Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ Мирового Древа в религии и культуре

Я считаю, что это одна из наиболее интересных тем для работы, так как мне, как и большинству людей, интересно, как в разных культурах люди представляли себе «схему» Вселенной. Осознавали ли они себя частью этого мира? Как их представления влияли на развитие их культуры? Как вера в целостность мира, где Древо Жизни являлось центром, влияло на повседневную жизнь людей? Как дальше развивались древние культуры, в соответствии с развитием представлений людей о мире в целом? В каких культурах и религиях до сих пор существует образ Мирового Древа?

Я использовала различные источники: книги, энциклопедии, сайты. Вся информация, изложенная в реферате, либо записана своими словами, либо оформлена в качестве цитат.

Я попыталась найти некоторые параллели между образами Древа в разных культурах – некоторые оказались весьма схожи. В некоторых культурах, например, образ Древа является одним из центральных в мифологических представлениях, в некоторых – едва упоминается. Значит, в одних культурах, значение Древа более велико, нежели в других.

Я проследила, в каких культурах Мировое Древо занимает наибольшее значение, а в каких наименьшее. В христианстве тоже присутствует образ Древа, как, впрочем, и в язычестве. Как они связаны между собой?

Я сравнила изображения Мирового Древа у разных народов, попробовала выяснить, с чем этот образ ассоциировался в древности Результаты своих наблюдений я и представляю в данной работе.

Упоминания в литературе

"Три корня растут на три стороны у ясеня Иггдрасиль: Хель - под одним, под другим - великаны, и люди - под третьим".

(Из скандинавского мифа)

Тот Боян, исполнен дивных сил,

Приступая к вещему напеву,

Серым волком по полю кружил,

Как орел под облаком парил,

Растекался мыслию по древу.

О Боян, старинный соловей!

Приступая к вещему напеву,

Если б ты о битвах наших дней

Пел, скача по мысленному древу

Н. А. Заболоцкий. «Слово о полку Игореве»

«Есть где-то, в какой-то далекой земле такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и бог сходит по нем на землю ночью перед светлым праздником».

(Н. В. Гоголь)

В Хордаланде круглый год

Липа зеленела,

И дружины ярлов

Ею любовались.

Но желты у Фрейи слёзы,

И пожухнет липа:

У неё теперь земля

Зá морем, в Гардах!.

(Из Олава Святого. 1029 год)

«С него свешивается руно овцы, внутри же него помещается овечий жир, внутри него – зерно (бога) полей и вино, внутри него – бык и овца, внутри него помещаются долгие годы (жизни) и потомство».

( «Мифы народов мира», том 1, стр. 396)

«И произрастил господь бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».

(Книга Бытия. 2,9)

«И по ту и другую сторону реки, дерево жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов»

(«Мифы народов мира» том 1, с. 402)

Ой, сыграем свадьбу - дело молодое,

Дело молодое, древо мировое,

Древо мировое от земли до неба,

Принеси нам, боже, и вина, и хлеба.

Принеси весною нам тепла и света,

Принеси зимою нам побольше снега.

Ой, сыграем свадьбу вьюноши с дивчиной

Ясна соколенка с птахою невинной.

Дело молодое, время золотое,

Время золотое, древо мировое.

Солнышко, навеки над селом зависни,

Расцветай на радость, древо новой жизни!

Жаворонки звонко бога превозносят,

Пчелы в дупла древа цвет медовый носят.

Облака над древом вольный ветер гонит,

Горностай под древом малых деток холит.

Ой, сыграем свадьбу в тереме высоком.

Славься, соколиха! Славься, ясен сокол!

(Свадебная песня)

Общее представление о Мировом Древе

Согласно библейскому повествованию, человек стал таким, каким он сейчас является, вкусив плод с Древа познания добра и зла. Если до того он был идеальным образом Творца, то, вкусив запретный плод, Адам и Ева стали существами, зависимыми от собственных недостатков и капризов природы. Так ли это было или нет, но если бы не Дерево, человек был бы совсем другим. И не важно, было ли это особенное, священное Древо, или обычные деревья, среди которых текла жизнь людей, или это одно и то же. Думаю, именно тогда человек впервые задумался о значении дерева в своей жизни.

