Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Необычная библиотека в Братске

Кому-то за труды и славу, и почет

Зачесть двадцатому придется веку,

Но Сербскому поставит он в зачет

Его поэзии, музей – библиотеку.

Б. Сальников

Братская Земля – обширная земля. Расположенная в среднем Приангарье, раскинулась она по реке Ангаре на сотни километров от Чистого – поселка лесников, до Усть-Илимска.

В центре всей этой таежной округи стоит, как маяк, город Братск.

В конце 50-х годов строящаяся Братская ГЭС притягивала к себе, как магнит, молодежь со всех концов нашей страны. В это время в наш город приезжало большое количество интересных и известных людей. Каждый хотел собственными глазами увидеть великую комсомольскую стройку.

Во времена строительства ГЭС В. С. Сербский впервые оказался в Братске. Возвращаясь из Японии, он заехал к своим друзьям. « В Братск уехали они на строительство ГЭС, были и те, с кем учился». Тогда Виктор Соломонович даже не думал, что когда-нибудь здесь останется. В это время он жил в Норильске, работал на механическом заводе.

«Вместе с женой, двумя детьми – Володей и Женей, и тысячами книг переехал в 1967 году в легендарный Братск». «Приехал, потому что ГЭС. Я «успел свой винтик в стройку закрутить», за что получил две медали: «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд». За эти две получил третью – «Ветеран труда», и «трудовую пенсию»».

Еще в университетские годы Сербский увлекался поэзией. Сам сочинял стихи. На повышенную стипендию покупал сборники известных советских поэтов. Любимыми поэтами были Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Познакомился с описью библиотеки знаменитого библиофила Анатолия Тарасенкова – той самой, что, как известно, наиболее полно включает в себя, как самые важные, так и самые скромные издания российской поэзии с начала XX столетия до его середины. Решил продолжить его дело по принципу – собирать всё, что издано.

Вот уже 50 лет Сербский занимается своим любимым делом. В нашем городе на улице Приморской, над входом в подъезд обычного пятиэтажного жилого дома можно увидеть вывеску с надписью « Народная поэтическая библиотека».

Это единственная в мире библиотека русской поэзии XX века, которой присвоено имя ее создателя, крупнейшего Сибирского библиофила, еще при его жизни.

Виктор Соломонович много лет мечтал видеть свою библиотеку публичной. Прежде чем сбылась его мечта, коллекционеру пришлось не раз обращаться к чиновникам городской администрации со своим предложением. Но найти единомышленников в городе Братске в то время было трудно. Мало кто понимал всю ценность этой коллекции. От отчаяния Сербский чуть было не продал всю библиотеку американцам, которые предлагали за нее огромные деньги. И только в 1992 году при поддержке главы городской администрации его библиотека была признана и подарена городу.

Авторы данной работы поставили перед собой задачу: подробнее рассказать об уникальности и неповторимости этого Дома - библиотеки, о человеке с нерастраченной, отзывчивой, щедрой душой (в которой навсегда осталась горечь утраты родных и близких ему людей).

С первых минут знакомства с библиотекой читатель погружается в ее поэтическую атмосферу. Самое большое впечатление производят многочисленные стеллажи, все заставленные книжками. В центре читального зала стоит большой стол. Вся обстановка располагает к общению с книгами. Здесь тихо и уютно.

Можно почувствовать присутствие известных поэтов и писателей, чьи взгляды внимательно следят за посетителями с многочисленных портретов, висящих на стенах.

Хозяин радуется каждому гостю библиотеки, всегда готов помочь найти необходимую литературу.

Возьми любую книгу и у каждой своя судьба

Есть такие, которые не найдешь даже в главных книгохранилищах страны. В дом Виктора Соломоновича слетаются тысячи маленьких и больших книжек: от их авторов, от знакомых и просто заинтересованных людей, любящих поэзию и историю своей страны.

Сейчас в библиотеке насчитывается около ста тысяч книг. Есть книги, которыми особо дорожит Сербский. Это издания с личными автографами авторов: Евтушенко, Симонова, Анатолия Жигулина, Маршака, Чуковского, Тарковского, Ахмадулиной и др. Всего таких книг насчитывается примерно семь тысяч. Особенность этих автографов в том, что Виктор Соломонович старался получить их при личной встрече. Это поэтические и прозаические, серьезные и шутливые подписи, с рисунками и шаржами. Каждый автограф имеет свою историю, напоминает о встречах с интересными, известными людьми, о которых охотно рассказывает сам библиофил своим читателям.

