Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ пушкинского Болдина в русской поэзии XX века

Поэтическая пушкиниана огромна. Породило ее эхо губительного выстрела на Черной речке. Еще не успело смолкнуть оно, как мгновенно в списках распространилось стихотворение, в котором “Гения и Славы палачей” заклеймил позором другой славный сын отчества- М. Ю. Лермонтов

С тех пор поэты создали множество стихов, в которых выразили свое восхищение Пушкиным, пытаясь постичь масштабы его вклада в мировую культуру, драматизм его судьбы.

Особое место в Пушкиниане занимают произведения о Болдине, в первую очередь о знаменитой осени 1830года. То, что совершилось в Болдине, не назовешь иначе как Чудом.

В 1830г. Пушкин прожил в Болдине чуть меньше трех месяцев: приехал 3 сентября, отбыл 30 ноября. Здесь им было написано около трех десятков стихотворений, поэма “ Домик в Коломне”, две сказки, две главы и “Путешествие Онегина”, маленькие трагедии “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”, “Повести Белкина”. Позже в 1833 и 1834г. , в общей сложности за два с половиной месяца к ним добавились около пяти стихотворений поэмы “Анджело” и “Медный всадник”, “История Пугачева”и “Сказка о золотом петушке”.

Объяснить подобный взлет пушкинского гения можно следующим: Пушкин находиться на переломном рубеже: его раздумья о судьбах мира, о драматизме достигают невиданной глубины, на переломе находиться личная жизнь поэта: он рвется в Москву, там его ждет Гончарова, хотя он еще не уверен сложиться ли его семейная жизнь. Но существовало и еще одно обстоятельство, которое нельзя не принимать во внимание- это Болдинская осень.

Болдинским вдохновением согреты работы о Пушкине Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

Поэтесса “серебряного века”Анна Ахматова неоднократно обращалась к творческому гению А. С. Пушкина. Самое известное ее стихотворение -"Смуглый отрок бродил по аллеям. ", написанное в 1911 г. Можно еще назвать четверостишие 1962 г. :

И было сердцу ничего не надо,

Когда пила я этот жгучий зной.

«Онегина» воздушная громада,

Как облако, стояла надо мной.

Она внимательно расследовала обстоятельства, связанные с гибелью Пушкина. Об этом подробно в ее статьях "Гибель Пушкина", "Александрина" и "Слово о Пушкине". Являясь строго научными, статьи Ахматовой о Пушкине вместе с тем отражают в себе и ее глубоко личные чувства и интересы, индивидуальные черты ее неповторимого художественного мировосприятия. Так, она считала, что всякая настоящая поэзия, в том числе пушкинская, обязательно должна содержать в себе некую тайну.

Для Марины Цветаевы Пушкин был кумиром и олицетворением мужественности всей жизни, впервые она узнала о нем в детстве с картину Наумова “Дуэль” и сохранила любовь к нему на всю жизнь. Она написала книгу "Мой Пушкин"(1937г. ), где есть заметки и о пребывании поэта в Болдине. Это не литературоведческая работа-это скорее психологический этюд, попытка воскресить детское восприятие пушкинского творчества, которое - при всей наивности этого восприятия - оказалось первой, на всю жизнь неизгладимой школой не только поэтических впечатлений, но и нравственных понятий:

И шаг, и светлейший из светлых

Взгляд, коим поныне светла.

Последний - посмертный - бессмертный

Подарок России - Петра.

Но к этой теме обращались в разные годы и наши нижегородские поэты: В. Автономов, В. Авдеев, М. Ногтева, Б. Пильник, Н. Рачков, А. Фигарев, В Шамшурин, Л. Шерешевский и Юрий Адрианов.

III. Ю. А. Адрианов - достойный представитель поэзии Нижегородского края.

1)Обзор жизненного и творческого пути поэта

Юрий Андреевич Адрианов автор более тридцати сборников стихов и прозы. Лауреат 48 различных журнальных и газетных премий, лауреат Всероссийской премии им. Фета и премии Нижнего Новгорода(дважды). Заслуженный работник культуры и почетный гражданин Нижнего Новгорода.

Он родился в 18 июня 1939 году в Нижнем Новгороде. В годы Великой Отечественной войны потерял отца, погибшего на фронте при обороне Севастополя, но его образ всю жизнь питал поэта. Его бабушки были удивительными людьми. Наталия Ивановна-«мамина» бабушка была родом из Сергача. Ее голос был голосом сельской провинции, с песнями сельских праздников, с прибаутками, с мягкой грустью воспоминаний. Бабушка «папина» -Надежда Николаевна- была учительницей истории в гимназии. Дед, Василий Васильевич, действительный статский советник, преподавал математику в Аракчеевском кадетском корпусе.

Были в роду Адриановых и генералы: двоюродный дед Александр Александрович –московский вице-губернатор и двоюродный прадед- боевой офицер, участник русско-турецких войн.