Люди получали от деревьев, от леса почти все, что было им необходимо для жизни. Лес – источник пропитания и материальных благ. С лесом неразрывно были связаны многочисленные народные верования и обряды. Лес – святилище древних жрецов и магов. Наконец, лес – средство познания мира, и сам источник знания.

Постепенно в традициях самых разных народов стало складываться символическое отождествление дерева со всей Вселенной, или, по крайней мере, с тем миром, где жили люди. Возник образ, воплощающий универсальную концепцию мира, образ Мирового древа – центра и оси мироздания.

Образ Мирового Древа лежит в основе мировоззрения многих цивилизаций и называется по-разному: Древо жизни, Мировая ось/гора, Дерево Бодхи, Ясень Иггдрасиль и др. Оно символизирует центр мира, его ось; образ Древа воплощает в себе целостность мира: мира людей и Богов.

Мировое Древо – источник гармонии, все пути идут от него и приводят тоже к нему. Это основа всего мироздания. Ствол дерева символизирует людской мир, крона – мир Богов, корни – подземный мир (Царство мёртвых). Для людей, ищущих в мире и природе гармонию, Мировое Древо стало некой опорой, звеном, соединяющим Мир в одно целое. В религиях некоторых стран Мировое Древо – основа всей мифологии.

Также Мировое Древо может являться символом вечного возрождения: дерево растёт, пускает корни, соединяется с землёй, даёт плоды, а потом погибает, но из его семян вырастает новое деревце. Человек сам сравнивает свои жизненные циклы с деревом: рождение – рост – плодоношение – смерть.

В жизни человека дерево всегда играло решающую роль. Но, несмотря на то, что именно из-за дерева человек и был изгнан из Рая, многие предметы быта и даже украшения сделаны именно из дерева.

Помимо этого, оно играло роль тотема, каждому человеку ставилось в соответствие его дерево. Не случайно Есенин, например, основываясь на народных традициях, часто сравнивал себя с клёном.

Дальше, с развитием цивилизации дерево начало терять свою ценность в качестве священного предмета, хотя в некоторых странах почитание деревьев сохранилось и по сей день.

Сам по себе образ дерева заключает в себе символ природы, вечной жизни. Человеку всегда хотелось быть ближе к природе, познать её тайны, заглянуть в неизвестное. Дерево становится символом близости природы к человеку. Люди создали легенды о природе, о том, что она живая и сама всячески помогает человеку и идёт к нему навстречу. О деревьях писали сказания, образ деревьев неразрывно связан со стихами, сказками, праздничными песнями. Именно основываясь на народных традициях, Пушкин писал своё вступление к «Руслану и Людмиле»:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом

( А. С. Пушкин, «Сказки»)

Можно подумать, просто детская сказка, но не только в Русской литературе, а в литературе многих стран образ дерева часто является ключевым.

А также и в живописи. Например, в первые годы XX века Рерих избрал для себя тему Древа Жизни и в 1904 году выполнил эскиз маслом «Архангел». Представлен архангел с распростёртыми крыльями и грозным ликом, стоящий у Древа Жизни.

В исторически складывающейся композиции "у древа жизни" в разные времена и у разных народов стояли разные существа, оберегающие или оплодотворяющие его.

Этими существами могли быть звери, животные, птицы, фантастические чудовища и, наконец, люди.

Но главной идеей Мирового древа всё же является схема мироздания.

Также, во всех религиях, где фигурировало Древо Жизни, оно символизировало ещё и плодородие. В любой религии из-под корней Древа Жизни бил источник с плодородной влагой. Мировое древо стало ещё и символом плодородия. Значит, помимо оси мира, Мировое Древо играло ещё и роль источника плодородия.

В русских сказках часто встречается эпизод, когда герой по дереву попадает в небесное царство. Но ещё чаще это действие приписывается покойникам.

