Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образования прозвищ школьников

Проблема: Каковы причины возникновения и широкого распространения в школьной среде различных прозвищ.

Гипотеза: если имя человека в основном служит для различения лиц в каком- либо коллективе или группе, то почему возникают прозвища.

Цель: исследовать основные закономерности появления школьных прозвищ и определить степень употребления их в связи с возрастом.

Задачи: Определить среду распространения школьных прозвищ.

Рассмотреть основные способы образования школьных прозвищ.

Выявить продолжительность существования прозвищ.

Методы: анкетирование, анализ и обработка данных.

Аннотация.

Цель данной статьи - изучить некоторые закономерности возникновения и употребления прозвищ среди школьников. В ходе работы проведено анкетирование среди учащихся, анализ и обработка данных. Выявлены и выделены основные способы происхождения и возникновения прозвищ, их классификация по группам. Работа имеет научно- исследовательский характер и расширяет лингвистический кругозор.

Удивительные люди.

В третьем «г» вошло в привычку-

Очень странная она:

Отзываются на кличку-

Позабыли имена!

Скажешь Рябчикову: «Витя!»-

Он решит: других зовут.

Ну, а «Рябчик» позовите-

Витя сразу тут как тут.

Помидоровой Татьяне

Скажешь: «Таня!» - тишина

«Помидора !»- сразу станет

Вся внимание она.

Коля- Бантик, Катя- Чудик,

Лена Струнова- Струна

. Удивительные люди:

Позабыли имена!

(В. Торопыгин)

Имя- название, наименование, слово, которым зовут, означают особь, личность.

Прозывать, прозвать кого, что чем, называть, именовать, давать назыв, название, кличку, имя, или проименовывать; давать кличку добавочную к имени, прозвание или прозвище.

Такое определение дается в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

Прозвища давались людям их родственниками, соседями, сословным и социальным окружением. Причем в прозвищах, как правило, отражались какие- то характерные черты, присущие именно этому человеку, а не другому. Закрепившись в фамилиях, эти черты и особенности наших далеких предков дошли до сегодняшнего времени.

Нередко в качестве прозвища человек получал название какого- нибудь животного или птицы, так в прозвище подмечался внешний облик человека, его характер или привычки. Одного за драчливость могли прозвать Петухом, другого за длинные ноги Журавлем, третьего Ужом- за способность всегда вывернуться, избежать наказания или опасности. От них впоследствии могли возникнуть фамилии.

Прозвища школьников - разряд имён собственных, который до сих пор не привлекал внимания учёных.

Обратимся к толковому словарю и определим значение слова «прозвище». Прозвище- название, данное человеку в шутку, в насмешку и т. д. ( обычно содержащее какую- то заметную черту его характера, наружности , деятельности и т. д. ) В современной разговорной лексике мы можем найти синонимы этого слова- кликуха, погоняло.

Нас же, школьников, прозвища очень интересуют, поскольку у всех нас они есть или были. Сбор материала для исследования мы проводили так: приходили к ребятам в класс и просили их написать свои прозвища, все, которые были у них на протяжении их жизни. Кроме этого, предлагали по возможности указать, когда они возникли, как долго существовали или существуют, указать среду употребления, распространенность среди окружающих.

Опрошены были ученики 8- 11-ых классов нашей школы, всего 85 человек. А прозвищ записано более 120. Теперь нужно было подумать, какие вопросы можно задать к этому лингвистическому материалу?

Первым, на мой взгляд, должен быть такой: нельзя ли обнаружить какие-то закономерности в происхождении прозвищ? Оказалось, что среди прозвищ можно выделить следующие группы.

Прозвища от фамилий- носителей прозвищ

Веник (Викенина), Бж- Бж (Бадмажапов Баир Бадмажапович), Дюшес (Дашицыренов), Дагля (Дагбаев), Банан (Маннанов), Балда (Балданов), ВВС (Би- би- си , Б. Б. С- Батуева Бальжин Сергеевна), Дармоед (Дармаев), Гид (Г и Д- Галсанов Доржо), Чернила (Чернинов), Хорек (Хоренов), Козлик (Козлов), Бохолдой (Борхондоев).

По внешним признакам человека

Спичиночка, тростиночка- слишком худой.

Кащей- худой.

Пингвин-мальчик плотного телосложения, неуклюжий.

Пончик- плотного телосложения.

Бабгай- по телосложению, похожий на медведя.

Верблюд- по походке.

Пес- по чертам лица.

