Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ времени в повести Гарри Гаррисона «Фантастическая сага»

Образ времени в повести Гарри Гаррисона «Фантастическая сага»

Раннее средневековье оставило нам в наследство тысячи тайн. Неразгаданных тайн! Знаменитый американский фантаст Гарри Гаррисон пытается разгадать одну из них – тайну открытия Америки викингами.

Об этих замечательных событиях написано много исторических и художественных книг. В старинной «Саге о Гренландцах» рассказывается, как Лейф Эриксон открыл и исследовал Винланд – Северную Америку. К событиям этой саги часто обращаются и герои Гаррисона, и сам автор. Фантастическая повесть Гарри Гаррисона, написанная в 1967 году, была опубликована под двумя разными названиями: «The Technicolor Time Machine» и "The Time Machined Saga". Оба названия трудно переводятся на русский язык. Слово «The Technicolor» означает «система цветного кино», поэтому ближе всего к оригиналу будет перевод «Кино – машина времени». Второе название переводится как «Сага о машине времени». Саги, как известно, бывают правдивые и лживые (фантастические). Вероятно поэтому русский перевод повести опубликован под названием «Фантастическая сага».

В этой книге Гаррисон обращается к одной из самых интересных тем мировой фантастики : он рассказывает нам о путешествии на машине времени в далекую эпоху викингов. Главный герой книги Барни Хендерсон - режиссер и продюсер голливудской киностудии «Клаймэктик студиоз», которой угрожает банкротство. Спасти студию может только чудо, и Барни обращается к профессору Хьюитту, изобретателю машины времени. Барни надеется, что с ее помощью можно снять реальные события в далёком прошлом. И такой фильм будет настоящим шедевром, который может спасти киностудию от разорения. Выбор падает на Оркнейские острова начала XI века, легендарную эпоху викингов, которая описывается в старонорвежских сагах.

Гарри Гаррисон - не первый, кто изобразил в своем произведении машину времени. Впервые эта фантастическая вещь появляется в знаменитом романе Герберта Уэллса. Уэллс в «Машине времени» (1895г. ) представляет своим читателям путешествие в прошлое или будущее с обязательным возвращением в настоящее время, откуда началось путешествие. Само время в этом романе представлено в виде линии. Даже таинственное исчезновение путешественника-изобретателя не нарушает течения времени от прошлого через настоящее к будущему.

Гаррисон тоже проводит дороги времени из настоящего к викингам раннего средневековья, но, в отличие от Уэллса, путешествие во времени протекает не по прямой линии. Путешествия во времени в «Фантастической саге» замыкаются в кольца, прошлое, настоящее и будущее существуют на разных витках спирали. В связи с этим мы решили рассмотреть образ времени в «Фантастической саге» и поставили перед собой несколько вопросов: что такое время, как представляют себе время герои произведения, как изменяются эти представления от начала к концу повести, какими художественными средствами создается образ времени.

Способы характеристики образа времени в повести

Понятие времени

Время – одно из главных действующих лиц «Фантастической Саги». Что же такое время? Существует множество определений времени.

Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы» предлагает следующее: «Время — одна из форм (наряду с пространством) восприятия пространства, возникновения, становления, течения и разрушения всех явлений бытия. Связано с установлением причинной связи между прошлым, настоящим и будущим».

«Литературная энциклопедия» считает, что «время — основная и непременная предпосылка сюжетного развертывания. Повествование в литературе всегда расположено "во времени", всегда развивается по законам хронологической последовательности и внутренней обусловленности настоящего и будущего— прошлым».

А в энциклопедии «Кругосвет» мы читаем, что время – это «понятие, позволяющее установить, когда произошло тоили иное событие поотношению кдругим событиям. Измерение времени подразумевает введение временнóй шкалы, пользуясь которой можно было бысоотносить эти события».

Все эти определения справедливы, и описанное в них время существует в «Фантастической саге». Это, прежде всего, время, о котором размышляют сами персонажи: в повести существуют и историческое время викингов, и современный автору и героям Голливуд конца ХХ века. А еще в «Фантастической саге» существует особое время – время съемок фильма.

Способы характеристики времени в повести

Для описания времени в повести Гаррисон использует привычные для всех понятия «длительность» и «последовательность», упоминания о которых есть во всех словарных статьях о времени. Персонажи «Фантастической саги» очень напряженно высчитывают, сколько прошло или сколько понадобится времени для того или иного события. Не менее важным для них является вопрос, что такое прошлое и будущее, так как на протяжении повести эти понятия переосмысливаются.

