Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

О поэтическом наследии Якутии

Поэзия – самое нежное и самое сложное искусство слова. Поэтому талантливость поэтов, величину и силу искры жизни, горящей в их умах и сердцах, можно определить даже по одному разбору их поэтического языка – по словарному составу, по тому, насколько метко использует он каждое слово, - вообще по изобразительным возможностям языковой палитры, на основе которых создаются образы.

Слово – мысль. Богатство языка – свидетельство духовного богатства поэта. Но это всего лишь часть того, что требуется от мастера слова. Другая часть требования мотивирована тем, что слово состоит из звуков. В том, чтобы художественное произведение-стихотворение было подлинно прекрасным и художественным, немалую роль играет звучание слова, музыка языка. Когда мысль и образ высказаны красиво и благозвучно – они скорее дойдут до читателя. Иначе говоря, поэт обязан прислушиваться к звучанию своих стихов, оттачивать мастерство, поверяя его на слух. Если он глух к звучанию и запаху и не видит оттенков языка, то читатель тоже не услышит в его стихах музыки, не ощутит их запаха и цвета.

Поэзия – вершина человеческой мысли, торжество человеческого разума. Есть одно меткое выражение Эфенди Капиева: «Язык народа – кремень. Одно слово - искра. Искра может зажечь, что угодно. Зажигая огонь – будь осторожен с искрой, ведя разговор – будь осторожен со словом!»

Любой народ только потому и бесстрашен, что имеет свой язык.

И помни всегда: нет на земле ни одного бедного, серого языка. Ну кто посмеет сказать, что язык олонхо стоит на низком уровне, что он груб и некрасив?

Никто, потому что язык олонхо красив в своём роде, и с давних времён развивается и обогащается. К этому приложили свои усилия многие писатели, поэты, творцы якутской культуры.

Теме природы посвящено очень много стихотворений. О ней писали и пишут не только русские поэты, но и якутские.

1. О поэтическом наследии.

Первые строки о Якутии в русской художественной литературе принадлежат Михаилу Ломоносову:

Широкое открытое поле,

Где музам путь свой простирать?

Великий учёный, мыслитель, поэт обращал внимание на дальние окраины России, говорил о богатствах, о той потенциальной силе, которую таила в своих недрах якутская земля, о её богатейших перспективах.

По архивным документам и печатными источникам изучал жизнь Якутии и Александр Пушкин. Он даже начинал писать работу о народах северо-востока Сибири и Камчатки.

Якутия нашла яркое отражение в творчестве А. Гончарова, Н. Чернышевского, К. Рылеева, А. Бестужева-Марлинского, Н. Чижова. Ссыльные писатели-демократы познакомили русских читателей с жизнью и богатым устным творчеством якутов.

Якутская поэзия начинала развиваться. Первым произведением якутской письменной поэзии, опубликованным в печати, стало стихотворение Алексея Кулаковского «Проклятый до рождения» Через 4 года в журнале «Саха сацата» («Голос якута» появилось ставшее знаменитым стихотворение АИ. Софронова «Родина».

Алексей Кулаковский и Анемподист Софронов страстно желали, чтобы якутский народ получил свободу и равноправие, разоблачали гнёт и произвол богачей, клеймили тёмные пережитки патриархально-феодальной жизни. Писатели-реалисты, они ревностно учились у великой русской классической литературы. Их произведения «Скупой богач», «Пароход», «Сон шамана», «Дары Лены», «Родина» дают правдивую картину дореволюционной жизни нашего народа.

Основоположником якутской советской литературы стал выдающийся поэт, прозаик и драматург, пламенный революционер Платон Алексеевич Ойунский.

П. Ойунский начал с того, на чем остановился Алексей Кулаковский. Он внёс в поэзию пафос революционной эпохи, накал и яркость борьбы, провёл реформу якутского стиха.

Несмотря на коренные различия в творчестве этих поэтов, их роднило нечто общее: во-первых оба испытывали - в разной, конечно, степени – могучее влияние русской поэзии. Ойунский реформировал стихосложение, опираясь на опыт русского классического стиха и массовых революционных песен. Во-вторых,- а это самое существенное, - творчество обоих писателей питалось богатейшими наследием народной фантастики – мифами, легендами, сказаниями. Порой получалось, что они в своём творчестве оказывались у одного и того же источника («Сон шамана» Кулаковского, «Красный шаман» Ойунского).

Оба поэта были непревзойдёнными знатоками родного языка. По богатству используемых образных выражений, сравнений, эпитетов они не уступали друг другу, и трудно отдать предпочтение кому-либо из них.

