Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ дороги в поэтическом сборнике Игоря Михайловича Киселева «Под солнцем и ненастьем»

Парадоксальным образом ценность поэтического творчества Игоря Киселева то осознается обществом (и тогда следуют публикации в журнале «Новый мир», издаются сборники в московских издательствах, в кемеровском журнале «Природа Кузбасса» публикуется номер с подборкой стихов ушедшего поэта и его строчки сопровождают все материалы номера, в библиотеке открывается музей имени Игоря Киселева, на официальном сайте Централизованной библиотечной системы города Кемерово располагается информационно-библиографическое пособие «Последний романтик», создается литературный киноочерк «Три стихотворения Игоря Киселева»), то отступает на второй план, заслоненная модными тенденциями современного литературного процесса (и тогда имя поэта забывается, мемориальная доска перевешивается, поэтическое наследие не издается и штампом «провинциальный поэт» клеймится то немногое, что удалось сохранить близким и друзьям). Необходимость включения в общий школьный курс литературы регионального компонента никто не оспаривает, но детальное изучение творческого наследия кузбасских поэтов так и остается филологической перспективой. Создание литературной энциклопедии, посвященной поэтам-землякам, пропаганда произведений малой родины через знакомство с художественным своеобразием поэтического лица И. Киселева, В. Баянова, М. Небогатова и других уникальных русских поэтов ушедшего века – вот перспективное, на наш взгляд, направление научной деятельности современной филологии Кузбасса.

Говоря о степени изученности творчества Игоря Киселева, мы вынуждены напомнить, что монографических исследований, опубликованных отдельной книгой, нет, в основном статьи носят характер ознакомительный и адресуются широкому кругу читателей (например, книга Абрамовича А. Ф. «Романтика мужества: Очерки творчества кузбасских писателей», книга А. П. Казаркина «Этюды о поэтах Кузбасса»).

В книге Е. Л. Цейтлина «Писатель в провинции» есть глава «Вспомним ли мы этот дождь?», посвященная творчеству Игоря Киселева в целом, снабженная биографическим и литературным материалом, но анализа поэтической системы или отдельных компонентов художественной картины мира статья не содержит.

Обращаясь к последнему сборнику поэта «Под солнцем и ненастьем», опубликованному после ухода автора в 1981 году из жизни, мы должны помнить, что стихотворения, составившие книгу, выбраны и разделены на три части Ириной Анатольевной Киселевой, женой поэта. Таким образом, авторская воля творца соприкасается с выбором и волей первого из читателей – редактора, каким и выступает в данном сборнике Ирина Анатольевна.

Давая определение редакторскому поэтическому циклу, литературовед М. Н. Дарвин, посвятивший свои работы проблемам циклизации лирических текстов, писал: «Создателем цикла в этом случае является редактор, циклизующий произведения какого-либо автора с таким расчетом, чтобы представить творческую индивидуальность писателя с определенных идейно-эстетических позиций». Таким образом, в редакторском варианте подбора текстов и деления книги на три части воплощается и представление редактора о значимом, важном в поэтическом наследии автора, о смысловых отношениях между текстами в единой художественной картине мира.

Не затрагивая вопроса о жанровородовой принадлежности данной книги (лирическим циклом, книгой стихов или поэтическим сборником является «Под солнцем и ненастьем»), обратимся к способам воплощения «идейно-эстетической позиции» поэта.

В лирическом тексте всегда есть некая внутренняя установка на «открытость» отдельного стихотворения, на стремление к «взаимному отражению, к связям, к циклообразованию с другими стихотворениями». Эти связи могут быть воплощены в биографическом начале лирического героя, в устойчивых мотивах, в повторяющихся деталях предметного мира текстов, в словах, звучащих рефреном, в композиционных особенностях стиха и т. д.

Из всего многообразия элементов художественного мира лирики Игоря Киселева, организующих стихотворный контекст и способствующих специфической художественной целостности поэтической картины мира, в данном сборнике можно выделить образ дороги, модифицирующийся в ряд однородных ключевых пространственных понятий: тропа, тропинка, дорожка, шоссе, путь.

В своей работе мы обратились к выявлению значения данных образов для воплощения «идейно-эстетической позиции» поэта, потому что задачей всякого литературного исследования всегда является погружение в процесс осмысления действительности писателем, соприкосновение с внутренними убеждениями автора, с его духовным поиском.

