Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Нравственные проблемы рассказов Б. Екимова «Ночь исцеления» и «Родня»

Рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления» об одной из тысячи человеческих судеб, в которой оставила свой неизгладимый след война и для которой эти страшные годы не прошли бесследно.

Главными героями рассказа являются пожилая женщина. Живущая в деревне, и её внук Гриша. С приездом внука в жизни бабы Дуни всё оживало, она «суетилась», « варила», «доставала», «затевала» (глаголы действия). Как замечает автор, «живым духом веяло в доме». Можно предположить, что это оживление вызвано радостью: старушка теперь не одна. Семантический ряд синонимов, использованных в рассказе: «одна» -«одинокая» -«одиночество»,- передаёт трагедию бабы Дуни. Есть родня, а она одна и живёт лишь ожиданием приезда внука.

С каждый годом баба Дуня всё реже ездила в город к детям, потому что не хотела быть для них обузой, не хотела им мешать. Она стыдилась своей болезни(ночных кошмаров), от которой её дети не могли найти лекарства. Глаголы и деепричастия передают душевное состояние героини, привыкшей думать о других: « горевала», «совестясь», «чувствовала себя такой виноватой».

Ночь была для бабы Дуни мучением. Именно в своих снах она возвращалась в то далёкое военное время, о котором её внук знает лишь по рассказам и фильмам. Ей снилось то, что много лет назад было страшной реальностью, а теперь стало кошмаром, мешающим забыть тот ужас: она потеряла продуктовые карточки и теперь беспокоилась, чем ей накормить детей. И мы можем представить, насколько тяжёлые испытания уготовила война обычным людям, насколько это запало им в души, если, спустя годы, тот страх, та боязнь не покидает человека.

Из снов бабы Дуни можно понять, что продуктовые карточки были на вес золота. В них спасение от голода, надежда на выживание. Ужас от потери самого дорогого, карточек, старушка испытывает по ночам, возвращаясь в ту жизнь. И вновь боль- и «рыдания», «крик», ошеломление.

Автор не случайно даёт описание бабушки и внука рядом. Он – «красив», у него «милое лицо, смуглое, с румянцем». У неё « согбенное, оплывающее тело», «седая голова», «в глазах <> что –то нездешнее». Видя рядом бабушку и внука, мы понимаем, что молодость и счастье Гриши куплены страданиями старости. Гриша чувствует это и вспоминает лицо бабушки в слезах после ночных кошмаров. Это воспоминание «резануло по сердцу».

Гришу не покидает мысль о страданиях родного человека. Но самое страшное, что он не знает, как помочь бабушке. Он бы мог воспользоваться советом матери: «Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни : «Молчать!» Она перестаёт». Так делала его мать, когда баба Дуня гостила в городе. Но мальчик не принимает такого бесчеловечного совета. Он нежнее и совестливее своих родителей. Видя бабушкины страдания, он хочет облегчить их, но не ценой собственного спокойствия. Здесь нужно действовать по –другому: криком можно было только навредить.

Сердце Гриши «обливалось жалостью и болью», которые и подсказали ему верный выход. «В душе что –то теплело и таяло, что –то жгло и жгло». Перед нами чуткий, благородный мальчик. Он нашёл другой выход: он «стал убеждать мягко, ласково». Как истинный психолог, мальчик проник в сон бабушки и, переживая вместе с ней её трагедию, утешил её, решил её проблему по –человечески, как можно было решить в те военные годы: он сказал, что карточки нашлись. Успокоенная старушка больше не вскрикивала ночью, «не выговаривала со слезами, в тяжкой муке», а «облегчённо вздохнула», «смолкла» и заснула. Гриша стал её ангелом –хранителем. Ночь исцеления нелегко далась Грише. Он плачет, но не только из –за жалости к бабушке, а ещё и потому, что он сам прочувствовал состояние людей в те далёкие военные годы, стал на одно мгновение одним из тех, кто всё это пережил. Поэтому его «бьёт озноб», « холод пронизывает до костей», «слёзы катились и катились», «сердце болело и ныло», «он плакал». Автор понимает, что из таких детей вырастут настоящие люди, и радуется за Гришу.

Первое желание Гриши – утром рассказать бабушке о её страхе и своей «помощи». Рассказать со смехом. Но чуткая совесть подсказывает, что этого делать нельзя, что всё можно разрушить, потому что его бабушка живёт во сне другой жизнью и по другим законам. Эта мысль «обожгла» его. Он понял, что спаситель из снов его бабушки не должен превратиться в Гришу, это должен быть человек из её тяжёлого военного времени. Чтобы спасти бабушку от ночных кошмаров, нужна помощь из того времени. Гриша это понял. Гриша хочет исцелить бабушку не столько от физических мучений, сколько от психологических, душевных терзаний. Он хочет избавить её от горьких воспоминаний и от чувства вины перед детьми.

Ночь исцеления не только для бабы Дуни, которая избавилась от своих тревожных снов, это ночь исцеления и для Гриши. Она помогла открыть в нём человека большой души, избавить от эгоизма. Гриша готов на маленькие еженочные подвиги ради исцеления бабушки. Он порядочнее своей матери.

Проблему, поднятую в рассказе «Ночь исцеления», Б. Екимов продолжает в другом рассказе, «Родня». От его названия веет чем –то тёплым, уютным.

Родня –это люди, связанные родственными узами, кровными отношениями. Но, несмотря на такое важное и простое значение этого слова, в рассказе оно звучит как –то иронически, парадоксально.