Этим, например, объясняется фразеологизм «смотреть в дуб» – так в народе говорили о безнадёжном больном, который вот-вот должен умереть, так как, по древним языческим верованиям, мёртвые поднимаются по мифическому дубу на небо к своим предкам. Отсюда становится понятным, почему Боян путешествует по космическому дереву в облике разных зверей — способность к перевоплощениям издревле признавалась не только за мертвыми и колдунами, но и за певцами-сказителями, чье вещее искусство считалось сверхъестественным даром.

Следствием того, что у людей была высокая необходимость в вере в то, что им помогает природа, что мир держится на чём-то, что о плодородии нужно просить природу, была необходимость для древней религии поставить в центр мира нечто весомое, способное удержать его от хаоса и разрушения – Мировое Древо.

Помимо образов в мифологии, Мировое Древо напрямую сообщается с нашей жизнью. Например, всем известная новогодняя ёлка тоже является неким воплощением Древа Жизни. Впервые Новый год с ёлками начали отмечать гунны: у них был Бог Йерлу, который в самый первый день года спускался на землю (как нынешний Дед Мороз). В этот день полагалось ставить в домах ёлки, так как у гуннов ель считалась священным деревом. Дальше, традиция распространилась по всей Европе. Таким образом, давно знакомый всем нам образ обычной, казалось бы, ёлки, пришёл к нам издалека, поменяв своё значение, ведь сейчас для нас это обычное украшение праздника, но для гуннов, а возможно и для других народов, которым они передали эту традицию, ёль – как священное дерево, так и символ Мирового Древа.

Интересное о цифрах, и не только о них

Основное свойство жизни состоит в способности воспроизводить самоё себя во времени. При этом каждая жизнь проходит четыре стадии – рождение, рост, деградация, смерть (как четыре направления). Или три – рождение, цветение, смерть. Горизонтальный геометрический «портрет» Мирового древа есть важнейший символ не только христианства, его истоки кроются глубоко в древности.

Вертикальный портрет даёт нам цифру «3», так часто упоминаемую в сказках. Это – корни, ствол, ветви – низ, середина, верх.

Интересные параллели: мы не замечаем, что привычные для нас цифры связывают нас с образами и представлениями древних народов. Во всех русских сказках присутствует число «3»: И опять же, опираясь на традиции, Пушкин пишет: «Старик третий раз закинул невод, и пришёл невод с одною золотою рыбкою».

Горизонтальный портрет складывается в цифру «4» – направления четырёх частей света, а также четыре времени года. А также герои, уходящие странствовать «на все четыре стороны».

В сумме эти числа дают «7» - волшебное, магическое, таинственное число (дни творения, дни недели, цвета радуги, смертельные грехи, музыкальные ноты).

Плодом Дерева жизни представляли – яблоко или гранат.

«Дерево жизни представляли как женский, материнский персонаж – Ева, когда вместе с Адамом была изгнана из Рая, заменила Дерево жизни, или, по крайней мере, его обиталище».

Кстати: «Ева» на древнееврейском означает – «жизнь». Характерно, что именно Ева вкусила запретный плод. «В христианстве Мировое древо символизирует Богородицу». Дерево символизирует женское божество, священный источник – напиток / пища жизни (молоко богини/матери).

В некоторых традициях Дерево жизни изображается как женское начало (со стволом носителем).

«В ряде древнеегипетских изображений женское божество в ветвях Дерева жизни поит умерших напитком жизни, небесным эликсиром бессмертия, который подымается по дереву из подземного царства («вода глубин»)

Образ Мирового древа, в итоге, отразился и в изобразительном искусстве, и в архитектуре, и в планировке поселений.

В некоторых мифах повествуется о том, что на деревьях произрастают души людей и, падая вниз, попадают в утробу матери.

Дерево и символ дороги, ведущей в иные миры. По нему поднимаются на небо сказочные герои и обретают там какой-либо священный дар.

Путешествие души по стволу Мирового древа.

Греческая вазопись, VI в. до н. э.

