Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Ностальгия по эпистолярному жанру, или Письмо как послание одного человека другому в русской литературе

Письмо как знаковая система фиксации речи существовало ещё до нашей эры. Оно было известно с конца 4-го – начала 3-го тысячелетия жителям Древнего Египта и Месопотамии. До того как появилось письмо, человечество пользовалось различными средствами для запоминания устных сообщений: индейские племена Северной Америки нанизывали на нити раковины определённого цвета в необходимом количестве, располагая их по-особому (это вампумы). Древние инки для удержания в памяти последовательности и логической связи передаваемых сообщений придумали «узелковое письмо» (кипу). А на бронзовых китайских ритуальных сосудах 2-ого тысячелетия до нашей эры найдено рисуночное письмо, так называемая пиктография, когда общее содержание устного сообщения передавалось в виде рисунка или последовательности рисунков. Долог и мучителен был путь человечества к изобретению собственно письма, рядом с которым все эти перечисленные попытки передачи речи на расстоянии кажутся детскими и неудобоваримыми. Буквенно – звуковое (или алфавитное) письмо, которое и получило общечеловеческое распространение, стало неотъемлемой частью жизни цивилизованного мира. Письма - послания отправились к месту назначения в закупоренных бутылках, на лапках голубей, в сумках конных гонцов. С изобретением почтовой связи письмо повезли в специальных каретах, понесли «в толстых сумках на ремне». А поскольку явление это появилось в жизни, то оно не могло не появиться и в искусстве: полотно

« Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» основано на известном историческом факте. Известны всему миру знаменитые письма из переписки великих людей, которые стали частью достояния многих народов: письма И. С. Тургенева Полине Виардо, письма В. А. Сухомлинского сыну и т. д. Великое множество музыкальных монологов – писем и о письмах стало в своё время популярными песнями:

А ты пиши мне письма мелким почерком,

Поскольку места мало в рюкзаке

В моём столе лежит давно

Под стопкой книг письмо одно

Письма, письма лично на почту ношу,

Словно я роман с продолженьем пишу

Безусловно, наиболее яркое отражение этой тенденции продемонстрировала русская литература. Письмо как литературный жанр заняло своё место в художественных произведениях, в эпизодах так называемой художественной эпистолярной литературы. «Традиция сия» идёт ещё от Ломоносова, который пишет два знаменитых письма Ивану Ивановичу Шувалову, фавориту Елизаветы Петровны, куратору Московского университета: одно «Письмо» - напоминание о просьбе самого поэта, другое – «Письмо о пользе стекла» - это просветительская поэма в форме дружеского послания. Знаменитое письмо чеховского Ваньки Жукова – крик души брошенного ребёнка, которому никто не поможет и не защитит; письмо – признание в любви Татьяны к Онегину и письмо – отповедь Онегина; письмо – гимн бескорыстной любви, ничего не требующей взамен, написанное Желтковым княгине Шеиной ( «Гранатовый браслет» А. И. Куприна); бесхитростное письмо матери Раскольникова своему «бесценному Роде», перевернувшее душу героя: письмо, которое будто бы пишет русский офицер Жилин своей матери, чтобы она прислала выкуп за него; письмо, которое в течение нескольких лет ждёт Сильвио и сразу едет, чтобы увидеть смятение и растерянность своего противника(повесть А. С. Пушкина «Выстрел»); знаменитые «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» В. Маяковского о любви – громаде; письмо учительницы французского языка Лидии Михайловны своему ученику, вложенное в посылку (В. Распутин «Уроки французского») – всех не перечесть. Я хочу рассмотреть письма в разных родах литературы, в публицистическом стиле и в реальной жизни.

