Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ цветка в повести В. П. Астафьева «Стародуб»

Астафьев является мастером, знатоком литературы, он очень тонко подбирает такие названия, в которых скрыт глубокий смысл. Название «Стародуб» символично. И эта повесть, несомненно, по мнению многих критиков, является первым зрелым произведением Астафьева.

В. П. Астафьев- наш земляк. Он родился в поселке Овсянка Красноярского края. Я была в его родном доме, на его могиле. Что меня поразило? Это множество цветов вокруг. Он очень любил таежные сибирские цветы. Особенно любил цветок, которым названа повесть «Стародуб».

Виктор Петрович прожил долгую нелегкую жизнь, побывал в разных уголках России и убедился в том, что самые красивые цветы растут именно в Сибири. Я считаю, что именно природа и ее ценности являются главными составляющими нашей Земли. Растения покрывают большую часть планеты, они «украшают» нашу жизнь, нашу Родину; и цветы есть «что-то святое», восхищающее своей красотой человека. Недаром Виктор Петрович называл Сибирь «страной цветов». Но проходит время, уходят годы, и мы с болью наблюдаем, как вымирают, угасают разливы сибирских цветов.

«Кто-то из налетом побывавших в Сибири «знатоков»,- пишет В. П. Астафьев,- печатно брякнул, будто цветы у нас не пахнут. И пошла небыль кочевать на бумаге. Нет, и наши цветы пахнут, причем пахнут по-особому. Вот, допустим, у стародубов запах густ, таежен, таит в себе какую-то пещерную мрачность, а в цветении он застенчив и прекрасен этой застенчивостью. Понюхав потаенный цветок стародуб, не скажешь растроганно: «Ах, какая прелесть», но непременно примолкнешь в себе, и что-то древностью веющее встревожит память. »(Посох памяти).

Прочитав этот отрывок, захотелось тут же в реальности перенестись в тайгу и ощутить все прелести цветка стародуба.

Поэтому цель моего исследования:понять, символом чего является образ цветка в повести «Стародуб» и объяснить его художественную функцию. Исходя из этого, я поставила следующие задачи:

  • объяснить смысл названия повести;
  • выяснить, какова роль цветка в повести;
  • понять, почему стародуб-любимый цветок Астафьева.

Объектом исследования стало творчество В. П. Астафьева, а конкретно повесть «Стародуб». Предметом исследования-образ цветка в данной повести. Отсюда метод исследования-анализ текста повести «Стародуб».

В основу «Стародуба» положен самобытный материал о сибирском, таежном кержацком селе Вырубы со всеми его обитателями, с укладом жизни, «с древлеотеческими устоями».

В центре событий лежит судьба охотника Култыша, который «великой светлой любовью побратался с тайгой, берег ее». На примере его жизни и истории села Вырубы, через их отношение к природе автор старается показать, что таежные законы мудрее и справедливее человеческих. Виктор Петрович любил тайгу, знал ее суровые законы, любовался и наслаждался ее красотами всю жизнь. От своей бабушки, которая была травницей, он унаследовал знание трав да цветов и любовь к ним и, уже став известным писателем, Виктор Петрович сохранил веру в то, что цветы наделяют человека красотой, добротой и любовью друг к другу.

Неизгладима любовь Виктора Петровича к таежному сибирскому цветку стародубу, который все реже встречается в наших краях. В ботанических справочниках его называют адонис, горицвет, кукушкин цвет, лихнис, ветреница, подснежник.

В этой повести прослеживается неравнодушное отношение Култыша к цветам: «В вешнее разноцветье мальчишка заваливал избушку всякой цветущей всячиной. Придет в избушку Фаефан- на нарах цветы, на столе цветы, под матрицей цветы и даже за ремешком фуражки цветы. Дух цветочный в избушке такой, что с ног валит».

О стародубе Култыш узнал от своего опекуна Фаефана. Охотник показал этот цветок в лесу и рассказал о том, «как в давние-давние годы появились в этих краях суровые, ни перед чем не гнущиеся, стойкие люди. Они пришли оттуда, где росли дубы, где росли яблони, груши, вишни и не кедрачей и лиственниц. Они всему дали свои названия и самый целебный и красивый цветок назвали в честь любимого дерева- дуба. Так цветок этот, желтый и духмяный, сделался постоянной, неумираемой памятью о родном, навсегда потерянном крае. Сменялись поколения, умирали люди, исчезли те, кто притеснял и кого притесняли за приверженность к старой вере, но каждую весну зажигались ясным огнем по всей Сибири стародубы и роняли семена, чтобы никогда не переставала цвесть земля, чтобы сердце человека наполнялось соком и духом ее и не истлевала в нем память о том крае, который его родил».

Автор вводит в свою повесть легенду для того, чтобы читатели задумались над судьбой своей родины, над своей собственной судьбой. В наше время многие уезжают оттуда, где они родились, выросли. Люди даже не задумываются о том крае, который они покинули. В этом произведении автор дает именно такой образ цветка, чтобы люди поняли свое назначение, чтобы они не забывали свою родину, чтобы помнили ее. Прочитав описание цветка, понимаешь, что именно стародуб заставляет задуматься о себе, о судьбе своей, о том, что уже давно забыто людьми.

