Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ русалки в русской литературе

К числу наиболее популярных образов русской демонологии относится русалка. Этот мифологический персонаж в фольклорных сказках встречается очень редко, а вот в литературной сказке он получил более широкое распространение у В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, А. Ремизова, Н. Гумилева, А. Н. Толстого, В. В. Набокова и др.

Актуальность работы заключается в следующем: несмотря на то, что изучению образа русалки посвящены работы Г. С. Беляковой «Славянская мифология», М. Семеновой «Мы - славяне», Н. Крюковой «Русалка и другие мифологические образы в народном творчестве, но исследователи не рассматривают подробно этот образ в произведениях русских писателей и поэтов.

Объектом - исследования работы, являются стихотворения «Русалка» А. С. Пушкина, одноименный текст М. Ю. Лермонтова, а так же произведения Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Майская ночь или утопленница», предметом – символика русалки в них.

Цель статьи: Выявить специфику образа русалки в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.

Задачи:

1) Рассмотреть особенности трактовки образа русалки в славянской мифологии;

2) Выявить особенности данного образа в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.

В ходе исследования по данной теме, пришли к выводу, что в русской литературе рано сложился собственный образ русалки, опирающийся на русские народные поверья, но часто он бывает наделен и чертами близкого ей европейского персонажа.

Так А. С. Пушкин при описании русалки опирается на фольклор и славянскую мифологию, описывая: ее прекрасный внешний облик: волосы, бледность и злую, губительную силу русалки, но в тоже время вводит новые элементы: образ монаха, противостоящий русалке и по своей вере, и по образу жизни. Происходит столкновение: «грешная» дева губит «безгрешного». Антитеза – противопоставление – русалки («некрещеные дети») и «крещеный человек» подчеркивает враждебность языческих стихий и христианских представлений. Поэт делает акцент на роковом сочетании внешней привлекательности и смертельной опасности.

У М. Ю. Лермонтова русалка связана как с традиционными трактовками образа, взятыми из европейской традиции (она обладает очаровывающим голосом), так и оригинальными авторскими: недостаточно раскрытый сам образ (внешность, характер), но русалка предстает в виде рассказчика о мертвом витязе в смерти которого не виновата: она тоскует о неразделенной любви к нему, т. е русалка – беззлобное существо, способное на любовь к человеку.

Н. В. Гоголь, раскрывая образ своей русалки, отмечает, что она, так же как и традиционная, заманивает к себе мужчин, живет в воде, подчеркивает ее бледность.

В изображении писателя русалки выступают как символ красоты водной стихии, хотя с давних времен в славянской мифологии они являются символом опасности, которая преследует человека.

Кроме того, гоголевская русалка отличается от традиционного образа тем, что вступает в диалог с человеком. Гоголь не только раскрывает всю красоту данного образа, но и показывает ее отношения человеком: русалочка не только говорит с героем, но и просит о помощи.

Таким образом, вошедший в русскую литературу фольклорный облик русалки, трансформировался у поэтов и писателей: они наделяли его собственными чертами и характерами. У А. С. Пушкина показана русалка – «Дева - губительница», у М. Ю. Лермонтова - «Дева - рассказчица», а Н. В. Гоголя – «Дева - собеседник». При раскрытии данного образа все меньше берется из традиций, а добавляется авторское.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)