Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Интерпретация поэтического текста Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова

Интерпретация поэтического текста Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова

Анализ поэтического произведения предполагает разговор о том, какие мысли и чувства оно вызывает, а также рассмотрение истории создания, тематики, композиции, языка, количества строф, размера, ритмики, изобразительно-выразительных средств (эпитеты, олицетворения, метафоры и другие) и значения произведения в творчестве поэта.

Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». (Восприятие, оценка, истолкование).

Создал памятник я, бронзы литой прочней,

Царственных пирамид выше поднявшийся.

Квинт Гораций Флакк

Гавриил Романович Державин – выдающийся русский поэт. Он был славой XVIII века, им восхищались, его боготворили. Стихами Державина вдохновлялись, черпая в них важные для себя мотивы, поэты последующих поколений. В наше время он вновь стал занимать умы писателей, литературоведов, читателей, которые почувствовали в Державине живого поэта, одаряющего радостью прикосновения к высокому поэтическому слову.

Важное место в его лирике занимает тема поэта и поэзии. В произведениях он пытается дать оценку своему творчеству.

Поэтическое творение Державина написано в 1795 году. Перед нами вольное переложение оды Горация «К Мельпомене». К произведению древнеримского поэта обращались в разное время Н. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, В. Я. Брюсов. В произведениях этих авторов говорится о праве поэта на бессмертие, но каждый высказывает собственную точку зрения на роль поэта в жизни общества.

Это необычное произведение завораживает с первых же строк. В чем же секрет его воздействия на читателя?

Ода состоит из пяти катренов. Поэт использует перекрестную рифмовку. Напевность, мелодичность стихотворению придают чередующиеся женские и мужские рифмы.

Что же хотел сказать Державин в своем замечательном произведении? Поэт обращается к теме бессмертия, значения творчества. В первых же строках возникает поэтический образ памятника:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Ода поражает своей оживленностью. Как это достигнуто? Обратим внимание на то, каким размером написано это творение. Безусловно, это энергичный и упругий ямб, который лучше, чем какой-либо другой размер, передает движение мысли, им очень удобно вести разговор о поэтическом бессмертии.

Державин с уверенностью говорит о том, что его ожидает:

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить.

Поэт размышляет о том, что он имеет право на уважение и любовь сограждан. Он уверен, что его имя будет жить в памяти народа:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь Славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал.

Вслушайтесь в эти строки, рассказывающие о всенародной любви к поэту. Повторяющиеся сонорные звуки «л», «м», «н», «р» помогают нам услышать трепет возвышенной и чувствительной души автора, говорящего о народном признании его заслуг.

Значение своего творчества Державин видит и в том, что сделал «забавным» русский слог, что «дерзнул» сказать о добродетелях императрицы, просто и понятно «беседовать о Боге» и «истину царям с улыбкой говорить».

В последней же строфе поэт обращается к своей Музе, которая поражает своей величественностью:

О муза, возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Поэт призывает Музу гордиться «заслугой справедливой» и быть выше тех, кто не понимает высокого назначения поэзии в обществе.

Об особой миссии поэта он рассказывает с помощью изобразительно-выразительных средств: эпитетов («памятник чудесный вечный», «гром быстротечный», «забавный русский слог», «заслуга справедливая»), олицетворений («чело твое зарей бессмертия венчай», «и презрит кто тебя, сама тех презирай»).

Г. Р. Державин продолжая традиции мировой литературы, создал произведение, в котором высказал свои взгляды на роль поэта и поэзии.

В «Памятнике» он излагает программу своего поэтического творчества.

Стихотворение А. С. Пушкина «Бесы». (Восприятие, оценка, истолкование).

Снова тучи надо мною

Собралися в тишине,

Рок завистливый бедою

Угрожает снова мне

А. С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин – замечательный русский поэт, всю свою жизнь посвятивший литературному творчеству. В его лирике раскрывается вся его личность, характер, душа, отношение к окружающему миру, думы и переживания. Перелистывая страницы стихов Пушкина, мы становимся как бы свидетелем его духовного возмужания, становления его мастерства, где нерасторжимы реальная действительность, поэтическое содержание и художественная форма.

Поэтическое творение А. С. Пушкина «Бесы» создано в 1830 году.

Какова же история создания лирического шедевра? В 1830 году Пушкин получил благословение на брак с Натальей Николаевной Гончаровой. Начались хлопоты приготовления к свадьбе. Поэту пришлось срочно ехать в село Болдино Нижегородской губернии для обустройства выделенной ему отцом части родового имения. Он задумывается о будущем, мечтает о семейном счастье, простых человеческих радостях и одновременно томится мрачными предчувствиями.

Начавшаяся внезапно эпидемия холеры надолго задержала поэта в деревенском уединении. Здесь и произошло чудо первой болдинской осени: Пушкин пережил счастливый небывалый по длительности прилив творческого вдохновения.

В первые же дни поэт пишет одно из ключевых произведений болдинской лирики «Бесы».

Это необычное произведение сразу привлекает внимание читателя. В чем же секрет его воздействия? Оно состоит из семи строф, каждая из которых представляет собой восьмистишие. Автор использует перекрестную рифмовку, чередующиеся мужские и женские рифмы, что придает произведению удивительную мягкость и мелодичность.

