Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образы деревьев и трав в поэзии С. А. Агальцова

Биография С. А. Агальцова

Рязанский край богат поэтическими талантами. Прославил его в своём творчестве С. А. Есенин, наш знаменитый земляк. Есенинские традиции нашли продолжение в поэзии рязанских поэтов-лириков: Б. И. Жаворонкова, Е. Ф. Маркина, А. В. Солянкина, А. И. Сенина, В. Н. Авдеева, В. С. Самарина. С гордостью мы можем заметить, что достойное место среди них занимает и С. А. Агальцов – певец нашей ухоловской земли.

Сергей Александрович Агальцов родился 2 января 1954 года в интеллигентной семье. Отец, Александр Петрович, был профессиональным журналистом, мать, Роза Александровна, – литератором. Именно они оказали благотворное влияние на становление личности поэта, на его творчество.

После окончания Ухоловской средней школы С. А. Агальцов поступил в Рязанский педагогический институт. Он работал учителем на Дальнем Востоке и на родной Рязанщине, в разные годы был тележурналистом в Туркмении, редактором в издательстве «Современник» в Москве.

Стихи С. А. Агальцова охотно брали и печатали журналы «Новый мир», «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Роман-журнал ХХI век». Публиковались они и в альманахах «Поэзия», «День поэзии» и в других периодических изданиях.

Ещё большее признание творчество С. А. Агальцова получило после того, как его стихи были включены в антологию «Русская поэзия. ХХ век», «Антологию русского лиризма. ХХ век». Не каждый поэт России мог печататься в таких изданиях.

Первыми сборниками стихов молодого поэта стали «Утренний просёлок» (4) и «Шиповник» (5), затем вышли в свет «Русская печаль» (3), «Лирика» (2), книга стихотворений в поэтическом сборнике «Дерзость», составленном Л. Васильевой.

С. А. Агальцов - член Союза писателей России. Открытый, добрый, искренний человек, он всегда находит время для встреч с земляками. Сергей Александрович – частый гость в нашей школе. В 2009 году с большим успехом прошёл творческий вечер-концерт, посвящённый 55-летию ухоловского поэта. Звучали стихи и песни на слова С. А. Агальцова. Был представлен его новый поэтический сборник «Думы на родине» (1).

В качестве материала для исследовательской работы я выбрала стихотворения из этого сборника.

Природа родного края в лирике С. А. Агальцова

Ухоловский район расположен на юге Рязанской области, в лесостепной зоне. Большую часть территории занимают поля и луга, леса относят к смешанным. Через посёлок Ухолово протекает небольшая речка Аксень. Мир природы кажется небогатым и скромным. Но наши родные места дороги каждому, кто любит свой отчий дом, умеет видеть красоту вокруг себя, живёт радостями и тревогами своих земляков.

С. А. Агальцов – поэт-лирик. Его стихотворения наполнены раздумьями о прошлом, настоящем и будущем родного края. Главная тема творчества поэта – красота природы. Лирический герой его поэзии наделён чуткой душой и любящим сердцем.

Растительный мир, окружающий лирического героя, очень важен для него. Об этом можно судить по тому количеству и разнообразию образов деревьев и трав, которые представлены в текстах стихотворений. Помимо упоминания таких природных «стихий», как лес, сад, луг, поле, роща, в стихотворениях встречаются конкретные образы деревьев: березы, ели, ивы, липы, осины, сирени, вишни; цветов: ландыша, василька, анютиных глазок; трав: чертополоха, лебеды, лопуха, крапивы, полыни.

Образы деревьев

Каким же деревьям отдаёт предпочтение поэт? Оказывается, чаще всего в его стихотворениях встречаются образы берёзы и ели.

Берёза по праву считается самым поэтическим деревом России. Нет такого дерева, которому посвящено столько песен загадок, пословиц. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Берёза - это символ России. У древних славян слово «бер» означало «светлый», «ясный», «блестящий». Наверное, так назвали берёзку за цвет её коры. Очень любил берёзу С. А. Есенин и посвятил ей немало поэтических строк.