Эти сведения из альбома, что бережно хранил на писательском столе Юрий Адрианов. Даже сама фамилия его берет начало на Бородинском поле. 26 августа 1812г. сын сельского дьячка из-под Клина, священник Василий Андрианов поднял оставшийся без сраженного картечью командира Литовский полк и повел на врага, неся перед собою крест, за что был отмечен особо. Позднее два сына священника Андрианова Александр и Михаил стали инженерами путей сообщения. Чтобы не путать их с другим дворянским родом, из фамилии решили убрать букву «н». Среди Адриановых были так же преподаватели и ученые. Юрий Адрианов гордился своей фамилией и возмущался, когда ее путали:

Я – рода старого осколок,

Мне памяти отраден гнет:

Он также вечен,

Как проселок,

Что к волжской пристани ведет.

В восемь лет, в 1947г. он пошел в первый класс школы№8 города Нижнего Новгорода, где были прекрасные учителя. Параллельно окончил вечернюю школу при художественном училище, ходил в музыкальную школу, потому что любил музыку, к которой его приучила бабушка по материнской линии, но не любил ей заниматься. В итоге- бросил. Его знакомые и родственники вспоминали, что после занятий он приходил с распухшими красными руками: слушать его фальшь было не возможно.

Сам он на вопрос о том, когда он впервые услышал о Пушкине отвечал так: « Впервые это было в строках «У лукоморья дуб зеленый», однако лицо поэта он уже и раньше видел на известных портретах, и оно запомнилось так же ясно, как фотографии родных и близких. » В девять лет он стал обладателем толстенной книги «Сочинений Пушкина». Ему хотелось подражать ему. 2я маленький человек, начал писать стихи о зимней дороге, которую никогда не видел. А на полях листа, вторя Пушкину, рисовал коней и какие-то профили»

Именно поэтому с девяти лет потянуло к стихам и его первым стихотворением было «Люблю я зимнюю дорогу», написанное в 1949г. Публиковать свои стихи он начал в газете «Ленинская смена» в 1957г.

Первыми его критиками был поэт Владимир Васильевич Половинкин и старейший из поэтических наставников Борис Ефимович Пильник.

Затем- филологический факультет Горьковского государственного университета. В университетскую пору он занимался изучением русского фольклора, его словесных, языковых россыпей. Летние этнографические экспедиции к берегам овеянного преданиями Светлояра и легендарного Керженца, частые и продолжительные походы через все Поволжье до Волжской дельты дали большой материал, определили круг тем для творчества».

Во время учения в университете, в Горьковском отделении Союза писателей была рекомендована его книга. Она вышла в 1963г. В том же году он был приглашен на Всесоюзное совещание молодых писателей. Семинар вел поэт Ярослав Смеляков, направивший его на литературный вечер в Политехнический музей. Дальше ему предложили издать книгу в «Молодой гвардии». Вскоре она вышла и в июне 1965г. его приняли в члены союза писателей.

С 1962 по 1967г. Юрий Адрианов работал редактором молодежных и спортивных передач Горьковской студии телевидения. Несколько раз избирался членом обкома ВЛКСМ. Принимал участие в работе XV съезда комсомола.

В июле 1967г. вместе с литераторами В. Беловым , О. Сулейменевым, Л. Васильевой участвовал в совещании молодых писателей стран социализма на родине Шолохова, в станице Вешенской, постоянно посещал Болдинские чтения, где находил новых друзей. С этими поездками связано очень много, вот его воспоминания: «У каждого своя книга воспоминаний о Пушкине. Снова припоминаются комнаты музея на мойке, холмы Молдавии, отороченное рощами ополье нижегородской земли, другие грады и веси

Так получилось, что в Михайловском я побывал раньше, чем в Болдине.

В дни месячника молодых поэтов ГДР и РСФСР мы приехали в приют поэта средь ненастных ноябрьских сумерек На свете стоял 1966г.

В музее были какие-то неисправности с электричеством. Нет худа без добра! Нам выпало нежданное: в кабинете Пушкина зажглись спутницы его вечерних раздумий- восковые свечи. Отблеск девятнадцатого века упал на камин, на старинные портреты Мы словно стояли возле порога того дня, когда звон дорожного колокольчика возвестил о приезде «друга единственного»- Ивана Пущина.

Кто- то с теплой улыбкой облачил хранителя Михайловского Семена Степановича Гейченко в пушкинский образ-«добрый домовой».

Мы с ним встречались у нас в Болдино. Но всего же особо памятна осень 1983г, когда на Псковщину приехала большая группа наших земляков, «активистов Всероссийского общества книголюбов»

Гейченко упорно называл нас «болдинцами», подчеркивая неразрывность пушкинской лиры с нижегородскими просторами. »

В канун 50-летия Октября за успешную творческую работу был награжден медалью «За трудовое отличие» и почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

Около десяти лет Юрий Андреевич возглавлял Нижегородское отделение Российского отделения фонда культуры. Как председатель этого фонда Юра внёс, безусловно, большую лепту в то, что это движение получило достойное развитие. Его глубокие энциклопедические знания по истории края, его лучших представителей помогали нам выбирать наиболее актуальные проблемы и решать их. С фондом культуры связан и выход в свет его любимого детища – книги о декабристах «Российской памяти созвездье», так назвал Юрий Адрианов эту книгу. «Самую многострадальную книгу моей жизни» - так выразился Юра при разговоре. Почти 30 лет писал он её, собирая по крупицам неизвестные материалы о нижегородцах-декабристах. Книга написана по-адриановски ярко, мудро.

