Бизнес  ->  Финансы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ средневекового купца в русской литературе

B древней Руси купцы не только вели торговлю. Они сыграли большую роль в истории, культурном обмене между странами. Купцы часто занимали высокое положение в государстве. А кто будет открывать новые земли? Такие экспедиции снаряжались очень редко, поэтому, путешествуя, купцы изучали обычаи неизвестных ранее народов, новые растения, животных

Многие люди представляют себе древнерусского купца толстым, чинным, нечестным, богатым человеком, но это не совсем так, а точнее, совсем не так. Наверное, многие, в том числе и я, ориентируются на образ сегодняшних торговцев, которые то и дело пытаются тебя обсчитать или обвесить. Но купцы того времени разительно отличались от нынешних.

Торговые путешествия в то время были очень опасным занятием. На купеческие караваны часто нападали местные феодальные властители и разбойники, державшие под неусыпным наблюдением торговые пути. Да и кораблей надежных делать тогда не умели, так что в купцы шли люди смелые, готовые рисковать, решительные. Рисковали купцы не только товаром, но и своей жизнью. Товар часто надо было брать в кредит, поэтому даже самые богатые купцы не могли позволить себе покупку больших партий товара. Ведь раз в кредит взял, то и вернуть должен, иначе тебя или членов твоей семьи могли бы сделать рабами, а то, что тебя ограбили, никого не волновало.

Купцы имели большое влияние на политику государства. Например, выходец из купеческой среды Василий Мамырев занимал пост дьяка посольского приказа, то есть ведал всеми внешними делами Московского государства. Но многие купцы сами были выходцами из простого народа и своей предприимчивостью наживали себе состояния.

Путешествовать ради исследования новых земель в то время себе не могли позволить, поэтому купцы, которые и оправлялись в подобные экспедиции, являлись не только торговцами, но и первыми географами. Они осуществляли культурный обмен между разными странами, ведь после их путешествий люди перестали думать, что в Индии живут шестирукие, двухголовые чудовища. Конечно, такое сословие, которое принесло много пользы всему русскому народу, не могло остаться не замеченным для литературы того времени.

Афанасий Никитин являлся представителем как раз этого сословия. После себя он оставил свой труд – путевые заметки, которые впоследствии сильно изменили представления русских людей о быте и жизни народов Востока.

Все, что нам известно об этом купце, как раз и черпается из этих путевых заметок, которые он сам назвал «Хожение за три моря». В этих записках купец рассказал о своем путешествии в Индию с 1466 по 1472 гг.

Сам жанр «хождение» подразумевает паломничество. Под таким названием писали о своих путешествиях древнерусские паломники. Но вот у Афанасия все наоборот, он совершает «паломничество» в места отдаленные, далекие от христианства, христианских святынь.

Торговый караван готовился отправиться из Нижнего Новгорода в Ширванское царство, вниз по Волге до Каспия. До Астрахани купеческие корабли добрались благополучно, но под Астраханью на них напали татары. Корабли были захвачены и разграблены. Афанасий Никитин не мог вернуться домой, ведь там бы он за долги стал холопом, а купеческая честь не могла позволить такого. « Я тогда покинул свое судно и перелез с товарищами своими на судно послово. Поехали мимо Астрахани, а месяц светит, и царь нас видел. Татары кричат нам: «Качма, не бегите!» А мы не слышали ничего. <> За наши грехи царь послал в погоню всю свою орду». Из всего каравана уцелело только два корабля, но один из них впоследствии разбился во время шторма. С ними Афанасий отправился в Баку, из Баку перебрался в Персию, а оттуда уже в Индию.

Как я и говорил, Афанасий Никитин был настоящим купцом, смелым, предприимчивым, но когда потерпел крушение, можно сказать, крах в своем деле, то не опустил руки. Это говорит о его целеустремленности, ведь не каждый человек, который потерпел неудачу в своем начинании, сможет продолжить достижение своей цели. Также он был коммуникабельным, сумел наладить связи с местными купцами, знатью. «Тут познакомился со многими индийцами и сообщил им о вере своей, что я христианин, а не мусульманин, и имя мое Афанасий, по-мусульмански Ходжа Юсуф из Хорсани. После этого они не стали от меня таиться ни в чем, ни в еде, ни в торговле, ни в молитве, ни в иных делах».

