Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образа халата у Пушкина, Гоголя, Вяземского, Языкова, Гончарова

Одной из особенностей русской литературы является наличие в ней сквозных тем и образов. Халатная тема, одна из ключевых тем литературных произведений XIX века, значительна сама по себе и интересна тем, что сохранила актуальность до наших дней. Проникнутое ощущением, что «больше жить так невозможно» (Чехов), возвышенно-романтическими предчувствиями какой-то иной, лучшей жизни, творчество писателей ХIХ века стало предвестием нового, ХХ столетия.

«Мы живём одним настоящим в самых тесных его пределах. Без прошедшего и будущего, среди мёртвого застоя».

Возникло новое литературное направление, его особенность заключалась в конфликте идеала с действительностью. И его воплощение в одиноком герое, находящемся в непримиримом противоречии с окружающим косным и консервативным обществом. Однако романтики были не в состоянии вскрыть социальные причины этого конфликта и «уход от действительности» мотивировали психологическими причинами. Поведение и поступки героя не могли объясняться теми общественными условиями, в которых он находился, и жизнь героя получала таинственно- символическую окраску. На страницах литературных произведений появился новый тип «лишнего человека».

Лермонтовский герой Печорин записал в дневнике: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

Тургеневский Рудин спрашивает: «Неужели я ни на что не годен?» Обломов в романе И. А. Гончарова признаётся: «Или я не понял этой жизни».

Добролюбов считает Обломова заключительным звеном в цепи «лишних людей» (Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин и др. ). «Дело в том, что над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина, которая кладёт на них неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете».

Родовые черты обломовского типа мы находим ещё в Онегине и затем несколько раз встречаем их повторение в лучших наших литературных произведениях.

Рассуждения на тему бездействия характерны для великих умов всех времён и народов. Истоки этой темы заложены в самой великой книге – Библии: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал». Для человеческого покоя Богом была отведена суббота, и субботствование – вхождение в покой, когда человек, удаляясь от мирских сует, сливается с Богом.

Некоторую долю христианской морали заключала в себе нравственная доктрина Эпикура, которая отличалась сердечностью, благоволением, гуманностью. Впрочем, она отражала высшее благо в душевном мире и кротой радости, которые являются на земле подобием небесного блаженства богов. Эпикур сам подал пример такого безмятежного существования: он прожил свою жизнь почти безвестным, отдаваясь самым нежным привязанностям и научным занятиям. Наслаждение Эпикур понимал как отсутствие страдания, причём избегнуть страданий можно самоустранением от тревог и опасностей, от общественных и государственных дел. «Живи незаметно» - правило Эпикура.

Одним словом – тема эпикурейства. Многие герои страдают от того, что не видят цели в жизни, ибо не находят себе приличной деятельности, поэтому ими овладевает скука, отвращение к обществу и времени в целом. Казалось бы, чистые душой люди, желающие сделать что-то полезное для Отчизны, прозябают, погружаются в пучину бездеятельности, и вот уже не мыслят себя без халата.

Эта тема сгущается до такой степени, что порождает возникновение символа, которым является халат. О глубоком смысле этого образа задумываешься при непосредственном прочтении и изучении произведений русской литературы. Я обратился к этой тематике потому, что она значима и в настоящее время. Мне интересно было вновь вернуться к раннее изученному материалу и с точки зрения исследователя рассмотреть этот материал. Особенный интерес у меня вызвали стихи П. А. Вяземского, Н. М. Языкова,.

На основе анализа художественных произведений, изучения литературоведческих материалов, работы со словарями для уточнения терминов, биографических данных авторов, я попытался глубже вникнуть в суть символического образа «халата». Достаточно много пришлось просмотреть и изучить дополнительной литературы.

Так или иначе «халатная тема» отразилась в творчестве А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова, И. А. Гончарова, Н. В. Гоголя. Среди мастеров пера, обращающихся к этой тематике, я выделяю именно их.

Поэтому, начиная работать над темой, я определил цель моей работы: раскрыть значение символа халата на примере произведений русской литературы ХIХ века.

