Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2019-10-31

Николо – Вяжищский Ставропигиальный женский монастырь и его изразцы. Часть 2

Продолжение

Изразцы Вяжищского архитектурного комплекса

Если изучение изразцов в собрании Новгородского музея началось недавно, то некоторые изразцовые памятники, прежде всего Вяжищский монастырь, давно вызывали интерес. Начиная с середины XIX века изразцовый декор этой обители и других новгородских храмов уже нередко упоминался в публикациях. Впоследствии именно монументально-декоративная керамика Вяжищ стала одной из основных научных тем, по которой статья В. П. Выголова остается до настоящего времени самой полной и основательной работой.

История изучения новгородских изразцов, насчитывающая более 150 лет, вновь получила продолжение в наши дни, когда наряду с другими памятниками монументально-декоративная керамика Вяжищ стала предметом исследования С. И. Барановой.

В Новгородском музее находился еще одна группа произведений монументально-декоративной керамики – Рельефные полихромные изразцы Вяжищского Монастыря (конец XVII – начало XVIII вв. ). Архитектурный ансамбль этой обители включает Никольский собор, церкви св. Иоанна Богослова и Вознесения с трапезной палатой и колокольней, а также ведущие от трапезной к собору двухъярусные галереи с крыльцами.

Никольский собор (1681-1685 гг. ), освященный митрополитом Корнилием (1674—1695 гг. ), имел традиционное для своего времени изразцовое убранство - отдельные вставки заполняли ширинчатые углубления на фасадах галерей. Керамический декор грандиозного трапезного храма, несравнимо более сложный и богатый, кажется, был противопоставлен скромному убранству собора. Замысел включал широкие изразцовые фризы, обходившие здания; роскошные керамические наличники, обрамлявшие многочисленные оконные приемы храмов и трапезной палаты; изразцовые тяги между окнами и пояс под карнизом, украшавшие барабаны; а также отдельные изразцы на лопатках, дополнявшие убранство. Кроме того, в интерьерах располагались изразцовые порталы, а также - печи, как предполагал Л. Е. Красноречьев, руководивший исследованием и реставрацией сооружении Вяжищского монастыря.

Строительство трапезного храма началось, по всей видимости, не позднее 1694 г. , так как этим годом была датирована “роспись подрядная” на производство изразцов, на которую ссылался архимандрит Макарий. Работы были завершены в 1698 г. при митрополите Иове (1697 - 1716 гг. ), но разразившаяся в том же году буря нанесла повреждения, которые были устранены только в 1702 г. Монастырский ансамбль получил завершение в 1708 г. , когда над западной частью трапезной палаты была возведена колокольня с развитым изразцовым декором, включавшим изразцовые фризы и тяги, керамические наличники, многочисленные вставки из крупных изразцов. Двухъярусные галереи с крыльцами также получили украшение в виде изразцовых панно и отдельных вставок изразцов.

В фонде архитектурно-археологических коллекций выявлено несколько десятков изразцов почти полной сохранности и фрагментов, обнаруженных в процессе исследований и реставрации Вяжищского монастыря под руководством С. Н. Орлова, Л. Е. Красноречьева и Н. Н Кузьминой в 1950 - 1990-х годах. К сожалению, сведения о первоначальном местоположении керамики утрачены, однако в процессе атрибуции могут быть привлечены сохранившиеся на фасадах подобные изразцы. В группу Вяжищской керамики объединены стеновые, поясовые и профильные изразцы, входившие, по всей видимости, в состав разных элементов убранства храмов, трапезной палаты и колокольни. В фонде выявлены не только многие разновидности керамики, но и в пределах одного вида обнаружены варианты форм и размеров. Самую большую общность образуют крупные стеновые изразцы, представленные в широком диапазоне размеров: от 24,0 х 20,2 до 30,8 х 30,8 и даже - 37,6 х 38,8; есть среди них «половинки». В. П. Выголов отмечал, что уже крупные размеры стеновых изразцов, особенно по сравнению с теми, которые используются в облицовке печей, указывают «на их архитектурное назначение». Л. Е. Красноречьев отмечал, что «многие изразцы» Вяжищской трапезной являются печными, но «большинство изразцов заказывалось именно для оформления окон, порталов, фризов и т. д. ».

Поясовые изразцы, находящиеся в фонде, не столь многочисленны, хотя включены предметы разных размеров. Более полно представлены профильные изразцы: тяги двух размеров, перемычки с профилем в виде четвертного вала и полочки, а также крупные перемычки сложного профиля. Среди изразцов этой группы необычной формой выделяются те, из которых выложены колонки по сторонам окон. В. П. Выголов отмечал, что в целом состав и формы керамики Вяжищ не имеют «ничего общего с печным декором», кроме того, укрупненный масштаб, четкие и ясно читаемые формы орнамента также свидетельствует о ее монументальном характере.

Орнаментальные мотивы вяжищских изразцов, находящихся в фонде, достаточно разнообразны: от «простейшей» разновидности с изображением трех бутонов в фигурной рамке, сильно стилизованные орлы, вазоны различных цветов, украшающих стеновые изразцы до достаточно редких в полихромной керамике, но занимающих значительное место в изразцовом декоре Вяжищ изображений льва, единорога и, особенно двуглавого орла. Эти сюжеты, воплощающие «государственную» тему и образующие «единый тематический декор» колокольни (1708 г. ), исследователи связывают с успехами в Северной войне и личностью митрополита Иова, «пользовавшегося особым уважением и расположением самого Петра и его ближайшего окружения».

Среди произведений вяжищской керамики в собрании музея находится один, имеющий максимально большие размеры, с изображением креста, занимающего почти всю лицевую поверхность. Изготовление подобных изразцов, редко встречающихся в полихромной керамике, но широко представленных в декоре Вяжищ, осуществлялось, как предположил В. П. Выголов, только по специальным заказам.

Изразцы с изображением разнообразных стилизованных растительных орнаментов преобладают в фонде архитектурно-археологических коллекций. Они являются также самыми многочисленными в декоре Вяжищ, что подтвердили исследования Л. Е. Красноречьева, занимавшегося систематизацией вяжищских изразцов. Л. Е Красноречьев зафиксировал не только все разновидности керамики, но и варианты цветовых решений одной композиции - «два, три и более (до десятка) вариантов». В фонде архитектурно-археологических коллекций также представлены произведения с разными вариантами цветового решения аналогичных орнаментов. Однако следует отметить, что при любом варианте цветового решения изразцы выглядят неизменно нарядными во многом благодаря сияющему бирюзовому фону - от светло-бирюзового до зелено-бирюзового - и обилию белого и желтого в орнаментах. Изразцы Вяжищского монастыря сохранили не только яркую многоцветность, но блеск и прочность глазурного покрытия, их технические характеристики “удовлетворяют самым строгим нормативным требованиям”, что подтверждено в ходе исследований, проведенных Ю. Л. Щаповой.

Проблема происхождения Вяжищской керамики давно привлекала внимание исследователей И. Г. Сахарова и Н. В. Воронова, занимавшихся изучением московских изразцов и находившие близкими орнаментальные мотивы поясовых изразцов Иосифо-Волоколамского и Вяжищского монастырей, считали, тем не менее, что трапезный храм Вяжищ далек «по общему стилю изразцового убранства от московских Храмов».