Внешнее представление о Мировом Древе

В разных религиях Мировое Древо и выглядит по-разному. Например, на Руси чаще всего Мировое Древо или Древо Жизни, представляли как дуб – очень внушительное дерево, так как стержень мира должен быть крепким, чтобы удерживать небо. Часто в русской литературе встречается образ дуба как центра или края мира.

В Китае существовало предание, что «в Долине света, из бурлящего моря вздымалась вверх колоссальной величины шелковица неохватной толщины. На верхушке сидел петух, в ветвях обитали десять солнц». Ещё одно Мировое Древо «помещалось на крайнем западе Вселенной, листья его были подобны звёздам и освещали мир по ночам».

А Майя в Центральной Америке помещали в центре мироздания фантастическое Первое дерево мира, изображающееся с бочковидным стволом, усеянным колючими шипами. Считалось, что именно оно и поддерживает Вселенную. Кроме него также существовало ещё четыре священных дерева, служащих дополнительными опорами мира.

В скандинавской мифологии в центре мира возвышается гигантский ясень Иггдрасиль, корни которого уходят в Царство Мёртвых, а крона упирается в небо. Из-под трёх корней, самых больших, бьют живительные источники, у корней пасутся чудесные кони Одина.

На древнеегипетских изображениях – мифическое древо, гигантское золотое дерево, вершиной упирающееся в небо, прорастает через всю гробницу Осириса, оплетая его своими корнями и ветвями. «Чудесная птица Феникс ударяет своими крыльями по ветвям, и дерево разбрызгивает живительную влагу».

Во всех изображениях Мирового Древа можно отметить как сходные, так и различные черты.

Во всех культурах Мировое Древо имеет внушительные размеры, что необходимо для поддержания неба и мира. Во-вторых, Древо Жизни – всегда источник с живительной влагой, поэтому-то оно и считается символом плодородия. Из корней ли или из ветвей, бьют живительные источники.

Можно заметить, что вид дерева зависит и от места, где религия зародилась: В мифологии Скандинавии Мировым Древом был ясень, в мифологии майя – дерево с острыми шипами.

Рядом с Мировым Древом почти всегда изображают какое-нибудь животное или человека. У крон могут изобразить орла или петуха, у корней змею или волка. На самом дереве живёт белка (в скандинавской мифологии белка Рататоск), которая осуществляет связь меду мирами.

Связь миров, возможно, одна из основных функций образа Мирового Древа. Люди верили, что по его стволу можно попасть на небо, а по корням спуститься в преисподнюю.

Итак, являясь символом плодородия, переходом между мирами и осью мира, Мировое Древо изображалось по-разному.

Для каждого образа всегда сохранялись его внушительные размеры.

Иногда Мировое древо изображают перевёрнутым вверх корнями. («На море на Океяне, на острове на Куране стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх корнями».

То, что дерево изображается перевёрнутым, может символизировать дерево смерти, как противоположность дереву жизни, или как «обзор» из подземного мира. В шаманских обрядах, когда шаман отправляется в мир мертвых или в небесное царство, он спускается/поднимается но Мировому Древу. Когда же он возвращается на землю, – видит вначале ветви, потом ствол и корни.

Мировое древо в различных культурах

Русь/Россия

Чаще всего в Древней Руси Мировое Древо встречается в сказках, песнях, заговорах, загадках. Древо Жизни как символ плодородия занимает значительное место в языческой мифологии Руси.

Вспомним некоторые загадки: “Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит”;

«Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда», и так далее— о годе, 12 месяцах, 4 неделях.

Ветви Мирового Древа в мифологии Древней Руси достигают небес, а корни – преисподней. (Можно отметить, что образ Мирового древа на Руси не очень сильно отличается от подобных образов в других культурах).

В древнерусской мифологии большое место уделялось плодородию.

Из корней Мирового Древа бьёт чудотворный источник, дающий бессмертие, благотворно влияющий на почву. Во многих древнерусских обрядах встречается образ дерева. Он, как впрочем, и во многих других сказаниях, имеет ключевую или центральную роль. Дерево всегда служило символом некого объединения. Также и в древнерусской мифологии, где решающую роль играет плодородие, дерево имеет огромное значение. Древо жизни уподобляется женщине-матери. Священный источник, бьющий из-под корней его, – материнскому молоку.