Кроме поэтического раздела особое место в коллекции занимают книги по истории России XX века, в том числе о ГУЛАГе и политических репрессиях: проза и поэзия бывших узников, мемуары и даже есть неопубликованные рукописи воспоминаний.

У каждого заинтересованного читателя невольно появляется вопрос: почему тема «большого террора» так заинтересовала коллекционера. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории семьи Виктора Сербского.

На этот вопрос помогает ответить книга Сербского «Беседа с портретами родителей», которой отводится особое место в коллекции библиофила, чья трагическая судьба испытала на себе всю тяжесть той исторической эпохи, что выпала на долю большинства людских судеб в России.

Культ личности Репрессии Сталинщина.

Не сразу и не ко всем пришло понимание того, что за этими словами скрывается понятие куда более емкое – система. Система, основанная на геноциде против народов страны, на физическом уничтожении тех, чье мнение не совпадает с мнением правящей верхушки.

ГУЛАГ – главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения. Эти пять букв стали зловещим символом беззакония, каторжного труда и человеческого бесправия. Виктор Соломонович на себе испытал всю тяжесть сталинских репрессий и их последствия. Лагерные дети – это особая боль. Сербский родился в лагере, с малых лет прожил сиротой. Его родители были названы врагами народа, репрессированы и расстреляны.

С 1937 года воспитывался в детских домах и всю жизнь искал следы своих родителей, добивался их реабилитации.

Будучи взрослым, Виктор Соломонович нашел их портреты и заговорил с ними, как с живыми, сдерживая горечь утраты, стараясь восстановить в своих стихах светлые образы близких ему людей, трагедию своей биографии.

Моя биография-это сплошная география.

Прежде всего, тюрьмы:

Курская, Воронежская, Бутырская (в самой столице нашей Родины - Москве!)

Там ты сберегла меня в себе, Мама.

Наконец, Верхнеуральский изолятор - моя малая родина.

Затем этапы, ссылки и лагеря: Уральск, Петропавловск, Тобольск,

Снова тюрьма – Омская, Транссиб, Владивостокская пересылка.

Японское и Охотское моря. Бухта Нагаева, Колымский тракт, Магадан, Владивосток, Иркутск, Тулун, Туберкулезный Барлук.

Несколько лет Бирюса.

И только после многочисленных запросов, через 30 с лишним лет, в сентябре 1988 года, будучи уже пенсионером Виктор Соломонович узнает о расстреле своих родителей. И у него появились такие стихи:

Проселками с клеймом проклятым

Ползу по зарослям судьбы –

Верхнеуральский изолятор

Назначен родиною быть.

Мне не дано торить дороги,

Их указала жизнь сама –

Мои дошкольные берлоги:

Урал, Сибирь и Колыма.

Там, в лагерях и на этапах,

Которым не видать конца,

Энкэвэдушное гестапо

Убило маму и отца

А КГБ не сообщает:

(Кого в жестокости винить?)

Где их посмертная общага,

Где мне колени преклонить

Так знаменитый библиофил вспоминает о том, как он узнал о смерти матери.

Я получил справку из Магадана:

«Причина смерти – расстрел».

И ты перестала приходить ко мне во сне.

Перед этим многие годы я часто видел тебя.

Сначала улыбающуюся, молодую.

Потом задумчивую, средних лет.

Позже стареющую, мудрую, наконец, добрую старушку

А теперь ты умерла вместе со справкой

И старше меня никого в нашем роду нет

А вот он пишет о том, как узнал о смерти отца.

Здравствуй,

Мне 56,

А ты 60 лет

Шел к этой первой

Встрече со мной.

И вот она –

Тюремная фотография

Двадцать девятого года

С казенной печатью на лице,

Присланная мне

Харьковским КГБ

Здравствуй.

После выхода книги В. С. Сербский стал получать отзывы и письма из всех уголков России, ближнего и дальнего Зарубежья.

Вот что написал бывший заключенный «Сиблага» Александровского централа и воркутинских лагерей, бывший узник фашистского концлагеря Александр Соломонович Клейн:

«Ваша маленькая книжечка – Большая книга! С выходом такой книги не поздравляют, за выход такой книги кланяются. Я преклоняю голову перед памятью ваших родителей»

«Несколько месяцев я ревел почти каждый день, без слез читать эти письма было невозможно. В них было столько боли и слез, благодарности, воспоминаний, память, все оттенки человеческих чувств!» - вспоминает коллекционер Виктор Сербский.

