Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Инновационные процессы

Процессы проектно-исследовательской деятельности

Мне хотелось бы рассказать вам об организации проектно-исследовательской деятельности в нашей школе, которой мы занимаемся на протяжении нескольких лет. Наши проекты интегрированные. Они включают в себя знания различных областей знаний. Особенно уделяем большое внимание проблемам экологии окружающей нас природы.

Муниципальный округ Ясенево, где находится школа №765, расположен на Юго - Западе Москвы и является уникальным памятником, имеющим свою историю и богатейший природно-рельефный ландшафт. Ученики нашей школы совместно с учителями приобщаются к культуре созидания, изучения, творческого исследования и сохранения своего уголка природы, становясь сопричастными к настоящему и будущему малой Родины.

«Сегодня мир означает одновременно мир между людьми, но также мир между человеком и его природой». Этот девиз выбран как основное кредо в работе по созданию проектов художественно – экологического содержания.

В основу городской программы образования заложены три основных принципа, повышающие эффективность экспериментальной и инновационной деятельности, позволяющие выявлять и поддерживать способных детей на базе информационно-технического оборудования, повышая при этом коммуникативную компетентность учащихся.

Первый принцип партнерства, основанный на взаимосвязи учащихся, родителей, ученых, специалистов, направлен на создание условий для снятия проблем отцов и детей, на преодоление барьеров взаимоотношений между учителем и учеником, возможность говорить языком науки со специалистами и учеными.

Второй принцип – целостности, рассчитанный не на один год, ежегодно дополняется новыми идеями и наработками.

Тритий принцип - саморазвитие - заключен в самосовершенствовании своих знаний, т. к. «если не видеть жизненного значения определенных знаний, то исчезает интерес» (Эльконин). А знания, умения, навыки, приобретенные во время проектно-исследовательской работы (форме игры), связаны с процессами самоутверждения и самоопределения.

Цель на формирование нравственно-эстетической среды для реализации различных видов интеллектуального и творческого потенциала учащихся направлена на поиск талантливой молодежи, формирование навыков исследовательской работы и интереса к науке, обучения экологическому мировоззрению.

На приведенной диаграмме видно, что введение практики проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс заслуживает сегодня наибольшее одобрение.

Развитие креативного мышления, владение методами поиска и наблюдения, освоение методом анализа и самостоятельного принятия решения, связь между знаниями и умениями позволяют осуществить реализацию проектной деятельности.

Наблюдения за учащимися во время работы над проектами показали, что она развивает способности, необходимые в различных видах творческой деятельности: олимпиадах, конкурсах, конференциях. Проектной деятельностью занимаются не только учащиеся старшей и средней школы, но и младшие школьники. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к формированию духовно-ценностной ориентации. На графике видно, как повысилась активность участия в проектной работе за последние три года за счет повышения интереса к жизненозначимым темам.

Педагог, вовлекающий детей в проектную деятельность, прежде всего, выступает помощником и наставником, ориентируя работу на интересы детей в различных областях знаний, используя индивидуальные или групповые формы работы для создания технологического продукта. Эта работа формирует у участников уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Проектно-исследовательской деятельностью мы успешно занимаемся в течение 5 лет. Мы неоднократно награждались дипломами победителей и лауреатов «Ярмарки идей на Юго-Западе». Наш проект «Волшебные часы», который был не только художественно оформлен, но и представлял собой действующую модель часов, был отмечен серебряной медалью. С этим проектом ребята участвовали в выставке научно технического творчества молодежи на ВВЦ.

Темы наших проектов связаны с флорой и фауной Битцевского лесопарка, образы которых вплетаются в созданные нашими руками декоративные панно. При защите проекта авторам приходилось отстаивать свои гипотезы перед учеными, педагогами и специалистами, показывая свои ораторские способности, коммуникативные качества, способность к диалогу и убедительному монологу.

Проект «Лукоморье» Проект «Жар-прица» Проект «Волшебные часы» Проект «Сказочный цветок»

Проектная деятельность состоит из замысла, планирования, исполнения и оценки своей работы. Исследовательская и интеллектуальная деятельность всегда опирается на творческое мышление. По мере выполнения этапов проектно-исследовательской деятельности, учащихся нужно было научить информационной культуре, умению самостоятельно добывать знания, чтобы заинтересовать окружающих своей идеей, а также умению вырабатывать ответственность за свою деятельность, так как в итоге им необходимо отстаивать свои гипотезы перед учеными, специалистами и педагогами.