Проблемой данного исследования является определение семантической нагрузки многозначного образа дороги в трех частях поэтического сборника Игоря Киселева «Под солнцем и ненастьем». Выделяя один элемент поэтики, мы помним о взаимосвязи внутренней формы и идейного содержания текста, поэтому задачами исследования будем считать следующее:

– выявление семантического ряда образа дороги в стихотворном сборнике.

– определение значения этого образа в поэтике нескольких стихотворений.

– определение взаимосвязи между образом дороги и поэтической задачей автора, темой текста.

Поэтическая картина мира воплощается в ведущих образах, которые необходимы автору для передачи внутренних переживаний лирического «Я», всегда находящегося в центре любого отдельного лирического текста и всего сборника. Художественный образ – «это способ и форма освоения окружающей действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала». В данной книге устойчивый мотив лирики Игоря Киселева воплотился в один из ведущих образов картины мира. Художественный образ «отличается эмоциональной выразительностью деталей». Он стремится стать «основным и самодовлеющим средством выражения содержания».

«Дорога», «путь», «тропа» - слова, ставшие символом поэтического поиска и осмысления своего назначения не только для поэтов – классиков (Пушкина, Лермонтова, Есенина), но и для поэтов, чье значение в общем литературном процессе еще определит время.

Обращаясь к творческому наследию кузбасского поэта Игоря Киселева, необходимо осознавать, что проблема нравственного выбора, встающая на жизненном пути каждого человека, а особенно поэта, путь таланта и его назначение – это главные вопросы, тревожившие поэта и заставлявшие его отзываться поэтическими строчками на нелегкие размышления о жизненной дороге человека.

Основная Часть

Анализ поэтического наследия Игоря Киселева нам хотелось бы начать с позиции, обозначенной в статье Е. Л. Цейтлина. Автор отмечает, что в поэзии Киселева «идет речь о личных и разных дорогах», среди которых четко прочерченной является одна – дорога поэта. Она в биографии Игоря Михайловича, как считает Цейтлин, совпала с понятием «путь в литературе», «проторенным» кемеровским поэтом «верно», потому и «путь этот в самом главном совпал с вечной дорогой людей. Друг к другу. К миру».

Таким образом, говоря о поэзии Игоря Киселева, автор очерка выделяет образ дороги как смыслообразующий элемент художественного мира киселевской лирики, как идейно нагруженную деталь поэтики многих стихотворений автора, как знаковое слово для осознания своеобразия, неповторимости творческого поиска поэта, его отношения к поэтическому мастерству, к цели творчества.

Образ дороги появляется по воле редактора (И. А. Киселевой) и в своеобразном эпиграфе к поэтическому сборнику – в стихотворении «Сказочником, мудрым и веселым». Дорога «под солнцем и ненастьем», полная печалей, тревог, - это жизненный путь лирического героя, прошедшего большую часть отмеренных человеку верст жизни. Иного пути нет, но привнести в мир, по которому идешь, добро, радость, красоту можно с помощью творчества.

Дорога поэта – дорога воплощения «сказок» (универсальная формула полноты бытия), сотворчества с миром, построение «мостков» между пространством жизни и миром идей, духа.

В разделе книги М. Эпштейна «Основные пейзажные образы русской поэзии» содержится частотно-тематический указатель, где автор рассматривает ключевые, смыслообразующие элементы пейзажа в произведениях русских поэтов 19-20 веков и приводит статистические данные, позволяющие судить о распространенности элемента в поэтическом творчестве отдельного художника слова. По исследованиям известного литературоведа, образ дороги «является одним из востребованных в поэтическом мире Есенина, Полонского, Блока, Некрасова, Белого, Пушкина и Твардовского». Анализируя произведения Игоря Киселева, мы обратились к методу Эпштейна и обнаружили, что в книге «Под солнцем и ненастьем» частотность данного образа, соотношение элементов семантического ряда зависит от части сборника.

В первой части книги «Когда горит и светится страница» автор чаще всего обращается к образу тропы, который возникает как сложный многозначный элемент картины мира, выстроенной в данной части на осмыслении актуальных для поэта проблем творчества. Тропа – это и деталь природного мира, и символ будущей жизни – дороги, и знак воспоминания, соединяющий прошлое и настоящее лирического героя, это и сложный путь от сердца к сердцу. Слово «дорога» в этой части встречается реже, чем во 2 и 3, связано оно с понятием земного пути, иногда возникает как деталь пространственной характеристики мира (размытая дорога, шоссе, перекресток).

