Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Обман вызывающий восхищение

Наш современный мир полон различного рода проблем и парадоксов. Проблемы существовали и существуют общечеловеческие и личные. Проблемы стараются решить политики, ученые, общественные деятели, простые люди, кинематографисты и т. д. Любая ситуация представляется по разному.

А что если на все проблемы посмотреть по-другому, с разных точек, углов зрения, как это делают многие художники. Возможно, и мир представиться с другой стороны. Мир откроется таким образом, что заставит задуматься людей: как мы живем? Что мы делаем?

А может, проблем совсем и нет или они решаются просто. Как – то просматривая журнал мне, попался занятный рисунок. При первом взгляде видишь одно, присмотришься другое. Предложил посмотреть другу - он вообще ничего не видит. Мне стало интересно почему это происходит. Как это можно объяснить? Как это называется? Может это связано с воображением человека или освещением, это мираж или продукт человеческого творения? Зрительное восприятие является процессом решения проблемы неопределенности и если для устранения неопределенности в изображении недостаточно информации то возникают оптические иллюзии.

Оптические иллюзии имеют широкое применение в живописи, в изобразительном искусстве, разработке медалей, монет, эмблем различных фирм, агентств, спортивных команд. Широко используется в театральных декорациях, в рекламе, в дизайне интерьеров, витрин, одежды, упаковок и т. д. Оптические иллюзии развивают пространственное воображение и кругозор.

Удивление – мать познания.

Аристотель.

Как ты относишься к миру, который тебя окружает?

Я люблю людей, пейзажи. Дома, дороги – все, все! Вещи – творения людей, лица людей, глаза. Улыбки, руки, тени и свет – весь этот прекрасный мир, в котором мы живем.

Мне все интересно, что вижу и что в связи с этим чувствую. Иногда представляю себя марсианином, и меня на Земле все поражает.

Зачем растут цветы? Для красоты? Для кого она – красота? Как василек в черной земле находит чистую голубую (васильковую) краску, что бы окрасить ею свои цветы? Зачем деревья, зачем красавицы бабочки? Почему мы, люди. Все разные? Зачем это природе, ведь так трудно – не повторяться! Природе так интересней, она вечно творит, а творчество доставляет наслаждение! И само творчество – результат или следствие фантазии, воображения?

Фантазия, воображение – видение внутренним оком невидимого, это предтеча всех человеческих дел. И в науке и в искусстве

«Творить – это изменять». И верно: творчество, художество создают новую действительность – правду искусства, нарушающую или изменяющую правду действительности. Например, в поэзии используется рифма, а в жизни рифмами никто не разговаривает! Это нарушение жизненной правды! Но этот произвол и создает красоту поэтической речи, ее мелодию, ее образы:

И он мне грудь рассек мечем

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстную водвинул

Это цитата из «Пророка» А. С. Пушкина. Какой невероятной поэтической силой наполнены эти строки и вместе с тем совершенно неправдоподобны. Но искусство ведь не буквальное повторение действительности: что не может быть в жизни – может быть в искусстве.

Художник познает действительность и силой искусства воссоздает ее, но в условном, преображенном своей фантазией образе. О действенной, могучей силе искусства Пушкин сказал: «Над вымыслом слезами обольюсь».

«А что, если?» - произнес человек великую короткую фразу. «Надо попробовать, - ответил себе. – О, кажется, получилось!» Так веками, тысячелетиями творя, человек создал, этот удивительный мир, в котором мы живем.

«С некоторых пор меня заинтересовали такие картины и фигуры, которые на первый взгляд кажутся обычными, а, присмотревшись, можно увидеть, что в них есть что-то неправильное».

Обманы зрения. Оптические иллюзии

Оптические обманы не случайные спутники нашего зрения: они сопровождают его при остро определенных условиях с неизменным постоянством закономерного явления и имеют силу для каждого нормального человеческого глаза. То, что человеку свойственно при известных обстоятельствах поддаваться иллюзиям зрения, обманываться относительно источника своих зрительных впечатлений, не следует рассматривать как всегда нежелательный недостаток. Наша способность при определенных условиях видеть не то, что есть в действительности, является счастливым обстоятельством, существенно обогащающим изобразительные средства искусства.

