Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ берёзы в произведениях живописи и графики

Часто слышим слова: патриотизм, Родина, национальная идея России. Много говорится об отсутствии духовности, нравственных качеств у молодого поколения. Актуальность работы заключается в том, что воспитание чувства патриотизма, то есть любви к Родине сейчас имеет огромное значение. А произведения искусства всегда воспитывали и облагораживали, учили видеть красоту окружающего мира, развивали эмоциональное восприятие прекрасного. Во времена, которые сопровождаются поиском высоконравственных ориентиров у подрастающего поколения, приобщение их к образам родной культуры важно.

Бывая на различных выставках, встречался ряд полотен с изображение берёз. Возник вопрос: Почему берёзу считают символом России, и её так часто изображают художники? Объектом исследования стали графические и живописные работы с этим образом, включая работы омских художников. Собирая репродукции с картин в мультимедийный альбом, постарались понять и узнать понять: почему берёзу считают символом России?

Цель работы: раскрыть образ берёзы именно как символ нашего государства, анализируя работы живописи и графики, где берёза является главным элементом композиции. Работая над теоретической частью своей работы, разбирая сами понятия – символ, выдвинули гипотезу: возможно берёза – одно из самых красивых и часто встречаемых деревьев России, с которыми у многих связан образ нашей Родины. В лучших русских пейзажах «портрет» природы всегда сливался с образом страны, России.

Чтобы проверить эту гипотезу, я поставила задачи:

- выявить, считают ли символом России берёзу мои сверстники, используя методику анкетирования (II/1),

- изучить художественные произведения живописи и графики, где воспет образ берёзы, проанализировать их (II/1. и II/2).

В практической части работы попробовать самой словесно (подбирая эпитеты для описания берёз), и в рисунках выразить красоту русской берёзы.

ОБРАЗ БЕРЁЗЫ В ЖИВОПИСНЫХ И ГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ

Используя методику анкетирования, удалось установить, что не все ребята считают символом России берёзу, многие назвали рябину, ель; мои сверстники редко соприкасались с фольклорным творчеством, творчеством поэтов и художников, воспевавших русскую берёзу. И мультимедийный альбом позволяет проиллюстрировать это исследование, доступнее раскрывая выбранный образ, чтобы донести красоту этого дерева до сверстников, показывая, как часто тема родной природы, бескрайних просторов, необъятного неба и русской берёзы звучит в пейзажах. Простота сюжетов с изображением берёзы не стала причиной однотипного подхода к теме. Каждый из художников вносил свою ноту в интерпретацию этого образа, раскрывая тему родного пейзажа через своё миропонимание и авторский художественный подчерк.

Слово «символ» появилось в XVII веке в Англии. В переводе с греческого и латинского означает – «бросать вместе». Символ помогает иносказательно выразить какое-либо понятие. Может употребляться как в виде изображения, так и словесного понятия. Cимвол – это яркая ассоциация, напоминающая какой-либо объект, явление.

У многих народов образ берёзы символизирует весну, распускающиеся почки говорят о начале новой жизни в природе. Также этот образ отражает чистоту, свет, женственность. На востоке это дерево – символ мира. А у славянских народов берёза– символ девушки, отображающей чистоту, невинность, нежность, красоту. В русской культуре она всегда олицетворяла край родной, родину, Россию.

Символ России – берёзу воспевали в своих произведениях многие художники, наполняя этот образ не только зримой красотой, но и звуками, ароматами родной природы. Изображая это дерево в разное время года, суток, в разных состояниях каждый из авторов живописных и графических работ старался передать и будничность родного образа, и неповторимость очарования этого удивительного дерева. Безусловно, и в русском фольклоре, в русской и современной поэзии этот образ воспевали на протяжении многих веков. Можно вспоминать строки С. Есенина: «Люблю берёзу русскую, то светлую, то грустную») и других. Сколько в этих образах сходства с загадочной русской душой: то кроткой и тихой, то яростной и сильной.

И везде эти деревья разные, неповторимые. Очень много произведений художников собрали в мультимедийный альбом. Проанализировали их, подбирая словесные характеристики (эпитеты). Разнообразие цветового и композиционного решения, богатство всевозможнейших средств выразительности в стремлении всех художников создать образ берёзы как символ нашей родины, России. В работах глубокая лирическая пронзительность и личные переживания авторов. Сквозь призму собственных чувств на полотнах рождались образы, цельно и поэтично предавая образ русской природы.

И увидела я их такими в произведениях живописи:

Очарование весны через нежные оттенки холодной и теплой цветовой гаммы наполняют картины свежестью весеннего дня, радостью пробуждения новой жизни, а, значит, новыми идеями и мечтаниями. Весенние берёзы показались мне:

- печальными и одинокими у И. Левитана «Весна. Большая вода»;

- проснувшимися и радостными у И. Левитана на картине «Март»;

- отдохнувшими в картине А. Грицая «Весеннее тепло»;

- взметнувшимися в предчувствии долгожданного солнца на полотне «Весна. Последний снег» у Е. Зверькова;

- грустными от утомительного ожидания тепла на картине Е. Зверькова «Весна. Большая вода»;

- старыми, но жаждущими жизни у А. К. Саврасова «Грачи прилетели. И. Левитан писал о работах А. Саврасова: «он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу С А. Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей земле». Действительно, на этих полотнах образ берёзы кажется таким привычным, обыденным, родным. Для любого россиянина – это привычный пейзаж родной стороны, родины.