Берёзу часто наделяют эпитетом «белая». Сохраняет эту традицию и С. А. Агальцов:

А за мостом заросшее кладбище:

Там тишина, покой и вечный сон.

Там друг нашел последнее жилище:

Он под березой белой погребен.

(«Здесь любят разговоры при свечах. »)

Даже если поэт не использует слово «берёза», лёгкими штрихами, как художник, он создаёт сияющий, светлый образ берёзовой рощи – одного из любимых ухоловцами уголков природы:

Сияет роща белоствольно,

Курится, вьется сизый дым.

На солнце блещет колокольня

Крестом вознесшимся своим.

(«Сияет роща белоствольно»)

В стихотворении «В ночь изменилось всё» С. А. Агальцов пишет о приходе зимы. Он не просто рисует красками заснеженные берёзы, но и передаёт чудесные звуки - тихий звон вершин:

Разубран березняк в хрусталь.

И слышно, как сквозь сон,

С вершин берёз несется вдаль,

Струится легкий звон.

Образ березы в стихотворениях С. А. Агальцова ассоциируется с темой Родины, «родимого края», его судьбы, его скромной, но такой родной красоты:

Под ветром так шумят берёзы!

Их шуму снова внемлю я.

Прими меня, шепчу сквозь слезы,

Родная, светлая земля.

Моим глазам твой вид отраден

Я знал, что я сюда вернусь.

Как мне постичь, - чего же ради

Я покидал родную Русь?

О Русь! Я вновь к тебе приехал,

И сердце бьется все больней.

Берёзы так шумят – и эхо

Ребяческих мне слышно дней.

(«Под ветром так шумят берёзы»)

Шум берёз напоминает лирическому герою о детстве и постепенно становится еле слышным эхом в его воспоминаниях. Эпитет «отчий» обычно относят к словам «дом», «земля». С. А. Агальцов соединяет его с обобщённым образом «берёз и полей»:

Лишь одно мне становится ясно

Среди отчих берёз и полей:

Сколько лет я растратил напрасно,

Но души не растратил своей!

(«Одиноко ль брожу по округе»)

Берёзы – важнейшая составная часть лирического пейзажа. Они так красивы в первых лучах солнца:

Рассвет зарделся над бугром

И пурпурным лучом окрасил

Дома, церквушку над прудом,

Берёзы и цветы у прясел.

(«Мной край родимый не забыт»)

С. А. Агальцову очень близок образ берёзы, без него поэт не мыслит своего родного края. Берёза - воплощение красоты и чистоты, олицетворение всего, что дорого поэту на родине. Даже ночью, во время метели, когда трудно что-либо увидеть за окном, ему важно знать, что берёзы по-прежнему растут около дома:

И различаю еле-еле

Во тьме берёзы за окном.

Скрипит и стонет старый дом.

И, разные, под шум метели

Душою мысли овладели,

И долго не забыться сном.

(«Метель над ельником дремучим»)

Для меня стало открытием то, что в стихотворениях С. А. Агальцова наравне с березой выступает и ель. Изначально образ ели считался символом тоски, печали. У поэта этот образ тоже передаёт усталость, тревогу, тоску, боль:

Устав бродить стернёю колкой,

Присяду я под тёмной ёлкой

И вдаль гляжу с тоской в глазах.

(«Уныло воцарилась осень»)

Прощально озаряя ели,

Садится солнце за холмом.

О, как тревожно!.

Неужели

Все миновало, все в былом?

(«В закатный час брожу на воле»)

Но поэту очень нравится ель, особенно в зимнюю пору. Он награждает её величественными эпитетами:

Из-за царственных елей встаёт

Дымно-алое солнце над полем.

И сияющий день настаёт,

И ликует душа поневоле.

(«По утрам на заре небеса»)

Лирический герой поэзии С. А. Агальцова любит гулять по зимнему лесу, кататься там на лыжах. Всюду «замечает восторженный взгляд, как чудесно снежинок круженье». В описании зимнего пейзажа лес предстаёт живым, одухотворённым:

Дали искрятся. Блещут леса,

Серебром, хрусталями богаты.

