Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ лебедя в поэзии XX века

Как красивы эти белоснежные птицы

Вздохнула молодая девушка и остановилась на мосту, с восторгом наблюдая за парой прекрасных лебедей, которые только что вернулись домой после зимовки». Так начинается рассказ «Лебеди» Анцуповой Ирины Игоревны, молодой современной писательницы. Прочитав рассказ, я узнала историю лебединой пары - Нильса и Греты. Это произведение не оставило меня равнодушной, ведь с детства мне знаком образ прекрасной белой птицы из сказки Х. К. Андерсена «Гадкий утёнок», незабываемый образ Царевны-лебеди из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина. Незабываемый поэтический образ лебедя можно увидеть и в поэзии XX века, где наряду с символами, существовавшими ещё в устном народном творчестве, появляются и совершенно новые значения этого образа. Тема моего исследования «Образ лебедя в поэзии XX века». Каким же предстаёт перед читателем поэтический образ лебедя в поэзии XX века? Что нового появляется в символическом значении этого образа? На эти вопросы я постараюсь ответить в данной исследовательской работе, выполнив лингвистический и литературоведческий анализ стихотворений К. Д. Бальмонта и Н. А. Заболоцкого.

Данную тему считаю интересной и актуальной, так как она мало изучена в литературоведении. В энциклопедиях, справочниках, критической литературе мне удалось собрать информацию только о символике образа лебедя в мифологии и фольклоре разных народов.

Объектом моего исследования является стихотворение «Белый лебедь» К. Д. Бальмонта и стихотворение «Лебедь в зоопарке» Н. А. Заболоцкого. Предметом исследования являются средства языка, с помощью которых поэты создают художественный образ лебедя, отражая в нём своё мироощущение.

СИМВОЛИКА ЛЕБЕДЯ В МИФОЛОГИИ И ФОЛЬКЛОРЕ СЛАВЯН

Во все времена у человека наибольшей популярностью среди водоплавающих птиц пользовались лебеди. Это не удивительно — сильная и красивая птица, само воплощение грации. Изображения их археологи находят при раскопках поселений еще каменного века.

Интересно, что древние арабы называли Русь страной лебедей. В русских народных песнях и былинах лебедь по частоте упоминания стоит на первом месте среди других птиц. Лебедь, как и аист, относится к почитаемым, святым птицам. Кара за убитого лебедя у русских падает не только на виновного, но и на весь его род. Даже если показать убитого лебедя детям, они все умрут. У некоторых славян, по поверьям, детей приносит лебедь. По легенде семейная пара лебедей неразлучна и моногамна, каждый хранит верность другому даже в случае смерти одного из них. Оставшийся супруг через три года гибнет с горя по убитому.

До наших дней дошли отголоски поверий и сказок, по которым к лебедям надлежит относиться осторожно и бережно. В одном из русских заговоров матушка увещевает доброго молодца: «. не пускать бы молодцу калену стрелу по поднебесью, не стрелять бы белых лебедей». Да как же иначе, если у славян лебедь со своей лебедушкой являлся воплощением супружеской верности, красоты и дородства.

Лебедушка — символ чисто женский и плавание лебедей сопоставлялось с разными аспектами женской жизни. С плаванием лебедя против течения сравнивается грусть разлуки. В свадебных песнях лебеди расплетают навеки косу невесты. Лебедь с лебедятами — образ матери, обремененной семейством. Лебедь у русских — распространенное ласковое обращение к женщине. В некоторых народных песнях это часто символ девицы. Невеста часто носит название «лебедушки и лебеди белой».

В славянской мифологии в народных сказаниях встречаются существа особой красоты, обольстительности и вещей силы – лебединые девы. По первоначальному своему значению они суть олицетворения весенних, дождевых облаков; вместе с низведением преданий о небесных источниках на землю лебединые девы становятся дочерьми Океан-моря и обитательницами земных вод (морей, рек, озёр и криниц). Таким образом они роднятся с русалками.

Лебединым девам придаётся вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу. Имя «лебедь», употребляемое в народной речи большею частью в женском роде, означает, собственно: белая (светлая, блестящая); такое коренное его значение впоследствии подновлено постоянным эпитетом: белая лебедь.

