Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Обратная сторона пятерки

Проблема здоровья школьников часто поднимается в средствах массовой информации. По данным медиков за время обучения в школе в 4 - 5 раз возрастает заболеваемость органов зрения и опорно-двигательного аппарата, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. В статье «Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения» министр образования РФ В. Филиппов приводит следующую статистику: 70% российских детей при поступлении в школу могут быть признаны относительно здоровыми. К окончанию школы этот показатель снижается до 10%. 50% школьников имеют хронические заболевания, 40% относятся кгруппе риска.

Среди причин нарушения здоровья школьников медики отмечают высокое распространение поведенческих факторов риска, таких как курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, низкую физическую активность, нерациональное питание. «Зафиксирована достоверная зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок, от несбалансированного питания и распространенности других факторов риска в школьной среде, консервативных форм и методов физического воспитания».

Обратимся к одному из обозначенных факторов риска – учебной перегрузке. Подсчитано, что в среднем рабочая неделя устаршеклассников составляет 50,5часов, в то время как продолжительность рабочей недели взрослого человека равна 41 часу. «Давно известно, что нагрузки на человеческий организм должны быть дозированными даже для взрослых. Ребенок более уязвим, и чрезмерные нагрузки могут вызвать у него специфическую ответную реакцию, которую в последнее время принято называть «синдромом отличника». Почему отличника? Потому что, как правило, именно эти дети наиболее ответственно относятся к выполнению домашних заданий и посещению многочисленных кружков, они очень эмоционально реагируют на заниженную оценку своего труда, часто такие дети в течение целого года обходятся практически без отдыха. Родители не всегда могут вовремя заметить нарушения в организме ребенка, поэтому подобное состояние усугубляется и может, в конце концов, перерасти в ряд серьезных заболеваний».

В ходе изучения источников литературы по теме исследования автором работы были изучены мнения психологов, ученых, медиков, родителей, учителей, бывших отличников учебы. Общая мысль сводится к тому, что обычно отличники – это сложные личности и работать с ними непросто.

Из стен нашей школы за 35 лет вышло 35 круглых отличников и 48 серебряных медалистов. Трудно представить себе, что все эти целеустремленные ребята в современном обществе оказались физически более слабыми, менее приспособленными и востребованными людьми. Складывается впечатление, что всем нашим отличникам стоит бояться перспектив будущей жизни. В ходе исследования мне бы хотелось найти ответы на вопросы:

Литературный обзор

Физическое здоровье отличников

Здоровье бесценный дар природы и его надо беречь.

И. П. Павлов.

«Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей». Большие статистические и динамические нагрузки вызывают истощение и общее утомление организма. «Увеличение нагрузки современного школьника подтверждают многие исследования. Фактически нагрузка старшеклассника на 4 – 5 часов выше гигиенической нормы. С этим связываются неблагоприятные тенденции показателей заболеваемости, отмеченные в школах нового типа (гимназиях, лицеях, колледжах). К концу учебного года в этих школах в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, у 55 – 83 % школьников отмечается невротизация. Наиболее часты жалобы на слабость, утомляемость после занятий в школе, головные боли, долгое не засыпание, свидетельствующие о значительной перезагрузке школьников».

Внешние проявления «синдрома отличника» разнообразны. Врачи, участвующие в исследовании «Информационное пространство и здоровье школьников», выявили закономерность повышения давления и числа нервных срывов у детей, которые стремятся быть лучшими.

Глаза, «запертые в четырех стенах», не имеют возможности отдыхать, очень быстро устают, переутомляются, начинаются проблемы со зрением. Могут возникать головные боли, сопровождающиеся изменением артериального давления. Гипертония у ребенка, о которой даже не подозревают родители, чревата риском инсульта в старшем возрасте. Ребенок плохо засыпает, спит беспокойно, просыпается с трудом. Могут наблюдаться также нарушения сердечного ритма, колющие боли в области сердца, тошнота и головокружения, у девушек нередки нарушения менструального цикла. А также, по мнению ученых, для отличников характерны мигрени.

