Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образы жизни и смерти в сказках Андерсена

«Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь!» - эти слова из сказки «Бузинная матушка» как нельзя лучше характеризуют творчество Ганса Христиана Андерсена. Автор наделяет жизнью самые обыкновенные предметы: и штопальная игла, и фарфоровые статуэтки, и стручок гороха, и калоши, и птицы, и цветы проживают необыкновенно яркую жизнь на страницах сказок датского писателя. Образы, созданные Андерсеном, связаны с реальностью, они утверждают реальность прекрасного, поэзию действительности, превосходство реального над фантастическим.

Аллегория, образ-характер, психологическая деталь, умение спаять в единое целое сказочное и реальное, юмор и сатира - это способы выражения идеи сказочника. В своем исследовании мы обращаемся к образам Жизни и Смерти в творчестве Андерсена. В сказках Ганса Христиана поэтически разработана вечная тема борьбы Жизни и Смерти, тема Страшного Суда. Сочетание реального и фантастического при изображении этих понятий отмечают многие исследователи творчества Г. ХАндерсена. Предметом исследования являются образы Жизни и Смерти, Страшного Суда в сказках «Цветы маленькой Иды», «Ромашка», «Оле-Лукойе», «Соловей», «Снежная королева», «Лен», «Улитка и розовый куст», «Подснежник». Выявить традиционные и новаторские детали художественного образа, образа-характера, образа-символа смерти и бессмертия в представлении Ганса Христиана Андерсена – цель данной работы.

Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме. Олицетворенная Смерть перешла из мифологии и сказочного фольклора на страницы сказок Андерсена, вечная тема борьбы Жизни и Смерти получает новую трактовку в творчестве датского сказочника.

Методы, используемые в работе: анализ текста, выявление общего и различного в изображении действительности устным народным творчеством и Г. Х. Андерсеном.

Образы цветов в сказках Андерсена как символы Жизни и бессмертия.

Ганс Христиан Андерсен поэтично воспринимал природу: леса, долины, горы особенно вдохновляли его, если с ними к тому же были связаны какие-нибудь предания или легенды о таинственных существах и растениях. Но великий сказочник сам наделял предметы жизнью, душой. Под его пером возникали новые образы, необыкновенные характеры: цветы отправляются на бал, желтая лилия играет на рояле, лен мужественно переносит страдания и приносит пользу человеку.

Образ цветов в сказках Андерсена имеет символический смысл. Обратимся к сказке «Цветы маленькой Иды»: розы с маленькими коронами посещают дом, где есть заболевшие цветы. Студент объясняет маленькой девочке причину болезни: «Цветы были ночью на балу, вот и повесили теперь головки»

Ида хотела бы посмотреть на бал, эта возможность предоставляется девочке: праздник в ее доме посещает королевская чета в окружении свиты. Следует обратить внимание на то, что цветы соблюдают строгую социальную иерархию: возглавляют процессию «две прелестные розы с маленькими золотыми коронами на головах – это были король с королевой. За ними, раскланиваясь во все стороны, шли чудесные левкои и гвоздики». За каждым видом закреплена определенная социальная функция – красные петушьи гребешки являются камер-юнкерами, гиацинты и крокусы – морскими кадетами, голубые фиалки – барышнями, тюльпаны и желтые лилии – пожилыми дамами, маки и пионы – музыкантами. Есть цветы, которые не ведут светской жизни, они стоят на подоконнике, о них заботится мама Иды. И такие простые цветы, как ноготки, ландыши, маргаритки, которые не состоят в королевской свите, имеют право на счастье. Например, крапива влюблена в гвоздику, а маргаритки и ландыши целуются во время танца.