Одна из более любопытных старинных былин содержит в себе рассказ о том, как богатырь Поток женился на вещей красавице, которая впервые явилась ему на тихих морских заводях в виде белой лебеди. Однако трудно простому человеку с умной женою, так и Поток не совладал с вещей жёнкой, упустил Лебедь Белую, Авдотью Лиховидьевну.

Предание, записанное Нестором, упоминает о трёх братьях Кие, Щеке и Хориве и сестре их Лыбеди; первый дал название Киеву, два других брата – горам Щековице и Хоривице; Лыбедь – старинное название реки, впадающей в Днепр возле Киева.

Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем – умирающий лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик («лебединая песня») и, мёртвый, низвергается в воду. Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – самый загадочный художник за всю историю живописи – написал удивительную легенду, посвящённую «лебединой песне». Образ умирающего лебедя, поющего свою последнюю песню, появляется и в стихотворении поэта серебряного века К. Д. Бальмонта «Лебедь»:

И когда блеснули звезды дальние,

И когда туман вставал в глуши,

Лебедь пел все тише, все печальнее,

И шептались камыши.

Итак, изучив справочную литературу, посвящённую символике образа лебедя в славянской мифологии и устном народном творчестве, я пришла к следующим выводам: лебедь является символом верности, любви, чистоты, изящества, поэзии; в славянском фольклоре широко известны образы Царевны-лебеди, лебединых дев; одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем – умирающий лебедь.

В начале XX века Константин Дмитриевич Бальмонт был популярнейшим из русских поэтов. Сам он высоко ценил своё творчество и себя как поэта: «Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто». Небывалый успех у читателей, признание собратьев по перу определили особая музыкальность стиха, «певучая сила», с которыми он выразил настроения времени, переживания лирического «Я». Валерий Брюсов писал: «То было время, когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта. В ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила. Думами всех, кто действительно любил поэзию, овладел Бальмонт и всех влюбил в свой звонкопевучий стих». Подтверждением этих слов может служить стихотворение «Белый лебедь».

Первая строчка стихотворения начинается с постоянного эпитета белый, который имеет прямое значение цвета и переносное значение, которое подчёркивается эпитетом чистый: чистый - нравственно безупречный, честный, беспорочный, совершенный (здесь и далее значения слов даны по словарю С. И. Ожегова). Неслучайно именно эпитет чистый вынесен в сильную позицию (инверсия). Данные прилагательные свидетельствуют о тех чувствах, которые испытывает лирический герой, когда видит лебедя: он восхищается этой великолепной птицей, наделяет её совершенными качествами.

Для создания образа лебедя далее появляется эпитет безмятежно-серебристый. Попробуем разобраться в значении этого сложного прилагательного. Безмятежный – ничем не тревожимый. Следовательно, первое слово в сложном прилагательном помогает читателю понять, что в данную минуту нет ни одного постороннего звука из внешнего мира. Ощущение тишины, которая окружает лебедя, подтверждается и эпитетом, выраженным кратким прилагательным во второй строчке стихотворения: сны твои всегда безмолвны. Переносное значение этого эпитета – не нарушаемый звуками, тихий (безмолвие – полная тишина). У прилагательного серебристый есть два лексических значения: 1. Блестяще-белый, с серебряным блеском. 2. перен. Мелодично-звонкий, высокого тона. Я считаю, что при создании образа лебедя это прилагательное употреблено и в прямом, и в переносном значении, и подтверждение этому находим в самом стихотворении. Обратим внимание на частый повтор звуков [э] (особенно в первой строчке бЕлый лЕбЕдь, лЕбЕдь чистый), [а], [о], [л]. С помощью приёмов звукописи (ассонанса и аллитерации) можно услышать серебристую (во 2 значении) мелодию, которую поёт лебедь. Эту удивительную мелодию и слышит лирический герой данного стихотворения.

Итак, в первой строфе с помощью эпитетов и приёмов звукописи нам удалось не только увидеть образ лебедя, понять отношение к нему лирического героя, но и услышать птицу. Теперь обратим внимание на единственный глагол скользишь, который появляется в первой строфе и повторяется на протяжении всего стихотворения. Опять обратимся к словарю С. И. Ожегова:

Плавно двигаться по гладкой, скользкой поверхности. Скользить по льду. перен. Быстро и плавно, не задерживаясь, распространяться, двигаться, направляться. Луч луны скользит по озеру.

