеваний. Но как они попали в кровь? Оказывается, с водой (мнение лечащего врача).

Летом люди, и, чаще всего, дети, купаются в знаменитом Голубом озере, в окрестностях его собирают ягоды: голубику, чернику. Но загадочный зеленовато - голубой оттенок озеро получило не просто так. Когда города еще не существовало, а был лишь маленький вахтовый поселок, очевидцы (вахтовые рабочие) утверждают, что в карьер, который в будущем наполнился водой, упал метеорит небольших размеров, зеленовато-голубого оттенка. Незамедлительно его вывезли на исследование в Нижневартовск, но его осколки (как, позже выяснилось, радиоактивные) остались в карьере, поскольку никто не предполагал, что в будущем здесь будет город, а карьер станет озером. Вот почему на Голубом озере повышенный фон радиации. Но люди, и в том числе дайвингисты, которые каждый год там проводят слет, об этом не осведомлены и не предупреждены о возможных последствиях купания в озере. Все считают Голубое озеро чистым и безопасным.

Вот и выходит, что людям очень важно иметь знания об окружающем их мирке, где они рождаются, растут, живут, создают семьи, рожают детей, встречают свою старость. Незнания и неосведомленность не оправдывают человека в его бездействии, главное, чтобы не стало поздно что-либо исправлять.

Экологическая наука, как никакая другая, занимается вплотную существованием его на Земле. Она стоит на страже нашего здоровья, борется за чистоту воздуха, воды, продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих. Экология- это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят и ее и себя. Только экологическая культура и образованность человека смогут помочь ему правильно двигаться в сложном жизненном лабиринте, спасут его от ошибок и просчетов. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем, при получении серьезных экологических знаний в школе, преобразоваться в прочные убеждения.

Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции, которая проявляется в том, как человек, став специалистом в той или иной области, соотносит свои действия и интересы с безопасностью их для окружающей среды. Решение современных экологических проблем требует компетентного и комплексного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.

Так как все изменения природной сферы, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи необходимо осуществлять через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и их восстановления.

Изменение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию людьми важности учета особенностей природы в процессе их трудовой деятельности.

Мы считаем, что давать экологическое образование, что прививать детям экологическую культуру необходимо на всех уровнях: в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной школе, городских кружках, на всевозможных экологических конференциях, слетах, выставках, в музеях, конкурсах по созданию лучших экологических фильмов о природе родного края, туристических походах по специально созданным маршрутам познания местности, экскурсиях и т. д. Получается целая программа экологического воспитания и просвещения подрастающего поколения и взрослых, направленная на новое отношение к природе, основанное на гуманизме. Экологические проблемы наиболее полно и всесторонне раскрываются и с помощью литературы и периодических изданий. Но я считаю, что главная роль в подготовке экологически грамотного поколения принадлежит учителю, его творческой инициативе, и должно оформиться в школьный курс экологии, как научной дисциплины.

Экологическое просвещение – это, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить правильному поведению в природе и среди людей, ведь часто из-за отсутствия элементарных знаний, люди не могут выбрать правильную линию поведения. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать анти - экологические поступки. Например, следуя законам человеческой морали, человек, пытаясь спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки, тем самым, обретая его на гибель. Или несет маленького зайчонка домой, думая, что когда тот подрастет, он его выпустит на волю большого и сильного, не зная, что не приспособленный к жизни в дикой природе, он очень быстро погибнет. Следовательно, моральные качества должны сочетаться с экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе, будет экологически грамотным.

Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Бережное отношение к природе на каждой небольшой территории обеспечит ее сохранение на всей планете.

«А однажды проснулись люди, вокруг ни ветерка, ни свиста, ни взлета птиц, ни шороха зверей. Люди вышли из юрт. Светило солнышко, но тайга стояла безмолвная. Они стояли и смотрели друг на друга, не зная, что сказать. Многие, взяв луки, пошли в лес, поплыли по реке, но вечером возвратились ни с чем. И снова все молчали. Озера и болота вымерли: не стало в них уток. В лесах потерялся зверь.

Страшно ходить по тайге! Страшно! - говорили охотники, возвратившись с охоты.

Стал людей одолевать голод. Большая беда пришла в тайгу, и тут все вспомнили про старого Тасмана.

Это великий гнев тайги! - сказал Тасман.

Тайга рассердилась, тайга свой гнев послала».

Жестокой была месть тайги людям за их потребительское отношение к ее богатствам. Все: и стар и млад, были обречены на голод и вымирание.

Давайте не будем доводить свою жизнь до такого трагического финала, как в этой старой хантыйской сказке.

Взываем ко всем людям - Человек, ты венец природы, ты самое совершенное создание!!! Неужели твое предназначение в истреблении самого себя и того прекрасного Дома, в котором ты живешь?

Своей работой мы хотим предупредить людей и раскрыть им глаза на сегодняшнее экологически - бедственное положение в мире. Уже поздно искать виноватых, но не поздно дать знания о способах выживания на загрязненных территориях, так как чистых в экологическом отношении, почти нет. А главное знание, которое может дать изучение экологии, это умение по окружающим растениям, животным и другим показаниям индикаторов природной среды самому определять состояние экологии в месте проживания.

Экология должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже сказалось отрицательно на здоровье огромного количества людей. Сейчас мы получаем достаточно много экологической информации, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда обычная информация о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывает панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время, мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свой огород большим количеством ядохимикатов, сами создаем свалки рядом со своими домами и многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя. Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время у нас во всех образовательных учреждениях не было места экологии, а в нашей школе и до сих пор нет. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и изменить по своему усмотрению.

Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Поэтому и должно уделяться большое внимание экологическому образованию детей с самого младшего возраста, но, особенно, в школе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)