В. П. Выголов предполагал, что роскошное керамическое убранство Вяжищ — «сложное и огромное по масштабам изразцовое дело» — могло быть исполнено только в крупнейших центрах по производству подобного декора, а исследование отдельных мотивов и их трактовки в керамике, не обладающей единством, привело его к заключению, что «изразцовый декор тяготеет частью к Москве, частью - к Ярославлю». С московской школой исследователь связывал «композиции с крупными вазами», «полуколонки - пилястры с виноградной лозой», «полувалы с аналогичными мотивами» и другие, а с ярославской - в частности, «большие полувалы с косыми полосами», изразцы «с волютообразными завитками», однако не исключалось и участие новгородского керамического производства, которому приписывались изразцы с изображением крестов.

С. И. Сивак соглашалась с В. П. Выголовым в том, «что специально фасадная керамика» Вяжищ имеет «не новгородское происхождение» Л. Е. Красноречьев, напротив, считал, «что поливная керамика для фасадов и интерьера трапезной в Вяжищском монастыре изготавливалась местными мастерами, «наиболее вероятными исполнителями были изразечники Валдайского Иверского монастыря».

Е. В. Кондратьева и Л. Г. Паничева, изучавшие изразцы с «ковровым орнаментом», обнаружили аналогии некоторым Вяжищским изразцам в памятниках Москвы, Иосифо-Волоколамского монастыря и Ярославля и даже отметили, что «изразцы из Коломенского и новгородского Вяжищского монастыря производят впечатление оттиснутых в одной форме». Однако они же указали, что изразцы с «усложненной фигурной рамкой» на фризе южного фасада трапезной, нигде кроме Вяжищ не встречаются, и выделили три типа уникальных крупноразмерных изразцов, которым не обнаружено «пока никаких аналогий». В настоящее время можно отметить, что позиции исследователей сближаются только в том, что керамика Вяжищ неоднородна и создавалась, по всей видимости, разными мастерами. Круг произведений, привлекаемых в качестве аналогий, ограничивается, в основном, московскими и ярославскими памятниками. С проблемой атрибуции изразцов связан вопрос датирования вяжищской керамики, которая, возможно, заказывалась дважды: изразцовый декор храма с трапезной – в конце XVII в. и в начале XVIII в. – керамическое убранство колокольни, однако известна только одна дата «росписи подрядной» - 1694 г.

Иверская изразцовая мастерская

В истории Иверской изразцовой мастерской, основанной патриархом Никоном в 1655 году и работавшей с перерывами до 1690-х гг. , С. И. Сивак, посвятившая eй специальные исследования, выделила три этапа. Первый - «белорусский» или «литовский» (1655-1658 гг. ) связан, по ее мнению, с именем привезенного из города Копыси Игната Максимова и других мастеров, владевших секретом изготовления разноцветных глухих глазурей и наладивших производство печных изразцов из валдайской глины. В соответствии с источниками в течение второго этапа (1663-1679 те) работал Яков Степанов сын Червяков, обучивший, “как на кафли краски розные наводить” старца Селивестра, ставшего главным мастером третьего этапа (1679-1690 гг. ). По архивным документам С. И. Сивак установила, что Никон создал в монастыре, кроме изразцовой, мастерские резьбы по дереву и изготовлению кирпича.

Эти мастера, по предположению исследователя, также принимали участие в изготовлении изразцов: резчики, по всей видимости, создавали деревянные формы с контррельефным орнаментом, а обжиг керамики осуществлялся в “гончарне”, мастера которой иногда становились изразечниками. Процесс обучения изразечному делу был длительным: обучающийся седьмой год «на образцы краски наводить» считался учеником.

M. B. Фролов и Л. А. Беляев отметили также, что белорусские мастера “принесли новую конструкцию изразцов - румпу, отступающую от края лицевой пластины, и две лицевые пластины на угловых изразцах, позволяющие класть лечь без угловых вертикальных швов”.

Архивные документы, опубликованные СИ. Сивак и другими исследователями, подтверждают ее мнение о том, что с самого начала керамическая мастерская «были нацелена на громадное по своим масштабам производство только лишь печных изразцов». Так, например, Е. В. Кондратьева упоминала в статье монастырские документы, в соответствии с которыми уже в августе - сентябре 1655 г. Игнату Максимову было выплачено более ста рублей за изготовление изразцов и за «кладение» из них 16 печей в самом монастыре и пяти печей в его окрестностях, у него же куплено в монастырь 1800 «муравленых», 1050 «покощаных» (полихромных) и 600 белых изразцов. Основываясь на сведениях источников, она пришла также к заключению, что новгородский Софийский дом был «самым частым заказчиком иверской печной керамики».

С. И. Сивак обнаружила источник, на которого стало известно о составе одного большого заказа, выполненного Селивестром для Новгорода: 810 полихромных изразцов, 220 белых и 88 «больших и малых корунок», по всей видимости, городков (очевидно, для 5—7 печей).

В течение длительного времени деятельность мастерской реконструировалась по архивным документам, круг произведений устанавливался на основании сведений источников, а также типологического и стилистическою анализа сохранившейся керамики. Изразцы, найденные в ходе исследований на территории Иверского монастыря в 1960-е, 1980-1990-е гг. и являющиеся, вероятнее всего, продукцией Валдайской мастерской, расширяют возможности поиска и атрибуции керамики этого круга. Значительную часть находок составляют произведения, обнаруженные архитектурно-археологической экспедицией под руководством В. А. Булкина в 1990 год. В этой крупной коллекции представлены, в основном, фрагментированные материалы: печные рельефные красные и муравленые изразцы, а также керамика, аналогичная той, которая была использована в убранстве наличников Настоятельского корпуса Валдайской обители. Обнаруженные предметы были созданы, вероятнее всего, не только в мастерской Иверского монастыря, но, что также вполне вероятно, отдельные изразцы - при участии мастера Селивестра, известного по документам. Такое предположение возникло в процессе изучения многочисленной группы фрагментов муравленых изразцов с изображением букета и вазона в многоугольной рамке.

Аналогичная керамика на фасадах Благовещенской церкви с трапезной Зеленецкого монастыря была изготовлена, по предположению Е. В. Кондратьевой, старцем Селивестром, который в соответствии с архивными документами был отпущен по просьбе митрополита Корнилия в апреле 1681 г. из Иверского монастыря в Зеленецкий. Подобные муравленые изразцы были выявлены также в небольшом - около 100 произведений - собрании Валдайского филиала Новгородского музея, сформированном в течение 1960-х, 1980 - 1990-х гг. , главным образом, из разрозненных и фрагментированных материалов, обнаруженных в ходе раскопок на территории Иверского монастыря, а также в процессе изучения и реставрации монастырских построек.

Изразцы еще двух новгородских храмов, включенные в фонд архитектурно-археологических коллекций, связанны, по всей видимости, с керамической мастерской Иверского монастыря. Это фрагменты муравленой керамики из церкви св. Феодора Стратилата на Щирковой улице, найденной в 1993 Г. В. А. Дружининым, а также значительное количество изразцов — стеновые, поясовые, перемычки — обнаруженных в процессе исследований под руководством Г. М. Штендера в Хутынском монастыре у Берегового корпуса с так называемым Архиерейским домом в конце 1970-х гг.