Длительность времени в «Фантастической саге»

Количество времени в повести герои измеряют веками, годами, месяцами, неделями, днями, часами, минутами, секундами и микросекундами. Чаще всего это очень точные измерения, так как время завершения фильма заранее определено: если съемки не укладываются в срок – студии грозит крах. Однако при измерении времени наблюдаются несоответствия: например, сценарист Чарли Чанг и повар Клайд Роулстон проводят на острове Каталина Кембрийского периода 2 месяца, а в Голливуде в это время проходит 1секунда плюс 1 микросекунда. Эта разница во времени объясняется скоростью движения машины времени, изобретенной профессором Хьюиттом. Персонажи повести понимают ее с полуслова и очень скоро к ней привыкают. Именно эта разница во времени в прошлом и настоящем и позволяет закончить фильм за неделю.

Последовательность времени в «Фантастической саге»

Последовательность событий в повести на первый взгляд остается традиционной: существует прошлое, настоящее и будущее. Направление движения времени сохраняется из прошлого в будущее. Но прошлое и будущее не всегда являются таковыми по отношению к настоящему. Когда режиссер Барни, из-за поломки машины времени не закончивший вовремя фильм, появляется на пороге кабинета директора студии, он неожиданно встречает самого себя, только уже закончившего фильм. И этот Барни будущего заставляет Барни настоящего вернуться в прошлое, чтобы все-таки закончить съемки. В этом эпизоде мы принимаем за настоящее время встречу Барни с самим собой. Для Барни, не закончившего фильм, прошлым является незаконченные съемки, настоящим - поражение, а будущим – крах студии. Для Барни, закончившего фильм, в прошлом – окончание съемок, в настоящем - победа, а в будущем – спасение студии. Каким же образом один и тот же персонаж может иметь разное прошлое и будущее да еще встречаться с самим собой в настоящем?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть время с точки зрения персонажей и автора «Саги».

Главные герои вначале интересуются только протяженностью времени, причем только тогда, когда его не хватает. Время в настоящем ограничено: чтобы спасти студию от краха, у героев есть только неделя. Съёмочная группа четко представляет время линией, направленной из прошлого в будущее. В начале повествования даже изобретатель машины времени профессор Хьюитт уверен, что время линейно. Правда, он утверждает, что путешествовать во времени можно в любом направлении.

При первых экспериментах с перемещением в прошлое сигары и бутылки представление о времени у персонажей не меняется. Л. М. (директор студии) откровенно не верит во времеатрон (машину времени), а для Барни машина является просто сложным устройством, в котором ему неинтересно копаться. Но это единственный человек, который надеется, что чудо техники Хьюита спасет студию.

После первого путешествия во времени все его участники убеждаются в том, что машина работает, перемещения в прошлое и обратно возможны. Но теперь непонятно, почему путешественники встречают самих себя! Группа разведчиков на грузовике отправляется в 1003год на Оркнейские острова в поисках места для съемок фильма. Но не успели они прибыть, как дорогу им пересекает точно такой же грузовик. И оперативная группа видит самих себя. Профессор объясняет это пересечением линий времени. Реплика каскадёра Текса: «Какое тут оживленное движение!» подчеркивает, что персонажи повести пока еще не задумываются над этой проблемой. Пока фильм не закончен, им некогда.

Первым начинает размышлять, что такое время, Барни, встретивший самого себя у кабинета директора студии. Барни -1 передает Барни - 2 чертеж, который объясняет эту встречу. Профессор Хьюит уверен, что время, по которому мы движемся, представляет собой не линию, а ленту Мёбиуса, не имеющую ни начала, ни конца. Лента Мебиуса (Möbius strip) - трехмерная поверхность, имеющая только одну сторону и одну границу, обладающая математическим свойством неориентируемости. Она была открыта независимо одновременно двумя математиками из Германии Августом Фердинандом Мёбиусом и Иоганном Бенедиктом Листингом в 1858 году.

«—Теперь вы окончите съемки, и время, которое вам потребуется, после назначенного срока, не имеет никакого значения. Когда картина будет завершена, вы будете находиться в точке Б этого чертежа. Точка А — это тот момент во времени, когда нужно представить готовый фильм. Вы просто возвращаетесь к моменту перед А, доставляете фильм и затем попадаете в Б. До чего же потрясающе просто!.

