Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Обоснованность выбора темы и ее актуальность в современном обществе

Мне часто приходится бывать в больнице и в гостях у бабушки. Там мне всегда не хватает веселых минут общения с родными, теплых вечеров за столом. Вдали от дома понимаешь, насколько важны доверительные беседы с мамой, необходимы терпеливые занятия с братом, как не хватает мудрых советов папы. Я люблю домашний уют. Дыхание домашнего очага согревает, успокаивает. Для меня семья – неиссякаемый источник отзывчивости, чуткости, заботливости, любви.

Семья – одна из важнейших ценностей современных россиян, намного более значимая, чем, например, интересная работа, материальное благополучие, успехи в профессиональной деятельности, поэтому изучение семьи так актуально и важно в наше время.

Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека формируется в семье, в той атмосфере, в которой он растет, поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой живет и развивается герой. Ф. М. Достоевский считал, что самые главные впечатления своей жизни человек выносит из детства, приобретая в первые три года жизни «целую треть тех идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу». Вот почему так важно, какими будут эти впечатления, с каким багажом нравственных и духовных впечатлений и запросов выйдет из отчего дома человек.

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой раскрывает психологию героев, показывая их отношение к другим людям и вечным человеческим ценностям: природе, искусству, любви, семье, их способность к самоотречению. К проблеме семейных отношений Толстой всегда относился очень серьезно. Он считал, что в семье самое главное – мир, взаимопонимание и любовь.

Внимание М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе «Господа Головлевы» целиком посвящено анализу уродств, исследованию причин и показу последствий.

Для писателя его собственная жизнь всегда есть самый первый материал для творчества. Это тот естественный материал, который не нужно специально собирать, который не требует специальных наблюдений.

Опыт семейной жизни Толстого, такой, казалось бы, счастливой и вместе с тем предвещающей грядущую драму, внутренне подготовил ту семейную тему и семейную мысль, которые были ведущими и главными в «Войне и мире».

Про М. Е. Салтыкова Щедрина критики писали, что никому не удавалось изображать картины семейной жизни, как этому великому писателю.

В письмах самого автора я нахожу доказательства того, что прототипами главных образов романа «Господа Головлевы» были мать писателя О. М. Салтыкова и старший из братьев – кляузник Дмитрий Евграфович.

М. Е. Салтыков-Щедрин и Л. Н. Толстой жили в XIX веке и каждый по-своему описали жизнь дворянских семей. Нас, живущих в XXI веке, несомненно, не может не интересовать современная семья.

Проводя анкетирование среди молодежи, я ставила задачу, выяснить, что думают о семье подростки, какой видят они свою будущую семью.

Знание молодежи о семье ограничивается главным образом опытом семейной жизни родителей или дополняется далеко не лучшими образцами массового искусства, заполнившего экраны телевидения и кино, прессу и печать. Опасность такого воздействия осложняется тем, что в наше время закладываются основы семьи будущего, формируются исходные принципы и нормы взаимоотношений новой семьи.

Одной из важных задач становления новых семейно-брачных отношений является опережающее воспитание семейной культуры подрастающего поколения.

Тема семьи на страницах произведений русской классической литературы

Тема семьи широко представлена в художественной литературе. Вспомним пьесу Ф. И. Фонвизина «Недоросль», роман И. А. Гончарова «Обломов», роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Дни Турбинных» М. А. Булгакова.

А. С. Макаренко писал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители». Ребенок не может черпать жизненные силы только из самого себя. Защиты, поддержки, совета он ищет у самого близкого человека в семье. В классических произведениях русской литературы нахожу заветы, которые оставляли своим детям-наследникам отцы.

В сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» старый пескарь, умирая, оставляет наказ своему сыну: «Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» В памяти оживают и известные слова отца Петруши Гринева из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: «Береги платье снову, а честь смолоду» и знаменитое признание грибоедовского Алексея Степановича Молчалина:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить.

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, во избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Вспомнится, наконец, и «умное наставление», которое дал Павлуше Чичикову его отец: «. больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует, а копейка не выдаст». Павлуша прекрасно запомнил завет отца. Он с детства начал сколачивать капитал, перепродавая приятелям булки. Потом он будет заниматься аферами покрупнее. Разные наказы, поученья дают взрослые своим детям. Конечно, ни молчалинский «символ веры», лицемерный и подлый; ни накопительный чичиковский, жадно приобретательский завет; ни предостерегающий напоминающий устраниться от опасностей и невзгод наказ пескаря – все они не могут служить эталоном семейного воспитания. Ведь они призывают молодое поколение героев заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, а не то, как раз пропадешь!» Испытываешь сострадание к жалкой судьбе тихого существа. Что ждет таких героев? Страх, трусость, обывательское равнодушие ко всему на свете рано или поздно лишают человеческую жизнь всякого смысла и приводят к одиночеству. Ни друзей, ни родных, ни детей, ни семьи. А зачем жить?

Мне близок благородный и честный завет героя «Капитанской дочки». Так важно, что первые уроки порядочности, справедливости и долга герой получает в семье из уст отца. Для Петра наказ отца – это своеобразная клятва на верность семье, которую он никогда не предаст. Гринев хорошо усвоил урок отца и ни разу не отступил от наказа. С начала и до конца романа мы видим мужающего, постепенно взрослеющего героя, который свято соблюдает данную присягу и завет отца.