Технология изготовления изразцов

Технология изготовления коробчатых изразцов XVI-XVII веков сложнее технологии производства горшковых изразцов и показывает качественно-новый уровень гончарного ремесла позднефеодального периода. Лицевая пластина коробчатых изразцов оттискивается в специальных формах, изготовленных из дерева или глины (матрицах). На матрице вырезался орнамент, который затем передавался изразцу.

Красота изразцового убранства зависела в древности от искусства мастера, резавшего деревянные формы для изразцов. Недаром само слово ´´изразец´´ – это то, что вырезано, обработано.

Формовка коробчатого изразца производилась в несколько этапов. Матрицу клали на гончарный круг, затем, присыпав тонким слоем песка, заполняли сырой глиняной маской – мягкой и вязкой. Тщательно вминали её во все неровности, мельчайшие углубления рельефа, чтобы не образовались пустоты. Когда форма заполнялась доверху, выравнивали верхний слой глины. Медленно поворачивая круг, изразцовой пластине наращивали румпу. Когда после воздушной усадки глина затвердевала, изразец снимали с формы, окончательно просушивали и обжигали. Температура обжига равнялась 700-7500С. , изразцы с поливой обжигались при температуре свыше 9500С. Для их обжига использовалось несколько горнов, т. к. нанесение поливы требовало повторного обжига изразца и наличие одной обжигательной камеры не могло удовлетворить мастера. Горн имел цилиндрическую форму, состоял из двух камер, нижняя из которых выполняла роль топки.

В технике обжига важен каждый градус, каждая минута, т. к. один и тот же состав поливы при разном режиме обжига может дать различную цветовую окраску. Основных цветов в русском изразце пять – белый, желтый, синий, зелёный, коричневый. И не счесть оттенков. Расцвечивают изразцы глазурями, эмалями – непрозрачными ´´глухими´´ глазурями, ангобами.

´´Глазурь – тонкий (0, 10, 3 мм) стекловидный слой, нанесённый на поверхность керамического изделия и закреплённый на нем обжигом. Эмали предохраняют керамические изделия от загрязнения, придают им красочность, снижают влагопроницаемость. Правильно подобранная глазурь повышает прочность керамических изделий. Глазуровать можно как нерасписанные изделия, так и расписанные подглазурными красками и ангобами´´.

Глазурь наносится на поверхность изделия костью, а так же окунанием и обливанием.

В качестве красящих компонентов в состав глазурей вводят: оксид меди CuO – для получения зелёного и сине-зелёного цветов; оксид хрома CrO3 – зелёный краситель; оксид марганца MnO – придающий коричневый, фиолетовый и розовый цвета; оксид кобальта CoO – придающий синий цвет различных оттенков; селенокадмиевые пигменты – цвет от оранжевого до алого; оксид железа Fe2O3 – цвет от желтого до коричневого и др. вещества.

После высыхания глазури изделия обжигают, а чтобы глазурь не потрескалась, изделия должны остывать медленно вместе с печью.

• гладкие плитки без румпы с покрытием цветными глазурями и эмалями. В процессе обжига (900-950°С) поверхность плитки поливают расплавленными глазурями и эмалями. Для получения того или иного декоративного эффекта издревле применялись различные технические приемы. Например, в горизонтальном направлении наносили несколько полос эмалей или глазурей различного цвета, после чего их «прочесывали» металлическим гребнем в вертикальном направлении. Вязкие глазури и эмали входили друг в друга, создавая причудливые узоры (флиндровка). В другом случае на поверхность плитки каплями наносили глазурь нескольких цветов и встряхивали. При этом разноокрашенные глазури затекали «цвет в цвет», имитируя рисунок натурального камня: мрамора, яшмы и др. Такими плитками, в частности, были облицованы пол и стены в Десятинной церкви в Киеве (X в. );

• изразцы, покрытые зеленой глазурью или «муравленые», получали из красножгущихся и светлоокрашенных глин. После формовки, сушки, обжига (800~85СГС) и охлаждения изделия поливали глазурью, содержащей зеленый пигмент (различные соединения меди), и подвергали вторичному обжигу при температуре 900-920°С. В том случае, когда для изготовления изразцов использовали красножгущиеся глины, перед глазурованием поверхность плитки покрывалась белым ангобом - водной суспензией беложгущейся глины. На светлой подложке зеленая глазурь приобретала более насыщенный цветовой тон. «Муравленые» изразцы изготавливались гладкими или с рельефными изображениями;

• многоцветные глазурованные изразцовые рельефы представляют собой большемерные декоративные орнаментальные или тематические композиции, собранные из крупных элементов. Для их изготовления применялась светло-серая глина и глазури пяти тонов: синего, желтого золотистого, зеленого, фиолетово-коричневого. Размеры таких изразцовых панно зачастую поражают воображение. Например, Успенский собор в Дмитрове (XVI в. ) украшен двумя рельефными распятиями (282х162 см) и круглым медальоном с изображением св. Георгия Победоносца, диаметром 293 см (!);

• полихромные (ценинные) изразцы. Их массовое производство началось на Руси в середине XVII в. мастерских при Иверском и Новоиерусалимском монастырях и связывается с именем патриарха Никона.

Ценинные изразцы формовали из красножгущихся глин с добавлением песка, извести и др. сырьевых материалов. Затем их сушили и обжигали при температуре 900°С для придания им необходимой прочности и неразмокаемости в воде перед росписью цветными глазурями и эмалями. Рельеф расписывали вручную кистями, после чего изразец снова обжигали (950-980°С). На сегодняшний день в России наиболее грандиозным памятником, где полихромная керамика нашла массовое применение, считается комплекс сооружений Новоиерусалимского монастыря (XVII в. ). Здесь было использовано более 50 тыс. ценинных изразцов;

• плоские поливные изразцы с росписью по сырой эмали отличались тем, что отформованное, лишенное рельефа изделие обжигали (850-900°С) и после охлаждения поливали лицевую поверхность водной суспензией белой эмали, по которой затем выполняли роспись специальными красками, содержащими жаростойкие оксиды цветных металлов и пигменты в смеси с глазурью (флюсом). После росписи изразец снова обжигали до температуры расплавления эмали (950-980°С), и краски сплавлялись с ней. Такие изразцы обычно использовались для облицовки печей. Интересно то, что первоначально в России в начале XVIII в. их изготавливали в подражание голландским образцам и расписывали синим или фиолетово-коричневым цветом. Синий получали смешением тонкомолотой смеси кобальтовой руды (оксида кобальта) с глазурью, а фиолетово-коричневый тон давала марганцевая руда - пиролюзит. В более позднее время, когда в этом виде декоративно-прикладного искусства возобладала русская культурная традиция, изразцы стали полихромными.

Способы восстановления фасадного керамического декора

В процессе эксплуатации здания фасадные изразцы подвергаются интенсивному воздействию внешнеклиматических явлений; влаги, мигрирующей из помещений сквозь стены постройки наружу, и факторов техногенного происхождения. Вследствие столь мощной комплексной агрессии с течением времени на фасадных изразцах возникают следующие изменения:

- отслоение глазурного и эмалевого покрытий вместе с керамической основой изразцов;

- растрескивание изразцов;

- разрыхление керамической основы изразцов.

В практике производства реставрационных работ применяют несколько способов восстановления элементов керамического декора.

