Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

«Незаконченный поединок» Александра Ивановича Куприна

Розовая девушка с кораллами на шейке

Поливает бережно клумбу резеды,

Радугой пронизав сноп воды из лейки,

И дрожат от радости мокрые цветы.

Ласточки веселые на пламени заката

Чертят черной молнией золотую даль.

Отчего ж душа моя печалью нежной сжата,

Почему мне вечера весеннего так жаль?

А. Куприн

Жизненный путь А. И. Куприна

Согласно биографическим сведениям Александр Иванович Куприн родился в сентябре 1870 года в селе Наровчат Пензенской губернии. Затем – Московский Разумовский сиротский пансион, откуда в 10 – летнем возрасте он поступает в Московскую военную академию, позже преобразованную в Кадетский корпус. Военное образование Куприн продолжает в Александровском юнкерском училище, которое заканчивает 1890 году двадцатилетним юношей. Свои впечатления от этого периода жизни будущий писатель передаст в повести «Кадеты» и в романе «Юнкера». Первым опубликованным произведением является рассказ «Последний дебют», мелодраматическая история гибели актрисы на сцене театра в конце спектакля. Ведь уже в 19 – летнем возрасте автора буквально одолевали мысли и чувства.

Формирование личности и сознания писателя проходило под сильным влиянием армейской жизни. После окончания военного училища Куприн становится подпоручиком в пехотном полку. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для будущих произведений. В петербургском журнале «Русское богатство» печатается повесть «Впотьмах». Выходят рассказы «Лунной ночью», «Дознание», «Ночлег» и другие произведения, свидетельствующие о развитии писательского мастерства автора.

В возрасте 24 лет Куприн выходит в отставку и переезжает в Киев. Он много путешествует, набирая жизненный опыт вместе с массой впечатлений от освоения различных профессий. «Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре». Очевидно это интуитивное стремление «вобрать в себя жизненные соки» было необходимо для создания его наиболее крупных произведений.

В девяностые годы позапрошлого столетия Куприн знакомится с известными литераторами, такими как Бунин, Чехов и Горький, которые впоследствии стали классиками русской литературы. В начале XIX века складывается личная жизнь писателя. Он переезжает в Петербург, что конечно более соответствует масштабу его личности, нежели прежнее место жительства. Куприн начинает работать в журнале секретарем, в Петербургских журналах появляются его известные рассказы: «Болото»; «Конокрады»; «Белый пудель». Наконец в 1905 публикуется повесть «Поединок» и писатель успешно выступает с чтением глав своего литературного шедевра. Одновременно появляются очерк «События в Севастополе», рассказы «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни», «Гамбринус». В 1907 году Куприн вторично женится и у него рождается дочь-Ксения, в дальнейшем написавшая книгу об отце и принимавшая большое участие в его судьбе.

Продолжение творчества Куприна в период русских революций ознаменовалось появлением публицистических очерков «Листригоны», рассказов о животных, рассказов «Суламифь» и в 1911 году знаменитый «Гранатовый браслет».

После Октябрьской революции писатель некоторое время работает в издательстве «Всемирная литература». Однако, он не может мириться с политикой террора и плачевной судьбой русской культуры. В 1919 году А. И. Куприн эмигрирует за границу.

Писательская судьба Куприна в семнадцатилетней Парижской эмиграции не сложилась, потому что его постоянно преследовали материальные трудности и тоска по Родине. В конце концов, писатель возвращается на Родину, но уже безнадежно больной. Куприну немало пришлось пережить и выслушать огульной критики, но сломить волю писателю никому не удалось.

Нам посчастливилось увидеть великого прозаика «вживую» на документальной киноленте, показанной в замечательной телепередаче о писателе с участием Ксении Куприной, Аллы Демидовой, Михаила Глузского и других прекрасных артистов.

А. И. Куприн успевает опубликовать очерк «Москва родная». У писателя много творческих планов, но судьба неумолима. В августе 1938 года А. И. Куприн умер. Он похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой И. С. Тургенева.