Психическое здоровье отличников

Психологи утверждают, что так называемые «звездные» дети из-за своих пятерок имеют в жизни больше проблем, чем положительных моментов. И проблемы эти выливаются в комплекс, или «синдром отличника», который тормозит развитие личности.

Психолог Н. Симоненко считает, что главная проблема отличников лежит в области карьеры. «Для девочки быть отличницей – это один из способов возвыситься и утвердить себя. Основной мотив у мальчиков – тот же – быть лучше других. Часто мальчики, которые слабее здоровьем стараются компенсировать это интеллектуальным превосходством».

По мнению психолога Н. Эберле «Человек с комплексом отличника любое замечание в свой адрес, особенно с его позиции неаргументированное, воспринимает болезненно. Ему хочется отойти подальше, свернуться в комочек и больше ничего не делать. В качестве защитной реакции у него возникает апатия, а там уже и депрессия недалека».

У профессора ГАСИС М. Тимофеева отличник предстает перед нами в образе «Дисциплинированного человека, с повышенным прилежанием и стремлением быть безупречным. Что в свою очередь порождает и усиливает интровертность, повышенный нарциссизм, гипертрофированную потребность в достижениях, одобрении, признании».

По мнению А. Адлера, к 10–12 годам у человека формируется самооценка и зависимость от тех, кто являет собой образцы для подражания. «Чем дольше человек сохраняет статус отличника, тем глубже укореняется его высокая самооценка. Отличники очень болезненно относятся к потере своего высокого статуса. Среди них обычно меньше творческих личностей, чем среди троечников: у первых лучше развито левое (логическое) полушарие, у вторых – правое (эмоциональное, креативное). Коварство синдрома отличника – в том, что он никогда не может дать себе отдых. Для него – это проявление слабоволия или рассудительности».

Психологи считают, что комплекс отличника опасен еще и тем, что подверженный ему человек «не умеет проигрывать, и не желает знать ничего «сверх программы», если это не одобряет и не пропагандирует «оценщик». Возникает некий ограниченный кругозор, и выйти за его рамки, нет мотивации».

«Быть отличником и приятно, и беспокойно, он испытывает одновременно и наслаждение «полетом», и страх падения. Отличник боится плохих оценок. Тройка среди пятерок – как ложка дегтя в бочке меда, она портит сразу все. Еще одна проблема, следствие той же «звездной болезни» – высокомерное отношение к сверстникам».

Мне близко мнение тех авторов, кто считает, что не надо стремиться быть троечниками, лучше – быть увлечёнными и любознательными, а остальное - по способностям! Не стоит разрушать психическое здоровье ради собственных амбиций.

Социальное здоровье отличников

Выдающейся душе не чуждо безумие

Аристотель

Обычная средняя школа – важнейший социальный институт. Общество, в обязательном порядке посылая туда детей, ставит перед каждым задачу – отлично учиться. Таков идеал. Именно отличная учеба по всем предметам стимулируется и поощряется оценками, похвалами, грамотами, медалями.

В Германии отличников называют «Streber» (карьерист, честолюбец), а у нас «ботаниками». Поэтому «некоторые дети очень боятся стать лучшими в классе, так как их будут дразнить, не принимать в компанию, унижать». (12) Мне трудно согласиться с мнением. , что «почти все свободное время отличники проводят дома. У них нет друзей, и они не стремятся их заводить».

Детские проблемы переползают во взрослую жизнь. «Настоящий отличник становится излишне осторожным, он не рискует взвалить на себя ношу лидера, ему больше нравится быть помощником, экспертом, аналитиком. Он может стать опытным референтом, уважаемым профессором, глубоким специалистом, но не руководителем. Он не в состоянии принимать решения в условиях нехватки информации. Отличник не может выйти за границы своей компетентности, потому что боится решить задачу неправильно. Он делает то, чему его учили в школе и в институте».