Ф. М. Достоевский писал: «Исконная русская семья включает такие понятия, как основательность, благочестие, попечительская родительская любовь к детям, забота не только о материальном, но и нравственном, духовном благополучии своего чада. Именно в таком «благочестивом» семействе формируется истинная национальная личность».

В следующей главе на примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир» мы рассмотрим, как формируется личность в семье.

Семья как основа нравственного формирования личности (на примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Для Л. Н. Толстого мир семьи – основа человеческого общества. Не случайно так мощно зазвучала на страницах романа именно «семейная» мысль.

В романе пересекаются разные семейные линии, раскрываются истории разных семей: Ростовых, Болконских, Курагиных.

1. Сердечность и доброта семьи Ростовых.

Семья Ростовых – одна из самых счастливых семей, привлекающая писателя своими крепкими нравственными устоями. В семье царят любовь и уважение друг к другу, искренность и чуткость, внимательность и сердечность, нравственная чистота. Родители – пример для своих детей. «Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы. Что прикажите, графинюшка? – Вот, что, мой друг, - что это у тебя запачкано здесь? – сказала графиня, улыбаясь, а потом прибавила – Вот что, граф: мне денег нужно. – Лицо ее стало печально. – Ах, графинюшка! – и граф засуетился, доставая бумажник». Мы видим нежность и очень трогательную нерешительность графини Ростовой, уважительную деликатность и понимание графа. Взаимопонимание между супругами делает их привлекательными и близкими читателю. Это семья патриархальная, ей близки народные традиции и обычаи. Вспомним, как отплясывает Наташа в рождественские праздники вместе с ряжеными.

Илья Андреевич – добрейший человек, боготворивший свою жену «графинюшку», доверчивый и щедрый, совершенно не умеющий вести хозяйство. Материальные дела его находились в расстроенном состоянии, все имения были перезаложены. Но, несмотря на это, он не мог ограничить себя и семью в привычной роскоши.

Граф Ростов благороден: собственная честь и честь детей превыше всего. «Папа, я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно, - сказал отцу Николай. – Вот как, - спокойно произнес отец, находившийся в особенно веселом духе. Я тебе говорил, что недостанет. Много ли? – Очень много, - краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Да, да, - проговорил граф, - трудно, я боюсь, трудно достать. с кем не бывало! да, с кем не бывало. – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты. Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого». Поражает выдержанность, душевная отзывчивость Ильи Андреевича и готовность прийти на помощь сыну.

Родители ответственно и с любовью относятся к воспитанию своих детей и сироты Сонечки, уважают желания детей, их суждения. «До сих пор я была, слава богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, - говорила графиня, повторяя заблуждения многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою советницей моих дочерей и что Николенька по своему пылкому характеру, ежели будет шалить, то все не так, как эти петербургские господа».

В семье отсутствует атмосфера ханжества и лицемерия, поэтому дети безгранично любят и доверяют родителям. «Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать».

Каждый член этой семьи – индивидуальность.

По-детски непосредственная, жизнерадостная, легкая в общении, легкомысленная, влюбчивая Наташа с первой же встречи располагает к себе окружающих. Наташа идет к своей настоящей любви через множество увлечений. Влюбчивость Наташи не знает границ. Борис Друбецкой, учитель, блистательный Василий Денисов, опять Борис, но уже красавец-адъютант, наконец, князь Андрей. Неизвестно, как бы сложились дальнейшие отношения со всеми этими молодыми людьми у Наташи, если Наташа не делилась бы своими чувствами с маменькой.

«Мама! Мама! – кричала Наташа. – Денисов сделал предложение. Наташа, полно глупости, это смешно. Вы нынче ведь все влюблены. Влюблена, так выходи замуж, - сердито, смеясь, проговорила графиня, - с богом!» Доверительные беседы с родным человеком так необходимы юной неопытной в любви Наташе.

«Нет, я сама, только вы научите. Вам все легко, – повторяла Наташа, заглядывая в глаза маменьке. -. Нет, я сама, а вы идите слушайте у двери, мне спокойнее так».

У Наташи добрая душа и отзывчивое сердце. Когда Ростовы покидают Москву, которую вот-вот займет неприятель, мы станем свидетелями сцены, когда Наташа, в порыве негодования и добрых чувств, добивается того, чтобы с подвод скинули уложенные с вещами Ростовых ящики и отдали подводы раненым. Это окончательно разорило семью, но не позволило им преступить законы совести. Они остались верны своим идеалам, тому прекрасному, ради чего стоить жить на земле. Именно в такой дружной и доброжелательной семье смог сложиться характер Наташи с ее даром любви и человечностью. Она прекрасная мать и жена. Для Толстого она – идеал женщины.

В семье принято поддерживать и помогать друг другу. «Наташе было радостно видеть, что для нее делали так много пожертвований во время ее болезни», - писал Л. Н. Толстой на страницах романа.

Дети, в семье ощущают себя нужными и любимыми. Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними, как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка.

«Со всех сторон были блестящие слезами радости, любимые глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя. Все кричали, говорили, целовали его в одно и то же время.