Интересно, что во многих хеттских обрядах, связанных с плодородием, использовали ивовые прутья, наряду с вербовыми, а хеттское название «eia» - это и есть русская «ива».

За неимением других материалов для строительства домов и поселений, на Руси дерево служило главным материалом. Отсюда и уважение к лесу, его обожествление. Также, людям долговечное дерево представлялось символом вечности (можно заметить, что для образа Мирового Древа всегда выбиралось долговечное дерево).

Несомненно, что на языческой Руси присутствовал образ некого Мирового Древа; в связи с этим возникли разные поверия и обряды, связанные с плодородием. Но, несмотря на то, что на Руси было принято христианство, образ Мирового Древа остался, но только скорее в одном из его воплощений – Дереве Жизни. В христианстве, на самом деле, Дерево Жизни занимает одну из важнейших позиций, так как ассоциируется с Богородицей. Нередко Дерево Жизни представлялось как женское начало.

Также известно, что существуют предания, что Иисус был распят не на кресте, а на дереве. Возможно, что этим деревом могло оказаться Дерево Жизни или Мировое Древо.

Таким образом, образ Мирового Древа приходит к нам ещё от языческой Руси и остаётся в христианстве, преображаясь из языческого образа, а святой образ Богородицы, или просто в женское начало. Женщину всегда почитали как священные «врата» из другого мира, роженицу. Священный источник, бьющий из-под корней Древа – материнское молоко. Такие плоды, как яблоко и гранат, означали – «рождённый». Характерно, что во всех обрядах, связанных с плодородием, всегда присутствовал образ дерева, или, по крайней мере, ветвь. Преимущественно это была ветвь вербы или ивы.

С Мировым Древом могли отожествляться дуб, ива, ясень и др.

Известно, что в русской литературе всегда присутствовал образ дороги, вечного пути. Почти все русские герои вечно в пути. Известно, что Мировое Древо, помимо образа плодородия, ещё и символизирует путь из одного мира в другой. Образ Мирового Древа на Руси испокон веков неразрывно был связан с искусством и религией.

Индия

«Однажды ночью матери Будды приснилось, что в ее лоно вошел белый слон. Жрецы истолковали ее сон как знак того, что у нее родится сын, который станет или правителем, или Буддой — «пробужденным, или просветленным».

В мифологии Индии постоянно фигурирует легендарное Дерево Бохди – один из главных символов буддизма. По древним легендам, мать Будды гуляла в саду и, почувствовав схватки, села под деревом, где и родила сына. Позже в мифологии вновь упоминается священное дерево, когда странствующий принц Шакьямуни достиг просветления и стал Буддой.

Можно отметить, что в отличие от большинства культур, в которых упоминается о Мировом Древе, в культуре Индии Дерево Бодхи является олицетворением просветления, достижения высшей цели. Дерево Бодхи – священный символ, символ религии буддизм, смысл которой заключается в достижении полной гармонии с собой и окружающим миром. Тогда как в большинстве культур Древо Жизни символизирует ось мира, связующее миры звено, то в Индии дерево Бодхи отличается по своему значению.

Само слово «Бодхи» означает просветление.

Дерево Бодхи — дерево вида Ficus religiosa, под которым Будда получил просветление. Семена бодхи считаются лучшим материалом для изготовления чёток.

Так как в Индии основной религией является буддизм, для последователей этой религии образ Дерева Бодхи играет огромную роль, как символ просветления. Наверное, каждый последователь этой религии всю жизнь ищет своё дерево Бодхи, своё просветление. Каждому из последователей важно, что один из их главных учителей, Будда, сам обрёл просветление под кронами священного дерева. Основа всей религии буддизма – стремление к так называемому состоянию бодхи – высшему просветлению, пробуждению, высшему знанию.