Психологи пишут, что большинство отличников— это сложные личности, и работать с ними непросто. «Если отличники и становятся руководителями, то их характеризует чрезмерная требовательность, авторитарный стиль управления, излишняя самоуверенность. Это приводит к нарушению психологической атмосферы во всем коллективе, к сложностям во взаимоотношениях как с равными по положению, так и с начальниками и подчиненными, повышенным, неоправданным рискам и авантюрам».

Кандидат психологических наук Г. Марасанов считает, основной причиной неуспешной социализации бывших отличников «потерю способности к деловой самостоятельности. Теперь им постоянно нужен «воспитатель». Без него они уже не могут».

Экспериментальная часть

Методика исследования

В ходе исследования были сформированы две группы. Первая – учащиеся, обучающиеся на «5». Число респондентов в группе обусловлено количеством отличников на 2 и 3 ступени обучения. Вторая группа – учащиеся, которые при особых стараниях могли бы учиться почти на одни «5». Их количественный возрастной и половой состав соответствует первой группе.

Исследование здоровья учащихся проводилось в трех направлениях: физическом, психическом и социальном.

Описание измерения артериального давления и пульса:

  • Перед измерением артериального давления и пульса учащиеся должны принять удобное положение и привести себя в спокойное состояние;
  • Измерение давления должно проводиться всегда на одной руке (например, левой);
  • Обнажить предплечье и плотно обернуть манжету вокруг руки перед измерением;
  • При измерении давления на левой руке продеть руку через кольцо, образованное манжетой при помощи правой руки и расположить нижний край манжеты на 1 – 2 см выше локтевого сгиба;
  • Нагнетать воздух в манжету до 170 мм рт. ст.
  • Дисплей изображает значения артериального давления и частоты пульса.
  • «Артериальное давление измеряется в течение месяца с интервалом в одну неделю. Если в двух измерениях фиксируется повышенное давление, синдром пограничной артериальной гипертензии не вызывает сомнения».

Определение остроты зрения по таблице Сивцева

  • Таблица располагается на стене, напротив окна, на уровне глаз исследуемого (120 смот пола для учащихся 5 - 11 классов).
  • Проверка проводится при естественном или искусственном освещении.
  • Испытуемый усаживается на стул на расстоянии 5 м (от таблицы до середины стула).
  • Острота зрения каждого глаза определяется отдельно, начиная с правого глаза, левый глаз при этом прикрывается заслонкой, но не зажмуривается.
  • Проверяющий должен находиться возле таблицытак, чтобы, показывая знаки не закрывать собой падающий на нее свет.
  • Конец указки фиксируется не более 2-3 секунд нижеизображения знака примерно на один сантиметр.
  • Показывать необходимо все знаки строки. Засчитывается тот ряд, в котором испытуемый правильно называет все знаки или допустил не более 2 ошибок.

Если испытуемый, например, может назвать только знаки первого ряда,острота зрения составляет0,1 у. е. , если испытуемый называет правильно знаки десятого ряда,остротазрениясоставляет1,0

Измерение массы тела

Весы следует устанавливать на ровном месте и в строго горизонтальном положении. При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посредине площадки.

Метод центильных таблиц (масса тела)

  • Найти клеточку на пересечении возраста и массы тела, она указывает на коридор признака.
  • Определение центилей осуществляется по отдельным таблицам у мальчиков и девочек. (см. приложение № 1)
  • По предложенным ниже критериям определить уровень признака.

Центили Уровень до 3 очень низкий от 3 до 10 низкий от 10 до 25 ниже среднего от 25 до 75 средний от 75 до 90 выше среднего от 90 до 97 высокий от 97 очень высокий

Изучение медицинских карт

Выявление хронических заболеваний пищеварительной и опорно-двигательной систем у двух групп респондентов проводилось по данным медицинских карт.

