Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Интерпретация стихотворения

Осень

Я всегда думала, что поэты - это такие люди, как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, что все они далеко от меня. И каково было моё удивление, когда я узнала, что у нас в Колпашево, рядом с нами живёт удивительный поэт Юрий Гричкеев. Писать стихи, по собственному признанию, начал лет в десять - одиннадцать. И чтением своих произведений до слез измучивал сестру, требуя внимания. Учась в школе, мечтал поступить в Литературный институт. Но помешал случай. В восьмом классе сменился учитель литературы, который её, эту литературу, просто ненавидел и любовь в сердцах своих учеников защемил. Хорошо, что не совсем.

Даже в техническом вузе Юрий Гричкеев больше занимался поэзией, чем математикой. Но к своим созданиям всегда относился крайне требовательно, считая, что пишет только для себя и узкого круга друзей. Долгое время он работал на Нарымской Государственной Селекционной Станции инженером (в настоящий момент на заслуженном отдыхе) и в свободное время увлекается поэзией. Несколько произведений у него было отобрано для публикации в сборнике стихов колпашевских поэтов «Отдушина». Одной из любимых тем поэта является пейзажная лирика

Когда я впервые увидела название стихотворения « Осень» Юрия Гричкеева, я подумала, что основной его темой будет описание осени, и решила, что оно будет скучным и банальным, ведь сколько великих поэтов писали про это. Но я очень люблю поэзию и решила всё же прочитать стихотворение. Оно просто поразило моё воображение, в нем смешались реальность и выдумка, уверенность и неуверенность. Произведение показалось мне загадочным и таинственным. Почему? В чем дело? С помощью каких средств удалось достичь очарования этого стихотворения.

Стихотворение начинается дружелюбным вопросом: «Вы не были в лесу. ?» И уже во второй строке автор выделяет мимоходом только, чтобы читатель увидел, понял, осознал, что осень еще только-только пришла и не каждый может уловить её присутствие. Эта фраза делает описание происходящего легким, воздушным. Поэт пытается уловить тонкую грань между летом и осенью, и это оказалось настолько удивительно, что он с таким необычным воодушевлением повествует нам:

Коснется — мимоходом только - осень,

Когда ни капли не видна

Между стволами тающая просинь

Когда ещё совсем не различишь,

Из памяти приметы выбирая, -

То ль осень это,

То ли просто тишь?.

В последней строчке шипящий [Ш] подчеркивает тишину, спокойствие природы, возможно, лето закончилось, и поэтому такая тишина, а возможно, это просто «затишье перед бурей», и лето вновь напомнит о себе. Многоточие, которое стоит в конце предложения, не даёт точного ответа на вопрос: что же происходит в природе? Оно даёт возможность поразмышлять или немножко пофантазировать, как будут разворачиваться события. А автор переспрашивает: «Вы не были?!» Он удивлён. Потом как вердикт, как приговор звучит фраза: « Вы много потеряли!» - восклицательный знак заставляет задуматься, а может, все-таки лучше сходить в лес, поискать по приметам следы осени. Наши предки умели замечать изменения в природе (тонкая паутинка на листьях - начало осени, жёлтая «косичка» у берёзы - к осени), примечали некоторые явления природы, которые указывали на явный приход осенних дней. Об этом нам и напоминает лирический герой.

«Я был в лесу», - говорит нам он. Это повествовательное предложение звучит как факт. Неполные предложения, имеющиеся в произведении, {«Без дела, просто так», придают тексту легкость, воздушность, изящность. Метафора «Хранило всё глубокое молчанье», в которой ассонанс ([а], [о]) придаёт стихотворению загадочность. Ведь всё молчит. А листья «шуршат» (аллитерация), а почему? Потому что герой задевал их плечами, после этих слов - многоточие - пауза для того, чтобы читатель передохнул, мог представить себе таинственный лес. И вдруг появляется Осень как живое существо, как человек, как олицетворение одухотворенности (поэтому «Осень» - имя собственное). Это Девчонка. Не девушка, не девочка, а именно девчонка, что-то стремительное, озорное, неосязаемое, неуловимое, то, что невозможно описать, и невозможно поверить, поэтому лирический герой спрашивает: « Вы не верите мне? » И уверяет нас в том, что он прав, поэтому слова «Ну, Осень, зря шалишь. Теперь — то я тебя поймаю быстро!» (слова разговорного стиля) усиливают впечатление от образа осени. Но нашего героя ждёт неудача: он догнал Осень, но не успел ей ничего сказать.

Догнал её. И ей сказать двух слов

Я не успел — она уже исчезла.

Кульминационным моментом является то, что герой предупреждает Осень: «Теперь - то я тебя поймаю быстро!». Он говорит ей, что она зря так с ним играет, и уверен, что поймает её быстро.

«Теперь — то я тебя поймаю быстро!» -

Я побежал,

Но это были лишь

Багряные рябиновые кисти.

Вновь неудача. Хотя нет, вот она сидит на большом дереве, легкая, изящная, «Как будто шкурка лисья» (сравнение). И снова наш герой обознался. Он совсем устал, но так и не понял, что он видел девчонку-Осень или рыжую девушку, гуляющую по лесу.

Основной мыслью этого произведения является то, что Гричкеев описывает осень как необычное явление, отличающееся от других времён года некой загадочностью, романтичностью.