Метод научного познания основан на самостоятельной исследовательской деятельности. Авторы проводят поиск, сбор, анализ, классификацию и описание собранной информации. Тщательно прорабатывают понятийный, исторический материал, ищут оптимальные технологические приемы, осуществляют сотрудничество на всех этапах проекта – все это развивающий эффект учащихся.

Методы и методики, применяемые в ходе работы над проектами, позволяют становиться активными участниками процесса познания. Возможность сделать интересное самостоятельно, проявить себя, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутые результаты, найти способ решения проблемы, носящей практический характер, имеющий прикладное значение, формируют качества специалиста в соответствии с социальным заказом общества. Проектанты приобщаются к решению современных проблем воспитания гражданских позиций, к адаптации в социуме, к самоутверждению.

На приведенном графике видно как повысилось качество успешности по областям знаний, к которым обращались в ходе работы над проектами. Проектная деятельность в школе готовит ребят к взрослой жизни, направляет на профилизацию. Этому способствовали встреча со специалистами и учеными разных профилей и Вузов, среди которых были представители МГУ, МПГУ, МИИУ, МИРЭА и даже театра Образцова. Среди участников проектной деятельности есть будущие архитекторы, дизайнеры, инженеры, экономисты и проектировщики.

Положительные умения и навыки играют огромную роль в становлении личности и нахождении своего места в жизни. Учащиеся критически и объективно стараются подходить к своим возможностям, учатся находить и получать необходимую информацию по интересующим вопросам. Они способны совершенствовать свои знания и приобретать новые.

Практически всегда возникают проблемы во время работы над проектом. Прежде всего, хотелось бы отметить барьеры взаимоотношений учащихся с учителями – наставниками. Следующая проблема не менее важная – умение организовать свое внеурочное время. Вызывает трудности поиск гипотезы, определение задач и целей. Каждый проект требует хотя бы минимальных капитальных вложений. И это тоже проблема. Не каждый ученик может правильно выразить свою мысль, а это необходимо для доказательства практической значимости проекта, при этом нужно проявить артистизм и эрудицию.

На сегодняшний день элементы проектно-исследовательской деятельности внедрены почти во все области знаний как в урочное, так и во внеурочное время. Особое внимание уделено интегрированным курсам изучения предметов: биология, экология, изобразительное искусство, черчение, технология, математика, история, литература, МХК и другие. Это и кружки, это и секции, экскурсионная деятельность. Работа над проектами высветила ряд проблем, которые интересны нашим ученикам. Так была создана в школе научная лаборатория, в которой собираются учащиеся, занимающиеся научными проблемами и готовящие научные рефераты и проектно – исследовательские работы.

Учитывая разносторонние увлечения школьников, создали экологический клуб «Гармония», который объединил ребят в секции по интересам. Эколого-биологическая секция объединила в своих рядах ребят, интересующихся вопросами, связанными с этими областями науки. Художественно – эстетическая секция объединила круг будущих художников, дизайнеров, конструкторов и технологов. Будущие историки, археологи, искусствоведы объединились в секцию, связанную со школьными музеями. Секция, в которой рассматриваются проблемы здоровьесберегающих технологий, собрала ребят, увлекающихся социологией, психологией, физическим воспитанием. Для детей, нуждающихся в психолого – социально-педагогической поддержке, создана адаптационная комната, где усилиями психолога, логопеда и социального педагога формируются условия, помогающие детям преодолеть психолого-педагогические трудности в общении друг с другом, воспитываются качества характера, позволяющие самостоятельно принимать решения и находить правильную дорогу в непростом жизненном море.

Проектно-исследовательская работа в школе открыла пути решения ряда вопросов, связанных с инновационными процессами в школе. Учащиеся учатся быть причастными к проблемам науки, участвовать в процессе познания и открытия нового, становятся на более высокую ступень образовательного процесса. В этом несомненную положительную роль всегда играет наставник – педагог – научный руководитель.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)