Гипотеза: Предположим, что герои «халатной темы» как и в произведениях русской классики 19 века живут с нами, рядом, кто-то уже и без «халата», а сущность по-прежнему та же.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить круг художественных произведений для исследования;

2. Отобрать критический материал по теме исследования и его систематизировать;

3. Выделить основные понятия по теме, работа со словарями;

4. Проанализировать художественные произведения по теме исследования;

5. Разработать и проанализировать анкету по теме исследования.

Работа проводилась на основе прочтения художественных произведений и изучения литературоведческих изданий; анализа отобранных изданий.

Объект исследования – художественные произведения «халатной темы» русской литературы ХIХ и ХХ веков.

Предмет исследования – халат, как вещественный символ

Материал исследования – тексты художественных произведений

Методы исследования – анализ художественных произведений, изучение критической литературы, анализ анкетирования

Проанализировав анкеты по теме исследования, я убедился, что респонденты скорее всего не понимают сути «халатной темы», не смогли назвать произведения на данную тему, кроме «Обломов» И. А. Гончарова. Было предложено 30 анкет, но ответили только 17 респондентов. Незнание сути темы большинства респондентов даёт также повод к детальному изучению этой темы. В работе я использовал ответы на вопросы, в основном связанные с символикой халата.

Халат как зеркало эпохи

(«халатная тема» в русской литературе»)

Время, затраченное впустую, есть существование; время, употреблённое с пользой, есть жизнь.

Глава 1. Символический образ халата

Согласно источникам народной мудрости в понятие «халат» вкладывается значение лености и покоя.

В «Большом толковом словаре русского языка» даются следующие определения: лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью; покой – состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даль предлагает следующее определение слову «халат»: «комнатная, домашняя, широкая одежда восточного покроя. Он живет в халате, из халата не выходит, сидит дома. Полевого, по завещанью его, похоронили в старом халате». Эта статья, помимо основного лексического, содержит также и переносное значение слова «халат», которое подчеркнул автор словаря и которое было актуализировано Н. А. Полевым в его знаменитом завещании.

Халат наделяется различными значениями и как образ насыщается многочисленными ассоциациями.

На вопрос анкеты «Что по-вашему мнению может символизировать халат?», где предлагалось несколько вариантов ответа, практически все ответили: лень –15, бездействие – 13, покой – 10. Эти ответы подтверждают определение термину халат, данное в словарях.

Наиболее развита «халатная тема» была именно в русской литературе, смысл жизни героев которой – уютный халат.

Халат в русской литературе стал своеобразной аллегорией духовного падения. Халат – это символ беззаботности, лени, творческой свободы, ухода от суеты мира.

«Авторский халат»

Можно смело заявить, что к определению символа «халат» больше подходит выражение «авторский халат», когда мы говорим о «халате» Вяземского, Языкова, Гончарова.

Многозначность «халатного образа» проявилась в стихотворении П. Я. Вяземского «Прощание с халатом» (1817г. ). «Прощанию с халатом» в авторском ряду принадлежит особая роль.

П. А. Вяземский – поэт и критик, близкий друг Пушкина. Жизнь его была долга и несчастна. Этот талантливый поэт написал два стихотворения, посвящённые халату. Первое – «Прощание с халатом» – создано им в 1817 году, когда молодой поэт, прощаясь с беспечной жизнью Москвы, получает назначение в варшавскую канцелярию. Когда читаешь стихотворение Вяземского «Прощание с халатом», то с первых строк чувствуешь, что автор сам пережил такой период жизни, период мирный и беззаботный, не принося вреда никому, и в тоже время не делая ничего:

Прости, халат, товарищ неги праздной,

Досугов друг, свидетель тайных дум

С тобой знал я мир однообразный.

Но у Вяземского халат соотносится ещё со свободой от светских и служебных обязанностей и со свободой творчества:

Как часто, встав с Морфеева одра,

Шёл прямо я к столу, где Муза с лаской

Ждала меня с посланьем или сказкой

И вымыслом, нашёптанным вчера.

Домашний мой наряд ей был по нраву:

Приём её, чужд светскому уставу,

Благоволил небрежности моей.

