Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ леса в стихах пермских поэтов

Каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие. Существуют целые исследования об образе леса - в немецкой литературе, ручья - во французской и т. п. Русская литература в этом отношении изучена недостаточно: то внимание, которое уделялось до сих пор типическим образам человека (лишний человек, маленький человек, лирический герой и т. д. ), оттесняло в сознании исследователей первостепенную значимость образов природы, через которые национальная специфика литературы проявляется особенно четко. Климат, вероисповедание дают каждому народу особенное лицо, которое более или менее отражается в зеркале поэзии. Если образ правления и вера - это изменчивые, исторически подвижные черты, то климат, ландшафт, флора и фауна накладывают свой отпечаток. Пермская поэтесса Наталья Чебыкина писала о своем видении Родины: «Когда я осознала мир,/ В деревне, возле Камы,/ Лежала Русь и вдоль и вширь/ Лесною панорамой». Владимир Радкевич писал в cвоем стихотворении без названия: «В каждой сосенке сердцем узнан,/ Расскажи мне, седой Урал,/ Где, в какой богатырской кузне/ Ты природу свою ковал?/ Как ты выдумал эти горы,/Синим лесом покрытые сплошь?» Ни образ правления, ни вера не трогают душу поэта, - в своей малой родине он любит синей тайги глухой шум, разливы рек ее, седые горы, то есть врожденные, изначальные черты дорогого лика. Именно в природе Прикамья пермские поэты находят самые чистые источники своего вдохновения. А природа Урала предстает перед мысленным взором в картинах таежных дебрей, березовых рощ, вековых сосен, молочного тумана по лесной реке. Если обратиться за географическими данными, то можно назвать такие цифры: земли, занятые лесом, составляют 10138,9 тысяч гектар, это 63 % от площади всего Пермского края. Но это сухие цифры, а за ними скрывается ответ на вопрос – почему чаще всего именно леса встают перед глазами каждого пермяка, который говорит или вспоминает о своей малой родине, будь он поэтом или просто человеком, любящим свою родину. Но поэтам удается выразительнее, ярче рассказать о своем видении родины, о своих чувствах. Хотя не только о красотах леса пишут поэты. Их стихи заставляют задуматься об одной из актуальных проблем в наше время, о которой можно сказать строками из стихотворения нашего земляка В. Югова: «Спит село, и все о том же/ Наш заочный разговор:/ Грусть-тоска мне душу гложет,/ Вырубают старый бор»

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: определить значение образа леса в лирике пермских поэтов

ЗАДАЧИ:

1. Рассмотреть особенности создания образа леса поэтами.

2. Выяснить место данного образа в системе лирических образов.

3. Найти общие черты и выяснить различия в изображении картин уральской природы в поэзии пермских поэтов

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: пейзажная и патриотическая лирика поэтов Прикамья.

Мы изучали стихи И. Минина, Н. Чебыкиной, В. Телегиной, В. Климова, В. Решетова, но более подробно занимались исследованием стихов В. Радкевича и И. Дудина.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: образ леса как один из элементов лирики.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: - сбор и анализ информации

- эксперимент

ГИПОТЕЗА: Мы предполагаем, что образ леса является ключевым средством для создания поэтического образа Родины в творчестве поэтов Прикамья.

АКТУАЛЬНОСТЬ: На наш взгляд эта тема актуальна, так как в своих стихах поэты воспевают красоту наших лесов, с помощью лирики косвенно обращаются к подрастающему поколению с призывом о бережном отношении к лесу, учат быть внимательнее к родной природе.

Данная работа носит практический характер, может быть использована на уроках литературного краеведения при знакомстве с творчеством пермских поэтов.

1. Малые родники литературы

Русская литература живет, а её поток питают малые ключи и родники, это самобытная поэзия и проза уроженцев разных краев большой страны.

Одним из таких малых родников является литература Прикамья. Это огромный и малоисследованный материал, хотя многие имена пермских поэтов (Валентины Телегиной, Владимира Радкевича, Бориса Михайлова, Виктора Болотова и других) знают не только на Урале, но и в стране. Работая над данной темой, мы заинтересовались творчеством нашего земляка Ивана Дудина, поэта мало известного в широких читательских кругах. Всех вышеназванных поэтов связывает то, что они в своих стихах воспевают уральский край. Их роднит между собой умение почувствовать поэзию природы. Стихи этих авторов о родной природе насыщены этнографическим, фольклорным материалом. Пейзажные картины наполнены удивительными метафорами, олицетворениями, поэтическими эпитетами, великолепными и необычными сравнениями.