Зэк- по прическе, очень короткая.

Носик- по форме носа.

Борбило (Воробей)-по форме головы.

Очкарик- носит очки.

Тучка- по цвету кожи, очень смуглый.

Рыжик- рыжий.

Пончигма- от «пончик» , девочка плотного телосложения.

Сова-по большим глазам.

Червяк-худой.

Хрюша- по форме носа, похожего на пятачок.

От личных имен носителей прозвищ

Агбанистан (искаженное от Афганистан)- Агбан.

Юрбан-Аюр.

Кокоша- Зоригтоша, Зоригто, также как вариант -Зоря

Туман-Тумэн.

Серый- Сергей.

Чен-Ринчин.

Сэга- сокращганьш вариант от Сэсэгма.

Думбис- Дулмажаб.

Дулмон-Дулма.

Болоха, Блоха- Болот.

Бабусяка-Бабу.

Карбюратор-Батор.

Дашдок- сокращенное от Дашидондок.

Нана- Нина.

Настас- Анастасия.

Кыла- Коля. Мункодон- Мунко. Жаба-Жалсан. Тузик-Туяна. Жама- Жаргалма.

По особенностям характера

Малыш- носитель данного прозвища имеет детское поведение. Султан- по манере поведения, снобизм

Супермен- по умственным способностям.

Пенальти- по привычке пинать мяч без причины. Мультик- широкая улыбка. Танк- напористый.

Уменьшительно-ласкательные от собственных имен

Дулмажан- Дулмажаб.

Сяма- Саяна.

Русик- Руслан.

Бальжунай, Бальжухай - Бальжинима.

Пуня- Пурбодоржо.

Ринчухай, Ринченок- Ринчиндоржи.

Муня- Мыдыгма.

Цыдана- Цыдена.

По какому-то событию, поступку человека, носителя прозвища

Шорок шесть- неправильное произношение звука «с»

Баба-яга- играла роль бабы-яги на Новогоднем бал-маскараде.

Прозвища, образованные в рифму с личным именем или фамилией носителя

Сашок-Горшок- Саша. Болотка-пилотка -Болот. Дабашка-таракашка- Даба. Аленка-пеленка- Алена. Ленка-пенка- Лена. Бико-Бикович- Баир. Андрей-воробей- Андрей. Батор-карбюратор- Батор. Доржик- коржик- Доржо.

По национальным признакам, месту прежнего проживания

Узбечка-Айгуль, отец-выходец из Узбекистана.

Татар-Маннанов Сергей, отец-татарин.

Молдаван-Томаш , переселенцы из Молдавии. Калмык-Аракбинов, калмык по национальности.

Также в результате анкетирования выявились прозвища, которым сложно было найти объяснение. Это такие как Хапти, Харби, Луна, Звезда, Эльчик, Тугди, Согжи, Камкря, Гапрю, Огонь.

Ребята сами также не смогли или не захотели объяснить происхождение этих прозвищ, С именами, и фамилиями эти прозвища не связаны. В результате размышлений возникло. такое предположение. Есть прозвища, которые появились не потому, что они как-то связаны с тем человеком, к которому относятся, а потому, что они просто нелепые, и в этом их «смысл».

Следующий вопрос: как меняются прозвища с возрастом ребят? Анализируя анкеты, мы заметили, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт с 6-го по 9-й класс, а в 10—11-м— резко сокращается. Почему так происходит? Это ещё один вопрос, на который надо искать ответ.

Заслуживают внимания и некоторые другие замеченные нами факты. Например, то, что у части школьников прозвищ нет, а у других их число в одно и то же время доходит до десяти. И не всегда эти прозвища употребляются в разных местах, иногда в одном и том же коллективе. Почему у одних ребят одно и то же прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяет другое?

Там, где более дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ, сказывается общий культурный фон.

Главный вопрос: зачем вообще, нужны прозвища, в том числе школьникам? Некоторым людям, особенно взрослым, кажется, что прозвища что-то вроде курения вредно и ненужно. Нередко это так. Но вот, например; в классе пять Саш или четыре Батора, и тогда прозвища помогают в общении. Да и просто скучно было бы без прозвищ, исчезла возможность пофантазировать и по-доброму посмеяться.

У нас пока больше вопросов, чем ответов. Но мы ставили перед собой цель показать, что материал этот не только интересный; но и по- своему ценный: он объясняет нам что-то в нас самих. Точнее сказать, может объяснить, если мы ответим на свои же вопросы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)