Стих вылетал свободней и простей

Соответственно, второе противопоставление стихотворения базируется на тезисе: там, где человек добровольно идёт по пути, проторенному честолюбием и тщеславием, попадая под власть «блистательных сует», нет места для творчества. Отсюда следует и обратное: творчество требует свободы нравственной и бытовой, вещественным воплощением которой оказывается домашний халат.

Второе произведение: «Ода халату», была написана в 1875 году. Естественно, на позднее стихотворение Вяземского наложен отпечаток несчастливо прожитых лет; спокойно-мудрыйтон повествования «Оды халату» резко контрастирует с дерзким задором молодого поэта. Вяземский возвращается к жанру «давно минувших дней», но ода не торжественна, а грустна: поэт переживает катастрофу, связанную с горестями личной жизни, жизни литературной.

В конце своей творческой жизни П. А. Вяземский пишет в стихотворении: «Жизнь наша в старости – изношенный халат»

Что касается другого мастера пера, то «Языков пользуется у нас завидной участию. Кто не знает Языкова?» Так писал о поэте один из критиков в 1833 году. В 1823 году вслед за Вяземским Языков пишет стихотворение «К халату».

Как я люблю тебя, халат!

Одежда праздности и лени

Товарищ тайных наслаждений

И поэтических отрад.

Халат у Языкова назван «одеждой праздности и лени»; он противопоставлен «тесной ливрее» и благоприятствует творчеству. Халат – «товарищ тайных наслаждений и поэтических отрад», он делает своего обладателя свободным не только от обязанностей «служителей Арея», но и от самых тщеславных помыслов. «Авторский халат» Языкова становится символом аполитичности, сознательного отказа от общественной активности.

Окутан авторским халатом,

Презрев слепого света шум,

Смеётся он, в восторге дум,

Над современным Геростратом;

Ему не видятся в мечтах

Кинжалы Занда и Лувеля,

И наша слава- пустомеля

Душе возвышенной – в страх.

Выражение у Языкова «авторский халат» идеально отражает тот комплекс значений, который соответствует творческой стороне «халатной жизни»!

Это одно из ранних стихотворений Языкова. «К халату» было написано нелегально, так как оно носит вольнолюбивый характер:

Царей проказы и приказы

Не портят юности моей –

И дни мои, как я в халате

Стократ пленительнее дней

Царя, живущего некстате.

Но для Языкова безграничная свобода личности стоит выше политического освобождения России. Потому, так или иначе, Языков использует символ халата для того, чтобы показать своё отрицательное отношение к революционным бурям того времени. Он подробно не описывает своего состояния, как это видно у Гончарова, Пушкина и Вяземского. Насколько мне кажется, Языков вообще не сторонник длиной речи. Поэт ограничивается простыми словами: «Люблю тебя, халат», «За свой халат». Может быть он использует халат как предмет для прикрытия строк о царе. В халате он видит убежище от угнетения царей. Хотя, как может сочетаться халат и пропаганда против рабства?

Тема покоя и лени символом которой стал халат, нашла непосредственное отражение в романе И. А. Гончарова «Обломов».

Кудинская Е. в статье «Халат как символ лености и свобрды в русской литературе XIX века» отмечает, что «Гончаров, как гениальный художник сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление. Явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это явление – обломовщина. За пределами романа великое множество Обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих событий. Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. А халат у него особенный, восточный, «без малейшего намека на Европу». Он как послушный раб повинуется малейшему движению тела Обломова. Основная часть жизни Обломова прошла на диване, в халате, в бездействииОн ничего не делает, ему всё приносят на «блюдечке с голубой каёмочкой», проблемы решать не хочет, видит чудесные сны». Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием».

