Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Нравственные аспекты экологических проблем и их отражение в географии и литературе

Сколько ярости, сколько света!

Словно сами в огне горим

Мы сжигаем свою планету

И не ведаем, что творим.

С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой.

В наши дни актуальна проблема экологии и нравственности, сейчас многое делается для того, чтобы сохранить природу. Бурный рост населения земного шара, интенсивное развитие техники во много раз увеличили потребление различных природных ресурсов, степень воздействия человека на природу. Поэтому серьезной проблемой стали вопросы возможного и к тому же быстрого истощения запасов полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира, загрязнение природной среды. Все это заставляет человечество обратить особое внимание на охрану природы. Эти вопросы сложны, их реализация требует больших материальных затрат и глубокого научного обоснования со стороны специалистов разного профиля. В настоящее время проблема охраны природы приобрела глобальный характер, она вызывает серьезную озабоченность у людей всех стран и континентов нашей планеты и требует коллективных усилий. В своей научной работе мы хотим разобраться, как нравственность и воспитание могут повлиять на решение этого серьезного вопроса и выявить нравственные аспекты экологических проблем и их отражение в литературе и географии.

Для начала, ознакомимся с такими понятиями, как экология, география и литература.

Экология (от греч. οικος — дом, жилище, хозяйство, обиталище, местообитание, родина и λόγος — понятие, учение, наука) — наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Современное значение слова экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. Даже более того, чаще всего под экологическими вопросами понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря все более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду.

Экономическая география–– это комплекс научных дисциплин, составляющих обществоведческий блок географии в целом. Будучи по основным параметрам наукой общественной, она относится к совокупности географических наук, поскольку изучает экономические и социальные процессы и явления в территориальном, географическом аспекте.

Литература [лат. lit(t)eratura, буквально — написанное, от lit(t)era — буква], один из основных видов искусства — искусство слова. Термином «Литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; так, различают литературу научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Мы выявили, что проблемы экологии тесно связаны с литературой. Журналисты, писатели и поэты затрагивают эти проблемы в своих статьях, произведениях и стихах. «Любовь к родной природе- один из важнейших признаков любви к своей стране. »–– писал К. Паустовский. Формирование чувства Родины и воспитание любви к родной природе, как ее части- одна из важнейших задач школьного курса литературы. В школе нам прививают любовь к Родине, учат беречь её, учат понимать законы природы. На уроках литературы мы читаем произведения, которые помогают нам понять окружающий нас мир. Сейчас многие говорят о проблемах экологии, ссылаясь на неэкологичность современных технологий. Но большую роль играет нравственность. Эту часть воспитания берёт на себя литература.

Ученые подтвердили, что природа изначально не была такой загрязненной как сейчас. Нам кажется, что каждый из нас, хотя бы один раз в жизни, должен задуматься о том, каким воздухом мы дышим, какую воду пьем и какое влияние на окружающую среду оказывает деятельность человека. В Конституции РФ написано, что граждане нашей страны имеют права на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию по радиационной обстановке, концентрации вредных веществ, местах захоронения опасных отходов.

Люди активно вторгаются в природную среду. И зачастую это губительным образом сказывается на природных процессах, необходимых для существования самой жизни. Стремительно увеличивается число видов растений и животных, заносимых в Красную книгу. Из-за неразумной хозяйственной деятельности человека гибнут леса, превращаются в пустыни плодородные пашни, мелеют и засоряются озера, загрязняется вся окружающая среда. В мире из-за плохой экологии растет число умственно и физически неполноценных детей, а также людей, страдающих неизлечимыми болезнями. Человеку необходимо помнить, что в процессе своей хозяйственной деятельности он не должен нарушать экологическое равновесие в природе, что может привести к гибели нашей цивилизации и всего живого на Земле.

Одна из наиболее острых проблем – проблема воды, без которой нет жизни. На территории России большинство водоемов не отвечает нормативным требованиям. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море – это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Источником загрязнений являются неочищенные сточные воды заводов и фабрик, предприятий сельского хозяйства, расположенных по берегам рек и водоемов.

