Производство  ->  Металлургия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Незабытое старое

Ремесло

Кузнец - мифологический персонаж, который наделен сверхъестественной силой, связанный с огнем. Мифологический кузнец олицетворяет небесный огонь и живет на небе. Он может быть богом – громовержцем или его помощником. Иногда его связывают с рудами, которые добываются из-под земли и тогда он ассоциируется с подземным огнем или вообще с нижним, подземным миром. Часто кузнеца называют посредником между верхним и нижним миром. Для белорусской мифологии характерны легенды про кузнецов Кузьму и Демьяна, которые сражались со змеем.

Кузнец мог жениться только на горшечнице, которая также изготавливала свои горшки при помощи огня. Такая пара могла выступать в роли колдунов, которые обеспечивали земле плодовитость. Праздником кузнецов считается 14 ноября, день святых Кузьмы и Демьяна. Согласно народным поверьям кузнец обладал способностями ворожить и колдовать, особенно эти способности проявлялись в отношении к воде, которой кузнец противостоит.

Термин кузнец общеславянский, он обозначает занятие, связанное с обработкой нагретого металла путём ковки, в отличие от слесарства, где преобладают работы с холодным металлом. Правда народная ковка такова разделения на знала. Сельские мастера - кузнецы выполняли работы по любой обработке металла.

Важным для развития ковки явилось разделение ее на более узкие специальности - ковки и слесарства. В общих чертах обязанности кузнеца включали: изготовление ремесленного и сельскохозяйственного оборудования, которые были связанны с горячей обработкой металла. За слесарством осталось право делать мелкие бытовые предметы, преимущественно с применением слесарных инструментов. В результате дальнейшего разделения кузнечного ремесла возникло несколько десятков профессий, связанных с изготовлением предметов труда, обмундирования, предметов домашнего обихода, декора зданий, его обстановки.

Появления ковки - одного из древнейших ремёсел на территории Беларуси - связанно с находками выплавов железа с местных болотных руд. Беларусь располагалась в зоне рудных местонахождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем. Но, несмотря на широкое распространение сырья, выплавка железа производилась далеко не на каждом городище. Трудоемкость процесса выделило кузнецов из общины и сделало из них первых ремесленников. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее), и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем, вдобавок, достаточно сложных технологических процессов.

Широким был ассортимент продукции, его можно разделить на несколько основных групп: рабочие инструменты; предметы бытового и хозяйственного предназначения; приметы работы для конника и коней; военное обмундирование.

Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно, и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания, кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Поэтому кузнецы часто считались шаманами, позже — колдунами, связанными с дьяволом, тёмными силами. В белорусской мифологии кузнецов чаще всего связывали с небесным огнём, наделяя их божественной силой бога – громовержца, который появляется как устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел, либо с подземным огнём, что было связано с добычей руд с земли, а также с Солнцем. Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами.

Также в древности кузнецам могли нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к чужому племени. В итоге они становились «мастерами - жрецами», связанными с тайным знанием, не только ремесла, но и религиозным. (Отсюда— особый ум героев-кузнецов), в белорусских сказках кузнец делает волшебную булаву, которой он (или другой персонаж) сражается против Цмока (в белорусской мифологии Огнедышещий змей).

Кузнечное ремесло — одно из древнейших ремесел. Ковка — основное техническое действие кузнеца. Ковка дала названия целой археологической эпохе - железному веку. Первыми с железом познакомились племена милоградской культуры, которые расселялись в бассейне Припяти, среднем и верхнем Приднепровье. Через одно - два столетия оно стало знакомо племенам Центральной и Западной Беларуси. Ковка стала одним из первых самостоятельных ремёсел. Уже в конце I тысячелетия н. э. были заложены основы кузнечной обработки. Техника ручной ковки почти на менялась до XIX века. Но подлинных кузниц истории известно ещё меньше, чем домниц, хотя археологи периодически обнаруживают в городищах и курганах много кованых железных изделии, в погребениях кузнецов их инструменты.

Особенное значение и различные работы были связанны с архитектурой. Коваными были крюки, защепки, замки, завесы, нередко гвозди простые или с фигурными головками, которыми укрепляли петли дверей. Основная часть кованых деталей концентрировалось на входных дверях - движимые элементы зданий. Уже в конце XIX ст. металлические завесы почти повсеместно заменяли древний способ навешивания дверей на бегуны. Всю разносторонность металлических засовов можно свести до двух основных типов: двухсторонних и односторонних. В свою очередь последние могут быть ленточными, крестоподобными, щитоподобными и 8-подобными. Наиболее распространенными были односторонние ленточные, сделанные из полосы железа и надетыми одним концом, скрученным в трубу, на крюк в ушке. Такая форма завесы, видно, наиболее древняя, в народном зодчестве как белорусов, так и других народов она без особых измен сохранилась до последнего времени. Нередко, особенно на культовых зданиях, встречается прикладное промышленное декоративное решения завес, в характере которых, с одной стороны, чувствуется интерпретация узоров с европейской архитектуры времени Готики и Ренессанса, с другой - местные традиции и древние языческие поверья.

