Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образы знакомых сказок в стихах русских поэтов ХХ века

В стихах, как и в сказках, спрятаны, зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в жизни каждый человек. Жизненный выбор, преодоление себя, взаимопомощь, ответственность, борьба со злом, любовь – со всем этим сталкивается в реальной жизни любой из нас. Стихи, написанные на сюжеты известных русских сказок, рассказывают о вещах, которые знает каждый, о вещах простых. Но люди, которые придумали их, обладали совершенно иным восприятием и пониманием Мира. Их стихи наполнены символическим языком сказок. В них все дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже дерево или камень. Поэты переосмысливают известные сказки для того, чтобы выразить свои сокровенные мысли.

Стихотворение Николая Гумилёва «Маркиз де Карабас» напоминает нам сказку Шарля Перо «Кот в сапогах». Между ними есть общее – это образ учёного кота, играющего одну и ту же роль: он наставляет своего хозяина, даёт ему уроки жизни.

Зачем же спите вы в норе,

Всегда причудливый ребёнок,

Зачем не жить вам при дворе,

Не есть и пить на серебре

Средь попугаев и болонок?

Но стихотворение имеет много отличий от сказки. Во - первых, происхождение у героев разное. В сказке – это сын мельника, который благодаря коту, становится богатым. В стихотворении – «потомок самых древних рас», которому богатство принадлежит по наследству. Во- вторых. Сын мельника ничего не предпринимает сам, за него все решает кот, а он только следует его советам: купаться в реке, притворяться, что он знатный маркиз и владелец огромных полей, садов и замка. Кот делает всё возможное, чтобы его хозяин добился расположения короля и выдал за него свою дочку. В стихотворении же герой живёт своим умом, а кот лишь облегчает ему его существование, украшает его одиночество.

Когда же роща тьму прикличет,

Туман уронит капли рос

И задремлю я, он мурлычет,

Уткнув мне в руку влажный нос

Но, как и в сказке, кот рад служить своему хозяину:

«Мне сладко вам служить. За вас

Я смело миру брошу вызов.

Ведь вы маркиз де Карабас

Но если в сказке главной целью кота было желание добиться справедливости, т. е сделать героя богатым, а, значит, счастливым, то в стихотворении герой кажется странным человеком. Он богат «и дичь в лесу, и сосны гор» « и рыба в глубине озер принадлежит» ему по наследству, но герой не пользуется этим для счастливой жизни. Кота это тоже удивляет, он называет его «причудливым ребенком» и задает вопрос:

Зачем не жить вам при дворе,

Не есть и пить на серебре

Средь попугаев и болонок?

Кот считает ребячеством такое отношение к жизни Маркиза де Карабаса, но, я думаю, что назвать ребячеством то, что богатой и сытой жизни при дворе герой предпочитает жизнь отшельника, нельзя. Ему хорошо на природе. Для него лучше спать « под ивой», смотреть на «отблеск розовых зарниц», говорить с травами и деревьями, что делает его жизнь куда интереснее и привлекательнее.

Для героя естественным является его единение с природой, растворение в ней, а искусственно созданные блага ему не нужны. Все живое в природе поднимается от земли к солнцу: травы, деревья, животные – все растут. Так точно и человек, сливаясь с природой, тоже возвышается и растет. У героя стихотворения широко раскрыты глаза навстречу Миру:

Рукой рассеянно- ленивой

Бросаю камни в дымный пруд.

Как тяжелы они, как метки,

Как по воде они скользят!

«Маркиз де Карабас» заканчивается строчками, которые могли стать эпиграфом к стихотворению или его вторым названием:

И в каждой травке, в каждой ветке

Я мой встречаю маркизат. ( Маркизат – это титул и владение маркиза)

Для героя стихотворения, прежде всего окружающая природа является его владением, то есть истинным богатством, которым он владеет, а вот дворец, светское общество, попугаи и болонки - это все ложное и искусственное, ненастоящее. Оно не может принести радости и сделать человека духовно богатым. А это очень важно.

Стихотворение Бориса Пастернака «Сказка» напоминает нам больше русские народные сказки, так как начало стихотворения перекликается с зачином сказок «Встарь, во время оно», а путь героя лежит через сказочный край.

Путь трудный: «пробиралсяпо репью», «темный лес вырастал навстречу». Герой – воин. Он спешит на сечу, а впереди его ждал «тёмный лес навстречу вырастал вдали». Автор подробно описывает не только все действия конного, но и его чувства.

Ныло ретивое,

На сердце скребло:

Бойся водопоя,

Подтяни седло

Герой «глухой к призыву», он не слушает своё сердце, поступает неосмотрительно, безрассудно и легкомысленно. Не зная, что впереди, он сводит «коня с обрыва попоить к ручью». Уроком для него будет встреча с драконом.

И увидел конный,

И приник к копью,

Голову дракона,

Хвост и чешую

Поэт использовал традиционный сказочный мотив битвы со змеем. Да и образ дракона (огнедышащее чудовище, живет в пещере, люди приносят ему в жертву красавиц) тоже традиционен.

В стихотворении меня удивило то, что обычно в народной сказке герой сражается с драконом, рискуя своей жизнью, ради любимой девушки. Он, не раздумывая, бросается ее спасать. Удивительно, но у Пастернака герой не сразу принимает решение идти на бой с драконом. «Конный» по оврагу подъезжает к пещере, в которой сидит дракон, держащий в плену деву-жертву:

Посмотрел с мольбою

Всадник в высь небес

Внутри него борются страх и доблесть. С одной стороны, герой боится идти на сражение, но, с другой, он хочет победить дракона и стать спасителем несчастной. Возможно, герой задумался на минуту о том, что такое зло и надо ли с ним бороться, возможно, он засомневался в своих силах, а переборов в себе сомнения, решается на бой:

И копье для боя

Взял наперевес.