Фаефан любил цветы, животных, природу. Они научили его понимать смысл жизни, свое назначение: оберегать тайгу, ее обитателей, а также уважать окружающих его людей. И после смерти Фаефана на его могиле каждую весну всходили стародубы. Можно сделать вывод, что цветок стародуб способен научить человека многому. Култыш-это как бы сам цветок, который «остается в памяти на многие годы». Он самоотверженно радел о русской природе. «Для него бог-тайга и превыше всего- таежный закон. Но защитить этот закон он один не в силах. Каждый закон, худой ли он, хороший ли- миром создается и держится миром». Но у Култыша не было человека, во всем поддерживающего его интересы. И о силе чувства, зародившегося в душе Култыша, с помощью этого цветка говорит эпизод сватовства к Клавдии: «Нес охотник ей прекрасный стародуб, первый весенний, пробивался сквозь покрытую коварными льдами грозную Онью. » Клавдия уже была отдана нелюбимому Амосу, но все равно: «Култыш вынул из-под рубахи мятый, но все еще светящийся стародуб, вложил его в безжизненный, податливые пальцы Клавдии». Наравне с этим разворачиваются суровые картины голода. Это предвестник своеобразного возмездия за бесконечные прегрешения староверов к мудрым природным законам. И только Култыш, переняв у Фаефана положительные качества, продолжает жить по законам природы, поэтому и выживает в этом мире, да еще и делится добычей со всеми. «В лодке горой лежало мясо! Ребятишки кинулись в воду, вылавливали корье и слизывали с него сукровицу. Никто на них не цыкнул. Все смотрели на мясо и нетерпеливо переступали, готовые кинуться, разорвать, растащить, расхватить эти розовые куски, сулящие силу, а значит, и жизнь, хоть не надолго. Но голод сделал людей покорными. Они ждали».

Я сделала вывод, что Култыш- «светлая душа», но не потому, что автор описывает его внешние качества, хвалит, приписывая его «к лику Святых», а поняли это по поступкам Култыша, по его отношению к окружающему миру, окружающим людям. Автор не пишет прямо, что Култыш- «светлая душа», но он дает понять, что это так, сопоставляя мир жестоких людей и добрых.

Менялось время, уходили из жизни добрые люди, те, кто был приверженником своего времени. Образовывался новый мир. И только стародуб мог «выжить» в это время. Этот цветок есть память о родном, первоначальном крае, о добрых людях.

В настоящем мире царит жестокость, и только цветок- святое, оставшееся от хорошего прошлого. Мир Вырубов потребовался писателю, чтобы определить степень жизнестойкости добра. На мой взгляд, эта повесть отражает связь между человеком и природой, и одновременно автор поднимает проблему: «как сделать, чтобы сохранить и приумножить земное богатство, как спасти и обогатить красоту природы».

В этой повести, как и в нашем мире, можно выделить две группы в обществе: живущие по законам природы- защитники, и против них- браконьеры. Но человек перестает быть человеком лишь тогда, когда он уже не в состоянии не только творить добро, но и отзываться на него, воспринимать его.

В повести «Стародуб» яркими представителями защитников являются Фаефан и Култыш. Они уходят в тайгу от жадного и трусливого общества, сливаются с природой, обретают силу в мудрой ее гармонии, бескорыстно относятся к ней. Култыш с достоинством говорит: «Я ослабелого зверя никогда не бивал, самку в тягостях не трогал, гнезд не зорил». Представителем браконьеров является Амос. В эпизоде варварской охоты Амоса тайга рисуется автором как суровый и справедливый судья неправедных людских дел и помыслов, «сметно и могутно» встает тайга на пути человека, поправшего его законы.

Амос убивает маралиху и мараленка «Стиснув зубы, он выстрелил в отвислую грудь коровы и, когда она стремительно метнулась, ударил еще раз вдогонку- это уже со зла. Он с радостью проговорил: «А ты думала человека перехитрить! Не-ет, человек, он и. » Это говорит о бездушно потребительском обращении с природой. Я думаю, кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. И как поэтический символ стойкости в жизненной борьбе в повести живет скромный таежный стародуб.

С помощью цветка автор пытается показать душевное состояние природы.

На мой взгляд, в этой повести писатель сумел раскрыть нам все качеств стародуба. Цветок этот самый целебный и красивый, пышная густая зелень этого цветка пахнет пещерой и древностью. Так стародуб, желтый и духмяный, сделался постоянной, неумираемой памятью о родном, навсегда потерянном крае. Запах этого цветка густ, таежен, таит в себе какую-то пещерную мрачность, а в цветении он застенчив и прекрасен этой застенчивостью.

Существуют разные типы заглавий произведений. В данном случае название повести номинативное. Название «Стародуб» символично. Сам цветок стародуб-символ душевной чистоты, природной естественности, первозданности,- таким его показывает В. П. Астафьев в своей повести.

Ценность моего исследования в том, что я обратились к анализу детали цветка и выяснила его функцию.

Это исследование даст возможность задуматься о себе, о судьбе своего села, своей страны. Возможно, люди изменят свое отношение не только друг к другу, но и к окружающей их природе.

Это исследование поможет понять язык Виктора Петровича Астафьева, где каждое слово несет большую смысловую нагрузку и отражает действительность. В повести «Стародуб» в описании цветка он подобрал такие определения, которые помогли ощутить запах, цвет стародуба, понять его функцию. Я надеюсь, что прочитав эту повесть, человек полюбит произведения Астафьева, и значит, вернется к своим корням,а, вернувшись к своим корням, получит возможность существовать в будущем.

А теперь обратите внимание на рисунки. Здесь изображен любимый цветок Астафьева- стародуб. Он является символом некоторой стойкости, прочности, нежности, красоты, все то, что вмещало в себя сердце В. П. Астафьева. Этот цветок является не только хранителем душевной доброты, но и содержит в себе лечебные свойства. Так цветок стародуб является народным целителем от сердечных недуг. И именно поэтому Виктор Петрович нашел связь между собой и этим цветком. В заключении хочу дать информацию для справки: в современной медицине до сих пор применяется этот чудотворный дар природы. И, может быть, поэтому на Земле до сих пор живут добрые люди.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)