Афанасий был хорошо образован. Имел неплохие познания в географии и быстро учил местные языки. Во второй половине своего повествования он часто употребляет иностранные слова, а иногда часть текста вообще пишет по-персидски или по-индийски. «Есть в том Алянде птица «гукукь», летает ночью и кричит «гук-гук»; « договорился с индусами пойти к Парвату – их Иерусалим, а по-мусульмански Мекка, где их святыня (бутхана)». « Договорился с индусами пойти к Парвату - их Иерусалим, а по-мусульмански Мекка, где их святыня (бутхана)»

Примечателен тот факт, что критику в адрес порядков в Индии и на Руси (что крестьяне и на Руси, и в Индии бедны и что бояре тяжко угнетают их) Никитин написал на иностранном языке, чтобы не прочитали те, кому это могло не понравиться (а не понравиться это могло представителям власти). Или вот такое его замечание: «В Индийской земле княжат все хорсанцы. Индостанцы все пешеходы, они ходят хорсанцев, которые только на конях, а все прочие пешие ходят быстро, и все наги и босы, да щит в руке, в другой – меч».

Также Афанасий знал местные законы, например, в Индию он вез коня, а это освобождало его от довольно высокой пошлины. «И я, грешный, привез жеребца в Индийскую землю; дошел же до Джунира благодаря Бога здоровым, а стоил мне он сто рублей». Хоть Афанасий Никитин и чтил местные обычаи и законы, но и свою веру и родину не забывал. Как христианин, он в своем произведении часто обращается к Богу и жалуется на то, что он встречает Пасху далеко от дома. «Господь мой, Бог покровитель, Бог всевышний, Бог милосердный, Бог милостивый. Хвала Богу! Уже прошли 4 Пасхи в мусульманской земле, а христианства я не оставил»

Трудно ему было также принять, что в Индии все «голые» ходили, ведь на Руси женщины, наоборот, прятали всякую наготу: « И есть Индийская страна, и люди все ходят нагие: голова не покрыта, груди голы, волосы в одну косу сплетены».

Интересно, что Афанасий не жалуется на свою горькую судьбу, хотя пережил он многое: его несколько раз грабили, долго он был на чужбине. Это говорит о том, что Афанасий Никитин был терпеливым человеком и стойко переносил все тяготы судьбы. Эта черта вообще характерна для любого русского человека, да и для народа в целом.

Большую роль сыграл этот труд Афанасия Никитина в этимологии, появились новые слова, новые кулинарные рецепты. Например, всем известное слово «алмаз» вошло в русский язык именно со страниц «Хожения». Афанасий описал фрукты доселе неизвестные в нашей стране: финики, имбирь, кокосовые орехи, перец, корицу. « В течение четырех месяцев всюду была вода и грязь. В те же дни у них пашут и сеют пшеницу, рис (просо), горох и все съестное. Вино же у них приготавливают в больших кокосовых индийских орехах, а брагу – из татны». (Слово «татна» одними комментаторами переводится как сосуд, другими как кора или растение, из которого приготавливается опьяняющий напиток. )

К чужим религиям Афанасий не относится с неуважением - он даже с интересом рассказывает про некоторые обычаи: «А сама бутхана весьма велика, с пол-Твери, каменная, и вырезаны по ней деяния Бутовы как Бут чудеса творил, как являлся во многих образах: первое – в образе человека, второе – в образе человека, но с хоботом слона; третье – человеком в виде обезьяны; четвертое – человеком в образе лютого зверя».

Но самого главное, что прослеживается на страницах «Хожения», это, конечно, любовь и тоска по родине и вере. Часто Афанасий сокрушается, что не соблюдает поста. Он постоянно обращается к Богу с молитвами о скором своем возвращении. «Мусульманин же Мелик много понуждал меня обратиться в веру мусульманскую. Я же говорил ему: «Господин! Ты совершаешь молитву, и я также совершаю; ты пять молитв читаешь, я три молитвы читаю; я чужеземец, а ты здешний». Он же мне сказал: «Истинно ты представляешься не мусульманином, но и христианства ты не знаешь». Я же впал во многие размышления и подумал: «Горе мне, окаянному, что от пути истинного заблудился, а другого пути не знаю, куда пойти». Афанасию очень тяжело осознавать, что он отступился от веры (хотя на самом деле все было наоборот - его вера только укрепилась в этих испытаниях).

