Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ коня и дороги в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

Место Александра Сергеевича Пушкина в русской культуре – особое, исключительное. Создав литературный язык, он гениально творил на этом языке; он искал темы и мотивы, направлял тенденции, строил фундаментальные ценности русской культуры.

Все, даже невольные пересечения пути поэта с путями России и ее культуры – глубоко символичны, многозначительны и заслуживают пристального внимания.

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» закончена 19 октября 1836 года, за три месяца до смерти поэта. Это последнее большое произведение, писавшееся три годаК нему нужно отнестись внимательней, пристальней всмотреться в его героев, постараться понять его смысл. Однако со школьной скамьи все твердят о «Капитанской дочке» как о произведении, которое описывает крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева и романтическое происшествие Петра Гринева. Много сил отдано выяснению прототипов, как бы не замечая главного вопроса: о чем собственно эта повесть? Если о крестьянской войне, то зачем нужно было писать еще и «Историю Пугачева»? В чем глубинный смысл «Капитанской дочки»? Конечно, повесть «Капитанская дочка» в отличии от «Истории Пугачева» произведение художественное, написанное в форме семейных записок. Повествование в нем ведется от имени вымышленного героя – Петра Андреевича Гринева.

Развитие литературы неотделимо от движения времени. Пересечение этих двух процессов происходит не в одном, а в нескольких измерениях. Для того, чтобы понять это пересечение, нужно определить, о каких измерениях идет речь. Мир, в котором мы живем, - трехмерный: высота, длина, ширина. По различным представлениям мир делится на три части: верхний мир, средний мир и нижний мир. Мир верхний, высший или мир правий (от его названия пошли слова: правда, правильно), его символом является птица, которая созерцает с высоты своего полета мир средний – дольний, мир яви (слово «явный» его производная). Символами дольнего мира являются дорога и мчащаяся по ней лошадь. Мир яви – это мир людей, в котором они рождаются, взрослеют, мужают, мечтают, творят и идут по дороге длиною в жизнь. Конь – это время, которое неумолимо несется вперед. Третий мир – это мир под названием «навь» (от его названия образовалось слово «наваждение»). Символом этого мира являются ползучие гады. Все три мира взаимодействуют между собой, они неразрывны и вместе составляют целостную картину строения вселенной. А. С. Пушкин знал о модели мира в представлении древних славян. Это нашло отражение в его стихах: «и внял я неба содроганье, и горних ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье» («Пророк»). Обратите внимание, что полет именно горних ангелов, а не горных, именно дольняя лоза, а не дальняя, подводный ход именно гадов, а не плавание рыбы.

СХЕМА СТРОЕНИЯ МИРА

Мир горний птица

Мир дольнийлошадь, дорога

Мир навьползучие гады

Особое внимание миру дольнему, потому что именно он основа человеческого существования. Этот мир трехмерен. Человек всегда пытается постичь окружающий мир и понять себя самого. Так возникает стремление подняться ввысь, к непознанному, к миру «горниму», духовному. Но человек приходит к осознанию этого мира через свой внутренний мир, пропустив через себя окружающее. Интересно, что дольний мир всегда сужается до определенной точки, а внутренний мир всегда расширяется до небес.

Повесть «Капитанская дочка» – это мир дольний, который сужается до настоящего «я» Емельяна Пугачева и Петра Гринева, во время взаимоотношений которых каждый из них разглядел в другом его внутреннюю сущность, сокрытую от постороннего взгляда. Только в присутствии Гринева у Пугачева проявляются лучшие качества: милосердие, сочувствие другим, честность, желание помочь, одухотворенность, мягкость, широта души. Только Гринев сумел разглядеть в Пугачеве эти качества. «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время». «Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал Ты мой благодетель»

ГОРНИЙ МИР (ДУХОВНЫЙ)