С 1969г. член КПСС. На 3 и 4 съездах писателей избирался членом ревизионной комиссии Союза писателей РСФСР.

Поэт хорошо знал Север страны. В 1963 году состоялось его первое знакомство с суровыми синими гребнями полярного Урала.

1964 год – Мурманск, Карелия, Соловки, Онега.

1966 – Якутия, затем – Камчатка.

1967 – Кубань, Северный Кавказ, Ташкент, Душанбе, Самарканд, Нурек, Алма-Ата.

«Случай столь удачной поэтической судьбы- первый случай на моей памяти в нашем родном городе,» -писал о Ю. Адрианове Н. И. Кочин.

Многое дали Юрию Адрианову зарубежные поездки в Англию и Голландию, ГДР и Венгрию. Он читал свои стихи в Якутске и Берлине, в Москве и Будапеште, Ленинграде и Петропавловске- на- Камчатке, Пскове, Михайловском и Веймаре.

Затем, он ушел с работы и начал заниматься своей основной профессией- призванием- созданием стихов. После вступления В Союз писателей, он начал посещать слеты писателей, часто бывал в Болдино, знакомился. В начале 90х на одном из вечеров в кругу друзей, он познакомился со своей будущей женой Натальей Андреевной. У них было много общих интересов, особенно они любили собак борзых.

Так как он занимается поэзией, в этот период с 1980-1990 у него выходил несколько сборников. Затем в его работе наступает творческий кризис, он не может писать, не может работать. От безысходности он опускает руки, но надежное плечо его жены не дает его таланту угаснуть. С 2000 года начали появляться новые сборники, в 2004 вышел двухтомник «Избранное». Кто знает, сколько бы еще мог написать Адрианов, если бы не его смерть. 12 августа 2005г. он ушел из жизни.

Юрий Адрианов из «провинциального Гомера» превратился в поэта общенационального. Слова Даля: «Нужно иметь право сказать: я любил Отчизну свою и принес ей должную мною крупицу» полностью относятся к Адрианову и его делам.

4)Основные темы поэзии и прозы Ю. Адрианова.

Ю. Адрианов написал больше двух десятков книг, он писал о любви. Недаром первая стихотворная строчка поэта, по его собственному признанию, звучала так: “Люблю я зимнюю дорогу”. Потом тема любви расширилась, захватив и родной город, и Ваолгу, и Оку, и Керженец, и Светлояр.

Юрия Адрианова можна назвать певцом Нижегородской отчизны, а через нее и всей России. Поэтика Ю. Адрианова не так проста, как может показаться взгляду поверхностному. Она таит в себе секреты, которые нужно разглядеть. Онеа у него многогранна, многомерна, глубоко исторична и очень человечна. Он обладает редким свойством почвенного историзма, когда через молое видится многое, ненавязчиво становится отчиной общерусской. Сам автор превращается из “провинциального Гомера”в поэта общенародного, интересного всем.

Все, о чем не писал Адрианов, он писал о России и народе. Своими стихами он запечатлевал время.

А каких чертей нам не носило!

Кто жесток, кто нахален, кто пьян.

Разворовывали Россию

То Бироны, то брежневский клан!.

Или уже о временах девяностых годов:

Не синичек осенний отряд-

Нынче галки рябину громят,

Потому что к концу перестройки

Опустели в России помойки!.

Смена цвета, привычек и норм-

Все подмяла «эпоха реформ»

Тема русской природыДостаточно традиционная и вечная в национальной поэзии. Классическая традиция установила твердо и бесспорно, что никогда, ни у одного истинного поэта не бывает «видовой» пейзажной лирики, что всегда пейзаж- образное выражение лирической темы, говорящей о мысли, переживании, чувстве. С первых строчек стихов Адрианова убеждаемся: поэзия по мере поэтической, а не ремесленной.

Поэт близок по своему восприятию родной природы к художественному мышлению живописца или графика, так как он в свое время увлекался искусством. В первых книжках образ- пейзажа так и вырисовывается, как проба цвета. В стихотворении «Сотней зорь наполнен Байкал» поэт ищет, как определить цвет воды знаменитого озера, чтобы это был именно свой цвет: гранитно-серый, голубой, седой. »

Природа, по мысли поэта,- исток творчества, вечная его опора и поддержка. Стихотворение «Мой исток» говорит об истоке Волги, как источнике жизни поэта: маленький ручеек, студеная струя. Может быть и не стать ручею большой Волгой, но здесь таинство рождения новой судьбы.