• Первый способ - исправление дефектов поверхности изразцов при помощи цементного или гипсового раствора с последующей росписью цветными эмалями, изготовленными на основе синтетических смол, или масляными красками. Используя данный технологический прием, можно добиться хорошего визуального эффекта, который, однако, будет сохраняться не более 2-х лет. По прошествии этого времени смола потемнеет и изменит колористическую гамму изразца. Более того, влага будет перемещаться из помещения сквозь кирпичную кладку стены к наружной поверхности изразца, которая покрыта паронепроницаемой пленкой из синтетической смолы или масляной краски. В зимний период, при отрицательной температуре, скопившаяся в изразце влага неизбежно замерзнет. Понижение внешней температуры (например, до -22°С) приведет к развитию внутри изразца избыточного давления, значения которого будут находиться в пределах 20-60 атм. (!). В таких условиях неминуем отрыв наружной пленки вместе с поверхностными слоями керамической основы изразца. Кроме того, следует иметь в виду то, что используемый при восстановлении рельефа гипс не выдерживает сколько-нибудь длительного атмосферного воздействия, а цемент, который, затвердевая, увеличивается в объеме, будет разрушать сохранившуюся кирпичную кладку. Такая «реставрация» не только не спасет памятник, но приведет его в еще более плачевное состояние.

В последнее время значительное распространение получили ремонтные, подготовительные и окрасочные составы на основе акриловых композиций, некоторые из которых рекомендуются производителями для выполнения реставрационных работ. Эти материалы действительно обладают хорошими свойствами паропроницаемости, высокой адгезией к различным основам и способны сопротивляться воздействию внешних агрессивных факторов в течение 10-20 лет. И все же, когда речь идет о восстановлении памятника, которому 300-400 лет, этого срока явно недостаточно. Учитывая, что процесс реставрации такого объекта связан с привлечением огромных финансовых и материальных средств, нужны материалы, обеспечивающие сохранность объекта как минимум в течение 100 лет.

• Второй способ заключается в восстановлении изразцов с участками отслоившегося эмалевого покрытия путем применения сухих глазурей с дальнейшим их расплавлением в пламени газовой горелки. В данном случае наружный перегрев приводит к местному расширению поверхностного слоя керамической основы, в то время как ее более глубокие участки не подвергаются термическому воздействию. В процессе остывания усадка керамической основы идет неравномерно, что вызывает развитие значительных внутренних напряжений и способствует растрескиванию основы изразца. При сильных морозах поверхностный слой эмали будет отслаиваться вместе с керамической основой. Этот способ, как и предыдущий, не решая проблемы сохранения исторического объекта, только усугубляет его состояние.

• Существует третий способ реставрации архитектурной керамики, когда из фасада вырубаются хорошо сохранившиеся образцы тех типов изразцового декора, которые разрушились и подлежат замене. Извлеченные из стены подлинники служат эталоном для изготовления копий в условиях современного керамического производства. Поскольку в большинстве памятников русской архитектуры изразцовый декор представлен несколькими десятками типов изделий, различающихся по конструкции и скульптурно-композиционному решению рельефа, этот способ реставрации также нанесет историческому объекту непоправимый ущерб.

Великая архитектура – это величайшее свидетельство человеческого величия.

Ф. Райт.

В нашем городе в настоящее время существует много монастырей, каждый из них по – своему уникален. Я решила рассказать об одном из них.

На левой стороне реки Каменки, которая ниже по течению именуется Веряжею, в двенадцати километрах на Северо – запад от Новгорода, в болотистой топкой местности, называемой Вяжище, в конце XIV века появился еще один пригородный монастырь Великого Новгорода. Кто был основателем монастыря св. Николы в Вяжищах, доподлинно сказать трудно. По монастырским записям – это монахи Евфросин, Игнатий и Галактион и несколько позже пришедший иеромонах Пимен, ставший впоследствии первым игуменом. Предание добавляет, что на этом месте было явление чудотворной иконы св. Николая, от которого получил исцеление боярин – владелец этих мест, отдавший место монахам. Первыми монахами были построены кельи и небольшая деревянная церквушка Николая чудотворца.

Следующий этап строительства Вяжищского монастыря был связан с именем новгородского архиепископа Евфимия II. Евфимий проводил в городе и его окрестностях большое строительство. Вяжищский монастырь был духовной колыбелью архиепископа и именно по этому он с особой любовью относился к монастырю.

Особенно значительно увеличились монастырские вотчины и привилегии в XVI – XVII веках. В 1510 году великий князь Василий Иванович дал Вяжищскому монастырю грамоту, которая освободила игумена и братию от светского суда и от пошлин в пользу Новгородского владыки. По писцовым книгам 1500 года указывается в монастыре “4 церкви да трапеза камены”. Из этой записи видно, что Никольская церковь уже была двухэтажной, на верхнем этаже находился сам храм св. Николы чудотворца, а на нижнем, видимо, сначала размещались складские помещения, которые после смерти Евфимия были превращены в церковь его имени.

С 1683 по 1697 год монастырем руководил Боголеп Саблин – человек честолюбивый, имевший большие связи в столице. Это по его указанию было начато строительство роскошного храма.

К середине XVIII века Вяжищский монастырь представляет собой сложный архитектурный и хозяйственный комплекс, состоявший из множества каменных и деревянных построек. В 1764 году Екатериной II была проведена секуляризация* церковных и монастырских земель, государству перешло 910866 крестьян и большие земельные угодья, бывшие ранее монастырскими. Монастыри лишались всех вотчинных имений, за ними оставалось небольшое количество служителей и земля для огородов, садов, выгонов для скота. Взамен монастырям назначалось денежное годовое жалование, размеры которого определялись богатством и знатностью того или иного монастыря.

Была в монастыре и тюрьма, которая не пустовала. Монастырская тюрьма, судя по документам XVIII – XIX веков, была местом заключения священников, монахов за “Ложное сказывание слова и дела”, за “непристойные духовному сану поступки”, “по секретному делу” и т. д. Кроме лиц духовного звания, в монастыре содержались крестьяне, военные и другие. Только за 20 лет с 1745 по 1766 год в монастыре находилось в заточении около 40 узников, причем ссылали сюда не только взрослых, но и детей. В 1751 году, например, в ней отбывал наказание ученик Новгородской семинарии и крестьянин, дьячок и бывший кирасир. После 1873 года документы об узниках монастырской тюрьмы отсутствуют.

В 1914 году Новгородское губернское земство решило создать здесь опытное поле по изучению культуры болот. В 1916 году задачи опытного поля были расширенны – создали гидромодульный отдел. С этого времени, кроме агрономических вопросов, отдел начал заниматься и мелиорацией.

В 1964 году противоаварийные строительные мероприятия переросли в реставрационно – восстановительные. По отдельным деталям вырисовывался первоначальный облик памятника.

Святыня обители – мощи святителя Евфимия, почивают под спудом в храме, посвященном его имени. Другая известная святыня монастыря – чудотворная икона святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца находится в музее Московского Кремля.

Этот монастырь отличается от всех остальных своими украшениями – изразцами. Это уникальное строение на территории Великого Новгорода, в архитектурном ансамбле которого сохранилось такое большое количество изразцового убранства.

Впервые изразцы появились в конце XVI - начале XV века на юге Европы и уже оттуда через немецкие княжества, через Польшу и Прибалтику перекочевали к нам в Россию.