Оптические иллюзии могут быть наблюдаемы в условиях естественного зрения без каких-либо приспособлений вроде стереоскопа, проколотой карточки и т. п.

Что касается причин, обусловливающих ту или иную иллюзию зрения, то только для весьма немногих оптических обманов существует твердо установленное, бесспорное объяснение; к ним принадлежат те. Которые обусловлены строением глаза: иррадиация, Иллюзия Мариотта (слепое пятно), иллюзии порождаемые астигматизмом и т. п.

Для некоторых оптических обманов до сих пор не предложено никакого объяснения. Для иных, наоборот, имеется слишком много объяснений, из которых каждое в отдельности было бы, пожалуй, достаточным, если бы не существовало ряда других, ослабляющих его убедительность.

Иррадиация

При рассматривании издали белые фигуры внизу – круг и квадрат – кажутся крупнее черных, хотя те и другие равны. Чем больше расстояние, тем иллюзия сильнее. Явление это называется иррадиацией.

При рассматривании издали левой фигуры с черным крестом стороны квадрата кажутся вследствие иррадиации ущемленными посередине, как показано на соседней фигуре справа. Иррадиация обусловлена тем, что каждая светлая точка предмета дает на сетчатке нашего глаза не точку, а маленький кружок (вследствие так называемой сферической аберрации); поэтому светлая поверхность окаймляется на сетчатке светлой полоской, увеличивая занимаемое ею место. Черные же поверхности дают изображения, уменьшенные за счет светлой каймы окружающего фона.

Астигматизм

Астигматизм – это неодинаковая выпуклость роговой оболочки глаза в различных направлениях (вертикальном, горизонтальном). Редкий глаз вполне свободен от этого несовершенства.

Иллюзия объясняется свойством глаза сохранять зрительные впечатления в течение короткого времени после того, как исчез вызывающий их предмет (на том же основано и действие кинематографа).

Невозможный треугольник

Невозможный треугольник – один из уникальных математических парадоксов. При первом взгляде на него ни на секунду не можешь усомниться в его реальном существовании. Однако это только иллюзия, обман.

Зрительно невозможный треугольник воспринимается как реально существующая в трехмерном пространстве конструкция, составленная из прямоугольных брусков. Но это всего лишь оптическая иллюзия. Построить реальную модель невозможного треугольника нельзя.

Треугольник, изображающий замкнутое кольцо, составленное из трех прямоугольных брусков, есть «невозможный треугольник». По проекции на плоскость, по рисунку трехмерная фигура восстанавливается неоднозначно. То есть в проекции заключена некоторая двусмысленность, недосказанность, которые и порождают «невозможный треугольник».

И можно сказать, что «невозможный треугольник», как многие другие оптические иллюзии, стоит в одном ряду с логическими парадоксами и каламбурами.

Анализируя особенности двумерного изображения трехмерных объектов на плоскости, мы поняли, как особенности этого отображения приводят к невозможному треугольнику.

«Невозможное» искусство

Судьба той или иной идеи – научной, технической, политической – зависит от очень многих обстоятельств. И далеко не в последнюю очередь от того, в какой именно форме эта идея будет представлена, в каком образе она явится широкой публике. Будет ли воплощение сухим и сложным для восприятия, или, наоборот – явление идеи будет ярким, захватывающим наше внимание даже вопреки нашей воле.

У невозможного треугольника судьба счастливая. В 1961 г. голландский художник Мауриц Эшер завершил литографию, названную им «Водопад». Художник прошел немалый, но быстрый путь от самой идеи невозможного треугольника до ее потрясающего художественного воплощения.

В произведениях Маурица Эшера и Сальвадора Дали все призвано убедить зрителя в реальности происходящего. И благодаря искусству и великолепной технике эта цель достигнута.