В данном стихотворении глагол употреблён в переносном значении, что подтверждает метафора рождая волны. Волны появляются именно от быстроты движения птицы. Далее в стихотворении мы увидим подтверждение стремительности происходящего перед глазами лирического героя.

Во второй строфе стихотворения значение глагола скользишь приобретает ещё одно значение: мы видим, что лебедь не просто скользит, а парит (парить – держатся в воздухе на неподвижно раскрытых крыльях) над водою. Моё предположение доказывает местоимение с предлогом под тобою, вынесенное в сильную позицию (инверсия) в первой строчке под тобою - глубь немая, и метафора в 3 и 4 строчке: и скользишь ты, утопая, в бездне воздуха и света. Противительный союз но усиливает значение метафоры, доказывая, что лебедь лишь слегка соприкасается с водой, оставаясь парить над озером. Каково же значение этой метафоры?

Очень глубокая пропасть, пучина. 2. перен. , чего. Огромное количество (разг. ).

Огромное количество воздуха и света, в котором утопает лебедь, делает образ этой птицы невероятно красивым, мистическим. Это впечатление усиливает метафора в третье строфе стихотворения: над тобой – эфир бездонный с яркой Утренней Звездою. Утренняя звезда – последняя, самая яркая, самая красивая звезда на ночном небе перед восходом солнца (именно эту красоту и отражает в себе лебедь). В этом словосочетании оба слова написаны с заглавной буквы. Возможно, поэт наделяет Звезду божественным значением, которое усиливается существительным эфир с эпитетом бездонный:

Эфир – тончайшая невидимая стихия, наполняющая, по мысли учёных, вселенную; что еле доступно чувствам или даже от них укрывается; предполагаемое вещество, служащее средою для передачи сил и веществ невесомых (света, тепла, магнетизма и пр. ). Словарь В. И. Даля.

Я думаю, что данное словосочетание употреблено в значении безграничного пространства. Вся Вселенная для лирического героя в эту секунду заключена в образе белого лебедя.

В следующей строчке – разгадка этой мистической красоты лебедя, которая завораживает лирического героя: ты скользишь, преображённый отражённой красотою. Причастия образованы от глаголов преобразить и отразить:

Преобразить – изменить образ, форму, вид чего-нибудь, сделать иным, лучшим

Преобразиться – получить новый образ, форму, вид, сделаться иным, лучшим.

Отразить – воспроизвести чей-нибудь образ.

Отразиться – перен. Проявиться, обнаружиться.

В образе лебедя, как в зеркале, отражена красота Утренней Звезды. Свет, который исходит с неба, преобразил лебедя, сделав его чистым, совершенным, идеальным. Возможно, лебедь для лирического героя становится символом мечты, красоты, совершенства, которых лишена реальная человеческая жизнь.

Последняя строфа стихотворения подтверждает мои предположения о том, что для лирического героя лебедь – существо идеальное и недостижимое, соединяющее, возможно, два мира – реальный и потусторонний, о чём свидетельствует выбор поэтом средств художественной изобразительности: перифразы (ласка нежности бесстрастной, недосказанной, несмелой; призрак женственно-прекрасный) и эпитеты (чистый, белый). Необычным кажется соединение существительных, прилагательных и причастия в 1-й и 2-й строчке последней строфы, как и весь образ белого лебедя. Объяснение таинственности и загадочности этого образа получаем с помощью существительного призрак:

Образ кого-чего-нибудь, представляющийся в воображении, видение, то, что мерещится. Ночные призраки. 2. перен. Рисующийся в будущем образ чего-нибудь.

Я думаю, что в данном стихотворении реализуются оба этих лексических значения, что объясняется структурой всего лирического произведения и выбором средств художественной изобразительности.

Анализируя стихотворение, я предположила, что всё увиденное и услышанное лирическим героем произошло мгновенно, ведь не случайно поэт использует всего один глагол, подтверждающий стремительность действия, не случайно в стихотворении всего четыре предложения, коротких предложения, написанные хореем, которые тоже помогают создать ощущение мгновенности происходящего. И поэтому лебедь назван призраком – видением, которое промелькнуло перед глазами лирического героя, оставив бурю эмоций и впечатлений в его душе. И это видение, мне кажется, даёт возможность лирическому герою верить, мечтать о счастье, о любви, о ласке и нежности. Мгновенность происходящего создаёт ощущение счастья, радости и покоя. Может быть, лебедь символизирует мимолётность всего прекрасного на Земле.