Воспевание красоты родной уральской природы тесно связано с воспеванием подлинно русских национально-культурных ценностей и традиций. У каждого поэта свое видение мира. Но образ родины, с которой кровно связан каждый пермский поэт, немыслим без образа березки на краю поля или темных елей и высоких сосен, уходящих своими вершинам и в голубые дали.

Край мой милый, лесной, деревенский

Силою нового века разбужен.

А я думал о дремах таежных,

О нетронутых древних просторах

Эти строки посвящает коми-пермяцкий поэт Иван Минин родной земле, Прикамью, одной из географических точек на карте большой России.

Мера таланта у всех поэтов разная. Но каждый истинно талантливый человек старается писать так, как велит ему совесть. Поэт – человек с особым свойством души: он слышит гармонию и страдает от дисгармонии, разговаривает с помощью стихотворных строк, идущих от сердца. Он наделен загадочным даром слышать, видеть, понимать мир иначе, чем большинство окружающих:

Может быть, для счастья мне и надо

По лесу с ружьем ходить и вдруг

Услыхать за шумом листопада

Крик совы и дятла перестук.

Так как образ леса является сквозным в лирике наших поэтов, он связывает почти все её мотивы и интонации. Лес как место философского созерцания мира:

По тропе, детством нашим проложенной,

Ухожу от людей и забот.

И брожу я в лесу, словно в крепости,

На ходу мыслей воз вороша.

Боже мой! Сколько в жизни нелепости!

Боже мой! Как она хороша!

Лес как воспоминание о детстве:

В глазах то березник реденький,

То глухие, медвежьи чащи;

Детства нашего заповедники

Вспоминаются чаще и чаще.

Лес как один из символов России, Земли: «Что такое Россия? < > Это – леса волна», «Моя концепция вселенной / Неотличима от твоей, / Мой драгоценный / Лес осенний – / В серебряном дыму ветвей//».

У каждого поэта свое отношение к лесу, каждый видит и понимает его по-своему, Алексей Домнин наделяет лес душой, мудростью, умением прощать:

А лес стоит в такой большой печали,

Как будто он все тайное постиг,

И замер под закатными лучами,

И нас по-человечески простил.

У Радкевича лес – подспорье «для нужд крестьянских и крестьянских тягот», сказка наяву, но в то же время поэт видит в нем что-то древнее, непонятное и пугающее:

Лес был вокруг,

Был для грибов и ягод.

Для детского протяжного «ау!»,

Для нужд крестьянских и крестьянских тягот.

Был давней сказкой, зримой наяву.

Дичась,

Он к людям подошел и замер.

Он глухо выл в голодный зимний день

И яростными волчьими глазами

Глядел в хлева притихших деревень.

У Натальи Чебыкиной лес представлен в виде фантастически красивой, но в то же время очень простой и естественной картины:

Потому что леса кругом

Полыхают, как от огня,

Зачервоненным золотом лип,

Искропадом кленовых звезд.

И под каждым под деревом гриб.

И на каждом на дереве клест.

В стихотворениях В. Радкевича, И. Минина, В. Климова, В. Болотова, В. Телегиной, Н. Чебыкиной, посвященных Уралу, тема природы гармонирует с темой Родины, а образ леса проходит сквозь все строки красной нитью.

1. 1. В. Радкевич – певец уральской природы

Для известного пермского поэта Владимира Радкевича лес наряду с Камой является одним из главных символов малой родины:

Вечно Каме по жизни народа струиться –

В перекличке гудков, в тихом шуме лесов,

Где её на рассвете свободные птицы

Прославляют на сотни лесных голосов.

Уральский пейзаж, к которому поэт относился с неизменным восхищением и специфические черты которого нашли отражение в его стихах, создаётся в стихотворении несколькими скупыми деталями: “ рассвет над Камой”, “лесные голоса птиц”, “тихий шум лесов”. Лес является здесь важным штрихом для воссоздания картины уральской природы. Пристрастная любовь к родине у Владимира Радкевича не имеет границ:

И встает за лесами синими,

Навсегда полюбить веля,

Эта злая, соленая, ссыльная

Твердокаменная земля!