- Николушка. друг мой, Коля, душенька, меня-то поцелуй, -. Старая графиня, не выпуская руки сына, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом». Я считаю, что всем людям нужно стремиться к созданию такой атмосферы в семье.

Николай – человек бескорыстный и храбрый. Петя – светлая и гармоничная личность. Все дети в семье вырастают истинными патриотами. Они стремятся быть полезными, нужными и любимыми.

Л. Н. Толстой показывает жизнь всех любимых героев, разбивая ее на ряд этапов, каждый из которых заканчивается кризисом, а затем пробуждением к новой жизни, новым поискам. И всегда толчком к пробуждению и стремлению к новой жизни у героев была семья, как опора и помощь.

Еще хочется отметить, как в семье Ростовых общаются родные, ведут диалоги. Мы не увидели ни грубых слов, прозвищ, ни надрывного крика, ни унизительных и презрительных фраз. Чаще всего в речи героев этой семьи слышим слова: мой друг, дружок, душенька, графинечка, графинюшка, братец, Николушка. Уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые использовал Л. Н. Толстой, придают словам оттенок доброжелательности, любви; смягчают даже самую строгую беседу, располагают к доверительному диалогу. Использование в речи героев ласковых слов еще раз указывает на теплые взаимоотношения в семье Ростовых.

В образе этой семьи Лев Николаевич воплотил свой идеал о крепости семьи, нерушимости родового гнезда, дома.

2. Люди чести и долга (семья Болконских).

Семья Болконских отличается от семьи Ростовых. Ростовы – разумные, гостеприимные хозяева: Илья Андреевич - добродушный отец, его жена - добрая и ласковая мать, Николай и Петя - великодушные сыновья, Наташа - веселая дочь. Здесь же все совершенно иначе. Властный отец, покорная дочь, боязливая невестка и независимый сын. В этой семье царит разум, а не эмоции. Болконские не проявляют открыто своих чувств, но они близкие по духу люди. Образно можно представить себе Болконских, как треугольник, на вершине которого находится отец, князь Николай Андреевич Болконский, на другой вершине – князь Андрей, а на третьей – княжна Марья и Лиза, жена Андрея.

Семья Болконских описана Толстым с большой симпатией. Мы видим три поколения семьи: князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, внук Николинька. Лучшие душевные качества и черты характера передаются в этой семье из поколения в поколение.

В семье Болконских все – истинные патриоты, любовь к Родине и собственная жизнь для них неразделимы. Старый князь – человек чести и долга. Он – участник походов Суворова, честный, мужественный воин. В детях он воспитывает высокие нравственные качества. Истинная любовь к Родине и сознание своего долга, перед нею звучат в напутствии старого князя сыну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно. Твоя дорога – дорога чести»

И князь Андрей честно выполняет наказ отца, находясь на передовой, в центре военных действиях, «там, где он нужен Родине». Андрей Болконский воплощает в себе лучшие черты дворянской молодежи. Хороший друг и советник, независимый, ведущий правильный образ жизни – таковым он является на протяжении всего романа. Он находится в постоянном нравственном поиске, стремится к самосовершенствованию, ищет смысл жизни. Пройдя через ошибки и заблуждения, он избавляется от ложных идеалов (культа Наполеона, например), обретает себя и свое счастье (любовь к Наташе). Князь Андрей – мужественный и смелый человек. Он погибает, защищая свое Отечество.

Княжна Марья – скромная, тихая, задумчивая девушка, воспитанная в большой строгости. Отец был строг с ней, но часто на страницах романа мы находим слова Марьи, которая с уважением относилась к нему: «. Разве можно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме обожания, может возбудить, такой человек, как мой папа? И я так довольна и счастлива с ним! Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я». Она умеет понять своего отца.

К княжне Марье постоянно приходили божьи люди, которых старый князь всегда прогонял, и за что всегда злился на дочь. Он отрицал в людях праздность и религию. Самому ему праздники заменяла работа за станком, а веру – постижение вершин математики. Такой же он хотел сделать и княжну Марью. «Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях»

Главная черта Марьи – жертвенность: жить для других, для близких. «Если бы у меня спросили, чего я желаю более всего на свете, - я сказала бы: желаю быть беднее самого бедного из нищих» Марья ничего не хочет для себя лично и готова отдать жизнь в жертву другим людям, ей совершенно чужд эгоизм. Горе, потеря крова, утрата близких меняют ее. «Впечатление потери отца, соединявшееся в ее душе с погибелью России, все сильнее и сильнее чувствовалось ей. Она была тревожна». Способность к внутреннему изменению и стремление к самосовершенствованию Л. Н. Толстой считал одним из ценнейших свойств человека. Любимые герои Л. Н. Толстого меняются, а нелюбимые всегда одинаковы.

Выйдя замуж за Николая Ростова, княжна Марья все свои духовные силы отдает семье. Она оказывает благотворное влияние на вспыльчивое, порой грубого с людьми Николая. С любовью и нежностью воспитывает детей. Внешне непривлекательная, она покоряет людей своей духовной красотой, высокой нравственностью. Достигнув, казалось бы, всего, «душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть спокойна». У этой героини мятежная душа, пытливый ум и прекрасное доброе сердце, что так ценил в женщинах писатель.