Когда же мы вырываемся из плена, в который попадает наше сознание, начинаем сравнивать, сопоставлять, анализировать, то находим, что основа, источники их картин скрыты в особенностях проектирования.

И мы получили еще одно – «физическое» доказательство невозможности «невозможного треугольника»: если бы такой треугольник существовал, то существовал бы и «Водопад» Эшера, который есть по сути дела вечный двигатель. Но вечный двигатель невозможен, следовательно, невозможен и «невозможный треугольник». И, наверное, это доказательство самое убедительное.

Что сделало М. Эшера и С. Дали феноменом, уникумом, которые не имели в искусстве явных предшественников и которым невозможно подражать? Это комбинация плоскостей и объемов, пристальное внимание к причудливым формам микромира – живого и неживого, к необычным точкам зрения на обычные вещи. Основной эффект их композиций – эффект появления невозможных отношений между знакомыми предметами. Эти ситуации с первого взгляда могут и напугать, и вызвать улыбку. Можно радостно смотреть на забаву, которую предлагают художники, а можно серьезно погрузиться в глубины диалектики.

М. Эшер и С. Дали показали, что мир может быть совсем не таким, каким мы его видим и привыкли воспринимать – надо только посмотреть на него под другим, новым углом зрения!

Мауриц Корнелис Эшер

Гравюры Эшера рассматриваются многими учеными в качестве своеобразного дополнения к их трудам. Крупнейшие современные зарубежные физики, кристаллографы делают их иллюстрациями к своим книгам.

Связь своего творчества с наукой подчеркивал и сам художник, выпустивший, например, специально рассчитанный на кристаллографов альбом рисунков. Из всего выше сказанного, казалось бы, следует, что Мауриц Эшер является «художником ученых». Но это не так, потому что образы, созданные нидерландским мастером, отличает высокий художественный уровень, богатейшая фантазия, техническое совершенство исполнения, бесконечное разнообразие художественных решений.

Мауриц Корнелис Эшер родился в Лиувардене, столице провинции Фрисланд в северной части Нидерландов. В городке Арнхейм он окончил среднюю школу, уже тогда проявляя большой интерес к рисованию.

Разгул фашизма в тридцатых годах заставил его покинуть Рим и отправиться в Швейцарию. В 1941 году художник вернулся в Нидерланды где жил в Баарне и Ларене до 1972 года. Таким образом, творчество Эшера можно разделить на два периода: «итальянский» и «голландский». Во время первого Эшер до 39 лет только путешествовал, собирая материалы. Во время второго – безвыездно жил в Голландии.

Художник был человеком необычайной эрудиции, глубоких знаний, поразительной художественной фантазии.

В работах Эшер настойчиво подчеркивает слияние пространства, бесконечность, развитие вглубь и вширь.

В 20-х годах Мауриц Эшер, изучая мусульманские памятники архитектуры Испании, открыл неведомый ему изобразительный язык. Каллиграфия и изобразительные элементы убранства архитектуры заполняли поверхности форм без фона между собой. Это было настолько невиданным для европейской традиции, что вызвало у Эшера бурю размышлений, изложенных так: «Арабы были мастерами беспрерывного заполнения плоскости одинаковыми изображениями. Какая жалость, что религия у них запрещала изображение человеческой фигуры! Мне кажется, что они были очень близки к их изображению посредством абстрактной геометрии».

Хотя Эшер остался на позициях зарубежной культурологи, упрощавшей достижения культур народов, объединенных исламом, двумя эквивалентно понимаемыми определениями – исламская или арабская, тем не менее, интересуясь также и кристаллографией, он смог увидеть и как бы открыть для себя возможности принципа плотной упаковки архитектурных объемов изобразительными формами, в совершенстве разработанного средневековыми мастерами на Востоке.

Заимствуя этот творческий метод, Эшер создал произведения, расширившие языковые границы современного графического искусства.

