Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

О смысле человеческой жизни

Литературная жизнь

Владимир Николаевич Крупин – русский прозаик, родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области. Окончив сельскую школу, работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты. Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте, работал на Центральном телевидении, в различных литературно-художественных издательствах, преподавал в школе, был редактором нескольких журналов, таких как «Новый мир», «Москва», «Благодатный огонь».

Постоянными любимыми героями Крупина являются простые мужики–крестьяне, доморощенные философы, юродивые, которые неуклюже и наивно, но все–таки умеют выявить суть событий и сказать лицо правду тем, кто её не понимает.

В большинстве своих произведений Крупин использует частушки, поговорки, простую народную речь, отталкивает западные ценности. Это даёт читателю возможность лучше понять смысл произведения и не раздумывать подолгу над сложными витиеватыми фразами.

Литературную деятельность В. Н. Крупин начал с публикации стихов, репортажей и очерков, но широкую известность принесла ему повесть «Живая вода». После прочтения этой повести у меня появилось желание тщательно разобрать образ главного героя и выявить главную проблему и суть данного произведения. Обо всем этом и пойдет речь далее.

Повесть «Живая вода» была опубликована в 1982 году. И это стало своеобразным итогом начального этапа творчества Крупина. В произведении автор часто использует элементы сказок, поговорок, песен и частушек. Например: «Бей своих, чтоб чужие боялись»,

«Председатель на трубе,

Бригадир на крыше.

Председатель говорит:

Я тебя повыше».

С их помощью он ставит перед читателем сложные вопросы о смысле жизни людей, а именно жизни русского мужика, причем иронический настрой делает эти вопросы доступными не только для взрослых умов, но и для подростковых.

События, в центре которых оказывается главный герой, со стороны могут показаться довольно комичными, но благодаря им Кирпиков задает себе хоть и наивные, но все же глубокие по смыслу вопросы. Но перед тем как разобраться в этих вопросах, рассмотрим образ самого главного героя.

Александр Иванович Кирпиков – шестидесятилетний пенсионер, числится сторожем лесобазы, но не считает себя таковым. «Слово «сторож», - говорил он, - позорит нашу действительность. Раз есть сторож, значит имеются воры. Но кому надо, тот и у сторожа украдет, а от честных и стеречь нечего». Только у него на всю деревню есть мерин, и поэтому Кирпиков вправе считать себя конюхом.

Обычно деревенские жители зовут его Сашкой, но как только наступает время посадки или уборки урожая, Кирпикова называют уважительно Александром Ивановичем.

И вот наступила весна, время для вспашки огородов. Поначалу она ничем не отличалась от других: все также жители деревни надеялись на помощь Кирпикова и его мерина, и все также они заранее платили Александру Ивановичу водкой и готовностью слушать его пьяную болтовню. Кирпиков, естественно напился, и пролежал на холодной земле около станционного буфета до тех пор, пока об него не запнулся лесничий Смышляев.

Добравшись, наконец, домой, Кирпиков выслушал нотацию своей жены Варвары по поводу пьянки, но с этого момента события уже идут не так как обычно.

Всю свою жизнь Кирпиков ни капельки не жалел своего здоровья. «Потный купался; неделями на лесозаготовках мял сухомятку; спал урывками, сунувшись в угол; пил из весенних луж в проталинах» И ничегошеньки с ним не делалось. Может быть, именно поэтому он решил, что у него три жизни. Но у каждого из нас здоровье не вечно, вот и у Кирпикова сердце прихватило. Да ещё и родственнички показали ему его фотографии в пьяном виде. Тогда–то он и решил посмотреть на себя со стороны, начать «новую жизнь».