Тверской купец Афанасий Никитин невольно прославил себя сам, но и русский народ прославлял купцов, складывал о них сказания, былины. В разных местностях, наряду с былинами об Алеше Поповиче и Владимире Красно Солнышке, ходили повествования о жизни сказочного купца Садко.

Былины о новгородском купце были очень популярны на Руси; в них повествуется о простом, небогатом человеке, который своим умением играть на гуслях нажил себе состояние:

Во славном в Нове-граде

Как был Садке купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было,

Одни гусельки яровчаты.

Дальше в былине рассказывается о том, как Садко разбогател. Сначала, когда играл он на берегу Ильмень-озера, то встретился с Морским царем, которому понравилась игра Садко на гуслях. Царь посоветовал ему биться об заклад, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями. Он побился об заклад с новгородскими купцами и разбогател. Потом на одном из пиров Садко опять спорит с другими купцами о том, что на свое состояние он сможет выкупить все новгородские товары. Конечно, Садко это не удалось, и он заплатил сумму, на которую заключался спор. Это демонстрирует тот факт, что люди, которые слагали эти былины, считали, что честность, верность данному слову - это качества присущие древним купцам, но купцы иногда могли и зарваться, во всяком случае, идеальными их никто не считал.

Затем Садко повез товары, которые выкупил, на продажу, но в море его застал сильный шторм. Все на корабле кинули жребий в море, чтобы принести жертву Морскому царю (это может свидетельствовать о некоторых пережитках язычества), и утонул жребий Садко. Дружина Садкова сделала «дощечку» ему и пустила в море. В подводном мире купец опять встретился с Морским царем и играл ему на гуслях, а царь плясал, да так плясал, что шторм на море поднялся. И явился Садко образ Миколы Можайского да сказал, чтоб тот порвал себе струны на гуслях. Садко последовал совету святого. Царь морской, увидав, что Садко не играет на гуслях, поинтересовался, почему он прекратил игру, и тот ответил, что все струны у него оборвались. Царь, недолго думая (надо же гостя чем-то занять!), предложил Садко жениться. По совету все того же Миколы, Садко должен был пропустить три раза по триста девиц и только после этого выбрать себе 901-ую. Садко сделал так, да и проснулся он в Новгороде на следующее утро.

В ряде былин присутствует и такой мотив:

Во царском во ко да во кобаке.

Ай, да во кобаке,

Ой-да, как и пьет-то Садков,

Пьяный напива напивается,

Ой-да, как и пьет-то Садков.

Также некоторые былины повествуют о том, как Садко в разгульном настроении похваляется, что выкупит все новгородские товары. Этот момент, который несколько иначе отображен в других былинах, показывает, что Садко не идеал, чем и близок простому народу. Но заметим, что Садко, проспорив, отдает долг.

Отметим еще одну деталь: во всех былинах Садко играет на гуслях. Для людей того времени купец – это выходец из народа, и поэтому авторы былин делают своего героя гусляром, чтобы показать, что Садко не далек от простого люда, в нем живет народная душа. В «Хождении за три моря» Афанасия Никитина есть критика в адрес бояр, мол, они угнетают крестьян. Купец встает на сторону народа. Поэтому и сочинялись про купцов сказания, ведь про неугодных людей, которые угнетают народ, сказаний не будут складывать. Видимо, купец выступал в роли защитника крестьян.

Честь для купца имела большое значение. Купец не мог пойти против данного слова (надо вспомнить, что большинство договоров того времени заключалось в устной форме, поэтому, чтобы заключать такие сделки, человеку надо доверять). Так, Садко отдает проигранную им сумму за не скупленные им новгородские товары, а Афанасий Никитин не возвращается домой после того, как его грабят татары. Вот и в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, вопрос чести становится самым главным.

В произведении Лермонтова купец Калашников предстает защитником чести своей семьи. Эту самую честь он ставит выше своей жизни. Для купца было важно, как о нем будут думать соседи, народ. А что это за купец, который жены своей защитить не может? Опричников в народе никто не любил, они грабили, убивали нещадно. Поэтому героизм купца особо подчеркивается положением его противника: Кирибеевич приближен к царю, что позволяет ему чувствовать свою безнаказанность.