(«По утрам на заре небеса»)

Кружится, вьется снежный пух

Над ёлками толпою,

Как будто леса светлый дух

Явился пред тобою.

(«Как славно в санках мчаться в лес!. »)

Радостным ожиданием новогоднего чуда проникнуто стихотворение «Как славно в санках мчаться в лес!. » Лирический герой с восторгом, как ребёнок, любуется зимним лесом, ему слышится, как «чистый звон струится» от покрытых снегом веток:

Как славно в санках мчаться в лес!

Заря. Морозец колкий.

Спешу в предчувствии чудес

За новогодней ёлкой.

Ели могут быть не только сверкающими, но и «чернеющими, пасмурными», «дремучими», «тёмными». Они всегда очень дороги поэту. В этом можно убедиться, прочитав стихотворение «Круженье тёплой мартовской метели»:

Круженье тёплой мартовской метели,

Чернеющие, пасмурные ели,

Седая даль заснеженных полей –

Когда-нибудь всё это неужели

Изгладится из памяти моей?.

Оно всё как будто пронизано чувством отчаяния, нежелания смириться с тем, что когда-нибудь такой родной пейзаж забудется поэтом. Эмоциональное состояние лирического героя подчёркнуто контрастными эпитетами «чернеющие, пасмурные ели» - «седая даль заснеженных полей».

Сирень – один из любимых поэтических образов в лирике С. А. Агальцова. Цветущая сирень связана у него с какими-либо тёплыми воспоминаниями о детстве, юности, первой любви. С нежностью описывает поэт эти «светлые мгновенья»:

Ночью веет в форточку сиренью,

Лунный луч играет на окне.

Ах, какие светлые мгновенья

В наши ночи ты дарила мне.

(«Ночью веет в форточку сиренью»)

Чувство любви передаётся с лёгкой грустью. Проходят годы, но в сердце живут воспоминания. Так же цветёт сирень, тот же ручей искрится на солнце, только нельзя вернуть счастливую пору юности:

Над тропинкой склонились цветы.

А ручей весь искрится, сверкает.

Я смотрю сквозь сирени кусты –

Не твое ль в поле платье мелькает?

(«Луч зари светоносной упал»)

И, конечно же, сирень в лирике С. А. Агальцова – символ малой родины. Читая его стихотворения, мы любуемся пышным цветением сирени и словно вдыхаем её тонкий, нежный аромат:

Вновь я на родине Пахнет сиренью,

Чистой лазури полны небеса. («Вновь я на родине»)

В поэтическом мире С. А. Агальцова образ ивы обычно является символом печали, грусти о родной стороне. И в то же время красота её подчёркнута одним из любимых эпитетов поэта «сияющий». Почему же ивы названы сияющими? Может быть, потому что листочки ив трепещут на ветру, а сами деревья отражаются в реке:

Святое и родное захолустье

С сияющими ивами, рекой

Такой невыразимой веет грустью,

Такой печалью и такой тоской!

(«Перебежала пыль через дорогу»)

Рифма «нивы – ивы» передаёт гармонию лирического пейзажа. Природа воспринимается поэтом как живое существо, причём язык всех природных «стихий» легко понять, так как он русский! Прекрасен весь мир живой природы:

Заговорили русским языком

Со мной во мгле

Желтеющие нивы,

Душистый ветерок, далёкий гром

И над рекой клонящиеся ивы.

(«Заговорили русским языком»)

Липу в своих стихотворениях С. А. Агальцов рисует цветущей, ароматной. Цветущее дерево в русском фольклоре – символ счастья. Эту традицию продолжает поэт, создавая красочный образ:

Цветущей липы мшистая кора

Алеет и блестит в лучах заката.

(«Цветущей липы мшистая кора»)

Душистые цветки цветущей липы напоминают лирическому герою о молодости, когда он ещё не покидал родных мест, был полон надежд и мечтал о счастье. В стихотворении «На родине» как раз встречается этот мотив:

Зашумит ли цветущая липа,

Надо мною струя аромат, –

Я подумаю:

Где ещё либо

Так надеждами был я богат?!