—объяснение кроется в самом чертеже. Этот лист бумаги представляет собой самостоятельно существующее временное кольцо. Никто не делал этого чертежа. Он существует потому, что существует, и это вполне достаточное объяснение. Если вы хотите понять, что к чему, позвольте проиллюстрировать на примере. Вам известно, что у любой бумаги есть две стороны. Однако если вы возьмете полосу бумаги, повернете один ее конец на 180 и соедините концы, то перед вами окажется кольцо Мебиуса — полоска только с одной стороной. Она существует. Сколько бы мы не твердили, что это невозможно, ничего не изменится. Факт налицо. То же самое можно сказать о вашем чертеже — он существует.

—Но. откуда он взялся?

—Если вам так уж нужно это знать, то можно сказать, что он взялся из того самого места, куда делась пропавшая сторона кольца Мебиуса.

В мозгу Барни мысли завязались в тугой узел и концы их свободно болтались. Дрожащими пальцами он уложил чертеж в бумажник, спрятал его в карман и подумал, что, может быть, ему удастся забыть обо всем, что произошло».

Барни начинает понимать, что время – не просто линия, но представить себе время в виде ленты Мёбиуса он сумеет только в конце повести. В финале многие персонажи меняют свое представление о природе времени. Одним из первых разговор об этом начинает сценарист Чарли Чанг:

«- Нет, ты послушай,— настаивал Чарли Чанг. — Я хочу спросить, почему мы снимаем фильм именно в этом месте Лабрадора?

—Потому что именно сюда нас доставил профессор.

—Итак, здесь, в Эпавесском заливе, находится поселение норвежцев одиннадцатого столетия, потому что следы этого поселения были обнаружены в двадцатом веке. Таким образом, можно сказать, что во времени существует кольцо без начала и без конца. Мы прибыли сюда, чтобы оставить следы, находка которых заставит нас прибыть сюда, чтобы оставить следы, находка которых. »

Эта мысль подтверждается в тексте совпадением отдельных персонажей из времени викингов и времени Голливуда. Особенно наглядно эта идея проявляется в образе Оттара, викинга, играющего в фильме Барни самого себя.

« —Достаточно,— сказал Барни, поднимая руку. — Я уже слышал об этих кольцах времени. Через минуту ты будешь говорить мне, что все старые норвежские саги о викингах — сущая правда именно благодаря нашему фильму или что Оттар не кто иной, как Торфинн Карлсефни, викинг, который основал первое норвежское поселение в Винланде.

—Конечно,— раздался голос Оттара. — Это я и есть.

—Что ты хочешь этим сказать?— быстро мигая, спросил Барни.

—Я и есть Торфинн Карлсефни, сын Торда Лошадиная Голова, сын Торхильда Рупа, дочери Торда.

—Тебя зовут Оттар.

—Конечно, Оттар — имя, так меня зовут люди, короткое имя. Но мое настоящее имя — Торфинн Карлсефни, сын Торда.

В образе главного героя, таким образом, объединяются сразу 4 персонажа:

  1. Оттар – реальный викинг, совершивший плавание в Винланд (Гренландию)
  2. Торфинн Карлсефни – персонаж древненорвежской саги, прототипом которого послужил Оттар
  3. Герой фильма, прототипом которого послужил Торфинн Карлсефни.
  4. Актер, который исполняет главную роль в фильме. И этот актер - тот самый викинг Оттар, перенесенный в Голливуд с помощью времеатрона.

Все эти превращения во времени подтверждают, что время – не линия, а лента Мёбиуса.

Та же история происходит и с другими персонажами повести. Если представить себе время в виде ленты Мёбиуса, то становится понятным, почему американская актриса ХХ века одновременно оказывается женой викинга Х века, а голливудский режиссер Барни Хендриксон – не кто иной, как Бьярни Хёрлоффсон из старонорвежской саги.

Время викингов, время Голливуда и время съемок фильма в повести

В «Фантастической саге» повествование разворачивается в трех эпохах, трех временных отрезках. Это время викингов, время Голливуда и время съемок фильма. И все они связаны фантастическим понятием времени, лентой Мёбиуса.

Время викингов не имеет конкретных границ. Внутри повести существуют два географических места проживания викингов: Оркнейские острова и Винланд. Несмотря на разницу места и времени, «время викингов» остается практически неизменным. В Винланде они живут так, как привыкли: воюют тем же оружием, строят такие же дома, разговаривают на том же языке.

«Время Голливуда» описано не менее подробно, чем время викингов и очень на него похоже. Деловая суматоха «Клаймэктик студиоз» - это тоже борьба за выживание. Директор сражается с ревизорами, бухгалтер героически отстаивает бюджет, актеры любыми средствами вымогают роли.