Увлечение Петра I голландской и немецкой культурой породило в XVIII веке еще одно название изразцов – “кафли”, или ”кахли”. (”Kachel” – так в просторечии называли в XV – XVI веках на юге Германии глиняные миски и плошки. ) Этот термин изредка употреблялся даже в XIX и XX веках, правда, только для гладких белых, не раскрашенных изразцов.

Изразец – слово исконно русское. Произошло оно от древнего “образец” (именно так называли до конца XVII века керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях). “Образить” – обработать, придать красивый вид, украсить, а так как для декоративного убранства зданий изготовляли сотни и тысячи одинаковых керамических украшений, то и слово “образец” приобрело со временем новый смысл: “модель”, “лекало”, то есть вещь, по размеру и подобию которой следует создавать все остальные (характерно, что в некоторых среднерусских областных говорах вместо терминов “модель” и ”лекало” еще в XIX веке сплошь и рядом употребляли слово “израз”).

Сейчас трудно себе представить, как развивалось бы искусство отечественной архитектурной керамики, не случись на Руси страшного, все уничтожающего бедствия – татаро–монгольского нашествия. Сравнивая это иноземное иго с владычеством мавров в Испании, А. С. Пушкин с горечью отмечал, что “татары не принесли нам ни алгебры, ни Аристотеля”.

Как правило, изразец походил на коробку из обожженной глины, только без крышки. Стенки коробки, необходимые для крепления изразца в стене, называли румпой. На лицевую сторону дня коробки наносили рисованный или рельефный узор, а сверху его очень часто покрывали цветной прозрачной стекловидной поливой – глазурью или непрозрачной – эмалью.

В собрании нашего Новгородского музея есть отдельная экспозиция изразцов, но, к сожалению, большинство их является только фрагментами. В связи с этим Вяжищский монастырь имеет особую значимость в этой части нашей истории.

Если изучение изразцов в собрании Новгородского музея началось недавно, то некоторые изразцовые памятники, прежде всего Вяжищский монастырь, давно вызывали интерес. Начиная с середины XIX века изразцовый декор этой обители и других новгородских храмов уже нередко упоминался в публикациях.

Существует множество мнений о происхождении изразцового убранства Николо – Вяжищского монастыря, и одна из них, это производство их в мастерской Иверского монастыря. Это подтверждается некоторыми документами и свидетельствами монахов.

Красота изразцового убранства зависела в древности от искусства мастера, резавшего деревянные формы для изразцов. Недаром само слово ´´изразец´´ – это то, что вырезано, обработано.

Николо – Вяжищский монастырь является уникальным сооружением Новгородской области. Его архитектурный ансамбль не только оригинален, но и является эксклюзивным в своем изразцовом оформлении. За свое долгое существование вяжищский монастырь несколько раз был разрушен почти до основания и потом восстанавливался. В настоящее время в этой обители также идут реставрационные работы. Привезены новые изразцы, которыми вскоре будут заменены разрушенные. И вновь засияют на солнце нарядные расписные желтые, зеленые, белые, синие краски на изразцахИ еще долгое время будет удивлять и восхищать приходящих рукотворное чудо – Николо – Вяжищский монастырь в Великом Новгороде

Словарик

Синод - высший орган управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.

Подклет – нижний этаж дома, хором. В подклете жили слуги, дети, дворовые служители. В подклетах размещались погреба.

Секуляризация (от лат. saecularis — мирской) — процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.

Оброк - плата зависимого крестьянина помещику деньгами или продуктами.

Во́тчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова "отец") с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.

Риза— верхнее облачение священника при богослужении. В православии именуется также фелонь, в католицизме —казула.

Апсида (архитектура)— выступ здания.

Па́перть, или внешний притвор (греч. ατριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, чем входили в церковь.

Стихарь (греч. στιχος— стих, строка, прямая линия)— одежда, богослужебное облачение священно- и церковнослужителей, прямая, длинная, с широкими рукавами.

Епитрахи́ль (греч. επιτραχηλιον — то, что вокруг шеи) — принадлежность богослужебного облачения православного священника и архиерея — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь.

По́ручи, нарука́вники (греч. ἐπιμανίκια) — в православной церкви часть богослужебного облачения духовенства, предназначенное для стягивании рукавов стихаря у дьяконов и подризника у священников и епископов.

Подри́зник— богослужебное облачение священника и архиерея— род стихаря— длинная до пят одежда с узкими рукавами, белого или жёлтого цвета, обычно шелковая. Подризник надевается архиереем и священником при совершении литургии.

Ставропи́гия (греч. σταυροπηγία, от σταυρός — «крест» +πήγνυμι — «устанавливать, воздвигать», букв. «воздвижение креста») — статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду.

Румпа - глиняная коробка на задней части изразца:

- имеющая два отверстия; и

- предназначенная для надежного прикрепления изразца к стенке с помощью стального штыря и проволоки.

Полива, русское название состава для покрытия керамических изделий, образующего при обжиге стеклообразный сплав; то же, что глазурь.

Стратиграфия (от лат. stratum — настил, слой и греч. γραφο — пишу, черчу, рисую) — наука, раздел геологии, об определении относительного геологического возраста осадочных горных пород, расчленении толщ пород и корреляции различных геологических образований. Одним из основных источников данных для стратиграфии является палеонтологические определения. В археологии стратиграфией называют взаимное расположение культурных слоев относительно друг друга и перекрывающих их природных пород, установление которого имеет критическую важность для датирования находок (стратиграфический метод датирования).

Солея (греч. σολεα— престол)— возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того сам алтарь находится на возвышении и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу.

Иконоста́с (ср. -греч. εἰκονοστάσιον)— алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Фриз в декоративном искусстве— декоративная композиция в виде горизонтальной полосы, окаймляющая верхнюю часть стены, паркетные или плиточные полы, ковры, кромку мебели. Представляет собой орнамент или узорчатое изображение.

Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб»)— вертикальный выступ стены, обычно имеющий, в отличие от лопатки, базу и капитель. В плане чаще всего прямоугольный, однако, в литературе пилястрами часто называются выступы как полукруглой формы (полуколонны), так и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).

Житие Святого отца нашего Евфимия, архиепископа Новгородского.

Память его празднуется 11 марта.

Родителя святого Евфимия жили в Великом Новгороде: отец его Михей был священником церкви святого Феодора, мать его звали Анной. Детей у них не было долгое время. Это их очень печалило, и они усердно молились Богу и Пречистой Его Матери о разрешении их неплодства. Бог услышал их молитвы: у них родился отрок, которого при крещении назвали Иоанном. Еще в пеленах они принесли его в церковь, положили перед иконою Божией Матери, пред которой молились о даровании дитяти, и сказали:”Вот, Царица и Владычица, что Ты даровала нам, то и приносим Тебе; что изрекли в печали уста наши, то радостию воздаем как Владычице и Царице; Ты же соблюди его, как Ты Сама восхощешь”.

Споспешествуемый божественной благодатью отрок, питаемый матерью, рос и укреплялся в доме родительском, а когда настало время, отдан был учиться божественным книгам. Он не увлекался детскими играми, но преуспевал в изучении Священного Писания и уже в 15-летнем возрасте, возгоревшись божественною любовью, почуствовал в себе силу отречься от мира и сделаться иноком.

В то время в окрестностях Новгорода была известна Вяжищская или Вяжицкая обитель, основанная тремя иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом среди болот и лесов на месте, называемом Вяжище, отмеченном особым смотрением Божиим, так как иноки, придя на то место, слышали необыкновенное благоухание. Они построили там келии и часовню во имя святителя и чудотворца Николая; затем пришел к ним священник Пимен. На месте часовни они построили церковь.