Последняя строчка стихотворения повторяет первую, только теперь оба прилагательных стоят в сильной позиции (инверсия). Мы произносим эпитеты чистый и белый, стоящие на необычном месте, как особо значимые для раскрытия основной мысли стихотворения. Чувства радости, восхищения от увиденной божественно красивой картины переполняют лирического героя, поэтому стихотворение заканчивается именно восклицательным предложением.

Нужно обратить внимание, что именно на эпитете белый поэт акцентирует внимание читателя. В начале стихотворения это прилагательное помогает увидеть образ лебедя, имеет значение цвета этой птицы. В конце же стихотворения это прилагательное подтверждает наши предположения о том, что в данном слове заключено ещё и отношение самого поэта к птице, которая становится символом чистоты, непорочности, совершенства, веры в прекрасную идеальную жизнь. Не случайно именно словосочетание белый лебедь поэт выносит в заглавие стихотворения.

Интересен тот факт из биографии Константина Дмитриевича Бальмонта, что он считал себя потомком (по линии матери) татарского князя, чье имя переводилось как «Белый Лебедь Золотой Орды».

Образы природы в стихотворениях К. Бальмонта лишены явной предметности, они приобретают летучесть, невесомость, пронизаны светом, дрожат и трепещут, подчёркивая зыбкость, изменчивость, мимолётность, текучесть, неуловимость впечатления. Сам поэт писал о своём творчестве так:

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолётности я влагаю в стих.

В каждой мимолётности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ЛЕБЕДЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. А. ЗАБОЛОЦКОГО «ЛЕБЕДЬ В ЗООПАРКЕ»

Уже в первой дошедшей до нас статье Заболоцкого «О сущности символизма» он сводит счёты с самым влиятельным направлениемрусской поэзии начала века. Отдавая дань уважения стремлениям символистов «реализовать» сущность мира средствами искусства, он решительно не принимает их творческий метод: «Таинственный мир, являющийся символистам, был далеко не объективным, наоборот, он носил в себе отпечаток индивидуальности автора» [5]. Поэтому в отличие от лебеди-мечты, лебеди-призрака К. Бальмонта лебедь в стихотворении Заболоцкого - вполне реальное земное существо, о чём свидетельствует уже само название стихотворения «Лебедь в зоопарке» (зоопарк – место, где содержатся для показа животные). Лирический герой стихотворения долго наблюдает за белоснежным дивом (перифраз), потому что детально описывает эту птицу: головка шелковиста, белая мантия, глаза – белые два аметиста, белый изгиб спины.

На протяжении всего стихотворения поэт подчёркивает антитезу: лебедь и город. С первой строчки стихотворения в воображении рисуется картина приближающейся ночи (сквозь летние сумерки парка) и появляется образ лебеди, красота которой вызывает в душе лирического героя разноречивые чувства. Попробуем в них разобраться, выделив ключевые слова первой строфы: искусственных, дева, дикарка, высокая лебедь. С помощью эпитета искусственных поэт подчёркивает то, что в зоопарке всё создано человеком, а не природой.

Искусственный, -ая, -ое. 1. Не природный, сделанный наподобие подлинного. Искусственные цветы. 2. Притворный, неискренний.

Чувство восторга в зоопарке вызывает только лебедь – птица, которая олицетворяет собой саму Природу, что подчёркивается перифразой дикарка. Выбор данного существительного указывает на природную любовь к свободе лебеди. Перед нами гордая, красивая, независимая птица.

Дикарь – перен. Застенчивый, избегающий людей человек, ж. дикарка.

В образе лебеди, который создаёт Н. А. Заболоцкий, находят своё отражение древние славянские представления о лебединых девах. Подтверждением этому служат перифразы красавица, дева, эпитет прекрасная и устаревшая форма слова лебедь - не в мужском, а в женском роде (устаревшая поэтическая форма женского рода подчёркивает сказочность, поэтичность образа). Выбор данных средств художественной изобразительности создаёт ощущение сказки, в которую мысленно погружается лирический герой. Я думаю, что лебедь в данном стихотворении приобретает образ красивой царственной девушки, очень напоминающей героиню сказки А. С. Пушкина, строчки из которой знакомы нам с детства. Существительное диво, употреблённое Пушкиным в «Сказке о царе Салтане» для описания Царевны-лебеди, встречается и в стихотворении Заболоцкого. Я думаю, что перифраз белоснежное диво (диво – то, что вызывает удивление; чудо) во второй строфе подчёркивает чувства радости и восхищения в душе лирического героя.