Время создания фильма связано и с Голливудом, и с Оркнейскими островами, и с Винландом. Съемки фильма начинаются не с дубля №1, а с испытаний машины времени. Мы не знаем, когда точно на студии появился замысел снимать фильм по старонорвежским сагам: Барни предлагает уже готовую тему для написания сценария. Сценарист Чарли Чанг пишет его за 1 секунду в настоящем, которая равна 2 месяцам в прошлом.

Съемки представляют собой множество перемещений из настоящего в прошлое и будущее. По ходу съемок выясняется, что между временем викингов и временем Голливуда есть много общего. Оттару очень нравится голливудский виски «Джек Дэниэльс», а его викинги – большие любители голливудских консервов. Когда корабль викингов прибывает в Винланд, Барни хочет снять два дубля высадки с корабля. Измученных плаванием людей с трудом удалось загнать обратно на корабль, но при виде открытой ветчины они с неподдельным энтузиазмом повторно высадились на берег.

Между прошлым и настоящим перекинут мост простых человеческих удовольствий: еда, выпивка, любовь. Оттар так же любит свою жену Гудрид (голливудскую актрису Слайти), как и Слайти Оттара. А голливудские сценаристы и каскадеры с удовольствием отдыхают и охотятся в докембрийском периоде. Гаррисон считает, что природа человека не поменялась во времени. Те же страхи и войны просто со временем приобретают другие формы: проигравший во времена викингов становится трупом, а во времена Голливуда теряет студию.

Заключение

Образ времени в повести

Образ времени в повести не является единым и создается различными средствами.

Существует теоретическое понятие времени. В самом начале повести время предстает перед читателем в виде научной теории, которую излагает профессор Хьюит, поясняя ее с помощью рисунков. Затем природу времени обсуждают на протяжении всей повести различные персонажи, образ времени появляется в результате научных споров. Однако только три героя повести понимают в конце концов, что время – это не линия, а лента Мёбиуса. Это сценарист Чарли Чанг, профессор-лингвист Йенс Лин, а самом конце режиссер и продюсер Барни Хендриксон. С их помощью читатель представляет себе время в виде математической модели – ленты Мёбиуса.

Кроме того, в повести существет историческое время, образ которого создается с помощью художественных описаний. Это время викингов, которое мы представляем себе с помощью описания персонажей (колоритных друзей и врагов Оттара), описания природы (чистый воздух, холодное море), образ жилья викингов (дымный деревянный барак). Намного короче описывается время Голливуда конца XX века, хорошо знакомое читателю. Историческое время создается в повести только с помощью внешних описаний, так как, по мнению Гаррисона, человек со временем не меняется. Эта идея Гаррисона отражается также в художественном (литературном) времени «Фантастической саги».

Развитие, движение времени читатель прослеживает в самой фабуле повести. Последовательность перемещения героев во времени целиком подчинена процессу съемки фильма. Именно время съемок определяет, когда время будет обсуждаться как теория, а когда описываться как историческая реальность.

Законченный образ времени (лента Мёбиуса) появляется только в самом конце повести. Времена как бы наслаиваются друг на друга, что подтверждается соответствием персонажей разных эпох. И позволяет перемещаться из эпохи в эпоху, от теории к практике, из фантазии в реальность ещё одна лента Мёбиуса, уже не математическая, а кинематографическая – искусство кино. Именно время съёмок фильма связывает в единое целое исторические эпохи, научные теории и судьбы людей.

Роль образа времени в повести

Время играет исключительно важную художественную роль в «Фантастической саге» Г. Гаррисона. Главная мысль произведения – переосмысление традиционного понятия времени. Если время - не линия, а лента Мёбиуса, то прошлое, настоящее и будущее не просто тесно связаны друг с другом, но практически совпадают. Эта идея определяет и судьбы героев. Пытаясь понять, что такое время, они пытаются понять самих себя. Ярче всего это отражается в образах Слайти и Барни.

Красотка Слайти, голливудская актриса, совсем не раздумывает над проблемой времени. Она и думать-то не умеет. Но после окончания съемок Слайти понимает, что ее место – около Оттара в средневековой Норвегии, а вовсе не в Голливуде. Её настоящая жизнь – это судьба любящей женщины, а не голливудской звезды.

