Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образы месяца, звезд, зари, неба в поэзии С. Есенина

Я поставила перед собой задачу проследить за тем, как показаны образы месяца, звёзд, зари, неба в поэзии Сергея Есенина. Ведь эти, казалось бы, будничные образы каждый человек представляет и видит по-своему.

Писатели же изливают свои чувства, своё видение в своих произведениях и ты эти образы связаны с таинствами души. Мы, читатели можем заглянуть в душу поэта, познакомиться с его внутренним миром, понять состояние его души.

Меня всегда интересовало творчество Сергея Есенина, и поэтому я решила проследить за этими «мистическими» образами в его поэзии.

Есенин – писатель светлый, очень лиричный, способный пробудить самые добрые, мягкие чувства в душе читателя. Он, один из выдающихся поэтов России, Его поэзия многогранна: в ней присутствует и любовная лирика, и тема родины, но самой яркой, по-моему, является тема природы, которая пронизывает всего творчество и, так или иначе, отражается в каждом его стихотворении. Это не случайно, ведь к вершинам поэзии С. Есенин поднялся из глубин народной поэзии. Он родился 21 сентября (3 октября) 1895г в деревне Константиново Рязанской губернии и уже с первых дней жизни его окружал мир поэтических образов:

«Родился с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали. »

Стихи он начал писать с 9 лет.

Земная красота забрала юное сердце поэта, Его лучшие ранние стихи пахнут весной, мерцают, как яркие звёздочки озаряют будничную жизнь светом молодой луны. Они полны очаровательного задора и веселья.

Тёмна ноченька, не спится,

Выйду к речке на лужок.

Распоясала зарница

В пенных струях поясок.

На бугре берёза – свечка

В лунных перьях серебра.

И костёр зари, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и мерцание золотых звёзд – вся красота родного края с годами отразилась в его стихах, полных народной любви к Русской земле: Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и под морем

Плывёт задумчиво луна.

Как я уже упоминала, Есенин необыкновенно лиричен. Его образы поэтически выразительны. Один из первых стихотворений, где явственно обозначался самостоятельный подход молодого поэта к лирической теме, было – «Выткался на озере алый свет зари. »

Есенинские образы живописны, они словно акварелью нарисованы. Есенинская природа живёт своей удивительной жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии, изменений.

Для молодого поэта природа – это чудесный и необъятный храм, в котором всё прекрасно. Она подлинный герой ранней поэзии Есенина. Любовь к небу, как ночному, так и полудённому; к звёздам, к полной луне и молодому месяцу проникнуты строки многих юношеских стихотворений: Ночь. Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит

Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит

Поэт часто прибегает к приёму олицетворения.

Месяц у него ягнёночек кудрявый, « и всадник унылый», «заря окликает другую», заря пеной рос туманится.

Эти задумчиво- печальные и многоголосно – звонкие радостно светлые и тревожно – горькие, наполненные алым светом зори, мерцанием молодого месяца на синем небосклоне, блеском золотых звёздочек, картины природы с большой вдохновенно – эмоциональной силой живут в стихах Есенина:

« И плещет сумрак в галочьей тревоге

Согнув луну в пастушеский рожёк».

Есенинская поэзия необычайно образна, Для нас: светит луна, и свет её падает на крышу деревенской избы. Для Есенина: «чистый месяц в соломенной крыше обоймлённые синью рога». Великолепны и необычайны перевоплощения, которые я наблюдала в его стихах: луна превращается в кудрявого ягнёнка, в жёлтого ворона, медведя, жеребёнка, пастушеский рожёк, лошадиную морду и т. д. и т. подобное. Именно Есенин дал русской поэзии свыше полусотни незабываемых образов месяца – луны, ни разу не обмолвившись эпитетом. Один из последователей назван Есенинский образ и сказочным оборотнем. Это название удивительно чётко даёт характеристику этим образом. Эти необыкновенные образы делают поэзию Есенина своеобразной, они запоминаются «раз и навсегда». И как бы мы хорошо ни знали, что образ, к примеру, краюхе – луны был изображён не Есениным, он всё равно будет казаться рождённым на наших глазах и притом – невольно, именно так, как сказано поэтом: « и невольно в море хлеба рвётся образ с языка: отелившееся небо лижет красного телка».

Своеобразность стихов заключает и в цветовой гамме. Именно она способствует передаче тончайших настроений, придаёт романтическую одухотворённость, свежесть образам Есенина. Есенинские поэзии отражают как зеркальце, цвета и переливы неба и земли.

Любимые цвета – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия.

(«вечером лунным, вечером синим»). Выражают чувство нежности, любви.

Характерный пейзаж раннего Есенина словно подёрнуть дымкой. Краски приглушены, смягчены. На полыхающие зори мы смотрим сквозь курящие туманы. Сквозь синий туман видим и « красные крылья заката». Из стихотворения я поняла, что Есенин любит восходы закаты, их перламутровую нежность, любит выходить на природу либо на рассвете, либо ранним вечером.

Задремали звёзды золотые

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Золото, но ни сверкающее, нет, оно задремавшее. Небосклон не румяный, а тронутый блеском, сетчатым светом.

Таких необыкновенных чувственных описаний я не видела больше ни у кого. Есенин необыкновенно тонок и акварелен. Но это конечно же не всегда. Порой он откровенно работает под лубок:

« ярче розовой рубахи.

Зори вешние горят».

И тогда глаза прямо – таки слепит «прялочное весельство», свойственное народной бытовой живописи. Есенин часто опирается на народные и фольклёрные традиции. Некоторые образы и лирика, заимствованы поэтом из арсенала христианской религии, к которой он иногда прибегал. Эти образы вступают в противоречия с явным тяготением Есенина, как художника – реалиста, к лексике, образам, рождённых октябрём и передающим революционный накал тех дней. Но при наличии в стихах мотивов и образов, навеянных церковно-христианскими представлениями, они полны земной красоты. Его стихи подкупают хрустальной прозрачностью образов.

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Из всех есенинских образов мне больше всего запомнился месяц (луна). Описывая месяц, Есенин мастерски и смело пользуется красочными эпитетами:

«Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Золотой лягушкою луна

Распласталась на тихой воде!»

«О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом»

Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина сочувствует не сами по себе, раде красоты формы, а для того чтобы полнее и глубже выразить себя. Для образного строя поэта характерны реальность, конкретность, осязаемость. Один из важных моментов своеобразия его стиля – стремление к овеществлению образа, к примеру, есенинский месяц. Он резвится в поле: «ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве», радуется скорому приходу весны: «рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани», купается в реке: «а месяц будет плыть, и плыть, роняя весла по озёрам»; как птица, кружит в небе: «посмотри: во мгле сырой месяц, словно жёлтый ворон. вьётся над землёй».

Есенин чутко воспринимал радужный мир земной красоты. Он любовался зарёй, которая, подобно котёнку на крыше, «моет лапкой рот»; переживал, что лошади на Оке чуть-чуть было «не выпили» луну; однажды был удивлён, увидев, что «словно яйцо, расколовшись, скользнул месяц за дальний холм». В есенинских стихотворениях я заметила слияние «земного с космическим». Мне очень нравятся стихи этого светлого поэта.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)