Болконские – честные и порядочные люди, также можно и сказать о семье Ростовых. Не случайно Толстой показывает, что эти семьи роднятся, ибо духовное родство их объединяло изначально.

Конец романа, где описывается будничная, совершенно прозаическая семейная жизнь Марьи и Николая, Наташи и Пьера, кажется странным и противоречащим всем предыдущим событиям, полным переживаний, исканий, волнений и тревог. Проводя разных героев через многие испытания к одной развязке, писатель показал неизбежность и необходимость для человека обыкновенной семейной жизни.

Мне кажется, что Лев Николаевич хотел еще показать, что семья должна быть связана не только родственными, но и духовными узами, тогда семья будет жить. Так, продолжается род Болконских. Андрей погиб, а его сын Николинька растет. И, конечно, его смогут воспитать в семье Болконских настоящим человеком. Л. Н. Толстой постоянно доказывает, что «мысль семейная» - одна из главных в романе.

Нравственность, как считает писатель – это умение почувствовать свое «я», как часть общечеловеческого «мы». Любимые герои Толстого естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своей совестью.

Иные отношения Льва Николаевича к высшему свету; «завистливому и душному для сердца вольного и пламенных страстей».

3. Семья без будущего (семья Курагиных).

Семья Курагиных является полной противоположностью семьям Болконских и Ростовых. Вторжение курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.

Вся семья Курагиных – индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизмененному закону исполнения своих ничтожных желаний. Их объединяет только кровное родство. Они не близки по духу, не воспринимают друг друга как родных. Старая княгиня ревнует свою дочь. «Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью». Анатоль и Элен испытывают друг к другу далеко не родственные чувства. Князь Василий – честолюбивый, непорядочный, склонный к интригам человек.

Излюбленный прием Толстого – противопоставление внутреннего и внешнего характера героя. Образ князя Василия очень четко отражает это противопоставление.

Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя выражаются они скорее в стремлении «пристроить» своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны Шерер, такие люди как князь, не должны иметь своих детей. «И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы и в чем не могла упрекнуть вас». На что князь ответил: «Что же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец». Он сам признается в том, что лишен «шишки родительской любви», а дети для него – «обуза его существования». Ипполита отец пристроил на дипломатическую службу, повесу и баламута Анатоля хочет женить на богатой княжне Болконской. Элен окрутила Пьера Безухова. Этой семье присущи многие пороки: подлость, лицемерие, корыстолюбие.

Порочные черты князя Василия впитали и его дети. Элен олицетворяет безнравственность и порочность. В натуре Элен преобладает животное начало. Не случайно Л. Н. Толстой оставляет Элен бездетной. «Я не такая дура, чтобы иметь детей» , - признается она.

Символично, что у Курагиных нет наследников, значит, эта семья не имеет будущего. К сожалению, вопрос о существовании таких семей очень актуален в наши дни, когда для многих людей деньги заслоняют истинные чувства. И все же главное, что хотел сказать Толстой о внутренней жизни семьи, связано с теплом, уютом, поэзией настоящего дома, где все тебе дороги и ты дорог всем. По мнению писателя, чем ближе люди к естественной жизни, тем больше счастья и радости в жизни каждого члена семьи.

Л. Н. Толстой мечтал о жене, которая, обладая прелестью душевной и сердечной, была бы воплощением семейных добродетелей: жила бы жизнью мужа и детей. Такими были в замужестве его любимые героини Наташа и Марья. Такой он хотел бы видеть свою жену. Ему повезло и не повезло с женой.

4. Кризис идеала и действительности (семья Л. Н. Толстого).

Свою работу над «Войной и миром» Л. Н. Толстой завершил в 1869 году. Он писал роман в один из самых счастливых периодов своей жизни. Он счастлив и в творчестве, счастлив и в семейной жизни. За год до начала работы над романом он женился. Его жена – дочь петербургского врача А. Берса Софья Андреевна Берс – была хороша собой, обаятельна, чиста, духовна. Когда он женился на ней, ему было 34 года, ей исполнилось 18. Он влюбился в нее неожиданно и самозабвенно. Лев Николаевич радовался своей любви. Нет сомнений в том, что в 60-е годы, в пору писания «Войны и мира» Толстой переживал семейную идиллию.

Но в этой идиллии можно увидеть зародыши будущей семейной драмы.

Жена Льва Николаевича, Софья Андреевна в точности соответствовала его внешнему идеалу. Была прелестна, добра, жила мыслями о муже, а потом о детях. Но жена Л. Н. Толстого не могла жить мыслью мужа. В своих дневниках она писала: «Страшно с ним жить, а вдруг он опять народ полюбит, а я пропала». Самая характерная черта Софьи Андреевны – верность и постоянство. Это ее большое достоинство сделалось ее недостатком и источником многого тяжелого, что произойдет впоследствии в ее отношениях с Л. Н. Толстым. Она была постоянна во всем. А Лев Николаевич, живший не только в семье, но в широком, большом мире, где все быстро двигалось, сам быстро изменялся. «Он не только в своих произведениях, но и в своих собственных исканиях, в мыслях своих, всегда отдавался течению жизни» , - пишет его жена в дневнике.