Пимен постригся в монашество с именем Пахомия и был первым игуменом Вяжищской обители. Много испытали иноки бед от местных жителей и особенно от одного вблизи живущего вельможи, который не хотел, чтобы тут жили монахи. Но великий чудотворец Николай не оставил своим заступлением верою его просящих, всячески питал иноков, на вельможу же навел болезнь – злой струп на ноге. Вельможа стал молиться святителю Николаю, получил исцеление, пришел в монастырь, подарил обители село свое, и обитель Вяжищская стала расширяться и процветать. В ней-то и положил начало своих иночески подвигов отрок Иоанн. Он пришел к игумену Пахомию и умолял возложить на него иноческий образ. Пахомий принял Иоанна, как посланного Самим Богом, облек его в ангельский образ с именем Евфимия. Промыслу Божию угодно было, чтобы эта обитель особенно прославилась через ее постриженика Евфимия. Юный инок поражал всех своим смирением и полным повиновением настоятелю и братии, дивились и глубокому его разуму – в нем виден был уже будущий пастырь и начальник. Прослышал о нам архиепископ Новгородский Симеон, призвал его к себе, долго беседовал с ним, остался им очень доволен и вскоре очень полюбил его, в монастырь его не отпустил, а назначил казначеем над церковным имуществом, каковую должность исполняли всегда миряне. Святый Евфимий честно исполнял свое дело, не оставлял иноческого правила, какое имел в монастыре, не гордился данною ему властью, но остался таким же смиренным, как был пржде. В 1421 году 15 июна скончался архиепископ Симеон. После него святительствовал два года игумен Клопского монастыря Феодосий,выбранный владыкой Новгородским, но нехиротонисанный, а затем в 1423 году избран был в архиепископы инок Воскресенского Деревяницкого монастыря Емелиан, нареченный при хиротонии Евфимием и прозванный Брадатым.

Казначей архиерейского дома, святый Евфимий отпросился в 1425 году на безмолвие в Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, но был там недолго. Старцы Рождество-Богородичного монастыря на Лисичьей горе близ Новгорода упросили святого Евфимия принять игуменство в их обители, где он проявил высокие способности иноческого руководства; ко всем был он снисходителен, со всеми общался внимательно. В 1428 году последовала кончина архиепископа Евфимия Брадатого. Всеобщее желание было иметь архиепископом игумена Лисицкого Евфимия, имя его было написано в жребии, которые клались тогда на престоле Святой Софии при избрании владык Новгородскийх. Не знали, что святой Евфимий от юности на это призван.

В 1429 году 13 ноября, изволением Божиим и судом народным, выпал жребий святого Евфимия, и он торжественно и радостно возведен был на сени, несмотря на его отказ по смирению и мнимому недостоинству. Долгое время святой Евфимий оставался нехиротонисанным; причиной тому было настроение в Новгороде: одни склонялись к Московским князьям, другие хотели владычества Литовских королей.

В 1431 году скончался митрополит всея Руси Фотий. Случилось в это время святому Евфимию быть в Троицкой Клопской обители, и здесь он услышал пророчество блаженного Михаила относительно обстоятельств своего посвящения в Смоленске. Святой Евфимий получил посвящение в Смоленске 26 мая 1434 года. Пробыв шесть с половиной недель в этом путешествии, с великою честью возвратился архиепископ в Новгород. В соответствии своему великому сану он увеличил и свои иноческие подвиги, рассуждая в себе: «ему же дано будет много, много, и взыщется от него»; он старался принести старинный плод, по Евангелию, ибо до принятия великого сана заботился об одной своей душе, а после о многих нужно было пещись, чтобы с дерзновением можно было сказать перед Богом: «ему же дано будет много, мной».

О многом помышляла еще любомудренная душа архиепископа, много смущений таилось в его сердце, но он во всем положился на Бога и с надеждой на его сильную помощь совершал великий подвиг. После рукоположения архиепископ опять был в обители Клопской и благодарил блаженного Михаила, что по его молитвам получил хиротонию. Тогда Михаил посоветовал владыке Евфимию съездить в Москву и утолить гнев великого князя Василия Васильевича. Архиепископ поехал в Москву в 1437 году, когда митрополитом там был присланный из Царьграда Исидор, печально ознаменовавший себя изменой православию на Флорентийском соборе. В этом же году осенью митрополит посетил Новгород и Псков и отнял у Новгородского владыки “Суд и печать, и земли, и все доходы” по Псковской старине. Святитель Евфимий со смирением и кротостью перенес все это. Преемник Исидора, святой митрополит Иона весьма уважал блаженного Евфимия и приходил к нему на помощь в тяжелые минуты. Так, когда князь Димитрий Шемяка захватил великокняжеский престол и нашел себе сочувствие в Новгороде, святой митрополит Иона в 1451 году писал архиепископу Евфимию: «Я знаю, сын и брат мой, что сам ты хорошо знаешь Священное Писание, но по долгу святительства благословляю тебя на то, чтобы ты наставлял и священникам наказывал учить духовных детей уклоняться от всякого худого дела».

И не раз еще митрополит посылал грамоты архиепископу и увещательные послания Новгородцам. В 1456 году святой Евфимий просил великого князя за преступных детей своих, и князь простил виновных. Около тридцати лет святительствовал владыка Евфимий в Новгороде (если считать и годы от избрания его до посвящения), был любим и почитаем всеми и делами своими оставил по себе самую славную память.

О милостыне, ежедневно и открыто оказываемой святым Евфимием, все знали, тайная же и сердечная его милостыня известна одному Богу; с особенною любовью принимал он странников и пришельцев из чужих стран;подражал в этом Аврааму странноприимцу, никого не отпускал скорбным, всех успокаивал, говоря: «Это не мое, но все Божие». И не на один Новгород распространялись обильные даяния щедрой руки архиепископа, но повсюду – до Константинополя, до святой горы Афонской, Иерусалима и далее. Никакие заботы и дела не могли ему помешать исполнить все иноческое правило: чего не успевал совершать днем, то оканчивал ночью, обычно до часу утреннего пел свое нощное и духовное славословие, и первый приходил в церковь к богослужению. В святую четыредесятницу на первой седмице не принимал никакой пищи, на прочих же неделях принимал пищу через день и то не до сытости; это же правило соблюдал и в остальные посты; в праздники разрешал на пишу с великим опасением, келейного же правила никогда не уменьшал. Заботясь об украшении Божиих церквей, святой Евфимий многое множество обновил церквей ветхих и соорудил новых в честь и славу святых.

Пахомий Лагофет так описывает деяние святителя Евфимия: «Если хочешь увидеть нечто малое от великих, то подойди к великому хруму Премудрости Божией Софии и возведи окрест очи твои; ты увидишь множество пресветлых храмов святых, созданных святителем, которые сияют как звезды, стоят кругом как горы, и если не словом, то самим видом своим возвещают свою разнообразную красоту, как бы соперничая друг с другом.

« это дал мне архиепископ Евфимий», - говорит одна церковь.

«таким благолепием он меня украсил», - похваляется другая.

«а меня от основания он воздвиг», - перебивает третья.