Беда для Калашникова начинается с того, что, на его беду, молодой опричник Кирибеевич влюбляется в жену купца, Алену Дмитриевну. Да это бы была еще не велика беда, только вот царь Иван Васильевич прознает об этом и решает помочь:

Ну, мой верный слуга! я твоей беде,

Твоему горю пособить постараюся.

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алене Дмитриевне:

Как полюбишься - празднуй свадебку,

Не полюбишься - не прогневайся.

Таким образом, обманом (царь не знал, что возлюбленная его верного опричника – замужняя женщина) Кирибеевич получает царское благословение на свою любовь.

Вот однажды, когда Алена Дмитриевна возвращалась домой, Кирибеевич решил «объясниться в любви». Гордый опричник выбрал свой путь завоевания сердца купеческой жены. Когда Алена Дмитриевна пришла домой, то муж, который волновался о том, где была его жена, высказал свои ревнивые подозрения. Но Алена Дмитриевна поведала ему о том, что сделал наглый опричник.

Для Калашникова честь, причем честь жены, была дороже жизни. Вряд ли смог бы купец продолжать жить спокойно, имея такое позорное пятно на своем семействе. Не надо забывать, что это средневековье, а в списке добродетелей тех времен честь была на первом месте. Лермонтов подчеркивает всю сложность этой ситуации для Калашникова. На Руси настали трудные времена: жестокий царь Иван Васильевич Грозный создает опричное войско, которое безнаказанно грабит, убивает ни в чем не повинных людей. В одном только Новгороде опричники убивают 15 тысяч мирного населения. К слову, честные люди в это войско не шли: какому честному человеку, без отклонений в психике, понравится истреблять своих соседей, сограждан? Кирибеевич, одержимый самолюбивыми устремлениями, как раз и является ярким представителем такой плеяды людей. Чтобы добиться «любви» (которую скорее можно считать пошлой страстью, но не больше), опричник оскверняет честь порядочной женщины. Конечно, долгом Калашникова было отомстить ему.

Удачным случаем свести счеты представились кулачные бои на Москве-реке.

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться.

Почему Лермонтов сводит своих героев на глазах у всего народа? Мне кажется, это лучший способ смыть с себя ту грязь, которой запятнал Калашникова Кирибеевич, ведь, я думаю, весть об этом дерзком поступке опричника облетела пол-Москвы, и поэтому важно было оправдать себя перед народом. Да и перед собой не оказаться трусом очень важно, ведь кто имеет право считать тебя ничтожеством? Кто имеет права вмешиваться в твою семейную жизнь? Пусть Калашников по социальному положению ниже Кирибеевича (Степан Парамонович был мелким купцом, который сам торговал у себя в лавочке), но по своему духу и нравственности в несколько раз выше его.

Перед битвой идет Степан Калашников к братьям своим, рассказывает, какая беда с ним приключилась. Конечно, те всегда готовы помочь брату, ведь в те времена особенно старались стоять за родственников, и оскорбление кого-либо из членов семьи воспринималось как личное оскорбление. В этом эпизоде показана незыблемость семейных устоев, которые свято хранит Калашников. По мысли Лермонтова, это очень важно для человека – его род, связь со своими корнями.

Я скажу вам, братцы любезные,

Что лиха беда со мною приключилась:

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич;

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.

В самом бою и пред ним, демонстрируя дерзость и наглость, опричник чувствует себя безнаказанно: кто же посмеет пойти против царского слуги?! Калашников отчетливо понимает, что идет на смерть.

В бою Калашников убивает Кирибеевича:

Размахнулся тогда Кирибеевич

И ударил в первой купца Калашникова,

И ударил его посередь груди -

Затрещала грудь молодецкая,

Пошатнулся Степан Парамонович; <> Изловчился он (Калашников), изготовился,

Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал замертво.

После этой «победы» царь вызывает Степана Калашникова и спрашивает, специально ли он убил Кирибеевича. Калашников мог бы избежать кончины, сказав, что убил опричника случайно или открыть всю правду, сделав доброе имя своей семьи предметом для сплетен, но он избегает этот, безусловно, позорный, путь.