Таким образом, дорога-это выбор жизненного пути, это поэтическая метафора со значением «судьба», «жизненная стезя», которая в сознании поэта связывается с нравственной ответственностью пишущего, с определенными особенностями, которые возлагает на него выбор творческого пути.

Во 2 части «Но был я и лесом и полем» автор возвращает нас к любимому образу лесной «тропы», противопоставляя ему «каменные дороги» и «бешеное шоссе» цивилизации. Тропа – это память, это путь из глубины одной души к другой, тайная стезя, уводящая лирического героя от мира индустрии, больших скоростей, от жажды современного человека надругаться над природой, показать свою силу. Знаком потери связи с историей рода, народа, страны станет «заросшая тропа».

Таким образом, темы творчества, природы и человеческой судьбы в поэтической картине мира данного сборника пересекаются в образе дороги.

В 3 части «Над белой бумагою снова» смысловая многозначность образа дороги воплощается в том же составе ключевых слов: дорога – путь – тропа. Слово «дорога» здесь чаще реализуется в отношении философского осмысления человеческого пути, оно передает духовный поиск лирического героя, обращает читателя к всегда актуальной теме выбора пути поэтом.

В прямом значении слово «дорога» употреблено единожды (в стихотворении «Лось»). В большинстве же текстов этой части дорога – жизнь представляется лирическому герою в первую очередь как многочисленные пути нравственного, философского, духовного поиска, о «виражах» душевного состояния, о «безлюдье позаброшенной тропы» внутреннего мира лирического героя.

Проанализируем несколько стихотворений из каждой части, руководствуясь в выборе текстов выражением смысловой многозначности данного ряда однородных компонентов «тропа – дорога - путь».

В стихотворении Игоря Киселева «Утро» движение представлено постепенным путем выхода лирического героя в мир (форточка – окно – выход в мир). Из пространства замкнутого, ограниченного, личного лирический герой попадает в пространство природы, безграничное, свободное (сон оборвался - лирический герой встал – не может больше уснуть – шагает уже по росе). Со сменой пространства меняются чувства, настроения лирического героя. В своем пространстве его потревожил внешний раздражитель (пчела), ворвавшийся в покои героя, в его сон. Герой зол, разгневан. Но, посмотрев в окно на окружающий мир, герой меняется: вся злость его исчезает, испаряется. Он выходит из дома, шагает по росе, его помыслы чисты, окружающая природа, окрестный мир меняют настроение героя. В стихотворении показан путь лирического героя из своего дома во внешний мир. Путь символизирует собой жизнь поэта, цель которого состоит в том, чтобы свою мысль, свои стихи донести до чужой души. Такова цель поэзии, и в этом стихотворении представляется путь к этой цели. «Чужая душа» в стихотворении обозначена образом пчелы, к которой обратился лирический герой, сказав ей: «Ко мне почаще залетай!». В этой фразе содержится желание лирического героя – поэта, чтобы души и сердца с. 9 читателей желали обращаться к его поэзии, чтобы его цель – донести смысл своих строк до читателей не была напрасной и чтобы жизнь поэта не прошла зря.

В стихотворении Игоря Киселева «Когда горит и светится страница» представлен мотив пути от сердца к сердцу. Мы видим, что лирический герой – творческая натура. На это указывает символ – стол («Я от стола не в силах отстранится»). Сначала мы видим лирического героя за созданием произведения. Героя охватывают непонятные чувства, страница с произведением «горит и светится», и лирический герой стремится показать, передать своё волнение при написании произведения окружающим, раскрыть им свое творчество («Я в двери к вам стучусь»). Далее описывается этот путь лирического героя, неистовый и сложный, путь от его сердца к сердцам читателей: («Я шел в впотьмах, отыскивая тропку, стыл на ветру, холодном и крутом»). Для лирического героя – поэта важно, будет ли принято его творчество читателями – незнакомым для поэта «домом», где существуют свои законы, традиции. Поэтому и предлагает поэт на суд читателей свои произведения «застенчиво, настойчиво и робко». Эпитет «ненужная» строка указывает на то, что без интереса и внимания читателей строки поэта будут ненужными, они не будут иметь смысла.