«Бодхи – это состояние спокойствия и погашения страсти, так как оно сметает все формы. Бодхи невидимо, ибо не имеет ничего общего с причинами. Бодхи – это неразграничение, ибо прекращает вспоминание и мышление. Бодхи отсекает процесс мышления, ибо свободно от всех точек зрения. Бодхи не оставляет места обратным преобразованиям, ибо препятствует превратным мыслям. Бодхи кладёт конец желанию, ибо воздерживается от жаждания. Бодхи свободно от реакции, ибо сметает всякую привязанность. Бодхи соответствует собственной природе, ибо в согласии с состоянием таковости. Бодхи пребывает в этой таковости, ибо обитает в неизменной Дхарма-природе (Дхармата). Бодхи достигает этой таковости, ибо достигает сферы реальности. Бодхи не дуально, ибо в стороне как от интеллекта, так и от его объектов. Бодхи беспристрастно, ибо равно безграничному пространству. Бодхи – неактивное состояние, ибо выше обстоятельств рождения, существования и смерти. Бодхи – истинное знание, ибо распознаёт умственную деятельность всех живых людей. Бодхи не объединяет, ибо свободно от всякой конфронтации. Бодхи высвобождает, ибо рвёт контакт с привычными омрачениями. Бодхи – то, позицию чего нельзя определить, ибо оно за пределами формы и очертаний, и – то, что невозможно назвать именем, ибо все имена не имеют независимой природы и отсюда – пустоты. Бодхи подобно безумию иллюзорного человека, так как тот ничего не принимает и не отвергает. Бодхи – за пределами разрушения, ибо оно всегда безмятежно само по себе. Бодхи есть реальная тишина в силу его чистой и ясной природы. Бодхи – это неприятие, ибо оно в стороне от причинных привязанностей. Бодхи – это не дифференциация вследствие его бесстрастия ко всему. Бодхи вне сравнений, ибо неописуемо. Бодхи глубоко и тонко, ибо хотя оно и не знающе частности, оно знает всё» (Вималакирти нирдеша сутра).

В религии Индии Бодхи – просто состояние, принимающее иногда образ дерева. Бодхи называют состояние, которого достиг Будда, сиди под деревом. Немудрено, что после этого и само дерево назвали святым Древом, похоже начавшим принимать основной образ буддизма и иногда образ Мирового Древа в религии Индии.

Таким образом, в религии и мироощущении Индии, Дерево Бодхи принимает скорее нематериальный образ; он как состояние души, Бодхи – это для буддистов идеальная схема человеческой души. Итак, Древо Жизни в Индии существенно отличается от представления о нём в других религиях и культурах. Буддисты не превозносят его как образ плодородия или как образ вечного возрождения. Или как схему мира. Для буддистов Дерево Бодхи – основа их религии, образ идеальной души.

Скандинавия

Возможно самым ярким представителем культуры, в которой Мировое Древо играет решающую роль, является Скандинавия. Мировое Древо в её культуре – начало всех начал, центр Мира, связующее звено цепи.

Основой мира викинги считали исполинский ясень Иггдрасиль, весь мир располагался в пространстве от кроны его до корней:

  • между его корнями в подземных царствах обитали злые силы;
  • вокруг ствола располагался Мидгард, где жили люди;
  • на вершине, среди ветвей, задевавших Солнце и Луну, находилась обитель богов, Асгард.

Подземные царства

«Три самых толстых корня Иггдрасиля уходят в центр Земли, далеко вглубь, где они упираются в удивительные края.

Первый корень кончается у священного источника, который стерегут три Норны – божества, вечно прядущие нить Судьбы. Стоит ей порваться, и человек тут же умирает. Каждый день Урд – старшая Норна – зачерпывает воду из волшебного источника, неподалёку от которого живёт пара лебедей. Всё, на что попадает хоть капля этой воды, сразу становится белым.

Второй корень протянулся в Страну вечной стужи, где обитают дикие и злые великаны. У второго корня находится источник мудрости, его стережёт великан Мимир, друг Одина.