Цветы у Андерсена ведут себя как люди. Они болеют и умирают, взрослеют и старятся, умеют танцевать и играть на фортепиано, любят и целуются. Эти герои оказываются исчерпывающе обрисованными автором, хотя в них проявлена лишь одна черта характера. Вспомним желтую лилию: «она и на рояле играла так же, как Лина: поворачивала свое продолговатое лицо то в одну сторону, то в другую и кивала в такт чудесной музыке». Л. Ю. Брауде называет этот цветок «некрасивым», «жеманной светской барышней». Но мы позволим себе не согласиться с такой оценкой: лилия напоминает фрекен Лину. Сам Андерсен причисляет лилии к классу пожилых дам. Можно предположить, что желтая лилия всего лишь помогает юным цветам развлекаться, играя для них на рояле. А ее движения головой - всего лишь как проявления юмора студента, который заметил сходство цветка и пожилой дамы.

Можно назвать образы цветов в сказке «Цветы маленькой Иды» образами-характерами. Результаты анализа текстов позволяют рассматривать эти образы несколько шире, чем образы-характеры. В дальнейшем мы попытаемся объяснить свою точку зрения в контексте с другими сказками Г. Х. Андерсена.

Роза, один из наиболее распространенных мифопоэтических образов. Набор символических значений розы включает красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, тайну, таинство, тишину. В христианстве роза обретает особую символическую емкость: милосердие, милость, всепрощение, божественная любовь, мученичество, победа.

Л. Ю. Брауде в своей книге «Ханс Кристиан Андерсен» дает следующую оценку цветам: «Среди цветов существует сословное неравенство. Пышные розы в маленьких золотых коронах – король и королева, левкои и гвоздика – придворные». Однако, королевская чета покидает свой роскошный дворец с целью посетить заболевшие цветы, которые оказываются не в состоянии отправиться на бал. Таким образом, отрицательная семантика розы, связанная с трактовкой образа в свете социального неравенства, отпадает. Розы – величественные, милосердные правители, достойные короны.

Обратимся к повести «Снежная королева», где также есть этот образ. Женщина, умевшая колдовать, прячет розы под землю, чтобы Герда не смогла узнать правды о Кае. Но слезы девочки, упавшие на землю, возвращают их к жизни. Розовый куст возвращает Герде надежду: «Он не умер! Мы ведь были под землею, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было». В этом произведении розы являются бессмертными, они воскресают из мира мертвых, возвращают надежды живым. Они приобретают более глубокое символическое значение – образ Иисуса Христа, который своей смертью спасает человечество: «Розы цветутКрасота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа!».

Сказка «Улитка и розовый куст» рассказывает еще одну историю о бессмертии розы и природном круговороте: «Я радовался жизни и цвел – я не мог иначе! Солнце так грело, воздух так освежал меня, я пил живую росу и обильный дождь, я дышал, я жил! Силы поднимались в меня из земли, вливались из воздуха, я жил полною жизнью, счастье охватывало меня, и я цвел, - в этом была моя жизнь, мое счастье, я не мог иначе!».

Розы являются символом бессмертия в сказках Андерсена. К этому выводу мы пришли, проанализировав вышеуказанные сказки. Но не только розы оказываются бессмертными. Букет Иды, который поник после бала, обращается к кукле Софи: «Скажи только маленькой Иде, чтобы она схоронила нас в саду, где зарыта канарейка; летом мы опять вырастем и будем еще красивее!».

Главный герой сказки «Лен» прожил свою жизнь растения, послужил людям в качестве холста, после смерти он возвращается в мир книгой, в которой рассказывается его история. Лен обретает бессмертие и продолжает служить людям.

Подснежник, выдержавший холод и непогоду, предательство и забвение, оказывается в книге стихов «безрассудного юноши» Амброзиуса Стуба. Здесь цветок находит единомышленника и друга: «Ему (подснежнику) было лестно сознавать, что лежит он в прекрасной книге песен неспроста и что юноша, воспевший его, был тоже безрассуден и тоже бросал вызов зиме».

Таким образом, можно сделать вывод, что цветы в произведениях Г. Х. Андерсена не только подражают человеку и выполняют определенную социальную роль, а являются символом бессмертия, бесконечности, жизни, следующей по кругу. Цветы возвращаются на землю, чтобы продолжать жизненный путь в новом обличии, дарить радость, счастье, надежду и веру в светлое будущее.