Эти строки посвящает В. Радкевич Соликамску, используя прием антитезы: злая, ссыльная, но любимая земля, спрятанная за синими лесами. Анализируя стихи, мы выяснили, что у Радкевича синий цвет один из самых любимых, он ассоциируется с покоем и бесконечностью, а также цветовая палитра его стихов включает в себя зеленый, синий, реже красный, седой, багряный цвета.

В стихотворении «Ивакинский конторщик», посвященном Борису Пастернаку, пишет об Урале такие строки:

А здесь – рассвет над Камой,

А здесь – лесная тишина.

В этом стихотворении и Кама, и лес - явления одного порядка, это символы родины.

В двух строчках стихотворения «Из прошлого» с помощью нескольких художественных приемов (олицетворения: «сосны глядятся в озера»; антитезы: просторы (свободное пространство) и лес (множество деревьев, растущих на большой территории) дается образ малой родины.

Пермяцкая парма, лесные просторы,

Зеленые сосны глядятся в озера.

Обилие метафор, причём очень оригинальных, ярких, помогает создавать развёрнутые картины:

Берега, где тайга отступает в низины,

Красным градом

Усыпали гроздья рябины.

Да плакучий ивняк, да березка иная

Выйдет на берег, ветки в Куву окуная.

Поистине сказочная картина возникает из подобного “нагромождения” метафор. Читая его стихи, понимаешь, насколько трепетно поэт относился к своему родному краю, никогда не упускал случая подчеркнуть, что он с Урала, хотя родился в городе Белом Смоленской области. Но никто, наверное, не написал столько стихотворений о городах и весях Прикамья, сколько написал этот поэт. Его неоднократно упрекали в такой местной ограниченности, но Радкевич продолжал воспевать уральский край.

Но нельзя воспринимать этого поэта только как певца природы, его отношения с природой куда как глубже воспевательных. Анализируя его пейзажную и патриотическую лирику, мы выяснили, что поэт занят не только созерцанием лесных красот, но и затрагивает очень важные и наболевшие проблемы. Через невозвратные утраты, через наслоения времени приходит понимание истинных ценностей, рождается желание донести свою правду до потомков. И Радкевич, и другие поэты говорили о том, что угрозой нашим заветным местам может быть человеческое равнодушие, небрежение.

Как у каждого талантливого поэта, в его душе живет неизбывное чувство вины перед разрушенным, уничтожаемым. Он принимает на себя бремя ответственности за исчезающие, загубленные березняки, сосновые боры и кедровые леса и так пишет об этом в своем стихотворении «Памяти Николая Куштума», написанном в 1972 году:

Редеют леса на Урале –

У рек, у озерной воды.

А мы-то себя уверяли,

Что долго еще до беды!

Мы только на миг притихаем

У самой последней черты.

Уходим. И жить привыкаем

Без мягкой лесной доброты.

Прощай же, зеленое чудо!

Все громче стучат топоры

И около камня Полюда,

И около Думной горы.

Земля еще терпит и кормит –

Мы старшие в общей семье.

Когда обнажаются корни,

Нам трудно стоять на земле!

К молчанью природы привыкнув,

Ты сам расстоянье проверь

От нынешних скорых прибытков

До будущих долгих потерь.

И все, что мы так потеряли,

Лишь дымом ушло в небеса.

Редеют леса на Урале

Да если бы только леса!

Каждая строка наполнена болью и тревогой поэта. Горечью проникнуто стихотворение Радкевича, но в нем звучит и надежда. И у другого поэта, Василия Климова, есть строчки, в которых он просит прощения за варварское отношение к природе, говорит о надежде на то, что новое поколение загладит вину человека перед ней:

Прости меня, невыращенный лес!

Стволы срубая на лесоповале,

Мы о посадках новых забывали.

И долг наш

Выплачен не весь.

Тогда была жестокая война

Я должен столько посадить деревьев,

Чтоб лесное возвратить доверье!

А жизнь

Увы, короткая она.

Но видится мне рощица моя –

Недаром я зову её моею

И то, что на земле я не успею,

Доделают, уверен, сыновья.

Стихотворения написаны давно, а проблема становится острее с каждым годом. Леса вырубаются, только в январе-ноябре 2007 года вывоз леса из Пермского края составил 3 млн. 185,5 тыс. кубометров, лесные площади сократились на 0,1 тысяч гектар.