ВНУТРЕННИЙ МИР

ДОЛЬНИЙ МИР

Повесть «Капитанская дочка» очень динамична. Пушкин показывает героев в действии посредством ряда поступков. Все эти действия, расположенные на очень коротком протяжении, быстро сменяющие друг друга, обрисовывают облик героев. Повесть как бы показывает, откуда и как течет время, движется история, развивается человек. Даже природа изменяет свое привычное течение: за осенью (отъезд Петра Гринева из родительского дома) следует зима (встреча во время бурана с Пугачевым), за ней – осень (Оренбург и Белогорская крепость вплоть до поединка со Швабриным), за ней вновь зима (Пугачевское нашествие), за ней – осень (снова Оренбург), за ней снова зима (визит к Пугачеву), за ней – после некоторой тюремной паузы – снова осень (встреча Маши Мироновой с императрицей). Нет никакой весны и лета. Только осень и зима, которые, чередуясь друг с другом, рисуют быструю смену событий, придавая динамизм, живость повествованию. Знаменательно то, что Гринев встречается с Пугачевым только зимой в окружении снежной метели, белой степи и лошади, белой, под Пугачевым. Белый цвет занимает первое место по количеству упоминаний в спектре произведений Пушкина. Белый цвет – это олицетворение дневного света. Быстроту повествования передает и образ коня, несущегося по дороге. Издревле конь – это символ движения, времени. Про него сложено огромное количество песен, сказаний, поговорок, загадок. Лошадь символизирует скорость, грацию, мужество. В христианском искусстве лошадь является эмблемой мужества и благородства. В «Откровении» Иоана упоминаются лошади: белая (чума), ярко-красная (война), черная (голод), бледная (смерть). С давних пор черный конь – это ночь, смерть, раскаяние, разложение, грех, пустота, зло, тишина; красный конь – это кровь, гнев, огонь, чувства, раны, война, опасность, угроза, сила, смерть, мужество; белый конь – это чистота, целомудрие, мир, девственность, свет, правда.

Пушкин часто прибегал к образу коня в своих произведениях, делал рисунки, зарисовки коня. В рукописи поэмы «Тазит» (1829г. ) есть зарисовка Фальконетова памятника Петру 1, но без Петра. Считается, что этим рисунком Пушкин обозначил замысел поэмы «Медный всадник». Связь с текстом – один из главнейших ключей к рисункам А. С. Пушкина. Рисунки, в которых эта связь зримо присутствует, можно назвать автоиллюстрациями, но это иллюстрации особого рода, они не дублируют текст, а, возникая на волнах текстовых ассоциаций, уводят в глубины подтекста, прообразов, попутных мыслей – в творческую лабораторию автора. И рисунок коня на скале без всадника – это Россия без «удерживающего». Это не конь-огонь, а грациозная, трепетная лошадка, цивилизованная, испуганная, зависшая над бездной. Конь – Россия, а Россия – это народ, в ней живущий. «Всегда народ к смятенью тайно склонен: так борзый конь грызет свои бразды Но что ж? Конем спокойно всадник правит» («Борис Годунов»). АПравда, написан он был во время сбора информации о бунте Пугачева. Зарисовка путника с лошадью – знак путешествия, но не простого путешествия, а во времени.

Путешествие, дорога Первоначально, дорога Гринева узка: «Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями». Петр Гринев выехал из родного дома в пугающую его неизвестность, связанную с прохождением службы. Он пока еще мало опытен в житейских делах, во взаимоотношениях с окружающими, поэтому Петр и продвигается по следам, проложенным другими. В конце концов Гринев теряет и эту тропу. А окружающий мир только усиливает его растерянность. «Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу» - говорит ему ямщик. Гринев видит облачко, которое предвещало буран. «Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран! Дороги нет, и мгла кругом». И в этот момент происходит знаменательное событие: Гринев увидел человека, который смог вывести его на твердую полосу. Примечательно, что этот человек появился с востока вместе с пришедшим оттуда бураном. Восток – это место восхода солнца, пробуждения и зарождения новой жизни. С этими понятиями связано и обращение к человеку, появившемуся вместе с бурей: «Гей, добрый человек!». В старину «гей» или «гой» – это странник, распространяющий свет. Свет солнца с востока, несущий с собой жизнь. В отличие от Гринева, вожатый знает, где его дорога: «Дорога-то здесь; я стою на твердой полосе, - отвечал дорожный». Вожатый – Пугачев и Петр Гринев встречаются на дороге, время проводят в дороге («кибитка летела по гладкому зимнему пути») и расстаются там же («я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка»). Не случайно Гринев и Пугачев встретились во время бурана. Буря, метель, гроза знаменуют и предвещают катастрофу и разгул стихии. У Пушкина образы стихий ассоциируются с природно-космическими силами, с иррациональными силами в жизни и истории. Природные силы оказываются тождественны судьбе. Метельный пейзаж для Пушкина – воплощение России. Буйные ветры, ходячие облака, грозовые тучи – все эти различные явления на поэтическом языке назывались небесными конями. «У батюшки жеребец – всему миру не сдержать» (ветер). Эпитет бурый конь роднится со словами - буря, буран, степная вьюга, метель. Цвет шерсти бурого коня напоминает цвет тучи, грозящей бурею.