Антон Антонович получает письмо от Андрея Ивановича, в котором среди «дел семейных» содержится сообщение о ревизоре, возможно, уже приехавшем. Подозревая о доносе, Антон Антонович просит почтмейстера Ивана Кузьмича «немножко распечатывать и прочитывать письма», даже задерживать, если попадётся жалоба. А чего стоят откровения почтмейстера, который, почувствовав рядом «своего человека», рассказывает о том, что он распечатывает письма, читает и даже оставляет у себя! Так начинается комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Весь сюжет закручивается вокруг этого письма; всё, что произойдёт дальше, будет родом из этого письма: продувшего отцовские денежки Хлестакова примут за того самого ревизора, пойдут к нему со взятками, городничий будет почитать за честь угодить высокому гостю так, что даже не отличающийся большим умом Хлестаков заметил: «Экое дурачьё!». Не чувствуя теперь «трескотни в животе», разнежившийся «высокий гость» решил посмеяться над чиновниками и написать письмо своему другу Тряпичкину в Петербург. Адрес он подписывает наудалую – в Почтамтскую улицу, так как не знает точно, где теперь проживает его друг. Гоголь в авторских ремарках много внимания уделяет написанию этого шедевра эпистолярного жанра, тем самым подчёркивая значение письма в дальнейшем развитии сюжета: «Осип с чернилами и бумагою»; «Хлестаков начинает писать», «пишет» (этот глагол повторяется 5 раз), «продолжает писать», «свёртывает и надписывает», «Осип приносит свечу. Хлестаков печатает». Письмо это произведёт эффект разорвавшейся бомбы, так как написано совершенно искренне и без всякой мысли о том, что кто-то его прочитает до Тряпичкина. Заметим, что чтение письма произойдёт в пьесе раньше, чем «немая сцена», и по смысловой нагрузке оно более весомо, ведь именно в нём происходит разоблачение чиновников. А какой слог! Какие точные характеристики! Просто не в бровь, а в глаз! Судя по реакции героев, по нежеланию читать о себе вплоть до закрывания пальцем строк, мы понимаем, что в наблюдательности и остром язычке Хлестакову не откажешь. Неслучайна и реакция городничего после прочтения всего письма: «Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит!. Мало того, что пойдёшь в посмешище, найдётся щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит».

И точно: вставили его в комедию. А началась она с частного письма. И закончилась частным письмом. Таким образом, действие комедии «Ревизор» развернулось и завершилось письмами, в которых каждое слово уничтожало своей искренностью и было написано с убеждением в правильности, точности выражения.

«Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги, » - эти слова принадлежат не Гоголю. Их в свое время произнёс Ф. М. Достоевский , автор потрясшего меня романа в письмах «Бедные люди». «Роман этот находят растянутым, а в нём слова лишнего нет, » - жаловался Достоевский в своих «Письмах» (том I, стр. 86). Для «Бедных людей» характерна фактографичность, которая отражается в постоянном фиксировании точного времени: указании месяца, числа. В чём, как не в письмах одного человеку другому, это указание необходимо?! С 8-го апреля, когда Макар Алексеевич Девушкин послал первое письмо «ангельчику» Вареньке Добросёловой, до 30 сентября, которым датировано последнее послание его, проходит 6,5 месяцев. С весеннего пробуждения природы до промозглой петербургской осени в течение полугода перед нами разворачивается драма «бедных людей». Создавая художественную иллюзию правдивости, документальности, Достоевский подчёркивает атмосферу неустойчивости жизни и отношений героев. Всё слишком шатко, ненадёжно, ежедневные письма перемежаются с периодами молчания. Текущее действие описывается устами Девушкина и Вареньки (так называемых хроникеров), а автор позволяет себе время от времени приоткрыть читателям будущее. «Автор смотрит на читателя с некоторой высоты, - пишет Д. С. Лихачёв, - он больше удалён от рассказчика во времени. Он может судить о событиях и людях с точки зрения «вечной» их значимости. Хроникер же весь в суете». В письме от 11-го сентября Девушкин мечтает о будущем с Варенькой, он ещё не знает, что никакого будущего у них нет, что переписке их осталось меньше месяца: «Мы опять будем писать друг другу счастливые письма, будем поверять друг другу свои мысли, наши радости, наши заботы, будем жить вдвоём согласно и счастливо. Займёмся литературою».

