Hi-Tech  ->  Программы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Информационный продукт «Отчет за четверть (год)»

В настоящее время внедрение компьютерной техники в образовательный процесс и управление образованием в образовательном учреждении стало не только необходимостью, но и реальностью. Потребность человека в информации возрастает с каждым днем. Мы должны уметь быстро её получать, отбирать, хранить. К сожалению, головной мозг человека не может уже самостоятельно справиться с возросшим потоком информации. На помощь человеку приходит современный компьютер, способный производить многие манипуляции с информацией. Не используя такие возможности на практике, человек не может избавиться от ручного труда, который отнимает много времени и сил.

Современный уровень и перспективы информатизации общества требуют автоматизации ведения документооборота и в школе. Особенно это актуально при сборе отчетности и расчетах основных показателей об успеваемости.

Заместителю директора во учебной работе приходится работать с очень большим объёмом информации: списочным составом классов, преподавателей, отчетами успеваемости, посещаемости занятий учащимися, отчетами за четверть (год) преподавателей и т. д.

Мы предлагаем завучу использовать удобное средство для обработки такого рода информации – табличный процессор Microsoft EXCEL Программа Microsoft Excel незаменима в работе учителя образовательного учреждения.

Примеры использования Microsoft Excel в ОУ:

• Ведение классного журнала

• Набора расписания уроков

• Проведение лабораторных работ

• Ведение бухгалтерской и другой отчетности, расчеты по бюджету

• Подготовка документов со сложным оформлением, требующим табличного разбиения

• Статистическая обработка баз данных по сферам деятельности ОУ

• Анализ успеваемости учеников, расчет качества обучения, выделение групп учащихся по категориям

• Математические расчеты на уроках математики, физики и информатики

• Построение диаграмм во всех сферах работы ОУ

• Автоматическое тестирование

Для оперативного решения круга проблем мы создали информационный продукт «Отчет за четверть (год) ».

Основная цель - максимально освободить учителей и завучей от рутинной многочасовой работы и предоставить возможность анализа успеваемости и посещаемости в школе. Время показало, что мы не ошиблись, и сделали то, что многим необходимо в работе.

Использование компьютера на начальном этапе внедрения программного комплекса вызывало у завучей некоторые опасения, но после первой сдачи отчета недоверие было рассеяно. Завучи по УВР также быстро оценили порядок и появившиеся возможности: печатный вид отчетов, освобождение от расчетов показателей по школе вручную, наглядное отражение успехов и проблем в успеваемости и посещаемости, возможность комплексного анализа и сравнения показателей.

Электронный документ «Отчет об успеваемости и посещаемости» прост в эксплуатации, не требует специального обучения, материальных затрат и позволяет эффективно решать проблему учета и анализа успеваемости в школе, высвобождая учителей-предметников, классных руководителей, завучей от трудоемкой рутинной работы и обеспечивает удобное хранение и анализ отчетов в электронном виде.

При создании программы решались следующие задачи:

1. Учителя-предметники и классные руководители освобождаются от выполнения каких-либо расчетов; в их обязанность входит только предоставление данных о количестве выставленных им оценок по классам, где он ведет свой предмет.

2. Форма отчета завуча по УВР формируется автоматически на базе отчетов классных руководителей, учителей-предметников.

3. Все расчеты производятся по единым формулам в автоматическом режиме.

4. Формы отчетов могут без ограничений в количественном плане предоставляться директору, завучам по УВР, классным руководителям и учителям-предметникам и отражают максимально наглядно и точно объективную картину успеваемости в школе. Это позволяет анализировать и формировать возможные пути ее повышения и решать существующие проблемы.

В папку завуча можно вносить отчёты учителей-предметников за четверть и готовые отчёты каждого учителя, на основании которых можно провести мониторинг качества образовательного процесса и составить сводный отчёт об успеваемости учащихся за четверть, о прохождении учебной программы каждым учителем и другое.

Известно, что для того, чтобы иметь представление о состоянии дел в этом направлении, необходима информация. Эта информация непосредственно поступает от классных руководителей.

Отчет классного руководителя содержит информацию по учебному году, класс, список учащихся и учебные предметы, по которым выставляются оценки по итогам четверти или года. Имеется бланк для учета перемещения учащихся. Количество выбывших и прибывших. Классный руководитель указывает в отчете количество отличников, хорошистов и неуспевающих учащихся. Указывается дата заполнения и подпись классного руководителя.

В нашей школе разработан электронная форма специального отчета учителя - предметника, который заполняется в конце учебной четверти учителем - предметником и сдается в учебную часть.

Отчет учителя – предметника за четверть.

Все это представляет собой входную информацию (не считая данных, которые высчитываются автоматически в процессе заполнения), которая затем обрабатывается на компьютере.

Данная информация дает картину по качеству и успеваемости по учителю-предметнику в конкретном классе, а затем обобщенную картину по всем классам, в которых работает учитель. Эта информация используется как при аттестации, так и при организации персонального контроля.