В книге «Керженец» тема природы, как истока творчества приобретает особо ясное и художественно законченное слово: «Все притоки Волги мы(хоть и малые). В следующем сборнике «Братина»мотив остался почти неизмененным. Природа питает поэзию, создавая нерасторжимое с ней единство.

Природа-исток любви. Любовь неуверенная, робкая, уже на исходе природа хочет, как живое существо, вмешаться и соединить рвущие нити:

Лишь добрая полярная звезда

Ушла к тебе и окунулась в Волгу.

Поэт своеобразно мыслит на тему природы, как части своего лирического «я». Одно из самых задушевных стихотворений книги «Братина» говорит о том, что природа дана поэту в наследство с первых лет жизни, но не вся а только часть Заволжья.

Обобщенный образ-пейзаж встречается у Адрианова редко, но он всегда почти лишен описательности и перечислительных интонаций, хотя и обнимает собой большой простор и пронизан глубинным лиризмом. В пейзажной лирике Адрианова только русская земля: Нижегородчина, Сибирь, Заполярье. Бывал поэт и за границей, но в стихах отразилась только публицистика, политическая тема, чужая природа его не волновала.

Патриотическое ощущение связи с родной землей- наисовременнейшая черта современного человека, непременное его свойство. Традиции здесь переплетаются с новаторством мысли и формы, их не разделить, не разложить на части.

Тема русского искусства в поэзии Ю. Адрианова- тоже средство выражения поэтических чувств. Поэта влечет русская старина, народное искусство- зодничество, прикладное искусство, древние ваятели, резчики и богомазы.

В ранний период творчества поэт грешил бездумным эстетизмом, но главная поэтическая идея в творческой зрелости- совсем иная. В древнем искусстве он видит прежде всего бунт против угнетения, земную мечту, земное мужество, черты национального характера, религиозная идея отходит в сторону.

Адрианов в своем творчестве тему русского искусства исследует как поэт в духе современных поэтических и нравственных критериев. Патриотическое сознание поэта потребовало художественного решения и темы русского мужества, поэтического переосмысления страниц русской истории, определение боевой связи ее времен. Многие стихи Адрианова связаны с этим лирическим мотивом, и поэт все время носит в себе ощущение единства великих традиций с современностью, это чувство волнует и вдохновляет поэта.

Один из любимых исторических мотивов Адрианова- декабристы, причем его волнуют человеческие качества и дела декабристов- нижегородцев?Бестужева-Рюмина, братьев Крюковых, Анненковых, Трубецкого.

Главная почва мужества-поля Великой Отечественной. Поэт не стремиться к умозрительному воспроизведению картин, которых не видел. Он передает чувства народные по отношению к прошедшей войне. Наиболее выразительно эт о высказано в триптихе «Памяти отца».

Он писал еще и баллады о войне, в которых излюбленная поэтом мысль о связи поколений, об эстафете мужества, передаваемой из века в век. В его поэзии присутствует «вечная» тема о назначение и признании искусства, о месте поэта-современника в жизни общества. Поэт мужественно и с достоинством определяет свое «место в рабочем строю» и как бы отделяыет себя от всего, что не органично для него.

IV. Болдино в восприятии Ю. А. Адрианова- поэта и художника

1)Болдинские окрестности

Адрианов рисует осень такой, какой он видел ее сам, бывая в Болдино. Для него, как и для Пушкина, осень не была серой с проливным дождем, она для него красочная, живая, вдохновляющая. В ней он видел много оттенков, как на палитре красок. Об этом он написал стихотворение «На этюдах»(1995г):

Смешала осень на палитре краски

(Печальная сентябрьская игра!),

А я этюд писал над стылой ряской

У болдинского старого пруда

Окидывая взглядом весь осенний пейзаж, он рисовал его в своих стихах. Особое внимание он уделял листве на деверьях и под ногами. Она придает особый колорит, и яркие краски развенчивают представление о скуке. Для Адрианова:

Парк то алел, То сыпал позолотой,

То вдруг ржавела бурая листва:

Парк дремно бормотал,

Как будто кто-то

Припоминал забытые слова

Лес одевал «осени праздничный наряд» и вокруг все преображалось. Поэт использует для характеристики этой части такие эпитеты: желтый, красный, огненный, багряный, позолоченный, серебряный, - которые еще раз подчеркивают прелесть Болдинской осени.

С помощью листвы Адрианов характеризует периоды этого времени года. Сначала осень представляется во всей прелести красок, будто листва горит красным пламенем на деревьях:

Парча дубов

И бронза сосен

Глядят в остуженную ширь,

Спустилась Болдинская осень

В этих строках мы видим раннюю осень: крона деревьев еще не обсыпалась, не подули холодные ветра и не пошли дожди со снегом. А в следующих - ее конечную стадию: листвы на деревьях уже не осталось, она только шуршит под ногами, стволы оказались голыми, и природа начинает увядать:

Уже прозрачны тополя

У этих ржавых перелесков

И стоят, как перелески эти

Прозрачные насквозь

Через каждый ствол на белом свете

Хоть на миг пройдет земная ось

В каждой из этих строчек заложен особый смысл, который раскрывает нам всю прелесть осени: ее многообразие красок, игру цвета, состояние природы. Эта же пора изображена в другом стихотворении «Листы рябины- тонкие персты», так же написанные в Болдино.