Глубоким смыслом в произведении наполнен символ «халата»: образ этой вещи очень часто встречается на страницах романа. С халатом мы «знакомимся» в первой части произведения, и автор называет его на европейский лад «шлафроком». «Это не шлафрок, а халат», – отвечает Илья Ильич своему гостю. «На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу», что говорит о том, что в жизненном укладе Ильи Ильича господствуют какая-то восточная созерцательность и азиатский покой. Знакомство Обломова с Ольгой Ильинской изменяет его до мелочей. Обломов, которого, казалось, ничто не поднимет с дивана, перестаёт спать, и «халат показался ему противен». Ольга спрашивает его: « если даже не другая женщина, а халат ваш будет вам дороже?» И Ольга заставляет Илью Ильича выбирать – он делает свой выбор. Но как только Обломов поселился у Агафьи Матвеевны, он «с халатом простился давно и велел спрятать его в шкаф». Но добрая хозяйка постепенно «надевает» на него халат, возвращает Обломова в те условия жизни, которые были до Ольги, в которых Обломову «легко дышится». Все, что связывало Обломова с Ольгой, «уходит», постепенно слабеет. Надев сейчас халат, Илья Ильич не снимет его до конца своих дней. Таким образом, длительные процессы в жизни героя концентрируются в метких фразах о состоянии его халата.

Под халатом Обломова спрятаны его кристальная душа, его чистая совесть, его необычная жизнь, вспоминая о которой, нельзя охарактеризовать её однозначно.

Эпикурейские черты личности Обломова автор отразил в романе до мелочей. Обломов не делает ничего лишнего, бесполезного. Не пытается приспосабливаться к изменившимся и постоянно меняющимся жизненным условиям. Состояться как личность он не может, так как отвергает карьеру. Ведь из-за какой-то карьеры не стоит лишаться покоя.

Когда Обломов влюбляется, предметный мир исчезает: спадает с него и домашний халат.

Халат является в романе символом восточной лени: «Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без шали, весьма поместительный, так что Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава по неизменно азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но всё ещё сохранил яркость восточной краски и прочность ткани».

Обломов, лирический герой, уходит в себя и живет в созданном им мире. В ясные минуты самоанализа Обломов отчетливо понимает, что в нём «было и есть хорошее начало». Может быть, теперь уже умершее лежит оно как золото в недрах горы и пора этому золоту стать золотой монетой». Но золото и натура Обломова так и не пошли в ход. «Или я не понял этой жизни», – признается он. Это ещё раз подтверждает, что Обломов всю свою жизнь был человеком с «одним лицом», и хоть он задавал вопросы о своей сущности в этой жизни, но не мог их воплотить в реальность.

Многозначность образа халата у А. С. Пушкина

Среди ранних стихотворений Пушкина, использующих «халатную» символику, можно назвать «Городок» (1815), «К Галичу» (1815), в которых воспевается сельское уединение; «Орлову» (1819), «Всеволожскому» (1819). У юного Пушкина «халатный образ» был связан с тем же смысловым комплексом (свобода + праздность), с которым ассоциировал его Вяземский.

Особого внимания заслуживает стихотворение А. С. Пушкина «Сон». По названию этого стиха понятно, что автор посвятил его одному из физиологических явлений в человеческой жизни – сну. «Сон» задумывался Пушкиным как отрывок из ненаписанной поэмы «Оправданная лень». Именно поэтому поэт на протяжении всего стиха воспевает тему лени:

Вот мой диван. Приди ж в обитель мира,

Царицей будь, я пленник ныне твой.

Всё, всё твоё: вот краска, кисть и лира –

Учи меня, води моей рукой.

Приди, о лень! Приди в мою пустыню!

Похвальна лень, но есть всему пределы.

В 1821 году Пушкиным было написано послание к будущему декабристу В. Л. Давыдову, в котором к халату присоединён неожиданный эпитет – «демократический», но уже не в значении творческой или духовной свободы, а в политическом смысле:

Вот эвхаристия другая,

Когда и ты, и милый брат,

Перед камином надевая

Демократический халат,

Спасенья чашу наполняли

Беспенной, мёрзлою струёй

И на здоровье тех и той

До дна, до капли выпивали!

Слово «демократический» здесь расширяет смысловое поле «халата». Он символизирует уже не просто беспечное и праздное содружество, но общность политических идеалов.