В повести «Капитанская дочка» только Пугачев обладает «прекрасной белой лошадью киргизской породы» и у Гринева была подаренная Пугачевым лошадь башкирской породы. Конечно, лошади в повести упоминаются не один раз, но без конкретного выделения породы: «лошади шли шагом», «лошади были запряжены», «лошади готовы», «конные толпы», «конский топот», «тройка лошадей», «поменял лошадей».

Обратимся к описанию Емельяна Пугачева: «он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали» и к описанию коня его: «киргизская лошадь содержится в степях Оренбургской губернии, обладает средним ростом, имеет сухую голову с широкими скулами, подвижные глаза. Шея умеренной длины, легкая и сухая. Холка высокая, грудь довольно широкая, подпруга глубокая, ребра крутые. Ноги короткие сухие, с хорошо развитыми мускулами и сухожилиями. Копыто небольшое, но прочное. Спина короткая и замечательно прочная. Киргизы на ходу легки, поворотливы, энергичны и быстры. Пригодны для далеких походов под вьюками и всадником», - так описывается лошадь киргизской породы в энциклопедии «Лошадь, ее происхождение, история и разновидности».

Сопоставим приведенные описания:

КИРГИЗСКАЯ ЛОШАДЬ ПУГАЧЕВ

Рост средний Рост средний

Подвижные глаза Живые глаза так и бегали

Грудь довольно широкая, ребра крутые, подпруга глубокая Широкоплечий

Сухая голова, легкая и сухая шея Худощав выносливость Мужественный, легкий на подъем

Ноги короткие, с хорошо развитыми мускулами и сухожилиями Твердо стоящий на ногах, «я стою на твердой полосе»

Водится в Оренбургских степях под открытым небом Встречаемся с ним в Оренбургских степях

Легкий, энергичный, быстрый Энергичный, быстрый верховой Лидер, вождь

Сопоставление показывает, что конь и его всадник похожи не только внешне, но и по характеру. Именно поэтому под Пугачевым киргизский иноходец, который является как бы воплощением самого героя, а не лошадь другой породы. Гринев тоже иносказательно сравнивает Пугачева с конем: «сметливость и тонкость чутья его меня изумили». Символично и то, что лошадь Пугачева всегда белой масти. Автор только одной фразой характеризует и войско Пугачева, и войско императрицы: « перевес был обыкновенно на сторонедоброконных. Тощая городовая конница не могла их одолеть».