Анкетирование

Учащимся предлагалось анонимно ответить на вопрос анкеты:

Вы испытывается головную боль а) хотя бы раз в неделю б) не каждую неделю в) очень редко

Для анализа были использованы следующие коэффициенты:

ответ а k=3 ответ б k=2 ответ в k=1

Таким образом, чем меньше полученная сумма, тем меньше члены группы испытывают головные боли.

Вторая анкета, была направлена на изучение средней продолжительности внешкольной нагрузки. В анкете представлены режимные моменты, включающие статическую и динамическую нагрузку. (см. приложение № 2) Учащимся предлагалось заполнить время, затрачиваемое ими в течение недели на тот или иной вид деятельности. Результаты суммировались по видам нагрузки сначала у каждого ученика индивидуально, затем по исследуемым группам. Полученные результаты сравнивались с санитарными нормами.

«Индивидуально- типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик

1. Учащимся предлагается заполнить ИТО по принципу «Да» (верное утвержение) – «Нет» (неверное) (Приложение № 3); Время выполнения теста – 30 минут.

2. По шкалам «аггравация» и «ложь» судим о надежности полученных результатов:

  • высокие показатели по шкале «ложь» выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете;
  • высокие показатели по шкале «аггравация» выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;
  • если хотя бы по одной из шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.

3. Результаты теста представляются в форме круговой диаграммы, указывающей значения по 8 основным факторам: экстраверсия – интроверсия, тревожность – агрессивность, ригидность – эмотивность, сензитивность – спонтанность (см. приложение № 4)

1. Текстовая интерпретация факторов находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по шкалам, исключая шкалы «ложь» и «аггравация»:

0 – 1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность;

3 – 4 балла (норма) – гармоничная личность;

5 – 7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;

8 – 9 баллов (избыточная выраженность) – эмоциональная напряженность».

Проективные методики

1. «Инициативный ли вы человек»

«На листе изображены 2 больших круга, один поменьше и 2 совсем маленьких. Они расположены в произвольном порядке. Задача – создать из этого беспорядка нечто осмысленное и законченное». По особенностям рисунков определяются личностные качества (см. приложение № 5).

2. Шкала одиночества

«Учащимся предлагается ряд утверждений (см. приложение № 6). Необходимо рассмотреть последовательно каждое и оценить с точки зрения частоты их проявления относительно своей жизни при помощи 4 вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант ответа отметить знаком «+».

При обработке результатов подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» на 2, «редко» на 1 и «никогда» на 0. Полученные результаты складываются. Максимальный показатель – 60 баллов. Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов. От 20 до 40 средний уровень одиночества, от 0 до 20 низкий уровень одиночества».

3. Тест «Самооценка»

1. Учащимся предлагается 4 набора слов, характеризующих положительные качества людей. Нужно выделить те качества, которые более значимы и ценны лично для каждого. Какие это качества и сколько их — каждый решает сам.

2. Ребята должны выписать в столбик наиболее ценные для них качества вместе с их номерами, стоящими слева. В итоге получатся 4 набора идеальных качеств.

3. Далее ребятам предлагается найти в каждом столбике те качества, которыми они обладают сами. Обвести цифры при этих качествах кружком.

4. Обработка данных представлена в инструкции (см. приложение № 7)

Результаты исследования

Показатели физического здоровья учащихся

  • Верхнее и нижнее давление Верхнее и нижнее артериальное давление отличников и контрольной группы находятся в норме и примерно совпадают.
  • Пульс Пульс в норме у обеих групп, но лучше у отличников.
  • Острота зрения Отличия не значительны
  • Масса тела Контрольная группа учащихся более склонна к избыточному весу.
  • Головные боли Наиболее характерный признак для отличников.
  • Заболевания пищеварительной Чаще хронические заболевания системы пищеварительной системы приобретают отличники.
  • Заболевания опорно-двигательной Чаще сколиозы отмечаются у контрольной системы группы.