Народные мастера-кузнецы упростили формы барокко. Завесы их работы временем грубоваты, но отличаются теплотой и пластичностью. Нередко они напоминают ветку с почками, заканчиваются листочками, змеиными и птичьими головами. Временем такое сходство чисто случайное, но нередко делалось и специально, что соответствовало древним представлением славян про магическую функцию декора с лицами зверей и птиц. Стилистически близкие узоры встречаются на архитектуре Польши, Западной Украины, России.

Декоративную функцию в оформлении входа в здание выполняли так же разные замки и запоры. Среди них наибольшее распространение имели лямки, знакомые многим соседним народам. Их исконная деталь в виде дугоподобной ручки нередко фигурно ковалась, что обеспечивало надежность защиты ее на двери, и одновременно "тешило глаз". Чаще всего завершение лямок имело листоподобную форму, но нередко можно увидеть решение в виде трехлистника, крестика, завитка и др. Особенно интересные лямки с зоологическими мотивами, обычно силуэтами птичьих либо конских головок, как правило, парных, повернутых в противолежащие стороны. На восточном полесье преобладают лямки с другой конструкцией - в виде рычага, просунутого сквозь дверное ухо. Среди них встречаются необычно интересные узоры, которые напоминают головки змей или баранов, решенных не силуэтно, а скульптурно. Похожие лямки отмечены и на левобережной Украине, а создающий компактный регион их обитания.

Особую группу складывают изделия, связанную только с культурной архитектурой. Это ажурно-кованные креста на Купалах сельских церквей, пиках костелов, на часовнях и звонницах, воротах церковных и костельных ограждений. Они встречаются по всей Беларуси, но особенно часто в ее западных регионах. Наиболее близкие аналогии прослеживаются в подобных изделиях Литвы, Польши, Западной Украины, где они распространенны достаточно хорошо. Многие узоры белорусских, литовских крестов удивляют почти что полной схожестью, что не исключает возможности активного плагиата, в многих случаях это является результатом одинакового видения христианского символа.

Значимую группу кованых изделий составляют вещи, связанные с домашним использованием, особенно кухней: приготовление еды, добывание огня, освещение помещения, вилки, кочерги и др. В послевоенное время нередко можно было увидеть деревянную кочергу, но все-таки кухонные изделия чаще, чем другие, стремились делать с железными рабочими частями, поскольку они имели дело с огнем. По утверждению польского исследователя И. Грабовского, в художественных отношениях такие изделия наиболее интересные там, где еду приготавливали на открытом огне: в Италии, Испании, горных районах Югославии. У западных и восточных славян, народов Прибалтики, Скандинавии в XIX - в начале двадцатого века кованое начало, связанное с приготовлением еды в печи, отметилось конструктивной простотой и почти полным отсутствием некоторых видов декора.

Более похожими изделиями выглядели детали мебели, особенно богато окованные сундуки и шкафы, связанных с праздничными обрядами. В станах Европы знаменитые уже во время средневековья, они были продуктом старинного высокопрофессионального ремесла. Значительным толчком для расширения их использования было в быту, главным способом местным. На полесье, как и в Украине, Польше, и форма, и название "Скрыня". Остались до самой потери их роли в народных праздничных обрядах в середине двадцатого века В конце XIX ст. в быте белорусов также широко входят «куфры» - сундуки с выпуклым верхом. Под таким же названием они присутствовали и в Польше, где распространились после наплыва западно-европейских бочечных изделий, хоть в отличии от последних имели плоскопрофильный, а не выпуклый декор. Этим же отмечаются и белорусские окованные «куфры», первые полесские , которые украшались кованными деталями ещё в первые 2-3 десятилетия XX ст. Металлические полосы с ритмично надсеченными краями украшали углы, оформляли переднюю стенку на квадраты и прямоугольники.

Но пришли другие времена и новые технологии вытеснили старые кузни на краю села или города. Профессия кузнеца хоть и осталась редкой, но один –два человека, связавшие свою жизнь с горном и молотом, есть в каждом районе нашей страны. Проходят кузнечные фестивали, белорусских кузнецов приглашают на профессиональные форумы в Россию, Украину, дальнее зарубежье. Родиной самого первого белорусского фестиваля кузнецов был город Глубокое. Именно оттуда медленно, но верно началась новая эра кузнечного мастерства. Основателем этого движения был Александр Дубина.

Сегодня можно говорить уже совершенно определённо, что возрождение кузнечного дела в Беларуси состоялась.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)