Литературное наследие

А. И. Куприн оставил после себя множество произведений. Согласно справочным данным с1892 по 1933 годы написаны наиболее значительные повести и романы «Впотьмах», «Молох», «Прапорщик армейский», «Олеся», «Кадеты», «Поединок», «Яма», «Гамбринус», «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Колесо времени», «Юнкера», «Жанета», множество рассказов и очерков.

Во всех этих произведениях проявляется не только потрясающий талант, но высочайшие человеческие качества Александра Ивановича – его гуманизм, сострадание к обездоленным людям, способность испытывать чужую боль, как свою собственную. Как отмечается в википедии: «его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность».

Многие произведения Куприна экранизированы в 20 и 21 веке, поскольку они очень актуальны и в наши дни. Экранизировано более 15 вещей. В их числе Белый пудель, Колдунья, Поединок, Гранатовый браслет, Яма, Гамбринус, Мелюзга, Юнкера.

Поединок не закончен

В русской и мировой литературе трудно найти более глубокое и многогранное произведение, чем «Поединок». Соединить в одной, в общем небольшой повести социальные проблемы общества, высветить катастрофическое состояние армии и одновременно описать глубокую человеческую драму интеллигентного молодого офицера под силу только такому выдающемуся мастеру, как Куприн. В этой повести воплощены лучшие черты русской литературы, свойственные А. П. Чехову, Ф. М. Достоевскому, М. Ю. Лермонтову.

Ясно, что главный герой близок самому автору не только военной биографией, но и внутренним состоянием души. Очень много написано критиками об этом произведении. Мы не можем претендовать на новые открытия, но отметим главные особенности героя повести и его связь с современностью. Описание страшной правды армейской жизни не требует комментариев: «Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке, – били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю», даже капитан Стельковский, который «обладал терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью», как оказалось, тоже бил солдат. Подпоручик Георгий Ромашев не является борцом за справедливость или блестящим офицером. На первый взгляд, это слабый, неустроенный человек, несчастливый влюбленный, плывущий по течению и опускающийся все глубже вместе с разлагающейся императорской армией. Он даже не предпринимает сколько-нибудь заметных усилий, чтобы добиться своей возлюбленной Шурочки. Но вот стечение обстоятельств, сплетни, ревность пробуждают в нем личность, которая становится центральной в борьбе добра со злом. Эпизод с Бек-Агамаловым решает все. Офицеры, «мужественно» гонявшие по харчевне еврейского музыканта, трусливо разбегаются при виде разбушевавшегося Бека. Только Ромашев находит в себе силы заступиться за женщину и тем самым завоевывает уважение и дружбу Бека. Мысль Куприна, на наш взгляд, состоит в том, что не внешняя бравада и показушность, а только внутренняя сила человека необорима. Пожалуй, никто кроме Ромашева, не сочувствует бесправным солдатам. Его участие в судьбе несчастного солдата Хлебникова – как крупица доброты в жестоком армейском мире.

Тяжела развязка личной драмы подпоручика Ромашева. Вероломство и расчетливость Шурочки воплощает в себе коварство Шекспировских злодеев и сродни поступкам Екатерины Измайловой.

Нам кажется, что гибель Ромашева по замыслу автора вызвана не только подлостью Николаева и Шурочки, а недостаточностью сил добра в противостоянии злу.

Далеко не все в порядке в нашей армии и в нашем обществе и сейчас, поэтому творчество А. И. Куприна всегда актуально. Сила его произведений обусловлена максимальным сочетанием сюжетной линии, психологической глубины и высочайшего литературного мастерства.

А. И. Куприн прожил содержательную жизнь и закончил свой жизненный путь на Родине – это счастливая судьба, но «поединок» не закончен.

Памятные места великого писателя

В России много мест, связанных с жизнью и творчеством А. И. Куприна. Среди них: памятник Куприну в Севастополе, дом-музей Куприна в Пензе и центральная городская библиотека имени Куприна в Гатчине.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)