В целях нового начинания Кирпиков залез в погреб и долго сидел там, пытаясь понять, зачем же он жил. У него появились хоть и смешные, но благие намерения. Он жалеет о том, что в свои годы не имел возможности учиться, читает школьные книжки своих детей; требует у местных мужиков уважительного отношения к деревенским женщинам (мужики должны называть своих жён не «баба», а «женщина»), называет красоту природой жизни. И хотя действенность заповедей на слушателей Кирпикова (да и на читателей повести) сильно ослаблена самой ситуацией (сидят мужики в пивной) и состоянием героя (он сильно охмелел), но вся повесть доказывает их основание, оно исходит из исторического опыта человечества, а в частности из опыта простого деревенского мужика.

Ну а пока Кирпиков делает попытки понять, зачем же он жил, деревне происходят совсем уж невероятные события. Тут уж Крупин вполне успешно развлекает читателей сказкой о живой воде. Кстати, в самой повести живой водой называется простая вода из колодца одного из жителей деревни. И не верится в эту самую сказку, и смешно читать, а всё–таки приходят в голову мысли о том, как же глупо выглядят люди, когда они в чём–либо слишком убеждены. В данном случае жители деревни убеждены в том, что вода действительно «живая». Один Кирпиков в эту сказку не верил с самого начала. Потому–то она на него и не подействовала, а остальные якобы помолодели.

В сказке Кирпикова (в самом начале повести), которую он много раз рассказывал своей внучке Маше живая вода – это вообще алкоголь. Так что даже в самых невероятных ситуациях хоть у кого–то должен проявиться здравый смысл.

Финал повести – утро, восход солнца, за которым наблюдает с крыши старый Кирпиков. Здесь он с благодарностью думает о своей старости, ибо только теперь земля чуть отпускает мужика от себя. Он вспоминает и оценивает свою жизнь, размышляет, почему него была именно такая жизнь, а не другая. Он рад был солнышку, жизни, новому ясному дню. «Но такие дни посылаются не только для радости, они и для работы. Надо обязательно делать что–то хорошее и нужное, чтобы делом своим, пусть и маленьким, отблагодарить за такой день.

Вечное желание человека быть счастливым представлено В. Н. Крупиным в чистоте и простоте того, что уже дано человеку самой природой. Счастье – это не цель, но возможность, которую нужно лишь правильно использовать: «И было бы тихо. И никто бы не ссорился. И было бы спокойно думать что те, кто был до тебя, видели такие дни, и хорошо бы, чтобы те, кто будет после, увидели бы их тоже.

Таким образом, выполнив поставленные перед собой задачи, я сделала вывод, что для Кирпикова смыслом жизни и одновременно счастьем является всё, данное человеку от природы и то добро, которое способен делать человек в течение всей своей жизни. Так же можно сказать и о его жене Варваре. Она хоть и не задумывается всерьёз о смысле жизни, но неосознанно идёт к пониманию по стопам мужа.

Выдвигая гипотезу (все ли люди считают смыслом жизни добро и живут по совести) я пришла к заключению, что остальных героев повести совсем не волнует бескорыстное добро, им интересно мимолётное счастье, которое есть сейчас, а больше и не надо. Да, они просты и не строят из себя умников, не обособляются, но, как правило, для них счастье материально. И не все они добиваются его честным путём. А вот чтобы радоваться как Кирпиков простому ясному дню и солнышку, нет, для них тут всё привычно, не ново, не интересно. Для него это тоже не ново, но он прожил длинную, хоть и трудную жизнь, и именно по этой же причине он и находит своё счастье в природе.

То есть в «Живой воде» только несколько персонажей живут просто, без вычурности, по совести. В нашем реальном мире происходит то же самое. Люди забыли про естественную красоту, про природу, даже про простую честность.

Ну а теперь нужно ответить на самый главный вопрос: в чём же смысл жизни? А ответ совершенно прост. Смысл заключён в самой жизни, в самом процессе становления человека как личности из того, что дано ему природой.

У меня по прочтении этой повести вполне сложилась картина жизни, и я поняла, в чём для меня заключается её смысл. А вы?

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)