В творчестве позднего Пушкина халат и жизнь в деревне предстанут символами обыденности – например, в «Евгении Онегине»:

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стёганый халат

Но муж любил её сердечно,

В её затеи не входил,

Во всём ей веровал беспечно,

А сам в халате ел и пил

1. 3 Вещной мир героев Н. В. Гоголя

Новое дыхание «халатная тема» обретает в творчестве Н. В. Гоголя.

А. М. Гуревич в книге «Динамика реализма» отмечает, что «Человек в мире Гоголя не просто обусловлен средой, но и уподоблен ей, является её отпечатком. Он живет в окружающем его вещном мире. Классический пример – изображение помещиков в «Мертвых душах». Предваряющее знакомство с персонажем: описание его усадьбы, дома, внутреннего убранства, костюма, внешности – всё это находится в полной гармонии с его внутренним обликом, подчеркивает и проясняет его сущность.

Те персонажи «Мёртвых душ», которые появляются перед Чичиковым и читателем в халатах – и Ноздрёв, и Плюшкин, -представляют собой апофеоз внутренней ничтожности, их погубил реальный принцип. «Гораздо замечательнее был наряд его (Плюшкина): никакими средствами нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага». Однако халат Плюшкина выглядит так убого не потому, что помещик стремится выказать безразличие к своей внешности в противовес светской щеголеватости, а потому, что он жалеет средства на шитьё новой одежды, предпочитая донашивать лохмотья.

Примерно так же обстоит дело с Ноздрёвым: «Сам хозяин, не замедливший вскоре войти, ничего не имел у себя под халатом, кроме открытой груди, на которой росла борода. » Опять же: В комнате Ноздрёва царит страшный беспорядок, а сам хозяин одет почти неприлично вовсе не по той причине, что неряшливость входит в лелеемый им нравственный облик, а потому, что Ноздрёв действительно ленив и безалаберен.

Так Н. В. Гоголь даёт характеристику своим героям через деталь: внешний вид, убранство в доме и усадьбе и т. д. Детали точно отражают характер и внутренний мир персонажа. В частности, халат символизирует в гоголевских персонажах лень, бездействие, жажду накопительства.

В некоторых рассмотренных мною произведениях наблюдается определённое сходство героев в «халатах», что я и отразил в следующей главе.

Сходство героев в «халатах»

В рассматриваемых мною произведениях прослеживается определённое сходство героев в «халатах».

Как много общего между снами Обломова и лирического героя Пушкина! Во сне Обломов – мечтательный романтик, чистый и возвышенный. Во сне Пушкина лирический герой – двойник Обломова. Просыпаясь, Обломов начинает размышлять над тем, что он видел во сне. Его поэтическая мечта – это утопии, которые для Обломова совсем не пустяки. Чем больше думает Обломов, тем больше он углубляется в себя. Он укрывается своим халатом для того, чтобы ощутить себя свободной личностью.

Существуют такие моменты, которые роднят «халат» Языкова, Вяземского и Гончарова. Например, такая перекличка у этих мастеров пера:

У Вяземского:

Как я в твоём уступчивом уборе

В движеньях был портного не рабом,

Так мысль моя носилась на просторе

С надеждою и памятью втроём

(«Прощание с халатом»)

У Языкова:

Пускай служителям Арея

Мила и тесная ливрея;

Я волен телом, как душой.

(«К халату»)

У Гончарова: «Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок, не чувствуешь его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».

Для Обломова его халат – это преимущество: «Другой и халата никогда не надевает», - ворчит он после ссоры с Захаром. И для Вяземского в стихотворении «Прощание с халатом» эта вещь, «Товарищ неги праздной, // Досугов друг, свидетель тайных дум», означает убежище от светской жизни, олицетворяет личную независимость. И не случайно халат резко противопоставлен у Вяземского "гостиной ливрее", "ярму взыскательной нищеты», как с особой язвительностью названы фрак и мундир. И Языков противопоставляет свой халат «тесной ливрее» «служителей Арея», то есть военному мундиру. Разница между халатом и этими вещами носит нравственный смысл.

Но, несомненно, самый яркий момент сходства, самая душевная мысль трёх талантливейших мастеров заключается в следующих строках:

У Вяземского:

В них отпрыски пера, которому во дни

Мы светлой радости иль облачной печали

Свои все помыслы, все таинства свои,

Всю исповедь, всю быль свою передавали.