О какой литературе идёт речь в письме Девушкина? «Достоевский любил называть в своих произведениях те художественные создания, которые своим жанром или общей идеей могли служить ему для написания данной вещи: «Шинель» и «Станционный смотритель» в «Бедных людях», - отмечает Д. С. Лихачёв. Герои обмениваются книгами, пытаются их обсуждать, от глупых и бездарных текстов уходят к Пушкину и Гоголю. Девушкин, идя к генералу, видит себя в зеркале. Он видит «то, что изображал Гоголь, описывая наружность Акакия Акакиевича», - отмечает М. М Бахтин. Девушкин видит и осознает себя и в зеркалах пушкинского «Станционного смотрителя». Ведь по его слову «Литература – это картина, то есть в некотором роде картина и зеркало». Слова Девушкина о Самсоне Вырине – это слово о родном и близком: «Этот Самсон-то Вырин – бедняга. Да и сколько между нами-то ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных. Ведь я то же самое чувствую, вот совершенно так. ». Варенька для Макара Девушкина – своего рода тоже сердечное зеркало, в котором он не просто узнает, но и открывает себя: «Узнав вас, - пишет он, я стал, во-первых, и самого себя лучше знать и вас стал любить. А как вы мне явились, то вы всю мою жизнь осветили тёмную, так что и сердце и душа моя осветились». Их письма друг другу – единственная отдушина, которая даёт им возможность выжить, остаться людьми, увидеть свет в полной темноте. При этом, мне кажется, Макар Девушкин хватается за письма, как утопающий за соломинку: и написал-то он больше этих писем – 31, и все почти пространные, мечтательные, философские. И последнее письмо принадлежит его перу; Вареньке уже некогда – у жениха расходы большие получились, «он горячий», и ей не до писем, которые она оставила в ящике комода, все 24. «Когда будете смотреть на эти строки, - пишет она в своём последнем письме , - то мыслями читайте дальше всё, что бы вам хотелось услышать или прочесть от меня». Строки эти, слезами закапанные, открыли глаза Девушкину на происходящее, он вдруг понял: «Кому же я письма буду писать?». Но не суждено ему совершить ничего, чтобы вернуть Вареньку, для которой он жил. Эта трагедия «маленького человека» тронула моё сердце, ведь в каждом письме – крик души, неизбывное горе, падение людское, подъём над бездной и любовь к дорогим людям. Эту любовь я увидел и в творчестве С. Есенина.

В своих стихах он описывает любовь к родным ему людям (матери, сестре, деду, любимой женщине). Особое впечатление на меня произвело его «Письмо матери». Строки этого стихотворения полны тоски, душевной боли, тревоги:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу,

В старомодном ветхом шушуне

Поэт винит себя, что рано покинул отчий дом. Чувствует вину перед матерью, которую невольно обрёк на душевные страдания своим уходом из дома. Он чувствует, что мать тревожат плохие предчувствия, и поэтому пытается её успокоить:

Ничего, родная! Успокойся,

Это только тягостная бредь

Есенин уверяет свою старушку, что ничуть не изменился и остался всё таким же нежным и трепетным. Он бредит мыслью снова быть в родном доме:

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом

Поэт с восторгом представляет своё возвращение, с упоением вспоминает сад, который цветёт у дома. Он обещает своей матери, что скоро вернётся:

Я вернусь, когда раскинет ветви,

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди ,как восемь лет назад

В то же время поэт вспоминает прожитые им годы в родном доме. От этих воспоминаний веет тоской. Он просит мать не напоминать ему о том, что его сильно волнует:

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость,

Испытать мне в жизни привелось

Это письмо – покаяние, письмо блудного сына к матери, состарившейся в ожидании.

Письма матери не в стихах, а в суровой прозе , писанные в окопах, на коленях, в блиндажах. Солдатские треугольники с фронта. Это уже не выдумка автора, а реальный факт в истории нашей Матери – Родины. Это её сыны писали домой, что живы, а для тех, кто жил этими письмами, не было ничего дороже их. Почтальона, зачастую мальчишку или девочку-подростка, встречали как самого дорого гостя, угощали последним куском , заставляли тут же читать весточку с войны. Треугольники складывали поближе к иконам, чтобы Бог хранил того, кто написал письмо. Так делали все женщины – солдатки, в том числе и Баранова Павлина Гавриловна, бабушка моей учительницы Приезжих Татьяны Павловны. Со слов этого человека я знаю, что сначала складывались письма с передовой, написанные самим солдатом, потом- треугольники, подписанные чужой рукой, их открывать очень боялись, - это из госпиталя, когда раненый солдат не мог написать сам. Он просил медсестричку, других бойцов, которые могли под его диктовку черкнуть весточку домой жене и четверым детям. Потом- снова в том же порядке: с фронта, из госпиталя Самое страшное письмо «на казённой бумаге» сначала лежало сверху- это была последняя весточка с войны, но уже не жена, а вдова не хотела верить в страшные слова, написанные чужой рукой , и спрятала похоронку отдельно. Она всю жизнь ждала его с войны , надеялась на ошибку , на везенье, на то, что не может Бог, которому она так истово молилась, забрать отца у детей. Она даже в каком-то исступлении написала сама письмо обо всём этом, а когда одумалась и поняла , что адресата у такого письма нет, положила его сверху на пачку солдатских треугольников.