Семья старинного друга Лунякина – обыкновенная городская семья, плохо знающая деревенскую жизнь. Встреча друзей детства тоже была самой обыкновенной: « хозяин пошёл вниз», « хозяйка готовила скорый ужин», «дочка хрустела гостинцем». Беседа началась с «рядовых», стандартных вопросов( о жизни, о работе) и протекала легко, непринуждённо. Но при чтении создаётся неприятное ощущение от иронических, а иногда и невежливых реплик хозяйки: «передразнила», «добавила насмешливо». Но один, вроде бы простой вопрос, который Лунякин задал хозяевам неожиданно, нарушил спокойное течение беседы. Вопрос о «дедуле», который вырастил обоих друзей, а теперь живёт в городе у одного из них. Этот вопрос заставил хозяев смешаться, растеряться, замереть и замолчать в растерянности. Чем же вызвано смущение? Дедуля уже не живёт в доме своего сына –он в доме престарелых. Очень спокойно, как о чём –то само собой разумеющемся, об этом говорит дочь. Пытаясь как –то сгладить неловкость, хозяйка поправляет: « В доме ветеранов войны». Это звучит солидно, но сути не меняет: деда отправили подальше, сбыли с рук, потому что очень с ним хлопотно.

На все вопросы Лунякина хозяин отвечает нехотя, понимая, что говорит глупые вещи в своё оправдание. Он рассказывает о новом жилье деда: « кафель югославский», «пластик», «красочка импортная», но не хочет понимать, что для пожилого человека самое главное не паркет, не ковры, а любовь и забота близких, домашнее тепло. А Лунякин видит совсем другую картину: «невзрачная комнатёнка» «больничная коечка», «серое казённое одеяло», - лишённую тепла и уюта.

Хозяин в своё оправдание ссылается на решение самого деда переехать в дом престарелых: «Ему там понравилось. Вокруг такие же старики. Есть с кем поговорить, не скучно». И делает вывод: «Ему там лучше!»,не понимая, что домашнего общения не заменит ни один старичок.

На вопрос Лунякина, для кого лучше, продолжает твердить своё: про врачей, про уход. А Лунякин понимает истинную причину: от старичка избавились, он был в тягость. Значит, когда в голодные годы растил и своего, и чужого ребёнка, это не считалось тяжестью, а теперь, когда пришло время платить долги, забеспокоились о собственном благополучии.

Пытаясь достучаться до совести своих друзей, Лунякин приводит примеры из деревенской жизни: «Люди и не таких стариков держат», на что получает один ответ: «Ему там лучше. Там уход, врачи». Так постепенно рушатся связи между родными. Родной становится чужим. Дед в доме своего сына – чужой, и виноват в этом только сам хозяин дома.

Случай с дедом разбередит совесть Лунякина. Он невольно проводит параллель: «Недавно ещё босиком бегал теперь уж сам отец глядишь, и дед». Да и сам себя Лунякин упрекает в том, что порой не было времени навестить родителей: « жизнь, суета, спешка, дурная работа», но время прошло, и теперь «вспоминать горько», « сердце щемило». Подвоя итог своим размышлениям, Лунякин понимает, что связь с домом друга теперь порвётся, потому что его друг так и не понял простой истины: надо проявлять милосердин к старости, мы все будем старыми.

Лунякин решает навестить деда(чужого человека) просто потому, что они «столько лет знались», просто из чувства человеческой жалости, от стыда за поступок друга, и берёт с собой дочь друга. Комната, в которой находился дед, была светлая и чистая. Но в одном Лунякин не ошибся: душевное состояние деда никак не соответствовало тому радостному чувству, о котором говорил друг. «Дед лежал, устремив глаза в потолок», но когда увидел гостя, «старика словно подбросило». Видимо, редко навещали здесь деда родные, и поэтому Лунякин был дороги и нежданным гостем. И не повернулся дед сразу только потому, что не рассчитывал никого увидеть.

Самая кульминационная и эмоциональная сцена –встреча с дедом. Он начинает принюхиваться к запаху, вспоминая прежнюю жизнь. Ностальгически звучат его слова: «Хутором пахнет», «печной дым», «скотье тепло» «родины дух». Автор даёт столь полное и подробное описание запахов, чтобы сильнее передать тоску деда по родной стороне, по дому, его одиночество. А от слов деда о том, что он лежи, «привыкает к могилам», мурашки бегут по спине. Жизнь в доме престарелых для деда –репетиция смерти, ожидание его медленного прихода. У этого старого человека отняли надежду на жизнь, на радость. И никакие яркие шторы не смогут продлить жизнь человека, которого оттолкнули родные. Никакие заморские фрукты не радуют старика, потому что нет в них души. А простая деревенская репка вышибла у него слезу.

Единственно правильное решение принимает Луняким: забрать деда. Дедуля напоминает ребёнка, обидеть которого- великий грех. Лунякин утирает стариковские слёзы, как утирал их ему когда –то теперь уже одинокий старик. Лунякие несёт старичка к машине. Как несут самое дорогое, а рядом идёт девочка. За всё время свидания она не произнесла ни слова, но получила хороший урок милосердия, гуманного отношения к старости. Она, как и Гриша из первого рассказа Б. Екимова явилась свидетелем совершенно разного отношения к старости, и хочется верить, что сможет сделать правильные выводы.

ТЕЗИСЫ СТАТЬИ

Безразличие и гуманное отношение к старости, равнодушие и милосердие – такую проблему рассматривает Б. Екимов в своих рассказах. Анализ «вслед за автором», проведённый ученицей, помогает раскрыть эту проблему и показать отношение молодого поколения к данному вопросу. Ученица смогла проследить столкновение двух жизненных позиций и показать, как решается проблема выбора героями.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)