Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Неожиданности в история моей семьи

«Гордиться славою своих предков не только можно но и должно».

А. С. Пушкин.

Интерес к прошлому, к истории своей семьи и своих предков заложен в каждом человеке. С малых лет человеку приходится слышать и понимать, что до него то же было время, были люди и события. Человек слушает рассказы родственников, семейные легенды - и в памяти постепенно складывается образ прошлого. Когда становишься старше, к услышанному и увиденному добавляется прочитанное, а так же знания полученные на школьных уроках, из телепередач, и т. д.

Так, в каждом человеке накапливается информация о прошлом собственной семьи - на фоне общей истории. Каждая семья прошла свой собственный путь, имела собственные победы и трагедии. Просто удивительными и невероятными могут быть биографии отдельных людей. Но все же судьба человека всегда зависит от того, где, в какой стране, в каких экономических и политических условиях он родился и жил. Значительные исторические явления не проходят бесследно и для отдельных людей. Это подтверждают и исторические события нескольких линий моих предков.

Как-то рассматривая фотоальбом своей бабушки, я натолкнулся на фотографии, сделанные еще в 1947 году, на них был изображен мой дедушка, и оказалось, что я точная его копия, только разница в возрасте. Было интересно, и даже чувствовался некий азарт, когда руки сами собой перебирали старые, пожелтевшие от времени снимки, письма, записки. И все это натолкнуло меня на мысль, узнать как можно больше о своих корнях.

Мои родители уходят своими корнями к одному старинному роду, жившему в деревне Дербишева, почти с самого ее существования, что казалось бы, упрощало поиски. Но в нашем роду, из старшего поколения, осталось очень мало людей, что значительно уменьшало мои шансы узнать, как можно больше. Но все же в этой работе мне помогли рассказы моего отца и его брата, а так же небольшие тетрадные записи, оставленные моей бабушкой.

Узнать о своих самых дальних предках мне не удалось так как вся документация хранится в Уфимском архиве. Но все же мне удалось отследить 4 поколения по отцу. В составлении генеалогического древа моей семьи, большой моей заслуги нет, так как ее начал заполнять мой прапрадед Гузаиров Мухамадьяр Сафарович, помогал ему в этом его дед Гузаир Абдулгазизович Казбекбаев и его отец Сафар Гузаирович Абдулгазизов, ну а продолжил заполнять, брат моего отца Гузаиров Вадим Валиуллович.

История семей моих родителей, очень показательна. В них заметно немало черт сходства, но очевидны и различия в материальном и социальном положении. Гузаировы с самого начала были богатыми людьми. В то время, как родственники по материнской стороне Биковы были менее обеспечены. Но время меняет многое. И сегодня они ничем не отличаются. Составление древа было трудом интересным - я столько узнал о своих родных. Семейная история оказалась богатой, в том числе на неожиданности. Самое интересное - это то, что я узнал, что моя мама, и мой отец происходят от одного и того же предка Казбикбая , родившегося в 1747 году. Еще то, что наша деревня появилась ещё раньше. На берегу озера Карагай-куль, в маленьком доме, поселился странник Дервиш, в честь его и была названа наша деревня.

Кем были мои предки на самом деле? Кто действительно был, а кто просто - легенда? В настоящее время мне удалось немного разобраться лишь с ближайшими родственниками.

Комсомол, целина, война и революции, российские императоры и их политические противники - все оказалось вплетенным в судьбы моих родственников. Богатство и нищета России, радости побед и горькая память утрат - все в истории моей семьи. Из всех материалов, которые я смогла раздобыть, я выбрала одно направление. На небольшом историческом промежутке времени (около 100 лет), я попыталась проследить, как жили мои предки - в стремлении быть, просвещенными гражданами России.

Когда мой отец и его братья были маленькими, они часто слышали различные истории о своем дедушке. И вот теперь я хочу поведать эти истории, в своей работе.

В 1880 году - родился мой прадед Гузаиров Абдулла Гузаирович. Это был удивительный человек. Он как-то рассказал моему деду такую легенду. В те далекие времена жил наш предок по имени Гузаир. Он был неверующим человеком. В то время это было редким явлением. И вот как-то раз на своём осле он отправился в соседний город. По дороге он в очередной раз рассуждал о том, что бога на свете не существует. Он громко задал вопрос, подняв руки к небу: «Если ты есть на этом свете, то подай хоть какой-нибудь знак». Как только он закончил фразу, он сам и его осёл упали замертво.