«так как ты воздвиг мне храм на земле, то я умолю Творца даровать тебе храмы на небе», - взывает святой Иоанн Златоуст, во имя которого высок стоит созданный архиепископом храм. Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему прежнее благолепие, украсил многими добротами и иконами. «Се убо красота моя и похвала – взывает он. – Се аз и дети, я же ми дал есть», - прибавляет он о прочих созданных святителем церквах.

Все же кругом стоящие церкви, воздавая подобающую честь соборной, как матери и царице, всех старейшей и высшей, радуются, что Святая София стяжала такого святителя.

Сам же святитель Евфимий, в лице храма своего ангела (Евфимиевская церковь), не зная, что отвечать на эти похвалы, воздевая руки, восклицает:

«Господи, возлюби благолепие дому твоему и место вселения славы твоея!» - так все единогласно похваляют своего создателя.

Действительно, по сказанию летописей в святительство Евфимия создано весьма много церквей. В 1430 году пожар опустошил Новгород и двор владычный с церковью святого Иоанна Златоуста. Владыка тогда же соорудил на княжем дворе каменную церковь святых отцов; в 1432 году воздвиг деревянную церковь святых 12 апостолов на Чудинцевой улице с обителью близ скудельниц. В 1435 году построил каменную церковь святого Иоанна Златоуста, но своды упали, в 1436 – 1437 годах вновь устроена та жже церковь и расписана. В 1437 году построена каменная церковь святителя Петра митрополита на вратах у Святой Софии, святителя Николая на дворе владычьем(1442 г. ), Евфимиевская каменная на сенях (1445 г. ), Жен Мироносиц на Ярославове Дворище, Иоанна Богослова в Вяжицком монастыре (1439 г. ), великомученицы Анастасии (1440 г. ), каменная церковь Иоанна Пердтечи на Опоках (1453 г. ), Архангела Михаила на Михайловской улице, святителя Николая на выезде из города, Введенская на Прусской улице и каменная Ильинская на Славнее (1455 г. ) и во имя преподобного Варлаама (1446 г. ). В Отенском монастыре во имя трех святителей (1452 г. ), в Старой Руссе – Преображенская (1442 г. ), в Ладоге – Георгиевский монастырь (1446 г. ) и в Вяжищах новый величественный храм во имя святителя Николая чудотворца (1448 г. ). Одним из важных памятников строительной деятельности святителя Евфимия остались каменные палаты архиерейского дома. Они были воздвигнуты им на месте деревянных, много раз горевших. Опытным архитектором у него был казначей Феодор, поистине великий муж перед Богом; под руководством его немецкими и русскими мастерами были воздвигнуты “причудные палаты”. Палаты имели несколько ярусов с внутренними переходами и множеством дверей (подобно городским улицам), внутри и снаружи благолепно расписаны и украшены, вокруг них было построено много келий для иноков и служб монастырских: поварня, хлебня и другие. Близ городской стены устроен был очень высокий каменный столб – “Часозвоня” с дивными боевыми часами, которые оглашали весь город. С него открывался дивный вид на Ильмень – озеро, Волхов и окрестные монастыри.

Среди забот об украшении храмов Божиих, не забывал святитель Евфимий наставления согрешающих среди пасомых своих. Памятуя слова апостола – “Научи, покажи и запрети”, святитель сначала действовал на согрешившего кротостью; неисправляющихся запрещал с гневом на устах, а сердцем молился об исправлении их; обличал проступки богатых и знатных, незаконные браки, и никто ничем не мог заставить его умолкнуть и прекратить обличения, пока не наступало исправление. В то время не было в Новгороде правды и правого суда; своеволие новгородцев вызывало гнев у новгородских князей, много причиняло скорбей и трудов святителю Евфимию – посреднику между паствою и князьями.

Много раз приходилось владыке посещать и Псковскую свою паству для благословления и наставления. Псковская церковь, подчиненная в то время Новгородскому архиепископу, доставила немало хлопот и огорчений святому Евфимию. В 1435 году он прибыл в Псков, как жалуется местный летописец, “не в установленное время, но когда захотел сам”. Это вызвало неудовольствие. Псковичи просили владыку остаться до недели православия и совершить торжественную литургию с чином православия. Но владыка почему – то не пожелал исполнить эту просьбу и потребовал подати, что собиралась с духовенства и мирян. Псковичи отказали ему. Не понравилось им и то, что святитель не думал считаться со стариной: поставил в Пскове наместника и печатника из новгородцев, а не из псковичей.

Неповиновение пасомых так огорчило святителя, что он, пробыв всего одну неделю, покинул Псков. Одумавшиеся князь, посадники и бояре псковские нагоняют владыку в пути, бьют ему челом, просят вернуться, что он и исполнил. Псковичи дали владыке подати. Но споры его духовенства – “Софьян” – с псковичами закончились схваткою. Это еще более огорчило святого Евфимия, и он уехал, отказавшись от поднесенных ему даров. Раздор прекратился в 1447 году, когда псковские послы прибыли в Новгород, били челом владыке и всему Новгороду о заключении мира по старине и целовали крест. В 1453 году святой Евфимий приезжает в Псков, в кафедральном соборе во имя Живоначальной Троицы совершает торжественный обряд православия, получает пошлины и с великою честию выезжает из Пскова; то же повторилось и четыре года спустя. В особенных откровениях Божиих, бывших, по сказанию летописца, в святительство Евфимия, можно усматривать как бы одобрение свыше деятельности архиепископа. В 1439 году ночью пономарь Аарон, находясь в соборе Софийской церкви, наяву видел всех бывших святителей Новгородских, как они прошли из притвора в алтарь, потом один за другим по старшинству вышли из алтаря и перед иконой Корсунской Божией матери около часу совершали молебное пение. Голоса поющих были ясно слышны, но слов Аарон разобрать не мог. Когда узнал о том архиепископ Евфимий, то прославил Бога, говоря : “Не оставил Бог места сего, молитв ради всех святых архиепископов”.

Владыка Евфимий служил соборную литургию и панихиду по всем святителям и установил на будущее время ежегодное поминование пастырей 4-го октября. По случаю этого торжества святой Евфимий устроил почетный пир соборянам, подавал неоскудную милостыню нищим.

В том же году чудесным образом обретены мощи святого архиепископа Иоанна. При возобновлении Софийского собора, в притворе его открыт был гроб с нетленными мощами, но никто не знал, чьи это были мощи. По молитве святого Евфимия ночью явился ему некий муж и сказал: “я тот Иоанн архиепископ, которого открыт гроб и который послужил чудеси Богоматери в 1170 году”.

Тогда же были позлащены гроб ктитора соборного, святого князя Владимира Ярославича и матери его святой княгини Анны; вся Софийская соборная церковь была обелена снаружи известью, поставлена новая каменная звонница и прочие. Нельзя обойти молчанием заботы святителя Евфимия об умножении богослужебных и священных книг. Еще и ныне целы книги, списанные по его воле и поручению: служебник, устав, минеи месячные и праздничные и октоих.