Главное слово «осень». Что оно означает? Словари дают такое толкование: «Время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Поздняя, дождливая осень. Золотая осень (время, когда желтеют и золотятся листья). По осени (осенью; устаревшее и простонародное). Осень жизни (переносное: о старости)». Нужно узнать, такую ли осень хочет изобразить автор? Уже в начале произведения осень, как молодое, новое явление, а к концу и совсем не понятно: что же описывал поэт: время года или озорную девчонку.

Поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы переживали, сопереживали вместе с ним это движение души от надежды и веры в свою правоту - к желанию разгадать тайну. Отсюда и очень выразительные эпитеты «тающая просинь», «чудные дела», «глубокое молчанье». Ведь автор под впечатлением от увиденного в лесу, и понеосторожности он чуть было не пропустил первых шагов осени, за что и был наказан, хоть и не понял кем.

Чуточку внимания к синтаксису - и нам передаётся авторское ощущение времени, реальности, загадочности окружающего. Риторический вопрос, риторическое восклицание - всё передаёт настроение поэта. Глаголы прошедшего времени единственного числа « был», «задевал», «увидел», «догнал» - « не успел», «побежал», «не понял» подчеркивают стремительность происходящего. Неуловимость, таинственность усиливаются частицей НЕ.

Звуковой фон произведения создаётся повторяющимися звуками [а] (их здесь целых 70!), а например, [и] - всего 43. Что означает ведущая буква произведения? Нужно вновь обратиться к энциклопедическим данным. А - первая буква алфавитов на греческой и латинской основе, которая происходит от древнегреческой «альфы» и финикийской «алеф». Русская буква «а» восходит к кириллической букве («аз»), означающей местоимение «я». Кроме звукового, буква «а» имела цифровое значение 1. Мне, кажется, звук [а] придает произведению открытость, распахнутость, раскрывает желание лирического героя сблизиться с окружающим миром, и пусть не совсем ему это удалось, но встреча с Осенью - девчонкой запомнится надолго. Шипящие звуки, в сочетании со звонкими [м'], [р], [б'], не утяжеляют произведение, а подчеркивают звуки, которые раздаются в лесной тишине, от этого стихотворение лёгкое, прозрачное по ощущению.

Единая строфа рисует рассказ не только, как повествование, но и как разговор: «Вы не верите мне?» строение произведения по своему разговорному стилю напоминает «Бородино» М. Ю. Лермонтова. Местоимение «Я» придает произведению необычайную лиричность, потому что мы вместе с автором чувствуем его настроение, переживаем вместе с ним, и в то же время это местоимение намекает на то, что лирический герой открыт перед нами, на дружеские отношения между читателем и автором. Пятистопный ямб усиливает ощущение необычности, загадочности, и кажется, вот-вот лирический герой и вместе с ним читатель увидят Осень во всей её красе, но

«Я и не понял чудные дела:

Была ли это впрямь девчонка — Осень

Иль девушка тут рыжая была?. »

Хотелось бы еще обратить внимание на краски, которые используются автором в этом произведении, чтобы подчеркнуть необычность того, что увидел в лесу его лирический герой:

Просинь- это не синее и не голубое, это чуть - чуть, немножко.

Багряные (красный, густого, тёмного оттенка) рябиновые (оранжево-красный, цвета зрелых ягод рябин) -эти прилагательные, обозначающие почти один и тот же цвет, стоящие рядом, придают необычную окраску, непривычное сочетание.

Рыжая - красно - жёлтый.

Оранжевые - жёлтый с красноватым Осень уже на пороге.

оттенком, цвет апельсина.

Красок немного, но они на фоне зеленого леса очень яркие, броские, наверно, поэтому лирический герой увлекся, нафантазировал девчонку Осень, пытаясь уловить тот момент, когда наступает осень и уходит лето.

В начале присутствует только один цвет «просинь», но по мере того, насколько углубляется в лес, насколько внимательно он всматривается в окружающую его природу, он начинает замечать и другие краски, более насыщенные ( «оранжевая», «рыжая», «багряные»). Это происходит от того, что меняется и настроение героя. Он сначала герой - наблюдатель, который прислушивается, приглядывается, и становится Героем - игроком, он играет с Осенью.

Но игра закончилась. А что осталось? Может быть, влюблённость, желание раскрыть загадку? Ведь было слово «девчонка», а появляется слово «девушка» - герой не легкомысленно относится к Осени. Он не просто заметил эту необычную героиню, он успел разглядеть её прическу, сравнить её с лисьей шкуркой. Он побежал, а не пошел. Я - (кинулся, бросился, но никак не подошел) к дереву. Всё это даёт повод подумать, а не влюбился ли наш герой?

Таким образом, Юрий Гричкеев рассказывает читателю, какой может быть осень, когда она незаметно для нас приходит на смену лету, описывает эту тонкую грань неуловимого состояния природы, леса, когда это « только мимоходом», чуть - чуть.

В представленной работе я провела подробный анализ стихотворения «Осень» Юрия Гричкеева, и узнала, что: а) основной мыслью произведения является то, что поэт описывает осень как необычное явление, отличающееся от других времён года некой загадочностью, романтичностью.

в произведении большое количество художественных средств. Например: метафора «Хранило всё глубокое молчанье», аллитерация «шуршат», сравнение «Как будто шкурка лисья», инверсия «коснется осень», анафора

«То ль осень это,

То ли просто тишь?. », эпитет «тающая просинь».

Красок немного, но они на фоне зеленого леса очень яркие, броские, наверно, поэтому лирический герой увлекся, нафантазировал девчонку Осень, пытаясь уловить тот момент, когда наступает осень и уходит лето.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)