Листы рябины тонкие персты

Окрасила багрянцем непогода

Вновь сходит на неяркий облик Болдина

Сияние осенней красоты.

Когда было написано это стихотворение, за окнами стояла поздняя осень. Деревья облетели, только кое-где на рябинах перед крестьянскими избушками вспыхивали грозди ярко-красных ягод. Выпал первый снег и алые краски казались еще холоднее.

Адрианов, как сказано выше, сам много раз бывал в Болдине и своими глазами он видел всю красоту. В стихах он описывает живую природу этого парка конца 20 века.

Хотя в осенние дни можно было видеть картины, подобные тем, что когда-то запечатлел Пушкин:

. Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Или ощутить запах увядающих трав или промерзающих за ночь листьев, ароматов яблок. Этому, казалось, мелкому, быстро растворяющемуся запаху Адрианов посвятил целое стихотворение «Осенние яблоки» (1997 г. ).

И в базарном воскресенье

Под широкий листопад

Вновь антоновки осенней

Всплыл печальный аромат.

покупаю у старушки,

Нежу яблочка в руке:

Им хрустел веселый Пушкин

На сентябрьском холодке!

Воздух в Болдино особый. В нем витает дух Пушкина и вдохновение Болдинской осени, поэтому люди, бывавшие там, чувствуют прилив творческих сил. Поэт пишет:

И воздух- сочный золотой налив,

А воздух- яблок золотой налив.

Кроме этого и аромата яблок, в воздухе пахнет «горячими щами», особенно поутру, когда он чист, и ощущаешь каждую перемену запаха. В одном из стихотворений Адрианов пишет:

Здесь свежесть жадно ощущали губы.

Этими словами он еще раз подчеркивает, что здесь особый даже не воздух, а атмосфера. Свежесть идей, новые задумки - вот, что приносит этот воздух.

Перед домом растет высокая, стройная, с раздвоенной верхушкой лиственница. По приданию, Пушкин привез ее совсем молоденьким деревцем с Урала в 1833 году, и посадил ее здесь. Осенью мягкая хвоя желтеет, опадает, весной появляется вновь. Адрианов увидел ее такой:

“ Это печальное дерево: его вершина обломана десятками гроз и ветров. На сухих вскинутых ветвях беспокоятся грачи. Дерево болеет. Но кажется, мучительно и жадно держится за жизнь, оставаясь едва ли не последним свидетелем света болдинских окон. ”

Еще одним удивительно красивым местом, в которое, по местным преданиям, заезжал Пушкин, была отцовская роща, разросшаяся на оврагах в двух верстах от Болдина. С давних времен называют ее Лучинником, а название придумал сам поэт.

«Однажды перед вотчинной конторой собрались наказать розгами мужика, срубившего березу в соседней роще. В вотчине оказался и Пушкин Александр Сергеевич. Спросил: «Зачем ты это сделал?»- «Света, барин, нет, лучин нащипать не из чего»,-отвечал находчивый мужик. Пушкин отменил наказание, но сказал: «Подождите рубить. Роща молодая- настоящий лучинник, потом вам же на пользу послужит. » С тех пор прикрепилось к ней это название.

Как и все окрестные рощи и аллеи , когда наступает осенняя погода, роща раскрашивается в различные цвета и напоминает собой сноп горящих лучин.

Этой роще Адрианов посвятил стихотворение « Роща Лучинник» (1978).

Гул праздника

И шум листвы под центром!

Здесь две реки слились в один порыв

Но у автора есть свое особое мнение по поводу рощи, хотя она кажется ему такой же красивой:

Но я люблю Лучинник в повечерье

Дрожащий свет березовых свечей.

Таким видит Адрианов Болдино на яву и в стихах. Деревья осенью надевают праздничный наряд, и начинают кружить листопад. А он – главное украшение этого времени года.

Однако не только в листве поэт видел великую силу Болдина. Еще большую ноту в создание поэтического образа вносят пруды, а также водная гладь реки

Адрианов настолько любил Болдино, что для него Болдино – озарение всего лучшего, что заложено в таланте. Здесь даже среди суеты литературных праздников, вечеров никогда не покидало ощущение неповторимости этого места». Именно поэтому в его стихах редко можно найти описание весенней слякоти или дождя. Во всем цикле «Болдинские этюды» встречается только два упоминания о непогоде. Первое из них «Опали листья и сошли грибы» (1995):

Опали листья и сошли грибы,

Такая серость и тоска!

След мимолетной пушкинской судьбы

Сокрыт на крае влажного оврага, - еще раз подтверждает ту мысль. Сначала, в первых двух строках идет описание этого не всегда веселого времени, которое наводит тоску на окружающих. На улице делать уже нечего, в лесу опустело, под ногами сыро, с неба обычно капает Но все это способен затмить пушкинский дух и след. Люди, которые хоть немного разбираются в искусстве, воспринимают осень, как Пушки, и стараются видеть только положительные моменты.