Ойунский понимал, что для построения жизни якутов на новых началах необходимо хорошо знать историю своего народа, его прошлую и настоящую культуру, истоки её зарождения и пути развития. И он самым тщательным образом изучает прошлое – мифологию и эпос, верования и обычаи, различные поверья и фольклор. Он знал множество устных рассказов, повестей, былей – небылиц/, притч, пословиц и поговорок, сложенных народными сказителями. О стихотворном народном эпосе олонхо поэт всегда говорил особенно проникновенно. Долгие годы он упорно работал над монументальным якутским эпосом олонхо «Нюргул Боотур Стремительный»: учился у сказителей, собирал тексты, теоретически обосновывал жанровые особенности якутского фольклора.

Олонхо Платона Ойунского, как и другие его лучшие поэтические произведения, - серьёзный вклад в советскую литературу.

Заметное место в становлении и развитии якутской советской поэзии принадлежит Алексею Кюнде. Он посвятил много стихов и песен новому быту якутского народа, необыкновенной красоте северной природы.

Появление в Якутии первых советских поэтов, громко заявивших о рождении советской якутской поэзии, вызвало расцвет новых талантов: на страницах газет и журналов стали появляться всё новые и новые имена.

Во время ВОВ многие якутские литераторы уходят на фронт. Едва ли в какое-нибудь другое время было создано якутскими поэтами столько сильных, талантливых произведений, как в годы войны

А вот в послевоенную якутскую поэзию внесли вклад поэты Пётр Тобуроков, Семён Данилов, Константин Туйарский, Иван Гоголев, Моисей Ефимов. Они пользуются заслуженным признанием и уважением всего якутского народа.

Творчество П. Тобурокова отличается глубоким жизненным содержанием, правдивостью и народностью, богатым языком.

Семён Данилов – крупный лирик, многие его стихи стали любимыми песнями. Его поэзия – интернациональна. С. Данилов в 1971г. удостоен Государственной премии РСФСР им. Максима Горького.

Поэты Иван Гоголев, Моисей Ефимов заслуженно считаются наиболее интересными представителями поколения, пришедшего в литературу вслед за П. Тобуроковым, С. Даниловым. Самобытным баснописцем и сатириком проявил себя Рафаэль Багатайский.

2. Природа в лирике якутских поэтов: И. Гоголева, Л. Попова,

А. Кулаковского

Я бы хотела более подробно остановиться на образах Лены и Ленских столбов в поэзии якутских и русских поэтов, сравнить их стиль, образность, впечатления от якутской природы.

Несмотря на суровость якутской земли, трудно не почувствовать поэтичность её природы, бесчисленных переливов красок. Резкой смены времён года – зимы, стягивающей белым одеялом тайгу на долгих 6 месяцев, весны, которая приходит разом, за одну ночь, лета, знойного, быстротечного, и, наконец, осени серебрящей пронзительным утренником тайгу.

Весна. Ослепительнейшее солнце стоит в пронзительно-голубом зените, греет изо всех сил – зарокотали на все голоса ручьи, вскрылись реки побольше, глядь, двинулась и Лена. Ледоход в Якутии ни с чем не сравнить, это надо видеть. В небе в этот миг также ни с чем не сравнимый гомон пролетающих в родные края птиц. И зелень бьёт из-под земли – свежая, буйная. Не знаю, бывает ли где ещё на свете такая дружная весна.

А эти короткие месяцы лета, а осень! Лето хоть и быстротечное, но ослепительно – жаркое. И его особое северное отличие – удивительные, прямо – таки мистические белые ночи. Тепла и света так много, что за какие-то два с небольшим месяца успевает вызреть всё, что у нас растёт – и хлеба, и овощи, и плоды, и ягоды. Осень же наступает вдруг – за одну ночь целую республику осыпает золотом.

Ноябрь – это уже матёрая зима. Какой бы год ни был, а зима всё равно ляжет надолго, придёт неизменно суровая. И сколько в ней будет своей непередаваемой прелести, своей красоты, в зиме Якутии!

И во всём этом параде времён года самое активное участие принимает гордость, красота Якутии - река Лена.

Многие писатели и поэты воспели Лену и сказали о ней много чудных и прелестных слов, например, Павлов Борис:

Алмазом лёд сковал мою дорогу,

Кружит хмельной любовницей пурга,

Рекою синей вынесла дорога

Мою судьбу из белого коня.

Я бы хотела окунуться в творчество замечательного поэта Ивана Гоголева.