Никогда подобное состояние героя перед битвой не описывалось в сказках.

Третья часть начинается со строк:

Сомкнутые веки.

Выси. Облака.

Воды. Броды. Реки.

Годы и века.

Ключевые слова этого отрывка «годы и века» указывают на то, что остается вечным на земле. Читая третью часть, испытываешь чувство грусти и тревоги, потому что в сказке добро всегда побеждает зло, и герои бывают вознаграждены. Стихотворение же заканчивается не так и этим отличается от обычной сказки.

Конный в шлеме сбитом,

Сшибленный в бою

Конь и труп дракона

Рядом на песке.

В обмороке конный,

Дева в столбняке.

Герои стихотворения не могут проснуться. Видимо, «от потери крови и упадка сил». Здесь мы видим, как зло держит в своих руках и конного и пленницу, оно не хочет их отпускать.

Но сердца их бьются.

То она, то он

Силятся очнуться

И впадают в сон.

Борис Пастернак таким финалом стихотворения дает возможность подумать нам о силе зла, о героическом и трагическом в жизни человека. Не все в жизни заканчивается так, как хочется. А иногда приходится жертвовать и жизнью.

Ещё одно стихотворение с таким же названием мы находим в творчестве Ивана Бунина. Но оно мало, чем похоже на предыдущее. В нем нет ни сказочных героев, ни сказочного сюжета, ни сказочного зачина и концовки, - нет ничего того, что бы напомнило волшебную сказку. Но поэт называет свое стихотворение «Сказка» потому, что сказочна красота нарисованной картины; чудесен светозарный полдень, удивителен тёплый розовый песок, узоры на нём; синий небосклон радостно-высок; завораживает зеркальная гладь моря, его простор, даль

Лирический герой в жаркий летний день гуляет в бору, где всё озарено солнцем, где бор весёлым блеском напоён, где смола на соснах янтарная и “прозрачнее стекла”. Но все это герой видит лишь во сне.

«. И снилось мне, что мы, как в сказке». Образы и картины, предстающие перед героем, действительно, сказочные: «пустынные берега», « дикое синее лукоморье», « глухой бор». Но в стихотворении есть и много реальных картин: « летний светозарный полдень», « радостно - высокий небосклон» и т. д. Почему же автор передает свое ощущение от увиденного сна фразой «как в сказке»? Лирический герой не одинок: появляется “она”, с которой он идёт “вдоль пустынных берегов над диким синим лукоморьем. Он молод, влюблен и счастлив, поэтому « теплый розовый песок», « смола, прозрачнее стекла», « играл зеркальный отблеск моря» кажутся ему фантастическими, волшебными, прекрасными и, конечно, сказочными.

Бунин помнит ощущения детства — свет, доброту, теплоту, заботу, нежность, любовь, которые его окружали.

Прощание с детством описала Марина Цветаева в своем стихотворении « Из сказки в жизнь». В нем она советует не пускать в свое сказочное детство тех, кто смотрит на него « с участием или гневно». Она считает, что свои детские тайны можно доверять только тому, кто понимает.

Никому – с участьем или гневно-

Не позволь в былое заглянуть.

Добрый путь, погибшая царевна,

Добрый путь!

Детство Цветаева называет «погибшая царевна», но это не значит, что, если детство кончилось, значит, сказка должна умереть. Во взрослой жизни от сказки должны обязательно остаться самые лучшие и самые яркие воспоминания.

3. Заключение

Итак, мы побывали в сказочной стране, нарисованной такими поэтами, как Николай Гумилев, Борис Пастернак и Иван Бунин. Обращение к сказке для поэтов – это повод поговорить и напомнить людям о вечных ценностях: об Истине, Добре, Счастье и Красоте.

Обычно человек проносит через всю свою жизнь только самые светлые и добрые воспоминания о детстве: улыбку мамы, её сказки на ночь, сильные руки папы и его шутки. Не помнит - разбитых коленок и синяков, сломанных игрушек и лопнувших мячиков, детских ссор во дворе. Люди вспоминают о детстве всегда с улыбкой: как ворчала бабушка на мокрые штаны после веселого катания с горки, как играли в снежки, строили крепости из снега и шалаши из сухих веток и листьев. А какими вкусными казались мороженое и лимонад в парке! Всегда хочешь вернуться в детство.

Если бы мне предложили написать стихотворение о своем детстве, я бы обязательно включила в него такого сказочного героя, как Мальвина. На эту девочку с голубыми волосами я всегда хотела быть похожей, так как она была самой красивой куклой из кукольного театра, её любили все звери и птицы за её воспитанность, кротость и доброту. Мне также хотелось жить в прекрасном домике на сизой поляне, иметь такие же красивые наряды. Со временем всё это: наряды, своя красивая комната, игрушки появилось у меня, и Мальвина перестала быть моим идеалом, так как я поняла, что для счастья это не очень важно. Главное – это хорошие и добрые отношения с людьми, любовь и уважение к родителям, здоровье и удача во всем. И ещё, я думаю, что, если ты с детством ты не расстанешься никогда, значит, ты всегда будешь в сказочной стране.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)