В первых 4-х строфах, в которых описывается сказочный мир лебеди, встречается всего два глагола (это сближает стихотворения Бальмонта и Заболоцкого). Глагол плывёт образует лексический повтор, поэтому, я думаю, что глагол этот употреблён в переносном значении: плавно двигаться, плавно распространяться. Эта лебедь не скользит, а медленно передвигается по водоёму, колебля на лоне залива лиловые тени берёз.

Необычным кажется употребление существительного животное: животное, полное грёз. Обратимся к этимологическому словарю:

Животные. Стар. -слав. животьно от животъ «жизнь». Буквально – «то, что живет».

Я думаю, что выбором данного слова поэт подчёркивает природную связь между всем живым на Земле. Не случайно лебедь (животное) полно грёз (грёза – мечта). Мне кажется, что лебедь мечтает о свободе, о счастье для всех тех, кто живёт рядом с ней, мечтает о гармонии Человека и Природы.

В третье строфе стихотворения с помощью средств художественной изобразительности поэт продолжает создавать образ царственной особы. Этому служит эпитет шелковиста (головка её шелковиста), метафора мантия снега белей, перифраз дивные два аметиста (дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней).

Мерцать – слабо светиться колеблющимся светом. Звёзды мерцают.

Четвёртая строфа завершает создание дивного образа лебеди. Мы видим, что лирический герой испытывает невероятный восторг, чувство упоения увиденной картиной. И я тоже разделяю эти чувства. Плавно двигающаяся лебедь освещает собой всё вокруг (и светлое льётся сиянье). А белый изгиб спины превращает птицу в красавицу, которая, кажется, сошла с картины Михаила Врубеля «Царевна-лебедь» (приложение 5). Возможно, Н. А. Заболоцкий действительно позаимствовал образ лебеди у художника, подчёркивая сравнением и вся она как изваяние приподнятой к небу волны принадлежность образа своей лебеди к произведениям искусства.

Изваяние – скульптурное изображение, статуя.

Лебедь и волна сливаются воедино, как две равные по красоте свободные стихии.

Композиционно стихотворение делится на две части: описание мира лебеди и описание города. Во второй части стихотворения более явственно начинает проступать антитеза: лебедь и город. В начале стихотворения появилось только прилагательное искусственных, напоминающее на отсутствие гармонии между человеком и природой. Во второй части стихотворения при описании города практически отсутствуют прилагательные и преобладают глаголы: скрежещут, скрипит, кричат, сидят, смотрят, теснится. Бездушный, искусственный, скучный мир рисуется автором без признаков, потому что в нём нечего описывать. Единственное определение — “сверкающий”: весь город сверкающий наш. - подчёркивает только отсутствие гармонии. Сверкать — это блестеть переливчатым светом, то есть привлекать к себе специально внимание чем-то внешним, неестественным, но никак не чем-то внутренним. А вот лебеди не надо на себя специально обращать наше внимание. У неё внутренняя красота, её сияние — от природы. Её сияние мерцающее, то есть оно тихо, слабо светится. А большой город не привлекает наше внимание, хотя и сверкает, то есть ярко, “громко” заявляет о себе. Город и лебедь противопоставлены друг другу. Проследить за этим можно по данной таблице:

Описание мира лебеди Описание города

Цвет и свет: белоснежный, лиловый, светлое сиянье, белый. Блеск: перламутровый, сверкающий.

Звукопись: повтор гласных о, е - благозвучие, напевность. Поёт намПовтор согласных: с, р, ж, щ - звучание неблагозвучное, о счастье весны. резкое.

Перифразы: красавица дева, белоснежное диво, крылатое диво, дивные дваСкрежещут трамваи, скрипит мост, истошно кричат попугаи, звери аметиста; животное, полное грёз. приделаны

Эпитеты: дивные, высокая, шелковиста, сказочный мир, крылатое, Фигуры оленьи

Метафора: мантия снега белей. Город теснится

Сравнение: как изваянье приподнятой к небу волны. Громоздя

Мир лебеди живой, настоящий, в нем краски природы, которых лишен город. Мир лебеди – это мир природы, в котором царствует гармония (гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-либо). А в мире людей – дисгармония. Город большой, но бездушный, а парк маленький, но дарит чудо. И этот большой город, эта мировая столица признаёт себя побеждённой, сжимается пред этим творением:

И слышит, как в сказочном мире

У самого края стены

Крылатое диво на лире

Поёт нам о счастье весны.