Поиск нового языка в современном западном искусстве и увлечение восточной культурой способствовали тому, что традиция бесфонового изображения оказалась привлекательной для таких мастеров ХХ века, как Мондриан, Клее, Вазарелли, Эшер, и направлений, возглавляемых ими.

«Открытие», сделанное Эшером, заключалось в том, что форма и фон в изобразительной композиции получали идентичное звучание, и таким образом задний план становился эквивалентным переднему. Развивая этот принцип, Эшер стал составлять свои картины из фигур и элементов, не оставляя зазоров между ними. Формы вырастали одна из другой, а линии соприкосновения становились общими для них, выступая в разных ролях.

Если элементы картины, составляющие ее изобразительную ткань, расположены в границах рамки упорядоченно, то и фон – пространство между ними – так же окажется упорядоченным.

Важным условием взаимодействия является изобразительная простота форм, а также минимальное разнообразие фигур. Чем лаконичнее, изобразительно проще и выразительнее фигура, тем более фон становится объектом внимания, фону также придается изобразительное значение. То есть фон и форма находятся всегда в некой комплиментарности, взаимодополняя друг друга. Зачастую возникает эффект ассиметрии видения, при котором изобразительные элементы различно группируются при их разглядывании, постоянно как бы взаимодействуя между собой.

Сны наяву, или игры абсурда Сальвадора Дали

Если речь заходит о сюрреализме, сразу вспоминается имя испанского художника - Сальвадора Дали. Именно ему суждено было стать самым известным представителем этого течения в западном искусстве ХХ столетия.

Дали родился в 1904 году в городке Фигерасе, неподалеку от Барселоны. Раннее увлечение рисованием и живописью привело восемнадцатилетнего юношу в Мадридскую академию художеств. Хотя Дали не получил диплома об окончании академии – он был изгнан из ее стен за участие в студенческих волнениях, - его работы свидетельствовали о прочном усвоении уроков профессионального мастерства.

Заметной вехой в творчестве Дали стал 1927 год. Испанский живописец попадает в художественную столицу мира – Париж, где знакомится с Пабло Пикассо – признанным лидером новейшего искусства; с этого же времени начинается его сближение с сюрреалистами.

Через многие творения Дали проходит тема реальности и иллюзии. Сверхреальность существует для художника не только где-то над привычной действительностью, а может угадываться или даже прямо вырастать из нее.

Его излюбленный прием – создание двойного образа – обыгрывается в картине «Рынок рабов с появлением невидимого бюста Вальтера».

На первом плане изображена девушка, которая, облокотившись на стол, внимательно смотрит на некое действо, разворачивающееся в глубине, как бы на театральных подмостках. Полуобнаженные персонажи с яйцеобразными головами (рыбы?) странно сочетаются с женскими фигурами в костюмах фломанских горожанок XVII века. Зритель не сразу замечает, что светлый проем над фигурами, их лица, белые воротники и передники вместе с черными платьями образуют новое изображение – бюст Вольтера, подставкой которому служит помещенный на столе сосуд. Бюст находится ближе к зрителю, чем сидящая девушка, так что она его не видит; взгляд Вольтера, в свою очередь, устремлен мимо девушки. Таким образом, «вторая реальность», созданная здесь художником, существует только для зрителя, но не для героини полотна.

Знаменитого испанского художника Сальвадора Дали чаще всего называют загадочным, мистическим, таинственным. О нем написано более сотни книг, тысячи статей, в которых жизнь и творчество мастера предстают как эпатаж, как вызов общепринятым социальным и эстетическим нормам.

«Загадка», «скандал» - вот два слова, которыми пестрят работы, посвященные Дали.

Нельзя представить историю искусства нашего века без Сальвадора Дали, но, обращаясь к его творчеству, не следует ждать, что откроется некая «конечная истина» и все станет ясно и понятно. И прежде всего, его невозможность понять вне контекста времени и таких явлений, как сюрреализм и фрейдизм.