Показатели психического здоровья

(проективные методики)

Отличники Контрольная группа

+ − + −

инициатива самооценка выше нормы творчество самооценка ниже среднего здравомыслие и трезвый взгляд на отказ от борьбы, зацикливание на своих переживаниях (нежелание жизнь смотреть правде в лицо)

(по методике Л. Собчик)

Отличники Контроль Выводы

1. Экстраверсия 6,4 5,5 показатели в норме

2. Спонтанность 5,4 3,9 ниже нормы в контрольной группе

3. Агрессивность 4,1 4,3 показатели в норме

4. Ригидность 5,2 4,6 показатели в норме

5. Интроверсия 4,3 3,6 ниже нормы в контрольной группе

6. Сензитивность 7,1 5,2 выше нормы у отличников

7. Тревожность 5,8 4,4 показатели в норме

8. Лабильность 5,3 5,1 показатели в норме

9. Тип нервной системы 1 сильная, 2 сильная,

5 слабая 5 слабая

Показатели социального здоровья по методике «Шкала одиночества»

Нормальный уровень У отличников 2 человека испытывают средний уровень одиночества, что составляет 15,4 %

Выбор профессий выпускников – отличников

Программист 3 Медики 5

Юристы 5 Преподаватели 4

Экономисты 4 Управленец 4

Инженер 4 Меняли профессию 4

Внешкольная недельная нагрузка у контрольной группы (в часах)

Классы Девочки Мальчики

Статическая Динамическая Учебная Статическая Динамическая Учебная

5 – 6 49 8 5 56,5 13 4,6

7 – 9 51,5 11,5 7 41 12 6

10 – 11 52,5 10,5 13,6 23,5 35 9

Внешкольная недельная нагрузка у отличников (в часах)

Классы Девочки Мальчики

Статическая Динамическая Учебная Статическая Динамическая Учебная

5 – 6 49 16 17 44,5 2 13

7 – 9 48 24,5 26 29,5 16 21

10 – 11 50 24 47 34,5 28 32

В ходе выполнения исследовательской работы гипотеза частично была подтверждена в аспекте физического и психического здоровья учащихся. Однако не все критерии, описанные в литературе, нашли свое отражение в условиях средней школы № 2 г. Осы. К тому, же среди учащихся школы, обучающихся только на «5» не нашлось ни одного человека, с ярко выраженным «синдромом отличника». По всей вероятности данная картина является результатом работы педагогического коллектива.

В ходе исследовательской работы автор сделал следующие выводы:

1. Артериальное давление, пульс, острота зрения имеют примерно одинаковые показатели у двух групп респондентов. К полноте и заболеваниям опорно-двигательной системы более склонны учащиеся контрольной группы. Соответственно можно сделать вывод о том, что данные критерии не находятся в прямой зависимости только от перегрузок учащихся.

2. Наиболее ярко оказались выраженными у отличников два показателя физического здоровья – более частые головные боли и хронические заболевания пищеварительной системы.

3. Отличники МОУ «СОШ № 2» более впечатлительны, тревожны и критичны в отношении иных мнений. Имеют повышенную самооценку. В то же время они более инициативны и рефлексивны.

4. Показатели социального здоровья говорят о том, что отличники не отвергаются в классах, не ощущают себя одинокими и некоторые из них становятся в будущем руководителями крупных предприятий.

5. Статистическая нагрузка контрольной группы выше за счет просмотра телевизора, игр на компьютере, что приводит к нарушению опорно-двигательного аппарата, увеличению массы тела.

6. Учебная нагрузка у отличников превышает допустимые нормы, что приводит к увеличению числа головных болей, нарушению режима дня и как следствие к заболеваниям пищеварительной системы.

7. Нет ни одного человека с ярко выраженным «синдромом отличника», отдельные симптомы наблюдаются как у отличников, так и у контрольной группы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)