Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ ведьмы в произведениях А. Погорельского, Н. В. Гоголя, М. А. Булгакова

Ведьма издревле считалась одной из самых загадочных фигур славянской мифологии. Если у кого-то из суеверных людей случалась беда, искали по всему поселению виновницу страданий – ведьму. Сглазы, порчу и всевозможные болезни насылала, разозлившись на человека, та же ведьма. Почему основным источником подлости и коварства является в сознании суеверных людей даже не нечистый дух, а именно ведьма? Почему именно образу этой злой колдуньи посвящены произведения писателей-мистиков? Всегда ли ведьма бывает злой? На все эти вопросы нам предстоит ответить в ходе проведения исследования.

Прежде всего, узнаем, кто же такая ведьма. На наш взгляд,лучшее определение дает Словарь Дома Сварога.

«Ведьма (ворожея) – это старинное наименование злых колдуний происходит от древнего слова «ведать», то есть знать, и родственно с благозвучным слово «ведунья». В эпоху матриархата все женщины считались ведьмами, ведуньями, знающими особые, запредельные тайны. И по сею пору знахарки («знать – то же, что и «ведать») наделены умениями исцелять даже и те болезни, от которых отступаются доктора. Но поскольку темному уму излишнее знание в другом человеке всегда кажется чем-то подозрительным и даже опасным, с течением времени представление о ведьмах очень изменилось».

Главными атрибутами ведьмы считались метлы, кочерги, ступы для полета, печные трубы как путь на шабаш, черные коты, собаки, свиньи и черные птицы (вороны, сороки и грачи) в качестве проводников на Лысые горы – традиционные места сборищ ведьм.

Как выглядит славянская ведьма? Это старуха с растрепанными седыми волосами, костлявыми руками и огромным синим носом. Такой неприятный образ сложился в сознании людей с годами и отразился в сказаниях, мифах и легендах. А каким он предстает в творчестве писателей XIX, а затем и XX века. А. Погорельского «Лафертовская маковница», Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», «Вий», «Ночь перед Рождеством» и М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Образ ведьмы в произведениях А. Погорельского «Лафертовская маковница», Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», «Вий», «Ночь перед Рождеством» и М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» стал объектом исследования.

Цели, задачи и методы работы.

Почему именно образу ведьмы уделялось столько внимания в творчестве русских писателей-мистиков? Какую цель преследовали писатели, используя загадочный образ ведьмы в описании обыденности? Ответы на эти вопросы – главная цель нашей работы. Для этого нужно решить следующие задачи:

1)проследить за системой работы А. Погорельского, Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова над образом ведьмы;

2)выявить фольклорные мотивы в анализируемых произведениях;

3)раскрыть связь мотивов добра и зла в художественном воссоздании образа ведьмы в каждом произведении;

4)рассмотреть авторские концепции в раскрытии образа ведьмы;

5)объяснить взаимосвязь традиционных и новаторских черт в создании образа ведьмы.

В ходе работы мы использовали комплексный подход к анализу текста. Основные методы исследования – типологический и сравнительно-исторический.

Это позволит нам понять, чем похожи и чем отличаются старушка Маковница из повести А. Погорельского, панночка-русалка, ее мачеха, Солоха и мертвая панночка из произведений Гоголя и Маргарита – главная героиня романа М. А. Булгакова.

Мифическая ведьма – толстая, как кадушка, баба, с растрепанными седыми волосами, длинными руками, и громадным крючковатым носом. А как выглядят ведьмы в представлениях писателей девятнадцатого и двадцатого веков?

Ведьма в произведениях русских писателей-мистиков обладает выразительными, запоминающимися внешними чертами. Чаще всего, это либо яркая красота, либо ужасающее уродство, что гораздо ближе к мифологическому образу ведьмы.

Пример такого страшного образа злой колдуньи показан в повести Антония Погорельского «Лафертовская маковница» в эпизоде разговора Онуфрича и его тетушки: Вначале читателю предстает просто дряхлая старушка. Само повторение слова «старушка»убеждает нас в обыденности образа.

« - Тетушка! – сказал он ей твердым голосом, - я пришел поговорить с вами о важном деле.

- Говори, мой милой,- отвечала старушка, - а я послушаю.

