Культура  ->  Музеи  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Необычные музеи России

СОЗДАНИЕ КАТАЛОГА И ЕГО ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ

Над проектом «Необычные музеи России» мы начали работать в 2008 году. Этот год в нашей стране был объявлен годом семьи. Все города, в которых мы побывали и о которых мы собрали материал, можно посетить семьёй за один или два дня. Поэтому наш каталог и его электронную версию мы создавали для тех, кто любит путешествовать. Совместные путешествия помогают детям и родителям получить новые сведения, отдохнуть и развить кругозор. Ф. Бэкон считал, что « любовь к родине начинается с семьи». Такие поездки знакомят с необъятными просторами нашей родины, дают возможность лучше узнать историю, культуры, народные обряды и традиции.

Русь всегда славилась своими мастерами, которые могли и блоху подковать и Царь-колокол отлить. На то он и мастер, что живёт у него в душе мечта – сделать такую вещь, какую до него никто не делал, народ удивить, жизнь свою смыслом наполнить, а родную землю красотою, чтобы знали люди, понимали цену бесценному : «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера».

Создавая свой каталог, мы хотели рассказать о таких мастерах, помочь в выборе маршрута выходного дня.

Цель нашего проекта – составить каталог «Необычные музеи России» и подготовить его электронную версию, для учеников школы и их родителей в целях обогащения их знаний по истории нашей

Родины, дальнейшего развития путешествий и экскурсий.

Задачи проекта - 1. Собрать материал о различных необычных музеях

России. (В каталог решили внести только те музеи, которые мы посетили)

2. Обработать материал, подобрать иллюстрации

(фотографии, сделанные во время экскурсий).

3. Составить каталог.

4. Сделать электронную версию.

Гипотеза - если с детства прививать любовь к путешествиям, развивать интерес к истории и культуре родной страны, то это приводит к расширению кругозора, сохранению и упрочению национальных традиций.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- анализ собранного материала

- опрос учащихся с целью составить список интересных, с их точки зрения, музеев

- наблюдение технологии изготовления проспектов и буклетов

- сравнение и выбор

- моделирование каталога

- выполнение электронной версии

РАБОТА НАД КАТАЛОГОМ

В ходе работы был предложен целый ряд различных музеев: с. Болдино – Музей сказки г. Валдай – Музей колоколов г. Владимир – Музей «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка» д. Горки – Музей крестьянского быта г. Гусь-Хрустальный – Музей хрусталя им. Мальцова г. Кострома – Музей льна и берёсты с. Мартыново – Музей кацкарей г. Мышкин – Музей Мыши

Музей Валенка г. Переславль-Залесский - Музей Утюга

Музей Чайника г. Смоленск – Музей «Смоленский лён» г. Тула – Музей «Тульский пряник»

Музей «Тульский самовар»

Тульский государственный музей оружия г. Углич – Музей мифов г. Ярославль – Музей «Музыка и время»

В Толковом словаре Ожегова мы уточнили лексическое значение слов необычный и музей.

Необычный – непохожий на обычное или привычное.

Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения чего-нибудь (памятников искусства, предметов техники, научных коллекций, предметов, представляющих исторический интерес и т. п. )

Так как Музей сказки в селе Большое Болдино скорее относится к литературному музею, а Музей мифов в Угличе к музеям, рассказывающим о быте и веровании древних славян, как и Музей кацкарей в селе Мартынове и Музей крестьянского быта в д. Горки, эти музеи в ходе работы были вычеркнуты из списка.

Много споров вызвал Тульский государственный музей оружия: это учреждение, занимающееся собиранием и хранением оружия, среди которого много произведений оружейного искусства, представляющих историческую ценность. Статус этого музея соответствует лексическому значению слова «музей». Но по желанию большинства этот музей остался в нашем каталоге: т. к. нашей целью было рассказать о музеях, в которых собраны экспонаты, демонстрирующие мастерство и умение русских людей. А именно в Тульском государственном музее оружия мы увидели легендарную английскую стальную блоху, которую подковал (точнее выполнил самую тонкую работу – выковал гвоздики для подковок) тульский косой мастер Левша.

Во время работы над каталогом нам пришлось углубить свои знания по различным школьным предметам:

- биологии: мы собирали дополнительный материал о мыши и льне и т. д.

- истории: дипломатическая миссия под руководством А. С. Грибоедова, появление чай в России и т. д.

- химии: сплавы, из которых можно делать утюги, лить колокола и т. д.