Восхищается С. А. Агальцов и цветущими вишнями. В стихотворении «Уж луна на небо вышла. » для описания он использует необычные олицетворения:

Уж луна на небо вышла,

И под мерцающей луной

По садику белеют вишни

И светятся во мгле ночной.

Они струятся, серебрятся,

Сиянья чистого полны.

Им тихо дремлется, им снятся

И чудятся живые сны.

Вишни являются светлым образом в поэзии С. А. Агальцова. Это символ чистоты, нежности, любви.

Образ ракиты связан у лирического героя с грустными, горькими, «угрюмыми» думами:

Ночью думы темней и угрюмей

И под сенью шумящих ракит

Не уйти мне от грустных раздумий –

И я горько заплачу – навзрыд!

(«Не смешаться ль с туманом вечерним»)

Символизирует грусть, передаёт печаль глухих мест и образ осины. Чувство жалости вызывает осинник, по словам поэта, промокший до нитки и продрогший до костей:

Сквозной осинник жидкий

Меж двух глухих дорог.

Он весь промок до нитки

И до костей продрог.

(«Сквозной осинник жидкий»)

Образ сосны в поэзии С. А. Агальцова неоднозначен: в зависимости от настроения лирического героя он может быть как светлым, так и грустным, тёмным:

Переулками узкими выйду

Из пустынного я городка.

И откроются светлые виды:

Поле, речка, гряда сосняка.

(«Я ночные люблю переулки»)

Шумит под ветром бор осенний,

Ненастный, тёмный бор сырой. («Шумит под ветром бор осенний»)

Хотя в последнем стихотворении и нет конкретного образа сосны, но словосочетание «бор осенний» дает нам понять, что говорится именно о соснах.

В стихотворении «Зашумели весенние сосны» поэт сравнивает красоту девушки с весенним пробуждением природы. Сосны, которые ещё недавно были тёмными и мрачными, стали весенними, радостно шумящими:

Зашумели весенние сосны,

Засияла небес высота.

Как твой взгляд и лицо – светоносны!

Как играет – твоя красота!

Образ ветлы в поэзии С. А. Агальцова встречается очень редко и всегда наделяется эпитетами, которые символизируют собой печаль. Вётлы и ракиты вместе растут по берегам рек, вблизи прудов и болот, поэтому соединяются в одном обобщённом образе:

Поток шумит все глуше, глуше

Меж чёрных вётел и ракит.

(«Поток шумит все глуше, глуше»)

Тополя упоминаются вместе с акациями и липами, создавая таинственный образ старинного парка – любимого места прогулок жителей посёлка. Поэт не только описывает деревья в зимнем парке, но и прислушивается к загадочным звукам, которые исходят от них:

Каждый снежный кустик – тайна,

Тайна хруст любой и скрип,

Звук любой, совсем случайный, -

Тополей, акаций, лип.

(«Парк старинный»)

Осенние клёны изображены С. А. Агальцовым во всей своей прощальной красе. Поэт любуется пышным ворохом пёстрых кленовых листьев:

Листва во дворе осыпается с клёнов

На крышу сарая, пестра и пышна.

И, ворох шуршащий лучом своим тронув,

Заря уж играет на стеклах окна.

(«Листва во дворе осыпается с клёнов»)

Отрадным является для лирического героя образ черёмухи в цвету. Поэт оживляет природу, в его изображении она живёт, дышит, сияет, благоухает. Когда читаешь строки стихотворения, чувствуешь дуновение ветерка и аромат черёмухи:

Реки румяное блистанье,

Зари широкий чистый свет,

Черёмухи благоуханье –

Мне и отрада, и привет.

(«Реки румяное блистанье»)

Образы трав

Многообразие и богатство мира растений в поэзии С. А. Агальцова удивляет и радует. Конечно же, меня заинтересовал вопрос: образ какого цветка встречается чаще всего в лирике поэта? Ответ на этот вопрос невозможно было угадать заранее. Оказалось, что «любимец» поэта – чертополох! Чертополох символизирует запустение и даже смерть:

Не оттого ль цветы чертополоха

Так ярко расцветают только тут,

Чтоб помнила прекрасная эпоха,

Что и её могилы зарастут?