Вот второй отрывок об осеннем дожде:

А просторы туманятся

В зорьке неясной и кроткой

Дождь, ленивый, проснувшись,

На пашни обрушился вновь

Он более реалистический и обыденный: зори неясные, стелется туман и льет дождь. Однако необычно дано описание дождя: автор использует эпитет ленивый, олицетворение и необычное для этого случая деепричастие «проснувшись». Этим самым автор показывает, что дождь неохотно, сам того не желая, льет на пашни, кроме того он недавно проснулся и ему лень. Так же медленно, порой, плывут тучи на небосводе. А небо в осеннюю пору тоже особенное. Адрианов таким упоминает его в стихах:

А небо так щедро на синь - благодать

Он запечатлел тот редкий момент осени, когда можно увидеть чистое, синее небо, от которого на душе благодать. Оно, как желтые листья, приносит колорит в образ Болдинской осени. Но такая, светлая, красивая пора проходит, и наступает поздняя осень, когда уже не все радует глаз, даже в Болдино. Застывают пруды, скидывают листву деревья и небо становится другим. Все чаще начинают нависать над головою тугие облака и тучи:

Тугие окрепшие крылья

Плывут сквозь потоки ветром

За ярусом ярус, свинцово,

Вновь тучи плывут не спеша

Они двигаются медленно, заслоняют свет и небо кажется ниже. Поэт сравнивает их с крепкими крыльями какой-то птицы, употребляя перифраз. Они летают по небу, с одного на другое место, спешат, сами не зная куда.

В разные стороны лететь им помогает ветер. Он тоже особенный в Болдино, как и многое другое. Он переносит не только листья с деревьев на пруд:

Ветер листья надбросил ловко

И унес на заросший пруд,-

Но и создает необычную атмосферу пушкинского царства:

Где ветер гладь с озер сбивает

Среди замерзших валунов,

Виденьем странным проступает

Мерцанье болдинских трудов.

Сила этого ветра в том, что он, сбивая гладь, делает болдинские пруду еще романтичнее и красивее, хотя пруды в Болдино самый живописный уголок. И ему он посвятил многие стихи. Пруды- центральный образ для характеристики села в адриановском творчестве. Чтобы писать, ему нудно было увидеть их. Надо отметить, что автор обладал некой особенностью: писать стихи, как натюрморты, с натуры. (А писал он и то, и другой).

На берегу первого пруда- дряхлое, в несколько обхватов дерево. Это ветла, которая развесила свою крону и расположилась по берегу. Когда ее видел Адрианов, в 1959, ей было уже более 200 лет, она- немая свидетельница пребывания Пушкина в Болдине, теперь она стала еще и сломанной. Этой иве поэт посвятил стихотворение «Старой иве Усадебного парка» (1980г. ):

Надломленная кряжистая ива

Над сонным равнодушием пруда.

Еще живет,

Связуя молчаливо,

И вечность, и мятежные года.

Однако возраст не помеха, и Юрий Андреевич общается с природой, чувствует ее, только поэтому из под его пере выходят такие строки. На это указывает и название предыдущего стихотворения, которое звучит как обращение к старой иве.

Посыпанная песком дорожка ведет к нижнему пруду. Клены, акации, ветлы обрамляют его берега. У самой воды, стоит белая беседка. Подобные строеньица характерны для усадеб начала 19 века. В них отдыхали от летнего зноя, здесь назначали свидания. В этом живописном уголке сада приходят на память сцены из пушкинских произведений: «Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящею героинею романа» («Метель»).

В одном из отдаленных уголков сада Троекуровых, в беседке, встречаются герой повести «Дубровский». В дальней части сада, под старой кудрявой ивой, затаился маленький деревянный колодец. По преданию, здесь когда – то была пасека бывших крепостных Пушкиных Виляновых, откупившихся затем на волю. Рассказывают, что поэт любил гулять на пасеке. С пригорка хорошо видны поля. Они простирались до самого горизонта.

Посыпанная песком дорожкаАдрианов видел все, зная местные легенды и предания, не мог пройти мимо этих красок. В его сборнике «Болдинские этюды» есть и эта зарисовка старого колодца:

В час дум осенних,

В долгий час сомненья,

Он возникал внезапно, как презренье,

С предчувственным полета вдохновенья.

Здесь свежесть жадно ощущали губы

Первооткрытия чувствительных глубин

Как видно, на автора и на Пушкина колодец наводил одинаковое чувство – чувство вдохновенья. Простые деревянные срубы, чистая вода в колодце, крестьяне, приходящие к нему в великие просторы русского поля – вот такой простой пейзаж, без излишеств, мог творить чудеса.