(«Ода халату»)

У Языкова:

Как я люблю тебя, халат!

Одежда праздности и лени,

Товарищ тайных наслаждений

И поэтических отрад!

(«К халату»)

И тотчас вспоминается фраза, сказанная Штольцем: «Да ты поэт, Илья!»

«Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её», - отвечает ему Обломов, и чувствуется какая-то сила и высота в его словах.

Халат – это «поэтический друг», личная независимость, то есть свобода физическая и духовная. Халат означает нечто большее, чем одеяние поэта-эпикурейца; халат – это ещё и черта дворянского быта, дворянской культуры XIX века. Многозначность «халатного образа» в творчестве А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова, И. А. Гончарова, Н. В. Гоголя очевидна.

Покой и свобода, безмятежное существование, бездействие – вот что объединяет многих героев величайших произведений в русской литературе XIXвека. Конфликте идеала с действительностью характерен и для литературных произведений XX века. , но герой уже без халата. Халатная тема приобретает несколько иное, своеобразное звучание, осмысление нового времени в произведениях двадцатого столетия, что я и рассмотрю в следующей главе.

Глава 3. Современный герой в тупике

Двадцать первое столетие, как и двадцатое является временем наибольшего разрыва между усилением научно-технической мощи человека и снижением нравственного содержания его жизни. Это катастрофическое положение усугубляется торжеством «укороченного» просвещения, пренебрегающего уроками истории и своеобразием человеческой природы, замыкающего «новаторское» сознание только на приходящих проблемах. Все эти вопросы и проблемы находят отражение и в современных произведениях. Халатная тема нашла своё продолжение и звучит по-особому в некоторых произведениях. Рубеж XIX –XX веков был периодом обновления самых разных видов и жанров художественного творчества, периодом рождения новых форм, выработки «нового художественного зрения» (Ю. Тынянов).

Совершенно очевидно, что с изменением роли писателя и читателя меняется и тип литературного героя.

А. Генис в статье «Пушкин у Довлатова», пишет: «Заповедник» – роман испытания и воспитания, рассказ о приобщении автора к пушкинской вере, к его так восхищавшему Сергея «олимпийскому равнодушию».

Критики говорят о герое «Заповедника», как о «лишнем человеке» с мятущейся душой, который по воле обстоятельств слился с «маленьким человеком». (Е. Шкловский). Интересна точка зрения М. Ремизовой: «Он угрюм и заранее раздражён всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет). Он выступает – если не прямым, то косвенным – наследником Ильи Ильча Обломова, только растерявшего за то время, которое их разделяет, всякий налёт романтической сентиментальности. Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии – он являет собой наглядный пример действия энтропии, поразившей мир и обитающее в нём человечество. Он страшно слаб этот герой, и по-своему беззащитен».

Герой «заповедника» – писатель по призванию; он нигде не служит, много пишет, но его не печатают; он перебивается журналистской работой. А летом приехал в Пушкинский заповедник, чтобы подработать в качестве экскурсовода. Но это лишь общие очертания. Чувствуется, что в Пушкинские горы герой сбежал От чего? То ли от себя. То ли – от запоев, которым он подвержен. То ли от какого-то ещё непонятного, решения, которого требует от него жизнь. Вся его жизнь тяжёлый, неотступный писательский труд. Но ему ничего не удаётся, его не печатают, не принимают в члены ССП. Безденежье безнадёжностьзапои Где же выход из этого неразрешимого противоречия с советскими порядками? Поездка героя в заповедник – это попытка как-то пристроиться к общему укладу: жить, как все живут. Микромир заповедника – это капля воды, в которой отразился большой мир советской действительности. Герой пытается устоять против инерции общего образа жизни, от которого он бежал на работу в заповедник, но который подстерегает его здесь. Но «нельзя уйти от жизненных проблем. Если живёшь неправильно, рано или поздно что-то случится» Герой ни за что не хочет уезжать (за границу): он не видит в этом для себя выхода. Всеми силами он стремится остаться на родине – «при Пушкине». Но общество выталкивает его: вопреки своему желанию он вынужден эмигрировать.