Описание внешности Петра Гринева в повести отсутствует, так как он сам и ведет повествование, но все же определенные выводы о его характере и даже внешности мы можем сделать, зная, что Пугачев подарил ему лошадь башкирской породы. В энциклопедии «Лошадь, ее происхождение, история и разновидности» башкирская лошадь описывается следующим образом: «башкирская порода разводится в степях Оренбургской, Уфимской, Самарской, Пермской и частью Казанской губерний и внешностью немногим отличается от киргизской лошади. Происхождение башкирской лошади, несомненно, родственное с предыдущим типом (киргизский иноходец); разница лишь в характере, который у башкира более флегматичен. Эта лошадь более упряжная, чем верховая. Голова велика, с прямым носом, шея длинная; грудь довольно широкая, плечо длинное. Мышечная система хорошо развита. Спина короткая. Копыта и конечности крепкие. Масть большей частью саврасая с черным ремнем вдоль спины, но попадаются все масти и все оттенки. В Оренбургском крае башкирских лошадей используют как почтовых, обозных и земледельческих. Работоспособная, неприхотливая». Что мы знаем о Гриневе? Он родился в Симбирской деревне, где «на двенадцатом году выучился русской грамоте», «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», где «хотел вырваться на волю и доказать, что уже не ребенок»; занимался литературою (Александр Петрович Сумароков несколько лет после похвалял его опыты); он честен и совестлив; физически хорошо развит (дуэль со Швабриным, наездничество); порядочен и верит в бога. Попробуем сопоставить имеющиеся факты: Самарская деревня находится как раз в ареале обитания башкирской лошади; копыта и конечности лошади крепкие, мышцы хорошо развиты - Гринев тоже хорошо физически развит, неприхотливость коня и неприхотливость Гринева совпадают (Гринев никогда не жалуется на свое положение, принимает все с достоинством); башкирская лошадь упряжная, т. е. рядом с ней всегда находятся еще одна – две лошади – рядом с Гриневым его дядька Савельич, потом Маша, да и сам Гринев нуждается в дружеском общении, в поддержке, в одобрении своих поступков (чтение стихов Швабрину, обращение за помощью к Пугачеву); башкирских лошадей используют как почтовых – с помощью Гринева генерал Оренбурга узнал информацию о Пугачеве, а читатель перемещается с одного места действия на другое, тоже получая при этом информацию. Гринев, как стреноженный конь, хотел вырваться на свободу, проявить свои силы и умения. Именно конь передает оттенки настроения Гринева: когда ему плохо, то «бедный мой конь» (состояние героя после прочтения письма от Маши: «опрометью вбежал к генералу», «отчаяние мною овладело»); когда Гринев принимает ответственные решения и уверен в своей правоте, то «конь добрый».

При описании лошади Пугачева употребляются только эпитеты «белая» и «прекрасная», а при описании лошади Гринева употребляются эпитеты «добрый», «бедный». Киргизская и башкирская лошади очень похожи друг на друга, небольшая разница в характере, в способе использования. Так и наши герои -–Пугачев и Гринев – во многом схожи между собой. Не случайно именно Пугачев дарит Гриневу башкирскую лошадь. «Отец наш вам жалует лошадь и шубу со своего плеча», - сказал прискакавший из крепости казак, «держа башкирскую лошадь в поводья», «по милости Пугачева я имел добрую лошадь». Это два скакуна, чьи пути пересеклись и шли параллельно, на некоторое время совпадая между собой и совпадая с исторически неизбежным путем России. «Я думал о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан», - говорит Гринев. Внутренний стержень, основа, дух – всем этим обладают наши герои. У Гринева – это его честь и христианская совесть: «я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», «признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным», «голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья; а я сказал тебе правду», «не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». У Пугачева – это его свободолюбие, вольность: «улица моя тесна; воли мне мало», «я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья», «буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся». Не зря Гринев говорит ему: «Ты мой благодетель. Доверши как начал». Возможно, это призыв, желание автора, чтобы дело, начатое Пугачевым, было продолжено

Пугачев и Гринев встретились во время бурана (время крестьянских бунтов), вместе вышли на твердый путь, вместе совершили «дружеские путешествия» (спасение сироты – Маши Мироновой), которые были поставлены в обвинение Гриневу, Петр Гринев «присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою». Явная симпатия друг к другу прослеживается в отношениях этих героев. Образ коня помогает наиболее полно уяснить внутреннее состояние, духовный мир героев, с его помощью они передвигаются по территории России. Именно конь роднит Пугачева и Гринева, объединяет их со всем народом: «доброконным», «с тощей городовой конницей», «с тощей и хромой клячей», «с добрым конем», «с прекрасным белым конем»

Художественные обобщения обладают той поразительной способностью проникновения в глубинные процессы жизни человека, его духовного мира, той огромной силой эмоционального, идейного воздействия, с которым трудно сравнивать и самые объективные виды информации.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)