Прошло сто лет. В один из дней Гузаир очнулся, встал, отряхнул с себя песок и заметил возле себя останки своего осла. Он толком ничего не понял, но продолжил свой путь. По приходу в город, он его не узнал, всё здесь было ему незнакомо. И в то же время он это где-то видел. Гузаир стал искать своих родственников и друзей, но везде ему говорили одно, что все они давно умерли. Но вдруг к нему подошла одна старушка. Она узнала его и рассказала ему о том, что произошло сто лет тому назад. Старушке этой было тогда всего шесть лет, но она его почему-то очень хорошо запомнила. Гузаир выслушал её и пошёл своей дорогой. Он понял, что услышал голос бога и стал проповедовать божье слово.

Еще, мой дед рассказывал, что прадед был участником русско-японской войны в 1905 году. Долгое время находился в плену. Прадед сильно уважал японцев, как достойных противников, хорошо сражавшихся.

Но в то же время брезгливо относился к их кухне. Он не мог понять, как можно есть лягушек, всевозможных насекомых и червей.

Так же он являлся и участником первой Мировой войны. Вернулся он в деревню только через четыре года. Начиналась гражданская война. Белые создавали свою армию. И когда за ним пришли, чтобы забрать его в армию, прабабушка моя спрятала его в русской печи. Звали её Хайерниса, известно только, что она с Кунашакского района. После окончания войны мой прадед вернулся в свою родную деревню и устроился работать здесь лесником. В день ему приходилось проходить около 70 - 80 километров. В то время зарплату не платили, а выдавали трудодни. Но мой прадед один на всю деревню получал зарплату, так как являлся единственным пенсионером, а им выдавали деньги. Умер он в 1943 году.

В нашей семье было очень много учителей.

У Абдуллы Гузаировича было три сына. Самый старший из них Гузаиров Фаткулла Абдуллович, родился в 1911 году. Работал в Дербишевской школе учителем истории. У него было высшее образование. Когда началась Великая Отечественная война, он работал директором Байрамгуловской школы. И оттуда ушел на фронт. Там он был офицером, был награжден. К сожалению, я не располагаю сведениями о его наградах.

После окончания войны он служил в ГПУ, потом работал в деревне Дербишева и был там директором школы. Известно, что Фаткулла был сторонником Сталина и поддерживал его во всех делах. Он даже имена своим сыновьям дал следующие: Эрнст, Диас и Морис.

Второй сын прадеда Гузаиров Тарифулла Абдуллович. Был призван в ряды Красной армии в 1944 году. И служил на Дальнем Востоке пограничником 7 лет.

Третий сын Валиулла Абдуллович Гузаиров, мой дедушка. Родился он в 1929 году. Он был незаурядным человеком. Детство его было сложным.

Начиналось строительство социализма. Появлялись колхозы - первый колхоз в д. Дербишева был организован в 1928 - 1929 годах. Это был колхоз «Победа». В это же время открылась первая школа. Дед закончил в ней семь классов. Уже в четырнадцатилетнем возрасте мой дедушка работал в колхозе. Это был 1943 год. Шла Великая Отечественная война. Взрослые мужчины ушли на фронт. В колхозе их заменили женщины и подростки. Мой дедушка работал и пастухом, и косарём, и возил воду на по - левые станы, работал там, где не хватало рабочих рук.

Закончилась война, не все вернулись с фронта. Дедушка Валиулла продолжал работать в колхозе. В 1953 году после окончания Троицкого педагогического училища на работу в деревню Дербишева была направлена молодая выпускница Аминева Вафика Набиевна. Родом она была из Сосновского района. Здесь, в деревне они встретились и создали семью.

Будучи женатым, мой дед окончил курсы трактористов при Аргаяшской школе механизаторов. После окончания учебы в 1957г по призыву комсомола дед участвовал в освоении целины в Брединском районе, в колхозе Андреевском. Там он работал трактористом, был передовым трактористом, за что был награждён Почетной грамотой.

Всю свою жизнь дед трудился в родном колхозе им. Жданова. Был он и заведующим нефтебазой, управляющим центрального отделения. В1979 году дедушка ушёл на заслуженный отдых. Но и на пенсии он часто заходил в управление, интересовался жизнью колхоза, оказывал посильную помощь во время посевной и уборочной кампании.

Когда в стране началась перестройка, жители нашей деревни решили построить мечеть. И снова дед оказался в гуще событий. Он был одним из организаторов постройки мечети в нашей деревне и примерным его прихожанином. На сходе села его командировали в Челябинск для оформления документов для мечети. Это оказалось очень хлопотным и волокитным делом. Из Челябинска ему пришлось ехать в Свердловск, а потом и в город Уфу за разрешением постройки мечети. Мой дед был большим энтузиастом, общественником. Он был делегатом курултая (съезда) башкир в г. Челябинске и в г. Уфе.