В начале стихотворения и в конце повторяется слово край:

Край – предельная линия, предельная часть чего-нибудь.

Лебедь находится на краю сказочного мира (а ведь в сказке всегда добро побеждает зло), который может рухнуть по вине человека, и тогда зло одержит победу. Люди, наверное, не думают об этом или не хотят думать. Мне кажется, что лебедь становится предельной гранью между стеной, которая разделяет человека и природу. С помощью этой птицы люди могут вспомнить о бережном отношении к окружающему их миру и обрести потерянную когда-то гармонию. Ведь именно об этом поёт им лебедь, которая в данном стихотворении становится символом возрождения человечества. Весна, о которой поёт людям птица, это любовь, счастье, вера в добро, это состояние души. Лебедь поёт о возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье самой жизни – о вечности этой жизни, о её красоте. Не случайно лебедь поёт на лире. Лира (древнегреческий струнный инструмент) всегда считалась символом высокой поэзии, поэтому и образ лебеди тоже поэтичен и вечен, как вечно искусство.

Лебедь в стихотворении Заболоцкого - это образ вечно живой красоты, которая своим поэтическим образом вселяет надежду на просветление и возрождение гармоничного мира из суеты и хаоса, пробуждает чувства поэта, его глубокие размышления о смысле земного бытия, о вечном, о непостижимости мира, о любви, которая связывает человека с этим миром, вносит в его душу гармонию. На примере этой гордой, прекрасной птицы поэт учит нас никогда не сдаваться, всегда, в любой ситуации стараться сохранить свое достоинство, не подчиниться безликой толпе, не потерять индивидуальность. Сделать это не легко, и Заболоцкий знает это по собственному опыту, ведь восемь страшных лет он провел в сталинских лагерях по ложному обвинению. Не случайно главный герой произведения Н. А. Заболоцкого - лебедь - символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, поэзии, мужества и совершенства.

Закончить анализ стихотворений я хотела бы словами поэта А. Дементьева: «Поэзию объяснить трудно, а может быть, и невозможно, как невозможно удержать в ладонях весенний ветер или свет ночной звезды». У каждого читателя может быть свой взгляд на то или иное стихотворение. В данной работе представлено моё видение образов лебедя в поэзии XX века.

Образ лебедя на протяжении многих веков не оставляет равнодушными людей, принадлежащих искусству: искусству слова, музыки, живописи, скульптуры. Каждый, кто способен видеть и ценить прекрасное, оставляет за лебедем право быть одной из самых величественных и удивительно красивых птиц на Земле.

Изучив справочную литературу о символике образа лебедя в славянской мифологии и русском народном творчестве, выполнив лингвистический и литературоведческий анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Белый лебедь» и стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке», я пришла к следующим выводам:

поэтический образ лебедя неразрывно связан с древними представлениями людей об этой птице;

образ лебедя развивается в поэтическом творчестве, приобретая новые значения;

в стихотворении К. Д. Бальмонта лебедь становится символом мечты, символом мимолётности всего прекрасного в жизни; лебедь соединяет собой два мира – реальный и потусторонний (что характерно для символизма);

в стихотворении Н. А. Заболоцкого лебедь становится символом возрождения всего человечества, возвращая людям потерянную гармонию между Природой и Человеком.

Данное исследование ещё раз доказало необходимость умения анализировать поэтический текст, ведь только тогда, когда мы слышим, видим, чувствуем то, что видит, слышит и чувствует лирический герой стихотворения, может состояться диалог между читателем и автором произведения. Талант читателя, по мнению Зининой Елены Андреевны (автора учебного пособия «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста») это способность вопрошать, готовность увидеть то, что находится за строкой текста, умение анализировать и интерпретировать, не нарушая творческой воли автора. А известный русский поэт серебряного века О. Мандельштам очень точно заметил, что «читать стихи - величайшее и труднейшее искусство, и звание читателя не менее почетно, чем звание поэта».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)