В отчете можно выделить две области.

Первая – это область, которая должна быть заполнена учителем-предметником или классным руководителем.

Вручную заполняются следующие графы по каждому классу:

• количество учащихся на начало четверти;

• выбыли из школы;

• прибыли в школу;

• выбыли в другой класс;

• прибыли из другого класса;

• количество учащихся на конец четверти;

• количество отличников;

• количество учащихся, успевающих на «4» и «5»;

• опоздания;

• пропуски;

• пропуски по неуважительной причине;

• всеобуч;

• посещение учащихся на дому; а также

• количество пятерок, четверок и двоек по каждому предмету, изучаемому учащимися данного класса.

Вторая область программы содержит расчетные.

Во-первых, ведется подсчет по всем выше перечисленным параметрам по параллели в целом:

=СУММ(K4:K8)

Во-вторых, подсчитывается успеваемость

=($G$9-M9)/$G$9 и качество по каждому предмету

=(K9+L9)/$G$9, где

G9 – общее количество аттестованных учеников по данному предмету,

М9 – общее количество двоек,

K9– общее количество пятерок,

L9– общее количество четверок.

А также подсчитывается успеваемость

=($G$9-J9)/$G$9 и качество по параллели в целом

=(H9+I9)/$G$9, где

G9 – общее количество аттестованных учеников по параллели,

J9 – общее количество неуспевающих,

H9– общее количество отличников,

I9– общее количество учащихся, успевающих на «4» и «5».

Далее подобные расчеты проводятся по каждому звену:

• начальная школа (1 – 4 классы);

• среднее звено (5 – 9 классы);

• старшие классы (10 – 11 классы);

• 5 – 11 классы.

Здесь расчеты значительно усложняются, так как даже в одной параллели классы могут изучать различный набор предметов, поэтому для каждого случая приходится вводить свою формулу расчета успеваемости и качества знаний.

Например, информатика в среднем звене изучается только в классах – интенсивах, поэтому расчеты успеваемости

=(($G$25+$G$16+$G$8)-AZ46)/($G$25+$G$16+$G$8) и качества

=(AX46+AY46)/($G$25+$G$16+$G$8+$G$34) достаточно сложны.

Еще сложнее обстоит дело подсчета параметров по школе в целом.

Например, качество обученности по предмету «Технология» рассчитывается

=(BD71+BE71)/($G$72-$G$8-$G$16-$G$25-$G$34-$G$43+$G$39-$G$49-$G$58+$G$57), где

BD71 – количество пятерок;

BE71 – количество четверок.

Из общего количества аттестованных учащихся вычитается количество учащихся классов, не изучающих данный предмет:

✓ $G$8-5ж, $G$16-6ж, $G$25-7ж, $G$34-8ж: классы – интенсивы, (у них предмет «Технология» по учебному плану заменен предметом «Информационные технологии»);

✓ -$G$43+$G$39-$G$49-$G$58+$G$57 (только один класс (общеобразовательный) из параллелей 9-х, 10-х и 11-х классов изучают данный предмет в связи с введением в школе профильного обучения и предпрофильной подготовки).

Аналогичным образом рассчитывается и успеваемость

=(($G$72-$G$8-$G$16-$G$25-$G$34-$G$43+$G$39-$G$49-$G$58+$G$57)-BF71)/($G$72-$G$8-$G$16-$G$25-$G$34-$G$43+$G$39-$G$49-$G$58+$G$57).

Сложность данного отчета состояла в том, чтобы учесть все нюансы, связанные различным набором преподаваемых предметов.

Так как форма получилась довольно большая, для удобства работы в окне применена сервисная возможность «Закрепление области».

Все отчеты формируются каждую четверть, полугодие и год по всем классам. При необходимости на основе имеющихся данных можно построить другие типы графиков. Дальнейший анализ отчетов и графиков производится завучем. Все необходимые ему отчеты и графики можно вывести на печать или посмотреть в компьютере.

Программа прошла апробацию и совершенствовалась в течение трех учебных четвертей. С помощью нашей программы созданы отчеты за IV четверть и год в 2008 – 2009 учебном году. Все завучи по УВР признают удобство и эффективность полученных результатов.

Эффективное внедрение информационных компьютерных технологий в управление образовательными учреждениями является ключом к решению проблем, связанных с повышением эффективности управленческой деятельности, в частности, главной - повышение уровня образования в целом. Решение этой задачи требует разумного, оптимального сочетания лучших традиционных методов управления и нового понимания самого процесса управления. Приобретение, внедрение и использование ИТ в управленческой деятельности позволяют влиять на эффективность управления, облегчают труд администратора. Преимущества ИТ проявляются при обработке больших объемов информации, проведении мониторинга, составлении расписания занятий. Главная перспектива - создание единого информационного пространства.

Форма отчета (приложение)

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)