Так и в трудах и подвигах приближался святой Евфимий к старости и к закату дней своих. Указавши место погребения своего в Вяжищах, владыка с особенною любовию относился к обители Вяжицкой – месту своего иноческого пострижения. Воздвигнув там великолепный храм во имя святителя Николая, святитель постоянно украшал его и иконами, и добротами, и всякими даяниями, а, соревнуя ему, бояре Новгородские и все народное множество не забывали обители милостынею и приношениями. Было у владыки желание построить при жизни своей в том же монастыре теплый храм с трапезою во имя святого апостола Иоанна Богослова. Бог помог исполниться этому желанию. В великом посте заложили церковь, а в день Воскресения Христова братия уже вкушала пищу в новой трапезе. Владыка захотел расписать церковь, но живописцы говорили, что стены его сыры и писать нельзя. Владыка не хотел случать их, велел приступить к делу, сам же молил Бога: “Господи Вседержителю, даруй мне хоть один день видеть церковь Возлюбленного Твоего с трапезою совершившуюся, и тогда, как Сам хощешь, сотворишь”.

Ко дню сошествия Святаго Духа все работы были окончены, и святитель Евфимий с радостными слезами восклицал:

“Благодарю Тебя, Господи Человеколюбце, что Ты не оставил прошение раба Твоего, но Сподобил меня, как Творец и Владыка мой, то, что я желал видеть, узреть сегодня своими очами”.

Каждый год владыка Евфимий имел обыкновенные проводы в своем любимом вяжицком монастыре всю первую седмицу великого поста. Не случилось этого только в 1458 году, в год блаженной кончины архиепископа. В последнее воскресенье перед великим постом пришли к архиепископу посадники, бояре, игумены, священники и все множество народное дать обычное целование с прощением при наступлении великого поста. Архиепископ, как чадолюбивый отец, всех прощал и милостиво учил, сколько можно, в чистоте проводить великий пост, удаляться особенно от пьянства, от которого происходит все зло. А когда на ступил вечер, то преподавши всем мир и благословение, архиепископ вышел из города и направился не в Вяжицкую обитель, а в монастырь Пречистия Богородицы на Лисьей горе, откуда взят был на святительство. Придя в обитель, святитель разболелся, но всю седмицу постился и ходил на соборное пение. Все видели телесные страдания, но ничего скорбного не было на лице у него: оно светило радостию человека, как будто возвратившегося в свое отечество из дальних чужих стран, он радовался, что дух его разрешается от телесных уз. Пред кончиною своею он преподал всем благословение и прощение, сам испросил у всех прощения, причастился святых пречистых Тайн, воздал хвалу Богу за все, тихо и мирно предал Господу честную и святую душу свою в 11-й день месяца марта в нощи. При кончине распространилось благоухание от тела архиепископа, а при помазании тела его были найдены на нем тяжелые вериги (“подобно схиме”), которых никто не видал на нем при жизни.

Быстро распространилась весть о кончине любимого владыки. Множество народа и духовенства, подобно быстроречному потоку, устремилось по всем путям к обители на Лисьей горе. Плачь и скорбь были великие. С любовию, славою и честию перенесли тело архиепископа в собор святой Софии и там отпели его, а затем, согластно его завещанию, отнесли для погребения в Вяжицкий монастырь.

Найденные на теле святителя Евфимия вериги были повешены около гроба его.

“От них многие различные исцеления по молитвам святаго бывают, - говорит древний жизнеописатель святителя, - особенно страждущим студеною болезнию”.

находясь в предсмертной болезни и желая получить от митрополита Ионы последнее прщение всех своих согрешений и благословение в сей век и будущий, архиепископ Евфимий, незадолго до своей кончины, послал к митрополиту своего слугу с умилительным посланием и известием о своей тяжкой болезни. Митрополит сердечно отнесся к болезни святителя и послал ему разрешительную грамоту со священником Евмением. Был уже шестнадцатый день со времени кончины архиепископа, когда прибыл инок Евмений. Открыли гроб святителя. ьело блаженного отца было светло, цело и не подвергалось тлению. Как спящий, лежал он во гробе, “показуя душевную чистоту свою”. Дивились все видимому чуду, а инок Евмений воскликнул:

“Я уразумел воистину, что Бог сохраняет Великий Новгород и это святое место молитвами его святителя”.

Была прочитана разрешительная грамота и вложена в руку святителя, десная же рука его оставлена благословляющей, и гроб был закрыт.

Бог прославил святаго Евфимия не только в жизни его, но и по смерти. Вскоре после кончины стали истекать чудеса от его гроба. Перечислим некоторые из них.

Игумен Вяжицкого монастыря Варлаам одержим был студеною болезнью, но помолился у гроба святителя Евфимия, возложил на себя железную его схиму и тотчас болезнь прекратилась.

Сын боярина Матфея Иоанн одержим был три года головную болезнью, и никто не мог его исцелить; придя в Вяжицки монастырь, поклонился святителю Николаю и гробу блаженнаго Евфимия, возложил на себя железную схиму, и постепенно болезнь утихла, и он был здоров, как будто вовсе никогда и не болел.

Келарь Вяжицко йобители Митрофан, вставая к утреннему славословию, сделался нем и почуствовал во всем теле расслабление. Знаками он показывал на гроб святителя и на голову; братья принесли к нему железную схиму святителя Евфимия. Митрофан с великою верою возложил ее на себя и много молился святому; затем он уснул и пробудился здоровым и ясно говорящим.

Служитель новгородского архиепископа Ионы Захария 6 месяцев одержим был студеною болезнью. Он прибыл в монастырь, помолился святителю и исцелился. Через два дня, не слушаясь увещаний игумена и братии, пошел в город и на дороге снова подвергся той же болезни в сильной степени. Возвратился в монастырь, поклонился чудотворцу Евфимию, возложил вериги и стал здоров.

Протодиакон Софийского собора Феодор, пользовавшийся милостию святого Евфимия еще при жизни его, после кончины блаженнаго отца заболел и постригся в монашество с именем Феодосия. Находясь на смертном одре, он выразил желание быть погребенным в монастыре Рождества Господа нашего Иисуса Христа близ города, но в последние минуты его жизни явился к нему блаженный Евфимимй, как живой; протодиакон обрадовался, сотворил крестное знамение и хотел встать, чтобы поклониться святителю, но не мог этого сделать, велел всем присутствовавшим совершить крестное знамение и на предложенные ему вопросы отвечал:

“Блаженный Евфимий архиепископ пришел ко мне и зовет меня в свой монастырь; молю вас, отнесите тело мое в честную обитель, нарицаемую Вяжища, куда и зван был я”.

Новгородский подьячий Евфимий одержим был лихорадкою, пришел в Вяжицкий монастырь, помолися чудотворному образу святителя, коснулся очами и лицом честных его вериг и молитвами святого выздоровел от злой болезни.

Новгородский наместник Никита Романов, знатного рода, одержим был студеною болезнью, пришел в монастырь, и, отпевши молебен, припал к раке святителя, облобызал ее и честнае вериги и тотчас молитвами святого Евфимия даровал ему Бог здравие, и с того времени он не чувствовал никакой болезни.

Много иных чудес сотворил и творит Бог чрез своего угодника святителя Евфимия и не только приходящим ко гробу святого, но и на всяком месте призывающим имя его, невидим предстоит он и помогает в напастях.

Память Святителя Евфимия начала праздноваться вскоре после его кончины. В 1494 году он помещен в одной служебной минее между новыми русскими чудотворцами. Шесть лет спустя в Вяжищской обители была уже построена церковь, посвященная имени святого Евфимия. На Московском соборе 1549 года установлено общецерковное празднование святителю. Святые мощи его почивают под спудом в Вяжищском монастыре под соборнй церковью во имя святителя Николая чудотворца.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)