Он уже первыми стихами открыл необыкновенный мир своих современников и природы в неповторимых образах, красках и ритмах. Но он привлёк внимание читателей не необычайностью формы стиха, оригинальным стилем творчества, а своим видением мира, способом претворения правды жизни, поэтической образностью.

Известно, что подлинный поэт является новатором, находит пути и сходства образного воспроизведения жизни в соответствии с духом эпохи и потребностям современников.

Иван Гоголев за годы творчества создал значительные произведения, открывающие новое в жизни, необязательно современной, но и прошлой. Его творчество богато и чисто, оно проникнуто глубокими мыслями и светлыми чувствами.

В его стихах лирический герой выражает своё восхищение неповторимыми красотами природы родной земли, преклонение перед её величием. И это величие поэт часто находит в глубокой древности, что было тысячу лет тому назад. Ведь любить жизнь, родину только потому, что она наша жизнь, наше время, было бы слишком просто. И, действительно, мы любим, потому что гордимся тем, что Якутия, просторы реки Лены – это неразгаданные тайны, необъятное богатство на долгие века, ибо наш край имеет тысячелетнюю историю, бесспорно величественное своей уникальностью далёкое прошлое

Об этом пишет И. Гоголев в своих стихотворениях, где выражает веру человека в бессмертие земной красоты. Его стихи дают читателю повод к размышлениям, помогают смотреть на окружающий мир глазами мудрого человека, умеющего находить в духовном наслаждении интеллектуальное обогащение. Так, явления жизни, картины природы в лирических произведениях поэта заключают в себе размышления автора о времени, о непреходящих ценностях человеческого общества. А такая поэзия называется философской лирикой.

Создавая своё стихотворение «Ленские столбы», Гоголев основывался на легенде, которую ему рассказала ещё его бабушка.

Эта легенда, в которой рассказывается о страшном драконе, который жил в Ленских замках и приносил всяческий вред якутскому народу. Но вот однажды дракон узнал, что в одном из дальних селений живёт красивая девушка Кэрэ Кыыс, дочь знаменитого якутского шамана. Дракон потребовал от якутов отдать ему в жёны юную девушку. Делать было нечего – пришлось поступать по воле дракона.

На следующий день Кэрэ Кыыс переселилась в замок дракона и стала жить в ожидании. А ждала она своего возлюбленного, который в это время был на охоте, Хорсуна Уола.

И вот он возвратился. Большая любовь к прекрасной Кэрэ Кыыс родила в нём такую ярость, что он стал готовиться к смертельной схватке с драконом.

Тем временем Кэрэ Кыыс освоилась в замке, стала более нежно встречать дракона. Она поняла, что нужно притвориться нежной и любимой, и тогда она сможет разгадать тайну вечной жизни и волшебство дракона. И однажды ей это удалось – дракон сказал, что вся его сила и могущество находится в хвосте, и если он потеряет хвост – его волшебство будет утрачено.

В это время Хорсун Уола уже подошёл к Ленским замкам и стал звать дракона. Дракону стало любопытно, кто этот смельчак, а Кэрэ Кыыс узнала в нём своего жениха. Дракон подлетел к юноше и началась схватка, но силы были не равными, но тут Кэрэ успела крикнуть Хорсуну: «Попади в хвост. Это волшебное место дракона»,- и тут же какие-то силы перебросили её на другой берег реки. Она окаменела, на том месте, где очутилась. Но Хорсун Уол услышал, что крикнула ему возлюбленная и, изловчившись, нанёс смертельный удар по хвосту дракона. Дракон от мучительной боли издал последний свист и рухнул на землю.

Люди, услышав страшной силы шум, поняли, что наступила пора освобождения их от волшебных сил дракона, быстро направились на место битвы. Но они увидели именно лишь ту картину, которую мы можем видеть и сейчас. Одинокая скала на правом берегу реки и выделяющаяся скала по образу юноши на левом берегу ре- ки

В своём стихотворении «Ленские столбы» поэт говорит о них, как о чуде света.

Капризный баловень судьбы,

Сын солнечного края

Глядит на Ленские столбы,

От счастья замирая.

Пусть на земле чудес не счесть,

Сам родом я отсюда

И говорю: да, в мире есть

Неслыханное чудо!

Два мудрых скульптора земли,

Два добрых чародея,

Всю жизнь трудились: дули, жгли,

Легко резцом владея

При этом он использует эпитеты для более яркого выражения величия Ленских столбов: «капризный баловень», «неслыханное чудо», «мудрые скульпторы», «добрые чародеи», «чужая жизнь», «великая река», «гордый лик», «могучая Лена»; метафору «клочья пены»; олицетворение «идёт великая река».