Сюрреализм, с которым связано имя Дали, - дитя межвоенных десятилетий, воспринимавшее мир как комплекс парадоксов, социального безумия. Для общества, пережившего трагедию Первой мировой войны, потрясенного революционными бурями, подавленного экономическими депрессиями и разочарованного, сладкие грезы былого, казалось бы оставались единственным уделом; человек ощущал себя беспомощным и был озлоблен на весь мир. Ситуация деморализации, отчаяния и ненависти становилась необратимой. Вполне возможно, что некую миссию предотвращения вселенской катастрофы и взяли на себя сюрреалисты. Рисуя чудовищные картины предчувствий будущего, предрекая апокалипсис, они вызывали или стремились вызвать обратную реакцию, возвращая человеку человеческое. «Сюр» в переводе с французского означает «сверх», сюрреализм – надреальность. Эта запись мыслительного процесса вне всякого контроля, это может быть записью потока сознания в процессе или после него. Так рождалось сюрреалистическое произведение искусства.

Если говорить о сюрреализме применительно к Дали, то, действительно, это не течение в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром, стиль жизни.

Главная идея сюрреализма заключалась в том, что бессознательная жизнь людей развивается по законам, которые не имеют ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с «вечными ценностями». Аппелируя к Фрейду и его школе, сюрреализм настаивал на том, что он не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов, а новое слово в понимании человека, искусства, истории, мысли. Сюрреализм и Сальвадор Дали – существенная составная часть духовного наследия ХХ века, властно требующего, чтобы его послание расшифровали. Интерес к Дали велик и сейчас во всем мире.

«Сон разума рождает чудовищ», - утверждал великий Гойя, любимый художник Дали. Чудовищный хаос образов, скопище монстров, парадоксальное смещение смыслов, которыми наполнены работы Дали, воплощают «сон разума», выражают «безумие» мира сего. Искусство Дали – яркое свидетельство того, что мир болен, болен жестокостью и извращенной чувственностью. Вместе с тем художник эпатирует самодовольство здравого смысла, безвкусицу массовой культуры, всеядность и гурманство толстосумов. Однако для создания такого образа мира, какой создал Дали, необходима сила трезвого ума. «Единственная разница между мной и сумасшедшим заключается в том, что я – не сумасшедший», - скажет художник.

Дали занимали проблемы взаимоотношения времени и пространства, малого и великого, бренного и вечного, которые волновали мастеров Средневековья и Возрождения.

В картинах Дали реальные предметы превращаются в предметы метафизические. Дали – мастер метаморфозы, преображения, превращения одного в другое. Будучи блестящим живописцем, он проявил свое дарование и в кинематографе, где сотрудничал с Бунюэлом и Хичкоком, и в сценографии, и в литературе.

Творческое наследие Сальвадора Дали огромно, оно будет удивлять и восхищать, раздражать и волновать многие поколения людей.

Под моим взглядом:

Я заинтересовался этой темой и попробовал изобразить ряд оптических иллюзий.

На протяжении нескольких месяцев я работал над этим проектом, и эта увлекательная работа мне очень понравилась. Мне было интересно исследовать представленные материалы, а их было все больше и больше. Работая над проектом, я узнал много нового. Я смог ответить на многие вопросы, которые меня волновали еще раньше. Когда я впервые увидел в журнале графически представленный невозможный объект, я был в недоумении. Но потом я и сам стал придумывать свои оптические иллюзии. Я научился это делать как на компьютере так и на листе бумаги карандашом. В этом мне помог мой руководитель Рукосуев А. А. Так же я много узнал о жизни многих художников – сюрреалистов. При развитии этой темы я стал смотреть на мир с другой стороны, воспринимать его по-другому. Воспринимать так как его воспринимают многие художники. Возможно, эта тема связывает меня со своей будущей профессией. Я продолжу работу над проектом, так как он представлен не в полном объеме. Есть новые задумки, новые идеи и есть над чем работать.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)