Свои идеалы женской любви, семейного, родительского счастья Л. Н. Толстой воплотил в образах своих героинь романа. Но надо с сожалением признать, что возвышающий обман образа Наташи оказался гораздо симпатичней и приглядней «темы низких истин» семейной драмы Л. Н. Толстого. Несмотря на то, что Толстой целенаправленно воспитывал молодую жену в духе своих идеалов, тех самых, что так убеждают нас при чтении «Войны и мира», жена великого писателя, а затем подросшие дети сделали последние тридцать лет жизни Толстого невыносимыми. А сколько раз он принимал решение уйти от них. И только в старости Лев Николаевич покинул семью. Умер Толстой не в своем родном имении.

Лев Николаевич и Софья Андреевна были с самого начала их совместной жизни обречены на разъединенную жизнь. В этом была своя психологическая и историческая закономерность. Сын Толстых, И. Л. Толстой, писал в своих воспоминаниях о матери: «Не вина мамы, что отец шагнул так далеко, что она осталась позади него». Не было прямой вины за Софьей Андреевной и по другой, очень важной причине. В пореформенную эпоху разлад пришел не только в их счастливую семью. Общество испытывало потрясение «подготовкой революции» и под давлением этого процесса постепенно раскалывалось. Одна из таких трещин всегда проходит через семью. Это закономерное для революционной эпохи явление испытали на себе и супруги Толстые.

Настоящая жизнь с ее причудливостью, неожиданностями, внезапными капризами и прихотями, оказалась даже более «настоящей», чем предполагал Л. Н. Толстой. И неважно, о ком идет речь: о безропотно-кроткой княжне Марье или о дерзко-требовательной, победительно-увереной в своей силе Элен. Очень скоро после написания «Войны и мира» жизнь показала ее автору, что крайности женских характеров, так уверенно разведенные писателем по шкале нравственных оценок (Наташе – «отлично», княжне Марье – «посредственно», Элен – «неуд») в реальности могут сойтись в лице одного самого близкого, самого любимого человека – жены, матери троих детей.

Жизненная философия автора «Войны и мира» схематична, настоящая жизнь сложнее, богаче. С ней не расправишься росчерком пера по своему усмотрению, по требованию художественного единства, как поступил Л. Н. Толстой, быстро «умертвив» ставшую ненужной для него идейно-нравственной постройки такую притягательную и непобедимую в своей безнравственности Элен.

Рассматривая семейные отношения супругов Толстых, в заключении можно сказать, что в эпоху, когда «все смешалось», «все переворотилось», семья Толстого, имея непрочные отношения, испытала сложности на пути к желанному идеалу человеческого единения.

В следующей главе мы рассмотрим, как рушится весь комплекс нравственных отношений, цементирующих родственные связи на примере романа «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Распад семьи, потеря духовных и родственных связей между членами семьи как главная причина деградации и несостоятельности личности (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)

На страницах «Войны и мира» мы увидели, что главные герои романа знакомятся и расстаются, женятся и расходятся, любят и ненавидят, живут и умирают, но они симпатичны, милы, душевно близки. Стержнем всех взаимоотношений героев является семья, «родовое гнездо», где закладывается комплекс нравственных отношений.

Размышляя над историей головлевского рода, можно сказать, что «дворянское гнездо» у М. Е. Салтыкова-Щедрина не вызывает сочувственного отношения. В головлевском поместье нет ни поэтических беседок, ни уединенных скамеек в глубине тенистых парков, ни роскошных липовых аллей – всего того, что располагает к возвышенным речам, счастливым любовным признаниям. Для Салтыкова-Щедрина «дворянское гнездо» - «сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву. Все смерти, все язвы, все отравы – все идет отсюда».

Прочитав «Господа Головлевы», для себя открыла еще одно любимое произведение, и сразу захотелось сравнить этот роман с «Мертвыми душами» Гоголя. Да, Щедрин подхватил и продолжил традицию Гоголя. Только, мне кажется, Гоголь запечатлел процесс омертвления душ человеческих, а Щедрин нарисовал картину дальнейшей деградации помещичьего сословия, картину его полнейшего разложения, завершающегося физическим вымиранием. М. Е. Салтыков-Щедрин показал жизнь живых мертвецов.

Распад, разложение, крах помещичье-дворянского семейства – такова главная тема, основная мысль этого романа.

История семьи Головлевых – это история вымирания всех ее членов, распад человеческой личности, потеря духовных и родственных связей между членами семьи.

Уже с первых страниц романа мы погружаемся в атмосферу забот и тревог головлевского быта – и становится жутко.

Если вспомним описание усадьбы в романе «Война и мир» у Льва Николаевича, то увидим, что здесь преобладает поэзия семейного счастья, разумной жизни. Салтыковская усадьба полна запаха тлена («в закромах все гниет»), разорения, распада жизни. Больше всего поражает в описании быта, взаимоотношений Головлевых то, что в семье нет никаких связей, добрых, человеческих отношений. Все пропитано равнодушием, жестокостью, бессердечием.

Хочется подумать и поразмышлять, почему же в такой большой, богатой семье не состоялась ни одна личность.

1. Арина Петровна – родоначальница головлевской семьи и ее роль.