В стихотворении «Любимая Лена» И. Гоголев обращается к легенде о происхождении Лены:

Есть поверье: Лена-река –

Дочь Земли и Неба. Она родилась в глухие века, древним солнцем озарена.

Я в легенду поверить смог, свыкся с выдумкою людской, -

Лена, взяв на небе исток, величаво течёт землёй

Для придания выразительности поэтической речи автор использует метафору «плещет рыба звездой живой», олицетворение «заскучала б наша земля», «небо смотрит», эпитеты «играющие воды», «добрые высоты», «ленские красоты».

Это стихотворение о родине, о любви и гордости Якутией. Но в нём поэт не навязывает свои чувства и тем более не призывает вместе с ним восхищаться пейзажами берегов Лены. А просто образы и представления, догадки и сравнения автора строятся на основе его размышлений и рождают в душе читателя тоже размышления, но уже свои, личные.

В этих двух стихотворениях прослеживается огромная любовь, восхищение, гордость поэта своей родиной, родной природой.

У замечательного народного поэта Якутии Леонида Андреевича Попова также есть стихотворение об одном из чудес света – Ленских столбах. Оно так и называется «Ленские столбы»:

Кличет ветер над рекой:

«Кто здесь был – не забывайте,

Кто здесь не был – побывайте

У Природы в мастерской,

У ваятеля – Природы,

Архитектора – Природы,

Композитора – Природы

В заповедной мастерской!»

В нём автор приглашает всех посетить якутский северный край летом, побывать «у Природы в мастерской», увидеть красоту и величие «гранитных дворцов», «поучиться мастерству!» Природа в этом стихотворении выступает в роли и «ваятеля», и «архитектора», и «композитора». Л. Попов восхищается творцом «небоскрёбов», т. е. Природой. В этом стихотворении он использует тропы и стилистические фигуры: эпитеты «золотистая кайма», «гранитные дворцы»; метафору «музыка стала камнем»; олицетворение и инверсию «кличет ветер над рекой» для придания особой выразительности поэтическому тексту.

Если сравнивать темы всех рассмотренных выше стихотворений, то они одинаковы – любовь к родной природе, к реке Лене, Ленским столбам. Все поэты восхищаются её красотой и величием. Многие её даже олицетворяют. Например, приём олицетворения использует С. Шевков: «мне беседовать любо с тобой».

Поэма Алексея Кулаковского «Дары реки» полностью построена на олицетворении. В этой поэме автор создаёт величественный образ Лены. Образу вечной защитницы от врагов, кормилицы и поилицы якутов – благодатной матушки – реки Лены противопоставляется в этой поэме образ зловещего и могущественного Ледовитого океана, несущего людям холод, голод, всевозможные болезни и бедствия. В её словах, обращённых к бабушке – Океанихе, подчёркивается уважительное, заботливое отношение ко всему: и к седой Владычице, и к сёстрам-притокам, и к народам, населяющим её берега. А в ответах и в заключительном монологе Ледовитого океана звучит самоуверенность, безграничная вера в свою силу, гордость, граничащая с уничижительным отношением ко всему.

Так Кулаковский через образы-символы противопоставляет две силы. Но в диалоге реки Лены и Ледовитого океана не менее чётко и убедительно прослеживается и иной смысл, иная идея, а именно: художественное представление единства, мудрости Матери – Природы, способной защищать себя от своего же создания, человека. Ведь в словах Лены, благодетеля людей, звучит и обида на них, «забывших правду, добрые нравы», одичавших «в азарте горячечном».

Однако в поэме Кулаковского не менее значительное место занимает образ родной Якутии. Поэт создаёт прекрасный образ Лены и её многих притоков, давая им меткие образные характеристики:»взрослая дочка – добрая речка Вилюй», «славная Алдан – госпожа», «сильная Томпо», «резвая Тыра», «дикая Хандыга», «сверкающая Аллах», «пленительная Учур» Поэт с особой любовью описывает «младшую дочь Алдан – госпожи» «маленькую Тата – хотун», с горечью представляет Океану «болезненного, своенравного сына Витим – госпожи» «мальчика Бодайбо». Все они разные, у них, как и у людей, свои радости, свои печали. Одно их всех объединяет - это добрая жалость ко всему живому, желание помочь, благородством своим облегчить людям жизнь. Ведь именно поэтому Лена-река приносит себя в жертву Владычице, её морозам. Она, закованная в ледяной острог, большую часть года «едва сочится», «слезой точится», однако решает «жалкой каплей воды пополнить просторы славного Океана». И всего на три –четыре месяца Лена возвращается к людям, чтобы согреть, накормить, порадовать их, «теченьем вольным распространяясь,

Обитаемость Среднего мира

И всего необъятного мира

Самой славной рекою став

3. Река Лена в лирике русского поэта Сергея Дмитриевича Шевкова

Среди русских поэтов, воспевающих красоту и прелесть якутской природы, выделяется Сергей Шевков.