Изучая данную проблему, мы провели исследование. Среди учащихся 9«В» класса МБОУ СОШ № 8 нами было проведено анкетирование на тему: «Сколько воды нужно человеку?» Представьте, что в 2015 году на каждого человека будет приходиться только 30 литров пригодной для употребления воды в день.

1. Как вы думаете, реалистично ли это?

2. Как бы вы себя чувствовали, если бы у вас не было необходимого количества воды для питья, умывания?

3. Как вы думаете, действительно ли от каждого из вас зависит, сколько пригодной для употребления воды будет в будущем?

4. Как вы думаете, что каждый из нас должен делать, чтобы предотвратить уменьшение мирового запаса питьевой воды к 2015 году?

Результат превзошел себя. Ответы среди опрошенных были таковы: для одного человека на мытье рук, не закрывая крана, требуется 6-8 литров в сутки; на чистку зубов, не закрывая крана- 6-8 литров в сутки, на смыв унитаза- 10-15 литров, на стирку белья- 40-60 литров в день. Если учитывать другие виды работ, то цифра значительно увеличится. Цифры говорят сами за себя, становится ясно, что 30 литров в день- это очень мало. И от каждого из нас зависят эти показатели. Каждый из нас может экономить воду, хотя бы не оставляя кран с водой открытым.

Мы провели еще одно исследование, задав несколько вопросов своим одноклассникам:

-Любите ли вы ходить в походы? Все без исключения ответили да, причём у каждого есть своё любимое походное место.

-Нравится ли вам находиться у ночного костра у реки? И снова все ответили да.

-Всегда ли после пребывания на природе вы убираете за собой мусор, гасите огонь? А вот на этот вопрос многие отвечали с трудом.

Вот мы и задумались, что многие любят, но не берегут природу. Ведь если безответственность к природе будет продолжаться, то любить будет нечего. Примечательно, что если человек с детства воспитан так, что кинуть мусор где попало для него невообразимо, он так никогда и не сделает, поэтому актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. И эту проблему–– проблему воспитания нравственности в отношении к природе, помогает решить литература.

На внеклассном чтении мы познакомились с замечательным произведением Ивана Виноградова «Сосед и улитка». Давайте рассмотрим нравственные и экологические аспекты и их отражение в литературе на примере этого рассказа.

В этом произведении говорится о нравственности, об отношениях человека и природы. О том, как одни люди пытаются внести хоть какой-то вклад в сохранение природы, пусть и небольшой, но все же вклад, а другие ничего не делают для этого. «Но вот он словно споткнулся обо что-то на ровной дорожке и, вильнув в сторону, обогнул это невидимое препятствие. Потом я разглядел там, на асфальте, нечто совсем малое, незначительное. Это улитка, разнежившись на утреннем солнышке, доверчиво вылезла из своего хитро закрученного домика и предприняла путешествие неведомо куда. Беспечно ползет по асфальту, не для нее положенному Вчера вечером, когда тоже прошел дождик, из-за этих улиток невозможно было пройти по саду– так и хрустели в темноте под подошвами. Ну а сейчас мой сосед, обогнув ползущую улитку, сделал по инерции еще несколько быстрых шагов, потом вдруг остановился, подумал. И, вернувшись назад, взял улитку за горб-домик, перенес на обочину, в цветы. Заметив меня, смущенно поздоровался и пошел себе дальше» Мы пришли к выводу, что в этом поступке прослеживается глубокая нравственность человека, не позволившая ему погубить даже такое существо, как маленькая улитка.

Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе “Плаха” тоже обращается к этой проблеме. Этот роман — призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности. Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая гармонично обитает в своих угодьях, пока не появляется человек, нарушающий покой природы. Он бессмысленно и грубо уничтожает все на своем пути. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков. Поводом для проявления такой жестокости послужило всего лишь затруднение с планом мясосдачи. “Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов” вылилось в страшную трагедию: “. по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса”. Это избиение сайгаков читатель видит глазами волчицы Акбары: “Страх достиг таких апокалипсических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце. тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам. ” В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья Акбары не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: “Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву”. Так говорят люди, не подозревая, что природа за все отомстит раньше, чем они предполагают. У природы в отличие от людей есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разор, не разбирает, виновен ты или нет перед ней. Но природа все же лишена бессмысленной жестокости. Волчица, оставшись одна по вине человека, все же тянется к людям. Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это обернулось трагедией, но на этот раз и для людей. Но Акбара не виновата в гибели мальчика. Это человек в своем жестоком порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына.