- Тетушка! Недолго уже вам остается жить на свете; пора покаяться, пора отказаться от сатаны и наваждений его». И Маковница преображается:

«Старушка не дала ему продолжать. Губы ее посинели, глаза налились кровью, нос громко начал стукаться об бороду». Это очень похоже на фольклорный образ ведьмы

Образ страшной ведьмы появляется и у Гоголя в «Майской ночи, или Утопленнице». Вспомним мачеху, превратившуюся в русалку (эпизод игры в ворона): «Скоро и смело гналась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву. Тут Левко стал замечать, что тело ее не так светилось, как у прочих: внутри его виднелось что-то черное. Вдруг раздался крик: ворон бросился на одну из вереницы, схватил ее, и Левку почудилось, будто у нее выпустились когти и на лице ее сверкнула злобная радость». Оксюморон «злобная радость» свидетельствует об амбивалентности образа. Вспомним, что жена сотника была «хороша и бела собою».

Прекрасная панночка в произведении Н. В. Гоголя «Вий» обладала «страшной, сверкающей» красотой: «Казалось, никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте. Она лежала как живая. Чело, прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови – ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста – рубины, готовые усмехнуться». Жизнь и смерть спаяны воедино, ужас соседствует с любованием.

Ведьмой может стать и обычная с виду женщина, такая, как Солоха (Н. В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством»): «Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков, что к ней хаживал и голова пойдет ли, бывало, Солоха в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, на которой сзади были нашиты золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза»

Образ преобразившейся под действием волшебного крема Азазелло Маргариты похож на немецкую ворожею: «Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал Мастер, бесследно пропала. Исчезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз. Кожа щек налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась.

На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы».

На наш взгляд, это связано с тем, что гоголь следует славянской мифологической традиции, а М. Булгаков – немецкой. В создании образа Маргариты за основу берется немецкая языческая королева сатанинского бала.

Как ведут себя ведьмы? Каков характер и отношения с окружающими литературных героинь произведений русских писателей-мистиков.

Резко отличающиеся от других людей ведьмы, конечно, не могли себя вести с окружающими как обычные люди. Это являлось причиной удивления, толков и пересудов. Так, мачеха-ведьма у Гоголя в «Майской ночи, или Утопленнице» в первый раз увидев панночку «так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, ее увидевши». Столкнувшись снова среди русалок с ведьмой, панночка говорит о ней так: «Но она лукава и хитра. Она приняла на себя вид утопленницы, но я знаю, но я слышу, что она здесь. Мне тяжело, мне душно от ней. Я не могу чрез нее плавать легко и вольно, как рыба. Я тону и падаю на дно, как ключ».

О Солохе судачили все хуторянские кумушки: «Может быть, эти самые хитрость и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи,что Солоха точно ведьма; что парубок Кизяколупенко видел у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад. »

Разговоры женщин подтверждаются словами очевидца колдовства Солохи, пастуха Тымиша Коростявого: «Он (пастух) не преминул рассказать, как летом перед самою петровкою, когда он лег спать в хлеву, подмостивши под голову солому, видел собственными глазами, что ведьма, с распущенною косою, в одной рубашке, начал доить коров, а он не мог шевельнуться, так был околдован; подоивши коров, она пришла к нему и помазала его губы чем-то таким гадким, что он плевал после этого целый день».

Столкновение Маргариты с людьми, когда она стала ведьмой, раскрывали самые неприятные стороны их характера: глупость и безнравственность (в беседе с Николаем Ивановичем), завышенной самомнение и непорядочность (критик Латунский). Латунскому Маргарита отомстила, вложив в свои действия всю боль, злость и обиду за Мастера. : разбила окна, залила бумаги, испортила костюм и т. д. Ведьма оказывается своеобразной лакмусовой бумажкой в мире людей, она выявляет их сущность. Итак, мы видим, что ведьма, по сути связанная с миром зла, часто творит добро. Оно проявляется в сострадании и искренней тревоге за жизнь Мастера. Маргарита, полная мщения, успокаивает испуганного ребенка с добротой и любовью, словно мать, хотя у нее не было ребенка и тот испуганный мальчик ей чужой и совершенно незнакомый.

Маргарита становится ведьмой «от горя и бедствий», по своей природе она чуткая и добрая. Лучшие ее качества проявляются в разговоре с Воландом о Фриде. Воланд удивлен милосердию Маргариты, ведь он не привык к подобным проявлениям характера – ведьмы не бывают милосердны.

Колдовство, ведьмины чары часто связаны с любовью.

Маша в «Лафертовской маковнице» отказывается от наколдованных богатств своей бабушки ради любви. В произведении Погорельского колдовство не смогло победить любовь чистого сердца, в противоположность героине Булгакова, продавшей душу дьяволу ради любви к Мастеру.

