Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

О жизни Рикхарда Кеньева

До нападения на нашу Родину фашисты овладели почти всей Европой. Укрепив свои силы грабежом на Западе, они 22 июня 1941 года ринулись на Восток, мечтая о скорой победе. Они очень хотели быстро –быстро захватить наши главные города – Москву, Ленинград, Киев. Но, чтобы достичь этого, им нужно было разбить оборонительные щиты страны, в том числе и северный.

Кольский полуостров оказался самой неприступной территорией нашей страны. За всю войну фашистам удалось продвинуться вглубь Мурманской области всего на 50 км на мурманском направлении. Не смог занять враг и полуострова Средний и Рыбачий.

Особенно доставалось Мурманску. Когда фашисты поняли, что столицу Заполярья им не взять, они стали вымещать злобу на непокорных защитниках города. За 1200 военных дней фашисты сбросили на мирных жителей 207 тысяч бомб, то есть свыше 30 кг взрывчатки и по 5 «зажигалок» на каждого. По числу бомб, сброшенных на квадратный метр, Мурманск уступает только Сталинграду.

Из 2830 зданий, имевшихся в городе до войны, уцелело 990. В результате воздушных налетов вражеской авиации погибли или получили ранения 1225 жителей Мурманска.

Мы многое знаем о героях Великой Отечественной войны, знаменитых военачальниках. И очень мало знаем о тех, кто был рядовым тружеником войны – простым солдатом или матросом. Именно они ценой огромных усилий и жертв спасли нашу родную землю от фашистских захватчиков, именно они победили в этой страшной войне!

В первые дни войны на призывные пункты области поступило 3464 заявления о добровольном зачислении в ряды Красной Армии и Военно – Морского Флота.

« Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить она себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой» - эту народную мудрость в семье Кеньевых почитали за главную.

Первым ушел на фронт отец. Он погиб в начале войны. Вслед за отцом защищать Отечество отправился Рикхард.

Ему было всего 18 лет. Он на лыжах пришел в село Полярное и записался добровольцем в ряды Вооруженных сил Советского Союза.

Рассказ Алиды Семеновны Басовой – сестры Рикхарда Кеньева

Родился Рикхард Кеньев 15 мая 1923 года в становище Белокаменка, которое состояло из двух деревень: Старая Белокаменка и Новая Белокаменка, в семье рыбака Семёна Кеньева, карела по национальности. Мать Рикхарда, финка по национальности, работала в колхозе. Рикхард с детства в совершенстве знал два языка: русский и финский.

Отец ловил рыбу, его часто не было дома, поэтому хозяйство было небольшое – корова и мелкая птица. Возле дома был огород. На огороде мать выращивала картофель, капусту, морковь Рикхард был главным помощником. Он корову пас, и сено на зиму вместе с отцом заготавливал, и веники для бани резал. Работать он любил и умел с малых лет.

Учился он в местной финской школе, которую потом переделали в русскую. Во время учебы в школе начал серьёзно заниматься лыжным спортом и рукопашным боем. В Белокаменке для занятия спортом была оборудована спортивная площадка, куда по вечерам сходились жители села - кто позаниматься спортом, а кто просто посмотреть. Зимой Рикхард вместе с младшими братьями и сёстрами катался на санках и лыжах с горы.

К 1937 году в семье Кеньевых было пятеро детей.

Школу Рикхард закончил на «хорошо» и «отлично» Так как к этому времени был достаточно взрослым и ответственным человеком, он возглавил в селе ОСАВИАХИМ, стал председателем этой организации. Его приняли работать контролёром в сберегательную кассу. Это было ответственное и престижное место работы.

Дома он, по-прежнему, помогал по хозяйству. Особенно трудно было заготавливать для печи на зиму дрова. Их возили на лодках из под Мишукова. Он по-прежнему занимался спортом, зимой ходил на лыжах на большие расстояния, обучился спортивному ориентированию.

В становище Белокаменка в то время проживало 496 человек. Из них 19 русских, остальные – финны.