(«Под сенью тихого вечного покоя. »)

Чертополох растёт, как правило, вблизи дорог, на пустырях. С. А. Агальцов видит его вольно растущим на кладбище и воспринимает его яркую, броскую красоту как память о прошлом, о близкихлюдях, которых уже нет. Старое кладбище - достопримечательность нашего посёлка. Заросшее сиренью, берёзками, шиповником, травами и цветами, оно создаёт печальное, скорбное настроение:

Кладбище кутала лёгкая мгла

Лишь подошёл к нему – сердце заныло.

Как угадать её – вся заросла

Чертополохом, крапивой могила.

(«Кладбище кутала лёгкая мгла»)

Как и чертополох, создает унылое настроение образ крапивы. В стихотворениях С. А. Агальцова эти образы часто соединяются.

Образ чертополоха помогает нарисовать символический образ заросшего, запущенного сада. Он противопоставлен светлому образу сада, ликующего в майском наряде. Возможно, лирический герой жалеет о быстро промчавшейся юности:

А мой любимый чистый садик –

Не в силах был сдержать я слёз! –

Не в майском ликовал наряде,

Чертополохом весь зарос. ( «Я горько плакал. Сон мне снился»)

Образ лебеды вместе с чертополохом тоже является противоположным образу радости. Сияющий светлый луг остался только в памяти лирического героя, в его воспоминаниях о любви:

Как он померк, заглох тот светлый луг,

Где, как дитя, смеялась ты беспечно!

Чертополох да лебеда вокруг.

А чудилось: сиять он будет вечно.

(«Как он померк, заглох тот светлый луг»)

Символизирует запустение и образ полыни:

Дух запустенья глухого вокруг –

Сколько полыни сухой и бурьяна!

(«Кладбище кутала лёгкая мгла. »)

Во время одной из встреч с читателями С. А. Агальцов говорил, что не сидится ему дома в пору цветения. Несколько дней кряду бывает он в Глинковской роще, любуется чистым небосводом и выглядывающими на белый свет душистыми цветами ландыша. Восторженно поэт пишет об этом цветке в стихотворении, создавая образ ландыша с помощью эпитетов «свежий и чистый», «прозрачные цветы», «влага живая» и олицетворений «ландыш кивает», «зазывает», «улыбается»:

Как мне ландыш кивает,

Осенённый листом!

В рощу он зазывает,

Как в укромный свой дом.

Сладок кров полумглистый,

Сел счастливый на пне:

Ландыш свежий и чистый

Улыбается мне.

Ах, как я торжествую

И ликую – готов

Выпить влагу живую

Из прозрачных цветов!

(«Как мне ландыш кивает. »)

Ландыш изображён гостеприимным хозяином весенней рощи. Образ ландыша - один из символов счастья. Душу лирического героя, пришедшего в гости к ландышу, переполняет чувство радости и ликования.

Васильки в лирике С. А. Агальцова - символ счастья, радости, как и в народной поэзии. В стихотворении «Нет, не томили душу никогда» образ васильков – частичка образа родного края:

Любил смотреть на переливы ржи,

Как ветерок, струясь, бежал по нивам

,Как васильки сияли у межи –

И несказанно-горько был счастливым.

Как и васильки, в стихотворениях поэта «сияют» анютины глазки, причём он любуется именно дикими, пусть более мелкими и скромными, а не садовыми цветами:

Сколько света и солнечной ласки!

. У моста на речном берегу

Засияли анютины глазки

Так, что глаз оторвать не могу.

(«Сколько света и солнечной ласки!. »)

Обобщённый образ осоки и камыша является символом спокойствия:

Спокойно катится речушка

Среди осоки, камыша.

(«Спокойно катится речушка»)

Образ лопуха используется поэтом как характерная часть описания пейзажа. Лопух вроде бы ничем не привлекателен, но и для него С. А. Агальцов находит красочную метафору:

Во мгле затеплилась над рощей,

Горя, восхода полоса.

И засветился кустик тощий,

На лопухах зажглась роса.