Образы берёз, изображенных в летнюю пору, милы и будничны. Именно они наполняют смыслом строки: «С чего начинается Родина?. Со старой берёзки, что во поле, под ветром, склоняясь растет». Берёзы осенью увидели такими:

- музыкальными и солнечными на полотне И. Левитана «Берёзовая роща»;

- добрыми, родными у художника А. Куинджи «Берёзовая роща»;

- шумными и динамичными в пейзаже И. Грабаря «На озере»;

- привычными в пейзаже В. Поленова «Берёзовая аллея в Абрамцево»;

- чужеземными в работе М. Рико «Башни в Альгамбре»;

Осень дарит нам не только богатство красок, неисчерпаемое вдохновение, но и тихую грусть об ушедшем лете, «тайную печаль», о которой упоминал А. Саврасов, говоря о полотнах И. Левитана, думы о том, что ничто не вечно. Осенние пейзажи, где главный элемент композиции березы, словесно описали так:

- ожидающими, надеющимися в работе В. Соколова «Земля ждёт»;

- нарядными и яркими у художника Б. Щербакова «Неожиданный снег»;

- богато убранными в картине И. Левитана «Золотая осень»;

- грустными и нежными в картине А. Пластова «Бабье лето»;

- яркими и нарядными в работе Б. Щербакова «Октябрь»;

- безнадёжными и уставшими у А. Грицая «Осенью»;

- одинокими и забытыми в работе А. Куинджи «На острове Валааме»;

- испуганными и тревожными в картине А. Грицая «Гроза приближается»;

- сонными и застывшими в работе Е. Зверькова «Осеннее утро;

- чистыми и обновленными у Ю. Кугача «Дождь прошёл»;

- родными и любимыми у К. Юона в картине «Берёзы. Петровское. Тверская губерния» (репродукция чёрно-белая).

Зимний образ этого дерева показан не часто. Но эта работа известна очень многим:

- праздничная и торжественная берёза на полотне И. Грабаря «Февральская лазурь»;

Авторство некоторых работ не установлено, т. к. не во всех источниках, с которыми мы работали, оно указано. Но остановиться на этих полотнах хотелось: Берёзы кажутся:

- молодыми и игривыми как девушки в платьицах в картине «Берёзы»;

- старой, мудрой, много повидавшей на своем веку, в работе «Под семейной берёзой»;

- нежными, трогательными и легкими в представленной акварели;

- трепетными и легкими в работе «Под берёзами»;

- неожиданными и гордыми на фоне горного пейзажа;

- нежными и кроткими в весеннем пейзаже;

- задумчивыми и молчаливыми в пейзаже «На реке Тосне»;

- радостными и добрыми в работе «Тихий вечер»

-сонной, мрачной, уставшей на картине «Белая зима. Грачиные гнёзда»;

В графических работах эти деревья не менее притягательны и обаятельны. Художники, используя линию, пятно, штрих, точку, показали их самыми разными. Я увидела берёзы такими:

- самоутверждающимися и встрепенувшимися после зимы;

- красивыми и проснувшимися;

- высокими и стройными;

- близкой и родной, знакомой и любимой;

- лёгкой и молодой;

- дружными и свободными;

- сонными и дремлющими;

- энергичными и радостными;

- спокойными и понятными.

ОБРАЗ БЕРЁЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОМСКОГО ХУДОЖНИКА А. Н. Либерова

В работах нашего омского художника А. Н. Либерова также очень часто встречается этот образ. Либерова называют патриархом сибирского пейзажа, и, конечно, его неотъемлемая часть – это берёзовые околки: родные, знакомые, понятные, романтичные и близкие сердцу любого сибиряка.

- сонные и поэтичные в пейзпаже А. Либерова «Весна»;

- растревоженные и удивленные в картине «Весна в Подгородке»;

- молоденькие и кроткие в пейзаже «Университетская роща»;

Творчество художников вдохновило меня на создание своих творческих работ, в которых берёзы осенние, зимние, летние, весенние в разных эмоциональных состояниях. Я любила их изображать с 1-го класса. Перед вами работы разных лети рисунки, которые созданы по впечатлениям от увиденного на полотнах мастеров. Из всех техник предпочитаю гуашь, поэтому все мои работы – это живопись. И я готова их представить вашему вниманию.

С результатами исследований были ознакомлены сверстники. Используя в выступлении мультимедийный альбом (который позволил собрать большое количество репродукция из самых разных изданий), свои живописные работы, буклет и календари, раскрывали понятие символ, показывая, что пейзажи с изображением берёз – это частовстречаемый сюжет в искусстве, отражающий образ родины, России. Было проведено повторное анкетирование, используя вопросы:

1. Можем ли мы берёзу считать символом России?

2. Знаете ли вы поэтические произведения, в которых авторы обращаются к образу берёзы?

3. Знакомы ли вы с пейзажами художников, где изображаются берёзы?

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что для ребят берёза стала более понятным символом России, ребята больше узнали о творчестве художников, которые обращались к образу берёзы, открыли для себя ранее не известные произведения разных авторов. Значимость полученных результатов проявляется в интересе к данной теме. Думаю, они станут относиться к нашей природе более трепетно, с любовью и заботой, обращая внимание на красоту вокруг, замечая в окружающем мире обыденное, но очень поэтичное и неповторимое по своей красоте. Раскрыть образ берёзы, как символ России удалось. В нашей гимназии решено организовать в апреле фотовыставку в нашей картинной галерее, на которой уч-ся представят свои фотографии с пейзажами родного края, запечатлевшими образ всеми любимого дерева. (эта работа уже началась и собрано белее 60 фотографий для выставки). Ведь, где бы мы не были, всегда о родном крае нам будут напоминать берёзы и в произведениях разных художников, в произведениях наших земляков.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)