Деревенская молодежь по вечерам собиралась в клубе. Хотелось пообщаться, потанцевать. Часто пели финские и русские песни. Рикхард был весёлым человеком, жизнерадостным. Он знал много песен, любил петь. Друзья стали замечать, что голос Рикхарда звучит по-особому, если рядом с ним соседская девчонка Раиса. После танцев парни провожали девчонок домой. Рикхард провожал Раису.

В отряде морской разведки

На войне у разведчиков свои боевые задачи: опасный поиск, длительное слежение, набеговая операция, коррекция ведения огня. За «языком» в логово врага тоже разведчиков посылают.

В морскую разведку берут не каждого. Младший лейтенант Виктор Леонов лично бойцов отбирал, в основном спортсменов. Уж очень серьезные требования к морскому разведчику предъявляются.

Рассказ Виктора Леонова, дважды Героя Советского Союза:

«Рикхард Кеньев прибыл в разведотряд через несколько месяцев после его формирования. Приняли Кеньева настороженно и несколько отчужденно. Ядро отряда составляли моряки–спортсмены Северного флота, владевшие приёмами рукопашного боя и самообороны, - словом, получившие ту закалку, которая необходима разведчику в его опасной работе. Казалось, что новичок не придется ко двору. Был он среднего роста, белобрыс, почему-то всегда улыбался, и это на первых порах озадачивало и обескураживало.

К Кеньеву прилипло прозвище Лесовик. Вскоре оказалось, что он умеет гораздо больше, чем говорит.

Так постепенно сложилось, что, вопреки ожиданиям, Рикхард стал в отряде одной из ведущих фигур, а проще говоря, незаменимым парнем. Все молчаливо признали в нем многоопытность, практичность человека, родившегося и выросшего в дебрях северной лесной глухомани.

Рикхард отлично ходил на лыжах, стрелял, владел холодным оружием, был уравновешен и сосредоточен, необычайно вынослив и удивительно приспособленный к условиям походной жизни. Он всегда испытывал потребность прийти на выручку товарищу.

Кеньев пользовался любовью и уважением в отряде. На Рикхарда можно было положиться во всем. Любое дело было ему по плечу. Он отлично ориентировался в бою и находился в нужный момент именно там, где его присутствие было необходимо.

Он не любил рассказывать о себе. Только однажды, когда был представлен к ордену, поделился душевно, как хотелось бы ему получить орден в Москве.

Но съездить в столицу не удалось. Каждый боец был на счету, и награду - орден Красной Звезды, который хранится до сих пор у сестры - он получил на Севере».

Бойцы отряда морской разведки В. Леонова рассказывают о Рикхарде

Вадим Дараган:

«Рикхарда я знал с самого начала войны. Он много раз ходил со мной в разведывательные операции. Это был прекрасный ходок на лыжах. Помню его говор с финским акцентом»

Геннадий Попов:

«Рикхард всегда шутил и смеялся. Таким он и остался в моей памяти. Иногда он немного смущался, потому что плохо выговаривал по-русски некоторые слова. Рикхард был ближе ко мне. Роднило нас то, что я был из Карелии, немного знал финский. Помню, он учил меня петь «Интернационал» на финском языке»

Степан Мотовилин:

«Парень был смелый, решительный. Хороший товарищ. Мы звали его «лесовиком». Почему? Во время войны враги называли «лесовиками» отряды партизан. Нам никому не известно, при каких обстоятельствах погибла его группа»

Последний бой

Долгие годы семья Кеньевых не знала, при каких обстоятельствах погиб Рикхард. 15 февраля 1969 года в газете «На страже Заполярья» появилась статья автора Г. Григорьевой «Рикхард Кеньев из Белокаменки», а до этого друзья – разведчики считали, что Рикхард родом из Карелии. Подзаголовком статьи были такие слова: «Кто знает о последних днях его жизни? Отзовитесь, друзья!»