Это и есть главный конфликт повести «Заповедник»; причина того «ощущения катастрофы, тупика», которое преследует героя с начала повести. На вопрос анкеты «Что по-вашему мнению может символизировать халат?», где предлагалось несколько вариантов, 6 респондентов ответили – духовный тупик.

Современный герой не в халате, но он, также как и Обломов, в произведении И. А. Гончарова, в тупике.

У каждого человека наступает такой момент в жизни, когда он должен сделать выбор, решить, что для него важнее в данное время. Чаще всего он становится перед выбором, когда ради карьеры, славы, привилегий, власти придётся поступиться нравственными принципами или же жить незаметно, не принося ни вреда, ни пользы. В результате чего человек совершает определенный поступок, в конечном итоге характеризующий его с определённой стороны, или не совершает ничего, посчитав остаться в «своём» халате, и продолжать жить, согласно своим неизменным принципам. Кто-то, как и в XIX веке, делает вывод в старости, что жизнь его «изношенный халат», как у П. А. Вяземского

На основе своего исследования, я могу сделать вывод, что халатная тема наиболее ярко нашла отражение в творчестве русских писателей XIX века, что являлось целью моего исследования. Глубокий смысл такого вещественного символа, как халат, выражается «авторским халатом» у П. А. Вяземского и Н. М. Языкова, тема покоя и лени, бездействия у И. А. Гончарова, «демократический» и символ обыденности у А. С. Пушкина, в гоголевских персонажах - лень, бездействие, жажда накопительства. Думаю, что через «халат» каждый писатель и поэт в своём произведении выражали свои взгляды на жизнь, своё отношение к действительности и конфликт идеала с действительностью имеет место в литературе XIX века.

В ходе практического этапа работы, я, прочитав художественные произведения по теме исследования и изучив литературоведческие работы, пришёл также к выводу, что символ «халата» «проходит» сквозь века и «халатная тема» в творчестве писателей – одна из интереснейших тем в отечественной литературе разных эпох. Очевидно, что «халатная тема» была характерна для творчества авторов как XIX, так и XX веков. Поиски смысла жизни характерны для героев русской литературы всех времён.

Интерпретация данной темы звучит по-особому в современных изданиях. Например, «Заповедник» С. Довлатова – это отражение обломовского типа: у героя нет выхода, он в тупике. Герой прозы Довлатова мучается над традиционными для русской литературы вопросами: неустроенностью жизни, неясностью будущего, неопределённостью своих помыслов и чувств.

Я могу утверждать, что гипотеза нашла подтверждение о сущности героев «халатной темы» в русской литературе. В произведениях отечественной литературы герои всегда задают вопросы о смысле жизни и ищут на них ответы, конфликт идеала с действительностью имеет место и в литературе XX века. Также как и герои русской литературы XIX века, одинокий герой, находится в непримиримом противоречии с окружающим обществом. Герои страдают от того, что не видят цели в жизни, ибо не находят себе приличной деятельности, поэтому ими овладевает скука, отвращение к обществу и времени в целом, что ярко видно на примере произведения С. Довлатова «Заповедник».

Эта тема современна как никогда. В XX веке герой уже без халата, а суть его такова же. Так, из 17 опрошенных по результатам анкетирования, 12 респондентов считают, что не важно, в «халате» герой предстаёт в книге, или без халата, суть отражения халатной темы не меняется. Лень души, апатия, равнодушие – свойственны сегодня многим людям в силу различных жизненных ситуаций. Читая сегодня, например, роман Гончарова, мы можем увидеть в героях свое собственное отражение. Мы задаём вопрос: нужны ли России Обломовы? Ведь с одной стороны - Обломов безобидный, добрый человек, а с другой – опасный для общества. Если бы все люди стали мнимыми и бездельными, целыми днями лежали бы на диване и не могли подняться с него? Что тогда? За такой жизненной ситуацией следует распад, а потом и гибель человечества. Жизнь в состоянии покоя, сна Должна ли она быть таковой?

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)