Явным двигателем разрушения семьи была сама Арина Петровна – глава семейства Головлевых. Она властная и энергичная помещица, хозяйка и глава семейства, натура целеустремленная, сложная, богатая своими возможностями, но испорченная беспредельной властью над семьей и окружающими. Она единолично распоряжается имением, обездоливая крепостных. На первый взгляд, одна она только противостоит остальным Головлевым, представляя собой активность и деятельность. Но ее деятельность есть не что иное, как видимость. «И для кого я всю эту прорву коплю! для кого припасаю! ночей недосыпаю, куска недоедаю. для кого?!» Этот поистине трагический вопль Арины Петровны еще не раз будет звучать на страницах романа: «И в кого я этаких извергов уродила! Для кого припасала?!»

У Толстого в семьях Ростовых, Болконских, даже Курагиных большую роль в воспитании детей играет отец. В «Господах Головлевых» отец устранен от воспитания совсем. Все реже и реже он вообще появляется в сюжете. Арина Петровна превратила мужа в приживальщика: «муж ей не товарищ», «ветряная мельница», «бесструнная балалайка». В фантастической погоне за «благоприобретенным» она умножила богатство мужа. Для кого? Подразумевается, что все то она делает для семьи, для детей. А так ли это на самом деле? Нет, не так. О семье, о детях, о материнском долге она говорит, чтобы замаскировать свое истинное отношение – полное равнодушие, да чтобы злые языки не попрекнули.

Эта женщина лишена материнских, вообще женских черт. «Дети не затрагивали ни одной струны ее внутреннего существа». Дети ей мешали. Громко, для всех – ханжески-лицемерно она говорит слова об умершей дочери Анне и ее сиротках-близнецах: «Одну дочку Бог взял – двух дал». Но тут же мы слышим ее настоящие слова: «Как жила твоя сестрица беспутно, - пишет она своему любимому Порфирию, - так и умерла, подкинув мне на шею двух своих щенков».

С языка Арины Петровны не сходило слово «семья». Но это был лишь пустой звук. В хлопотах о семье она забывала о ней. У нее не было времени и желания думать о воспитании детей, о развитии их нравственности. Жажда накопительства извращала и убивала инстинкт материнства. Когда единственной целью становится накопление, нарушаются человеческие взаимоотношения. Неуемная страсть приобретать искажает, обезображивает личность, убивает истинно человеческое.

Дети в семье избивались, их часто держали впроголодь. «Знает ведьма, что дупель вкуснее баранины – ну и не даст! Сгноит, а не даст!» - думает о матери Степан. Мы видим, что Арина Петровна – жадная, не любящая своих детей, деспотичная натура.

В конце своей жизни Арина Петровна с горечью сознает: «Всю-то жизнь что-то устраивала, над чем-то убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю свою жизнь – и вдруг выходит, что семьи-то именно у нее нет!»

Дети, ощущая полное равнодушие матери и не чувствуя любви, платили ей таким же равнодушием, переходящим во вражду. Арина Петровна понимала, что у детей нет к ней благодарности, и, глядя на них, не раз спрашивала себя, кто будет ее погубителем. Но долго она на этой мысли не останавливалась, погружаясь в материальные хлопоты. Почему мать и дети так и не нашли общего языка? Ответ совершенно ясен: деспотизм, привычное подавление личности младших повлекло за собой неумение “головлят” распорядиться собственными судьбами. Будущие крушения детей подготовлены здесь, в родных стенах. В богатый, но ненавистный родной угол головлевская молодежь возвращается только погибать. Денежные отношения — главная, самая прочная нить, которая связывает Арину Петровну и ее сыновей. Все, во имя чего Арина Петровна подвергла себя лишениям, уродовала свою жизнь и жизнь своей семьи, оказалось призраком.

Все вместе – всевластие хозяйки и матери, атмосфера стяжательства, презрения к созидательному труду – нравственно разложило души детей, формировало рабские приниженные натуры, готовые на ложь, обман, предательство.

2. Судьба человека без опоры на семью.

С первым представителем вымирающего рода – старшим сыном Степаном Головлевым, мы знакомимся в самом начале романа. Степка-балбес, как называют его в семье, совершенно опустившийся человек, жалкий пропойца, «блудный сын», силой обстоятельств вынужденный вернуться домой, в «родное» поместье, где его не ждут, как милого родного Николая Ростова из «Войны и мира». Степан понимает, что в Головлеве его ждет смерть. И, тем не менее, возвращается туда, ибо другого выхода у него нет. «Убогое, одинокое существование в темной, захламленной комнатке быстро вытравливает из Степана последние признаки жизни, и он превращается в апатичное существо, лишенное малейших проблесков чувства и мысли». Где же семья, родные люди? Вроде бы все рядом и никого нет. Семья, мать, близкие родные превратили Степана в безвольного, податливого, ни к чему не способного попрошайку: «Самый последний из людей может что-нибудь для себя сделать, может добыть себе хлеба – он один ничего не может».

Из Павла семья, мать, родные сделали апатичного, угрюмого «человека, лишенного поступков».

А еще собственность. Она проклятием висела на всех отпрысках семейства Головлевых, обрекая их на бесцельное, никчемное существование. Все они, как Степан, любили рисовать в воображении всякого рода заманчивые перспективы, «но это были всегда перспективы дармового довольства и никогда не перспективы труда».