Образы Смерти и тема Страшного Суда в сказках «Оле-Лукойе», «Соловей».

Судьба цветка из сказки «Ромашка» складывается иначе, чем у рассмотренных выше роз, подснежника и льна. Росла ромашка, не завидовала напыщенным и гордым пионам, пестрым, нарядным тюльпанам, была «довольна всем, жадно тянулась к солнцу и училась у ясного солнышка и у всей окружающей природы, училась познавать благость божью». Тюльпаны «надулись и покраснели с досады», когда к этому простенькому и незаметному цветку спускается жаворонок, целует и поет для ромашки песенку. Но ромашка «радостно-застенчиво» воспринимает свое счастье. Она жертвует своей свободой, жизнью ради жаворонка: когда мальчики вырезают дерн, она оказывается в самой середине куска земли. В этот момент появляется мысль о смерти: «Если ее сорвут, она умрет, а ей так хотелось жить! Теперь она могла ведь попасть к бедному пленнику (жаворонку)!».

Образ смерти, перед которой оказывается беспомощной ромашка, на страницах этой сказки появляется дважды: в виде девушки с острым ножом, срезающей тюльпаны, и пыльной дороги, куда оказывается выброшена ромашка. В этой истории нет надежды на возрождение, возвращение жизни ни жаворонку, ни цветку. Они погибают в результате необдуманных поступков человека: птица погибает, так как дети забыли налить воды, ромашка брошена на дорогу, потому что становится ненужной.

Смерть в этом произведении можно трактовать в традиционном ключе: женщина с косой – девушка с острым ножом, пыльная дорога – образ забвения, бессмысленности существования.

Традиционна оппозиция жизни и смерти в сказке «Подснежник». Тьма, холод, лед, снег, зима, подземелье, низ – олицетворение смерти. Подснежник стремиться вырваться на волю, к солнцу: «Я должен потянуться, выпрямиться и выйти на волю, я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра. Ах, какое это будет счастье!». Солнечный луч, живительная вода, жизнерадостность и вера, любовь, надежда на скорый приход лета – символы жизни. Подснежник является вестником теплого лета, вера делает его сильным и способным противостоять холодному ветру и хмурым дням: «Он хранил лету верность, а солнечные лучи подтверждали, что ждать стоит». Этот хрупкий, нежный цветок вселяет надежду, дает возможность поверить в жизненные силы и продолжать борьбу со смертью.

Победа над смертью возможна – эта мысль находит подтверждение и в сказке Андерсена «Соловей». Смерть приходит к человеку, наделенному огромной властью. Она шаг за шагом отнимает у него символы власти: «на груди у него сидела Смерть. Она надела на себя корону императора, забрала в одну руку его золотую саблю, а в другую – богато расшитое знамя». Китайский император оказался лицом к лицу со Смертью. Исход этой встречи пока неясен, так как возле постели умирающего появляются добрые и злые лица. Борьба за жизнь продолжается. Надежда императора на выздоровление очень слаба: добрых поступков меньше, их голоса заглушает зловещий шепот злых лиц.

Тема Страшного Суда разработана Андерсеном согласно христианским канонам: мотив взвешивания на весах добрых и злых дел человека. Но есть одна особенность – суд из загробного мира переносится в мир живых людей. Человек, не переступивший грани между Жизнью и Смертью, оказывается на судилище. В момент безысходности, неизбежности смерти у Андерсена всегда остается надежда на спасение. Смерть готова исполнить свой приговор, а император сообразно своим делам будет наказан. Он и при жизни оказывается наказан забвением: придворные покидают его покои и спешат поклониться новому императору. Итак, ничто не в силах спасти китайского императора, нет оправдания его бессмысленному существования. В этот напряженный момент раздается чудесное пение соловья.