Калашникова казнили, но почему-то Лермонтов заканчивает свою поэму не панихидой по купцу, а другими строчками:

Гей вы, ребята удалые,

Гусляры молодые,

Голоса заливные!

Красно начинали - красно и кончайте,

Каждому правдою и честью воздайте.

Тороватому боярину слава!

И красавице боярыне слава!

И всему народу христианскому слава!

Эта песнь показывает истинный русский дух, который не сломать ни одному тирану, русский дух, которому было суждено многое пройти, многое пережить. И купец являлся примером душевной стойкости и человеческого достоинства.

Образ купца предстает перед нами и в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». У героя этой сказки - древнерусского купца - было три дочери. И вот однажды, отправившись в очередное путешествие, он позвал своих дочерей и велел им попросить каких-нибудь подарков из заморских стран. Две старшие захотели подарки изощренные, но где их искать, купец знал, а вот младшая попросила аленький цветочек, «которого бы не было краше на белом свете».

Нашел двум дочерям купец подарки, а вот младшей найти не может. Но тут удачный случай ему подвернулся: напали на него разбойники, но он отказался им сдаваться и убежал в темный лес. Там он нашел волшебный дворец, а во дворце и аленький цветочек. Сорвав его, купец услышал: "Умереть тебе смертью безвременною!" И сказало ему чудище страшное, чтоб он либо привел одну из своих дочерей, либо попрощался с жизнью.

Купец вернулся домой и поведал страшную историю, которая с ним приключилась. Две старшие дочери не согласились ехать к чудищу, а младшая решила спасти отца и отправилась туда. Далее сказка повествует о жизни девушки во дворце, но фигуры купца в сказке больше нет, поэтому остановимся на рассказанном ранее отрывке.

Здесь мы можем заметить некоторые качества, которые народ выделял в купцах, ведь сказка Аксакова написана на фольклорной основе.

Мне кажется, что, по мнению народа, купцы были гордыми и свободолюбивыми. Свобода для них очень много значила. В те времена, когда войны не велись, в плен чаще всего попадались купцы. А кто побывал в плену, знает вкус свободы. Вот и купец из этой сказки не сдался разбойникам, а убежал в лес, вроде как на верную гибель (конечно, он потом нашел дворец в лесу, но сам он этого не мог знать заранее, поэтому можно утверждать, что шел на верную гибель): «Пусть-де меня растерзают звери лютые, чем попасться мне в руки разбойничьи, поганые, и доживать свой век в плену во неволе».

На Руси всегда верили слову купеческому, да это, в общем-то, и понятно: если бы купец обманывал часто, то никто с ним не имел бы дела. Вот и чудище говорит: «Я отпущу тебя домой невредимого, награжу казной несчетною, подарю цветочек аленький, коли дашь ты мне слово честное купецкое, что пришлешь заместо себя одну из дочерей своих, хороших, пригожих».

Конечно, конец у сказки был счастливый, на то она и сказка: чудище стало прекрасным царевичем, девушка полюбила его, и все жили долго и счастливо

В результате проведенного исследования мы можем выделить несколько основных черт характера средневекового купца, которые представлены в произведениях русской литературы.

Во-первых, как Афанасий Никитин, так и Садко были близки простому народу. Это и не случайно, ведь само сословие возникло не от знатных бояр или князей. Первыми купцами были разбогатевшие крестьяне и ремесленники, поэтому многие из них помнили свое происхождение, что не давало этому сословию оторваться от своих корней.

Во-вторых, любой человек, который занимался, как бы сейчас сказали, коммерцией, должен был быть предприимчивым и целеустремленным, ведь в таком рискованном деле купец мог потерпеть неудачу, но при этом не опустить руки и продолжать бороться за свою жизнь и свободу.

В-третьих, купцы отличались верностью данному ими слову. Это мы видим в «Аленьком цветочке» и в былинах о Садко. И я уже говорил, что купцами становились только честные люди.

В-четвертых, купцы должны были быть смелыми, ведь на их долю выпадало много испытаний. Им нельзя было теряться перед лицом опасности. Эти качества мы заметили и у Садко, и у Афанасия Никитина, и у Степана Калашникова.

И, наконец, купцы дорожили своей честью, готовы были защищать ее перед лицом смерти. Мне кажется, что это достойно не только купца, но и любого настоящего человека.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)