- технологии: рецепт приготовления «Тульского пряника»

- русского языка: этимология слов

- литературы: отражение данных предметов в художественной литературе

- физике : устройство механизмов

- мхк: иконопись, народные промыслы и т. д.

Особую работу мы провели по изучению краеведения, ознакомились с народными преданиями, узнали историю появления городов, нашли ответ на вопрос: почему именно в этом городе появился данный музей.

Изучив материал, мы решили, что предложенные музеи будут интересны и взрослым, и детям, так как они рассчитаны на аудиторию разновозрастную.

Это подтвердил и опрос тех родителей, которые с нами посещали эти экскурсии.

Мы пришли к выводу, что все статьи о предложенных музеях должны быть:

1) познавательные, несущие широкий объём информации

2) развивающие кругозор

3) воспитывающие традиции бережного отношения к культурному наследию предков

4) развлекательные, помогающие интересно и с пользой провести досуг

Чтобы каталог был ярким и наглядным, мы решили проиллюстрировать страницы фотографиями.

Работая над материалом нашего каталога, мы разбились на группы. Каждая группа готовила сообщения по определенным музеям, собирала дополнительный сведения, их которых затем был отобран материал для оформления страниц каталога. Так для раздела «Музей колокольчика» был собран следующий материал :

Древнее предание говорит о том, что первый валдайский колокольчик родился из тела Вечевого новгородского колокола.

Другая легенда рассказывает о кузнеце. Звали его Валда. Вставал он рано: много работы, повозки ломались на валдайских горах. Чуть свет умывался на озере, а вода волновалась и повторяла: «Валда, Валда, Валда. » Так и назвали озеро и поселение. И пошло в роду от этого кузнеца знатные мастера. С того места, где отражалось лицо Валды, брали воды, а где кузнечил, брали землю, замешивали с ржаной мукой, затворяя форму. Так впервые на свете стали лить бронзу по-особому, по-валдайски. Чтобы голос у колокольчика был звонкий и чистый, в мастерскую звали самых голосистых и красивых девушек. А коли узнавали, что во время литья не было в кузне женщин, считали, что неправильный колокол получился, и покупать его опасались: в мире все от женщины родится. Поёт женщина, а мастер форму лепит, ведь в колоколе все как у женщины: голова, плечи, сарафан с юбкою. И заказы делали: « Мне Анюту», «А мне Марфу». Сколько голосов колокольных, столько судеб за ними женских.

Если на юбке был изъян, то колокол запрещали: считали, что он несёт порчу.

Когда отливали колокол, распускали разные слухи, чтобы отвести людей от этого места подальше. Как людское рождение, колокольное было тайною, неведомою никому.

Под колокольное литьё появились и небылички. Цель их - отвести своей несуразностью беду от того, кому был назначен колокольчик.

Самая древняя и самая любимая валдайская колокольная надпись: «Кого люблю, того дарю». Могло быть поставлено: «Купи, барин, не скупись, со мной езди, веселись», «Купи меня, я увеселю тебя», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «Звени, утешай, ездить поспешай».

Иногда писались фразы ямщицких песен: «Звени звонок, звени звончее, лихая тройка вихрем мчись», «И колокольчик, дар Валдая, звенит уныло под дугой», «Мчится тройка удалая, колокольчик дар Валдая». Слова самой известной песни «Вот мчится тройка удалая» постепенно укорачиваются до фразы, которая стала самой популярной, легендарной надписью «ДАР ВАЛДАЯ».

Часто на колокольчиках писали поговорки: «Нет барыша, зато слава хороша», «Еду не свищу и наеду не спущу», «Не любо не слушай, а врать не мешай».

Точную дату рождения валдайских колокольчиков назвать нельзя, так как первоначально они не подписывались ( легенда относит их появление к ХV веку).

Подписывать колокольчики стали с 1802 года, когда почтовый департамент, в ведении которого находились ямщики и тракты, был присоединен к министерству внутренних дел. На колокольчиках указывали имена мастеров, место отлива, дату, сопутствующие надписи и символические изображения.

Когда материал был собран, обработан, мы оформили страницы и свели в единый сборник.

Все электронные презентации были также сведены в единую, оформлены, и, таким образом, была закончена электронная версия.

Каталогом и электронной версией могут пользоваться ученики нашей школы, а также классные руководители для внеклассной работы.

Мы будем рады, если наша работа поможет выбрать маршрут для экскурсии, интересно и с пользой провести досуг.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)