Это русский поэт, переводчик. Заслуженный работник культуры РС(Я), член СП России. Сергей родился в Алдане. Он перевёл стихи якутских поэтов Эллея, С. Данилова, М. Ефимова, Урсала и др. Издано несколько сборников его стихотворений: «Земля и звёзды» (1962), «На Лене – реке» (1974), «Земля без окраин» (1979), «Сердце нараспашку» (1991). Он искренне полюбил Якутию, её природу, её погоду, её природные богатства. О его любви и преданности он рассказывает в своём стихотворении «Я на Лене живу»:

Верю, сердце моё

Никогда не изменит,

Не разлюбит якутских

Небес синеву

Я родился на Лене,

Я вырос на Лене,

На Лене живу.

Ещё одно воплощение его любви к Лене звучит в стихотворении «Слышу смех расшалившихся волн»

Слышу смех расшалившихся волн,

Вижу плёсы и заросли ив

Я опять к тебе, Лена, пришёл,

Песню –радость в душе затаив.

Вот стою на твоём берегу,

Лена, Лена, родная река,

И рождённую сердцем строку

Догоняет другая строка.

Мне беседовать любо с тобой,

Я тебе по-хорошему рад.

Из ладошки твоею волной

Умывается алый закат

В этом стихотворении автор олицетворяет Лену: «Мне беседовать любо с тобой». Поэт до того любит Якутию, Лену, что называет её «родной рекой». Через это стихотворение можно понять, что автор часто приходил к Лене: «Я опять к тебе, Лена, пришёл». Она была «его лучшим другом». Лена – его родная стихия, часть природы, а природа и человек в ней едины. Звучит гармония. В этом стихотворении он использует для придания выразительности речи изобразительно-художественные средства: олицетворения «смех волн», «строку догоняет строка», «умывается закат»; эпитеты «расшалившихся волн», «алый закат», «рождённая строка», «золотистые плоты», «прибрежный гранит»; метафору «необъятна плечей твоих ширь».

Шевков, как никто другой, был наделён исключительным чувством красоты, меры, гармонии. Он блистательный и самобытный поэт. Основная тема поэзии С. Шевкова – это тема Якутии, её романтический образ, родные просторы, природа. Поэт влюблён в свою родину, умело понимает и остро чувствует её природу. Своеобразная красота Севера, непохожая ни на какие красоты мира, победа над стихией встают из его строк. Его вдохновенные стихи, рождённые на суровой якутской земле и на берегах полноводной красавицы Лены, напоённые вековою мудростью народной, потому и звучат так свежо и первозданно, так прекрасно, что к ним поневоле прислушиваются читатели всего мира.

Заключение

Особое место в литературном наследии якутских и русских поэтов занимает пейзажная лирика. В картинах и образах природы поэты стремятся выразить и живое чувство родины, и душу своего народа, и думу о времени. Природа живет самостоятельной жизнью и обретает некое духовное начало.

Это единение духов поэтов — явление «диалога культур», обогащающее нас в духовном аспекте, обновляющее мысли и чувства современников и последующих поколений, позволяющее переосмысливать мировоззрение соответственно ходу времени. У Шевкова, также как у Кулаковского, Гоголева, Попова, философские мысли, идеи, предположения выражены в поэтических описаниях, символических образах, пронизаны светлой любовью к родной земле, гордостью величественной красотой Якутии.

Лирика и якутских, и русских поэтов о природе, о её величии даёт нам, читателям, высокое эстетическое развитие, воспитывает в нас хороший вкус, чувство патриотизма, умение правильно оценить произведение и получить от этого наслаждение.

Да, мы любим свою Якутию, обжитую испокон веков нашими предками, республику, которая волей народа за эти годы стала цветущей, новой, сильной. Да, у нас край суровый, с шестидесятиградусными морозами и вечной мерзлотой, со своенравными реками и непроходимыми топями, со снежными ураганами и очень жарким, засушливым летом.

Таким образом, я пришла к выводу, что независимо от национальности, места рождения и места жительства якутская природа для всех – это нечто, которое не описать словами, это надо увидеть. Ленские столбы, река Лена, таёжные леса – всё это достояние и гордость Якутии!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)