Волчица Акбара наделена писателем нравственной памятью. Она не только олицетворяет собой несчастье, постигшее ее род, но и осознает это несчастье как нарушение нравственного закона. Пока человек не трогал среду ее обитания, волчица могла встретить беспомощного человека один на один и отпустить его с миром. В навязанных ей человеком жестоких обстоятельствах она вынуждена вступить с ним в смертельную схватку. Но гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок. Личной вины перед Акбарой у Бостона нет, но он несет ответственность за Базарбая, своего нравственного антипода, и за варварство Кандарова, погубившего Моюнкумы. Хочу отметить, что автор хорошо понимает природу такой жестокости человека в отношении к окружающей среде. Это — элементарная алчность, борьба за собственное благополучие, оправдываемое чуть ли не государственной необходимостью. И читатель вместе с Айтматовым понимает, что, коль скоро бандитские действия совершаются под прикрытием государственных планов, значит, это явление общее, а не частное, и с ним надо бороться.

"Любить природу - любить Родину". Природу любит каждый нормальный человек, каждый из нас пытается как можно чаще выезжать за город, ездить на моря, озёра. Природа вызывает у человека сильные патриотические чувства. А у художника слова ещё и эстетические, это определяет лирический пафос произведений о родине и родной природе. В таких произведениях как "Мещёрская сторона " и "Всё в тающей дымке" словесник с детьми находит истоки постижения "русского характера", высшей нравственной ценности.

Первые литературные впечатления людей связаны с их конкретным жизненным опытом видения мира. Каждый помнит и скучает по своим любимым и родным местам.

В 5 классе повесть М. М. Пришвина «Кладовая солнца» - начало темы русского леса в русской литературе, завершая которую в 11 классе при изучении на уроках внеклассного чтения романа Л. Леонова «Русский лес», мы постигаем глубину авторского обобщения: «У нас, в России, за лес все в ответе» Действие в повести «Кладовая солнца» происходит в Переславском крае в 1945 году. Летом дети ходили в лес за грибами, лесными яблоками и клюквой. Это редкое послевоенное лакомство утоляло голод и обеспечивало витаминами. Таким образом, Пришвин показывает, как лес помогал людям в трудные послевоенные годы.

В русской литературе советского периода, взаимоотношение человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Долгое время каждый с гордостью произносил: "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек. ". Так если много - значит ли это, что природные богатства не надо беречь? Безусловно, люди сегодня сильнее природы, и перед их ружьями, бульдозерами и экскаваторами она устоять не может.

"Прощание с Матерой" - книга о том, что взаимоотношения человека и земли - проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа - одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера - это и остров, и древняя деревенька с таким же названием, Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья,- "Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодала она. Одну бы только Матеру?!" Другая жительница деревни - Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит её и не хочет с ней расставаться. По её мнению, самый большой грех на свете - это лишить человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует "Кто ж старое дерево пересаживает ?!"

Символична та весть, побудившая героев активно действовать, которую принес Богодул. Этот герой воспринимается не иначе, как своеобразный дух Матеры (живет он на острове, одному богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухам, он возвестил: мертвых грабят, наверно многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это. Когда добрались они до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции "доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем". Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище - нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, "задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: "А ты их тут хоронил? Отец, мать, у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит". Её поддерживает вся деревня.

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. "Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности",- писал еще Пушкин. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память - это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей будут созидать разрушая и когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. А такие как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает, что за разрушение платят деньги. Своеобразным символом предупреждения нарисован новый поселок, куда должны перебраться сельчане. Поселок, хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, но по людски. Наверное и прощаться, в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой. А человек обязательно должен чувствовать себя хозяином земли. Иначе зачем жить? "Если земля - территория и только, то отношение к ней соответствующее. Землю - родную землю, Родину - освобождают, территорию захватывают. Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?" Такие размышления вызывает талантливая повесть В. Распутина.

Таким образом, мы выяснили, что чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность.

Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы

И ввести

Непогрешимый культ природы

В. Федоров

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)