Адрианов много раз обращался к прудам, им посвятил еще одно стихотворение «мерцают Болдина пруды» (1967). В его изображении пруды осенью имеют особое мерцание и сияние. Ночью в них отражается луна. Преображается, холодея лунный свет:

Любая прядь полей России

Способна озариться вдруг

Как озарялись здесь пруды

Ночами в ту былую осень

Вода становится зеленая и «молчаливая». Она не движется и замирает, создавая полнейшую тишину в Болдино:

Мерцают Болдина пруды

Зеленым охлажденным светом,

В последний раз взглянуло лето

В молчанье лунное воды.

Кроме прудов в Болдино есть чуть приметная «прожилка речонки Азанки» , больше похожей на ручеек. В документе 18 века о ней говорится: «положение село имеет при речке Азанке, по течению на правой стороне. На речке запружен пруд и при нем стоит мушная мельница о двух поставах, действие имеет весь год». Течет она причудливыми извилинами среди плоских зеленых лугов. В стихотворении «Ветряная мельница» есть такие строки:

У Болдина над речкой Азанкой,

Где струи тихи, словно детский сон

Недвижимо, потеряно и странно

Она глядит в полдневный небосклон.

В них автор сравнивает ее струи по тишине с детским сном, что, еще раз убеждает нас, в ее медленном, неторопливом течении. До сих пор на ее берегу стоит старая мельница, напоминая о прошлом:

Обращена всем взором в день вчерашний

Остывший, как осенняя трава,

Маяк полей пшеничных, башня пашен,

У ног ее уснули жернова.

Автор сравнивает ее с маяком полей и пашен, придавая ей особо важное значение. Делает это, потому что для бедных крестьян, живущих в Болдино в 18 – 20 век это единственное спасение от холода. Они работали на ней не покладая рук, благо и мельница вертелась круглый год:

Бессонный друг крестьянской давней доли

Уставшая от ветров и прудов,

Чьи жернова от жатв перемололи,

А в каждой жатве было сто потов

Таким было Болдина для Адрианова. Он воспринимал его как «символ творческого взлета для каждого, кто потрудился на ниве литературы и кто хоть на день ощутил волну вдохновенья». Он видел эти красоты, замечал все прелести парков и аллей, свет прозрачной луны, отраженной в глади прудов и речки, чувствовал этот необычный воздух, которым дышал когда-то Пушкин.

2)Мотив тишины и уюта.

В творчестве Адрианова, в цикле «Болдинские этюды»,часто в стихотворении встречается мотив тишины и уюта. Она возникает не случайно.

Во-первых, все это связано с Пушкиным. В первый раз он приезжает в Болдино исключительно в деловых целях – ему нужны деньги на свадьбу. Он еще не представляет, чем станет для него эта Болдинская осень и как он будет стремиться туда. Вторая поездка в 1833 году была уже целенаправленной для творчества. Многое случилось в его жизни за три года. Он женился. У него уже было двое детей. Заботясь о материальном положении семьи, он вынужден был поступить на службу. Служба открыла поэту доступ в архивы. 1831-1833 годы – время серьезнейших раздумий его над современностью, интереса к глубинным процессам истории, к прошлому России.

Между тем столичная суета мало соответствовала его душевным наклонностям.

Пушкин не раз вспоминал болдинское одиночество: степи, прогулки верхом, тихие размеренные дни, отданные любимому труду, необычайный даже для него самого прилив творческих сил, испытанный там. И снова потянуло в эти краяА стремился в Болдино, потому что здесь была особенная сосредоточенная тишина, о которой он мечтал.

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуби звучнее голос мирный

Живее творческие сны.

У Пушкина в этой тишине рождались лучшие произведения:

И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне;

Душа стесняется лирическим волненьям.

Вот ответ на вопрос: «Что значила для Пушкина тишина этого села и уютного кабинета?»Во – вторых у поэта во время пребывания в Болдино, рождалось собственное чувство вдохновения, поэтому осень и нашла отражение во многих стихах Адрианова.

Тишина становится еще одной характерной чертой Болдина. Она исходит от прудов: ночью они не движны, ветра нет, птицы улетели и на улице ни души:

И ложатся чувства человечьи

На окно озерной тишины.

Однако «Молчание алей- не сон погоста». Эта тишина не похожа на ту, которая распространена на сельских кладбищах, это не мертвенная тишина. Это тишина- вдохновение. Слушая ее, в голову приходят строки и будущие стихи. В ней слышен голол Пушкина из XVIII века:

И молод парк, и дом другой

Сюда пришла судьба иная,

Лишь в хладных сумерках витает

Дух, озаренный тишиной!

Используя такое художественное средство, как параллелизм, автор ставит в один ряд Пушкина и «духа, озаренного тишиной». Это легко объяснить: Пушкин творил в полной тишине, так для него открывалась тайна вдохновения:

А в тишине открытой, непривычной

Вставала тайна плотная, как ночь.

В стихотворении, посвященному А. В. Кесселю «Опали листья и сошли грубы», автор использует необычный эпитет «мемориальная» тишина для того, чтобы подчеркнуть - все в Болдино имеет отпечаток гостившего поэта:

Прибежище осин и бересклета,-

Для нас навек живой мемориал

Хранящий тень великого поэта.