Поиском сведений о Рикхарде занялся командир отряда морской разведки Виктор Николаевич Леонов. Вот что он узнал о последнем задании группы, в составе которой воевал Рикхард Кеньев.

Рассказывает В. Леонов:

«О подвиге Рикхарда я узнал значительно позже. Обстоятельства его гибели становились известны по отрывочным сведениям. Окончательные детали стали известны, когда я побывал на месте, неподалёку от норвежского города Киберга, где оборвалась короткая жизнь Рикхарда Кеньева.

Группа, в которой сражался в свои последние дни Кеньев, попала в очень сложную обстановку. Задача была выполнена, захвачены ценные документы, но кончились продукты. Разведчики, измученные, голодные, отходили к побережью. Фашисты шли следом. Кеньев решил задержать их и дать возможность своим оторваться на несколько часов перехода.

Постоянно меняя место, ведя огонь с разных позиций, Рикхард создал видимость, что в перестрелке участвует не один он. Это ввело немцев в заблуждение, и они упустили время. Часа три один против многих Рикхард вел бой и выполнил задачу: разведчики успели отойти

Наступил вечер. Теперь, в темноте, когда его потеряли из виду, можно было уходить и Рикхарду, но в самый последний момент его ранило в ногу. Кеньев знал место, где его должны ожидать, и, возможно, сумел бы дойти туда. Но, во-первых, рана, хотя и не очень серьёзная, не позволяла быстро и незаметно оторваться от врага; во- вторых, след на снегу мог указать дорогу его отступления. Понимая, что тем самым он снова обнаружит своих, Рикхард направился в ложном направлении. Всю ночь пробирался он к скалам, где можно было укрыться. Преследователи шли по пятам, и на рассвете, когда до спасительных береговых скал осталось совсем немного, путь к ним был отрезан.

Его увидели. Единственная пока свободная тропа вела к морю, где у воды прилепилось несколько домиков. Выбрав один, Рикхард укрылся в нём.

Немцы предложили ему сдаться. Разведчик молчал. Фашистские егеря попытались приблизиться к домику. Рикхард открыл огонь через крохотное окошко под крышей. Тогда заработали пулеметы. Он молчал, но как только егеря приближались, открывал прицельный огонь. Так продолжалось почти весь день

К вечеру, потеряв надежду склонить советского разведчика к измене и опасаясь, что ночью он сумеет уйти, фашисты подтянули горные пушки и в последний раз предложили сдаться. В ответ они услышали песню. Этот отчаянный русский перед смертью пел! Тогда дали залп из орудий

Норвежцы из ближайшего селения утверждали потом, что, пользуясь темнотой, молодые рыбаки на баркасе подошли к развалинам, вывезли мертвого русского солдата и похоронили его где-то в скалах.

Так погиб прекрасный разведчик, человек, который умел улыбаться в лицо самой смерти. Жизнь отважного разведчика оборвалась, когда ему едва исполнился 21 год.

В 1969 году в посёлке Лиинахамари Печенгского района в школе открыли музей боевой славы. На открытие коллектив школы пригласил мать Рикхарда Хилью Антоновну и его сестру Алиду. На школьной линейке Хилью Антоновну торжественно приняли в почётные пионеры этой школы.

Хилья Антоновна тяжело перенесла известие о без вести пропавшем сыне и долго надеялась, что сын жив и вернется.

9 мая 2006 года, спустя 62 года после смерти героя, открыли мемориальную доску в селе Белокаменка, где родился и вырос Рикхард Кеньев.

Вот так, по историческим документам, воспоминаниям сестры и боевых друзей мы смогли воссоздать жизнь русского разведчика Рикхарда Кеньева от начала жизненного пути и до последнего боя.

На примере жизни и подвига Рикхарда Кеньева мы убедились, что наши земляки храбро сражались и свято верили в нашу победу. Рикхард Кеньев, отдавший жизнь за свободу Родины, достоин СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ И ВЕЧНОЙ СЛАВЫ!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)