Третий корень доходит до Нифльхеля, станы мрака, как называют царство мёртвых, где правит богиня Хель, одна половина лица которой столь же иссиня-черна, как и окружающая её тьма. Также там берёт начало Хвельргельмир – источник всех рек, впадающих в море.

Корни ясеня Иггдрасиль – являются источниками жизни и познания в скандинавской мифологии.

Орёл и змей

«Огромный ствол Иггдрасиля высится посреди мира, окружённого бурным океаном, уходящим за небесный окоем, и низвергается в головокружительные пропасти. К стволу Иггдрасиля бог Один привязывал быстрого как ветер Слейпнира – не было другого дерева, способного удержать буйного скакуна. Скандинавы не превозносят его как образ плодородия или как образ вечного возрождения. Или как схему мира.

В ветвях дерева живут разные звери, к примеру, проворная белочка Рататоск, она весело скачет по дереву и разносит вести и слухи.

На кончиках вечнозелёных листьев, будто жемчужины, переливаются капельки мёда поэзии – этим волшебным напитком утоляют жажду сами боги.

На верхушке Иггдрасиля сидит золотой петух, стерегущий Асгард от врагов. Ему помогает белый ястреб, каждый день облетающий всю Землю.

Корни Иггдрасиля грызёт огромный змей. Он хочет свалить дерево и порой вызывает землетрясения, но тогда сверху камнем подает орёл, союзник богов, и набрасывается на чудовище. К счастью, Иггдрасиль обновляется вечно» (Скандинавский миф)

Существуют легенды, что после гибели старого мира именно в ясене Иггдрасиль спрятались мужчина и женщина, дерево укрыло их от битвы и кровопролития, происходившего на Земле. Выжившие боги вывели их на свет божий, люди возродились вновь.

В скандинавской мифологии мир устроен таким образом: в центре мира возвышается ясень Иггдрасиль, ось и опора мира. Три корня его ведут в мир богов – Асгард, мир великанов – Ётунхейм, и в Нифльхейм. Под последним корнем находится исток всех рек. Змей Нидхёгг подгрызает этот корень снизу. Под тем корнем, который уходит в мир богов, есть ещё один источник, самый священный – Урд. У его вод обитают три сестры-норны, богини судьбы.

По стволу вверх и вниз бегает белка Рататоск, переносит бранные слова от орла, живущего на самой верхушке, к змею Нигхёггу. Четыре оленя бегают по его корням, едят его листву и кору.

Древо соединяет мир богов, людей и подземный мир. Землю омывает мировой океан, в котором обитает мировой змей – Ермунганд.

Как и в большей части культур, в мифологии которых присутствует образ Мирового Древа, Древа Жизни, в скандинавской мифологии Древо играет не только связующую роль, но и роль живительного источника. Из-под самых больших корней его, тоже соединяющих миры, бьют живительные воды. Боги собираются у источника для принятия решения о судьбе мира.

Для древних скандинавов Мировое Древо было главным звеном в замкнутой цепи мира. Всё в их понимании было неразрывно связано, а Мировое Древо служило чем-то, соединяющим всю их мифологию. Для скандинавов важное место в религии и культуре занимало плодородие.

Ничего необычного нет в том, что люди молили о милосердии богов, которые даровали им чудесное дерево, из-под корней которого бьют живительные источники, откуда берут начало все реки. Также нет ничего необычного в том, что древние скандинавы верили в вечное перерождение. Они верили, что после смерти всё возрождается, только в другом месте, в их мифологии храбрые войны попадали в Вальхаллу, где вечно пировали с богами. Мировое Древо служило символов возрождения, вечного круга.

Наверное, именно в скандинавской мифологии Мировое Древо занимает главное место. Если в одних культурах образ Древа эфемерен, то в мифологии Скандинавии – весь мир держится именно на нём (древе).

Другие страны

В Англии Мировое Древо не упоминается напрямую. Оно принимает скорее обыденную форму, чем образ оси мира. Например, Рождественская ёлка является ещё одним изменённым образом Древа Жизни. В христианстве ель является одним из символов распятия Христа. Существуют предания, что Христа распяли не на кресте, а на дереве, возможно даже на ели. Поэтому ёль легко может приниматься в религии, как вполне рождественский образ.