Возможно, кто-то другой после всех испытаний, что пришлось пережить, затаил бы обиду, сломался душой. Но Виктор Соломонович пошел другим путем, и об этом сказал другой наш земляк Геннадий Михасенко в стихотворении «Сербский»:

Но отомстить он хочет не банально,

Не зло за зло и не исподтишка!

Пусть будет эта месть парадоксальна:

За зло добром! Вот, власть, его рука!

В последние десятилетия ушедшего века тысячи россиян обрели доброе имя: некоторые дожили до этого светлого дня, другим не суждено было пережить страшные годы «большого террора» в России. «Полную правду» этой истории можно узнать у тех, кто пережил гулаговские застенки, кто может судить о них не понаслышке

Виктор Соломонович Сербский стал одним из основателей Братского «Мемориала». Это общество борется за реабилитацию невинно осужденных в годы российского террора, изучает историю сталинских лагерей Иркутской области.

На территории Сибири было создано большое количество исправительно-трудовых лагерей. Особый лагерь №7 – Озерлаг один из самых душегубных лагерей бывшего Советского Союза. Это был самый большой лагерь в Восточной Сибири, организованный в сентябре 1949 по 1964 года. Создан он был для строительства железной дороги Тайшет-Братск. Отличался Озерный от остальных тем, что лагпункты были разбросаны на большой территории и были немноголюдны, что не позволяло лагерникам объединиться. Так же отличием было то, что содержались здесь осужденные за политические преступления. Здесь были эстонцы, литовцы и латыши.

С 1949 года начальником лагеря Озерлаг стал полковник в отставке – Сергей Кузьмич Евстигнеев. 13 марта 2001 года он отметил свое 90-летие. Сейчас он живет в Братске и охотно беседует с журналистами, только у него своя точка зрения по поводу того режима, который существовал в середине XX века. Он никогда не был для окружающих фигурой однозначной. Над ним витал ореол двуликой эпохи.

В Озерном отбывали срок разные люди: жена Пастернака, 2-я жена Бухарина, дочери атамана Семенова, Л. Русланова. Много писателей, судьба которых так или иначе, связана с печально известным лагерем В. Алексеев, Д. Баркова, Ю. Домбровский, А. Жигулин, П. Набоков, А. Титов, Н. Домовитов, В. Богородский и многие другие.

Хоть и очень много разной литературы можно найти, но всё-таки всю правду о тех страшных годах может рассказать тот, кто знает «в лицо» все эти насилия и страдания. Одним из таких людей является Анатолий Владимирович Жигулин.

Его имя, как поэта, широко известно. Виктор Соломонович очень дорожит книгами Анатолия Жигулина. Его книгам отведено отдельное место в библиотеке Сербского.

НО стоит рассказать, почему же именно этот поэт так дорог Виктору Соломоновичу, что сближает этих людей. Оба писателя пострадали от сталинских репрессии: у Виктора Соломоновича они отняли родителей, отняли детство.

Анатолий Жигулин ещё в 9-ом классе вступил в подпольную антисталинскую организацию. Через несколько лет он был арестован и осуждён за сопротивление ненавистной диктатуре. Так он попал в Озёрный лагерь, что некогда располагался на территории Братска.

И Сербский, и Жигулин видели обратную сторону медали великой державы СССР. Видели страх, боль, ужас. Но они не остановились, не перестали жить, не стали мстить, ненавидеть, не опустились до уровня сталинских палачей. Виктор Соломонович и Анатолий Владимирович — писатели, которые имеют общую наболевшую тему. В своих произведениях они рассказывают не просто о своём горе, но о горе тысяч людей, без вины погибших. Это другая, страшная, никому из нас неизвестная география названий, которых нет ни на одной карте. Это география сталинских лагерей, где людей ждали только боль и страдания. Пройдя множество испытаний, волей судьбы эти два человека встретились и стали друзьями.

В переписке с Сербским Жигулин пишет: «Не ради похвалы, а ради истины скажу, что на строительстве железной дороги Тайшет-Братск я был простым рабочим, простым работягой, самым что ни есть, как сейчас говорят, первопроходчиком (у нас не любят вспоминать, что дорогу строили не комсомольцы, а заключенные), я пронес на плечах магистраль многотонную».