М. Е. Салтыков-Щедрин ярко использует художественные приемы, чтобы передать атмосферу «выморочности» головлевского рода, дома. Постоянно идет употребление эпитета «постылый» (у Даля – немилый, противный, ненавистный). В этом определении оценка жизни, судьбы человека. На страницах романа часто встречается образ «пустоты». В эту пустоту затягивается жизнь всех персонажей. Нас останавливают слова «бездна», «прорыв», «пропасть», «зияние». И нет ничего, за что можно было бы ухватиться, удержаться. В словах почти всех героев возникает образ «склепа», «гроба. И все они – «узники». Каждый из героев одинок, рядом нет ни одной родной души.

Даже главный герой романа Порфирий Владимирович Головлев одинок.

Автор называет его «Иудушка», «кровопивушка», «откровенный мальчик».

Обратим внимание на суффиксы этих прозвищ. Они являются замечательной находкой Щедрина-художника. Благодаря им страшные, зловещие слова «Иуда», «кровопивец» неожиданно приобретают какой-то благодушный, чуть ли не ласковый оттенок. Необычные суффиксы помогли зловещим словам-понятиям замаскироваться.

И еще я заметила у Салтыкова-Щедрина прием надевать маски на своих героев. Иудушка обладает множеством низких, гнусных качеств, и каждое из них стремится выдать за добродетель. Он постоянно носит маску. Точнее, множество масок, которые я заметила на нем:

- маску радушия, благообразия, умиления, которая надета на его настоящее лицо;

- маску родственных чувств, открытости, любви, которая маскирует его эгоистичное лицо;

- маску, сотканную из «правильных» рассуждений, которая скрывает его истинные мысли и намерения;

- маску высокой нравственности и морали, за которой прячутся разнузданность, аморализм;

- маску человека религиозного, которой прикрыто пренебрежение к христианским заповедям;

- маску вечного, неутомимого труженика, за которой притаился бездельник и пустобрех.

Все эти маски писатель срывает со своего героя, постепенно разоблачая двуличие, двоедушие Иудушки. Вот Порфирий Владимирович после похорон Павла, на поминках ведет фальшивую речь. У Арины Петровны, знавшей хорошо своего сына, при этом «как будто какой-то свет пролился. перед глазами, и вся эта комедия, к повторению которой она с малолетства привыкла, в которой сама всегда участвовала, вдруг показалась ей совсем новою, невиданною».

Столь же «новою», «невиданною» оказывается эта комедия для нас. Она выглядит страшной, жуткой, кошмарной. Она оборачивается трагедией. На протяжении всего романа главный герой «ломает комедию», а результатом ее являются «умертвия». В каждой главе книги кто-нибудь умирает. А Иудушка при этом обогащается, «сосет кровь» из новых жертв. От эпизода к эпизоду, от главы к главе Порфирий Владимирович становится все более богатым и властным. Иудушка льстит матери, заискивает перед нею, стараясь создать видимость любящего и заботливого сына, пытаясь стать ее душеприказчиком. И как только добивается своего, сразу же теряет интерес и «уважение» к матери; она теперь ему не нужна – «лишний рот». Так же перешагнет он и через своих детей, Петеньку и Володеньку, отказав им в помощи. Порфирий Владимирович прекрасно понимает, что обрекает сыновей на смерть, нет в его сердце любви и сострадания, милосердия и сочувствия. Семейные узы, сыновний и отцовский долг – все это для него пустые фразы. Хитрый и коварный, любимчик Иудушка «проглатывает» капитал Арины Петровны, превращая мать в «скромную приживалку». Он осознает эгоистическую разъединенность головлевского рода и ответ за все многочисленные семейные грехи возьмет на себя. Порфирий сам вынесет себе смертный приговор — его найдут замерзшим недалеко от могилы матери.

Семейство Головлевых не имеет будущего. Ведь даже третье поколение, внучки Арины Петровны, умирают. Предоставленные сами себе, без опоры и поддержки семьи, они не справляются с трудностями жизни. Почему?

Да потому что их, как и всех членов «большого» семейства Головлевых засосал паразитический образ жизни. Отсутствие привычки жить своим трудом, праздность, атмосфера накопительства, лицемерие, ложь, вражда между «родственными душами», непригодность к делу, лень, беспомощность ведут господ Головлевых к неизбежному вымиранию.

Символично звучат приведенные Салтыковым-Щедриным взволнованные строки на страницах романа: «Ах! великая вещь – жизнь труда! Но с нею сливаются только сильные люди, потому, что, сознавая смысл и ресурсы труда, они умеют отыскивать в нем наслаждение».

Писатель же прямо и открыто показывает нам слабых людей, не способных удержать духовные и родственные связи семьи.

Главный виновник падения человека, подлого его существования – это окружающая действительность, среда, обстоятельства. «Болото родит чертей», - так считал М. Е. Салтыков-Щедрин. Да, но любое болото не снимает и с самого человека ответственности за себя, за свою линию жизненного поведения.

Рассматривая семейные отношения на страницах классической литературы, я не могла не заинтересоваться мнением подростков о семье.