Разлилась заря вдали алым светом.

Крик роняют журавли в бабье лето.

Ох, журавки, в сентябре не кричите,

Вдов солдатских на заре не будите.

Пусть они ещё поспят, дозорюют,

Хоть во сне своих солдат поцелуют,

Пусть забудут, что весна не вернётся

Паутинкой седина в косах вьётся.

Наверняка, в этой достойной уважении судьбе – жизнь всех русских женщин, для которых письма с фронта стали неотъемлемой частью их существования на земле и на небесах. Частью нашей истории

Дмитрий Сергеевич Лихачёв хорошо сказал об этом: « Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности» Работы Лихачёва всё больше привлекают людей в век научно- технической революции. «Он сумел доказать необходимость культуры и искусства для той человеческой души, которая томится среди иссушающего мира машин и расчётов », - писал Даниил Гранин в книге «Точка опоры». В своей статье «Будьте осторожны со словами» Д. С. Лихачев отмечает: «Обращайте внимание на «качество» слов Будьте осторожны со словами, которые сами лезут под перо». И вот этот учёный, филолог, страстный публицист, соблюдающий осторожность в обращении со словами, называет одну из своих книг «Письма о добром и прекрасном». Мне она представляется весьма интересной ещё и потому, что в ней даются советы молодым людям по разным проблемам большой жизни. Почему именно «письма», а не «статьи», не «советы»? Задумавшись над этим, я понял, что автор намеренно не хотел свысока давать советы молодому поколению, не хотел отпугнуть читателей слишком академичным словом «статьи». Он хотел быть с молодёжью на равных, чтобы привлечь внимание к животрепещущим проблемам времени, поговорить , но не поучать. Для этой работы как нельзя лучше подходит жанр письма. В каждом таком «письме» ещё не искушённый молодой человек слышит голос старшего брата. Иногда отцовские нотки, от которых нельзя отмахнуться, ибо написаны они во благо: « Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях , давать людям радость , то он оценивает себя на уровне этой человечности. Он ставит себе цель, достойную человека» ( «Письмо шестое. Цель и самооценка»). Так просто и доступно о таких важных вещах , без всякого назидания может сказать только очень мудрый человек, к совету которого невозможно не прислушаться. В наш век вещизма и приобретательства молодым людям трудно расставить приоритеты между духовностью и бездуховностью, найти золотую середину. Мне тоже знакомы эти терзания, но только после чтения «Писем» Лихачёва я понял, как надо жить: « И одеваться надо хорошо , и библиотеку себе надо составлять , и машину хорошо приобрестиТолько не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно»

Сейчас, в наш век сотовой связи, эпистолярный жанр кажется каким-то архаизмом: вместо писем люди посылают друг другу sms-ки. На мой взгляд, в sms-сообщении в силу ограниченности объёма невозможно передать те чувства, которые озвучиваются в письме. И совершенно очевидным является тот факт, что sms-ка выглядит более убого, чем самое простенькое письмо. Да и знаменитые строки Анны Ахматовой в современном варианте будут звучать так:

Ты sms-ку мою, милый не комкай,

До конца её, друг, прочти

Ты её в телефонной памяти

На самое дно положи.

Конечно, прогресс и движение техники вперёд – не остановить. Но очень жаль, на мой взгляд, если совсем исчезнут письма, вытеснятся sms-сообщениями. Ведь письма – это не только важная составляющая литературы, но и ценнейший пласт общечеловеческой жизни.

В последнее время появилась альтернатива рукотворным письмам – электронные послания. По форме и посылу это всё – таки эпистолярный жанр, хоть и в элементарном виде. И называются он по – старому: письмо.

Отзыв о работе.

«Ностальгия по эпистолярному жанру, или Письмо как послание одного человека другому в русской литературе».

Данная работа – попытка ученика систематизировать благодатный материал по эпистолярному жанру, который представлен в произведениях художественной литературы, причём во всех 3-х литературных родах: в эпосе ( «Бедные люди» Ф. М. Достоевского), в драме ( «Ревизор» Н. В. Гоголя), в лирике («Письмо матери» С. А. Есенина). Большой объём материала по функционированию эпистолярного жанра автору удалось проанализировать на примерах из жизни, простых людей из публицистики

Д. С. Лихачёва. Интересными представляются мысли ученика о существовании « Электронного эпистолярного жанра», т. к сам Сергей является активным пользователем электронной почты.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)