У Гоголя в «Красной свитке» и «Вечере накануне Ивана Купала» любовь предстает мощной силой, которая разрушает зло.

Каково же отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений?. С виду безобидную старушку Маковницу сторонились соседи, знавшие о ее способности к колдовству. Солоху боялись женщины, а мужчины уважали. В панночку был влюблен конюх, а на Хому Брута даже мысль о ней наводила ужас.

Маргариту испугался не только Николай Иванович, но и ругающиеся женщины, и швейцар в Доме Драмлита.

Цель ведьмы – навредить или помочь?

Почему женщины становятся ведьмами? Какую цель преследуют они, продавая душу нечистому духу? Лафертовская маковница зарабатывает деньги колдовством, цель панночки в гоголевском «Вие» - погубить философа Хому Брута. Солоха ищет собственную выгоду в проведении ведьминских ритуалов, Маргарита приносит в жертву свою душу, чтобы спасти Мастера от полного сумасшествия и забвения.

Н. В. Гоголь и А. Погорельский резко осуждают ведьм, считая их исчадиями ада, как было искони принято. Старуха Маковница – олицетворение не столько давнего зла, сколько корыстолюбия, жадности и лжи. В то же время она наказывает Ивановну, пожелавшую даром получить старухины богатства, и в ее лице – людскую жадность и недальновидность. Ведь Ивановна обрекла свою единственную дочь на нравственные мучения и страх, якобы, для ее же блага. В самом деле – только ради денег.

Маковница хочет передать свои знания Маше, чтобы, говоря современным языком, продолжить династию ведьм. Эта цель для нее главная.

А вот красавица панночка из повести Гоголя «Вий» - классическая злая колдунья, стремящаяся погубить несчастного Хому Брута. Эта героиня – олицетворение настоящего зла, которое несут фольклорные и мифические ведьмы и ворожеи.

Солоха в гоголевской «Ночи перед Рождеством» использовала умение ворожить, то есть привораживать, для собственной выгоды. «Причаровать» она могла мастерски. Как пишет Н. В. Гоголь, всякий казак считал своим долгом зайти к Солохе, чтобы поесть жирных вареников и поболтать с угодливой хозяйкой, делая при этом большой крюк. Как правило, называлось это «заходить по дороге». Если бы не умение летать на метле и разговоры диканьских женщин, то можно было бы подумать, что Солоха не ведьма, а обычная женщина.

Резко отличается цель булгаковской Маргариты от всех вышеперечисленных. Бесстрашно она идет на самый ужасный поступок – продает душу дьяволу. Но делает это она во имя любви к Мастеру. Благородная цель спасения любимого человека оправдывает Маргариту: сразу хочется простить ей и разгром квартиры Латунского, и разбитые окна.

По древним поверьям встреча с ведьмой, а тем более общение с ней сулило простому, незащищенному от колдовских чар заговорами или оберегами человеку болезнь, несчастье в семье или смерть. Это народное предание хорошо иллюстрируется словами М. А. Булгакова: «Под счастливой звездой родился критик Латунский. Она спасла его от встречи с Маргаритой, ставшей ведьмой в эту пятницу». Вне себя от гнева, Маргарита была действительно опасна и могла если не убить критика, то нанести ему вред. Обычные же ведьмы причиняют людям вред исключительно по своей коварной природе. К таким злым колдуньям относятся мачеха сотниковой дочки (Н. В. Гоголь, «Майская ночь, или Утопленница»). Без всякой на то причины она вдруг возненавидела падчерицу и решила извести ее. Такой же злой ведьмой можно назвать и панночку в «Вие». Солоху («Ночь перед Рождеством») жесткой считать нельзя, она больше хитрая и умная, нежели беспощадная. Встреча с Солохой не была опасна ни для кого, а вот столкновения с такими ведьмами, как гоголевская мачеха панночки-утопленницы, мертвая дочка пана в «Вие» или Лафертовская маковница может обернуться трагедией. Так, например, семья соседа, заподозрившего Маковницу в колдовстве, пострадала: ребенок выколол себе глаз, жена вывихнула ногу, лучшая корова, кормившая семью, пала.

Маргарита, став ведьмой, выплеснула весь свой гнев, а потом в ней снова открылись прежние лучшие качества: милосердие, доброта, ум. Пострадали бы при встрече с новой ведьмой только критики. Остальным же повезло: Фриду освободили от наказания, Наташа осталась ведьмой, Мастер обрел покой. Маргарита, даже будучи ведьмой, искренне сострадает и пытается помочь окружаюшим.