Время, проведенное в лагерях Анатолием Жигулиным – самое страшное и сложное, когда приходилось бороться за свою жизнь и за свое человеческое достоинство, сопротивляясь насилию. Реабилитировали его в 1956. Жить он уехал в Москву. Этот период жизни Анатолий Владимирович ни на минуту не забывал.

В 1984 году была написана книга «Черные камни». Это одно из самых заметных явлений нашей литературы последних нескольких десятилетий. Лишь в эпоху гласности смогла увидеть свет его повесть. Так как долгое время проверялось достоверность фактов комиссией. В 1988 году журнал «Знамя» опубликовал его автобиографическую повесть.

«А почему взялся писать в восемьдесят четвертом году? Я тогда болел. У меня тяжелое заболевание сердца. И я решил – сохранятся мои записи или нет, но надо обязательно рассказать о прошлом. Это мой долг. Если я не расскажу – никто не расскажет. Если я не напишу – никто уже не напишет».

Эти строки помогают понять, что заставило писателя обратиться к воспоминаниям о драматическом прошлом.

В книге рассказана полная правда, об «Озерлаге». Эта книга – о драматической судьбе ребят, входивших во взрослую жизнь почти сразу после войны, о том, с каким трудом происходило прозрение нашего общества. О пережитом в воронежской тюрьме, в сибирских и колымских лагерях. Писатель обращается к практически неизвестным страницам истории. Вся книга проникнута верой в справедливость. О ней автор говорит так: «Черные камни» - главная книга моей жизни. И если придет новый 37-ой год, я могу спокойно умереть – главное в своей жизни я уже сделал».

В этой повести мы узнаем историю братской земли.

Необходимо, чтобы было больше таких книг, которые не дают нам забыть историю родного края, историю своего народа, чтобы не совершать ошибки в настоящем и будущем, необходимо знать прошлое.

В коллекции Виктора Соломоновича можно найти практически любую необходимую книгу. Его поэтическая библиотека стала поистине народной. Сюда идут школьники и студенты, старики и дети – все, кто любит поэзию.

На заседаниях творческого клуба, который так и называется «У Сербского», находят свое признание не только известные Братску поэты и писатели, но и начинающие. Виктор Соломонович – автор многочисленных сборников стихов, очерков, статей, заметок. О нем и его библиотеке пишут во многих газетах и журналах.

Сербский – член Союза российских писателей и Всероссийского общества библиофилов, член Международного общества пушкинистов.

В награду за то, что всю свою жизнь посвятил русскому слову, отечественной книге и российской поэзии, коллекция Виктора Соломоновича получила мировое признание. В 2001 году по итогам всероссийского конкурса за создание наиболее полной библиотеки поэзии на русском языке, братскому библиофилу присудили грант Президента России. В 2005 году Виктор Соломонович стал одним из пяти лауреатов российской премии «за подвижничество». Торжественная церемония вручения престижной награды состоится в декабре в Санкт – Петербурге.

В. С. Сербский – наш земляк, и мы им гордимся. Не важно, что Братск не был местом его рождения, но, связав свою жизнь с этим городом, подарив нам: школьникам и студентам, людям разных профессий и возрастов свою Поэтическую библиотеку, Виктор Соломонович выразил свою огромную любовь к людям через любовь к поэзии:

Поэзия – мой Бог

И я мечтаю обратить в свою веру

Все разумное человечество.

Эти строки как нельзя лучше отражают деятельность Виктора Соломоновича, посвящающего и посвятившего в тайны поэзии своих современников.

Приглашение к публикации

Всю самостоятельную жизнь

Я покупал книги стихов,

Собрав к старости

Крупнейшую во всем мире

Личную библиотеку поэзии

На русском языке.

Я предложил ее городу Братску

В. С. Сербский

Фестиваль исследовательских работ и творческих работ учащихся

« Портфолио»

«Братск вехой стал на жизненном пути» (Виктор Соломонович Сербский. Жизнь. Судьба. Поэзия)

Выполнили

Ученики школы №26, 11А : Прокофьева Юлия,

Сюткин Максим

Научные руководитель :

Преподаватель Шк. №26

Бычкова Валентина Владимировна

А. Жигули - Бывший заключенный Озерлага

Встреча В. С. Сербского с Е. Евтушенко.

Г. Братск. 2003г.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)