О чем же хотел сказать автор своим читателям? В стихотворении отражаются раздумья поэта о будущем страны, своей судьбе, одиночестве и беспомощности перед неразумностью, бессмысленностью жизни.

Уже в начале произведения Пушкиным рисуется картина разгулявшейся стихии:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Страшная метель, в которой заблудились барин и ямщик, грозит гибелью. Путников охватывает чувство ужаса:

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Беснующаяся метель манит в неведомую даль, а вокруг заблудившихся только заснеженное, бескрайнее русское поле:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

Обратим внимание на то, каким размером написано это произведение. Безусловно, перед нами хорей, который способен передавать сложное душевное состояние, отражающее чувство страха и тоски.

Ямщику видится в метель что-то бесовское:

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Ему всюду мерещится коварный черт, не дающий возможности путникам продолжать дальше свой путь:

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон – теперь в овраг толкает

Одичалого коня

Барин же начинает видеть картину настоящего бесовского шабаша:

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре

Сколько их! Куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Пушкинские строки поражают своей музыкальностью. Повторяющиеся сонорные звуки «р», «л», «м», «н» позволяют нам услышать жалобную песню. Кажется, что и сама природа на стороне бесовских сил:

Вьюга злится, вьюга плачет,

Кони чуткие храпят

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

О разгуле чертовщины рассказывается с помощью изобразительно-выразительных средств: эпитетов («визгом жалобным», «в мутнойгире»), олицетворений («духи собралися», «вон играет, дует, плюет на меня», «вьюга злится, вьюга плачет»), сравнения («закружились бесы разны, будто листья в ноябре»).

Стихотворение строится по принципу композиционного кольца. Произведение начинается с описания метели и заканчивается той же картиной, но несколько в ином качестве. Сердце лирического героя надрывается от муки. И кажется, что здесь уже крик души самого поэта:

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне

А. С. Пушкин всегда умел преодолевать настроение тоски и безнадежности. На другой день после написания «Бесов» была создана замечательная «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), в которой он, преодолевая настроение горечи, уныния, печали, говорит о просветленном приятии жизни:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать

Лирика болдинского периода разнообразна и необычна. Поэт все же верит в разумность всего существующего и в будущее.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен». (Восприятие, оценка, истолкование).

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – все молчи!.

М. Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. По-моему, его поэзия – настоящее чудо, это новый взгляд на добро и зло, красоту и любовь. Какую огромную работу должна совершить душа поэта, чтобы передать все мысли, чувства читателям. Я думаю, что открывается это далеко не каждому, а только человеку чуткому, внимательному и доброму. Поэзии подвластно все. Мне кажется, что нет таких тем, которых бы она не коснулась.

Трудно сейчас без внутреннего волнения читать лирический шедевр М. Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен», написанный в 1840 году.

Стихотворение основано на реальных событиях. Поэт присутствовал на маскараде в Благородном собрании 1 января 1840 года. Об этом вспоминает Тургенев: «Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его толкнула судьба. Ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки».

И мы можем точно сказать, что Лермонтов в стихотворении имел в виду этот бал в Дворянском собрании, так как в качестве эпиграфа поэт поставил дату «1-е января».

Прекрасное творение поэта состоит из семи строф, написанных шестистишием. Он использует парную и кольцевую рифмовки. Мужская рифма чередуется с женской, что придает стихотворению твердость и упругость, но в то же самое время удивительную мелодичность.

Прочтем еще раз произведение, вдумаемся в его строки. Оно прекрасно и образно передает душевное состояние поэта. В своем небольшом шедевре Лермонтову удается выразить самые сокровенные мысли и чувства.

Стихотворение завораживает с первых же строк. Что же хотел сказать своим читателям поэт? Творение поэта волнует не только потому, что в нем обличен высший свет. Читателя пленяет богатый духовный мир самого автора, его глубокие переживания, неприязнь к «бездушным людям», мечта о безмятежной юности.

Произведение делится на три смысловые части.

Первая часть – картина великолепного бала. Слова звучат очень эмоционально, как будто чувства захлестывают поэта:

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски

Обратим внимание на то, какие суровые эпитеты («пестрою толпою», «затверженных речей», «небрежной милостью», «бестрепетные руки», «железный стих») и метафоры («мелькают образы», «стих, облитый горечью и злостью») использует поэт, описывая светское общество, утратившее человеческие черты.

В «пестрой» толпе «мелькают образы бездушные людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски».

От механического мира кукол бестрепетных, произносящих «затверженные речи», воображение уносит Лермонтова в Тарханы, в детские годы. Воспоминания поэта, которым отведены четыре строфы, становятся содержанием второй части произведения:

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

Вслушайтесь в эти строки. Они удивительно музыкальны! Повторяющиеся сонорные звуки «л», «м», «н», «р» передают трепет возвышенной души лирического героя, погруженного в сказочную мечту прекрасного детства. Здесь он вспоминает о своей любимой девушке:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Каким же размером написано произведение? Безусловно, это энергичный и упругий ямб, который способен передать общее настроение, насыщенное отвращением к высшему свету.

Автор снова возвращается в реальность. Вновь он видит «пестрою толпу» чуждых ему людей. И он не может этого вынести:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен» целиком лежит в русле лирических традиций XIX века. Во многих своих произведениях он обличает ненавистный ему высший свет, говорит о своей неприязни к «бездушным людям», выражает протест против лжи и лицемерия, царящих в светском обществе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)