1. 2. Своеобразие пейзажной лирики поэта Ивана Дудина.

«Что ни говорите, человек гораздо большее растение, растение с корнем, чем он сам предполагает»

Ф. М. Достоевский.

Работая над темой леса в лирике пермских поэтов, мы заинтересовались творчеством нашего земляка, карагайского поэта Ивана Дудина. Поэт малоизвестен, творчество его не исследовано. Нам не удалось найти никаких критических материалов, посвященных его поэзии. Хотя поэт общепризнан. С 2006 года он принят в Союз писателей России. В настоящее время поэт живет в Краснодарском крае. Но большую часть его творчества занимают произведения, посвященные малой родине – Карагайской земле.

Тема родины – одна из ведущих тем стихотворений Ивана Дудина. Этой теме автор придает интимную, чувственную трактовку. Его стихи – своеобразная исповедь лирического героя. А природа здесь становится одним из главных действующих лиц. Свои творения поэт посвящает тому, что дорого: своей малой родине, Карагаю, Обве, местам, которые стали до боли родными, как будто Вселенная сжалась для автора до одной точки на карте, такой маленькой, но бесконечно любимой и дорогой. В проанализированных нами стихах нет трагических красок, только легкая грусть. Рифмы просты, язык стихов прост, как проста и неброска подчас сама уральская природа. Поэт не ищет ярких эпитетов, не занимается филигранной отделкой стиха, но строки запоминаются, западают в душу:

А лес под снегом сладко спит

Согнулись ветви-недотроги

Бредем по колее дороги,

Снежок под валенком скрипит

Все его стихи представляют собой непрекращающуюся поездку в прошлое, это воспоминания и одновременно попытка вернуться в детство и юность. Через эти внешне детски-наивные и легкие стихи сквозной нитью проходит образ леса. Ведь лес – поверенный детских тайн, неизменный свидетель жизни, ведь в нем столько интересного, неизведанного, порой он – кормилец, порой - место для отдыха и раздумья. Лес является творческим родником, одной из важных исходных точек, которой обязан наш поэт-земляк своими стихотворениями.

Начальное чувство слитности с природой, мир, открывающийся глазам читателя, представлен простыми и неизъяснимо прекрасными словами:

Наш край холмистый и лесной

Зимой – метели, летом – грозы

Сирень, черемуха, березы,

Здесь елки рядышком с сосной.

Поэту присуща ясность и выразительная простота языка. Уменьшительно-ласкательная лексика подчеркивает трепетное, любовное отношение к окружающему: «вдоль речушки шагаю клевером», «перелески и рощицы», «осинки полощутся», «листочки ветерок полощет».

Природа у Дудина одушевлена, она живая. Автор находит неожиданные образы:/Стоят рябины,/Словно две девицы. //К сплетням воробьиным/Повернувши лица// или /А рябины о модах /Разговор завели// О черемухах говорит как о старушках: /А черемух поросль / Шибко поредела/И на них, знать, старость/Косо поглядела//

Лес в стихах Дудина словно человек («А лес под снегом сладко спит»), поэт к нему обращается как к живому, перед глазами читателя встает зримый образ крепкого, кряжистого старика-леса:

Под ногой ветка выстрелом хрустнула –

Здравствуй, лес! Ну, не хмурься, старик!

Тишины льется музыка грустная –

Комариного пения скрип.

И этот образ не статичен, он исполнен внутренней экспрессии, движим метафорой, рождающейся из живой речи, из воображения автора. Лес живет, движется: (Перелески и рощицы/Вышли вдруг поутру//И осинки полощутся,/Как всегда на ветру//)

С помощью олицетворений поэт создает зримые образы, так или иначе трогающие воображение, чувства читателя: /Молчит и бор, что вырос у реки,/Хоть режь его, упрямого, на плахи//

Даже в неподвижности леса чувствуется непрекращающаяся жизнь: /Неживыми кажутся деревья / Притворились, зиму обманув//

Неприметные, на первый взгляд, картины вызывают у поэта целый поток ассоциаций и размышлений. Почти все воспоминания поэта напрямую связаны с миром природы: «Речка Нердва – лентой синей // И поля. Леса. Холмы // То, что Родиной, Россией / Называем с детства мы //»

Поэт вглядывается в земную, обыденную жизнь и видит красоту этой жизни, иногда не явную для окружающих. Происходит сближение человека с миром природы, взаимообогащение. Человек будто чувствует то же самое, что и окружающее: «ЛесаПологие холмы/ Ржаное полеКлеверище/ Петляет Обва, словно ищет, / Наверно, то же, что и мы//». А лес в стихах Дудина подается как одушевленная стихия, в которой присутствует своя душа, свой язык, это полноправный участник жизни человеческой.