Мемориальна эта тишина

Адрианов через стихи утверждает, что для каждого человека на земле сыщется уголок, который вдохновляет его. И этим уголком не будет шумный город с бешенным темпом жизни, а это будет тихая улочка, где можно не торопясь, задуматься о жизни :

Для каждого сыщется где-то

Молчанье, простор, тишина

И краешек блеклый рассвета,

Что виден тебе из окна.

Но кроме тишины, для создания стихов поэту нужно уютное место, где ничто не мешает и не отвлекает. Для Пушкина в Болдине таким местом был его рабочий кабинет. Из всей усадьбы он выбрал только одну комнатку, где мерно тикают часы, вдоль стен только самая необходимая мебель: невысокий книжный шкаф, диван, бюро с широкой откидной доской. Но особое внимание привлекает письменный стол, стоящий в центре комнаты. Стул перед ним отодвинут, будто хозяин кабинета только что вышел на минутку. На зеленом сукне « Антология английской поэзии», чернильный прибор и множество рукописных тетрадей. Но и пространство кабинета было расширено. Дом Пушкина и все Болдино было месвтом его творчества. Это подметил и отразил в своем стихотворении «Деревня- наш кабинет» Адрианов:

Венчали свершение лета,

Когда средь раздумий и бед,

Деревню назвал «кабинетом»

Опальный российский поэт.

Оно написано в 1997г. во время очередного пребывания Адрианова в Болдино. Стоит обратить внимание на заголовок «наш кабинет». Автор пишет так, потому что для каждого посетителя Болдина это село становится творческой мастерской.

Повествование ведется от третьего лица так, что в стихотворении нет лирического героя, и оно представляет собой авторский рассказ-размышление. По мнению автора, все в деревне есть, чтобы создать счастье писателя:

Все рядом- и песни, и сказки,

И былей живая молва.

Шумит над изорванной ряской

Серебряных ветел листва.

Она помогает забыть беды и печали, хотя бы на время, ощутить счастье и пополнение творческих сил. Деревня дает шанс задуматься над жизнью. И он предоставляется каждому:

И временно скрыты напасти,

Простерт благодатный покров.

И сходит незримое счастье

В движении мысли и слов.

В нем соединены сразу несколько тем и мотивов: мотив тишины и уюта, тема вдохновения, тема человеческого счастья. Соединяя все это воедино, у Адрианова получается замечательное стихотворение «Деревня - наш кабинет».

Композиция его проста: здесь всего четыре строфы, но всего можно выделить три части, соединив 2 и 4 в одну. Первый абзац- отдельная часть. Он представляет собой некую. Предысторию с несколькими точными фактами: в начале осени Пушкин назвал своим кабинетом село Болдино. Вторая часть, которая состоит из 2 и 4 абзаца, относится к теме счастья: все есть в деревне и даже сходит «незримое счастье». Последняя часть-это, своего рода, авторское обещание, исполнение которого обязательно произойдет.

Что касается языка, то текст построен с помощью четырехстопного амфибрахия и перекрестной неточной рифмы. В нем встречаются различные тропы и фигуры: метафора(сходит счастье), олицетворение(тишина сыщется), эпитеты(живая молва, серебряная листва), перифраз (опальный российский поэт).

V. Заключение

Среди тысяч и тысяч гостей на болдинскую землю каждый год приезжают непременно литераторы – поэты, прозаики, исследователи- пушкинисты. Тропа не зарастает, «болдинское величие» наполняется вдохновением новых дарований. В аллеях болдинского парка звучали знакомые для миллионов людей голоса Иннокентия Смоктуновского и Ираклия Андронникова, читали свои стихи Павел Антокольский и Михаил Дудин, Маргарита Алигер и Юлия Друнина, оставили страницы размышлений Юрий Нагибин, Михаил Зощенко, Даниил Гранин, Виктор Боков и Андрей Дементьев, Евгений Долмматский и Лев Озеров, Давид Самойлов и Борис Слуцкий

Все это - болдинское братство. Братство одаренных, неравнодушных людей, которые познали красоту пушкинской обители и хотят об этом рассказать миру.

Души сокрытое богатство

Под стаей листопадных дней:

В России существует братство

Влюбленных в Болдино людей

Как лес осенний, разнолико,

Едино лишь в любви к Творцу,

Едино в поклоненье к книгам

И поклонении певцу.

Средь светлой пушкинской печали

Для встречи с русскою строкой,

Есть души, что давно познали

Просторный болдинский покой

Здесь мир общения с друзьями

Нам уготовила судьба,

Здесь вновь озябшими полями

Зовет знакомая тропа.

Зовет за робкую Азанку

На взгорья по седой росе,

Сентябрьским утром, спозаранку,

Спеша поодаль от шоссе,

Зовет в обитель вдохновенья

И оборвется у крыльца

И страшные времен смещенья

Тревожат памятью сердца.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)