Культура  ->  Театры  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Обобщение опыта работы литературного театра «Радуница»

Работа литературного театра, скорее всего, изначально была направлена на дополнение, углубление знаний по литературе, но очень скоро эта работа вышла за рамки вышесказанного. Стремление проявить свои замыслы в игре, работе над образами персонажей, фантазии при изготовлении костюмов и оформлении сцены привело к тому, что тематика представлений расширилась. При подборе материала для инсценировок скоро возник вопрос: зачем это, кому это надо?

Творчество студентов не самоцель. Выбирая темы для театральных представлений, исходили из разных соображений.

Работая с молодежью, постоянно следует помнить о воспитании патриотических качеств, чувства национальной гордости за культуры своей страны.

В спектакле «Бал у Лариных» студенты должны были почувствовать и в меру своих возможностей передать зрителям национальный колорит поэмы «Евгений Онегин», особенности русского литературного языка, создателем которого был А. С. Пушкин.

Те же самые цели были и при подборе песен и танцев, романсов, именно в них можно ощутить русские национальные черты.

В спектакле «В гостях у З. Гиппиус» исполнители старались передать в стихах красоту природы России и те чувства грусти и боли, которые были у поэтов, покинувших Россию.

Все те, кто интересуется русской литературой, знают, что означает понятие «тургеневская девушка». Это тип русской, именно русской девушки, душевно чистой, с развитым чувством долга, духовной красотой, способной на жертвы. Студентки в театральном представлении «Любовь в творчестве И. С. Тургенева» старались в чтении передать нравственное богатство русской женщины.

Концертный номер, представляющий диалог свахи и купеческой девушки, передает русскую речь с ёмкими сравнениями, когда говорит сваха, «рассыпая» при этом русские народные пословицы и поговорки. Также остается в памяти и монолог барышни с «кудрявыми» эпитетами и сравнениями, какие были характерны для речи русских купцов.

Национальные особенности четко проступают в готовящемся представлении «Как слово наше отзовется». История развития русского языка передана через поэтический образ и речь Ярославны из «Слова о полку Игореве», стиль обращений и од М. Ломоносова, речь купцов, монолог Татьяны Лариной из «Евгения Онегина», диалектного диалога, стихов современных поэтов, творческая манера которых близка к манере фольклора.

Патриотизм и национальные черты представлены в самих названиях театральных представлений: «Живое дерево ремесел», где речь идет об умельцах России, «В России музыка звучит». Последнее представление повествует о композиторах группы «Могучая кучка», которые через оперное искусство, симфонические произведения передали особенности характера русского человека, представили фрагменты русской истории в операх «Князь Игорь», «Хованщина», «Иван Сусанин» и т. д.

Думается, что подобные представления не могли оставить равнодушными наших зрителей к своей национальной культуре.

Во все века вопросы нравственности были самыми острыми и болезненными. К сожалению, наше время не исключение. Используя разные формы и методы воспитания качеств гуманности, уважения к старшим, коллективизм и т. д. , не упускаем из вида, что эти качества могут воспитываться в совместной деятельности, в процессе творчества, в частности, в работе литературного театра.

Работая с текстом, создавая образ, студенты стараются передать те чувства, которые у них появились, своим ровесникам.

Это отчетливо проявилось в спектакле «Антоша Чехонте» в инсценировке рассказа «Записки бухгалтера», где прозвучала с одной стороны насмешка над героем, а с другой стороны сочувствие человеку с рабской психологией.

Подобные чувства старались исполнители вызвать у зрителей, когда инсценировали рассказ «Дневник одной девицы», «Беззащитное существо», «О бренности», «Радость». Жизнь мещанина с его маленькими радостями, часто убогими интересами можно зло, едко осудить, но можно посочувствовать, в чем-то понять. Вот этого понимания, как правило, у молодежи нет в силу разных причин. Хотелось бы, чтобы нравственная работа над собой стала привычкой.

Произведения А. П. Чехова – благодатный материал по воспитанию нравственных качеств, поэтому так много его рассказов и пьес экранизировано, так много ставится спектаклей по его произведениям.

При работе над театральным представлением «В гостях у З. Гиппиус» студенты, собирая материал о жизни поэтов, покинувших Россию, старались понять, объяснить, найти нравственные начала в их поступках, чтобы грамотно, деликатно в моральном отношении составить биографию поэта, которая звучала перед чтением их стихотворений.

Представление «Любовь в творчестве И. С. Тургенева» дало пищу студентам для разговора на нравственную тему.

Чувство долга, свойственное тургеневским девушкам, не всеми воспринималось как добродетель. Действительно, современной молодежи часто внушается мысль о необходимости жизненных удовольствий, душевном комфорте, реже об обязанностях, необходимости нравственной работы над собой. Мнения студенток принимались к сведению, но зрителям и слушателям надо, конечно, было внушать то, чем восхищался И. Тургенев в своих героинях, в том числе и чувством моральной ответственности за свои поступки и даже за поступки своих близких, как это произошло с Лизой Калитиной из романа «Дворянское гнездо». И если обсуждение нравственных тем при работе над спектаклями проходило в более сдержанной форме, то вопросы красоты задевали всех, каждый либо отстаивал свое мнение, либо соглашался с комментариями, либо полностью отвергал.

Одной из задач воспитания студентов является формирование чувства прекрасного, т. к. эстетически развитый гражданин страны лучше работает, вокруг себя и на работе, и в быту создает красивый интерьер, экстерьер. Не умаляя значения посещения концертов в филармонии, просмотра спектаклей в театре, посещения выставок, хорошо, если студенты попробуют проявить себя в пении, декламации, инсценировках.

Работа над представлениями позволяет окунуться в мир творчества, т. к. надо выбрать и мелодичные песни, и красивые, выразительные танцы, и красиво звучащие стихи, учитывая, конечно, и тематику, идейность произведений.

Обогатила студентов работа с иллюстрациями из книг и альбомов, представляющих 19 в.

Выбор музыки был один из приятных моментов при подготовке к спектаклям, а более приятным было согласование и гармония с ней слова, стихотворной строчки, движения, жеста.

Радовало, что иногда студентам хотелось добавить что-то от себя в интонации, мимике. Особенно богатой была фантазия при подготовке спектакля «Антоша Чехонте» и театрального представления «Живое дерево ремесел». Варианты подбора предметов декоративно-прикладного искусства для экспозиции с учетом цвета, фактуры, объема невольно заставляло делать выбор, причем его надо было аргументировать.

Спектакль «Антоша Чехонте» открывает звук звонкого колокольчика, это начало, по мнению студента, красиво, дает возможность услышать сегодня забытый живой звук.

При чтении стихов студенты любовались емкой лаконичностью строк Ахматовой, фонетическим разнообразием слов и многозначительностью пауз в стихах Цветаевой, красотой сравнений и эпитетов К. Бальмонта и С. Есенина, отточенностью и концентрацией мысли в строках В. Маяковского. Восхищаясь этими качествами, студенты старались передать это своим ровесникам. Думается, что эта работа позволит обогатить духовный мир студентов, вооружит их противоядием против серости, дурновкусия.

Создавая бутафорию, реквизит, оформляя сцену, студенты осознали себя и «творцами» при работе с бумагой, тканью разной фактуры, картоном, ДВП, обоями, деревом. Они были обязаны при обилии вариантов в определенный срок сделать эскизы и затем изготовить бутафорские предметы, костюмы, декоративные плакаты.

Подводя итог, следует сказать, что всестороннее развитие личности невозможно без творчества, поэтому девизом работы театра являются слова: «Твори, выдумывай, пробуй».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)