Чаще он служит источником покоя, благодати, душевного равновесия: «Просветлело в березовой роще,/ Бродит осень в родимом краю//На душе и светлее и проще,/ Чем у Бога в далеком раю//»

В пейзажной лирике Ивана Дудина нет роскошных красок, цвета неяркие, неброские: «закат над лесом помнится неяркий», «речка Нердва – лентой синей», «черные деревьев кружева», «горячий синий зонтик раскрыли небеса», «и темной лентою – леса»

Стихи о лесе наполнены звуками: « и слышим птичьи голоса», «под ногой ветка выстрелом хрустнула», «тишины льется музыка грустная, комариного пения скрип». Неспешный ритм, обилие многоточий как будто замедляют движение времени. Иван Дудин – поэт покоя. Его стихотворения обращены к собственной душе, в них нет назидательности. Почти в каждом стихотворении – признание в любви, переданное с большой искренностью.

Я обожаю березняк!

Нет ничего прекрасней рощи!

Листочки ветерок полощет

В стихах Дудина множество сравнений, они являются важным элементом, которым пользуется автор для создания зримых образов, для передачи читателю своих чувств:

Леса, леса, леса

Кольцом – на горизонте

Совсем другой – сосновый бор:

Светло, красиво, словно в храме!

Чем не картина в желтой раме?

И темной лентою – леса

Все остальное – небеса!

Тихо кончилось лето –

Без обид и без слез

И разменной монетой

Стали листья берез.

Несколькими словами создает ясный образ, узнаваемый, зримый.

Бескорыстное любование природой – одно из самых важных переживаний лирического героя. Анализируя стихи Ивана Дудина, мы пришли к следующим выводам:

- В творчестве этого поэта преобладает пейзаж психологический, то есть общая особенность этих произведений – попытка передать состояние души через состояние природы.

- Язык стихов наполнен сравнениями и олицетворениями, пейзаж динамичен, то есть находится в постоянном движении

- Образ леса наряду с образами отдельных деревьев (рябины, осинок) занимает одно из важных мест в лирике Ивана Дудина, является одним из главных средств создания образа малой родины.

- В прочитанных нами стихотворениях слово лес встречается 24 раза и 17 раз слова-синонимы: березняк, чащи, березовые рощи, сосновый бор, рощица и другие.

Поэтический диалог с природой.

«Человек и природа – это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей.

Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как её разум, её мысль».

Н. А. Заболоцкий

В художественном мире каждого из названных ранее нами поэтов происходит взаимосближение, взаимообогащение человека и природы. Авторы не только слышат природу, вглядываются в неё, примечают мельчайшие детали, но и включаются в диалог с природой, видят красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих. Человек и природа – явления одного порядка, они не противопоставлены друг другу, а вступают друг с другом в перекличку. В природе все мудро и гармонично устроено, она чаще всего все-таки мудрее человека, все в ней пронизано любовью. Человеку надо только постараться быть более чутким, научиться видеть и слышать то, что говорит ему окружающее, надо научиться понимать язык природы. Она сама будто бы страстно стремится овладеть человеческой речью, чтобы понять себя и быть понятой. Валентина Телегина так пишет об этом:

Словно душу кто-то дал деревьям,

И она все шепчет, говорит

Языком волнующим и древним,

Только нами тот язык забыт.

Только через поэзию может свершиться этот перевод с птичьего пения, шелеста листвы, трепетаний на членораздельный язык. И поэт становится переводчиком, доносит до нас голос, слова природы, он не только слышит природу, вглядывается в неё, примечает детали, но включается в диалог с ней. Человек и природа в стихах пермских поэтов – это явления одного порядка, они не противопоставлены друг другу, а перекликаются. У Василия Климова есть такие строки, в которых говорится о родстве души поэта и окружающего:

В осенний лес, как в молодость вхожу.