Образ ведьмы, как и любой другой мифологический образ, ассоциируется с определенными атрибутами. Метлы и щетки для полетов, котлы для приготовления зелий и снадобий, черные птицы, коты, свиньи и собаки, а также черный и кроваво-красный цвета являются постоянными спутниками как славянских и готических ведьм из легенд, так и литературных героинь.

У старушки Маковницы был любимец – черный кот, который встречал и провожал ее близ домика, а в остальное время ни на минуту с ней не расставался. Также Погорельский упоминает в повести еще два атрибута гадания – кофе и карты. Поскольку даже такое гадание в то время считалось абсолютно запрещенным, колдовство усматривали даже в этом.

В эпизоде колдовского обряда, который Маковница выполняет вместе с Машей, появляется еще один атрибут темных сил – кровь. Длинные нити кроваво-красного цвета тянутся через всю комнату и наполняют комнату красным светом. Это пугает Машу, ведь девушка думает, что видит кровь.

У Гоголя в «Ночи перед Рождеством» появляется еще одна немаловажная деталь образа ведьмы – метла. Метлу Солоха использует для полета, как всем известная Баба Яга. Тогда же возникает и прямое описание общения ведьмы с чертом. Черт ведет себя как друг Солохи, что подтверждает поверие: ведьмы – подруги и постоянные спутницы чертей и прочих бесов.

В повести Гоголя «Майская Ночь, или Утопленница» появляется другой цветовой атрибут ведьмы – черный свет, идущий изнутри. Ведьма, даже становясь русалкой, не может скрыть своей подлинной сущности: злобы, коварства. Мачеха, стремясь погубить падчерицу, превратилась в черную кошку (знак!) со стальными когтями и горящими глазами. При игре в ворона Левко заметил у ведьмы когти и злобную радость на лице. Да и название игры – ворон – является указанием на появление ведьмы в этом эпизоде. Падчерица при встрече с черной кошкой отрубает ей лапу отцовской саблей – давно известный прием борьбы с ведьмами, с помощью которого узнавали, кто же ведьма.

В «Вие» появляется еще один атрибут злого колдовства – гроб. Он вводит тему смерти и Страшного Суда. Вий – это мифический персонаж, позаимствованный Гоголем из народных преданий и легенд.

Гроб символизирует смерть не только панночки,но и Хомы. Хома еще и потому боится подходить к гробу, что чувствует свою скорую гибель.

Маргарита использует уже знакомую половую щетку и крем с запахом тины (болото – исконное место обитания нечисти), у Маргариты зеленеют глаза (зеленый цвет глаз – одна из главных черт ведьм). Прибывает на бал она в машине, за рулем которой сидит черный грач.

Интересно, что происходит все это в реальности СССР 30-х годов. Главный гоголевский прием был использован Булгаковым для создания романа, написанного в лучших мистических традициях Н. В. Гоголя. Этот факт объясняет справедливость утверждения Булгакова, который говорил, что Гоголь является его учителем.

Итак, мы рассмотрели чрезвычайно многогранный образ ведьмы в творчестве А. Погорельского, Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова, что позволило нам сделать следующие выводы:

Во-первых, фольклорными мотивами пронизаны все произведения. Это доказывают черты, характерные для ведьм, такие как полеты на метле, присутствие рядом черных котов и черных птиц (ворон, грач) и т. д.

Во-вторых, существенное сходство наблюдается в изображении демонической ипостаси: нечистая сила либо наказывает пороки (Гоголь, Булгаков), либо обличает их (Погорельский, Гоголь).

В-третьих, использование Булгаковым гоголевских приемов сочетания фантастики и реальности доказывает, что Гоголь был учителем Булгакова. Как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в «Вие», так и в романе «Мастер и Маргарита» ведьмами становятся обычные женщины. Но, наряду с коварством и хитростью классического образа ведьмы у Погорельского и Гоголя, в чертах вначале рассерженной и мстительной булгаковской Маргариты есть и милосердие, и сострадание, и главное в ее жизни – любовь к отвергнутому всеми Мастеру.

В-четвертых, некоторые моменты в жизни Мастера в романе созвучны конкретным эпизодам жизни Гоголя (уничтожение романа в огне, мистика в творчестве, поиски истины в жизни и литературе).

Из всего вышесказанного можно понять, что обличение пороков: жадности, глупости, лживости – главная цель авторов, прибегающих к включению фантастических образов ведьм и колдуний в реалистическое повествование.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)