Живой соловей прилетел, чтобы утешить заболевшего императора. «Он пел, и призраки бледнели, кровь быстрее приливала к сердцу императора; сама Смерть заслушалась соловья». Победа соловья несомненна – смерть возвращает все символы власти императору и возвращается на свое тихое кладбище. Жизнь продолжается, но после испытания смертью человек не может остаться прежним. Воскрешение, жизнь после смерти возможна, если человек способен перемениться, отказаться от прежних убеждений. Недаром император говорит пришедшим его похоронить: «Здравствуйте!» Он приветствует не только придворных, но и Жизнь!

Соловей говорит возрожденному императору: «Я люблю тебя за твое сердце больше, чем за твою корону, и все же корона окружена каким-то священным обаянием!». Человек, наделенный властью, может очень много сделать для блага своих подданных. И Соловей надеется, что император воспользуется возможностью и изменит свою жизнь и позаботится о своих приближенных.

Тема власти звучала уже в данном исследовании: мы касались этого вопроса, когда говорили о коронованных розах. Теперь мысль Андерсена звучит ясно – власть, способная на милосердие, сострадание и сочувствие, достойна уважения и восхищения. Бессмысленное существование ничто не способно оправдать. Китайский император жил, не задумываясь о себе, не беспокоясь ни о чем. Болезнь императора и приход Смерти не случаен. Вспомним храбрый мужественный подснежник, букет Иды, розы в саду колдуньи – живет тот, кто противостоит смерти, борется за жизнь, приносит пользу окружающим. Тот, кто прожигает жизнь, не способен к сопереживанию, не готов к переменам, не достоин жизни.

Смерть в творчестве Андерсена – образ светлый, а не печальный. Надежда на воскрешение есть всегда. Эта мысль находит подтверждение в таких сказках Г. Х. Андерсена, как «Оле-Лукойе», «Соловей», «Снежная королева». Мальчик Яльмар, герой сказки «Оле-Лукойе», не боится смерти. Она приходит ко всем: и к старым, и к молодым. Последняя история гнома-сказочника, рассказанная Яльмару в воскресение, вызывает у читателя прямую ассоциацию с темой Страшного Суда в Новом Завете. Образ воскресшего судьи, образ всадника, образы праведника и грешника соответствуют основным символам христианского мифа о пришествии Иисуса Христа. Но эти образы смерти не пугают мальчика: «Но ведь Смерть – чудеснейший Оле-Лукойе! и я ничуть не боюсь его!» Для Яльмара смерть – это сказочник, который дарит вечный сон. Для Андерсена смерть – всадник, «кафтан на нем весь вышит серебром, за плечами развевается черный бархатный плащ». Он садит перед собой праведника и рассказывает «чудную», «бесподобно хорошую» историю, а грешник мучается от страха за спиной этого всадника, так как он заслужил своей жизнью ужасные сказки. Таким образом, от нас и от наших поступков зависит продолжение истории жизни.

Мальчики, которые стали невольной причиной гибели жаворонка и ромашки, отчасти виноваты в смерти живых существ. Они еще слишком юны, чтобы осознать свою ответственность за жизнь других. Но есть надежда, что к ним придет Оле-Лукойе, раскроет свой цветной зонтик и расскажет поучительную историю, которая раскроет им глаза на происходящее вокруг. Или на поиски отправится Герда, которая своими слезами растопит ледяные сердца и вернет к жизни эти юные создания. Или Соловей в своих чудесных песнях расскажет, как надо поступать. И тогда, спустя много лет, другой Оле-Лукойе, посадит на коня перед собой и расскажет «чудную», «бесподобно хорошую» историю, последнюю в этой жизни.

Заключение.

В заключение, подведем итоги проделанной работы. Во-первых, мы выяснили, что цветы в творчестве Г. Х. Андерсена являются символами жизни. Во-вторых, смерть в сказках датского писателя – это переходный этап жизненного пути. В-третьих, образы смерти в проанализированных произведениях тесно связаны с христианским представлением о Страшном Суде: образ всадника в сказке «Оле-Лукойе», образ добрых и злых дел в сказке «Соловей», две возможности существования после суда, нарисованные в финале «Оле-Лукойе». В-четвертых, образ смерти в творчестве Андерсена неразрывно связан с надеждой на спасение.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)