Очень интересным человеком была моя бабушка Вафика Набиевна. Она работала учителем родного языка. Была очень интеллигентным эрудированным человеком, всегда говорила на литературном языке. Бабушку всегда приглашали делать доклады на праздниках. Она вела большую общественную работу, как в школе, так и на селе. Бабушка участвовала в художественной самодеятельности, была членом женсовета, не раз выбиралась депутатом сельского совета. В школе она проработала 33 года. Многие из её учеников пошли по её стопам, стали учителями башкирского языка и работают в родной школе. Так же, как и она, её брат стал учителем. Примером для них служила их мать, моя прабабушка Марьям. В двадцатые годы она училась на рабфаке, стала учителем.

Очень интересна её жизнь. Когда она начинала работать, было движение по ликвидации безграмотности. В школе учились и взрослые. Были «ученики» старше самой учительницы, моей прабабушки. Взрослые мужчины подшучивали над ней, она воспринимала это серьёзно и обижалась. Однажды произошёл такой случай: прабабушка проводила опрос по домашнему заданию, а один из великовозрастных учеников решил, как обычно подшутить. Прабабушка разозлилась и бросила в него мелом и попала в глаз. Оскорбленный юноша выбежал из класса и с тех пор не посещал школу. И что очень забавно, в скором времени они поженились.

Всю свою жизнь прабабушка много трудилась. Помогала своим детям. Была отзывчивым, честным и порядочным человеком. На её помощь можно было расчитывать в самые сложные моменты. В трудные перестроечные времена прабабушка помогала своим внукам. Когда мы с семьей жили на Севере, прабабушка постоянно вязала нам (папе, маме, мне и сестре) шерстяные носки и рукавицы. Приезжая в отпуск на Урал, мы всегда ходили в лес за ягодами и грибами, и прабабушка постоянно нас сопровождала, так как она знала все грибные и ягодные места. До конца своих дней прабабушка Марьям оставалась активной и очень подвижной.

В третьем поколении у меня еще родные дед и бабушка. Обоих я хорошо знаю и горжусь ими не меньше. Это родители моей мамы. Мой дед Биков Юмагул Баймухаметович, родился в 1947 году. Всю свою жизнь он проработал трактористом, был начальником мехотряда. За свой безупречный труд он награжден грамотами и памятными подарками. Он тоже из рода Казбикбая. Это был удивительный, добрый, отзывчивый и в то же время строгий отец. Он всегда радовался тому, что у него было три дочери и с ними совершенно не было хлопот. Поэтому моя сестра была у него любимой внучкой, так как остальные внуки. А мальчики всегда любят похулиганить. Но дед всегда мог нам найти занятие, приобщал нас к труду, а в свободное от работы время организовывал интересные игры. К сожалению, он рано ушел из жизни. Но в нашей памяти он остался самым дорогим человеком.

Мой отец Вахит Валиуллович родился 1962 году. После окончания Дербишевской средней школы он поступает в монтажный техникум, а потом служба в армии. По возвращении он работает по специальности, а через год он уезжает на Север за «романтикой». Вскоре он знакомится с моей мамой. Увозит её туда. Мы с сестрой родились на Севере. Там мы прожили одиннадцать лет. Потом мой отец вернулся на родину - в Дербишева, выполнив волю бабушки, в 2000 году.

У отца моего есть два брата. Старший брат Вадим Валиуллович пошел по стопам матери, он учитель математики и информатики, второй брат - Вадит Валиуллович, также как и мой папа закончил монтажный техникум. У всех у них есть сыновья. Род Казбикбая продолжается.

Несколько слов хотелось бы сказать о человеке, который составил нашу родословную. Это Гузаиров Мухамедьяр Сафарович. Он родился в 1903 году. Он участник Гражданской войны в д. Дербишева. Когда стали создавать в деревне первую комсомольскую ячейку, он стал одним из её организаторов и первым комсомольским секретарем. Мой папа, комсомолец 70-х годов, рассказывал, что Мухамедьяра Сафаровича часто приглашали на праздники, посвященные дню рождения комсомола. Это он начал составлять родословную и оставил нашему поколению свои записи. За что мы низко ему кланяемся. Это племянник моего прадедушки.

Занимаясь генеалогическими изысканиями, я узнал очень многое об истории башкир, о семейных традициях, обычаях, об отношении к детям, к женщине, семье. Интересно, что за сто лет в нашем роду не было ни одного развода. Новые браки заключались только в результате вдовства.

Я беседовал с родственниками разных возрастов, познакомился с документами. Многое осталось за пределами этой работы. Но я надеюсь, что кое-какие обнаруженные мной факты окажутся небесполезными для школьного музея, а также для учителей родного языка.

Предки предстали передо мною свободными людьми, всегда стремились к просвещению.

В заключении хочется поблагодарить людей, которые помогли мне в работе над историей моих предков: мою учительницу Финию Ханафеевну Зинатулину, дядю, учителя нашей школы Вадима Валиулловича Гузаирова, Виля Мухамедьяровича Гузаирова и всех, кто поделился со мной фактами из истории моих предков.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)