Здесь понимаю вновь я, что душа

Не старится во мне, не умирает,

А лишь осеннюю листву теряет

А Виктор Болотов пишет:

Уйду я в синие леса –

Они на самом горизонте,

Как чьи-то синие глаза,

Глядят таинственно и зорко.

Я в глубину их загляну,

Пойму таинственную душу –

Их вековую тишину,

Их нескончаемую думу.

Нет и не может быть двух одинаковых поэтов, каждый – это целый мир, каждый сказал свое, неповторимое, но все же есть общее, что объединяет их творческие миры, и это общее – «любовь к родному пепелищу».

У каждого из поэтов, которые привлекли наше внимание, лес – неотъемлемая часть родной земли, но каждый из них видит и слышит в нем что-то свое. У Ивана Минина лес наполнен картавыми робкими трелями зяблика, песней глухаря, похожей на крики лешего, пронзительными криками журавлей, и тут же слышны клокочущие песни моторов, а пахнет лес коми-пермяцкого поэта студеностью вешней. У Виктора Болотова лес звучит глухими голосами птиц и зверей. Валентина Телегина в стихах пишет о лесном ровном шуме, умиротворяющем, зовущем, приносящем много дум.

Лес Радкевича наполнен тихим гулом деревьев, птичьими голосами, а воздух напоен запахами тайги и стали.

Неизбалованный солнцем край, неброская своей красотой земля – вторая мать, вскормившая своих певцов, припадая к ней, они обостренно ощущали её глубинные токи, вступая с ней в разговор, они смогли показать её духовность, красоту, правду. Вступая в диалог с природой, каждый поэт наделял её живой душой, одухотворял, оживлял:

И к листьям молодой травы

Я припаду усталой грудью,

Скажу лесам:

- Леса, а вы – хорошие, по сути, люди

И звери с птицами галдеть

Начнут глухими голосами.

И будет мир в меня глядеть

Лесными зоркими глазами.

Образы живой природы поэты создают при помощи олицетворений:

В лес, рассыпав тире и точки,

Просигналил пернатый радист:

«Всем, всем, всем!

Из березовой почки

Нынче выглянул первый лист!»

И светлы над ними небеса,

И бездонна звезд холодных млечность.

И шумят российские леса –

О былом, о будущем, о вечном.

Ясные и справедливые законы природы показывали пример неестественным законам человеческого существования. Свобода, гармония, чистота, несуетность, присущие природе – идеалы, которые воплощали в своем творчестве поэты Прикамья. Стихи наполнены светлой лексикой, присутствует много деталей, облеченных в запоминающийся образ с помощью не менее ярких изобразительно-выразительных средств.

У Карамзина есть такие строки, написанные очень давно, но они остаются современными и поныне, так как до сих пор живет в людях равнодушие, духовная слепота, неумение видеть и ценить прекрасное:

Сей мир, обильный чудесами,

Как сад, усеянный цветами,

Зерцало мудрого Творца,

Для них напрасно существует,

Напрасно Бога образует:

Подобны камню их сердца.

Среди красот их око дремлет,

Природа вся для них пуста.

А стихи наших земляков помогают по-новому взглянуть на давно уже знакомые и привычные картины, увидеть в них что-то новое, необычное, красивое, задуматься над чем-то важным.

Заключение

По результатам нашей работы удалось сделать следующие выводы:

- в образной системе лирики пермских поэтов образ леса занимает одну из главных ролей, являясь одним из символов малой родины;

- проанализировав все средства, используемые поэтами в своих стихах для создания образа леса, мы выяснили, что лес представлен не как статичная картина, а чаще всего изображается в движении, он живет своей особой жизнью, а это движение передается при помощи олицетворений, метафор, сравнений;

- изображая лес, поэты описывали его в различных звуках, запахах, красках, (чаще всего это чистые цвета: синий, зеленый, багряный, серебряный).

В анализируемых нами стихотворениях пермских авторов редко встречаются чистые описания пейзажа, чаще описания природы играют роль фона для каких – либо философских размышлений, переживаний, служат средством передачи чувств, эмоций лирического героя;

- мы считаем, что данную работу можно использовать на уроках литературного краеведения при знакомстве с творчеством пермских поэтов. Обращение к произведениям пермских поэтов помогает увидеть прямую связь литературы с жизнью, способствует возрастанию интереса к истории родного края, является одним из средств нравственного и патриотического воспитания.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)