(«Во мгле затеплилась над рощей. »)

Поэт явно отдаёт предпочтение полевым, луговым, лесным цветам. Трудно представить, что всеми любимая роза встречается в его лирике всего один раз – в стихотворении «Сад. Дорожка Розы». Поэт очень живописно рисует садовые розы:

Сад. Дорожка. Розы

Мой ласкают взгляд.

Убранные в росы,

Как они блестят –

Каждым влажным, чистым,

Свежим лепестком

Вечером росистым

Вея над прудом!

(«Сад. Дорожка. Розы. »)

Как видно из предыдущего стихотворного отрывка, роса может украсить даже обыкновенный лопух. А розы, «убранные в росы», выглядят просто царственно. Образ роз в этом стихотворении соединяется с более общим природным образом сада – одним из важнейших символических образов в лирике поэта.

Образ сада

Сад является непременным компонентом растительного мира родного края. В поэзии С. А. Агальцова он символизирует чистую красоту, свежесть, молодость:

Снова душа безмятежна,

Я выхожу на крыльцо:

Садик одет белоснежно,

Свежестью веет в лицо.

(«Снежное чистое поле. »)

Сад напоминает поэту о прошедшей молодости, первой любви:

Господи! –

Каждый случайный,

Каждый приветный твой взгляд

Веет светлейшею тайной,

Как расцветающий сад –

Белый, нарядный и свежий

В тающей утренней мгле

. Видеться стали мы реже,

Хоть и весна на земле.

(«Господи! – каждый случайный. »)

Это стихотворение строится на сопоставлении прошлого и настоящего. Образ сада светлый, немного таинственный. Сравнение взгляда героини с расцветающим садом помогает выразить чувство любви, сожаление о том, что ничего не вернуть назад – ни юности, ни первой любви.

Образ сада любим поэтом, и в тех стихотворениях, где он используется, как правило, нет мотивов грусти:

Свет широкий, дивный, лунный

Заливает тёмный сад.

И души уснувшей струны

Вдруг, очнувшись, зазвенят.

(«Всё мне звук. »)

За домом пахнет мокрым садом,

Он начинает увядать.

Я вдаль смотрю прилежным взглядом,

Но ничего не увидать.<> Как я люблю в такую пору

Дождя и желтых листьев шум!

Тепло и влажно. Ночь не скоро.

И нет в душе печальных дум.

(«За домом пахнет. »)

С. А. Агальцову очень дороги родные ухоловские сады. Он радуется, когда ему приходится «видеть снова любимую глушь». Поэт рисует сады во все времена года. Даже «обнажившиеся сады», сбросившие осенью листву, прекрасны:

Покосившиеся домишки,

Обнажившиеся сады.

Я в глухом своем городишке

До вечерней брожу звезды.

В переулках слякоть и сырость,

Блеск холодный осенних луж.

Ах, за что же такая милость –

Видеть снова любимую глушь!

(«Покосившиеся домишки. »)

Таким образом, исследование, проведённое мною на материале небольшого сборника поэта «Думы на родине», позволяет сделать следующие выводы:

1. Образы деревьев и трав являются очень значимыми в поэзии С. А. Агальцова, что подтверждается не только их количеством, но и разнообразием. Ухоловского поэта можно считать достойным продолжателем поэтических традиций русской лирики.

2. Растительные образы помогают поэту создать образ Родины, и в первую очередь - образ малой родины, выразить любовь к Родине, тревогу за будущее страны и родного края.

3. С образами деревьев и трав связаны воспоминания о детстве и юности – счастливой, безмятежной поре.

4. Образы деревьев и трав передают самые разные душевные переживания лирического героя, например, чувство одиночества, тоску по ушедшим из жизни близким людям; чувство любви; чувство благодарности, а также размышления о смысле жизни, о смерти, о красоте и величии природы.

5. Мир родной природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэта. В привычных русских пейзажах он находит новые звуки и краски, возвращая нам мир, утраченный в суете и бездуховности. На встрече со школьниками С. А. Агальцов говорил, что пишет только у себя на родине, когда приезжает домой. Он отмечал, что любая веточка дерева или травинка может найти своё отражение в лирике.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)