Лирический герой ждет, чтобы души людей отворились, чтобы его строки вошли в сердца народа. Так мотив пути от сердца лирического героя к душам читателей раскрывается в стихотворении Игоря Киселева «Когда горит и светится страница».

Таким образом, в первой части «тропа» определяет путь поэта, стремящегося войти в мир, донести до читателей важное, открыть путь от своего сердца к сердцу современника.

Из второй части поэтического сборника нами было выбрано стихотворение « Кажется, все было так недавно». Важной смысловой оппозицией в этой части является противостояние природного мира и пространства цивилизации. В стихотворениях «Молитва лани», «Говорит Волк», «Огорчая нянечку – старушку», «Быть в ответе» автор обозначает сложные отношения современного человека и природы.

Во вступительной статье этого сборника Александр Казинцев указывает на сострадание поэта именно земле, природе, а не человеку, которому придется тяжело расплачиваться за экологические катастрофы, созданные собственноручно: «Предчувствием беды проникнуты многие стихи Киселева». И действительно, путь цивилизации и путь природы оказались противопоставленными.

В выбранном нами тексте появляется известный еще по поэзии Сергея Есенина образ далекой деревни. Указанием на ее первозданность и гармоничное соединение с природным миром станет бездорожье:

Далеко, за речками, деревня,-

День пути дорогами и без.

Ограничивая вмешательство прогресса в идиллический мир природы отдаленностью, отсутствием дороги – знака цивилизации, автор подчеркивает сакральные ценности природного мира: «сказки леса, издали похожие на птиц» - метафора духовной сущности природы, дающей жизнь всему вокруг, многочисленные олицетворения («сосны эти видят», «немая речь растений», «громворчал») указывают на живую сущность огромного мира природы, мира, настроенного доброжелательно по отношению к человеку:

Этот лес нас не давал в обиду,

Прятал нас от близкого дождя.

Лес становится для лирического героя метафорой внутренней гармонии самой природы: шум леса созвучен природной стихийной сущности, лес – «край, заброшенный людьми» - близок к первозданному существованию мира, именно лес становится заколдованным пространством для двоих:

Двое все идут, никак не выйдут

Из кругов загадочных любви.

Здесь нет дорог – «узенькие тропки», которые проторивает человек сквозь лес годами, не разрушая монолит природной жизни (эпитет «узенькие»), а намечая индивидуальный путь в огромном пространстве. Не случайно слово «тропинка» сопряжено в сознании лирического героя с памятью:

Сколько лет прошло с того момента,

Сколько троп свернулось за спиной

Анафорический повтор дает временную перспективу образу «тропинки» - это весь человеческий, жизненный путь в его неповторимости, индивидуальности и трудности. Тропа становится знаком выбора человека, но одновременно она становится точкой соприкосновения человека и природы. Превращаясь в сакральный круг, эта природная тропа оберегает все лучшее и ценное, защищает от внутреннего разлада человека со своей памятью, совестью, от внешнего разлада с миром. Если человек рвет эту связь, то теряет и силы для жизни:

Я сбился с ослепших тропинок,

Бессильной тоской исходя

Эпитет «ослепших» нужен автору, чтобы подчеркнуть бессилие природы перед цивилизованным напором человечества.

В стихотворении «Не знаю, к несчастью ли, к счастью» лирический герой окажется между двух «миров»: природой и городом. Урбанизация прочно связана в поэтическом мире Игоря Киселева с экологической и нравственной катастрофой, поэтому в стихотворении появляется слово – символ поэтического мира киселевских текстов – «беда». Лирический герой передает свою прямую связь с миром природы с помощью лексического повтора:

Внезапно я вздрогнул от жажды,

Почувствовав жажду земли.

Дорогу («Упал от дорог вдалеке») – пространство понятное, обжитое, целенаправленное - лирический герой потеряет, так как это ложный путь, выбранный человечеством ошибочно:

И зов земли все глуше

На бешеном шоссе

Где мчатся наши души

Как белки в колесе.

Тропа становиться знаком единения лирического героя и окружающего мира, по «древней и тайной тропе» (стихотворение «Ночная музыка в лесу») герой находит путь к самому себе:

Когда-то я вышел из леса,

Когда-нибудь в лес я уйду.