Главный герой «Саги», Барни Хендриксон, обнаруживает себя под именем Бьярни Хёрлофсон в сагах средневековой Норвегии: «Надо же, они и меня туда всунули!» Оказывается, он не просто ловкий продюсер, но человек, без организаторских способностей которого невозможны великие открытия (такие, например, как открытие Америки).

Так кино оказывается подлинной машиной времени (вспомним название - «The Technicolor Time Machine»). Лента Мёбиуса кино и времени открывает в прошлом – будущее, в персонажах – их подлинную жизнь, настоящую судьбу.

Биография Гарри Гаррисона

Гарри Гаррисон [Harry Harrison] (и он же Генри Максвед Дэмпсэй) родился 12 марта 1925 года в Стемфорде, штат Коннектикут.

"Я вырос, окончил школу и даже прослужил в армии под именем Гарри Максвелла Гаррисона. Однако, получая паспорт, с изумлением обнаружил, что по метрике значусь, как Генри Демпси! Оказывается, отец сменил свою фамилию на фамилию собственного отчима, Гаррисона, сразу после моего рождения. Очевидно, я единственный писатель, вынужденный использовать в качестве псевдонима собственное имя".

Учился он в Нью-Йоркской художественной школе. "Я совершенно уверен в одном: я не помню то время, когда не умел бы читать".

После окончания художественной школы, как только началась война, был призван в армию. Войну он провел в авиации, дослужившись до сержантских шевронов. "Война ограбила меня на три года жизни, не предложив взамен ничего удовлетворительного, и умение сносить подобные выходки судьбы безропотно и философски, упрямо продолжая делать свое дело, совершенно необходимо всякому, кто избрал для себя тернистый путь свободного художника".

Хантер-колледж, куда он поступил после войны, показался Гаррисону «перевернутым зеркальным отображением армии». Неудивительно, что будущий писатель не выдержал в колледже и семестра и избрал путь "свободного художника". На сей раз в буквальном смысле слова: он принялся рисовать - все что угодно, без разбору, лишь бы платили. Коммерческую рекламу, книжные илюстрации, открытки и визитные карточки; но более всего - комиксы! Сначала он просто разрисовывал нехитрые сюжеты, сочиненные другими ("это здорово помогло мне впоследствии, ибо каждую свою написанную историю я прежде всего видел глазами"), затем стал их сочинять и разрисовывать одновременно, а впоследствии работал редактором различных научно-фантастических журналов.

С 1955 г. Гаррисон - профессиональный писатель. Первый рассказ будущего знаменитого писателя - Проникший в скалы (1951г. )К тому времени Гарри Гаррисон успел жениться на Джоан Мерклер, которая родила ему сына и дочь. А кроме того, - изрядно поколесить по свету: жил в в Мексике, затем в Англии, Италии, Швеции, Дании, в 1992 г. побывал в Москве. В настоящее время живет в Ирландии.

Самые популярные книги Гаррисона – это серии: "Крыса из Нержавеющей Стали», "Мир Смерти" (на русский язык переведена как "Неукротимая планета"), "К звездам», "Война с роботами". Талант Гаррисона-сатирика в полной мере проявился в знаменитом романе "Билл-герой Галактики", созданном как своего рода ответ убежденного пацифиста откровенно милитаристскому "Звездному десанту" Роберта Хайнлайна. Большой интерес читателей вызвали две книги Гаррисона в жанре «альтернативной истории»: "Машина времени "Техниколор" (1967) и "Туннель в глубине" (1972). "Исторической" фантастикой называют романы "Восставший во времени" (1983) и "Молот и крест" (1993), а также написанный в соавторстве с критиком и писателем Леоном Стовером "Стоунхендж" (1972). Наконец, одно из самых масштабных и значительных творений Гаррисона - трилогия, состоящая из романов-бестселлеров "Запад Рая" (1984), "Зима в Раю" (1986) и "Возвращение в Рай" (1988).

Награды, премии, должности

  • Вице-президент общества «Американские писатели научно-фантастического жанра» (1968—1969).
  • Почётный патрон Всемирной Ассоциации Эсперанто.
  • Член Британской Научно-Фантастической Ассоциации.
  • Рыцарь ордена св. Фантония.
  • Основатель и президент «Всемирной НФ» — международной организации, объединяющей профессионалов жанра.
  • Лауреат премии «Небьюла» (1973) — за фильм «Soylent Green», поставленный по роману «Подвиньтесь! Подвиньтесь!».
  • Обладатель премии журнала «Локус» (1974) — за составление антологии научной фантастики памяти Дж. Кэмпбелла (Astounding, изд-во Random House, 1973).

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)