Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Обращения в повести Н. В. Гоголя <<Тарас Бульба>> и их роль

Н. В. Гоголь - величайший русский писатель, его перу принадлежат такие произведения, как <<Мертвые души>>, <<Ревизор>>, <<Вечера на хуторе близ Диканьки>>, <<Петербургские повести>> и многие другие. Но особое место в его творчестве занимает повесть <<Тарас Бульба>>, где развивается патриотическая тема.

События повести происходят в 16 веке, но здесь нет конкретных исторических событий и боев, а есть главное - передача живого духа того мятежного времени.

И для того чтобы понять стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений и страданий, веселья, внутреннего мира изображаемого народа, общение друг с другом, Н. В. Гоголь в своем произведении использует такие синтаксические конструкции, как обращения.

Обращения и их роль в произведении

Что же такое обращение? Обратимся к справочнику <<Русский язык для школьников>>.

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией. Чаще всего обращения употребляется в разговорной речи. В устной речи они служат для привлечения внимания собеседника к сообщению и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. В художественной речи обращениями могут быть существительными неодушевленными.

Они отличаются экспрессивной окраской и функционально-стилевой закрепленностью, выражаются существительными или прилагательными (причастиями) в значении существительных, а также словосочетаниями.

Найдем обращения в повести <<Тарас Бульба>> и определим их функцию. Заметим, что очень много обращений в речи главного героя произведения <<Тарас Бульба>>.

В самом начале повести старый Тарас обращается к сыновьям: <<А поворотись-ка, сын!>> <<Ах ты, сякой-такой сын!>>. Эти обращения выражают чувство радости от встречи с сыновьями и гордости за них. Старший сын отвечает на насмешку <<Не смейся, не смейся, батьку!>>. Мы видим, что Тарас обращается к сыновьям <<Ну, дети, теперь необходимо спать>>. Несмотря на то, что сыновья взрослые, он их называет детьми. Это свидетельствует о том, что Тарас любит своих сыновей и для него они всегда дети.

Любит и мать своих детей, говоря: <<Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?>>. Она плачет: <<. слеза остановилась в морщинах, измельчивших её когда-то прекрасное лицо>>. Приехав на Сечь, Тарас знакомит своих сыновей с казаками, он гордится ими: <<Ну, сынки! Прежде всего, выпьем горилки>> <<Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий!>> <<То-то, сынку>> <<Добре, сынку! Ей-богу, добре>>. Эти одобрительные, ласковые слова, обращенные к сыновьям, выражают безграничную любовь Тараса к детям, несмотря на то, что внешне он суров и требователен. Далее, на протяжении всей повести, мы наблюдаем за обращениями Тараса к сыновьям: <<Ну, здорово, сынку! почеломкаемся!>> <<Добре, сынку! Эти слова Бульба повторяет каждый раз, когда доволен детьми, одобряет их поведение, в особенности старшего, Остапа. К младшему он обращается: <<А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?>>, <<Э, да ты мазунчик, как я вижу>>, <<Не слушай, сынку, матери.>>. Мы видим немного разное отношение к Остапу и Андрию. Андрий, как считает автор, любимец матери, младший. Отправляясь с детьми в Запорожскую Сечь, Тарас говорит: <<Теперь благослови, мать, детей своих!>> и <<Ну, пойдем, дети!>> А мать произносит, глотая слезы: <<Не забывайте, сынки, мать вашу.>> Эти теплые, ласковые слова выражают безграничную любовь родителей к своим детям, заботу и нежность.

По приезде в Сечь Тарас здоровается со товарищами, помня их по именам: <<Здравствуй, Козолуп!>>, <<Здорово, Кирдяга!>>, <<Здорово,Густый!>> и так далее. Такие обращения говорят о том, что Тарас уважает людей, по-доброму относится к ним, помнит их.

Об этом же свидетельствуют обращения Тараса ко всем запорожцам: <<Позвольте, панове запорожцы, речь держать!>>, <<Казаки, казаки.>>, <<Позвольте, панове, еще одну речь держать?>>.

На протяжении всей повести автор показывает, что друг к другу запорожцы также обращаются: <<Панове, паны, паны-братья>> <<хлопцы>>, <<товарищи>>. Ведь они живут одной семьей, делают единое дело, сражаются, отстаивая Родину и свою честь.

Перед походом Остап и Андрий думают о матери: <<Прощай, наша мать!>>. Пусть же тебя хранит бог от всякого несчастья>>. Это еще раз подтверждает мысль, что дети очень любят свою мать. Подбадривая младшего Андрия, Тарас говорит: <<Терпи, казак, атаманом будешь!>>. К Тарасу уважительно обращаются люди: <<Пан>>, <<любезный пан>>, <<полковник!>>, <<А разве ты позабыл, бравый полковник!>>, <<Спасибо тебе, батько>>, <<Есть, батько, порох в пороховницах!>>, <<Беда, атаман, окрепли ляхи!>>. А когда ему сообщили о предательстве Андрия, он выкрикивал: <<Врешь, свиное ухо>>, <<Врешь, чертов жид>>, <<Ты путаешь, собака>> Тарас не желает верить в непорядочность сына, поэтому грубо обрывает человека: <<Врешь, чертов Иуда>>, <<Врешь, собака>>, <<Я тебя убью, сатана!>> и так далее. И, наконец, самым трогательным в конце повести был немой диалог между Тарасом и Остапом. Можно представить, что чувствовал старый Тарас, когда увидел Остапа на эшафоте, но тем не менее он несколько раз произнес: <<Добре, сынку, добре!>>. И услышал слова Остапа: <<Батько, где ты? Слышишь ли ты?>>. Какие любовь, тревога, страдания звучат в этих обращениях друг к другу двух главных героев!

Итак, из всего сказанного можно сделать вывод, что обращения в повести выполняют не только звательную и изобразительную функции, но и оценочную, которую можно увидеть из контекста. Позволяют ярче выразить чувства любви, уважения, ласки, тревоги, ненависти. С помощью обращений мы можем понять, как относятся герои повести друг к другу. При помощи обращений устанавливаются взаимоотношения между героями. Большинство обращений несут положительную оценку, хотя могут приобретать отрицательный характер.

Таким образом, обращения:

1. Выражают чувства уважения, ласки, любви, ненависти, безразличия;

2. Распространенные обращения помогают лучше передать чувства и эмоции, чем нераспространенные;

3. Служат средством установления взаимоотношений между героями.

Итак, Н. В. Гоголь в повести <<Тарас Бульба>> с помощью таких систем конструирования, как обращения, ярче раскрыл внутренний мир человека, смог передать самые тонкие оттенки чувств своих героев.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)