Рождественская ель пришла к нам ещё от древних гуннов. У них был бог Йерлу, который в первый день года спускался на землю. Ель – было священное дерево для гуннов, они и принесли эту традицию в Европу – в первый день года ставить в доме ель или хотя бы вешать еловую ветвь.

В мифологии Китая упоминается об огромной щелковице, подымающейся из океана, где-то на краю мира. Она необъятного размера и кроной упирается в небо.

В Египте верили в священное золотое дерево, которое тоже носило название Мирового древа.

Итак, образ Мирового древа присутствовал почти в каждой культуре, но если где то едва упоминался, то в некоторых странах был основным образом в картине мира.

Я стала писать, чтобы понять, как этот образ влиял на последующее развитие культуры, какие мифы и легенды были связаны с Мировым древом. Завершив работу, я сделала следующие выводы:

Образ Мирового Древа в различных культурах

В культуре почти каждого народа присутствует образ Мирового древа. Образ Мирового древа включил в себя множество значений: в различных культурах они чаще схожи, чем различны.

В одних культурах он лишь упоминается, в других же постоянно фигурирует и в сказках, и в заговорах, и в легендах. Во всех культурах образ Мирового Древа – это идеальная схема мира, воплощающая в себе все его части и собирающая мир в одно целое. Мировое Древо – ось мира, центр вселенной, оберегающее мир от хаоса. Для людей всегда было важно понимание мира как единого целого, и образ Мирового Древа становился для них в этом опорой. Сам образ часто фигурирует, как начальная и конечная точка отсчета.

Также, Мировое древо включило в себя образ плодородия и женщины. Часто Древо Жизни, одно из воплощений Мирового Древа, ассоциируют с женским началом, материнством. Нередко изображают Мировое Древо с источником, бьющим из-под корней, эликсиром жизни и плодородия. Эту священную воду сопоставляют с молоком матери.

Также Мировое Древо является символом пути – соединяющим мир людей с миром богов и загробным миром. По нему люди попадают в другие миры, неизвестные им дотоле.

Значение Мирового Древа в мифологии и религии разных народов

В религии и мифологии некоторых народов Мировое древо занимает центральное место. Например, в скандинавской мифологии весь мир опирается на гигантский ясень Иггдрасиль, который соединяет мир людей и мир Богов.

Но, например, в христианстве, упоминается лишь одно из воплощений Мирового Древа – Древо Жизни, которое ассоциируется с Богородицей. В Индии буддисты верят в Дерево Бодхи – священное дерево, центр мира, под которым Будда обрёл просветление. Для них Бодхи, возможно, даже не дерево, не что-то материальное, а состояние души, состояние покоя. Для буддистов это очень важный образ в их религии.

Для всех народов, в культуре которых упоминается Мировое Древо, оно играет не последнюю роль. Человек всегда стремился к гармонии, поэтому Мировое Древо стало идеальной опорой для Вселенной, поддерживающей равновесие мира во избежание хаоса.

Значение веры людей в постоянный круговорот жизни

Для людей всегда была важна вера в то, что всё вечно. Если живёшь с мыслью, что всё равно умрёшь – это угнетает. Поэтому вера людей в вечное перерождение всегда занимала одно из важнейших мест в религии и культуре. Древние индусы верили в реинкарнацию, древние скандинавы верили в то, что храбрые воины после смерти попадают в Вальхаллу. И связью между миром людей и миром Богов служило Мировое Древо. По нему на небо, в славянской мифологии поднимались души умерших. Или, в зависимости от веры, – спускались в подземный, загробный мир. Мировое Древо приобрело значение пути.

Также Мировое Древо стало символом плодородия: в славянских обрядах, связанных с плодородием, использовались ветви деревьев. Женщину начали отожествлять с деревом.

Таким образом, Мировое Древо и одно из его воплощений, Древо Жизни, играли огромную роль в вере людей в бесконечный круговорот жизни.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)