Глава IV. Семейная жизнь глазами современного подростка

Проведенное анкетирование среди подростков показало, что отношение к семье и браку изменилось с мнением прошлых веков. Если век назад, как мы увидели в классической литературе, в семейных отношениях присутствовали понятия морали, идеи, социального равенства, долга, жертвенности, то сегодня подростки понимают под словом «семья»:

- крепкий союз, основанный на взаимной любви, доверии и уважении;

- это свободные отношения, не требующие ответственности;

- это то, чем ты дорожишь, куда спешишь каждый день, где тебя ждут и любят и самое главное понимают;

- это «тихая гавань», общество родственных душ, где каждый готов за свою семью бороться и ею дорожить.

Из 32 опрошенных подростков, 28 не представляют семью без детей. В наш XXI век, когда детские дома переполнены детьми, когда по стране десятки тысяч детей, брошенных своими родителями на произвол судьбы, вынуждены жить не в семье и не иметь родительской ласки и заботы, так важно, что мое поколение имеет желание взять на себя ответственность за воспитание детей.

Незарегистрированное сожительство раньше в обществе осуждалось. Сейчас это явление достаточно распространенное в современном мире. Большинство высказали мнение в анкете, что «сейчас очень модно жить в гражданском браке, можно проверить свои отношения», «главное не штамп в паспорте, а то, что любят и уважают», «хочется свести ответственность к минимуму, не заводить детей и если что, разбежаться».

Есть мнение, что гражданский брак – «это недоверие партнеров друг к другу; постоянное ощущение свободы все равно приведет к разрыву отношений».

Интересны ответы, где подростки выражают отрицательное отношение к браку по расчету. Для многих людей этот брак циничен и нереален, так как, вступая в такой брак, перечеркивается любовь и взаимоуважение. Надо сказать, что почти для всех главным условием создания семьи является любовь. Конечно, у каждого на этот счет имеется свое личное мнение, и оно никак не может осуждаться, ведь каждый исходит из своих принципов, своего характера, сложившихся обстоятельств. «Положительно отношусь к браку по расчету, чего в бедноте-то жить». «Хорошо, давайте рассмотрим такую ситуацию: - пишет один подросток, - семья распалась, мать с множеством детей не всегда найдет верную настоящую любовь, так брак по расчету просто выгоден, чтобы спасти детей в наше время».

Проведенное нами анкетирование среди подростков показало, что молодые люди серьезно относятся к будущему созданию семьи.

В настоящее время огромное внимание семье уделяет церковь и правительство. Об этом свидетельствуют многочисленные выступления В. В. Путина в средствах массовой информации с проектом материальной поддержки семьи, который уже рассмотрен и подписан Государственной Думой 17 ноября 2006 года. 2008 год объявлен годом Семьи.

Нам, молодым, стоящим на пороге создания своей семьи, хотелось бы внести свои предложения в проект правительства. Например:

- построить благоустроенные детские сады и понизить за них оплату;

- предоставлять молодым семьям жилплощадь или беспроцентные кредиты для ее приобретения;

- каждая российская семья должна иметь своего личного доктора и психолога.

В настоящее время семейные отношения изучают социологи и психологи. Они считают эти изучения сложными, но интересными, так как это самая жизненная область изучения.

VI. Заключение. Хорошая семья как основополагающее условие для сбережения и развития нации

Вслед за Л. Н. Толстым и М. Е. Салтыковым-Щедриным мы проникли в сложный быт человеческого существования и почувствовали, что это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.

М. Е. Салтыкову-Щедрину удалось раскрыть внутренний механизм разложения семьи, обнаружить те черты личности, житейских представлений, которые привели к гибели нормальных человеческих отношений, к распаду семьи. Автор «Господ Головлевых» показал, что семья разваливается изнутри и источник зла не в дурной природе человека, а в социальных условиях его жизни, в потере семейных ценностей.

Мы выяснили, что основы семьи, по Толстому, строятся на любви, труде, красоте. Внутренняя жизнь семьи связана духовными ценностями, которыми дорожат все члены семьи, теплом и уютом, поэзией настоящего дома, где все тебе дороги и ты дорог всем. Таким образом, основной для Л. Н. Толстого явилась идея нравственного единения людей, важнейшей проблемой – проблема духовного контакта. Для благополучного решения этих вопросов необходимо преобладании в человеке жизнеутверждающего начала, его стремление к духовному контакту, сочувствию.

Блистательные мысли и идеи Михаила Евграфовича и Льва Николаевича по устройству семьи актуальны и сегодня. М. Е. Салтыков-Щедрин предостерегает от ошибок семейного воспитания. Л. Н. Толстой показывает идеалы, к которым надо стремиться.

Таким образом, художественная литература формирует правильное отношение к семье, прививает культуру межличностных отношений и толерантность членов семьи друг к другу.

Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступления или оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Хорошая семья прикладывает все усилия, чтобы человек мог в ней получить настоящее воспитание. Это не только личное дело родителей, но и их гражданский долг, который они обязаны выполнять с большой ответственностью, думая о будущем своей страны. В итоге семья обеспечивает безопасный и человечный мир вокруг.

Необходимо создать систему подготовки молодого поколения к семейной жизни, используя образование, искусство, образцы классической художественной литературы. Система семейного воспитания должна включать в себя: воспитание нравственной ценности семьи как оптимальной среды социализации и самовыражения личности; формирование личной психологической готовности к браку; формирование культуры половых отношений; ответственность и готовность строить брачно-семейные отношения новой семьи XXI века.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)