Образ «размытой тропинки» (стихотворение «Непогода»), «тропки луговой» (стихотворение «Ода мгновению»), тропы, пропадающей в некошеных травах (стихотворение «Голубые кони») в пространстве художественного мира стихотворений Киселева является «пространственным языком» для выражения «непространственных понятий» (Бахтин М. М.). Он сопряжен с идейным содержанием части: конфликт человека и природы в современном мире достиг кульминации, саморазрушение природы (размытые, заросшие, ослепшие тропинки) губительно для человека, давшего импульс этому разрушению:

Мы планете взламываем недра

Посмотреть, что у нее внутри.

Эта дорога – не только путь развития человечества, но и знак близкой гибели цивилизации:

Будут мчаться последние волки,

Настигая последних зайчат.

В третьей части сборника образ дороги связан с представлением о нравственном пути и выборе человека. Тема поэта и поэзии для Игоря Киселева оказывается напрямую связана с образом дороги:

Ты выбрал путь.

Ты взял кифару в руки.

Назначение поэта определено свыше, поэта ведет талант:

Но, встав над сердцем, жизнью и судьбой,

Твой мерный голос властвует тобой.

В стихотворении «Ударит ветер, вдоль столетий вея» путь поэта пронизывает толщу времен (отсюда появление не шаблонной, привычной для читателя поэтической лиры, а кифары – древнегреческого щипкового инструмента). Книги, бронзовые памятники, человеческая слава на этом пути преходящи, вечно - внутреннее состояние настоящего поэта: «Навеки душу обожгло».

Прямая связь между поэтическим сердцем и нравственным сомнениям, откликам на всякую душевную боль, очевидна в стихотворении «По дорогам и по бездорожью». Здесь дорога – символическое пространство человеческих ценностей, духовной зрелости человека и нравственности, бездорожье – все, что вызывает смятение духа и подвергает качественному изменению совокупность представлений человека о человеческом. (Здесь и беспощадная, глупая охота в стихотворении « Лось», и песни с чужого голоса, и страсть к яркому поэтическому словцу, и тайная клевета в стихотворении «Ответ анониму»). Четкое оценочное деление текста затрагивает следующие ценностные оппозиции: дорога – бездорожье, правда – ложь, добро – зло.

Граница между ними - сердце человека, которое и должен оберегать поэт.

И стоят на границе

Поэты –

Государственно важный народ.

Задача поэта – сохранить дорогу человеческих ценностей, не проиграть борьбы с трусостью, с безразличием. Е. Л. Цейтлин о лирическом герое И. Киселева писал: «Герой Киселева – как это всегда было в русской поэзии – ощущает все несовершенство мира и откликается на зов чужого горя. И казнит себя, если не в силах помочь».

Заключение

Подводя итоги нашего исследования, мы можем сказать, что образ дороги обладает семантической многозначностью, которая реализуется в трех частях поэтического сборника, где автор актуализирует одно из однородных ключевых понятий: тропа – дорога – путь.

В стихотворении «Над белой бумагою снова» возникает образ дороги поэта:

Твой путь на бумаге огромен.

Ты вышел. Ты нищ и бездомен.

Путь – простор творчества, где поэт не должен забывать об ответственности за каждую строчку. Автор указывает на меру ответственности пишущего, каждый шаг которого может «сломать, искалечить следами» чистое полотно мироздания. Образ дороги также связан с выбором судьбы, «долгие виражи» которой возможно пережить, если «душа прильнет к душе» (стихотворение «В обиде и в тоске»). Это откровение и есть путь поэта.

Необходимо обратить внимание на финальный текст сборника «Под солнцем и ненастьем». В стихотворении «Я прочного дома не выстроил» образ дороги – общей дороги жизни – представлен как один из знаковых в пространстве поэтических картин. Дорога больше, чем судьба поэта и жизнь человека, поэтому дорога соединяет поколения и является знаком будущего. Бесконечность дороги становится перспективой для жизни творчества и после ухода поэта:

Но в той песне останется

Все то, что дышало во мне

Таким образом, дорога – это еще и знак преемственности человеческих ценностей, накопление душевных переживаний и опыта.

«Повышенный смысловой потенциал» образа дороги, например (в творчестве Лермонтова, Пушкина, Есенина) нашел свое выражение в многообразии смысловых нагрузок и стал одним из ведущих художественных образов в лирике И. Киселева.

Сейчас мы планируем продолжить изучение образов в сборнике Киселева «Под солнцем и ненастьем» и обратимся к образу дома, который прочно связан с образом дороги и тоже является не только частотным, но и ключевым словом для осмысления идейно-эстетической позиции автора.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)