Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образы цветов в поэзии Анны Ахматовой и Марины Цветаевой

Образы цветов в творчестве

Приверженность к цветочной символике в поэзии начала ХХ века, как символистской, так и постсимволистской, приобрела характер тенденции. Можно предположить, что здесь сыграли роль "Цветы зла" Ш. Бодлера, под влиянием которых Н. Гумилев создал свои "Романтические цветы". М. В. Серова считает, что цветочная семантика по определению не могла быть специфическим свойством индивидуального стиля: «цветы в поэзии выполняют функцию главным образом не персонификации, а унификации смысла». Суть унификации состоит в том, что практически все цветы, но особенно, конечно, роза, являются традиционными поэтизмами, и в семантической парадигме поэзии начала ХХ века значение "цветок" - "поэзия" - "поэт" утвердилось как устойчивое. Поколение поэтов - "цветов зла", романтически влюбленное в "поэзию-розу", уже на этом, метафорическом, уровне было обреченным и трагическим. Оно само это сознавало.

Актуальность исследования. Цветы обнаруживают себя в поэтическом мире Анны Ахматовой и Марины Цветаевой достаточно явно. Некоторые исследователи уже обращали внимание на отдельные образы цветов в творчестве поэтесс, указывали на их значимость (А. А. Урбан, М. В. Серова, Н. В. Смирнова). Рассмотрение образов цветов в творчестве двух поэтесс в сравнении представляет интерес и на сегодняшний день является актуальным.

Художественная деталь в поэтическом произведении.

Гипотеза: Цветы в жизни каждой женщины играют важную роль. У всех есть свои предпочтения – любимые цветы. Есть и нелюбимые. Это не могло не отразиться на творчестве двух женщин-поэтесс, чья лирика очень экспрессивна. Если это так, то изменения в жизни героинь, должны отражаться на выборе образов лирических стихотворений.

Методы исследования: В качестве методологических основы нашего исследования выступают биографический, сравнительный и историко-культурный методы. Кроме того, используется статистический анализ при обработке собранных материалов.

Образы цветов в поэзии Анны Ахматовой

Количество цветов в поэзии Ахматовой видно невооруженным глазом. Причем поражает разнообразие этих цветов. И на первый взгляд, выделить центральный, наиболее значимый или любимый цветок, а также выявить определенную закономерность их употребления кажется невозможным. Но, так или иначе, можно отметить, что в раннем творчестве Ахматовой преобладают образы нежных цветов – лилии, левкои – образы чистоты и непорочности. После замужества (1910) на первый план выходит образ розы и затмевает все остальные цветы. И в первые годы символика этого цветка весьма проста и понятна на первый взгляд – любовь, пылкость, страсть – то, что и означал этот цветок с незапамятных времен. К 1913 – 1914 годам в поэзии А. Ахматовой становятся ведущими такие цветы, как маргаритка, гвоздика, олицетворяющие определенные страдания, связанные с любовью, чаще всего волнение и разочарование. Образ розы, в свою очередь, соприкасаясь с образом тюльпана, приобретает мрачный характер – олицетворяет причины невыносимых мучений и смерти (все по той же причине – любовь). В 40-е годы образу розы поэтесса возвращает свое первоначальное значение. Можно даже сказать, что по сравнению с первыми стихами, где упоминалась роза, в последних стихах Ахматовой она выражена более экспрессивно. Одним из постоянных цветов Ахматовой был нарцисс - он не менял своей «символики» на протяжении всего её творчества: это символ либо мучительного ожидания, либо неприятных воспоминаний далекого прошлого, либо чувство одиночества и незащищенности.

Из приведенной ниже диаграммы, составленной на основе частотности образа того или иного цветка видно, что роза стоит на первом месте, затем следует нарцисс, и после него - лилия. Несмотря на то, что эти цветы противопоставлены друг другу по смысловому значению, и, казалось бы, общей параллели между ними провести нельзя, их частотность в творчестве Анны Ахматовой наталкивает на раздумья: это может быть связано с непостоянством её внутреннего мира, противоречивостью чувств, испытываемых ею всю жизнь.

Образы цветов в поэзии Марины Цветаевой.

Бесспорно, главным цветком на протяжении всего творчества Цветаевой была роза, хотя в раннем творчестве она терялась среди изобилия других цветов: лилии, магнолии, лютиков, гвоздик, маргариток, фиалок, незабудок, ландышей и колокольчиков. Все эти цветы олицетворяют различного рода чувства, переполняющие поэтессу. Марину Цветаеву нельзя охарактеризовать одним словом: она одновременно гордая и застенчивая, упрямая и непреклонная, мечтательная и пылкая – всё это было типично для нее. «Страх и жалость (еще гнев, еще тоска, еще жалость) были главные страсти моего детства», - писала о себе поэтесса. После замужества разнообразная цветочная палитра поэтессы воплощается в розе, символизирующей любовь и светлые чувства, ей сопутствующие. Роза не прекращает быть в центре даже в 1919 – одном из самых сложных годов в жизни поэтессы. Исследователи пишут, что Цветаева являлась редким исключением: она сохраняла невозмутимость, несмотря на такой тяжелый период жизни. Из поэзии Марины Ивановны этот цветок исчез к 1923. Это и гражданская война, и смерть Блока в 1921, которая сыграла не последнюю роль. В нервном расстройстве поэтессы. (Цветаева считала его таким же великим поэтом, как и Пушкина). Одним из главнейших потрясений стала смерть младшей дочери Ирины в приюте. Несмотря на то, что Цветаева относилась к ней при жизни довольно прохладно, в её смерть она не могла поверить долгое время. К тому же все переживания, связанные с семьей, нищетой и просто одиночеством не могли не найти отражения в её поэзии. Вторыми по частоте употребления в её поэзии зрелого творчества стали маки (как символы безмятежности, сна) и тюльпаны. Именно тюльпан (символ смерти) стал одним из последних цветов в творчестве этой поэтессы. Тем самым Цветаева в буквальном смысле «предсказала свою судьбу».

Итак, нужно отметить разнообразие и количество образов цветов в ранней поэзии А. Ахматовой и Марины Цветаевой. Это и понятно: детство, познание мира, чего-то нового, школа, первые знакомые, друзья, первая влюбленность, счастье семейной жизни. Причем символика цветов этого периода у обеих поэтесс совпадает, совпадает она и с принятыми стандартами: лилия - чистота сердца; скромность; гвоздика – непорочность; георгин – достоинство, жасмин белый – дружелюбие, кипарис – скорбь и т. д

Несмотря на разные судьбы, разные характеры и взгляды на мир все-таки главным цветком в поэзии и Ахматовой, и Цветаевой была роза. С уверенностью можно сказать, что это связано с разносторонностью этого образа. Он отлично передает и грусть, и радость, и ненависть, и любовь, и прошлое, и будущее. На языке символов «Роза – это, прежде всего, тайна», а этим все сказано.

На мой взгляд, отношение к цветам у Цветаевой более трепетное. В её образах цветов смысл еле уловим. Главная тема, которую олицетворяют цветы у Ахматовой – это чувства, у Цветаевой не только чувства, но и люди. (ландыш – Софья Голлидэй, одуванчик – младшая дочь Ирина).

Таким образом, можно сказать, что образы цветов в творчестве Ахматовой и Цветаевой – это не только унификация заданных смыслов, это ещё и этапы их жизненного пути.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)